Перейти к содержанию

Церковь Господа на чердаке


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

38692654_10216265838180688_3911431419456389120_n.jpg?_nc_cat=0&oh=fe4bbaa7d80d35ed06843854381ebe62&oe=5BF8F2CC

 

Римско-католическая Церковь Господа на чердаке (Амстердам, Нидерланды), 1662-1663, Арх. ?, проект реализован по заказу Яна Хартмана.

 

Амстердамская церковь на чердаке прямо посреди квартала Красных фонарей (символично, не так ли?) – относится к так называемым "Versteckte Kirche" (нем. «скрытая церковь»), появившихся после Реформации в Европе. В ту пору как огонь распространилась практика запрета на проведение публичных богослужений представителям негосударственных церквей и конфессий, однако в некоторых местах правительства всё же позволяли организовывать молитвенные встречи религиозным меньшинствам, если собрания были «незаметны» для города и общественности. Второй вариант объясняется не столько бОльшей религиозной толерантностью конкретных правительств (хотя именно о ней любят толковать, разумеется), сколько простой инструментальной политической необходимостью. Так контролировать малые, как бы сейчас сказали, «оппозиционно настроенные» группы, было удобнее.

 

38701206_10216265832860555_9155584945979129856_n.jpg?_nc_cat=0&oh=0b4b175c5dbbd56bfe2dcefefa1b7ffd&oe=5C10E3C9

 

Когда в 1578 году власть в Амстердаме перешла к протестантам, католиков в городе было чуть меньше четверти. Видимо, это и побудило городской совет позволить католикам существовать «по-тихому», но существовать.

 

А когда был подписан Оснабрюкский мирный договор (часть договора Вестфальского, 1648), то выбранный «режим сосуществования» обрёл и юридические основания. Документ чётко определил три типа религиозных отправлений: «домашнее поклонение» ("devotio domestica"), публичная религиозная практика ("exercitium religionis publicum"), а также частная религиозная практика ("exercitium religionis privatum"). Именно в последнюю категорию и попали упомянутые «скрытые церкви», т.к. представители этих общин: не обладали зданиями «особой» архитектуры, не собирали людей колокольным звоном, не вывешивали расписаний богослужений, не устраивали процессий по городу. А именно таковы были критерии «публичности» в принятом документе.

 

38813798_10216265835220614_4266940757492891648_n.jpg?_nc_cat=0&oh=6997b9d6233ce824df589d1d4c117d15&oe=5C11962D

 

/// Любопытное примечание (по источнику, описываемому в Benjamin J. Kaplan, Religious Conflict and the Practice of Toleration in Early Modern Europe, Cambrige, MA: Harvard University Press, 2007, 415 p. ). В 1691 году в Амстердаме францисканцам (т.е. католикам в стране с официальной протестантской церковью) было разрешено построить храм, но при условии, что: вход в здание не будет расположен на главной улице, но во дворах; никто не будет оставлять (парковать) свои повозки ждать на главной улице, а также — вообще никто никого не будет там «ждать»; рядом с церковью не будут собираться и клянчить милостыню нищие; богослужения будут планироваться так, чтобы протестанты и католики не встречались на улице по пути в свои церкви. Католикам запрещалось идти в церковь группами, демонстрировать молитвенники, розарии (чётки) и «другие вызывающие предметы». ///

 

38654437_10216265838700701_4750581537043382272_n.jpg?_nc_cat=0&oh=71f0a12abd279cfbe42918420efae9bd&oe=5BCACD56

 

Церковь Господа на чердаке – это и правда, в буквальном смысле, церковь на чердаке: на верхних этажах трёх объединённых в одно помещение домов, выкупленных в 1661 году на тот момент 42-летним немецким купцом католиком Яном Хартманом, отцом пятерых детей, успешно промышлявшим в торговле льном и что-то там крутившим с акцизами на винную продукцию. Последнее занятие позволяло ему обеспечивать свою церковь хорошим вином, а это важно для Литургии. На нижних этажах сгруппированных воедино домов размещалась квартира владельца и причт, в который Ян сразу пригласил жить священника. Им стал священник Питер Парментье, августинец. Как заверяет биография (https://www.biografischportaal.nl/persoon/70172611), отец работал «с большим усердием и осторожностью», был скромен, внимателен и заботлив, особенно – к беднякам. Умер он в 1681 году, на 82 году жизни.

 

38708134_10216265839460720_6566452323487318016_n.jpg?_nc_cat=0&oh=ae47d037c1347958926f3b0a5c4d3838&oe=5C07F9AC

 

По слухам, раньше «чердачную» церквушку называли в народе «церковью петуха и оленя». Олень – в честь самого Хартмана (фамилия Hartman), а «Петух» – по названию переулка, где был расположен вход в церковь. Heintje Hoekssteeg – (Heintje от «петух») – по фамилии жившего там между 1382 и 1410 гвардейца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38808280_10216265850260990_2786079825318641664_n.jpg?_nc_cat=0&oh=5806283b9d336db7d5be70f25a4dc762&oe=5C00C325

 

После изменения политической ситуации и открытия «нормальной» церкви (базилики) св. Николая в 1887 году, «чердачная» церковь была переделана в музей (апрель 1888), и стала вторым общественным музеем в истории Амстердама после Рейксмюсеума. Сначала музей назывался «Музей Амстелкринг», а потом получил название «Музей Господа на чердаке / Museum Ons' Lieve Heer op Solder».

 

С 1952 года в церкви-музее раз в месяц (по первым воскресеньям месяца или праздникам) служат Мессы, приглашают хороших органистов. После служб администрация приглашает всех прихожан на печеньки с чаем в их кафе. Ребята говорят, что опыт «возвращения прихода» подсмотрели у своих коллег-работников культуры в Париже.

 

38644119_10216265843100811_5777536435452116992_n.jpg?_nc_cat=0&oh=f76eede99b4ce48e899cfe493d77ae6c&oe=5C085824

 

Интерьер церкви видоизменялся, поэтому до наших дней дошёл образ интерьера XIX, а не XVII столетия. Современные реставраторы внимательно следят за сохранением облика интерьера 1862 года (времён последней реновации). Колькотаровый цвет – дань моде того времени. Свинцовые белила, содержавшиеся в оригинальной краске, больше не разрешено применять, поэтому реставраторам пришлось обратиться к учёным, чтобы найти подходящую и «легальную» формулу, которая бы передавала оригинальный оттенок. Ещё реставраторы, разумеется, заменили газовые светильники 19 столетия на электрические, но сохранили оригинальную форму первых.

 

Орган мастера Генри Мейера был установлен в церкви в 1794 году.

 

38672535_10216265842500796_2656135448044240896_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9c50ab371ce1592be0cd81a271b35bc6&oe=5C03E45C

 

Музей вообще классный, «сам собою живой». Интересные экспозиции. Для затравки: в 2013 году эти ребята затащили, например, в дом через узкий проём ковш экскаватора, чтобы э... вскрыть обнаруженную при реконструкции фундамента старую выгребную яму, которая под ним находилась и успешно использовалась с 17 по 19 век. Достали они оттуда много всего интересного (спойлер: в основном – посуда), экспозиция так и называется: «Сокровища выгребной ямы».

В 2015 году музей был расширен, к оригинальному «тройному» зданию через подземный ход был присоединён стоящий неподалёку дом, где был организован новый главный вход, кафе, аудитории и размещены служебные помещения.

 

Смотрите больше вот тут: opsolder.nl или на их странице в фб Museum Ons' Lieve Heer op Solder (большая фотографий часть из поста – нагло взята оттуда).

 

38704823_10216265842620799_7549815060483276800_n.jpg?_nc_cat=0&oh=d734495a5d882c3a5bea5d80e3dcf1de&oe=5C06ACCE

 

38740200_10216265837020659_3268965678467514368_n.jpg?_nc_cat=0&oh=d9100d6c4b1713922441434297f1ce1d&oe=5BCB8B23

 

38726063_10216265840940757_5724505271657562112_n.jpg?_nc_cat=0&oh=0ce5b23542271f1b5520a35d21fd3488&oe=5C03F68F

 

38678795_10216265840740752_4256123659019616256_n.jpg?_nc_cat=0&oh=398aceb10e4e7cf2db31505f38f1a229&oe=5BCD2598

 

Ольга Щедрина

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага, я там был, но, к сожалению, мои фотографии намного хуже. А место очень примечательное. Вообще в Амстердаме, в отличие от других протестантских частей Нидерландов, была (по тогдашним кальвинистским меркам) настоящая веротерпимость - "разрешали" не только католиков, но и лютеран, и меннонитов, и даже синагога была. Ну, точнее, не разрешали, а официально смотрели сквозь пальцы на их существование. Всё-таки торговый город, много приезжих из самых разных стран - приверженцев разных конфессий. Еще интересно, что из окон там видно с одной стороны Ньиве керк (Новую церковь), главный католический храм Амстердама до альтерации - перехода власти в городе к протестантам в 1578 г., а с другой - базилику св. Николая, построенную в 1887 г., когда католичество снова приобрело легальный статус. То есть эта церковь как бы связывает собою эпохи до и после гонений.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впервые захотелось поехать в Амстердам, желательно в первое воскресенье месяца :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...