Neta Опубликовано 11 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2018 ИЗ СТИЛЯГ В СВЯЩЕННИКИ Рассказывая об истории петербургского джаза, невозможно не упомянуть два имени: Жоржа Фридмана (ныне отца Георгия, священника, служащего в петербургском храме Святой Екатерины) и Геннадия Львовича Гольштейна (прихожанина этой же церкви). Они познакомились в 50-е; оба были влюблены в «запретную» в те времена музыку. «Для нас джаз был нишей, в которой мы прятались от ужаса советской действительности», — говорит о.Георгий Фридман. В то время это безобидное занятие тянуло на расстрельную статью — «пропаганда буржуазной культуры». Это недвусмысленно дали понять отцу Жоржа после обыска в квартире и конфискации всех пластинок. «После этого отец страшно боялся, а я продолжал слушать джаз по радио, — продолжает отец Георгий. — Помню, он ворвался и с мясом вырвал шнур из приемника. Это был кошмар». Вскоре в Риге Жорж приобрел «идеологически опасный» в те времена саксофон. Из Латвии он привез и оркестровки, решив собирать музыкантов, чтобы создать оркестр. Одним из первых его внимание привлек Геннадий Гольштейн – выпускник автотехникума. «Я пригласил Гену к себе, — рассказывает о. Георгий. —Помню, как он шел по коридору моей громадной коммунальной квартиры. Он нес под мышкой саксофон. У меня в комнате он сыграл несколько фраз, в которых угадывались лиризмы Чарли Паркера. Я сказал ему: «Мальчик, тебе нужно заниматься музыкой постоянно. А свой диплом выброси куда-нибудь и забудь о нем. Потому что ты музыкант». Так появился на свет любительский джаз-банд, игравший на закрытых вечеринках в различных ДК Ленинграда. Как рассказывает Геннадий Гольштейн: «Мы играли как свободные люди, нигде не работали. Нас было 5 саксофонов, труба, тромбон». Это было поколение «стиляг»; впрочем, они не были похожи не героев одноименного фильма. «Таких танцев мы не танцевали и уж точно не разъезжали на красных машинах с открытым верхом», — говорит отец Георгий, некогда первый стиляга Ленинграда. Историк джаза Владимир Фейертаг пишет: «Он был первым человеком. Это был джазовый стиляга, к нему можно было подойти — он все знал о джазе». Имя Жоржа Фридмана часто встречается в воспоминаниях о тех временах. Еще бы: в 50-е годы, когда все носили стандартные пальто, вдруг появились люди, бросившие вызов «серости». Жорж Фридман говорил: «Мне осточертели ватники». Немудрено, что Жорж стал главным героем легендарного обличительного фельетона«Сорняк» в комсомольской газете «Смена». Отец Георгий рассказывал: «Меня арестовали и целый месяц допрашивали. Они не били, при Хрущеве пыток не было, но нервов потрепали достаточно». В итоге Фридман и Гольштейн попадают в коллектив Иосифа Вайнштейна, который впоследствии стал лучшим в Союзе джаз-оркестром. Признанным лидером коллектива стал Геннадий Гольштейн, он же выполнял функции концертмейстера и аранжировщика. О. Георгий Фридман вспоминает: «Работа была кровавая. Мы работали и на танцах, и на радио, и на звукозаписях, перед демонстрацией фильмов в кино. Отыграем отделение танцев и спускаемся играть концерт в кино. Вайнштейн брал и ночные выступления. Мы постепенно превращались в загнанных лошадей». В 1962 году после выступления на пленуме Союза композиторов последовала разгромная статья в газете «Правда». Оркестр был вынужден уйти в подполье. Спасла вера. В разгар хрущевской оттепели из лагеря вернулся его друг — художник Родион Гузенко. В тюрьме он познакомился с католическим священником, который его крестил. Под влиянием друга в 1963 году к вере приходит и Жорж Фридман. Размышляя над этим, отец Георгий говорит: «Мысли о том, что со смертью все кончается и, кроме могилы и червей, ничего эта жизнь не сулит, вызывали пессимизм. Этот пессимизм заставил меня искать Бога. Влюбленность в красоту обязательно приведет к Богу. Такому человеку просто некуда деваться. Потому что истинная красота – это Христос». Жоржа Фридмана ждало знакомство с монахинями-доминиканками восточного обряда из абрикосовской общины, тайное рукоположение и годы подпольного служения. Геннадий Гольштейн неожиданно для многих оставил джаз, увлекшись старинной музыкой. Так на свет появился уникальный ансамбль «Pro Anima». Позже был создан не менее удивительный коллектив «Саксофоны Санкт-Петербурга», состоящий из 20 саксофонистов. Геннадий Львович не только отличный музыкант, но и превосходный педагог. Один из его учеников, Игорь Бутман, заявил: «За заслуги перед джазом, за верность жанру, за высочайшее мастерство отдал бы Нобелевку гениальному саксофонисту Геннадию Гольштейну». Геннадий Львович рассказывает: «Мы с Жоржем говорим о Церкви. Мы знаем теперь, что именно в Церкви созрели великие Музыка, Живопись, Богословие, Философия — вся христианская цивилизация. Мы познали источник великих энергий святых, музыкантов, живописцев, архитекторов, богословов и просто верующих в Бога и Сына Его Иисуса Христа». И в жару, и в снег приезжает к храму Святой Екатерины на своем велосипеде легенда джазового Петербурга Геннадий Гольштейн, а в алтаре служит мессу его друг и не менее легендарная личность о.Георгий Фридман. Они вновь становятся участниками истории, той, которая вершилась 2000 лет назад и участником которой может стать каждый, вошедший в церковь в любом уголке земли. Михаил Фатеев Фотографии Евгения Мартыновича и издательства «Амфора» Источник 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти