Перейти к содержанию

УПЦ получила автокефалию (?)


wrobel
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Возможно нужно открыть новую тему, не хочу тут офтопить.

(если модераторы сочтут нужным, выделите, пожалуйста, в отдельную тему)

 

Не спора ради, а хочу для себя уяснить ситуацию с РПЦ((З) - раскол это был или не раскол?

 

Итак, Архиепископ Анастасий пишет:

"там не было ни снятия сана, ни анафем, и апостольское преемство не подвергалось сомнению (...), исправление разделения произошло через особое священнодействие и молитвы воссоединения в Храме Христа Спасителя".

 

Без относительно к самому владыке Анастасию (эта позиция часто транслируется от других представителей клира и мирян), выходит что "карловацкий раскол" хоть и был расколом, но был каким то "особым" видом раскола, в котором и таинства существуют, и снятий сана нет?

Изменено пользователем Alexander
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 2,4 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Сами же пишите: Архиепископ Анастасий пишет: "там не было ни снятия сана, ни анафем" .

Денисенко же был последовательно подвергнут всем мыслимым прещениям, включая анафему. Эту анафему признавали все, начиная с Варфоломея.

Макарий же Малетич ушел в раскол вообще священником.

Раскол расколу рознь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сами же пишите: Архиепископ Анастасий пишет: "там не было ни снятия сана, ни анафем" .

Денисенко же был последовательно подвергнут всем мыслимым прещениям, включая анафему. Эту анафему признавали все, начиная с Варфоломея.

Макарий же Малетич ушел в раскол вообще священником.

Раскол расколу рознь.

 

Да, я это прочитал, именно меня и зацепил именно вопрос "о снятия сана".

Давайте о "преемственности рукоположений" и поговорим, дабы не мешать все в кучу, а то боюсь запутаемся :)

 

Вот в соседней ветке у о. Владимира (вернее в его стартовой цитате) написано:

Дело в том, что святитель Иоанн (Максимович) в 1934 году получил рукоположение в сан Епископа Шанхайского, викария Китайской епархии, не от архиереев Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), а от архиереев «раскольнической карловацкой» РПЦЗ во главе с Митрополитом Антонием (Храповицким), то есть от «ослушников законного священноначалия и учинителей раскола», как их называет в своём постановлении за № 104 от 9 мая 1928 года тогдашний глава Московской Патриархии Митрополит Сергий (Страгородский).]

https://catholichurch...анн-шанхайский/

 

А вот о самом Указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя и при нём Патриаршего Священного синода (в Москве) «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 года № 50 постановлялось запретить в священнослужении, среди прочих, «бывшего Киевского митрополита Антония»

(О Карловацкой группе. // Журнал Московской Патриархии. — 1934. — № 22. — Официальный отдел.)

 

Выходит либо владыка Анастасий не в курсе дела о сомнительности рукоположений в РПЦЗ в исходя из тезиса что "божественная благодать не действует, когда свершитель является запрещенным, изверженным из сана и анафематствованным", либо такие таинства признаются задним числом, если исторический момент позволяет.

Изменено пользователем Alexander
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В продолжение офтопа с РПЦ(З), цитата из Журнала Московской Патриархии:

Так, например, в № 2 ЖМП за 1954 год помещена статья под красноречивым названием «Путь духовной гибели», в которой прямо говорится: «Зарубежное общество раскольников-карловчан… Карловацкая «зарубежная церковь» уже давно превратилась в «самочинное сборище» раздорников, и хотя по внешнему виду стремится сохранить черты истинной Церкви, в действительности не имеет ни духа истины, ни Божественной благодати. Истина Церкви искажена в карловацком расколе преслушанием его вождей Матери-Церкви Русской и себялюбивой обособленностью от неё во имя нецерковной лже-истины. Путём духовной гибели идут вожди современного карловацкого раскола и ведут за собой к огненным вратам геенны слепо повинующуюся им паству. Факт отпадения карловчан от единства с Матерью-Церковью обличает нецерковную природу их действий и их учения. О какой, собственно, принадлежности к Церкви Христовой могут говорить карловацкие раздорники, расторгнувшие единство Церкви, оскорбившие Христа, вставшие на путь вероломства и измены, уготовляющие своим последователям вечную гибель вместо спасения?.. Отпав от единства с Матерью-Церковью, карловчане отвергли Духа Божия, проникающего тело Церкви и являющегося источником единения церковного. Много раз Русская Православная Мать-Церковь обращалась к вождям карловацкого раскола с призывом – оставить пагубный путь раздора и обратиться на путь истины. Но призывы не оказывали на отщепенцев отрезвляющего действия, что побудило церковную власть Русской Православной Церкви применить к ослушникам меры канонического прещения… Перемена местожительства не превращает церковного раздорника в исповедника Церкви, и сколько бы святотатственным обманом карловацкие раскольники ни пытались удерживать православных христиан в ограде зломыслия и своеволия, им никогда не удастся создать Церковь. Путь карловацкого раскола – путь духовной гибели для пребывающих в нём православных христиан».

Изменено пользователем Alexander
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что, Храповицкого анафематствовала МП? Я не слышал.

Еще раз, Денисенско не просто под запретом был, он последовательно был (в разные годы) - запрещен, лишен сана, расстрижен, анафематствован

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В продолжение офтопа с РПЦ(З),

И? К чем это? Давайте еще 53 год приведем.

Провластная трепотня в ЖМП, в годы когда каждая запятая в конторе вверялась, это не аргумент

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что, Храповицкого анафематствовала МП? Я не слышал.

Еще раз, Денисенско не просто под запретом был, он последовательно был (в разные годы) - запрещен, лишен сана, расстрижен, анафематствован

Я вижу эту разницу, но если Вы обратите внимание на сообщение #1392, то именно Русской Православной Церкви периода до принятия акта о каноническом общении не было разницы была ли анафема или нет. С позиции Русской Православной Церквью того периода "Карловарская группа" (каловарский расскол) офицально не имело значения, был ли поименно анафематствован каждый член каловарского раскола. Официальная позиция РПЦ была: РПЦЗ - это раскол в котором нет благодати.

 

А теперь оказывается что не такой уж и расскол, т.е. конечно раскол, но благодатью все впорядке.

 

Поймите, Евстафий, если бы действительно в Православной Церкви существовал канон, что ТОЛЬКО после анафемы кирихиальной церкви прекращается всякая благодать в расколе, а при снятии сана и ДО произнесения анафематизмов благодать у раскольников сохраняется, то вопросов бы не возникало.

Но позиция РПЦ не такова. Позиция РПЦ (наверно, и в целом мирового православия, тут я информацией не владею) такова, что в расколе благодати нет и "расстриженный" священник вовсе не священник.

Как примерить эти официальные утверждения (официальную позицию) РПЦ с исторической реальностью в лице РПЦЗ, я не знаю :(

Изменено пользователем Alexander
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В продолжение офтопа с РПЦ(З),

И? К чем это? Давайте еще 53 год приведем.

Провластная трепотня в ЖМП, в годы когда каждая запятая в конторе вверялась, это не аргумент

 

А вот это совсем непонятно. Это же не просто трепотня, это церковные постановления. И чем официальная позиция РПЦ советского (уверен и ельцинского) периода, как Вы выразились "провластная трепотня", отличается от официальной позиции нынешней РПЦ (которая следующим условным "Евстафием", может быть тоже названа "провластной трепотней")?

Изменено пользователем Alexander
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот это совсем непонятно. Это же не просто трепотня, это церковные постановления. И чем официальная позиция РПЦ советского (уверен и ельцинского) периода, как Вы выразились "провластная трепотня", отличается от официальной позиции нынешней РПЦ (которая следующим условным "Евстафием", может быть тоже названа "провластной трепотней")?
Это статья в журнале
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как примерить эти официальные утверждения (официальную позицию) РПЦ с исторической реальностью в лице РПЦЗ, я не знаю :(

Когда РПЦ не признавала сана деятелей РПЦЗ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть раскол и есть откол, так сказать.

Когда выходят три калеки, да еще и под анафемой, а возвращается в правовое поле "в сущем сане" целый гурт митрополитов- архиепископов и сотни священников, это знаете ли проблема.

Сущий сан- это один (1) митрополит (а не патриарх) и один (1) священник (а не митрополит). Остальных надо рукополагать как минимум.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если я правильно понимаю, то да, не признавала, по причине что это раскол. Выше я приводил пример с митрополитом Антонием Храповицким. Повторюсь:

А вот о самом Указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя и при нём Патриаршего Священного синода (в Москве) «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 года № 50 постановлялось запретить в священнослужении, среди прочих, «бывшего Киевского митрополита Антония»

(О Карловацкой группе. // Журнал Московской Патриархии. — 1934. — № 22. — Официальный отдел.)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть раскол и есть откол, так сказать.

Вы могли бы как то подтвердить это с позиции канонического права?

 

Я описал проблему, повторюсь

если бы действительно в Православной Церкви существовал канон, что ТОЛЬКО после анафемы кирихиальной церкви прекращается всякая благодать в расколе, а при снятии сана и ДО произнесения анафематизмов благодать у раскольников сохраняется, то вопросов бы не возникало.

 

Подскажите, Евстафий, существует ли какое канонического регулирование (пусть может и в других терминах, но хоть с какими-то ясными критериями) в каком расколе присутствует благодать, а каком нет?

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть раскол и есть откол, так сказать.

Когда выходят три калеки, да еще и под анафемой, а возвращается в правовое поле "в сущем сане" целый гурт митрополитов- архиепископов и сотни священников, это знаете ли проблема.

Сущий сан- это один (1) митрополит (а не патриарх) и один (1) священник (а не митрополит). Остальных надо рукополагать как минимум.

Ваша позиция ясна, искреннее спасибо. Но в данном вопросе, меня более интересует каноническое обоснование такой позиции.

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос не простой. Это скорее к о.Владимиру, я просто многих деталей уже не помню. В РПЦ существует своеобразное учение о восполнении для примирения вопросов о благодатности и действенности рукоположения у инославных или раскольников.

Я бы скорее вспомнил о канонах Василия Великого (если мне память не изменяет) - о расколах и самочинных сборищах.

В качестве аналогии- сравните например автокефалистский раскол между Москвой и Константинополем и старообрядческий раскол при Никоне. И то и другое вроде раскол, но это две большие разницы.

Изменено пользователем Евстафий Новичек
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть раскол и есть откол, так сказать. Когда выходят три калеки, да еще и под анафемой, а возвращается в правовое поле "в сущем сане" целый гурт митрополитов- архиепископов и сотни священников, это знаете ли проблема. Сущий сан- это один (1) митрополит (а не патриарх) и один (1) священник (а не митрополит). Остальных надо рукополагать как минимум.
Ваша позиция ясна, искреннее спасибо. Но в данном вопросе, меня более интересует каноническое обоснование такой позиции.

Ну так собственно она у Анастасия и обоснована наиболее явно. Менее явно эта позиция озвучена Кипром.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос не простой. Это скорее к о.Владимиру, я просто многих деталей уже не помню. В РПЦ существует своеобразное учение о восполнении для примирения вопросов о благодатности и действенности рукоположения у инославных или раскольников.

Я бы скорее вспомнил о канонах Василия Великого (если мне память не изменяет) - о расколах и самочинных сборищах.

В качестве аналогии- сравните например автокефалистский раскол между Москвой и Константинополем и старообрядческий раскол при Никоне. И то и другое вроде раскол, но это две большие разницы.

 

о. Владимир, Вы могли бы прояснить официальную позицию Православной Церкви какой раскол "благодатный", а какой "безблагодатный" (имеется ввиду наличие таинств в расколе), если можно, с понятными и прописанными критериями? Спасибо

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть раскол и есть откол, так сказать. Когда выходят три калеки, да еще и под анафемой, а возвращается в правовое поле "в сущем сане" целый гурт митрополитов- архиепископов и сотни священников, это знаете ли проблема. Сущий сан- это один (1) митрополит (а не патриарх) и один (1) священник (а не митрополит). Остальных надо рукополагать как минимум.
Ваша позиция ясна, искреннее спасибо. Но в данном вопросе, меня более интересует каноническое обоснование такой позиции.

Ну так собственно она у Анастасия и обоснована наиболее явно. Менее явно эта позиция озвучена Кипром.

Не совсем. Она озвучена да, но именно тот вопрос, который я и пытаюсь понять (об универсальных ясных критериях наличия благодати в расколах для всех православных церквей) не ясен.

 

Вот если бы было, скажем так (канон если бы был): всех "расстриг" которых мы не успели анафемамствовать, всех их принимаем в сущем сане, то было бы понятно.

А сейчас это все видится, что решение "кто благодатный, а кто нет" принимается больше на историческом сиюминутном положении дел.

 

В общем надеюсь о. Владимир расскажет о церковных канонах регулирующих "своеобразное учение о восполнении для примирения вопросов о благодатности и действенности рукоположения у инославных или раскольников". Буду очень благодарен.

 

В общем, вопрос с РПЦЗ и "карловарским расколом" пока для меня открыт.

 

Спасибо

Изменено пользователем Alexander
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы наличие благодати или действенности таинств взыскуете? :)

Не одно и то же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы наличие благодати или действенности таинств взыскуете? :)

Не одно и то же.

Дабы упростить размышления, предлагаю остановиться на частном проявлении благодати в Церкви в действенности таинств.

Вот чтобы понять раз и навсегда с точки зрения канонов Иоанн Максимович, священник или епископ (я все же надеюсь, что епископ)?

Вот с точки зрения ясно прописанных канонов рукоположили его во епископы в расколе, и что это значит в отношении действенности благодати рукоположения?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы наличие благодати или действенности таинств взыскуете? :) Не одно и то же.
Дабы упростить размышления, предлагаю остановиться на частном проявлении благодати в Церкви в действенности таинств. Вот чтобы понять раз и навсегда с точки зрения канонов Иоанн Максимович, священник или епископ (я все же надеюсь, что епископ)? Вот с точки зрения ясно прописанных канонов рукоположили его во епископы в расколе, и что это значит в отношении действенности благодати рукоположения?

В смутные времена трудно апеллировать к стройной церковной вертикали и потеря взаимной эмпатии понятна. Поэтому так важно не ломать дров в такие времена. За какую-то черту РПЦ и РПЦЗ не переходили, поэтому и нашли путь друг к другу.

А потом святитель Иоанн Шанхайский - святой. Это аргумент знаете ли.

Будь Денисенко святым (да даже просто нормальным человеком) и вся история украинского автокефализма могла бы быть другой.

Когда я вижу на роликах лица попов и активистов ПЦУ, отжимающих храмы МП, вопрос о благодатности сего сборища разрешается сам собой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о. Владимир, Вы могли бы прояснить официальную позицию Православной Церкви какой раскол "благодатный", а какой "безблагодатный" (имеется ввиду наличие таинств в расколе), если можно, с понятными и прописанными критериями? Спасибо

По-моему, никаких документов на этот счет так и не приняли. Был проект документа о непризнании таинств у раскольников, но слишком уж странно, наверное, выглядит такая радикальная позиция на фоне экуменической активности РПЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о. Владимир, Вы могли бы прояснить официальную позицию Православной Церкви какой раскол "благодатный", а какой "безблагодатный" (имеется ввиду наличие таинств в расколе), если можно, с понятными и прописанными критериями? Спасибо

По-моему, никаких документов на этот счет так и не приняли. Был проект документа о непризнании таинств у раскольников, но слишком уж странно, наверное, выглядит такая радикальная позиция на фоне экуменической активности РПЦ.

 

Правильно ли я понимаю, что в Православной Церкви в данный момент отсутствуют (с точки зрения канонического права) какие-либо критерии наличия благодати (действенности таинств) в расколе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно ли я понимаю, что в Православной Церкви в данный момент отсутствуют (с точки зрения канонического права) какие-либо критерии наличия благодати (действенности таинств) в расколе?

Харизмометра увы нет. В основном можно судить по косвенным признакам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...