Перейти к содержанию

Наше пастырство: ситуация, вызовы, перспективы


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

45992123_1893582980737859_4144697703256817664_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=65090bc896ba155e757588ad8aec6d6a&oe=5C80B369

 

Священник Николай Дубинин: "Наше пастырство: ситуация, вызовы, перспективы". Доклад на пастырских встречах в регионах Архиепархии Божией Матери в Москве, октябрь – ноябрь 2018 г.

 

Вступление:

 

Актуальность вопроса:

• в свете призыва Папы Франциска продвигаться по пути пастырского и миссионерского обращения (EG , 25);

• в русле стимула к отклику на этот призыв со стороны нашей поместной Церкви: открытой в Архиепархии дискуссии о жизни наших приходов и подготовки к Всеепархиальной встрече в следующем году.

 

«Провокационные» мысли Папы Франциска (по EG)

 

В ноябре этого года исполнится 5 лет с момента обнародования Апостольского обращения Папы Франциска Evangelii Gaudium. Из этого документа (прежде всего из пунктов с 25-го по 33-й). я извлек некоторые мысли, которые могут быть в хорошем смысле провокацией для нашего дальнейшего разговора. (Приглашаю также к самостоятельному перепрочтению интересной своей конкретностью части, которая называется «Искушение пастырских сотрудников», - это пункты с 76 по 108). Некоторые из ключевых слов я в тексте подчеркнул и постарался интонационно выделить.

Итак, в EG Папа говорит, что отдает себе отчет в том, что в настоящее время документы Учительства не вызывают такого интереса, как в прежние времена, и быстро забываются. Тем не менее, Понтифик обращает внимание, что содержание текста EG имеет программное значение и важные следствия. (ср. EG, 25). Это не «документ для документа».

 

Всем общинам рекомендуется найти способ задействовать средства, необходимые для продвижения по пути пастырского и миссионерского обращения [метанойи], требующего изменить нынешнее состояние дел (ср. EG, 25).

 

Также Папа Франциск мечтает «о миссионерском выборе, способном все преобразить, чтобы устои, стиль, график дел, способ общения и все церковные структуры были бы подходящим руслом для евангелизации мира, а не для самосохранения» (EG, 27).

 

Необходимо отбросить удобный критерий пастырства: «так делали всегда». (ср. EG, 33). Эта цитата звучит в материалах для дискуссии о жизни наших приходов. Думаю, это одна из ключевых мыслей: необходимость отбросить критерий пастырства: «так было всегда», который может быть удобен или слишком привычен для нас.

 

Наконец, «определение целей без соответствующего общинного поиска для их достижения неизбежно выродится в простое фантазирование. […] В процессе мудрого и реалистичного пастырского распознания важно действовать не в одиночку, а всегда опираться на братьев, особенно – на руководство епископа» (EG, 33).

 

Говоря о приходе, в 28 пункте Папа отмечает, что приход – не застывшая структура; именно потому, что ему присуща большая гибкость, он может принимать разные формы, требуя от пастыря и общины податливости и миссионерской изобретательности. (ср. EG, 28). Приход должен реально контактировать с семьями и с жизнью людей, а не превращаться в бесполезную структуру, отделенную от народа, или в замкнутую группу избранных. Пока что призыв к преобразованию и обновлению приходов не принес достаточных плодов. Приходы должны стать ближе к людям, быть сферой живого общения и соучастия и полностью переориентироваться на миссию (ср. EG, 28), чтобы не оказаться жертвой своего рода церковной интроверсии (ср. EG, 27).

 

Общинам и движениям следует не терять контакт с реальностью местного прихода и охотно вливаться в органичное пастырство отдельной Церкви. (ср. EG, 29).

 

Конкретным проявлением единой Церкви в данном уголке мира является поместная Церковь. Она - частица Католической Церкви под водительством своего епископа и субъект евангелизации. Поместная Церковь призвана заботиться о проповеди Христа в других, более нуждающихся в этом местах, а также неустанно выходить на окраины собственной территории или навстречу новым социокультурным кругам. (ср. EG, 30).

 

Некоторые из особенностей пастырской ситуации в нашей Архиепархии

 

А сейчас – ближе к представлению нашей ситуации в Архиепархии, связанной с пастырством, исходя из этих провокаций. Это – не полная панорама и не какой-то претендующий на безошибочность взгляд, но некоторые показательные, актуальные и, может быть, проблематичные вещи. Будем помнить, что «пастырское обращение невозможно без внутреннего обращения священников» . А любое обращение невозможно без честного и критичного взгляда на реальное положение вещей.

 

Первое, что бросается в глаза и что заметно невооруженным взглядом, - это неоднородность ситуации. Наша архиепархия не только географически живет в форме трех регионов, но и самовыражается в трех форматах: малое количество больших приходов, «средние приходы» - с большой территорией, преимущественно совпадающей с размерами субъекта федерации, малые приходы и пастырские пункты с ограниченным пастырством (как и вообще жизнеспособностью). Поэтому внутри приходов нашей епархии существуют совершенно разные возможности, потребности и запросы. Найти универсальные рецепты и предложения – не трудно, а просто невозможно.

 

Следующей особенностью является, пожалуй, уровень чувства принадлежности к единой поместной Церкви, изолированность и связанная с этим опасность или тенденция к раздробленности. «Я здесь живу, я здесь служу» и «это – мой дом, это – моя Церковь» - согласитесь, не всегда являются тождественными понятиями. Независимо от предпосылок и причин, как и от уровня осознания проблемы, эти явления заметны в пастырстве и дают свои плоды в наших верующих, для которых реальность Церкви и «семейная духовная среда» порой заканчиваются границами собственного прихода или общины – то есть, совершенно небольшой реальностью. Иллюстрацией такого явления, тенденции или опасности может послужить… веник, в котором ветки смотрят в разные стороны, плохо связаны между собой (или вообще отсутствуют). Кто при уборке пользуется не только пылесосом, но и веником, знает, как метет хорошо связанный веник, и что можно сделать одной веточкой от метлы на большой территории.

 

Хочу на полях отметить, что прекрасным и сильным опытом в плане того, что изолированность преодолима, и что мы (пастыри) сами, как и наши прихожане, нуждаемся в конкретных проявлениях единства, явилось паломничество Варшава – Ченстохова летом этого года. Наконец-то, после нескольких лет мечтаний, сборов, получилось организовать общероссийскую группу паломничества. Нас было 52 человека из всех регионов России, было немалое количество сестер. По возрасту тоже разнообразие: от 17 до 76 лет. Мы действительно там пережили реальность единой Церкви: мы не шли «приходами», «францисканцами», «епархиями». В этом паломничестве у нас была отдельная группа, которая представляла Церковь России, - и это действительно было здорово! Надеемся на повторение этого опыта и верим, что это станет традицией, так что попутно приглашаем принять участие в паломничестве в следующем году. Кто еще не знает, кто еще не уверен – попробуйте, понравится. Может, и наш Владыка в следующем году сможет пройти с нами хотя бы небольшую часть пути. Итак, раздробленность и изолированность – это не приговор, если над этим работать осознанно.

 

Недостаточная интегральность пастырства. В практике нередко происходит, что различные измерения пастырства становятся слишком изолированными друг от друга секторами. О чем идет речь? Катехизация идет своим путем (например, ею занимаются сестры, делают это хорошо и самостоятельно); литургия находится в собственном ореоле (настоятель, аколиты – если есть, министранты); харитативное служение осуществляется малой группой вовлеченных людей… А повседневная жизнь прихожан вообще растворяется где-то в туманной неизвестности: они приходят в храм, мы молимся вместе – и расходимся, и что у них происходит, - неизвестно, закрыто. Это тоже достаточно проблемный момент.

 

Клерикальная модель пастырства. В частности, это проявляется в невысоком уровне вовлеченности мирян в катехизацию , литургические служения, благотворительную и евангелизационную деятельность, управление приходами, общеепархиальные события (это касается и всеепархиальных пастырских конференций). Конечно, можно упрекнуть наших верующих мирян в излишне пассивном и малоответственном подходе – но, может быть, стоит задуматься, только ли в «их» несмелости, лени и неспособности кроется причина?

 

Иллюстрация к тому, что это не единственная модель реальности и не приговор: в настоящее время Литургическая Комиссия Конференции Епископов России, по инициативе наших епископов, разрабатывает рекомендации чинопоследования для литургических собраний в отсутствие священника. В Европе это все чаще становится реальностью, и если попытаться немного прогнозировать лет на десять-пятнадцать вперед, если посчитаем, сколько у нас семинаристов, и как у нас обстоят дела с притоком новых сил из-за рубежа (на которых мы всегда в новой истории нашей Церкви в большой степени полагаемся) – то независимо от наших желаний нам от перспективы литургических собраний без священников никуда не деться.

 

Сейчас еще не поздно, используя время и возможности, открыть это как возможность, которая способна помочь нашим общинам жить в условиях нехватки священников. В противном случае мы реально встанем перед угрозой, что, когда по какой-либо причине приход или община более или менее отдаленная лишится постоянного священника и монашествующих – она просто исчезнет, уйдет в никуда (без каких бы то ни было внешних преследований). Наша Церковь рискует оказаться неподготовленной, неспособной самостоятельно жить, быть общиной, не заточенной именно под священника как основное сплачивающее общину звено. Поэтому это один из таких моментов, где можно и нужно переориентироваться и менять наши привычки и взгляды. (Иногда, когда разговариваем с катехизатором в неформальной обстановке, миряне говорят: «нам не дают включиться». Конечно, так бывает не всегда.

 

Иногда пастыри просят, а миряне не хотят брать на себя ответственность. Тем не менее, к голосу мирян: «нам не дают», - нельзя не прислушаться.

Клерикальная модель пастырства – отнюдь не единственная из известных в нашей поместной Церкви, и идея выходить за ее рамки – вовсе не «модернизм» и не «дань моде». Стоит хотя бы вспомнить наши общины в Советском Союзе, когда не было священников, и когда где-то в глубинке были общины, где миряне, «бабушки», были способны собирать вокруг себя общину, и крестили детей, и катехизации проводили, и к исповеди готовили...

 

Поэтому священники и монашествующие, приезжая в Россию в первые годы возрождения Церкви, не всегда находили «пустое поле»: кое-где жизнь общины теплилась. Слава Богу, что сейчас мы можем свободно развивать полноценные общины, - но в то же время необходимо помнить, что если мы приходим и созидаем Церковь, то собой, своим пастырским служением должны не замещать или тем более не отодвигать других, но помогать возрастать вместе. Это значит – сопровождать и стимулировать людей, способных активно включаться в жизнь общины.

 

Очередной аспект - уровень и актуальность квалификации катехизаторов. Катехетическая подготовка духовенства, как правило, определяется курсами, прослушанными во время обучения в семинарии (в разных странах, в разное время). Монашествующие, пожалуй, являются наиболее подготовленными специалистами в области катехизации, так как многие из сестер имеют дипломы катехетических учебных заведений за рубежом (так же полученные в разное время в разных странах).

 

Катехизаторы-миряне, в основном получили катехетическую подготовку в существовавших ранее Школе катехизации в Москве или Школе веры в Санкт-Петербурге, либо получают ее в настоящее время в ставшей единой Школе катехизаторов Архиепархии. Однако часть мирян, активно участвующих в катехетической деятельности приходов, служит без какой-либо подготовки, и по сей день не предприняла шаги для ее получения . Среди практикующих катехизаторов далеко не все находят возможность и желание регулярно участвовать в так называемых «сессиях катехизаторов» (то есть, курсах повышения квалификации), которые организуются в епархии ежегодно. А священник как участник сессии катехизаторов – вообще rara avis.

 

Нехватка адаптированных программ катехизации и адекватных пособий, а также вопрос их использования. При том, что у нас есть немало пособий для различных уровней и групп катехизации, они в большинстве своем не учитывают реальную ситуацию наших верующих (например, ситуацию смешанных браков, неполных семей, специфику принятой в России системы образования и воспитания, а также общественно-социальной среды). Разработка интегральных и адаптированных программ все еще в процессе – но некоторые катехизаторы настолько привыкли «выкручиваться самостоятельно», что и после принятия той или иной программы предпочитают держаться «собственного курса».

 

Еще одна наша характерная черта - высокий уровень «церковной интроверсии». Этот термин вслед за св. Иоанном Павлом II употребил Папа Франциск. По моему личному мнению, у нас уровень церковной интроверсии порой граничит с позицией гетто. Мы много слышим, говорим и даже мечтаем о какой-то роли в обществе – но, пожалуй сами же слабо используем в пастырстве возможности как духовного, так и видимого участия в жизни общества. Речь не о тех сферах, которые мы сами «определяем», а той жизни, которой наше общество реально живет и которая от нас не зависит . Мы очень охотно общаемся, евангелизируем и катехизируем тех, кто к нам приходит и просит об этом.

 

Но какова наша инициатива в том, чтобы самим выходить в окружающую всех нас нецерковную среду российской повседневности? Не становятся ли наши опасения перед обвинениями в прозелитизме или перед последствиями «закона Яровой» слишком легкой отговоркой или оправданием бездействия? Мы передаем людям истины веры, учим молиться, призываем регулярно посещать храм, включаться в церковные инициативы… но нередко ограничиваем этим круг ценностей, забот и внимания, оставляя вне этого круга чуть ли не всю повседневность наших верующих, почти как некое «неизбежное зло», с которым чем меньше имеем общего, тем лучше.

 

Ст?ит хотя бы прислушаться к воззваниям Молитвы верных во время Мессы. В то время как по своей сути это – самый живой и самый адаптируемый момент литургии, в нашей практике он почти «неприкосновенный». Если нет под рукой литургической тетрадки, мы не знаем, «что сказать» на Молитве верных. Почему то, что происходит, то, чем живут наши люди с таким трудом находит отражение в конкретных воззваниях нашей Молитвы верных?

 

Можно также присмотреться, в каком объеме и в каком виде в катехизации у нас поднимаются, например, вопросы жизни в смешанном браке. У нас подавляющее большинство браков – это браки смешанные браки. В то же время, наши пособия для катехизации детей, подростков, молодежи практически не затрагивают подготовку к жизни в браке, в семье. А ведь пройдет всего несколько лет, - и большинству из нынешнего подрастающего поколения тоже предстоит жить в смешанном браке. Когда же молодые пары появляются в церкви за две недели до венчания, мы говорим: «они не готовы, что делать – венчать или не венчать?». Вовремя надо готовить людей и вовремя затрагивать такие вопросы.

 

Наконец, не будет излишним присмотреться, в каком виде и объеме в катехизации поднимаются вопросы подготовки гражданского долга; задуматься, каким образом мы включаемся в ценные общественные инициативы (2018 в России – год волонтера).

 

Инициативы и формы деятельности Пастырского центра и Комиссии по катехизации и литургии ради пастырского продвижения и созидания церковного единства

 

• Единая Комиссия по вопросам катехизации и литургии.

• Единый проект Архиепархии по подготовке, переподготовке и помощи катехизаторам в их служении (один Пастырский центр с двумя пунктами).

• Поддержка контактов с настоятелями приходов как собственными пастырями вверенных им общин. Речь не идет о контроле и бюрократии, но о сотрудничестве, поддержке и взаимопомощи.

• Подготовка к служению катехизаторов или других форм активного участия в пастырской жизни прихода – Школа катехизаторов с 3-летним дистанционным обучением, при поддержке Renovabis . Программа включает в себя также посильное практическое участие в пастырской реальности прихода, регулярное участие в сессиях (2 раза в год) и реколлекциях (ежегодно). Здесь хочу попросить настоятелей: слушателям последнего, третьего курса, нужна практика. Поддержите их, обратите на них внимание, помогите им включаться уже сейчас в пастырскую реальность.

• Общедоступные курсы по католическому вероучению и богословию, с вещанием в Интернете (в этом пастырском году – на базе части программы Школы катехизаторов).

• Ежегодные курсы повышения квалификации для практикующих катехизаторов (обязательно участие как минимум 1 раз в 5 лет). Организаторы стараются учитывать запросы по наиболее актуальным вопросам и сферам катехизации в нашей Архиепархии.

• Подготовка или пересмотр программ катехизации разного уровня; проведение в процессе такой подготовки тематических симпозиумов или семинаров. В 2017 г. состоялся симпозиум по вопросам подготовки взрослых к таинствам христианского посвящения; в начале 2018 г. – по вопросам подготовки к браку и семейной жизни.

Вопросы для поиска средств продвижения по пути пастырского и миссионерского обращения

• Каков наш образ поместной Церкви и отношение к ней? Какие пастырские реальности и инициативы могут быть полезными в возрастании в чувстве принадлежности к нашей поместной Церкви?

• В чем наша гибкость приходов, пастырская податливость и миссионерская изобретательность? Где и как ее необходимо развивать в первую очередь?

• На какие сферы жизни следует обратить большее внимание, чтобы становиться действительно ближе к реальной жизни наших верующих?

• Как мы можем попытаться добраться и «достучаться» до далеких (географически и духовно) наших прихожан?

• Какие у нас возможности и средства, способствующие возрастанию от клерикальной модели пастырства к созвучию с евхаристической экклезиологией общины?

• Что может помочь нам стать более открытыми и выходить из собственной церковной интроверсии?

• В каких инициативах и формах поддержки мы нуждаемся со стороны Пастырского центра и Комиссии по делам литургии и катехизации?

 

о. Николай Дубинин OFMConv

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Важные примечания:

 

В этом пастырском году каноническую миссию получили 78 человек (некоторые из них осуществляют служение в двух или нескольких приходах). Мирян из них – чуть больше половины (в Центральном регионе 19 монашествующих и 24 мирянина, в Северо-Западном – 11 монашествующих и 16 мирян, в Западном – 4 монашествующих и 4 мирян). Однако этот процент высок за счет буквально пары приходов, и если не учитывать эти исключения, то перевес будет явно в сторону монашествующих. Следует учесть, что священники и диаконы (когда они есть) повсеместно и активно занимаются пастырством – в некоторых приходах вся катехизация полностью лежит на их плечах, поскольку (если верить передаваемым в Пастырский центр данным), в этих приходах нет катехизаторов-мирян.

Несколько лет назад количество вручаемых канонических миссий было значительно выше (около 130).

 

Однако мы обратили внимание на то, что немалая часть людей из этого списка de facto не была вовлечена в пастырскую деятельность прихода, а некоторые из катехизаторов не имели никакой катехетической подготовки. Поэтому были уточнены критерии для получения канонической миссии – они изложены в Декрете архиепископа О некоторых вопросах служения катехизаторов и вверения канонической миссии от 15.08.2016. Некоторые настоятели лукавят, поручая прихожанам служение катехизаторов и при этом называя их «помощниками катехизаторов» (для которых вверение канонической миссии не предусмотрено).

 

Во время одного из недавних занятий по углубленной катехизации взрослых практикующих католиков, участники совместными усилиями красноречиво проиллюстрировали свое представление о том, как Церковь соотносится с их жизнью: на доске был начерчен небольшой круг, обозначенный словом «Церковь» (вмещающий в себя, - как пояснили участники группы, - посещение храма, личную молитву, иногда дела милосердия), затем была проведена большая черта, и большое пространство по другую ее сторону заняло слово «Жизнь».

 

В этом пастырском году начался заключительный, 3-й год обучения первого цикла в обновленном формате. В Школе более 60 студентов, в этом году примерно треть из них может успешно завершить Школу. Особо рассчитываем на помощь и внимание настоятелей в том, что касается катехетической практики студентов в приходах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Комментарий архиепископа Павла Пецци к докладу о. Николая Дубинина "Наше пастырство: ситуация, вызовы, перспективы"

 

Спасибо, отец Николай, за это хорошее подробное выступление, которое дало, прежде всего, хорошую картину. Может быть, дало даже больше – какие-то моменты для продолжения дискуссии. Я думаю, что это необходимо нам сегодня больше всего. Не торопиться, ища какой-то быстрый ответ, чтобы привести все в порядок, а стараться лучше уловить направление, путь, по которому идти. Мне кажется, что в этом плане хорошо было сказано в сегодняшнем выступлении.

Хочу только дать некоторые замечания, не ответ.

 

Прежде всего, общее замечание – я думаю, что Evangelii Gaudium в лучшем случае мы цитируем. Но этот текст еще далек от нашей жизни, то есть, он чужд на самом деле. Поэтому я советую использовать этот текст даже для простого вашего размышления. Я думаю, что у каждого из вас есть час, два часа в день, когда отдаете время личному размышлению. Попробуйте в это время, когда читаете розарий, Библию, духовных отцов, ваших основателей, жизнь Церкви, жизнь святых, включить и этот документ. Именно размышлением. Чтобы он стал как можно больше вашим, прежде всего.

 

Момент конкретный, который я для себя заметил. Первый, на который, может быть, на самом деле мы не обратили подобающего внимания. По крайней мере, я это заметил сегодня утром. Это вопрос о вашей подготовке. Подготовка, скажем, прошлая, давняя, которая есть, особенно у священников, но она осталась в далеком прошлом. Может быть. Я думаю, что священнику необходимо к этому возвращаться во время размышления. Повторяю: я надеюсь, что у вас есть ежедневно хотя бы час или два часа в день, время, которое вы посвящаете размышлению. Чтобы в это время была возможность найти те средства, которые позволяют вам обновить вашу подготовку.

 

Что касается конкретной катехизации, думаю, что и с моей, и с вашей стороны – наверное, эти симпозиумы, семинары… я не люблю обязывать участием, но скажем так, очень мягко веду. Какие моменты, в том числе в духовных упражнениях и реколлекциях, нам могут дать – я сейчас особенно говорю о священниках – ту постоянную формацию, в которой мы нуждаемся. Давняя подготовка – это очень хорошо, но не думайте, что она может поддерживать всю вашу пастырскую деятельность, она просто неспособна. Поэтому со временем, если нет этого обновления, в лучшем случае вы становитесь занудой, простите, для людей. В худшем случае, вы отталкиваете верующих от Христа… Диктофон сейчас уже существует, но скажем, компьютер, компакт-диски не могут привлечь людей. Это просто повторение. Необходимо что-то живое.

 

Живая встреча возможна настолько, насколько мы подготовим себя к этому. Иначе со временем спонтанность превращается в дикое повторение. Это, конечно, касается и сестер, и мирян, это не касается только священников. Можно сказать, что в связи с катехизацией я советую развивать возможность подумать, каким образом сестры и миряне могли бы участвовать в этих симпозиумах и семинарах, кроме самой Школы Катехизации.

 

Второй момент, который я хочу подчеркнуть, это разделение между жизнью и Церковью. Это связано с тем, что отец Николай назвал «жить в гетто», жить в рамках своей общины. Это просто разные способы выразить одно и то же. Я не думаю, что это главная проблема для нашей Церкви и Церкви вообще. Но это та точка, с которой связано будущее Церкви. Будущее Церкви связано именно с тем, что будут видеть те, которые лично вовлечены в историческую личность Христа. Поэтому в Церкви, неважно, два человека или два миллиона, важно, чтобы они восприняли важность и уникальность этой встречи с Христом – для своей жизни, и поэтому для жизни общества. Это на мой взгляд большой вопрос – как мы (не что, а как) воспитываем наших прихожан.

 

Третий момент для дальнейшей дискуссии. Кстати, насчет курсов повышения квалификации, я не знаю, не стоит ли «обязывать» всех катехизаторов делать эти моменты повышения квалификации хотя бы каждые три года. Один раз в пять лет, мне кажется, это мало. Но это материал для дальнейшей дискуссии. Третий момент, который я хотел подчеркнуть – это вовлеченность. Вовлеченность это для нас немножко далекое понятие. Не в том плане, что у нас нет отношений с мирянами. Но, как мне кажется, в том плане, что мы воспринимаем Церковь еще до конкретности общины, как более-менее непонятное пространство, где кто-то со всеми добрыми намерениями старается возглавить паству и вести ее куда-то.

 

Я думаю, что нам нужно прежде всего возвращаться к корням учения апостола Павла. Прежде чем мы стали священниками, посвященными, мирянами, мы все принадлежим друг другу. Принадлежность к Христу сделает нас братьями, сделает нас связанными друг с другом, намного больше, чем отец и сын, мать и дочь, родственник. Связь отношения, укрепление дела Христова, которое дает нам крещение, это намного глубже. Мне кажется, именно это измерение может передать правильное направление того, что значит вовлекаться мирно. Иначе, исходя из всех добрых намерений, мы будем в лучшем случае делиться некоторыми делами, или передадим некоторые дела мирянам, но мы будем не вовлечены в отношения с ними.

 

Еще смотрите, этот момент очень важен с воспитательной точки зрения и особенно в больших приходах. Вовлечь мирян, расширить круг катехизаторов. В этом круге, как я только что сказал, вы можете достичь всех именно лично. Остается важным, что мы должны стремительно желать достичь каждого человека, и каждый человек должен получить по мере возможности ощущение, что он уникальный, уникально важный в общине. Что без него община все-таки что-то теряет. Это ощущение необходимо. Если у меня есть двадцать катехизаторов, конечно, они могут иметь личные отношения – с большим количеством людей, чем я, настоятель, который иначе не смог бы работать. То есть, усиливать вовлеченность мирян как можно шире в том плане, о котором я говорил. Это становится очень полезным, потому что позволяет вам связаться лично со всеми.

 

Когда я работал еще до поступления в семинарию, у меня было желание как можно больше людей, коллег по работе привести ко Христу. Тогда один священник мне говорил: ты начни с нескольких, завяжи отношения с двумя-пятью коллегами, которые работают там с тобой. Потом они завяжут отношения с другими коллегами. И, если это Богу угодно, то естественно ты увидишь, как растет община. А если ты ищешь ответы где-то или делаешь что-то слишком в общем, то ты ничего не делаешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это называется "очнулись".

Все тихо было - и тут на тебе.

О. Георгий Кромкин открывает новое сообщество в контакте, с вопросами по поводу жизни приходов+эти вопросы рассылаются по приходам и публично зачитываются. У нас по крайней мере так было. Такое впечатление, какая-то движуха пошла.

С одной стороны - Рим, конечно же, свою линию гнет, подталкивает, и через EG, и через другие подобные вещи. С другой стороны - уже появляются плоды двадцатипятилетнего периода постсоветского существования католических приходов в России, которые трудно игнорировать.

В принципе проблема поставлена верно. Поскольку ситуацию в плане включенности мирян в жизнь общины иначе как застойной не назовешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Движуха пошла по нескольким фронтам. Но мне кажется, время несколько утеряно, а новое время еще не пришло. Впрочем, может, это у меня "возрастное" мнение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
В этом пастырском году начался заключительный, 3-й год обучения первого цикла в обновленном формате. В Школе более 60 студентов, в этом году примерно треть из них может успешно завершить Школу.

Вхожу в число этих 60, надеюсь попасть в указанную треть)).

Что непросто, нагрузка довольно большая, особенно если к предлагаемому материалу подходить скурпулезно...

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Отец уже епископ. :)

 

Как быстро время летит.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...