Марион Опубликовано 23 сентября, 2018 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2018 (изменено) Автор: Анна Гольдина. Напечатано: журнал российских францисканцев "Брат Солнце", № 37/2018, с.57-64 «Северный Иерусалим». Этого города нет ни на одной карте. Память о нем практически стерлась. Его очертаний не разглядишь ни с башни Гедиминаса, ни с Горы Крестов. Небольшая площадь, оставшаяся от старого рынка. Когда-то здесь был театр, даже в годы немецкой оккупации, даривший евреям надежду. А еще раньше здесь было множество синагог, и даже сам Виленский Гаон, раби Элияу бен Шломо-Залман, избрал этот город для своего постоянного пребывания. Да, собственно, именно из-за него, из-за великого мудреца, толкователя Торы, ратовавшего за переводы русской и европейской классической литературы на еврейский язык, старый Вильно и получил название «северного Иерусалима». Евреи ехали сюда из Украины, Польши, Белоруссии и России. Эти места, где значительная часть горожан говорила на уже почти забытом в наши дни языке идиш, казались благословенными. Вильно принимал всех: католических и православных паломников, стремившихся к Остробрамской Богоматери; евреев, приезжавших сюда в поисках хорошей жизни или чтобы приобщиться к знаниям великих мудрецов. К середине XIX века в Вильно все большую популярность набирало движение Мусар. Его основателем был продолжатель дела Виленского Гаона - рабби Исраэль Салантер. Он был родом из Кенигсберга, но слухи о его учености и особой системе преподавания быстро распространялись среди литовских евреев-купцов, часто бывавших в этом городе. Поэтому ничего удивительного, что его пригласили на должность руководителя иешивы, религиозной школы при Большой Синагоге. Едва прибыв в «северный Иерусалим», рабби сразу принялся за дело. Он, ни на йоту не отклоняясь от заветов великого Гаона, стремился нести просвещение простым людям. Иерусалим должен быть и оставаться еще долгие годы городом мира и света Учения. Раввин Салантер вместе со своими учениками разработал целую систему подготовки юношества. В его иешиве учили множеству самых разных вещей. На первом месте, конечно, было изучение Торы. Но не меньшее внимание уделялось вопросам этики, внимательному отношению к своей духовной жизни. Некоторые использовавшиеся рабби Исраэлем практики вполне можно назвать предшественниками сегодняшних тренингов и групп самопомощи. И что особенно интересно и необычно для того времени, раввин вышел за пределы своей школы. Он обратил свой взор на ту часть населения, которая обычно не интересовала пастырей - на простых торговцев и ремесленников. Раньше они воспринимались только как прихожане и жертвователи. Руководитель движения Мусар задумался об их досуге и духовном развитии. В Шаббат, субботу, когда иудеи не могут, следуя третьей заповеди, делать никакую работу, в еврейском квартале были закрыты все лавки и трактиры. Люди шли в синагогу, празднично одетые, потом допоздна сидели на лавочках и вели неспешные беседы. В иешиве в этот день тоже был выходной, а это значит, что помещение пустовало. И рабби Исраэль пригласил лавочников, ремесленников, трактирщиков и биндюжников в свою школу. Все вместе они читали Тору, обсуждали трудные места, рассказывали о событиях своей нелегкой жизни, а раввин объяснял, в чем есть действие Бога, а что является греховным влечением. Так движение Мусар охватило практически все слои еврейского населения Литвы. Родители Марка Антокольского, будущего великого русского скульптора, также не остались в стороне. Тем более, что жили они неподалеку от одного из штеблов. Так называли помещения, куда стали приходить по субботам евреи, принадлежащие к движению Мусар, поскольку в иешиве места всем уже не хватало. Сюда приходил раввин, иногда даже сам Исраэль, и допоздна велась беседа о тайнах Торы и о действии Бога в мире. Отец Антокольского носил имя Матитьягу (сокращенно Матыс или Матис), что означает «подарок Бога». Так звали основателя династии Хасмонеев, поднявших восстание против греческого влияния Селевкидов. Об этих событиях повествует Книга Маккавеев. Надо сказать, что это имя нечасто встречалось в еврейской среде и за ним скрывалась надежда на скорое восстановление Израиля, приход долгожданного Мессии. В том же духе Матыс назвал и своего младшего, седьмого сына: Мордехай, Мордух, как значилось в документах, или Мотл, как ласково на идиш называли мальчика. История этого библейского персонажа связана с периодом персидского владычества, когда визирь Аман решил уничтожить весь еврейский народ. Вместе с Есфирью, которая была его приемной дочерью, Мордехаю удалось предотвратить кровопролитие и обернуть злобу Амана против него самого. В честь этого события вот уже множество веков евреи отмечают праздник Пурим, название которого переводится как «жребий». Жребий, который бросил Аман, определяя день истребления евреев. Для российских евреев середины XIX века очень значим был аспект самоидентификации и сохранения своей нации как в черте оседлости, так и среди христианского окружения. Поэтому имя Мордехай ассоциировалось с радостью Пурима, когда Бог снова спас Свой народ и дал ему лучшую долю. С ранних лет Мотл увлекался рисованием и лепкой. Отцу это совсем не нравилось, он всячески боролся с увлечением сына. Мальчик рос при отцовском трактире и должен был помогать по хозяйству. Но все у него не ладилось, и Мотла постоянно наказывали и унижали, называли «оловянные руки», а оплеуху могли отвесить не только старшие братья и сестры, но и кто-нибудь из прислуги. Впоследствии скульптор вспоминал свое детство как пору печальную и беспросветную, лишенную ласки и участия. Однажды он на свежевыбеленной печке нарисовал водовоза с лошадью. Отец был взбешен и выпорол мальчика. Тем не менее этот случай побудил Матыса принять решение о дальнейшей судьбе нелюбимого сына. Чтобы привлечь молодого человека к порядку и избавиться наконец от бесконечных рисунков на стенах и глиняных скульптурой под кроватью, родители отдали его в ученики резчику. Столь стойкое неприятие старшим Антокольским увлечения сына понять легко. В среде религиозных евреев занятие рисунком, живописью и ваянием считалось прямым нарушением заповеди, требующей не творить никаких кумиров. Но в этом смысле литовские евреи были не одиноки. О чем-то подобном писал в своих воспоминаниях и русский художник Илья Репин, который впоследствии станет близким другом Антокольского. Путешествуя по Волге, он делал зарисовки и нередко просил бегающих по берегу мальчишек позировать ему. И неизменно сталкивался с их матерями, считавшими такие рисунки не угодным Богу делом и свято верившими, что за такие «художества» Господь пошлет на их детей проклятие. Была у Матыса и вторая причина столь строго отнестись к рисункам сына, также религиозного свойства. Сторонники движения Мусар всячески ратовали за просвещение евреев, но не за их обмирщение. В эти же самые годы в Вильнюсе свою активную деятельность развернуло движение Хаскала (это слово переводится как «просвещение»). Оно тоже пришло из Германии и тоже говорило о необходимости просвещения евреев, приобщения их к культурному наследию других народов - за одним только очень значимым исключением: движение Хаскала делало акцент именно на выходе за пределы еврейской культуры, а не о привнесении в нее некоторых элементов культуры европейской. Нельзя сказать, что движения Мусар и Хаскала были непримиримыми врагами, но литовские раввины всячески предостерегали своих последователей от связей с «просвещенцами», напоминали о том, что это просвещение направлено на отход молодежи от еврейской среды, увлечение не всегда полезными европейскими новшествами. Для Матыса Антокольского рисование и лепка, несомненно, были теми самыми европейскими нововведениями, которым не место в приличном еврейском доме. Казалось бы, учась у резчика работать с деревом, а потом и с камнем, Мотл должен был успокоиться и стать простым ремесленником, как его старшие братья. Но именно в мастерской его наставника и произошла судьбоносная встреча. Сначала с Вульфом Барелем, а потом с купчихой Апатовой. На момент знакомства Вульфу и Мотлу было всего по 18 лет. Отец Вульфа был видным представителем Виленской еврейской общины. Он был богат, содержал ювелирный магазин и дал своим детям образование в духе Хаскалы. С этим движением с юности был связан и Вульф, которого со временем даже стали называть «максили- мом» (просветителем). Молодой человек был добродушен и общителен, сразу располагал к себе людей и со своим ровесником, сыном трактирщика Мотлом, он сразу нашел общий язык. Их дружба продлилась долгие годы, до самой смерти Вульфа Бареля от чахотки. Но и после этого Антокольский продолжал поддерживать связь с его отцом и всякий раз, приезжая в Вильно, шел его навестить. Вульф поддерживал в Мотле тягу к знаниям и с пониманием относился к его желанию совершенствоваться в искусстве скульптора. Многие его друзья и родственники с большим скепсисом воспринимали шумного и болтливого молодого человека из другого социального круга, но Вульф продолжал настаивать, что нашел в мастерской резчика настоящий самородок, тонко чувствующего и талантливого художника. Молодой просветитель изыскивал возможность помочь Антокольскому. Трудно сказать, он ли привел супругу известного виленского купца Юделя Апатова в мастерскую резчика, или это было счастливое стечение обстоятельств, но случай доказать всем, что Мордух Антокольский многое может, не заставил себя долго ждать. Юдель Апатов был очень яркой звездой на небосклоне виленской жизни: чуть ли не самым богатым купцом в городе и главой Виленского еврейского общества братолюбия, благотворителем, человеком по-европейски образованным. Когда в город пришла чума и раввин Салантер, лидер движения Мусар, обратился за помощью, купец Апатов стал самым крупным жертвователем. Он поддерживал виленскую больницу, находившуюся на территории еврейского квартала, приглашая туда работать молодых людей, получивших образование в Петербурге. Кто читал прекрасный роман советской писательницы Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», знают об этой больнице. Именно в ней работал отец главной героини этой автобиографической книги. Нельзя сказать, что Юдель Апатов был приверженцем Хаскалы, но его дети получили вполне европейское образование. Поэтому нет ничего удивительного, что когда его жена и дочь увидели работы резчика Антокольского, они смогли оценить их по достоинству. Мало того, пользуясь связями мужа, купчиха Апатова обратилась к жене виленского генерал-губернатора Анастасии Назимовой. Покровительница искусств, поддерживавшая молодые дарования, Назимова, увидев резные произведения молодого мастера, взялась ему помочь. Она дала Антокольскому сопроводительное письмо к своей давней приятельнице баронессе Эдите Федоровне Раден, фрейлине великой княгини Елены Павловны. Так жизнь Мотла Антокольского сделала крутой поворот и унесла его далеко от привычного течения провинциальной еврейской жизни. В конечном счете произошло то, чего так опасался его отец, старательно борясь с «греховным» пристрастием сына. Двадцатилетний молодой человек покинул Вильно, сменил еврейское имя на более благозвучное для русского уха имя Марк, и стал не просто лепить смешных человечков, но и создавать портреты людей, весьма похожие с точки зрения религиозных евреев того времени на идолы. Деньги для поездки в столицу Российской империи дал все тот же купец Апатов. И плохо говорящий по-русски молодой еврей отправился покорять Петербург, увозя в сердце казалось бы неосуществимую мечту - стать скульптором. Тем временем в жизни Антокольского появляется Эдита Раден. Эдита Федоровна Раден была необычной фигурой при русском дворе. Попав в свое время ко двору великой княгини Елены Павловны благодаря своей удивительной способности красиво читать, она быстро сблизилась с немецкой принцессой, получившей образование в Париже. Вместе они организовывали знаменитые салоны в Михайловском дворце, принадлежащем младшему брату императора великому князю Михаилу Павловичу. Сюда приходили известнейшие люди Петербурга. Для создания более непринужденной атмосферы гостей принимала в качестве хозяйки баронесса Раден, а великая княжна приходила как гостья. Более тридцати лет прожила Эдита Федоровна в одной из квартир во флигеле Михайловского дворца. У нее бывали ученые, писатели, художники и общественные деятели, да и переписку она вела с учеными со всей Европы. Фрейлина сопровождала Елену Павловну во всех ее поездках, в том числе и зарубежных, поддерживала во множестве благотворительных проектов. Так, при ее участии была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, первое в России учреждение такого рода. «Глубокое религиозное чувство одушевляло ее с ранней молодости, - вспоминали об Эдите Федоровне современники. - Воспитанная в строгом духе евангелического протестанства, она почерпнула из него ту энергию веры, которую лютеранство стремиться внушить своим учением, ставящим человека лицом к лицу с Богом и Словом Божиим, осознанием своего долга и ответственности». «Она всегда производит на меня впечатление христианки первых веков, расцветшей, по недоразумению, в придворной среде, - писала о Раден фрейлина Анна Тютчева, дочь поэта Федора Тютчева. - Она внушает мне желание стать лучше». Знакомство с этой удивительной женщиной, которой не могли отказать ни в одном учреждении Петербурга, и ее протекция очень помогли Антокольскому. Без Роден у него не было бы никаких шансов оказаться в аудиториях Академии художеств: во-первых, из-за своего еврейского происхождения, поскольку иудеи в этих стенах не приветствовались; а во-вторых, в силу своей плохой подготовки. Все-таки Марку было уже двадцать, а те, с кем он оказался бы в одном классе, обучались здесь с девяти-десяти лет и были уже сложившимися художниками, планировавшими свои выпускные работы и пенсионерские поездки в Италию. Несмотря на просьбу Эдиты Федоровны, молодого резчика из Вильно взяли только вольнослушателем. При несомненном даровании рисовальщиком он был посредственным. Первые два года Марк Антокольский провел в мастерской скульптора Николая Степановича Пименова. Здесь он снова и снова копировал древние античные образцы, учился пользоваться резцом. Ведь прежние его навыки, полученные в Вильно, были хороши только для создания незамысловатых надгробий. Продолжение следует... Изменено 23 сентября, 2018 пользователем Марион 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 23 сентября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2018 Первые годы в главном художественном учебном заведении Российской империи были очень нелегкими для Антокольского. Его постоянно преследовал страх быть отданным в рекруты. И опасения были более чем обоснованы. Через несколько лет Марк Матвеевич будет вспоминать об этих временах в письме к своему близкому другу, критику и меценату Владимиру Васильевичу Стасову: «Кажется, это было в пятьдесят первом году: евреи вдруг получили всемилостивейший указ - давать рекрутов. Надо было поймать такого человека, у которого нет паспорта. Трудно передать вам то отчаяние, крики, стоны, которые раздавались из уст бедных, беззащитных матерей, у которых отнимали их детей, да еще порой таких, каким не было и семи лет. Вот наша соседка, вдова-портниха, уберегла из всего семейства только одного сына, худого и слабого мальчика с большими глазами. Как она берегла его, как тряслась над ним. Но его вырвали у нее живого. А потом она все лежала и плакала: то чуется ей, что он стоит в ночную вьюгу в поле на часах, то кажется, что его бьют, - ой, пташечка моя, голубчик мой, его розгами, кровь льется, ой, за что... Но не долго она томилась. Умерла раньше времени одинокая, без утешения, без надежды, но с верой, с любовью». Дома, в Вильно, эта страшная судьба миновала Марка. Его многодетная, но вполне состоятельная семья могла откупиться. В Петербурге же надеяться было не на кого. Скромная стипендия позволяла молодому человеку худо-бедно существовать, а помощи и поддержки в столичной еврейской общине ждать было не от кого. Все боялись за своих детей. Страшные дни рекрутского набора Антокольский провел в доме одного из своих русских друзей. Живя в христианском окружении, Антокольский оставался практикующим иудеем. По воспоминаниям художника Ильи Репина, одного из немногих молодых академистов, подружившихся с Марком, скульптор никогда не работал по субботам, начинал и заканчивал день молитвой. Все это не могло не раздражать академическое начальство. Слишком уж отличался навязанный им студент от всех остальных. Тогда, если верить воспоминаниям сестры Вульфа Бареля, была предпринята попытка обратить Антокольского в православие. Молодой человек долго отказывался от крещения, тогда его побили палками и окрестили насильно. Все это очень сильно влияло на характер скульптора. За годы академических штудий он сильно изменился. Из жизнерадостного молодого человека, веселого, болтливого, вечно размахивающего руками, он превратился в замкнутого и неразговорчивого мужчину, неохотно идущего на контакт с малознакомыми людьми. Его общение ограничивалось небольшим кругом близких друзей, связь с которыми он не прерывал, даже отправляясь за границу. Именно по письмам видно, как постепенно меняется его характер, как все больше и больше Антокольский уходит в себя... В Академии Марк стал изучать европейские языки. Без них учиться было сложно. Ведь многие учебные пособия были написаны иностранцами или привезены из-за границы. Кроме того, Антокольский увлекся русской историей. Он очень много читал, стараясь наверстать упущенные детские годы, когда он мыл полы в трактире отца. Проходит всего два года - и Антокольский демонстрирует свою первую работу, за которую удостаивается серебряной медали и наконец-то получает стипендию. Работа была выполнена из дерева, материала, пока более привычного для начинающего скульптора. Это небольшой по размеру горельеф (скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более, чем на половину) «Еврей-портной». Хотя правильнее было бы назвать это произведение «Еврей, вдевающий нитку в иголку». Его предшественниками являются «глиняные еврейчики», как называл их сам Антокольский: небольшие работы, которые он делал в свободное от занятий и работы время. В них он оттачивал свое умение передавать эмоции и внутренние движения души человека. Всякий раз, приезжая на каникулы в Вильно, он показывал друзьям свои работы и спрашивал, какое настроение они передают. Марк радовался как ребенок, когда зрители сразу раскрывали его замысел. Интересно, что образ еврея-портного родился у Антокольского не в холодных академических классах, а во время каникул. Погружение в родную среду, общение на родном языке после годичного перерыва обостряло восприятие мастера. Точно так же появляется и другой его деревянный горельеф «Скупой». Марк Антокольский учится в Академии семь лет. За эти годы он не раз обращался к «еврейским» темам: создал серию бюстов, которые должны были стать часть композиции «Спор о Талмуде»; затем - «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно совершающих Пасху» и «Натана Мудрого». «Я был поражен, - вспоминал Илья Репин о своем первом впечатлении от горельефа «Нападение инквизиции», который он увидел в мастерской Антокольского, - я начал различать фигуры, полные драматизма и таинственности. Мне стало жутко. Я долго стоял, как окаменелый, молча». Первоначально эта работа была сделана из мокрой глины, без всякого каркаса. Едва изображение стало высыхать, как персонажи начали рассыпаться в пыль. Тогда было решено сфотографировать горельеф, чтобы потом можно было его восстановить и представить в Академию. Тема была выбрана скульптором не случайно. Судьбу российских евреев часто сравнивали с марранами. Стоит напомнить, что само это слово переводится как «свиньи». Так христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство на рубеже XIV-XV веков. Множество евреев тогда были крещены насильно, некоторые же, напротив, делали это, чтобы сохранить жизнь себе и близким. Постепенно эти люди возвращались к тем государственным должностям, которые некогда у них были отняты из-за «неправильного» вероисповедания. Им удавалось восстановить и даже приумножить свои состояния. И это неизменно вызывало раздражение и даже ненависть испанцев и португальцев, поэтому они и стали называть принявших крещение евреев столь обидным словом. Надо сказать, что жившие в Российской империи евреи, сменившие вероисповедание, также не вызывали особой любви у «старых» христиан. Их презрительно называли выкрестами. А для еврейской общины, в том числе и для семей, вне зависимости от того, было ли крещение принято насильно или по доброй воле, эти люди считались умершими, и всякое общение с ними прекращалось. Трудно сказать, о чем думал Антокольский, создавая свое произведение: о своем насильственном крещении или же об ужасах рекрутского набора... Здесь стоит вспомнить, что мальчиков и молодых людей, насильственно отправленных в армию, делали кантонистами. Само название пришло из Пруссии и происходило от названия полковых округов, кантонов. Этих детей навсегда отрывали от семьи и национальных корней, растили в официальном православии, нисколько не заботясь об их душе. Для того, чтобы выжить, кантонист должен был обладать богатырским здоровьем и очень устойчивой нервной системой. В годы обучения Марка в Академии многие кантонисты стали занимать ведущие посты в военном ведомстве, но судьба их была незавидна. Одиночество и некое ощущение безысходности характерно, если судить по воспоминаниям, для большинства из них. Собственно, этой трагедии насильственной христианизации и посвящен горельеф Антокольского. Избран момент празднования Пасхи, праздника свободы, выхода из плена, перехода к новой жизни. И в этот момент жизнь старая, полная зла и насилия, вторгается, чтобы заявить свои права и разрушить жизни людей навсегда. Что ждет этих людей, застигнутых инквизицией врасплох? Унижения? Пытки? Изгнание? В лучшем случае их постигнет судьба российских кантонистов - одиночество и осознание своей потерянности в мире. Горельеф произвел сильное впечатление на Стасова и друзей Антокольского и отчасти примирил с ним академическое руководство. Он все больше воспринимался как скульптор-еврей, который по окончании Академии вернется за черту оседлости и никому не будет мозолить глаза. Следующей работой скульптора стал «Натан Мудрый», и это еще больше укрепило всех в мысли о скором исчезновении Марка со столичного горизонта. Натан Мудрый - персонаж пьесы немецкого драматурга Готхольда Эфраима Лессинга. Само это произведение было написано Лессингом на основании притчи, заимствованной у Джованни Бокаччо, повествующей о трех кольцах - аллегорическом изображении иудаизма, христианства и ислама. Драматург вкладывает ее слова в уста мудрого купца-еврея Натана, который пытается ответить на вопрос султана, какая же вера лучше. Лессинг в своей пьесе говорит о человеческом равенстве, которое превыше всех религиозных различий. Эта мысль близка и Антокольскому, за годы учебы в Академии приобретшему множество друзей-христиан. Семь лет, проведенные в столице, были для него трудными, не только из-за материальных проблем. «Сколько же ему пришлось натерпеться, - пишет в своей работе «Двадцать пять лет русского искусства» Стасов. - Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки - вот среди какой обстановки приходилось начинать Антокольскому. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными». При господствующем в стране антисемитизме молодому скульптору очень нелегко было доказать не только свое право на творческое видение мира, но и просто на свое существование в академической среде. Натан Мудрый был своеобразным манифестом Антокольского о всеобщем равенстве художников. Но Академией он услышан не был, поэтому таким возмутительным сюрпризом стала для всех его выпускная работа - скульптура Ивана Грозного. На скульптора обрушился шквал обвинений: «Лепи своих евреев, застигнутых инквизицией, но не прикасайся к нашей истории!». Для Антокольского, уже сформировавшегося молодого человека (к моменту выпуска из Академии ему было 27 лет) с четко сложившимся мировоззрением слова эти были обидны и унизительны. Через несколько лет он напишет: «Вся моя душа принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, это будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка- Русь меня вскормила». Путь к изображению Ивана Грозного, которого Антокольский считал русским инквизитором, был непрост. Сначала скульптору пришлось отправиться в Берлин. Его отъезд был вызван пониманием того, что сдать выпускные экзамены в Академии в силу своего слабого владения русским языком он не сможет. Начинающий мастер надеялся найти себе место в немецкой академической среде, но там столкнулся с теми же бюрократами, что и в России. Вернувшись в Петербург, он попросил выделить ему помещение для создания статуи для выпускного экзамена. Ему определили один из классов, который вскоре пришлось освободить, поскольку начинался учебный год. Антокольский перебрался в каморку под самой крышей. Для этого ему нужно было нанять грузчиков, которые перетащили стопудовую модель, изрядно ее повредив. Пришлось практически начинать все с начала. Из-за сырости и холода в помещении Марк еще и заболел. В результате, к вящей радости своих недоброжелателей, он не успел подготовить скульптуру к выставке. Это было окончательным и бесповоротным провалом, теперь путь в искусство был ему заказан! Сколько ни просил он профессоров посетить его мастерскую, чтобы посмотреть скульптуру, сколько ни объяснял, никто не хотел забираться по узкой лестнице в его каморку. Но не таков был Марк Антокольский, чтобы сдаться без боя. Он снова обратился за помощью к баронессе Раден, и она попросила посетить мастерскую молодого скульптора вице-президента Академии художеств Григория Григорьевича Гагарина. Князь не мог отказать Эдите Федоровне и, скрепя сердце, отправился смотреть произведение выпускника, прежде никогда никого кроме евреев не изображавшего. Увидев Ивана Грозного, Гагарин был так поражен, что незамедлительно обратился к великой княгине Марии Николаевне, которая в то время была президентом Академии. И вот теперь сестра императора поднимается по неудобной лестнице в сырую каморку, чтобы увидеть изваяние, вышедшее из-под резца Антокольского. А на следующий день Академия получает предписание готовится к приезду императора. И едет он с одной- единственной целью - увидеть скульптуру Ивана Грозного. Скульптура очень понравилась Александру II, ион приказал сделать копию для Эрмитажа, заплатив Антокольскому восемь тысяч рублей. Так, в одночасье, из презираемого еврея-выскочки скульптор стал богачом. Продолжение следует... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 23 сентября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2018 Здоровье не позволило Марку Матвеевичу остаться в столице России. Он отправляется в Италию, по пути заехав в Вильно, чтобы жениться на дочери купца Апатова, помогшего ему семь лет назад. Свадьба с Теней (Еленой) Апатовой для многих его друзей стала неожиданностью, поскольку в течение нескольких лет Марк переписывался с некой дочерью прачки. Но жизнь в Академии сильно изменила его. Переписка прекратилась, и в жены себе скульптор выбрал хорошо образованную купеческую дочь. Мало того, отец давал за ней хорошее приданое: дом и значительную сумму денег. Этот дом сохранился до сих пор, на его стене висит памятная табличка, извещающая о том, что здесь жил скульптор. Антокольский прекрасно осознавал, что его денег на спокойную жизнь с супругой в Европе не хватит. Тем более, что казна выплатила ему только половину из обещанной суммы. А отец девушки готов был помочь с содержанием. Это очень характерно для еврейской традиции. Нередко купцы, отдавая своих дочерей за раввинов, брали содержание молодых на себя. Так было, например, со знаменитым Виленским Гаоном, сторонником учения которого был Антокольский. Апатов готов был поддерживать начинающего скульптора, сумевшего пробиться через систему российской бюрократии, подобно тому как другие отцы поддерживали еврейских духовных лидеров. Видимо, поэтому Антокольский, не взявший за всю жизнь ни одного иностранного заказа и не пользовавшийся особой популярностью на родине, никогда не жаловался на отсутствие денег. В Италии скульптор создает целую серию работ, связанных с русской историей: Петр I, Ярослав Мудрый, Ермак. Из-под его резца выходит и ряд бюстов-портретов современников. В письмах к Стасову Антокольский отмечал, что, по его мнению, знакомство россиян с судьбой и мыслями этих людей может дать много больше, чем помпезные памятники на площадях. Но все-таки самый большой резонанс в России вызвала его скульптура «Христос перед судом народа». Это произведение создавалось в Италии и, по мнению все того же Стасова, было единственным в своем роде. «Бывали изображения Христа в римских тогах, но Христа-еврея мир еще не видел», - отмечал критик. Сам Антокольский много пишет о своей скульптуре, выводя на первый план этическую составляющую: «Я его представляю в тот момент, когда Он стоит перед судом народа, за который Он пал жертвой. Я выбрал этот момент, во-первых, потому, что здесь и связался узел драмы. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, в эту минуту мог сказать только Он: «Я им прощаю, потому что не ведают, что творят» И еще: «Под судом народа я подразумевало й теперешний суд. Я убежден, что если бы Христос воскрес теперь и увидел, до чего доведены Его идеи отцами инквизиции и другими, то, наверное, Он восстал бы против христианства так же, как восстал против фарисеев, и еще десять раз дал бы Себя распять». Созданный Антокольским образ Христа получился очень национальным. Здесь стоит снова обратиться к письмам скульптора: «Я ему даю чисто еврейским тип, у него голова покрыта шапочкой; я это основал на словах молитвы: “Прости мне, что я ходил с непокрытой головой”; притом, как известно, в древности снималась в священных местах не шапочка, а обувь, и, наконец, в жарком климате нет возможности ходить с открытой головой». Чуть ранее в этом письме скульптор снова возвращается к мысли, что Христос - это своего рода революционер, восстающий против несправедливости. Крепкий мужчина, руки которого не боятся никакой работы. Мышцы напряжены. Сдерживающая его веревка кажется просто игрушкой. Это скорее символ оков. Для Антокольского очень важно, что Христос идет на смерть не по принуждению и не по воле несчастливых обстоятельств. Это Его осознанный выбор. Он идет умирать за ту толпу, которая кричит: «Распни!». И во многом в этом образе отражается и судьба самого художника. Он мечтает трудиться во благо России, но там и он, и его искусство практически никому не нужны. И все-таки он продолжает надеяться. Когда в прессе поднимается волна едких антисемитских статей, он не обижается, не отказывается от прежней родины навсегда. Напротив, Антокольский отвечает своим обидчикам в одной из петербургских газет. В его статье слышатся обида и разочарование, но в ней есть и место надежде на изменение этих людей и изменение России в целом. Скульптор не зря упоминает о шапочке на голове Христа в своих письмах. Именно на этой несчастной шапочке сосредоточила свои шутки враждебная публика. И дело тут не только в том, что Антокольский не раз встречал ев- реев-плотников в своем «северном Иерусалиме», а именно в словах молитвы, о которых он упоминает в письме. «Прости мне, что ходил с непокрытой головой» - эти слова звучат в Судный день, называемый иудеями Йом Кип- пур. В этот день постятся и молят о прощении грехов, совершенных за год. «Виновны мы; были вероломны, грабили, лицемерили, свернули с правильного пути и обвиняли невиновных», - произносят иудеи в этот день. Среди множества перечисляемых грехов во времена Антокольского в литовских общинах звучали слова о непокрытой голове. Они напоминали тем, кто все больше удалялся от еврейского мира, сторонникам Хаскалы, что нет счастья в обмирщении. Перестав носить головной убор, ты теряешь часть своей идентичности, а значит, и часть принадлежности к богоизбранному народу. Стоит вспомнить, что Антокольский был воспитан в рамках учение Мусар, и для него это были очень значимые вещи. Первым зрителем и критиком, увидевшем Христа, была прачка, простая итальянская женщина, приходившая в дом Антокольских. «И когда я увидел, что статуя произвела на нее впечатление, -вспоминал скульптор, - только тогда я и сам почувствовал, что работа удалась, что я выразил именно то, что хотел». Итальянская католичка, несомненно, была далека от всех революционно-социальных чаяний, которыми хотел наполнить свою скульптуру мастер. Что же произвело на нее впечатление? Может быть, то, что она ощутила себя частью народа, к которому вывели Спасителя? Тем человеком из толпы, который кричит: «Распни»? Трудно не заметить внутреннею силу созданного Антокольским образа Христа. Связанный по рукам, он, подобно судье, смотрит на зрителя сверху, но нет в его взгляде осуждения. Зато есть надежда. Тихая надежда на покаяние, на изменение и преображение. На то, что вместо слов «распни» прозвучат слова «отпусти грехи наши в этот день очищения, в этот день прощения вины, в этот святой день; очисти нас; удали с глаз долой преступления и заблуждения наши» (из молитвы в Йом Кип- пур). Эта скульптура - своего рода видение Страшного суда в очень непривычной интерпретации. Суда, который вершит попранная истина. Суда, в котором каждый сам определяет свой приговор... Толпой, выносящей суд Христу, становятся зрители. И в то же время сам Судья стоит перед ними, сквозь злобные крики проникая в самую глубь сердец.Парной к скульптуре Христа можно считать скульптуру Мефистофеля. Мятущийся, он сидит на камне, и кажется, что вся его фигура обратилась в слух. Он вслушивается, словно стараясь расслышать что-то важное. Кажется, что он находится где-то на вершине утеса и под ним скрывается прекрасная, но смертоносная бездна. Что слышит он? Может, тихое веяние ветра? Или голос истины, грубо попранной и покинутой? Эту работу мастер изваял как бы в ответ на многочисленные нападки российской прессы на созданное им изображение Христа. Так, в статье, опубликованной «Санкт-Петербургскими ведомостями», было написано, что «Христос Антокольского изображает еврея, связанного по рукам и представленного в таможню за контрабанду». На подобного рода шуточки глупо обижаться, но, пожалуй, только Мефистофель может разглядеть истинную причину их появления в прессе. Связанный Христос и Мефистофель, оказавшись в одном музейном зале, сразу ставят перед зрителем множество вопросов. Это не скульптуры для неспешного созерцания. В них слишком много скрытого психологизма. Словно вновь повторяются сцены искушения Христа в пустыне. Только вопросы и ответы звучат над головой смотрящего, каждым звуком затрагивая и его душу, и его сердце, требуя глубокой сопричастности. На чьей стороне окажется каждый из нас? У Марка Антокольского не так много работ. Закончив Академию, он делал в год по одной скульптуре, но каждая из них становилась шедевром. Он стал почетным членом европейских академий, удостаивался множества наград, но в России так и не был принят и оценен. Он мечтал создать общество помощи молодым еврейским художникам, но так и не смог осуществить задуманного. В этих «но» Антокольский очень близок к созданному им образу Христа, непонятому революционеру, восставшему против несправедливости. А своей жизнью, взглядами, почерпнутыми в детстве у движения Мусар, с годами преображенными, пережитыми, он близок Иисусу Христу, которого он так и не встретил в среде своих друзей-христиан. И все же образ этого живого Христа отражается во многих его работах, и в первую очередь, несомненно, в этой скульптуре «Христос перед судом толпы». Кто знает, может, некогда они встретились где-то на старых улочках «северного Иерусалима». Мотл Антокольский принял Его за очередного благочестивого раввина, а Марк Антокольский запечатлел Его в камне. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти