Перейти к содержанию

Св. Фома Аквинский о заповеди "Возлюби Господа Бога твоего..."


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Из работы "Разъяснение десяти заповедей" - Collationes in decem praeceptis, Articulus 1, De delictione Dei.

 

… Итак, выше было показано, что человек должен предать себя Богу. Теперь мы должны рассмотреть, что именно человек от себя должен дать Богу. И человек обязан дать Богу четыре вещи: сердце, душу, разум и силу (крепость). И поэтому сказано (Мф 22: 37; Лк 10:27, также см. Втор 6:4-5[1]): "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим, и всею крепостью твоей”. “Сердце” здесь означает намерение. Намерение же имеет силу превращать своим влиянием все дела, так что любые добрые дела, совершенные со злым намерением, превращаются в злые дела (Лк 11:34): “если око твое”, то есть намерение, “будет худо, то и тело твое будет темно” то есть вся совокупность добрых дел будет представлять собой тьму. И поэтому во всяком нашем деле, наше намерение должно быть обустроено в Боге. Апостол говорит (1 Кор 10:31): “едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию”.

 

Но благого намерения недостаточно, вместе с ним должна быть и добрая воля, на что указывает термин "душа". Ведь часто случается так, что некто действует с благим намерением, но безрезультатно [в смысле благого результата], потому что отсутствует добрая воля. Например, кто-то может воровать, чтобы прокормить бедных; и у такого человека правильное намерение, но ему недостает требуемой доброй воли. И таким образом никакое зло не может быть оправдано на том основании, что оно делается с благими намерениями (Рим 3:8): “Справедливо осуждены те, которые говорят «давайте делать зло, чтобы получилось добро”[2]. [Нужно заметить, что] добрая воля сопровождает намерение тогда, когда сама воля согласна с Божественной волей, и этого мы просим каждый день: “да будет воля Твоя на земле, как на небе"; а также (Пс 39:9): "я желаю исполнить волю Твою, Боже мой”. Вот поэтому и сказано «всей душой твоей». Ибо термин «душа» часто используется в Писании для обозначения воли, как например в Евр. 10:38: ”Если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя“, то есть имеется в виду «Моя воля», которая "не будет довольна им”.

 

Но иногда присутствует и благое намерение, и добрая воля, но есть какой-то грех в уме. И поэтому весь разум должен быть отдан Богу. Говорит Апостол (2 Кор. 10:5): “пленяем всякое помышление в послушание Христу". Ибо многие не грешат делом, но зачастую имеют грешные помыслы. Против них сказано (Ис. 1:16): "уберите зло мыслей ваших [дел]"[3]. Есть также много людей, которые самоуверенны в своей мудрости и отказываются принять веру; такие люди не отдают свой разум Богу. И против них сказано (Притч 3:5): "не полагайся на разум свой”.

 

Но и этого недостаточно. Нужно еще дать Богу всю свою силу и мощь (Пс 58:10): “крепость мою в тебе сохраню"[4]. Ибо есть такие, которые используют свою мощь для греха, показывая тем самым свою силу. Против них сказано (Ис. 5:22): "горе сильным вашим, пьющим вино, и вельможам, мешающим крепкий напиток"[5]. Другие показывают свою мощь или силу, чтобы навредить своим ближним, в то время как они должны демонстрировать ее в помощи им (Притч 24:2): “Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?”

Итак, чтобы любить Бога, нужно дать Богу намерение, волю, ум и силу (крепость).

 

 

 

[1] Комбинированная цитата. У Фомы ссылка только на Мф 22:37

 

[2] СП: И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

 

[3] СП: удалите злые деяния ваши от очей Моих

 

[4] VC: Fortitudinem meam ad te custodiam; NV: Fortitudo mea, tibi attendam; ср. ЦСЯ: Держа?ву мою? къ теб?? сохраню?; Пер. Юнгерова: Крепость мою чрез Тебя я сохраню. В СП текст выглядит иначе и связан с предыдущим стихом: 9: Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы. 10: Сила – у них, но я к Тебе прибегаю.

 

[5] СП: Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток. VC: V? qui potentes estis ad bibendum vinum, et viri fortes ad miscendam ebrietatem!

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чем концептуальное различие между «намерением» и «волей» в данном фрагменте? «Воля» в смысле целеполагания морального объекта для совершаемого акта? Например, чтобы человек объективное зло не отождествлял в совершаемом им акте с объективным добром согласно Божественному закону, в этом смысле Св. Фома толкует «да будет воля Твоя»? Буду признателен за комментарий Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В чем концептуальное различие между «намерением» и «волей» в данном фрагменте?

Вроде бы различие между абстрактным и конкретным.

Как я понимаю, здесь намерение (intentio в оригинале) - это первоначальная намеченная цель, задаваемая человеком. Абстрактная воля - "сердце".

Наоборот, "душа" - она же воля - это конкретизированное, воплощаемое намерение.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде бы различие между абстрактным и конкретным.

Как я понимаю, здесь намерение (intentio в оригинале) - это первоначальная намеченная цель, задаваемая человеком. Абстрактная воля - "сердце".

Наоборот, "душа" - она же воля - это конкретизированное, воплощаемое намерение.

 

Спасибо!

Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...