Перейти к содержанию

Трансцендентность Бога


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Размышляя о причинах того, почему столкнулось с такими затруднениями в IV–V веках принятие того, что Иисус Христос был истинным Богом и истинным человеком одновременно, Лонерган обращает внимание на искажённое понятие о трансцендентности Бога. Нашему человеческому воображению, опирающемуся на образы и аналогии из видимого мира, свойственно представлять Бога в качестве одного из сущих в ряду прочих. Например, стоики (их философия сильно повлияла на теологию Тертуллиана) считали Бога очень тонкой материей, проницающей всё. Если мы таким образом представляем себе Бога, не корректируя этого понимания с помощью языка апофатики, задачей которого является прежде всего отстаивание радикальной инаковости Бога, то утверждение о том, что Бог может быть одновременно человеком, звучит логически противоречиво. Если нечто является какой-то определённой реальностью А, то оно не может быть какой-то иной реальностью Б в том же самом смысле слова «быть», в каком оно является реальностью А. Если мы мыслим Бога на уровне сущих, то наша мысль о богочеловеке наталкивается на непреодолимую трудность. Но если осознавать Бога как радикально иного, то и его бытие будет находиться на ином уровне, чем бытие тварных сущих, и действие его не будет накладываться на действие тварного сущего.

 

В этом случае, кстати, возможно становится мыслить вездесущность и всемогущество Бога одновременно со свободой человека. Но если у нас имеется искажённое представление о трансцендентности, то тогда действие Бога в мире входит в противоречие со свободой человека, и начинаются бесконечные апории по поводу соотношения природы и благодати, бесплодные споры de auxiliis, и прочие беды второй схоластики, исход которых вполне логично подытожил Сартр в XX веке, сказав, что существование Бога исключает возможность человеческой свободы, а свобода человека делает невозможной веру в существование Бога. Как замечает Лонерган, фатальное искажение представления о трансценденции в европейской мысли начинается с Дунса Скота и затем усиливается у Оккама.

 

Несмотря на то, что мы привыкли думать об Оккаме как об авторе, утверждавшем радикальную инаковость Бога, резоны которого нам недоступны — например, «если бы Бог пожелал, чтобы грех стал добродетелью, то он бы мог это сделать» — всё же сама логика предложенной этими теологами концепции инаковости вытекала как раз из того, что действие Бога не мыслилось на качественно ином уровне, нежели действие тварных сущих. Отсюда вытекает простой запрет на осмысление действия Бога вообще, а также скотовский, а затем и оккамовский волюнтаризм. Ну, и как показывает нам Чарльз Тэйлор в своём «Секулярном веке», исключение осмысления присутствия Бога из нашей картины мира послужило отправной точкой для построения секуляризированной картины мира, в которой Бог просто оказывается лишним.

 

https://alexander-konev.livejournal.com/171504.html

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мысль не новая, но совершенно верная.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не с Дунса Скота началось.

Волюнтаристы, приуменьшающие значение ratio, пантеисты, сторонники эманации - были по сути во все времена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Весьма удачное и доступное, на мой взгляд, объяснение того, что такое трансцендентность Бога, предлагает Телеграм-канал "Экзегет".

 

 

Где Бог?

 

Хорошей недели!

Вопрос которым озаглавлена сегодняшняя тема, непростой даже для зрелых христиан. Мы многое знаем о Боге, кроме того, где он находится. Из всех ответов которые можно дать на этот вопрос, самым правильным пожалуй будет — "нигде".

 

Представьте себе лист бумаги на котором вы нарисуете траву, небо и человечка. Пускай этот лист бумаги будет бесконечно большим. Куда бы не двигался созданный вами человек, он никогда не найдёт вас. Он может идти влево или вправо, углубляться вниз, или взлетать бесконечно вверх, но никогда не встретится с вами. Вы создали его, вы существуете, вы можете быть к нему ближе чем кто либо и всегда видеть даже внутренности его, но нарисованная вами вселенная попросту не может вместить вас.

 

"Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя...

(RST 2-я Паралипоменон 6:18а)

 

"Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы."

(RST Псалтирь 138:15)

 

Таким образом Бог трансцендентен, то есть находится вне нашего мира. В нашем мире нет даже направления, двигаясь в котором мы могли бы достичь нашего Создателя. Кроме прочего это означает, что Его встреча с нами может произойти исключительно по Его инициативе.

 

Довольно часто Библия определяет местонахождение Бога как небеса. В тех случаях когда это не образ, имеется ввиду не то небо по которому летают птицы (атмосфера) или небо в котором звёзды (космос). Вероятно речь идёт о так называемом "третьем небе", о котором ничего удобовразумительного не смог рассказать даже Павел, который однажды там побывал.

 

"Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает ) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ( только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает ), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать."

(RST 2-е Коринфянам 12:2-4)

 

В этой перспективе представляются глупыми поиски Бога в космосе или представления о том, что наш Создатель сидит на облачках.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...