Перейти к содержанию

Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил: История и иконография


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

376913410_6772526082813479_2204646458859

Образы Архангелов (др.-греч. «????» – «главный, старший» и «???????» – «вестник, посланник, ангел») – главных Ангелов, проводников откровения Божия – появляются в искусстве с первых веков утверждения христианства. Согласно Священным текстам, Ангелы выглядят как величественные мужи, но они практически ничем не отличаются от людей, и часто те, кому являются Ангелы, не узнают, что перед ними посланники Небес. Поэтому на заре христианского искусства они изображаются в виде юношей без каких-либо особых опознавательных знаков и характерных атрибутов. В росписях римских катакомб ничто не выдает их сверхъестественную природу [1]. У них нет крыльев (крылья в изображениях Ангелов появятся в конце IV века), нет у них и нимбов (нимбы станут обязательным атрибутом Ангелов в V веке).

Ангелы представлены, как правило, одетыми в белые тунику и паллий [2]. Иногда – в длинную далматику [3] с широкими рукавами. На ногах – простые сандалии. Клавы, украшающие тунику, – единственное указание на принадлежность к высшему миру. Являющиеся знаком отличия римских граждан благородного происхождения, эти широкие пурпурные вертикальные полосы, идущие от плеча до нижнего края одежды, в образах Ангелов служат символом приближенности к Царю небесному [4].

Первые христиане, с их необыкновенно чистой, вдохновенной и еще не обусловленной догматами верой, изображали Ангелов по образу и подобию человека своего времени. Поэтому Божьи посланники в раннехристианской живописи катакомб кажутся более земными, нежели небесными. Отражение человеческого начала в божественном, отблеск искренних и трогательных чувств – эти характерные особенности катакомбной стенописи восторжествуют вновь, только уже на ином уровне и спустя столетия, в искусстве эпохи Возрождения.

Одно из самых первых в истории живописи изображений Архангела Гавриила находится в катакомбах Присциллы в Риме [5]. Фреска со сценой Благовещения, датируемая второй половиной III века, к сожалению, плохо сохранилась. Однако реконструкция росписи, выполненная археологом начала XVII века Антонио Бозио, дает представление о композиции, в которой Архангел Гавриил изображен в полный рост перед восседающей на скамье Девой Марией. Он обращается к ней с речью, на что указывает жест его вытянутой руки [6].

383994993_6772526886146732_5658307179322

Благовещение. Фреска. III век. Катакомбы Присциллы, Рим

382983878_6772527449480009_7595714311783

Благовещение. Рисунок с фрески III века из Катакомб Присциллы,Рим. Выполнен археологом начала XVII века Антонио Бозио

Первый образ Архангела Михаила представлен в росписях IV века римских катакомб на виа Латина (известных как катакомбы Дино Компаньи). Изображение, хотя и выполненное в достаточно наивной манере, красноречиво иллюстрирует сцену явления Архангела Михаила пророку Валааму, о которой упоминается в Книге Чисел. Архангел с мечом появляется перед Валаамом, которого моавитяне призвали проклясть народ израильский. «И стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис. 22: 22). Интересно отметить, что здесь мы видим едва ли не единственное в истории изображение ангела с бородой. Борода в данном случае может рассматриваться как символ мудрости и власти, и она была необходима для подчеркивания особой важности фигуры Архангела [7].

378381171_6772527912813296_5858255968238

Явление Архангела Михаила Валааму. Фреска. IV век. Катакомбы на виа Латина, Рим

В римских катакомбах Джордани на виа Салари присутствует первое известное, дошедшее до нашего времени изображение Архангела Рафаила. В нижнем регистре росписи, за сценой пророка Даниила со львами следует композиция, иллюстрирующая эпизод из Книги Товита, представляющая юного Товия с веслом на плече. Товий протягивает рыбу стоящему перед ним Рафаилу, и Архангел дает юноше указание: «разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их» (Тов. 6: 5).

378376993_6772528866146534_8166033371142

В нижнем регистре сцена с изображением Товия перед Архангелом Рафаилом. Фреска, середина IV века. Катакомбы Джордани, Рим

Как мы видим, Ангелы в произведениях катакомбной живописи ничем не отличаются от изображений обычных людей. Более того, без знаний Священных текстов достаточно трудно разобраться, что конкретно представлено в композициях.

Первым, кто попытался систематизировать Небесную иерархию и обозначить точки соприкосновения божественного мира с миром земным, был богослов и философ, живший в конце V – начале VI века и подписывавший свои труды именем афинского мыслителя I века Дионисия Ареопагита. Несмотря на то что до сих пор ведутся споры по поводу личности этого богослова, именно на его учении о Небесной иерархии основывались все последующие литургические тексты и иконография Ангелов. Согласно богословскому трактату Псевдо-Дионисия Ареопагита (так принято его называть), Небесные силы образуют строгую иерархию, в которой высшие передают Божественную истину низшим, «чтобы в порядке было вос­хождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним» [8]. Священноначальство над человеческим родом вверяется провозвестническому чину Ангелов, а Архангел Михаил назначается князем иудейского наро­да (Дан. 10: 13) [9]. Псевдо-Дионисий Ареопагит не только выстраивает стройный порядок небесных чинов и объясняет их взаимосвязь с земными иерархиями, но и указывает тот путь, которым нужно следовать, дабы изображать неизобразимое: «мы не можем непосредственно возноситься к созерцанию духовных предметов, и имеем нужду в свойственных нам и приличных нашему естеству пособиях, которые бы в понятных для нас изображениях представляли сверхчувственное» [10].

Антропоморфизм ангелов обусловлен, по сути, тремя фундаментальными концепциями: во-первых, ангелы, призванные быть посредниками между Богом и человеком, принимают человеческий облик, дабы быть принятыми и понятыми людьми, во-вторых, это проявление благоволения Бога к человеку, и, наконец, доказательство участия Всевышнего в жизни человеческого рода.

Перед художниками стояла задача создать такой визуальный образ Ангела, который стал бы узнаваемым символом и отражал бы в полной мере ангельскую природу, отличную как от божественной природы, так и от природы человеческой.

Ангелы, как посредники, занимают положение срединное: они выше человека, так как являются существами небесным, но ниже Бога, поскольку они – лишь Его служители.

Для отражения ангельской природы, начиная с конца IV века, Ангелы начинают изображаться с нимбами, которые являются символами святости, а также – с большими крыльями за спиной. Эти атрибуты закрепятся за Ангелами отныне и навсегда.

В Священном Писании говорится о том, что у самых высших ангельских чинов есть крылья: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2) А вот на наличие крыльев у Архангелов лишь косвенно указывают строки из Книги пророка Даниила: «когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня…» (Дан. 9: 21) Способность молниеносно перемещаться из одного места в другое теолог начала III века Тертуллиан считал проявлением неземной природы ангелов: «ангелы в одно мгновение всюду находятся. Вся вселенная для них – одно место. Что бы где ни делалось, об этом они столь легко знают, как легко и возвещают» [11].

Изменения в иконографии Ангелов происходят под влиянием античной греко-римской традиции. Как тут не вспомнить крылатую древнегреческую богиню победы Нику! (Ника Самофракийская, 190 г. до н. э., Лувр, Париж; Ника, I в. до н. э., Музей Санта-Джулия, Брешиа)

Нет описания фото.

Слева: Ника Самофракийская, 190 год до н. э. Мрамор. Лувр, Париж. Справа: Богиня победы Ника. I век до н. э. Бронза. Музеи? Санта-Джулия. Брешиа

Многие исследователи утверждают, что облаченная в длинные одеяния Ника с крыльями за спиной является непосредственным прообразом Ангела [12]. В христианской иконографии крылья, воплощающие в античном мире идею скорости и стремительности действий, становятся не только символом быстроты выполнения божественной миссии, но и знаком духовной природы и возвышенности над всем земным [13].

Первые изображения Ангелов с крыльями появляются в искусстве Восточной Римской империи. К концу IV века относится известный барельеф мраморного саркофага константинопольского происхождения с изображением двух крылатых Ангелов, поддерживающих лавровый венок с монограммой Христа (Археологический музей Стамбула).

Возможно, это изображение памятник

Рельеф саркофага, конец IV века. Археологическии? музеи? Стамбула

Один из ранних известных образов крылатого Архангела Гавриила мы встречаем на барельефе мраморного саркофага начала V века из Равенны, иллюстрирующем сцену Благовещения (Саркофаг «Пиньятта», портик Квадрарко ди Браччиофорте, Равенна).

383996112_6772556789477075_8144812236810

Благовещение. Саркофаг Пиньятта, начало V века, портик Квадрарко Ди Браччиофорте, Равенна

А едва ли не самый первый образ летящего крылатого Архангела Гавриила представлен в мозаичной композиции Благовещения (432 – 440 год) римской базилики Санта-Мария-Маджоре.

376900598_6772557622810325_6415618955956

Благовещение. Мозаика. 432-440. Базилика Санта Мария Маджоре, Рим

Ангелы «унаследуют» от богини победы Ники и диадему – ленту в волосах (базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, начало VI века).

378388578_6772557986143622_5785730246525

Ангелы. Мозаика. Начало VI века. Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Равенна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта лента, являющаяся в античные времена знаком высшей власти как духовной, так и светской (ею повязывали головы императоры), впоследствии в изображениях Ангелов превратится в настоящую диадему, украшенную драгоценными камнями (Архангел Михаил. Икона. XIII век. Монастырь святои? Екатерины, Синаи?). При этом в центре диадемы, как правило, размещается самый крупный камень.

378397028_6772558502810237_8533698735232

Милиарисий с профилем Константина Великого. 324-325. Никомедия

376915043_6772558866143534_7376271735093

Архангел Михаил. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины, Синай

Первоначально Архангелы изображались в белых одеяниях: тунике и палии. «Светлая и огнеподобная одежда, – пишет Псевдо-Дионисий Ареопагит, – означает их Богоподобие и силу освещать, сообразно с их состоянием на небе, где обитает свет, который духовно сияет» [14].

Ярким примером сложившейся в раннехристианском искусстве иконографии Ангелов служит мозаичная композиция начала VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне.

Возможно, это изображение 1 человек

Христос на престоле в окружении ангелов. Начало VI века. Мозаика. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

Величественную фигуру Христа окружают Ангелы в белых одеждах с золотыми клавами, с нимбами вокруг головы, золотистыми волосами, стянутыми белой лентой, с длинными жезлами в руках. Мы можем предположить, что здесь представлены четыре Архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Они, как правило, изображаются рядом со Спасителем, возвещая Его волю. При этом Архангел Михаил всегда располагается по правую руку от Христа, а Архангел Гавриил – по левую руку (такой же порядок присутствует и в изображении Богоматери с Архангелами). В мозаике из равеннской базилики Сан-Микеле-ин-Афричиско (545 – 547, Музей Боде, Берлин), представляющей Христа с Архангелами Михаилом и Гавриилом, а также в мозаике VII века из кипрской церкви Панагии Ангелоктисты с изображением тех же Архангелов, предстоящих перед Богоматерью, имеются подписи, совершенно четко идентифицирующие изображенных персонажей.

Возможно, это изображение 1 человек и Базилика Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Христос в окружении Архангелов Михаила и Гавриила. Мозаика из базилики Сан Микеле ин Афричиско. Равенна. 545-547. Музеи? Боде. Берлин

384101833_6772581182807969_3838012450416

Богоматерь с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика. VII век. Церковь Панагии Ангелоктисты, Кипр

Белый цвет в одеяниях Архангелов иногда сменяется на синий или голубой (Архангел Гавриил. Благовещение. Мозаика. Конец XI века. Церковь Успения Богоматери, монастырь Дафни, Афины; Архангел Гавриил. XIV век. Икона. Государственная Третьяковская галерея, Москва). В византийской эстетике синий и голубой цвета являются символами трансцендентного мира [15].

382992072_6772581906141230_2464149299670

Слева: Архангел Гавриил. Благовещение. Мозаика. Конец XI века. Церковь Успения Богоматери, монастырь Дафни, Афины. Справа: Архангел Гавриил. XIV век. Икона. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку деятельность Архангелов воспринимается как служение Царю Небесному, византийские художники, начиная с середины VI века, облачают Архангелов в торжественные одеяния сановников византийского двора. Иногда поверх туники накинут плащ, застегивающийся на плече драгоценной фибулой и украшенный таблионом – передником из дорогой ткани (мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, середина VI века; барельеф с изображением Архангела Гавриила из Археологического музея Антальи, VI век; миниатюра византии?скои? рукописи, конец XI века, Национальная библиотека, Париж).

378390029_6772582659474488_1109812903075

Архангел Михаил. Середина VI века. Мозаика. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе, Равенна

382971032_6772582902807797_8421994000737

Архангел Гавриил. Рельеф. VI век. Археологический музей, Анталья, Турция

378386479_6772583276141093_3713078522554

Архангел Михаил. Миниатюра византийской рукописи. Конец XI века. Национальная библиотека, Париж

Часто архангелы представлены в лоратном одеянии, характерном для императорского византийского двора (Мозаика, собор Чефалу, Сицилия, середина XII века; Архангел Михаил, мозаика, церковь Марторана, Палермо, 1143-1151). Поверх далматики достаточно сложным способом драпируется лор – широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. Вместо простых сандалий на ногах у Архангелов появляются расшитые золотом и украшенные драгоценностями сапоги.

Нет описания фото.

Богоматерь и архангелы. Мозаика в апсиде. Собор Чефалу. Сицилия. 1145-1148

Возможно, это изображение текст

Архангел Михаил. Мозаика. Церковь Марторана, Палермо. 1143-1151

Обязательный атрибут Архангелов – тонкий жезл – символ власти, восходящий к церемониалу императорского двора. Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, жезлы означают их царское и владычественное достоинство [16]. Иногда вместо жезла они держат лабарум – боевой штандарт с христианской символикой (базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, середина VI века). В другой руке, как правило, у Архангелов державы – большие сферы с изображением креста, символизирующие Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу (Архангел Михаил. Створка диптиха, слоновая кость. Начало VI века. Британскии? музеи?, Лондон; Пантократор и Архангелы. Мозаика купола. Палатинская капелла. Палермо. 1143-1150).

Нет описания фото.

Архангел Михаил. Створка диптиха, слоновая кость. Начало VI века. Британскии? музеи?, Лондон

Возможно, это изображение Базилика Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Пантократор и архангелы. Мозаика купола. Палатинская капелла. Палермо. 1143-1150

Торжественно-иератические символические образы Архангелов в полной мере отражали духовные идеалы христианства. Под влиянием византийского искусства, оказавшего огромное воздействие на художественную культуру стран Восточной и Западной Европы, создается целое множество изображений, бесконечно разнообразных, но несущих в себе определенные коды византийской иконографии [17].

И все же в начале XIII века в западноевропейском искусстве византийский художественный образ, являющийся символом-знаком, постепенно отступает под влиянием пробуждающегося реалистического мировоззрения. Усиливается интерес к тематическому аспекту, к индивидуализации образов, к передаче их эмоционального и психологического состояния. Композиции наполняются драматургией, становятся более повествовательными. Вводится живописное пространство, и изображенные персонажи начинают жить в своем собственном мире, отстраненном от мира материального. Это уже не догматическое изображение, нацеленное на диалог образа со зрителем, служившее средством восхождения человека от видимого к невидимому, а определенное послание, апеллирующее к чувствам человека и вызывающее определенный эмоциональный отклик.

К переходному периоду можно отнести удивительно лиричные образы Архангелов, выполненные в начале XIV века в Успенском соборе Протата (Афон) византийским художником-иконописцем Мануилом Панселином, соединившим в своих произведениях основы византийской иконографии с новой реалистической концепцией.

Нет описания фото.

Мануил Панселин. Слева: Архангел Михаил, справа: Архангел Гавриил. Фреска. Начало XIV века. Успенскии? собор Протата, Афон. Фото: philologist.livejournal.com

Тенденция растворения отвлеченного византийского стиля в реалистических формах достигает своего апогея в период Возрождения. Фигуры Архангелов в произведениях художников эпохи Ренессанса приобретают реальные пластические объемы, движения их становятся динамичными и естественными, образы более земными, приближенными к миру людей. При этом всегда сохраняются общие для них признаки духовного могущества – нимб и крылья, а определенные характерные атрибуты позволяют безошибочно идентифицировать каждого архангела [18].

Архангел Михаил – Архангел, возглавивший святое ангельское воинство, вступивший в сражение с сатаной и низвергнувший его с Неба. Это он, сохранивший верность Всевышнему, призвал ангелов на борьбу с дьявольским искушением, воскликнув «Кто равен Богу?». Его имя (др.-евр. «Ми ка Эль») в буквальном смысле означает «Кто как Бог?» – вопрос, который несет в себе утверждение – «никто не равен Богу». В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила с драконом: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7 – 9)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как «вождь воинства Господня» (Нав. 5: 14 – 15) Архангел Михаил изображается облаченным в доспехи римского полководца и плащ палудаментум, с копьем или мечом в руках (Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Миниатюра византии?скои? рукописи. X век. Ватиканская Апостольская библиотека; Икона, 1410-е годы, Архангельскиий собор Московского Кремля).

 

308532019_5591562490909850_855928757770867439_n.jpg?_nc_cat=111&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=gpRJKTo8o68AX80pKdF&tn=UV802hIn9hEe91F_&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT87-C3_XnePkgFO89qfHHol2IFLEMnO4e9AHwJ4tMPaxg&oe=63395AA4

 

Слева: Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Миниатюра византии?скои? рукописи. X век. Ватиканская Апостольская библиотека. Справа: Архангел Михаил. Деталь иконы. 1410-е годы. Архангельскиий собор Московского Кремля

 

Часто он представлен поражающим копьем дракона, олицетворяющего собой дьявола. Таким можно увидеть Архангела Михаила на фреске конца XIII века флорентийской базилики Санта-Кроче, приписываемой школе Чимабуэ. Здесь он изображен во главе ангельского воинства, попирающим ногами дракона.

 

308445000_5591562734243159_8625362226055674232_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=MFuP3cByBN4AX8kEfwE&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT-tlsok6TZX9-UlTxyio5kjqLf8I1ixQQ-tXo8iRQaIvQ&oe=6339EBB6

 

Школа Чимабуэ. Архангел Михаил, поражающии? дракона. Конец XIII века. Фреска. Базилика Санта-Кроче, Капелла Веллути, Флоренция

 

308453270_5591562937576472_6052864414775612947_n.jpg?_nc_cat=102&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=CBcPeA8EAyQAX8IN33Q&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT-OsD98ddPeijnGF9d2oKKgFqO2GIeGVPC9iRmzOu016Q&oe=6339C087

 

Школа Чимабуэ. Архангел Михаил, поражающии? дракона. Конец XIII века. Фреска. Базилика Санта-Кроче, Капелла Веллути, Флоренция

 

Следует отметить, что сражение Архангела Михаила с сатаной – это один из самых распространенных сюжетов в западноевропейской живописи XV – XVII веков (Рафаэль. Архангел Михаил, поражающии? дракона. 1505. Дерево, масло. Лувр, Париж; Гвидо Рени. Архангел Михаил. 1630. Холст, масло. Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим).

 

308478543_5591563230909776_2011481037399481546_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=kFADxfGphcwAX9nMlKb&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT8TzXY2WPG5ZPDqzU-XLbEMlFmyYm2ZSLQ4UeYNIhwtgQ&oe=63399FD4

 

Рафаэль. Архангел Михаил, поражающии? дракона. 1505. Дерево, масло. Лувр, Париж

 

308599555_5591563420909757_1311529288306442059_n.jpg?_nc_cat=100&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=gEPKYnCQH-MAX8IRYAT&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT_nelUTUsptRlnu7Q59O2n3Qmnu5MwX7gvbtPDC7yLJ7Q&oe=633A6187

 

Гвидо Рени. Архангел Михаил. 1630. Холст, масло. Санта Мария делла Кончеционе, Рим

 

Указание на роль Архангела Михаила в битве добра и зла повлияло на более расширенную трактовку его образа как в богословских трудах, так и, соответственно, в изобразительном искусстве.

 

Начиная с XII века, Архангел Михаил, которому стали приписывать роль судьи на Страшном суде, почти всегда появляется в композициях Судного дня и изображается с весами в руках, предназначенных для взвешивания человеческих душ (Страшныи? суд. XII век. Мозаика. Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло). Иногда он представлен в виде грозного карающего воина, преграждающего мечом путь грешникам (Лука Синьорелли. Души грешников. 1499. Фреска. Дуомо, Орвьето).

 

308514684_5591565867576179_6053915904778841412_n.jpg?_nc_cat=103&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=5KBw9uHSq8UAX_y9IZM&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT95KIWzlecxAAkNBWzs0Aq8CICMy3AVqbRY5d50aWHa2g&oe=6339BF61

 

Архангел Михаил. Страшныий суд. XII век. Мозаика. Собор Санта Мария Ассунта, Торчелло

 

308475152_5591566874242745_4328748906477686975_n.jpg?_nc_cat=100&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=IjCKYklImXMAX9mtHcc&tn=UV802hIn9hEe91F_&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT8ZjIMqAE_LRkT_59wM2y54Qe8slVm1bPWr0ICxXTQdfQ&oe=63392A03

 

Лука Синьорелли. Души грешников. 1499. Фреска. Дуомо, Орвьето

 

Интерпретации образа Архангела Михаила в живописи эпохи Возрождения отличаются большим разнообразием и богатством фантазии. Так, художник венецианской школы начала XV века Якобелло дель Фьоре изображает Архангела Михаила со всеми возможными атрибутами – нимбом, крыльями, мечом, весами, драконом под ногами, и при этом украшает его воинские доспехи золотыми пластинами (Якобелло дель Фьоре. Архангел Михаил. Часть триптиха Правосудие. 1421. Дерево, темпера. Галерея Академии, Венеция).

 

308659624_5591567150909384_9221116261668033020_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=jMzvD-MFLawAX8AVM8K&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT-nkQC6CUJay1xgmmQxW78jn-I8LD2FehsrWW_nIgbzkA&oe=6338E4A2

 

Якобелло дель Фьоре. Архангел Михаил. Часть триптиха Правосудие. 1421. Дерево, темпера. Галерея Академии, Венеция

 

Другой венецианец Микеле Джамбоно представляет небесного посланника в богатом облачении священника с державой в правой руке (Микеле Джамбоно. Архангел Михаил. 1440-1445. Дерево, темпера. Вилла Татти, Флоренция).

 

308508181_5591567337576032_2328419972383303538_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=NHXw2SHvG78AX8UlFhW&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT9TiY7o_skTyUn5FsQn4mDxJqvTY67TKSeP9BnbN6D0_w&oe=6338B401

 

Микеле Джамбоно. Архангел Михаил. 1440-1445. Дерево, темпера. Вилла Татти, Флоренция

 

А Доменико Гирландайо превращает Архангела Михаила в изящного юношу с утонченными аристократическими чертами лица, одетого в рыцарские доспехи (Доменико Гирландайо. Архангел Михаил. 1480-1485. Дерево, темпера. Портлендскии? художественныи? музеи?, Орегон).

 

308186188_5591568234242609_2082649149648228023_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=IZ2LchcoLMUAX9egQiR&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT8cypAh9CHxXxAQRtS4oc_iUA4EC9IrHcbIbz3Hui8T8w&oe=63392805

 

Доменико Гирландайо. Архангел Михаил. 1480-1485. Дерево, темпера. Портлендскии? художественныи? музеи?, Орегон

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как победителю злых духов, считавшихся источником болезней, Архангелу Михаилу с самого начала приписывали целительные и охранительные свойства.

 

Согласно преданию, во Фригии (Малая Азия), в городе Колоссы (Хоны) в IV веке стоял храм, посвященный Архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление дочери водами целебного источника. Язычники решили уничтожить святилище, соединив две горные речки в один мощный поток и направив его в сторону храма. Христианский подвижник Архипп Херотопский, живший рядом с церковью и исполнявший в ней обязанности пономаря, обратился со страстной молитвой к Архангелу Михаилу с просьбой о спасении храма.

 

В ответ на молитву явился Архангел Михаил, ударил жезлом по скале, сотворив в ней широкую расселину, куда устремился поток воды. Благодаря вмешательству небесного посланника храм остался невредимым. Это событие, вошедшее в историю христианства, как чудо Архангела Михаила в Хонех, нашло свое отражение в религиозной живописи. Среди первых изображений, иллюстрирующих эту сцену, можно выделить миниатюру 985 года из «Минологий» Василия II, а также икону XII века, хранящуюся в монастыре Святой Екатерины на Синае. Композиция, как правило, разделяется водным потоком на две симметричные, уравновешенные части. Слева представлен Архангел Михаил в динамичной позе с жезлом в руках. Справа – в молитвенной позе предстояния святой Архипп.

 

308520489_5591575674241865_4708006756801024658_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=R_9lVH5nDQ8AX_FOzno&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT9sy7jQZUC3SgDdY_VA85wqlUST8A48wNcUlFUKfRtZlg&oe=633A84BF

 

Чудо архангела Михаила в Хонех. Миниатюра. Минологии? Василия II. 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

 

308482994_5591576127575153_547099180154832029_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=NS5IeKDE0xsAX8BRxQb&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT_REAUdX_dJiKW-zs3tHfFd2bMEhUF8Jj78Mkgrvl_2PQ&oe=63394163

 

Чудо архангела Михаила в Хонех. XII век. Икона. Монастырь Святои? Екатерины, Синаи?

 

В память об избавлении Рима от чумы на вершине мавзолея Адриана возвышается бронзовая фигура Архангела Михаила [19] (1753, скульптор Петер ван Вершафельт). В 590 году папа Григорий Великий возглавил торжественную процессию с молебном о спасении города от смертоносной эпидемии. Как рассказывает легенда, участники шествия увидели над мавзолеем Адриана парящего Архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны. После случившегося, как говорят, чума отступила от города. А в память о чуде на вершине мавзолея установили статую Архангела Михаила, а мавзолей стал впоследствии называться замком Святого Ангела.

 

308435277_5591577984241634_5100161825561712749_n.jpg?_nc_cat=100&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=RokK39LRQywAX80CdDS&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT9w1aBluz1AoPZGev-AyyAXCLh4OS6fS6xdJ03usAQ2HQ&oe=6339CF17

 

Архангел Михаил. Замок Святого Ангела, Рим. 1753. Бронза. Петер ван Вершафельт

 

Архангел Гавриил (в переводе с др.-евр. «сила Бога») является носителем благовестий, открывающим тайное знание Бога. Согласно Священному Писанию, он возвещает Даниилу о времени явления Мессии (Дан. 9: 24 – 27), священнику Захарии – о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1: 13 – 17), а Деве Марии – о рождении Иисуса Христа (Лк. 1: 28 – 33). Считается, что именно Архангел Гавриил был послан для укрепления в молитве Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее Успения. Поэтому Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и таинств Божьих, вестником радости и спасения.

 

Призванный приоткрывать людям завесу над божественной тайной, он иногда изображается держащим в правой руке фонарь c зажженной свечой (Архангел Гавриил. XIV век. Фреска. Монастырь Санта-Кьяра, Неаполь).

 

308466376_5591578247574941_1266619535261313711_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=U7iEqeelvaoAX-DTVhf&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT9lt8RWnBhcWY3Yq_N5GgVDdnu42HgQT_J328l4E7sEHg&oe=63396153

 

Архангел Гавриил. XIV век. Фреска. Монастырь Санта-Кьяра, Неаполь

 

Но чаще всего Архангел Гавриил представляется в сценах Благовещения. Композиции, как правило, аналогичны сцене явления Архангела Гавриила Марии из римских катакомб Присциллы. Манера же исполнения варьируется в зависимости от эпохи и того или иного стиля.

На знаменитой иконе конца XII века из монастыря Святой Екатерины на Синае, относящейся к так называемому позднекомниновскому маньеризму, Архангел Гавриил, приносящий благую весть Деве Марии, легко ступает по земле и кажется парящим в золотом пространстве. Стремительность его движения подчеркнута обрывистым контуром его фигуры и изломанными линиями драпировок.

 

308136867_5591579334241499_4436905231728372589_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=Jc1NcE9JOCsAX-WjqdE&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT-Vb1Y3b6XPpb-4vYTzKOt6dKonA8YagDFhp7Uw7uPNUA&oe=6339457B

 

Благовещение. Конец XII века. Монастырь Святои? Екатерины, Синаи?

 

Джотто в начале XIV века вводит в сцену Благовещения архитектурное сценическое обрамление (Джотто. Архангел Гавриил. Благовещение. 1306. Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя).

 

308568977_5591579650908134_5631910408828520877_n.jpg?_nc_cat=108&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=QguSfr79dNkAX88s2LP&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT_2kZHG19tcxZgFcGSh5fHYqhkISNDvY08xQ_Uu7CN0KA&oe=633960A9

 

Джотто. Архангел Гавриил. Благовещение. 1306. Фреска. Капелла Скровеньи, Падуя.

 

В XV веке Фра Беато Анджелико, помимо архитектурных декораций, дополняет композицию вполне реалистическим пейзажем (Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1450. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция).

 

308199188_5591590107573755_6242799519643355754_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=ETwGhBPvbB0AX8I2SGW&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT_UVwX1c9rRb4GJ7wXmbum8aZIMpJSrvifP3_9OzkcKVw&oe=633A1BA5

 

Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1450. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция

 

Обычно Архангел Гавриил изображается коленопреклоненным, с протянутой в сторону Девы Марии рукой. Этот жест словно подкрепляет произнесенные им слова: «Ave Gratia plena Dominustecum» («Радуйся, Благодатная! Господь с тобой» Лк.1: 28). В другой руке Архангел держит или тонкий жезл, или свиток со словом Божьим. Иногда представлен с райской ветвью оливы, как знаком примирения божественного и земного (Симоне Мартини. Архангел Гавриил. Благовещение. 1333. Дерево, темпера. Уффици, Флоренция).

 

308447266_5591590597573706_922575119938451015_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=lMPNW-7LOjoAX9cYVWc&tn=UV802hIn9hEe91F_&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT9xoZuTRjAwCBH5G4wSxmPNXbLHYClpRrm7TkDv3V9VLA&oe=63395977

 

Симоне Мартини. Архангел Гавриил. Благовещение. 1333. Дерево, темпера. Уффици, Флоренция

 

Художники Возрождения предпочитали изображать небесного посланника с лилией – символом чистоты и непорочности Девы Марии (Леонардо да Винчи. Архангел Гавриил. Благовещение. 1472-1475. Дерево, масло. Уффици, Флоренция).

 

308164270_5591591240906975_5992702325156742141_n.jpg?_nc_cat=102&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=3ETLSX5KIqIAX_5HVBR&tn=UV802hIn9hEe91F_&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT9fJ8pR6yZtNX-VKlrP6iZnwZFXF0LI9K3Kwo0pCKyaZQ&oe=633A3BBD

 

Леонардо да Винчи. Архангел Гавриил. Благовещение. 1472-1475. Дерево, масло. Уффици, Флоренция

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Порой Архангел Гавриил предстает парящим над землей (Лоренцо Монако. Благовещение. Часть триптиха. 1410-1415. Дерево, темпера. Галерея Академии, Флоренция).

 

309409604_5591596540906445_4514841048970915796_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=_L1-ksZ7H7AAX_SYZDd&_nc_ht=scontent-lhr8-2.xx&oh=00_AT-gHxi0XAFklEXsQls9EDK0na9fRN6bi11RTx0hB7UD4Q&oe=63395F22

 

Лоренцо Монако. Благовещение. Часть триптиха. 1410-1415. Дерево, темпера. Галерея Академии, Флоренция

 

Легкие дымчатые ткани его одежд, создающие ощущение таинственности и неуловимости, в которых он появляется в произведениях художников Дученто и Треченто, сменяются к концу XV века на роскошные наряды из плотных декоративных тканей с богатым орнаментом (Пинтуриккьо. Архангел Гавриил. Благовещение. 1501. Фреска. Капелла Бальони, церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло).

 

308186291_5591596744239758_2114696682328691827_n.jpg?_nc_cat=109&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=CX-3XnwVKcMAX9XuD8B&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT-aY90bnaA5HbL4qaoS9xNBwLNJcGrAy4RcPAxMnw3Efg&oe=633A510F

 

Пинтуриккьо. Архангел Гавриил. Благовещение. 1501. Фреска. Капелла Бальони, церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло

 

Архангелу Рафаилу (в переводе с др.-евр. «рафа эль» – «исцеление Божье») традиционно приписывались способности целителя. Упоминается Архангел Рафаил в книге Товита, где он предстает компаньоном и проводником сына Товита – юного Товия. Согласно повествованию, он отправляется с юношей в путешествие, оказывает ему помощь и поддержку, подсказывает, как с помощью рыбьей желчи исцелить слепоту отца, а с помощью сердца и печени рыбы изгнать демона из молодой Сарры. И лишь в конце пути объявляет изумленным Товиту и Товии, кем он является на самом деле: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые взносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. […] я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» (Тов. 12: 15, 18)

 

Архангел Рафаил очень редко изображается в одиночестве. Со времени катакомбных росписей его всегда представляют рядом с молодым Товием, с неотъемлемыми иконографическими атрибутами – большой рыбиной и сосудом с целительными средствами, иногда – с птичьим пером в руке для смазывания ран.

 

В виде элегантно одетого путешественника с огромными распахнутыми крыльями запечатлен Архангел Рафаил в произведении художников флорентийской школы живописи позднего Кватроченто – братьев Поллайоло (Антонио и Пьеро дель Поллаи?оло. Архангел Рафаил и Товия. 1465-1470. Дерево, темпера. Савои?ская галерея, Турин).

 

307938803_5591597044239728_684882163305390853_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=CuZgqO64Kb8AX_-1385&tn=UV802hIn9hEe91F_&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT9S1Wi8brc6LLo8Jc7HBLsEWG-JQPhFMNeAyrJbq9rkKg&oe=6339645A

 

Антонио и Пьеро дель Поллайоло. Архангел Рафаил и Товия. 1465-1470. Дерево, темпера. Савоийская галерея, Турин

 

А Перуджино представил ангела босоногим путником в длинной синей тунике, с наброшенным поверх нее плащом карминного цвета с зеленым подбоем. Едва заметный изящный обод нимба подчеркивает утонченный женственный лик архангела, обрамленный золотистыми волосами (Перуджино. Архангел Рафаил и Товия. 1500. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон).

 

307505025_5591598174239615_4570373324290045893_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=81UbfJJNsZQAX9EOCxl&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT-AL-x-hEHxmoC-wbg5LtO2B5h2oPc86qDRzzSeEY2bmg&oe=633A813D

 

Перуджино. Архангел Рафаил и Товия. 1500. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

 

Ангел-воин, ангел-провозвестник и ангел-врачеватель – три главных небесных служителя Бога, призванные быть Его вестниками на земле, защищающие, врачующие и открывающие человеку Божественные тайны.

 

302717399_5591598914239541_2077782740372830018_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=z-4RSUj8cvAAX-iemeV&_nc_ht=scontent-lhr8-1.xx&oh=00_AT952oBkxJvZtko6mhr9Ar9CgpZc0j0C91znbyDsoEJr1Q&oe=6338D90D

 

 

Франческо Боттичини. Три архангела и Товиий. 1470. Дерево, темпера. Галерея Уффици, Флоренция

 

Как посредники между Богом и человеком, являются они в человеческом облике. «Знаем, что естество ангелов бесплотно, принимают же они на себя образы, сообразуясь с пользой видящих; часто оказывая свою снисходительность, являются кроткими, а часто, чтобы видящих соделать более тщательными, представляются грозными» [20], – писал в V веке епископ Кирский Блаженный Феодорит. В изобразительном искусстве они появляются в первые века утверждения христианства, а иконографический канон их изображений складывается в V – VI веках на основе богословских концепций изображения неизобразимого. Постепенно из простых юношей – ­героев незатейливой, полной наивного очарования катакомбной живописи, Ангелы превращаются в иератические образы-символы служителей Бога, наделенные характерными неотъемлемыми атрибутами. Их лики взирают на нас со стен раннехристианских базилик и соборов Средневековья, византийских икон и миниатюр манускриптов.

 

Под влиянием возрождающегося реалистического мировоззрения, вместо отвлеченных, символических образов византийского искусства, возникают более земные, приближенные к человеку образы. В картинах художников эпохи Возрождения Ангелы предстают в виде запоминающихся характерных героев, которые живут и действуют в композициях, отличающихся сложной драматургией и определенной долей психологизма.

Ангелы всегда были и остаются одними из самых важных образов христианского изобразительного искусства. И не потому ли они изображаются в человеческом облике, что представляют собой воплощение человеческой мечты о Небесах? Августин Блаженный писал о том, что ангелы являются идеалом для людей, поскольку причастны Божественным тайнам. Поэтому, когда «мы своим внутренним слухом улавливаем нечто из речи [Бога], приближаемся к ангелам и мы» [21].

 

ffMxd3DqPPg4JLWMgWubMPFxGcaqGjXokqXbEC_O6NPgIOj_A9SZPyhnXPdkBrWHd86ymYXh.jpg?size=100x100&quality=96&crop=73,243,688,688&ava=1

 

Автор: Анастасия Татарникова,

 

Историк искусства, художественный критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается исследованиями в области истории христианского искусства. Сферы интересов: историко-художественное наследие итальянской культуры, цистерцианская архитектура, история и культура цистерцианских, картезианских и бенедиктинских монастырей.

 

 

Примечания:

 

[1] Об изображениях ангелов в живописи катакомб: Фрикен А. Ф. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Часть 2. – М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1877. С. 193 – 200

[2] Паллий (лат. «pallium» – плащ, накидка) – древнеримское название верхней одежды, аналог греческого гиматия. Одевали паллий поверх туники (греческого хитона), драпируя таким образом, чтобы правое плечо оставалось открытым. В начале новой эры паллий стал распространенной одеждой среди первых христиан, отшельников и философов. Один из выдающихся раннехристианских писателей и теологов начала III века Тертуллиан посвятил паллию целый трактат. В своем труде он подчеркивает, что именно паллий носили первые христиане и философы. «Радуйся, плащ, и ликуй! Тебя удостоила лучшая философия с тех пор, как ты начал одевать христианина» (Тертуллиан. О плаще. – СПб.: Алетейя, 2000. С. 84).

[3] Далматика – длинная широкая туника с широкими рукавами до запястий. Название происходит от римской провинции Далмация, где появился этот тип одежды. В Риме далматику стали носить со II – III века. В качестве церковного облачения далматика начинает использоваться с IV века.

[4] Подробнее об облачении ангелов: Bussagli M. Storia degli angeli. Racconto di immagini e di idee. – Milano: Bompiani, 2003. P. 49 – 53

[5] Wilpert J. Le pitture delle catacombe romane. – Roma: Desclee Lefebvre & C, 1903. P. 187 – 188

[6] Mazzei B. Il cubicolo dell’Annunciazione nelle catacombe di Priscilla // Rivista di Archeologia Cristiana, Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, Citt? del Vaticano, 75, 1999. P. 233 – 280

[7] Estivill D. E. Un contributo per lo studio dell’iconografia degli angeli nel secolo IV // Arte Cristiana, LXXXV, 778, gen. – feb., 1997. P. 5

[8] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 9. § 2 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[9] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 9. § 2 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[10] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 2. § 2 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[11] Тертуллиан. Апологетик. Гл. 22 // Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik

[12] Proverbio C. La figura dell’angelo nella civilt? paleocristiana. – Todi: TAU editrice, 2007. P. 77 – 78; Giuliani R. Angelo. // Bisconti F. Temi di iconografia paleocristiana. – Citt? del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 2000. P. 109

[13] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 15. § 3 // Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[14] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 14. § 4 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[15] О концепции цвета в византийской эстетике: Бычков В. 2000 лет христианской культуры. Т. 1. Раннее христианство. Византия. – М., СПб.: Университетская книга, 1999. С. 500

[16] Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. Гл. 14. § 5 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/

[17] Об основах византийского искусства: Лазарев В. Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986.

[18] Подробнее о традициях изображения архангелов в западноевропейской живописи: StanzioneM. Gli Arcangeli. Michele il Guerriero, Gabriele il Messagero, Raffaele il Guaritore. – Milano: Sugarco Edizioni, 2011, 240 p.

[19] Первоначально скульптура была деревянной. Вторая, высеченная из мрамора скульптура погибла при осаде замка в 1379 году. Третий мраморный ангел был поражен молнией в 1497 году. Четвертый, сделанный из бронзы, был переплавлен на пушки в 1527 году. В 1536 веке скульптор Рафаэлло да Монтелупо создал мраморную статую с бронзовыми крыльями. Она сейчас находится в замке Святого Ангела. А на вершине замка с 1753 года возвышается бронзовый ангел, созданный по проекту фламандского скульптора Петера ван Вершафельта.

[20] Блаженный Феодорит. Толкования на видения Пророка Даниила. Гл. 12 // Библиотека «Азбука веры» https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-videnija-proroka-daniila

[21]Августин Блаженный. О Граде Божьем. Кн. 16. Гл. 6 // Библиотека «Азбука веры»

https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem

 

Источник: РУСКАТОЛИК.РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

В Священном Писании говорится о том, что у самых высших ангельских чинов есть крылья: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2)

Ричард Ледерман. Серафимы: крылатые змеи

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

4-21.jpg

 

Мир ангелов: Архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил

 

 

Тема ангелов весьма интересна. Достаточно хотя бы ввести слово «ангелы» в любой поисковик сети Интернет – и очень много материалов найдётся на эту тему. Только, к сожалению, зачастую найденные материалы ничего общего не имеют с христианским вероучением. Мир ангелов, можно сказать, это другая цивилизация, которая находится рядом с людьми, это мир чистых духов, о которых мы в действительности немногое знаем. Но Господь приглашает нас узнать этот мир настолько, насколько мы способны его принять и понять.

 

Источником наших знаний об ангелах является Священное Писание, на основании которого на протяжении тысячелетий учение Церкви, Традиция Церкви, жизнь многих святых и исповедников помогают нам углубляться в этот мир и открывать для себя Божественный Промысел и красоту Его творений.

 

Даже если кто-то не верит в ангелов, это не означает, что их нет. Они существуют независимо от того, верит в них кто-то или нет. Ангелов мы не видим, потому что они бесплотны. Но если, например, кто-то не слышит, то это не значит, что нет звука, или если кто-то не видит (слепой), это не означает, что не существует цветов. Это Сам Господь задумал такой невидимый мир, Он сотворил каждого ангела, даря ему Свою любовь, мудрость, красоту. И это Сам Господь желает, чтобы мы, люди – тоже Его творения, дружили, сотрудничали и прославляли Господа вместе с ангелами.

 

92569.jpeg

 

Кто-то спросит: «Сколько существует ангелов?» Библия говорит, что тысячи, миллионы, миллиарды – а это значит, очень много. Некоторых мы знаем по имени, их имена названы в Библии. И здесь следует заметить, что Церковь учит: мы можем использовать только те имена, которые приведены в канонических книгах Библии. Были такие времена, когда некоторые начали почитать ангелов, имена которых находятся в апокрифах или в других книгах. Тогда в 745 году на Римском Синоде при Папе Захарии, а также на Синоде в Аквизгране в 789 году было запрещено почитание ангелов с именами кроме трёх: Михаила, Гавриила и Рафаила, упомянутых в канонических книгах Библии. Было подчеркнуто, что, употребляя имена других ангелов, мы можем, даже не сознавая того, обращаться к падшим ангелам. Это относится, в частности, к имени Уриэля, поклонение которому (как наиболее распространенное) подпадает под отлучение (решение Синода в Аквизгране подтверждает в этом вопросе учение более позднего Синода Константинопольского от 869/870 г.)

 

В Книге Исхода мы читаем, что Бог сказал Израилю: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его (…), ибо имя Мое в Нем» (Сравните с Исх: 23, 20-23). Бог присутствует в каждом ангеле, потому что Он сотворил его, и ангел всегда исполняет Его волю. Можно сказать, что каждый ангел несёт в себе частицу Бога, открывает нам истину о Нём. Об этом свидетельствуют имена Архангелов, которые на еврейском языке звучат: Mika’el, Geber’el и Rafa’el.

 

Silyi-Nebesnyie.jpg

 

Каждое из этих имен содержит слово el, что означает «Бог»! Израильтяне использовали его в качестве замены имени Господа, которого они не произносили из уважения и страха перед Всевышним. Итак, мы видим, что имена ангелов подчёркивают приоритет Господа, Который всегда в центре. Это в «Нью эйдж» ангелы являются как бы автономными богами и никому не служат, в христианстве ангелы приводят к Иисусу, а их имена – это восхваление Бога.

 

В прошлом году Папа Франциск в праздник Архангелов 29 сентября в своей проповеди отметил, что и люди, и ангелы активно участвуют в Божьем замысле Спасения, и это общее призвание делает нас братьями. Если они – наши братья, то тем более мы призваны больше знать о них и дружить с ними.

 

Так давайте же с ними знакомиться.

 

Приставка ‘архи’ к слову «ангел» указывает на более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами того, кто так называется. Можно сказать, что архангелы были посылаемы Богом для исполнения очень важных заданий в Истории Спасения.

 

200.jpg

 

Михаил

 

Слово «Михаил» в переводе с еврейского обозначает «Кто как Бог».

 

Архангел Михаил в Священном Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается главным борцом против диавола и всякого беззакония, сеемого им среди людей. Отсюда Михаила часто именуют греческим словом «архистратиг», т. е. Верховный военачальник, старший воин, вождь.

 

Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Земли Обетованной, в качестве «вождя воинства Господня» (Ис Нав 5, 13-15). Он же явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского Царства. Даниилу была предсказана помощь народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе (Дан 10; 12). В Книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр 12, 7-9). Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола ( Иуд 9).

 

В Ветхом Завете архангел Михаил изображен защитником народа Божия. Также Михаил является покровителем и защитником Святой Церкви. Эту роль он исполняет по воле Самого Бога. Михаил постоянно сражается с дьяволом, использующим любую ситуацию для вовлечения людей в грех. Активность в борьбе является наиболее характерной чертой Михаила Архангела. Она отличает его и сегодня, поскольку дьявол всё еще живет и действует на земле. Больше того, в некоторые периоды деятельность дьявола в мире людей становится особенно очевидной. Складывается впечатление, что современный человек не хочет замечать этой проблемы. Он делает всё возможное, чтобы изгнать из общественного сознания память о духах злобы поднебесной и о раскаленных стрелах лукавого, о которых свидетельствует Послание к Ефесянам. Есть и иные исторические эпохи, в которые эта Богооткровенная и догматизированная в христианстве истина, которую, тем не менее, так трудно принять, становится совершенно очевидной и почти физически ощутимой.

 

Активность дьявола в обществе и душах людей, ставшая совершенно очевидной и почти физически ощутимой, и побуждает Церковь взывать к святому Михаилу о помощи в невзгодах и о защите от происков лукавого: Боже, пошли на помощь народу Твоему великого Архангела Михаила, дабы он защитил нас в нашей битве против сатаны и ангелов его (Литургия Часов, прошение Утрени). Это – вполне реальные и очень страшные атаки, уничтожающие жизнь Христову в человеческих душах. Единственная защита от них – помощь благодати Божией, ангелов и нашей Небесной Матери.

 

Почитание архангела Михаила было хорошо заметно уже у еврейского народа, а христиане с самого начала и на продолжении веков особенно почитали и почитают этого Архангела о чем свидетельствует освящение храмов в его честь, начиная с IV столетия. В одном только Константинополе существовало 15 таких базилик. В первые века христиане почитали Михаила как небесного врача, к его заступничеству прибегали в смертельных болезнях. В иконографии Архангела часто изображают с мечом побеждающим дракона или держащим весы, на которых взвешивают хорошие и плохие дела пришедших на суд Господень душ. Так как Михаил является защитником и заступником Церкви, его изображают также с кадилом в руках, доставляющим молитвы Церкви к престолу Божию. Об интенсивности почитания архангела Михаила свидетельствуют также не только многочисленные литургические молитвы, но и другие виды молитв: литании, новенны и песнопения. Достойна внимания молитва, написанная Папой Львом XIII. 29 июля 1886 года ее было предложено читать после каждой святой Мессы.

 

Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе; заслони от зла и козней дьявольских! «Боже, повели ему», — так, просим мы, умоляя. И Ты, Князь воинства небесного, низвергни Сатану и прочих злых духов, которые для совращения нашего бродят по свету. Силою Бога низвергни их в бездну. Аминь.

 

На протяжении многих веков праздник Архангела Михаила отмечали дважды в год: 8 мая, в память о явлениях на горе Гаргано в Монте-Сант-Анджело в Италии (V век), и 29 сентября по случаю освящения Римской базилики на via Slaria. После того, как Папа Иоанн XXIII нанес изменения в литургический календарь, в нем остался только праздник в сентябре. А после реформы по итога II Ватиканского Собора в 1969 г. в этот день стали поминать и двух других Архангелов.

 

Как мы уже отмечали, архангел Михаил является покровителем Церкви в целом, а также покровителем многих стран и городов, полиции и счастливой смерти.

 

Каждому из нас Его имя «Кто как Бог» напоминает о том, что Бог един, и никто не может сравниться с Ним. Поэтому следует отдать Господу всю свою жизнь, стать Его бесстрашным воином. Имя «Михаил» побуждает нас воздавать хвалу Господу только за то, что Он есть, что Он существует! И за то, что, благодаря Ему, я есть, я существую. Вместе с архангелом Михаилом мы каждое воскресенье имеем возможность петь гимн, который ангелы воспевали в Вифлееме: «Слава в вышних Богу!» С девизом «Кто как Бог!» мы можем противостоять соблазнам, принимать сложные решения, преодолевая при этом страх, проповедовать Евангелие Иисуса Христа даже во время гонений, свидетельствовать о нашей вере, не смущаясь чужими мнениями. Как это полезно, призывать на помощь святого Михаила, когда мы сами ведём духовную борьбу или это делает кто-то из наших близких, друзей, когда мы сражаемся с какой-то зависимостью или просто планируем сделать доброе дело.

 

3306282_original.jpg

 

Имя Гавриил означает «Моя Сила – Бог» или «Сила Божья»

 

Бог повелел архангелу Гавриилу возвестить Пресвятой Деве Марии тайну Воплощения Сына Божия. Ранее Он посылал его к пророку Даниилу, чтобы сообщить тому о времени рождения Христа; и к священнику Захарии, чтобы обрадовать того вестью о рождении Иоанна Крестителя. Отсюда следует, что миссия святого Гавриила связана с провозглашением мессианской тайны и наступлением полноты времён. «Из всех ангельских существ один лишь Гавриил удостоился раскрыть Марии касающийся Ее Божественный замысел и услышать в ответ Ее fiat», — замечает святой Бернард Клервосский. Ангельское приветствие, обращённое к Марии, так просто и лаконично, а, вместе с тем, и значительно: «Радуйся, Мария, благодати полная…». Оно стало неотъемлемой составной частью одной из самых распространённых христианских молитв. Также считается, что именно Гавриил неоднократно являлся во сне святому Иосифу Обручнику, наставляя его, как ему следует заботиться о Матери и Младенце. Поэтому в лице Гавриила видят ангела-хранителя Святого Семейства и отождествляют его с ангелом, сопровождавшим Иисуса в Гефсимании, а потом возвестившим Его Воскресение и Вознесение. Издавна Гавриила почитали как «Ангела Воплощения Слова Божьего», и эта истина веры находила свое выражение в молитвах о помощи в принятии и понимании тайны Боговоплощения.

 

Литургическое почитание архангела Гавриила отмечается с первых веков христианства. В IX веке его имя появляется в «Святцах» под датой 24 марта, очевидно, в связи с праздником Благовещения. На протяжении веков дни, посвящённые Гавриилу, различались: 18, 24, 26 марта, 7, 11, 20 июня, 8 ноября и 18 декабря. В 1921 г. Папа Бенедикт XV установил праздник Архангела Гавриила на 24 марта и распространил его на всю Церковь. Позже святого Гавриила стали поминать 29 сентября, вместе с двумя другими архангелами, Михаилом и Рафаилом. Папа Пий XII провозгласил в 1951 году архангела Гавриила покровителем радио, телевидения и телефонной связи.

 

Гавриил – ангел рождества, начала, покровитель семей и тех, кто работает со словом: журналистов, писателей, почтальонов. Его имя ассоциируется с фразой, сказанной им Марии: «Нет ничего невозможного для Бога!» Наш Бог – Бог чудес! Нет такой проблемы, такой ситуации, из которой нет выхода. Христианин имеет право на постоянную радость, потому что он находится в руках Бога, правящего миром. Иисус уже победил смерть. Нам не нужно беспокоиться о результатах разворачивающейся на наших глазах борьбы. Благодаря Крещению мы уже принадлежим Христу, а это означает, что победа обязательно будет на нашей стороне. К Гавриилу следует обращаться всякий раз, когда нам недостает надежды, когда мы начинаем новый этап в жизни, когда испытываем страх перед завтрашним днем. Его имя напоминает нам, в чём именно заключается вся наша сила – только в Боге! Этот архангел также поддерживает молитвы супругов, взывающих о потомстве, защищает семью, укрепляет на пути супружеской верности.

 

b01c678f3cbf79ce8a6ac659f4b9bbad-502x1024.jpg

 

Имя Рафаил означает «Бог исцеляет»

 

Об архангеле Рафаиле в Библии упоминается в одной лишь Книге Товита. Там он представлен в качестве одного из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго (Тов 12,15). Этот Архангел изображен в человеческом облике – он становится спутником молодого Товии, его проводником и попечителем, помогающим тому войти во взрослую жизнь. Он также оказал помощь больным – престарелому отцу Товии и его молодой невесте Сарре – посредничая не только в исцелении тела, но и души. С древнейших времён Церковь почитает Рафаила покровителем путешествующих, а также небесным ходатаем за тех, кто совершает своё духовное странствование по жизни. Его литургическое поминовение восходит, по меньшей мере, к Средним векам. Папа Бенедикт XV сделал его обязательным для всей Церкви и до реформы календаря праздник в его честь приходился на 24 октября. Ныне это поминовение совершается 29 сентября, в один день с поминовением архангелов Михаила и Гавриила. Святой Рафаил являет благость Провидения Божия, а потому некоторые Учителя Церкви видели в нём идеальный образ Ангела Хранителя.

 

На основе событий, о которых рассказано в Книге Товита, архангела Рафаила почитают как покровителя путешествующих, врачей, аптекарей, больных, паломников, эмигрантов, странников и матросов. Он также покровитель тех, кто распознаёт своё призвание, ищет мужа или жену. Своим поведением он свидетельствует, что Бог благ и не хочет смерти человека, что Бог не сотворил болезней и страданий, что Его желание – одарить человека облегчением в скорбях и полнотой жизни. Именно к Богу следует обращаться в тяжких обстояниях или болезнях, а не к экстрасенсам, биотерапевтам, колдунам и т.п. Бог – лучший Врач, и он хочет нас исцелить. К Рафаилу можно обратиться за помощью в период грусти, депрессии и кризиса. Можно просить его о заступничестве, когда хворают наши близкие. Необходимо верить, что Бог знает, что конкретно нам нужно, и желает всё это нам дать. Рафаил также может помочь в случаях, когда нам не хватает смирения и благодарности. Его миссия по отношению к Товии завершилась прославлением Бога. Лично для себя Архангел не пожелал никакого воздаяния. «Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. (…)Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» (Тов 12, 5-20).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2-22.jpg

 

Заключение

 

Архангелы, отметил Папа Франциск в своей проповеди, — это великие созерцатели славы Господней, их служение связано с сопровождением людей на пути к Небесам. При этом у каждого из них своя особая миссия: Михаил – великий воин в борьбе со злым духом, ревностный защитник верующих; Гавриил – глашатай спасительной Благой Вести; Рафаил – тот, кто «ходит вместе с нами», и помогает людям в их земном странствии. Таковы наши попутчики в служении Богу, подчеркнул Святейший Отец, призывая верных присоединиться к его молитве:

 

«О архангел Михаил, помоги нам в сражении! Каждый знает, с чем он борется сегодня в своей жизни; каждый из нас знает о своей главной баталии, от исхода которой зависит Спасение. Помоги нам, о архангел Гавриил! Принеси нам спасительную Благую Весть о том, что Иисус пребывает с нами, что Господь принёс нам Спасение; даруй нам надежду. О архангел Рафаил, возьми нас за руку и помоги в пути, дабы мы не ошиблись дорогой и не стояли на месте. Мы должны всегда идти вперёд с твоей помощью».

 

Бог сотворил ангелов и желает, чтобы мы прибегали к их помощи. Никто из нас не может утверждать, что он в состоянии справиться с собой, что ему всегда хватает мужества и настойчивости, что он не поддается искушениям. Разве нам не бывает нужен врач или гид? Если бы это было так, нам бы не избежать попадания в общество фарисеев. У нас всех случаются моменты слабости и кризисов, когда жизнь ставит нас в тупик и мы ощущаем себя такими беспомощными! Но это – как раз те моменты, когда может явиться всемогущество Божие! Нет необходимости дожидаться литургического празднования Архангелов Михаила, Гавриила и Рафаэля, чтобы начать жить их духовностью. Нам следует ежедневно усваивать их послание, просыпаясь и отходя ко сну со словами: «Кто подобен Богу!», «Примите вызов, открывайте новые двери, повторяя в духе “Бог – моя сила!”», обратитесь за помощью и поддержкой к Богу, Который исцеляет.

 

11406240_874879919249741_5399171284436367646_o-150x150.jpg

 

Автор: с. Иоанна Андрущишина, CSA

 

(Oрден Сестер от Ангелов)

 

г. Сургут

 

Сибирская католическая газета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Молитва ко святому Архангелу Михаилу

 

Святой Архангел Михаил, вождь небесных легионов, защити нас в битве против зла и преследований дьявола. Будь нашей защитой! Да сразит его Господь, об этом мы просим и умоляем. А ты, предводитель небесных легионов, низвергни сатану и прочих духов зла, бродящих по свету и развращающих-души, низвергни их силою Божиею в ад. Аминь.

 

Другая молитва ко святому Архангелу Михаилу

 

Святой Архангел Михаил, достославный Предводитель воинства небесного, поддержи нас в тяжелой борьбе, которую должны мы вести против князей и повелителей мира сего, лежащего во мраке, против духов зла! Приди на помощь людям! Бог сотворил их бессмертными, по образу Своему и подобию, дорогой ценой вырвал их из-под власти дьявола. Во главе воинства Святых Ангелов выйди сегодня вновь на битву Господню, как когда-то выступил против Люцифера, предводителя мятежников, и против приспешников его, возмутившихся ангелов. Они не в силах были противиться тебе и не было для них больше места на небесах. Неверный ангел был превращен в ангела тьмы и вместе с приспешниками своими низвергнут в бездну.

 

Сегодня он вновь бродит по земле, чтобы совратить нас. Этот враг и убийца с первых дней снова воспрял. Он принимает облик ангела света и крадется со всей стаей злых духов, чтобы завладеть миром, искоренить Имя Бога и Помазанника Его, похитить души, созданные для Царствия вечного, умертвить их и ввергнуть в погибель вечную. Злой змий грязным потоком изливает на ослепленное и поверженное человечество яд своей злобы, дух лжи, безбожия и хулы, чумное дыхание скверны и всех позорных пороков. Коварные противники отравили Церковь, Невесту Незапятнанного Агнца, опоили Ее горькой полынью. На пресвятые блага Ее бесстыдно покусились они. А потому подымись, Святой Архангел Михаил, неодолимый Предводитель воинства небесного, приди на помощь народу Божьему против нападений злых духов и дай нам победу! Аминь.

 

(Лев XIII, Motu proprio, 28.9.1888)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ангелы — «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1, 14), дабы объявить им план Творца, хранить их от сатаны. В годовщину освящения древней базилики святого Архангела Михаила в Риме Церковь чтит трёх Архангелов, сыгравших особую роль в истории спасения. Архангел Михаил («Кто как Бог») вёл битву со злыми духами и дал поддержку людям в борьбе со злом (Откр 12, 7-9). Архангел Гавриил («Бог сила») многократно приносил людям вести от Бога (Дан 8, 15; Лк 1, 11). Он благовествовал Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия (Лк 1, 28-38). Архангел Рафаил («Бог исцеляет») — один из семи Ангелов, стоящих перед Господом (Тов 12, 15), был опекуном юного Товии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • 11 месяцев спустя...

sKiHwToRiZ8.jpg?size=807x470&quality=95&

Бог создал ангелов, чтобы они были нашими защитниками и проводниками в этой жизни. Хотя мы можем не видеть их своими физическими глазами, они окружают нас и защищают от многих скрытых опасностей.

🙏🏻 Вот молитва к Архангелам с просьбой защитить нас и наших близких от любого вреда, физического или духовного.

О Иисус, наш святейший Искупитель, мы просим Тебя благословить нас, наш дом и нашу семью. Сохрани нас от всякого зла. Святой Архангел Михаил, защити нас от козней злого духа. Святой Архангел Гавриил, дай нам мудрость, чтобы мы могли понять святую волю Божью. Святой Архангел Рафаил, сохрани нас от болезней и всякой опасности для жизни. Святые архангелы, храните нас днём и ночью на пути к спасению. Аминь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1HAVlTHx6fI.jpg?size=940x788&quality=95&

Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют на­следовать спасение» (Евр. 1:14), чтобы объявлять им намерения Творца, чтобы охранять их от сатаны. В годовщину освящения древней базилики св.Архангела Ми­хаила в Риме, Церковь воздаёт честь троим Архангелам, которые сыграли особую роль в истории спасения.

⚡Святой Архангел Михаил!

Ты Князь воинства небесного, Победитель дракона адского, Ты получил от Бога могущество и власть, дабы смирением изничтожить высокомерие сил темных! Заклинаем тебя, содействуй истинному смирению сердца нашего, нерушимой верности в исполнении воли Божьей, стойкости в страдании и нужде! Помоги нам предстоять пред судейским Престолом Божьим!

⚡Святой Архангел Гавриил!

Ты Ангел воплощения, верный Посланник Бога, открой же уши наши для тихих увещаний и привечаний любящего Сердца Господня! Заклинаем Тебя, будь всегда перед взором нашим, дабы верно понимали мы Слово Божье, следовали и послушались Ему и свершали то, чего хочет от нас Всевышний! Содействуй чуткому бодрствованию нашему, дабы Господь, когда придет Он, не застал бы нас спящими!

⚡Святой Архангел Рафаил!

Ты Посланник Любви Божьей! Заклинаем тебя, порань сердца наши горячей любовью и не дай зажить этой ране, дабы мы всякий день пребывали на стезе любви и любовью все одолевали!

Agnus Dei

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...