Перейти к содержанию

"Я был в темнице, и вы (не) посетили Меня"


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

9469345.jpg

 

Предупреждаю: тема не политическая.

 

Из статуса на фейсбуке Петра Дмитриевича Сахарова:

 

Этот пост - открытый, но он адресован ТОЛЬКО ПРАКТИКУЮЩИМ КАТОЛИКАМ. И на сей раз в нем нет ни шуток, ни иронии, ни троллинга.

В минувшее воскресенье на мессе в соборе во время Молитвы верных я вдруг задумался вот над чем: а почему за последние годы в наших столичных католических храмах я ни разу не слышал молитвенных прошений - будь то с упоминанием имен или хотя бы просто стыдливо обобщенных - о тех узниках в нашей стране, чье положение и состояние (справедливость обвинения или меры пресечения или приговора, состояние здоровья, жестокое обращение, угрозы для жизни и т.п.) вызывают оправданное беспокойство заметной части общественности?

 

Вот даже уже в скрепопослушном "Правмире" как раз в тот же день появилась статья "Почему я прошу молиться за Аню Павликову". Я, правда, сразу удивился: почему за Аню - молиться, а Маши Дубовик как будто бы и нет? Но в статье всё разъяснилось: потому что (цитата) "это православная девушка из верующей семьи, наша сестра во Христе, и ей просто нужна поддержка". К сожалению, автор призывает молиться не просто из побуждений милосердия, а по конфессиональному признаку. И всё-таки в статье несправедливость названа несправедливостью, и верующим предложено молиться хотя бы об одной ее жертве.

 

Мы, католики, в наших молитвенных прошениях не связаны ни конфессиональной, ни религиозной принадлежностью (или непринадлежностью) тех, о ком мы молимся. И литургическая Молитва верных не составляет исключения. Она предполагает прошения о нуждах Церкви и всего мира, включая и прошения, актуальные для данной страны, данного места, данной поместной Церкви, данной общины и т.п. Это одна из немногих частей мессы, которая не регламентирована жестким каноническим текстом, а допускает свободу выбора прошений и их изложения (как говорится в Общем наставлении к Римскому миссалу, эти прошения должны быть "сдержанными, отличающимися благоразумной свободой, сочиненными немногословно" - ОНРМ 71).

 

У нас могут быть разные политические взгляды, мы можем по-разному оценивать степень виновности тех или иных узников, степень справедливости вынесенных им приговоров и приемлемости условий, в которых они содержатся. Но всегда, с первых веков христианства, узники - пусть даже вполне справедливо осужденные - рассматривались как те, кто особенно нуждается во внимании и милосердии ("Я был в темнице, и вы (не) посетили Меня" - Мф 25), и во все времена о них были особые прошения в молитве Церкви. В современной Римской мессе Молитва верных предполагает моления "о людях, находящихся в различных нуждах" (ОНРМ 69), прошения "об испытывающих различные тяготы" (ОНРМ 70). Я думаю, что в наших приходских общинах нам следует чаще молиться о преследуемых, задержанных, осужденных - особенно о тех, кто подвергается наиболее тяжелым испытаниям, как и о тех, чье здоровье или жизнь находятся под серьезной угрозой. И хорошо, если мы на наших богослужениях будем молиться поименно о тех из них, о ком мы знаем, и обобщенно о тех многих, чьих имен мы не знаем. Это не будет политической манифестацией, это будет делом милосердия и проявлением молитвенной солидарности. Такие прошения являются совершенно нормальным делом в католических приходах многих стран мира.

 

Вообще я уже давно обращаю внимание на то, что у нас (по крайней мере в Москве) прошения Молитвы верных очень редко касаются проблем, актуальных для нашего города и нашей страны. Помню, однажды (уже много лет назад) я пришел на мессу в храм святого Людовика. Накануне в 10 минутах ходу оттуда произошел страшный теракт. Я был уверен, что на мессе будут какие-то молитвы о погибших, об их родных и близких, о раненых... Ни слова. Я тогда спросил священника, а как это. Он мне говорит: "Да, мы уже утром на мессе помянули". Хорошо, но те, кто пришел на мессу вечером, утром не были... Или, например, страшное бедствие в Краснодарском крае, кода прорвало плотину. Вся страна об этом говорит. Казалось бы, на Молитве верных... Нет, читают набор дежурных прошений из Литургической тетрадки (как сейчас помню: "Помолимся о тех, кто сейчас отправляется в отпуск, чтобы они....."), а также поданные прихожанами интенции о здравии и за упокой, и ни слова о затопленном городе и его жителях. И много других подобных случаев. Редко, очень редко мне доводилось слышать, чтобы в Молитве верных затрагивались какие-то из текущих, сегодняшних нужд, в связи с какими-то событиями в нашем городе и нашей стране. Я поднимал этот вопрос на литургической комиссии, со мною все соглашались, но мало что изменилось.

 

Мне кажется, нашим священникам следует в большей мере приближать практику Молитвы верных к реальным нуждам вокруг нас, чаще добавлять конкретные прошения о тех, кто в конкретных трудных обстоятельствах особо нуждается в помощи Божией. Да и мирянам, которым поручается произносить прошения Молитвы верных, тоже проявлять в этом инициативу - но, конечно, предварительно согласуя интенции и их изложение с предстоятелем.

______________

Напомню, что сегодня день памяти святого узника Максимилиана Кольбе, отдавшего свою жизнь за жизнь другого узника. Будем просить его о предстательстве пред Богом за всех узников.

______________

 

UPD: Sergey Sabsay предложил творить в эти дни молитву по заступничеству Слуги Божия доктора Гааза (скоро - 28 августа - день памяти его кончины):

 

Отче Небесный,

заступничеством Слуги Твоего Фёдора Петровича Гааза,

святого доктора и заступника заключённых,

даруй исцеление тяжело больным,

справедливость невинным,

милосердие виновным,

мудрость и мужество судящим,

человечность наказывающим,

память о Христе пастырям,

всем — усердие делать добро.

Через Христа, Господа нашего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я согласен с Петром. У нас в церкви всегда откликаются на то, что происходит - и на теракты, и на аварии, и на стихийные бедствия.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я тоже согласна с некоторой поправкой. Если за узников, то за всех. Если у "сидельца" нет популярного блога, и его друзья не поднимают шум на ФБ и не пишут жалобы в ЕСПЧ, это не гарантия того, что он сидит справедливо и без риска для здоровья, но верно и обратное: если у человека и блог, и знаменитое имя, и пр., - он, тем не менее, вполне может быть виновен ровно в том, что ему инкриминируют, а "сидеть" ему не труднее, чем первому. Поэтому я сердечно поддержу церковную молитву за всех узников, допуская, что в перечне их имен вполне могли бы оказаться люди, которым "на гражданке" я руки бы не подала. А еще присовокупила бы мысленно молитву за вразумление судей, палачей, "законотворцев" и пр. граждан, которые прямо или косвенно, умышленно или по недомыслию отправляют в узилище невиновных.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я согласен с вами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...