Neta Опубликовано 8 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2018 Римско-католическая Церковь Господа на чердаке (Амстердам, Нидерланды), 1662-1663, Арх. ?, проект реализован по заказу Яна Хартмана. Амстердамская церковь на чердаке прямо посреди квартала Красных фонарей (символично, не так ли?) – относится к так называемым "Versteckte Kirche" (нем. «скрытая церковь»), появившихся после Реформации в Европе. В ту пору как огонь распространилась практика запрета на проведение публичных богослужений представителям негосударственных церквей и конфессий, однако в некоторых местах правительства всё же позволяли организовывать молитвенные встречи религиозным меньшинствам, если собрания были «незаметны» для города и общественности. Второй вариант объясняется не столько бОльшей религиозной толерантностью конкретных правительств (хотя именно о ней любят толковать, разумеется), сколько простой инструментальной политической необходимостью. Так контролировать малые, как бы сейчас сказали, «оппозиционно настроенные» группы, было удобнее. Когда в 1578 году власть в Амстердаме перешла к протестантам, католиков в городе было чуть меньше четверти. Видимо, это и побудило городской совет позволить католикам существовать «по-тихому», но существовать. А когда был подписан Оснабрюкский мирный договор (часть договора Вестфальского, 1648), то выбранный «режим сосуществования» обрёл и юридические основания. Документ чётко определил три типа религиозных отправлений: «домашнее поклонение» ("devotio domestica"), публичная религиозная практика ("exercitium religionis publicum"), а также частная религиозная практика ("exercitium religionis privatum"). Именно в последнюю категорию и попали упомянутые «скрытые церкви», т.к. представители этих общин: не обладали зданиями «особой» архитектуры, не собирали людей колокольным звоном, не вывешивали расписаний богослужений, не устраивали процессий по городу. А именно таковы были критерии «публичности» в принятом документе. /// Любопытное примечание (по источнику, описываемому в Benjamin J. Kaplan, Religious Conflict and the Practice of Toleration in Early Modern Europe, Cambrige, MA: Harvard University Press, 2007, 415 p. ). В 1691 году в Амстердаме францисканцам (т.е. католикам в стране с официальной протестантской церковью) было разрешено построить храм, но при условии, что: вход в здание не будет расположен на главной улице, но во дворах; никто не будет оставлять (парковать) свои повозки ждать на главной улице, а также — вообще никто никого не будет там «ждать»; рядом с церковью не будут собираться и клянчить милостыню нищие; богослужения будут планироваться так, чтобы протестанты и католики не встречались на улице по пути в свои церкви. Католикам запрещалось идти в церковь группами, демонстрировать молитвенники, розарии (чётки) и «другие вызывающие предметы». /// Церковь Господа на чердаке – это и правда, в буквальном смысле, церковь на чердаке: на верхних этажах трёх объединённых в одно помещение домов, выкупленных в 1661 году на тот момент 42-летним немецким купцом католиком Яном Хартманом, отцом пятерых детей, успешно промышлявшим в торговле льном и что-то там крутившим с акцизами на винную продукцию. Последнее занятие позволяло ему обеспечивать свою церковь хорошим вином, а это важно для Литургии. На нижних этажах сгруппированных воедино домов размещалась квартира владельца и причт, в который Ян сразу пригласил жить священника. Им стал священник Питер Парментье, августинец. Как заверяет биография (https://www.biografischportaal.nl/persoon/70172611), отец работал «с большим усердием и осторожностью», был скромен, внимателен и заботлив, особенно – к беднякам. Умер он в 1681 году, на 82 году жизни. По слухам, раньше «чердачную» церквушку называли в народе «церковью петуха и оленя». Олень – в честь самого Хартмана (фамилия Hartman), а «Петух» – по названию переулка, где был расположен вход в церковь. Heintje Hoekssteeg – (Heintje от «петух») – по фамилии жившего там между 1382 и 1410 гвардейца. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 8 августа, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 8 августа, 2018 После изменения политической ситуации и открытия «нормальной» церкви (базилики) св. Николая в 1887 году, «чердачная» церковь была переделана в музей (апрель 1888), и стала вторым общественным музеем в истории Амстердама после Рейксмюсеума. Сначала музей назывался «Музей Амстелкринг», а потом получил название «Музей Господа на чердаке / Museum Ons' Lieve Heer op Solder». С 1952 года в церкви-музее раз в месяц (по первым воскресеньям месяца или праздникам) служат Мессы, приглашают хороших органистов. После служб администрация приглашает всех прихожан на печеньки с чаем в их кафе. Ребята говорят, что опыт «возвращения прихода» подсмотрели у своих коллег-работников культуры в Париже. Интерьер церкви видоизменялся, поэтому до наших дней дошёл образ интерьера XIX, а не XVII столетия. Современные реставраторы внимательно следят за сохранением облика интерьера 1862 года (времён последней реновации). Колькотаровый цвет – дань моде того времени. Свинцовые белила, содержавшиеся в оригинальной краске, больше не разрешено применять, поэтому реставраторам пришлось обратиться к учёным, чтобы найти подходящую и «легальную» формулу, которая бы передавала оригинальный оттенок. Ещё реставраторы, разумеется, заменили газовые светильники 19 столетия на электрические, но сохранили оригинальную форму первых. Орган мастера Генри Мейера был установлен в церкви в 1794 году. Музей вообще классный, «сам собою живой». Интересные экспозиции. Для затравки: в 2013 году эти ребята затащили, например, в дом через узкий проём ковш экскаватора, чтобы э... вскрыть обнаруженную при реконструкции фундамента старую выгребную яму, которая под ним находилась и успешно использовалась с 17 по 19 век. Достали они оттуда много всего интересного (спойлер: в основном – посуда), экспозиция так и называется: «Сокровища выгребной ямы».В 2015 году музей был расширен, к оригинальному «тройному» зданию через подземный ход был присоединён стоящий неподалёку дом, где был организован новый главный вход, кафе, аудитории и размещены служебные помещения. Смотрите больше вот тут: opsolder.nl или на их странице в фб Museum Ons' Lieve Heer op Solder (большая фотографий часть из поста – нагло взята оттуда). Ольга Щедрина Источник 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Oleg-Michael Опубликовано 8 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 8 августа, 2018 Ага, я там был, но, к сожалению, мои фотографии намного хуже. А место очень примечательное. Вообще в Амстердаме, в отличие от других протестантских частей Нидерландов, была (по тогдашним кальвинистским меркам) настоящая веротерпимость - "разрешали" не только католиков, но и лютеран, и меннонитов, и даже синагога была. Ну, точнее, не разрешали, а официально смотрели сквозь пальцы на их существование. Всё-таки торговый город, много приезжих из самых разных стран - приверженцев разных конфессий. Еще интересно, что из окон там видно с одной стороны Ньиве керк (Новую церковь), главный католический храм Амстердама до альтерации - перехода власти в городе к протестантам в 1578 г., а с другой - базилику св. Николая, построенную в 1887 г., когда католичество снова приобрело легальный статус. То есть эта церковь как бы связывает собою эпохи до и после гонений. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Надзея Опубликовано 15 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 15 августа, 2018 Впервые захотелось поехать в Амстердам, желательно в первое воскресенье месяца Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти