Neta Опубликовано 18 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 18 августа, 2018 Предупреждаю: тема не политическая. Из статуса на фейсбуке Петра Дмитриевича Сахарова: Этот пост - открытый, но он адресован ТОЛЬКО ПРАКТИКУЮЩИМ КАТОЛИКАМ. И на сей раз в нем нет ни шуток, ни иронии, ни троллинга.В минувшее воскресенье на мессе в соборе во время Молитвы верных я вдруг задумался вот над чем: а почему за последние годы в наших столичных католических храмах я ни разу не слышал молитвенных прошений - будь то с упоминанием имен или хотя бы просто стыдливо обобщенных - о тех узниках в нашей стране, чье положение и состояние (справедливость обвинения или меры пресечения или приговора, состояние здоровья, жестокое обращение, угрозы для жизни и т.п.) вызывают оправданное беспокойство заметной части общественности? Вот даже уже в скрепопослушном "Правмире" как раз в тот же день появилась статья "Почему я прошу молиться за Аню Павликову". Я, правда, сразу удивился: почему за Аню - молиться, а Маши Дубовик как будто бы и нет? Но в статье всё разъяснилось: потому что (цитата) "это православная девушка из верующей семьи, наша сестра во Христе, и ей просто нужна поддержка". К сожалению, автор призывает молиться не просто из побуждений милосердия, а по конфессиональному признаку. И всё-таки в статье несправедливость названа несправедливостью, и верующим предложено молиться хотя бы об одной ее жертве. Мы, католики, в наших молитвенных прошениях не связаны ни конфессиональной, ни религиозной принадлежностью (или непринадлежностью) тех, о ком мы молимся. И литургическая Молитва верных не составляет исключения. Она предполагает прошения о нуждах Церкви и всего мира, включая и прошения, актуальные для данной страны, данного места, данной поместной Церкви, данной общины и т.п. Это одна из немногих частей мессы, которая не регламентирована жестким каноническим текстом, а допускает свободу выбора прошений и их изложения (как говорится в Общем наставлении к Римскому миссалу, эти прошения должны быть "сдержанными, отличающимися благоразумной свободой, сочиненными немногословно" - ОНРМ 71). У нас могут быть разные политические взгляды, мы можем по-разному оценивать степень виновности тех или иных узников, степень справедливости вынесенных им приговоров и приемлемости условий, в которых они содержатся. Но всегда, с первых веков христианства, узники - пусть даже вполне справедливо осужденные - рассматривались как те, кто особенно нуждается во внимании и милосердии ("Я был в темнице, и вы (не) посетили Меня" - Мф 25), и во все времена о них были особые прошения в молитве Церкви. В современной Римской мессе Молитва верных предполагает моления "о людях, находящихся в различных нуждах" (ОНРМ 69), прошения "об испытывающих различные тяготы" (ОНРМ 70). Я думаю, что в наших приходских общинах нам следует чаще молиться о преследуемых, задержанных, осужденных - особенно о тех, кто подвергается наиболее тяжелым испытаниям, как и о тех, чье здоровье или жизнь находятся под серьезной угрозой. И хорошо, если мы на наших богослужениях будем молиться поименно о тех из них, о ком мы знаем, и обобщенно о тех многих, чьих имен мы не знаем. Это не будет политической манифестацией, это будет делом милосердия и проявлением молитвенной солидарности. Такие прошения являются совершенно нормальным делом в католических приходах многих стран мира. Вообще я уже давно обращаю внимание на то, что у нас (по крайней мере в Москве) прошения Молитвы верных очень редко касаются проблем, актуальных для нашего города и нашей страны. Помню, однажды (уже много лет назад) я пришел на мессу в храм святого Людовика. Накануне в 10 минутах ходу оттуда произошел страшный теракт. Я был уверен, что на мессе будут какие-то молитвы о погибших, об их родных и близких, о раненых... Ни слова. Я тогда спросил священника, а как это. Он мне говорит: "Да, мы уже утром на мессе помянули". Хорошо, но те, кто пришел на мессу вечером, утром не были... Или, например, страшное бедствие в Краснодарском крае, кода прорвало плотину. Вся страна об этом говорит. Казалось бы, на Молитве верных... Нет, читают набор дежурных прошений из Литургической тетрадки (как сейчас помню: "Помолимся о тех, кто сейчас отправляется в отпуск, чтобы они....."), а также поданные прихожанами интенции о здравии и за упокой, и ни слова о затопленном городе и его жителях. И много других подобных случаев. Редко, очень редко мне доводилось слышать, чтобы в Молитве верных затрагивались какие-то из текущих, сегодняшних нужд, в связи с какими-то событиями в нашем городе и нашей стране. Я поднимал этот вопрос на литургической комиссии, со мною все соглашались, но мало что изменилось. Мне кажется, нашим священникам следует в большей мере приближать практику Молитвы верных к реальным нуждам вокруг нас, чаще добавлять конкретные прошения о тех, кто в конкретных трудных обстоятельствах особо нуждается в помощи Божией. Да и мирянам, которым поручается произносить прошения Молитвы верных, тоже проявлять в этом инициативу - но, конечно, предварительно согласуя интенции и их изложение с предстоятелем.______________Напомню, что сегодня день памяти святого узника Максимилиана Кольбе, отдавшего свою жизнь за жизнь другого узника. Будем просить его о предстательстве пред Богом за всех узников.______________ UPD: Sergey Sabsay предложил творить в эти дни молитву по заступничеству Слуги Божия доктора Гааза (скоро - 28 августа - день памяти его кончины): Отче Небесный,заступничеством Слуги Твоего Фёдора Петровича Гааза,святого доктора и заступника заключённых,даруй исцеление тяжело больным,справедливость невинным,милосердие виновным,мудрость и мужество судящим,человечность наказывающим,память о Христе пастырям,всем — усердие делать добро.Через Христа, Господа нашего. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 18 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 18 августа, 2018 Я согласен с Петром. У нас в церкви всегда откликаются на то, что происходит - и на теракты, и на аварии, и на стихийные бедствия. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Томина Опубликовано 19 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2018 Да, я тоже согласна с некоторой поправкой. Если за узников, то за всех. Если у "сидельца" нет популярного блога, и его друзья не поднимают шум на ФБ и не пишут жалобы в ЕСПЧ, это не гарантия того, что он сидит справедливо и без риска для здоровья, но верно и обратное: если у человека и блог, и знаменитое имя, и пр., - он, тем не менее, вполне может быть виновен ровно в том, что ему инкриминируют, а "сидеть" ему не труднее, чем первому. Поэтому я сердечно поддержу церковную молитву за всех узников, допуская, что в перечне их имен вполне могли бы оказаться люди, которым "на гражданке" я руки бы не подала. А еще присовокупила бы мысленно молитву за вразумление судей, палачей, "законотворцев" и пр. граждан, которые прямо или косвенно, умышленно или по недомыслию отправляют в узилище невиновных. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 19 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2018 Да, я согласен с вами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти