Перейти к содержанию

Остробрамская икона Божией Матери


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

800px-Our_Lady_of_the_Gate_of_Dawn_Interior%2C_Vilnius%2C_Lithuania_-_Diliff.jpg

 

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Au?ros Vart? Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

 

Написана темперой на двух соединённых дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 ? 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца на руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 году. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.

 

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным окладом; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным окладом фигура закрыта около 1671 года. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотивный дар (1849). На голове две короны: барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши.

 

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 года. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

 

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 году историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа». Нарбутт, для доказательства своих гипотез зачастую прибегавший к фальсификациям исторических документов и домыслам, основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты, бескритично собиравшего любую информацию (подлинник рукописи отыскать не удалось). В 1653 году Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341?1373 годах ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицыщ Но уже в 1431 году икона находилась над Острыми Вратами.

 

Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так, в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе. Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 года, ни во втором — 1672 года книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона в костёле Святого Михаила, две иконы в костёле Святого Яна (Иоанна) и икона в униатской церкви Св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери, также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

 

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 году в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костёла Тела Христова, написанной Поренбским.

 

В 1920-е годы получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

 

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис, склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI века.

 

Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа «Умиление» (Элеуса — это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса, на котором обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею), а иконой Остробрамской Божьей Матери.

 

В 1990 году в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томас де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 годах в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в.

 

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671 г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Христофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.

 

Во время городского пожара 1711 года деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костёл Св. Терезы. В 1713—1715 годах была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как в конце первой половины XVIII века главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

 

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы, была книга ксендза иезуита Корсака, изданная в 1748 года.[6]

 

В 1799—1805 года оборонительные стены Вильно, построенные в XVI веке, были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 годы.

 

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

 

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 году во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиковского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 году в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 года митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 году образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

 

День памяти иконы в Католической церкви — 16 ноября, в Православной церкви — 26 декабря (8 января н.ст).

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто-нибудь ее в реальной жизни видел?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто-нибудь ее в реальной жизни видел?

Я видел... Это в моём городе... Аушрос Вартай переводится как Врата Рассвета. Улицы рядом это еврейсике кварталы...потому как на фото тех лет в центре Вильнюса видны в основном еврейские лица. Город смешения народов мирно сосуществовавших до ВМВ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто-нибудь ее в реальной жизни видел?

Конечно! Ведь Вильня вообще и Острая брама в частности - знаковые места для белорусов-литвинов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Солоха, мне это прекрасно известно (см. город в моем профиле :) )

Андрей М., у Вас город не указан... А так - повод для легкой белой зависти.

 

Я сама очень люблю бывать а Острой браме, хотя и получается это достаточно редко. Наверное, из паломнических мест это для меня - самое-самое; потом Лагевники в Кракове, потом наш Будслав - обратно пропорционально числу посещений :)

 

Но вопрос был адресован скорее основной части форума - россиянам. Я думаю, Инесса там была, интересно проверить, был ли еще кто-то. Понятно, что жители Литвы там не могли не быть, и подавляющая часть белорусов тоже.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто-нибудь ее в реальной жизни видел?

Я :) , правда уууже давно,в далеком 2002 году,вместе с мужем и группой францисканцев-терциариев из Черняховска.. БЫла этим летом в Вильнюсе, но времени совсем не было туда добраться, так была занята происходящим Праздником Песни и нашими выступлениями.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недзеюшка, не успела прочитать, поспешила ответить на вопрос Неты :) . Для меня более дорого другое место в Вильнюсе, Белая Пани в храме Успения ПДМ. Вы там бывали? Туда так же не попала из-за руководства ансамблем (одно дело 4 года назад приехать в качестве помощницы родительницы и совсем другое отвечать за все и вся, будучи руководителем этого же ансамбля)))) а ведь обещала Матери Божьей. Mea culpa...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19174_900.jpg

18894_900.jpg

19391_900.jpg

https://afftarbaltiez.livejournal.com/7852.html

Изменено пользователем Инесса
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу туда попасть, как только предоставится такая возможность (и пока есть мульти виза, хотя ее мне сделают снова, как члену автономии и руководителю лит. фольк.ансамбля))). Изменено пользователем Инесса
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Инесса, впервые слышу и о храме, и о фигуре! Пошла учить матчасть! И спасибо за информацию, очень любопытно - никогда раньше не встречала.

 

Плана поездки в Вильню вырисовывается...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, там чудесная история с ее обретением. Дело в том, что храм был закрыт еще в царское(?) время и использовался как архив, был сделан второй этаж (в храме есть следы на стенах, о там вообще все такое простое и францискански убогое, алтарь- штабель кирпичей, старые ковры, принесенные прихожанами на старом разбитом полу и т.д.))))) м боковой придел был заложен кирпичом. После обретения храма Орденом OFM conv кирпичи разобрали и предстала ОНа - Белая Пани. Очень редкое изображение Богородицы в стане блогославенном (беременной). Слыла своими чудесами, но потом культ был утрачен на долгие годы. Но я верю что именно молитвы у этой фигуры были услышаны и у нас почти через пять лет брака появилась дочь, Анна-Мария, которую я посвятила Богородице на 12 неделе беременности. Простите за столь личное свидетельство, просто что-то нахлынули воспоминания о счастливой прошлой жизни...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что храм был закрыт еще в царское(?) время и использовался как архив, был сделан второй этаж...

Ничего странного в этом нет. После национально-освободительных восстаний многие храмы и монастыри закрывались/ликвидировались, а здания или передавались ПЦ, или использовались в гос. нуждах. В Минске до сих пор в одном из костелов архив - и именно с царского времени:

https://web.archive.org/web/20090604043152/https://alterego.of.by/library/showarticle.php?id=70

 

А история статуи очень интересная. И совершенно таинственная - я ее не нашла вчера поиском даже по-польски!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

1352_815e6a8a-feee-e918-867a-52681e48e4b1.jpg

 

ОСТРЫЕ ВОРОТА И ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

 

Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных монахов во владение католического ордена кармелитов, пока, наконец, не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.

 

Ансамбль из девяти городских ворот и оборонительной стены

 

Во время правления Александра, сына Казимира, татары под покровительством Менгли-Гирея стали угрожать Вильне, вследствие чего решено было обнести город оборонительной стеной. 23 апреля 1498 г. в день св. Георгия совершена была торжественная ее закладка. Процессия в присутствии великого князя, двора, войска, в сопровождении всего городского населения, под звон колоколов четырнадцати церквей и семи костелов пошла вокруг города. В тех местах, где предполагалось выстроить башни, процессия останавливалась, и католический епископ благословлял камни, которые опускали в фундамент. Перед городской Ратушей на возвышении помещен был образ св. Николая Чудотворца – древнего патрона столицы. Здесь же был отправлен благодарственный молебен.

Там, где был «острый» конец города, именовавшийся также русским, заложены были одни из главных ворот, получившие впоследствии название Острых. В их основание были положены частицы святых мощей, монеты и серебряная дощечка с надписью.

 

По окончании молебна народ разделился на пять партий и с необычайным рвением принялся за работу. Стена была завершена на пятый год. Ею обнесено было все то пространство города, которое не было защищено природой. Поднялось четверо ворот, а позже появилась необходимость в строительстве ворот и с восточной стороны города, от Бакшты к Нижнему замку. В 1522 г. ансамбль из 9 городских ворот и оборонительная стена были освящены, и на каждую башню были водворены образы святых.

 

Острые Ворота построены на дороге, которая вела в Ошмяны и Минск (до XVI в. назывались Кревскими). Ворота венчались башней, с наружной стороны которой сделаны бойницы. Между ними – ниша с крестом, повыше расположен карниз с головкой Гермеса, покровителя купцов. Выше находится ренессансный аттик с двумя рельефными грифами, держащими герб Литвы – Витис (Погоню). С обеих сторон оставлены места вроде окон – возможно, они были предназначены для надписей. На этой же стороне сохранилось пустое место, обрамленное каменными выступами. Здесь, по-видимому, первоначально и находилась икона Божьей Матери, как это осталось до настоящего времени в Кракове, Праге, Москве, Смоленске и др. древних городах. Кроме того, размер незанятого места совпадает с размерами святой иконы.

 

Икона св. Богородицы

 

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы — явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти ее из крымского города Херсонеса (Корсуня). Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в., повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало церквам г. Вильны, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения, находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми».

 

Благовещенская икона, по утверждению исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела св. Терезии (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью кармелитов.

 

С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле св. Терезии.

 

Скитания

 

В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка, но не с внешней стороны ворот – сейчас она была обращена к городу, и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Сальвадора — Спасителя.

 

Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат. Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714 г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле св. Терезии.

 

Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия VII было объявлено о принадлежности иконы католикам. Губернатор Вильны Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.

 

В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице.

 

Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная! Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие св. Иоакима и св. Анну – родителей Девы Марии. Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.

 

Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная православная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.

Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо.

 

Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди. В лике Мадонны усматривают и выражение особой жалости, и благостного милосердия к страждушим, которые отдаются в Ее опеку. Сложение рук Пречистой свидетельствует о покорности Ее Господу Богу и желании привлечь к себе и успокоить всех обездоленных. Верят, что выражение лика девы Марии меняется согласно состоянию души, обращающегося к Ней. Предполагают, что Пречистая Дева могла быть представлена в момент великого события, когда к ней явился архангел Гавриил с Благовестием о воплощении Спасителя Божия от Нее. Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ostrobramskaya-Bogomater_yaltinskaya-kop

Остробрамская Богоматерь. Ялтинская копия иконы

Небесная королева всего мира

В июле 1927 г. на кафедральной площади столицы состоялась торжестенная коронация образа Пресвятой Девы Марии. Тогда же ей был присвоен титул Матери Милосердной. В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской столицы (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства.

До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.

В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари. Не зря двойная ее корона является символом того, что Она – Небесная Королева не только своего края, но и всего мира.

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Моя любимая икона.

Тетя мне ее вышила бисером и подарила на день рождения. :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

С днем Остробрамской Божьей Матери!

 

2LDlcCY58jo.jpg?size=514x604&quality=96&sign=a833cc98ccef249742fcd691875c7e51&type=album

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Остробрамская Богородица: значение иконы и в чем помогает образ

ОСТРОБРАМСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православних монахов во владение католического Ордена Кармелитов, пока наконец не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.

Появление в Вильнюсе Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона Св.Богородицы - явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильнюс, мог привезти ее из крымского города Херсонеса (Корсуня). Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в., повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало церквам г. Вильнюса, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения, находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми».

Благовещенская икона, по утверждению исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела Св. Терезы (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью кармелитов.

С 1655-го по 1661 год Вильнюс был оккупирован русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле Св. Терезы.

В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Спасителя.

Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат. Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле Св. Терезы. Благодаря стараниям о. Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия VII было объявлено о принадлежности иконы католикам. Губернатор Вильнюса Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.

В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице.

Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная! Прибегаем к Твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие Св. Иоакима и Св. Анну – родителей Девы Марии. Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.

Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.
Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди. В лике Мадонны усматривают и выражение особой жалости, и благостного милосердия к страждушим, которые отдаются под Ее опеку. Сложение рук Пречистой свидетельствует о покорности Ее Господу Богу и желании привлечь к Себе и успокоить всех обездоленных. Верят, что выражение лика Девы Марии меняется согласно состоянию души, обращающегося к Ней. Предполагают, что Пречистая Дева могла быть представлена в момент великого события, когда к ней явился архангел Гавриил с Благовестием о воплощении Спасителя Божия от Нее. Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила.

Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.

В июле 1927 г. на кафедральной площади состоялась торжестенная коронация образа Пресвятой Девы Марии. Тогда же ей был присвоен титул Матери Милосердной. В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской Столицы (позднее Папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.
В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари. Не зря двойная ее корона является символом того, что Она – Небесная Королева не только своего края, но и всего мира.

По материалам газеты «ЭКСПРЕСС-НЕДЕЛЯ»
Э.-В.Марганавичене

Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Ялте

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...