Перейти к содержанию

Духовный опыт св. Клары Ассизской


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Клара Ассизская - Итальянская Святая - Биография

 

В начале 13 века, когда властвовали роскошь и чувственность, возникает образ святого Франциска, давшего мужчинам пример жизни в бедности и покаянии. Но Господь также пожелал дать пример пренебрежения к суете мира женщинам того времени, тщеславным и зависимым от удовольствий. Для этой миссии Он выбрал Клару, девушку из известного дворянского рода, появившуюся на свет 20 января 1194 года. Её отец Фавароне ди Оффредуччо был дворянином, а мать, раба Божия Ортолана, умерла в ореоле святости.

 

Ещё до рождения ребёнка матери было открыто, что её дитя станет ярким светом миру. Этот свет мать замечала в своей дочери с ранних лет. Помимо внешней красоты, Клара обладала обаянием и редкими качествами ума. Она была любимицей семьи, и едва расцвела её женственность, несколько женихов уже искали её руки.

 

Но её добродетели превзошли многочисленные дары природы. Она интересовалась жизнью бедняков и часто отказывала себе в каких-то вещах, чтобы поделиться ими с более бедными членами Христовыми. Она любила молитву, это был сладчайший восторг для неё – отдать своё сердце чувству пылкой преданности Христу в Пресвятых Дарах. Под своими красивыми одеждами она носила власяницу, чтобы почтить страдания Христа и сохранить целомудрие ради Него.

 

Ей было 18 лет, когда она услышала проповедь святого Франциска в кафедральном соборе Ассизи во время Великого поста 1212 года. Его слова о пренебрежении к миру и о покаянии, в частности, его святой пример, так сильно влияют на Клару, что она примеряет его на себя и вскоре осознает, что Господь призывает её, чтобы, подобно ему, вести жизнь в уединении монастыря. Не колеблясь, она выполняет Божьи планы. Понимая, что её семья, желающая ей блестящего будущего в миру, будет возражать против её призвания, она тайно сбегает из дома.

 

В Вербное воскресенье Клара отправилась в церковь на богослужение в богатых одеждах. В ту ночь в сопровождении пожилого родственника она пришла к маленькой часовне Матери Божией Ангельской, где её встретили святой Франциск и его братья с зажженными свечами в руках. Перед алтарем она сняла свой красивый головной убор, и святой Франциск обрезал ей волосы и покрыл голову вуалью из простого льна. Вместо дорогих одежд она получила грубое покаянное вретище и была опоясана белым шнуром. Таков был путь, на который мать и основательница Бедных Кларисок вступила 18 марта 1212 года. До поры до времени святой Франциск отправил её в монастырь сестер-бенедиктинок.

 

Когда Клара успешно преодолела сопротивление своей семьи, которая намеревалась заставить ее вернуться домой, ее сестра Агнес присоединилась к ней в ее жертве. Святой Франциск устроил маленький монастырь для них недалеко от церкви святого Дамиана. Там количество посвященных Богу дев вскоре увеличилось. Они служили Богу в большой бедности, строгом покаяния и полном уединении от мира в соответствии с правилом, которое дал им святой Франциск. Клара была обязана в послушании принять должность настоятельницы в 1215 году и исполнять эти обязанности на протяжении 38 лет, до самой смерти. Но ее любовь к смирению находила компенсацию в исполнении самой тяжелой работы для своих сестер. Несмотря на огромные физические страдания, она стала для них ярким примером рвения в покаянии и молитве.

 

В 1240 году армия сарацин, бывших на службе императора Фридриха II, приблизилась к Ассизи. Они атаковали небольшой монастырь Сан-Дамиано, лежавший за пределами города, и уже взобрались на его стены. В смертельном страхе сестры прибежали к настоятельнице, которая лежала больная в постели.

Святая, неся дарохранительницу с Пресвятыми Дарами, подошла к окну монастыря. Там она горячо умоляла Господа небес словами псалмопевца (Пс 73:19): «Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда». Таинственный голос с небес сказал: «Я всегда буду присматривать за тобой». Тотчас паника охватила осаждающих. Луч яркого света, который исходил от Святого Причастия, ослепил их. Они упали со стен и бежали прочь. Монастырь был спасен и город Ассизи был избавлен.

 

После на протяжении 30 лет Клара страдала от серьезной болезни и чувствовала, что ее конец приближается. После того, как она получила последние таинства, она и одна из ее сестер увидели Царицу девственниц, идущую с большим эскортом, чтобы встретить ее, супругу Иисуса Христа. 11 августа 1253 года она вошла в вечную радость, ее тело было погребено на следующий день. Папа Александр IV канонизирован ее уже в 1255 году, а в 1958 – она была выбрана в качестве всемирной покровительницы телевидения.

 

францисканцы.рф

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

File:SDamiano-Clara og søstre.jpg

 

Святая Клара Ассизская, выросшая в тени святого Франциска, как его «малый росточек», — образ крайней простоты и последовательности: женщина немногих идей, но идей столь ясных, сильных и глубоких, пережитых с такой цельностью и самоотдачей, что они стали идеями-силой, идеями, животворящими все ее существование. Углубляясь в них вслед за ней, невозможно не достичь, как сама она, Абсолюта.

 

Духовная жизнь Клары, как она предстает в ее писаниях, напряжена между двумя полюсами: Бедностью и Царством Божиим; опустошенностью себя и исполненностью Богом, во Христе нищем и смиренном, два полюса; но в жизни Клары, как у Франциска, как в самом Евангелии, они постепенно, в духовном пути, обнаруживают сущностное единство, запечатленное ликом нищего и распятого Христа. Царствие и в самом деле принадлежит нищим (Мф. 5,3).

Перед лицом Божиим Клара — «нищая» по преимуществу.

 

Нищету и уничижение Сына Божия и Его нищей Матери Франциск предложил ей как пробное испытание: «Блаженный отец, — пишет она в «Правиле», — полагая, что мы не страшились никакой нищеты, труда, страдания, уничижения, но что, напротив, почитали все сие за великую радость, движимый отеческой любовию, написал для нас «Образ жизни» (гл. VI,2; ср. ЗавКл. 27-29).

 

Ведомая Франциском, Клара, не колеблясь, «отреклась» от мира, как он. Вместе с ним она вошла в тайну нищего и распятого Христа и, «приникнув, убогая дева, к нищему Христу» Франциска (2ПослАг. 18), она приняла от него — с абсолютной прямолинейностью и верностью женщины с девственным сердцем — единственную программу, которой внутренне руководит Дух Святой: ослепительное следование Евангелию.

 

Все дальнейшее в жизни Клары, как и в жизни Франциска, было только ответом Духа, Который вел их одним путем, через уничижение к полноте общения со Христом и — в Нем — с каждым творением.

 

Плодом этого стало братство в кругу монашеской семьи, все члены которой — «братья» и «сестры» (ПравКл. гл. IV,VI,X; ЗавКл. 56-70); всеобщее братство со всеми творениями; наконец, соединение с «Царем Славы», с Которым человек страдает лишь для того, чтобы царствовать (2ПослАг. 21-23), Который опьяняет душу брачной радостью, когда человеческое существо теряет себя в блаженстве высшего Блага (4ПослАг. 9-13; 28-32).

 

Все духовное странствие Франциска было пережито Кларой и ее сестрами вплоть до его крайних пределов: радикальнейшей нищеты, которую Клара будет защищать до самого конца своей жизни, но и наслаждения — за горизонтами человеческих превратностей — «таинственной сладостью, что приготовил Сам Бог от начала любящим Его» (ЗПослАг. 14).

 

Из общего ансамбля писаний Клары — Правила, Завещания, Посланий — отчетливо встает, позволяя различить в себе три линии, весь духовный опыт Клары. Одна из этих линий, подтвержденная биографическими источниками, материалами канонизации, Легендой святой Клары и Буллой о канонизации, может быть названа так:

 

КЛАРА — «НИЩЕНКА»: радикально отказавшаяся от себя и от любой другой опоры помимо Бога, от всякой иллюзии, всякой привязанности, всякого ожидания, кроме ожидания Его единственного, Господа.

Ни ее милая обитель святого Дамиана — монастырь, восстановленный Франциском среди олив Субазио, где Клара провела все свои дни, ни четыре стены самого строгого затворничества не могли увести ее с духовного пути «странницы и пришелицы в мире сем» (ПравКл. гл. VIII, 1), из ее странствия в вере и нищете, где единственное жилище она признает собственным: нищее и распятое человечество Господа Иисуса.

 

КЛАРА — «ЖЕНА ЗАКЛЮЧЕННАЯ» В ТАЙНЕ БОГА. Ночь побега в Порциунколу, в восемнадцать лет, замкнула за ее спиной мир, открыв вход в тайну Бога. Клара заключилась в обители св. Дамиана, как в долгой ночи безмолвия и созерцания. В этих четырех убогих стенах Клара, исчезая в Боге, вновь встретит шум лесов, волнуемых «братом ветром», одиночество пещер, спокойную тишину Тразимено — все, проникнутое беседой Франциска, «ничтожнейшего червя» с его «сладчайшим Богом».

 

Путь от радикальной, абсолютной нищеты, образующей пустое пространство, полость веры, до молитвы, до созерцания чрезвычайно краток, если вообще существует. Стать нищими — в полном смысле слова — это и значит стать созерцающими; открыться Духу Господню, Отцу нищих, воплотившему Слово в смирении Марии; открыться Присутствию, опьяняющему радостью нищее и смиренное сердце в молитве, которая есть любовь «Отца, Который втайне» (Мф. 6,6).

 

КЛАРА — СЕСТРА СРЕДИ СЕСТЕР. Нищета, евангельское отречение от себя, смирение, отступающее перед другими и уступающее им место, — все это, открывая путь полноте созерцательного обладания Богом, открывает в то же время путь и полноте братских отношений, создает общину, создает Церковь: две заповеди любви суть одна.

 

В пространстве братства голос самого малого обладает тем же весом, что и голос великого; и даже большим, по тому праву преимущества, которое отдает малым само Евангелие: «Утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам» (Мф. 11,25). «Часто Господь открывает лучшее самым малым» (ПравКл. гл. IV, 18).

Братство Франциска и его братьев отразилось в монашеской женской среде, не теряя при этом ничего от своей евангельской свежести. «Всегда сохранять взаимный союз обоюдного милосердия, в котором суть узы совершенства» (ПравКл. Х,7) — в этом программа Клары, сестры среди сестер, «которых Господь даровал ей», и «матери» среди дочерей, по отношению к которым она чувствует себя облеченной ответственностью и заботой (ЛегКл. 38).

Кьяра Августа Лайнати

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

miniatiura1.jpg

 

Святая Клара Ассизская, урожденная Кьяра Оффредуччо (1194 – 1253 гг.), – первая женщина, последовавшая за св. Франциском, основательница Ордена клариссинок. «Я – Клара, маленький саженец нашего святого отца Франциска…», — так она сама свидетельствовала о себе. По выражению одного их современника, «Бог послал Франциска – сияющее солнце Ассизи, а потом и Клару – ярко горящий свет для всех женщин».

 

Junge-199x300.jpg

 

Семейство Оффредуччо принадлежало к одному из самых знатных аристократических родов Ассизи, известному со времён Карла Великого, а Кьяра была старшей дочерью Фавароне ли Оффредуччо и его супруги Ортоланы. Донна Ортолана отличалась суровой набожностью и твердым характером. Она совершила паломничества в Рим, чтобы поклониться гробницам апостолов Петра и Павла и посетить храм Св. Михаила на Гаргано, в Сантьяго-де-Компостелла, чтобы посетить святилище апостола Иакова, и очень опасное тогда паломничество в Святую Землю, для чего потребовалось пересекать море. Первой духовной пищей маленькой Кьяры были, вероятно, рассказы матери. Донна Ортолана закончит свой жизненный путь в одной из обителей, основанных ее дочерью, которая сама станет ее духовной матерью. И старая сестра Ортолана будет рассказывать сестрам-монахиням, что всегда знала, что ее первому чаду уготована необычайная судьба. Когда, незадолго до родов, она молилась перед распятием, то внутри нее прозвучал голос: «Ты родишь свет, который озарит мир!» Поэтому она и назвала новорожденную девочку Кларой (по-итальянски, Кьярой), что значит «светлая».

Родители Кьяры стремились выдать ее замуж, начиная с 12-ти лет (что считалось тогда в Италии брачным возрастом), однако под разными предлогами ей удавалось вплоть до 18-летия уклоняться от этого.

 

Mala_Clara_et_Fransis-278x300.jpg

 

Юная Кьяра безусловно знала историю обращения ее земляка и старшего современника Франциска и чудесную перемену произошедшую с ним (Ассизи был довольно небольшим городом). К тому же ее двоюродные братья Руфин и священник Сильвестр одними из первых примкнули к францисканскому движению. Великим Постом 1212 г. сам Франциск произнес несколько проповедей в соборе Св. Руфина в Ассизи (где были крещены он сам и Клара), которые произвели на девушку глубочайшее впечатление, так что она приняла окончательное решение покинуть родительский дом и последовать за Христом в «святой нищете». Тетка Кьяры, сочувствовавшая движению Бедняка из Ассизи, помогла организовать тайную встречу племянницы с Франциском (несколько таких встреч у них было и раньше). Кьяра открылась Франциску в желании всецело посвятить себя Христу, отвергнув мир и храня целомудрие, а тот одобрил это намерение и обещал свое содействие. Но поскольку родители никогда не отпустили бы ее добровольно, Кьяра решилась на побег.

 

Mala_Clara_et_Fransis-278x300.jpg

 

Побег состоялся в ночь 18 марта 1212 г. (это было Вербное воскресенье). Кьяра вышла из отчего дома через специальную дверцу, которой выносили мертвецов (такая дверца существовала в то время в домах Умбрии). Это был символический жест с ее стороны: Клара умерла для мира, чтобы родиться для Бога. Каким-то образом Клара выбралась за городскую стену (что было нелегким делом, т.к. городские ворота на ночь запирались) и направилась в часовню Порцункула вне стен города, где ее встретили Франциск с братьями.

 

20 марта 1212 г. Клара сняла с себя элегантное платье и облеклась в грубую францисканскую одежду. Франциск обрезал ее длинные волосы и выбрил на голове тонзуру, а Клара принесла обеты верности Иисусу Христу. Всё это обычно делалось в присутствии епископа, но в данном случае епископ Ассизи Гвидо, который был в курсе дела, предоставил соответствующие полномочия Франциску, который не был даже священником. После окончания церемонии Клара (по совету того же епископа Гвидо) удалилась в женский бенедиктинский монастырь Св. Павла, где представилась нищей странницей и была принята.

 

Postrig-300x242.jpg

 

Однако взбешенные родичи скоро обнаружили ее там и попытались силой вернуть домой, поскольку присоединение к нищенствующему монашескому движению не соответствовало нравам сословия, к которому она принадлежала, и не имело прецедентов в семье. Однако Клара обнажила свою обритую голову и припала к алтарю, так что вооруженные мужчины, ворвавшиеся в монастырь, не решились применить грубую силу. Но оставаться дальше в той же обители становилось отныне опасно, и Клара с помощью Франциска переместилась в обитель Св. Ангела в Панцо (тоже бенедиктинский монастырь или, возможно, община бегинок). Здесь к ней присоединилась младшая сестра Агнесса, тоже бежавшая из дома, а впоследствии также причисленная к лику святых (позже к клариссинкам присоединятся еще одна сестра Клары, Беатрис, ее мать Ортолана и тетушка Бьянка, та самая, которая когда-то помогала ей устраивать свидания со св. Франциском), и некоторые другие девушки. В конце концов, Франциск поселил маленькую общину в заброшенном строении рядом с полуразрушенной часовней Св. Дамиана, которую он когда-то сам восстанавливал своими руками. Так было положено начало Ордену Бедных Дам или Бедных Кларисок. Сам Франциск написал для него «Жизненное правило», которое было, скорее, не уставом, а документом, устанавливающим духовный союз между братьями Франциска и сестрами Клары.

 

SDamiano-sestry-300x238.jpg

 

В этом тексте Франциск прибегает к необычным выражениям: он не называет монахинь «Христовыми невестами», как это было принято, он называет их «невестами Святого Духа», намекая на историю Благовещения, когда Мария зачала от Святого Духа, чтобы родить Сына Божьего.

 

Так и монахиням обители Св. Дамиана предстояло познать не только «таинство супружества» (пламенный выбор Христа-Суженого), но и «таинство материнства». Они ежедневно должны были переживать заново таинство Воплощения, привыкая к роли «живой колыбели», чрева для Сына Божия, который в любую минуту готов появиться на свет. У Клары это перетекало из духовной в физическую реальность. Вот свидетельство одной монахини на процессе ее канонизации: «Сестра Франческа ди Мессер Напитано ди Ноль ди Медзо клянется, что однажды, в первый день мая, она увидела на руках мадонны Клары у ее груди прелестное дитя, красоту которого нельзя выразить. При виде этого дитя свидетельница испытала невыразимую нежность, и у нее не было сомнений, что это дитя было Сыном Божьим…»

 

with_Child-242x300.jpg

 

При этом, в духе идеалов всего раннего францисканского движения, обязательным условием для духовного возрастания считались абсолютное нестяжание и «святая нищета», и за эту «привилегию бедности» (что никто и никогда не сможет заставить ее общину владеть хоть чем-либо или призывать к этому), которая должна была быть включена в Устав Ордена, Клара боролась всю свою жизнь, отстаивая это требование перед Папами, сменявшими друг друга на Престоле Св. Петра.

 

По воле Франциска Клара стала в 21 год настоятельницей монастыря, и занимала этот пост почти 40 лет, до своей смерти в 1253 г.. Когда в 1228 г. Папа Григорий IX, прибывший в Ассизи на канонизацию Франциска, подтвердил, наконец, «привилегию бедности», в Италии было уже не менее 25-ти монастырей клариссок, а к окончанию земного пути св. Клары в 1255 г. их было по всему миру уже не менее 130-ти.

 

Klara-215x300.jpg

 

Клара прибегала к чрезвычайно суровым постам и покаянным практикам, так что даже Франциск должен был вмешаться с просьбой умерить аскезу. Она оставляла за собой самые неприятные и унизительные обязанности (настаивая на том, что именно она «должна мыть сидения больных»), желала мыть и целовать заляпанные грязью ноги монахинь, возвращавшихся после сбора пожертвований. Послушниц она учила, по словам одного из биографов, «оплакивать Распятого Христа…, и зачастую, призывая их к этому, она сама обливалась слезами».

 

Однако никто и никогда не видел ее печальной. «Если обычно,- отмечает один современный автор,- суровое физическое покаяние приводит к духовной депрессии, на Кларе это отражалось совсем по-другому: изнуряя себя, она сохраняла видимость жизнерадостного человека».

 

Со временем Клара стала наставницей и даже «духовной матерью» многих коронованных особ, которых даже не знала лично, но с которыми состояла в переписке. Среди них Изабелла Французская, Агнесса Пражская, Елизавета Венгерская, жена французского короля Людовика IX Святого Маргарита, вдова французского короля Людовика VIII Бланка; Эвфемия Габсбургская, Елена Португальская, Саломея и Йоланда Краковские, королева Польши Кунегунда, Герментруда Брюггская.

 

Биографы сообщают и о многочисленных чудесах, связываемых с именем св. Клары (например, на предметах, которые она осеняла крестным знамением, проступало распятие), о переживаемых ею видениях.

 

Во время одной из бесед Клары с глубоко уважавшим ее Франциском, который не раз испрашивал у нее совета по тем или иным вопросам, над местом их встречи стоял огненный столп, которые братья даже приняли за пожар.

 

Так, как это вообще было характерно для ранней францисканской духовности, ее слушались и понимали животные.

 

Fransis_et_sestry-295x300.jpg

 

Исторически документированным является случай спасения монастыря Св. Дамиана и города Ассизи от вражеского нашествия.

В 1234 г. враждовавший с Папой император Фридрих II (по иронии судьбы крещенный в том же соборе Св. Руфина в Ассизи, что и Франциск с Кларой) направил на разорение провинции Сполетто наемное воинство сарацин (арабов-мусульман). Защищать обитель Клары, находившуюся вне стен города, было некому. Сарацины уже готовились ее разорить. Тогда к тому времени тяжело больная и почти не встававшая с постели Клара взяла циборий (ларец для хранения Св. Причастия) из монастырской часовни и подошла к окну, к которому враги уже приставили лестницу. Там она воззвала о помощи к Господу и свидетели, выступавшие потом на процессе канонизации Клары, клятвенно уверяли, что они слышали исходящий из цибория нежнейший детский голос: «Я буду защищать тебя всегда!» Так или иначе, уже готовившиеся к грабежам и убийствам сарацины повернули вспять и ушли.

 

Немногим позднее к стенам Ассизи подступило уже большое войско, устоять против которого у горожан не было сил. Клара собрала в это время своих монахинь для коленопреклоненной молитвы о спасении города. Спустя какое-то время в окрестностях разразилась страшнейшая буря, разметавшая палатки осаждавших, так что вражеская армия в итоге отступила ничего не добившись. Ассизцы единодушно приписали свое спасение заступничеству Клары и еще больше привязались к своей «Ангельской Матери».

 

Triumf-213x300.jpg

 

Еще одно чудо произошло в последнее Рождество, которое Клара встречала на этой земле. Она тогда уже не могла ходить и посещать церковь. Но ей так хотелось увидеть Мессу, встретить Младенца Иисуса! И тогда она чудесным образом услышала звуки богослужения и увидела на стене разворачивающееся в храме действо. По этой причине Папа Пий XII в 1958 г. провозгласил ее небесной покровительницей телевидения.

 

Св. Клара пережила своего духовного отца и брата, св. Франциска, на 27 лет, и почти всё это время она тяжело болела, так что последние годы была и вовсе прикована к постели, которую наконец-то разрешила застелить соломой (до этого она спала исключительно на сухих ветках и камнях). Но даже будучи парализованной, она продолжала трудиться, своими руками изготавливая литургические платы из тончайшего полотна, которые рассылала по бедным церквям ассизской провинции. Для каждого такого плата она лично делала картонный футляр на шелковой подкладке, и это ее изобретение вошло в традицию.

 

В августе 1253 г. обитель Клары под Ассизи посетил долго не бывший в Италии и возвращавшийся с Лионского собора Папа Иннокентий IV. Уже находившаяся на смертном одре Клара воспользовалась этим случаем, чтобы утвердить у него написанный ею самой Устав Ордена (это был первый случай в истории Церкви, когда женщина писала устав для других женщин). Папа в конце концов согласился, и когда кардинал наконец принес Кларе долгожданную буллу, она припала к ней устами. На следующий день, 11 августа, Клара умерла.

 

В ее похоронах участвовал Папа Иннокентий IV вместе с Курией. Уже спустя два года Клара была причислена к лику святых Папой Александром IV. В иконографии ее изображают в виде монахини в темном облачении с циборием или чашей в руках. Реже встречаются ее изображения с распятием, книгой и лилией, символизирующей девственную чистоту. Иногда Клару изображают в окружении других францисканских святых.

 

СКГ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
  • 1 год спустя...
  • 1 год спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...