Перейти к содержанию

Иоганн Арндт. «Об истинном христианстве»


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Глава восьмая. О том, с какою Любовью Бог призывает нас к покаянию, и почему нельзя покаянием пренебрегать

 

 

 

1. Милостивый и истинный Бог многоразличными образами и притчами изобразил нам в Своём слове обращение людей к Богу и истинное покаяние, чтобы размягчить чрез сие ожесточённые и окаменелые сердца наши, дабы мы обратились от мира, от самих себя и от сатаны к Богу (ср.: Деян. 26:18).

 

2. Среди? прочего две притчи – о заблудшей овце и о блудном сыне – настолько утешительны и трогательны, что если глубоко и сердечно о них размышлять, то невозможно удержаться от слёз. Господь наш Иисус Христос изображает в них три расположения сердца: 1) сердце грешника до его обращения, 2) исполненное раскаяние сердце кающегося грешника и 3) милующее отеческое сердце Божие.

 

3. Нераскаянное сердце грешника представлено в образе блудного сына, который расточил своё имущество и наследие и наконец начал бедствовать и есть рожки вместе со свиньями (см.: Лк. 11:16). Это означает не что иное, как нас, грешных людей, заблудших сыновей. Мы лишились чрез грехи небесного нашего наследия, то есть праведности, святости, невинности и прекрасного образа Божия, по которому мы сотворены (см.: Еф. 4:24), и вследствие сего впали в тяжкое рабство греху, диаволу и смерти?. Не можем мы во всех человеческих делах и установлениях, означаемых в притче рожками, которые ели свиньи, обрести покоя, помощи и утешения, и должны были бы умирать вечным гладом, если бы не вспомнили о милости Небесного Отца.

 

4. Исполненное сокрушения сердце кающегося грешника изображено такими словами: придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15:17–18). Здесь прекрасно изображено истинное? покаяние. Прежде всего это раскаяние пред Богом: грешник приходит в себя. Он размышляет о бедствии своём, о том, что он, чадо Божие, уподобился животным (ср.: Пс. 48:21), сделался нечистою свиньёю, стал земным, зверским, скотским, диавольским; вспоминает о происхождении своём, об отце, раскаивается, признаёт грех свой и говорит: «Отче! я согрешил против Неба и пред тобою, оскорбил Бога и человека»; он признаёт своё недостоинство – «и уже недостоин называться сыном твоим». Вторая часть покаяния, вера, изображается тем, что он встаёт и идёт к отцу своему, в уповании на то, что если отец и не примет его как сына, то верно уж причислит к своим рабам или наёмникам. Он говорит: я уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Он твердо надеется, что отец не откажет ему, но по доброте своей умилосердится над ним.

 

5. Милующее же отеческое сердце изображено так (см.: Лк. 15:20–23): когда он был ещё далеко, увидел его отец. О, милостивые очи Отца! как взирают они на заблудших детей! Это есть предупреждающая и предваряющая благодать (см.: Пс. 78:8; Ис. 30:18–19; Пс. 31:8). Он сжалился над ним – это есть благодать ожидающая; побежал, пал ему на шею – это благодать приемлющая; целовал его – это утешающая благодать (ср.: Ис. 66:13; Пс. 102:13); сказал рабам своим: принесите лучшую одежду – это есть Христос и праведность Его, оправдывающая благодать (ср.: Рим. 8:33), и дайте перстень на руку его – Дух Святой, обручальный перстень, перстень сыноположения, благодать обручающая (см.: Гал. 4:6; Еф. 1:5), и обувь на ноги его – новое святое хождение во Христе чрез Духа Святого и Божия сила и крепость, благодать сохраняющая (см.: Фил. 1:27; 1 Петр. 1:5); и приведите откормленного телёнка и заколите, станем есть и веселиться – это есть пир и радость Ангелов, благодать оживотворяющая, радующая и венчающая (см.: Ис. 65:13–14; 66:13; Пс. 62:4; 84:12; 102:4–5). – Может ли Бог с большею благостью призывать нас к покаянию?

 

6. Итак, рассмотрим главнейшие причины, долженствующие подвигнуть нас к покаянию. Их семь: 1) великое милосердие Божие; 2) благость и драгоценная заслуга Христова; 3) предостережение от страшного наказания; 4) смерть; 5) последний суд; 6) ад; 7) вечная радость.

 

Глава двадцать первая. О силе прекрасной добродетели смирения

 

1. Без истинного смирения всякая молитва тщетна. Научиться же этой добродетели мы можем лучше всего от Господа нашего Иисуса Христа, Который есть совершенное зерцало всех добродетелей. Ибо посмотри на жизнь Его: она вся – одна любовь и смирение. Посмотри на учение Его: оно есть единая премудрость и истина, состоящая не в словах, но в живой силе и само?м деле. А чтобы мы надлежащим образом научались у Него сей добродетели, Он учил нас ей не одними словами, но и делом и святым Своим примером, смирив Себя даже до смерти, и смерти крестной (ср.: Фил. 2:8).

 

2. Итак, рассмотри, в чём сия добродетель имеет свой фундамент и глубочайшее основание – не в Ангеле, не в каком-либо апостоле или ином святом, но в Самом Иисусе Христе. Поэтому говорит Он: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), как бы говоря: «Посмотрите на Меня, как Я уничижаю Себя паче всего, тогда как Я – над всем и всего выше. Чем глубже Моё смирение, тем выше Моё величие. И тем дороже должна быть для вас эта добродетель, ?что Я, Господь и Бог ваш, представляю вам её Своею жизнью. Научитесь же от Меня не великое совершать, не чудеса или иные какие дивные дела, относящиеся к творению, – но быть смиренными и кроткими. И как не верите вы, что сия добродетель настолько высока и благородна, когда Я Сам, собственным Своим примером, научаю вас ей?»

 

3. Господь, умыв ноги ученикам Своим (см.: Ин. 13:4–5), для того совершил таковое дело смирения, чтобы Своим примером насадить во всех наших сердцах сию добродетель. Он говорит: знаете ли, что Я сделал вам? (Ин. 13:12). Этими словами Он как бы хотел сказать: «Если вы забудете Моё смирение, то забудете главнейшую, важнейшую часть Моего учения, а потому Мой пример да будет правилом и мерилом всей вашей жизни, и да будет постоянно пред вашим взором образ Моего смирения».

 

4. Вернёмся же к тому, о чём сказан?о в начале главы – почему молитва без веры и смирения тщетна. Надлежит знать, что сердечное смирение есть прекрасный свет, или познание, благодаря которому человек уразумевает, с одной стороны, своё ничто, с другой – величие и преизобильную благость Божию. Чем более мы познаём сию благость, тем более возрастаем в сознании того, что сами по себе мы ничто. Когда человек видит тщету свою, то, что он совершенно пуст от всякого добра, тогда начинает он тем пламеннее молиться о благости и милосердии Божием и приближаться к истинному познанию Бога, как источника всякого добра; начина?ет право восхвалять и величать Его и уразумевает в таковом смирении славу Божию и великую Его любовь и милость. Тогда в такую верующую и смиренную душу начинают посредством молитвы изливаться потоки благодати.

 

5. Чрез сию благодать Божию и Святой Дух все более и более изливается на нас, умножая дары Свои; а Святым Духом в сердца наши насаждается любовь (см.: Рим. 5:5). Ибо когда верующая душа смиренно сознаёт, что она – ничто, и что Сын Божий, невзирая на это, столь глубоко смирил и уничижил Себя, что не только стал человеком, но и претерпел ради бедного творения Своего тяжкие, страшные, неизреченные крестные муки, – то благодаря таковому смирению в душе разгорается благородное пламя любви Божие?й. Душа тогда верою влечётся к Богу и любит в Боге и во Христе всех людей, ради великой любви Божией, ибо она ясно зрит, сколь много любит её и всех людей Христос. И поскольку влечётся она к Богу и объемлется Божиею любовью, то любит и всё то, что любит Бог.

 

6. Из сего проистекает, что любовь радуется всему доброму, что происходит с ближним, и печалится о всяком несчастии, какое бывает с ним. Будучи же дружелюбна и благорасположена к ближнему, она, видя его немощи, не судит о нём поспешно, и уж тем более не превозносится над ним и не презирает его (см.: 1 Кор. 13:4). Истинное смирение видит прежде всего свою собственную нищету, своё собственное ничто, видит, как пребывает оно не только в таких же немощах и грехах, как у ближнего, но ещё и в бо?льших. Смиренная душа исповедает, что сама собою, своими силами она не может устоять, но во всем её поддерживает благодать Божия. Любовь, соединённая со смирением, всегда судит и осуждает прежде всего саму себя, а не других. Видя преткновение ближнего, она обращается сама к себе и оплакивает саму себя – ибо в падении других она видит собственные пороки, грехи, бедствие и окаянство.

 

7. Благодаря смирению человек укрепляется также в богопознании и в надежде на Бога. Ибо, убеждаясь в собственном своём невежестве, слепоте и неразумении дел Божиих, человек начинает благодарить Бога за то, что Он даровал ему Своё откровение, Своё слово, и всё более и более слагать сие слово в сердце своём (ср.: Лк. 2:19). А приходя к мысли, что все возможности и силы его суть ничто, он начинает укрепляться в надежде и уповании, возлагаемом единственно на Бога.

 

8. Чрез смирение человек и во внешней своей жизни становится всеми любимым, никому не в тягость. Ибо добродетель сия не допускает человека быть склонным к сварам и ссорам, но соделывает его приветливым и любезным. Она уподобляет человека Господу Иисусу Христу, Который говорит в Псалме: а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я (Пс. 37:14–16). Такой верующий смиренный человек есть живой член Тела Христова (см.: Рим. 12:5), в котором обитает и живёт Христос (см.: 2 Кор. 13:5).

 

9. Смирение производит истинный, внутренний мир сердца и совершает то, что душа, проникнутая им, не смущается и не обеспокоивается никаким несчастием и крестом, но со св. Павлом взывает: кто отлучит нас от любви Божией? (Рим. 8:35). Смирение созидает в человеке также скромность и молчаливость, ибо он, сознавая свое собственное невежество и неразумие, не решается много говорить и поучать.

 

10. Одним словом, невозможно выразить, какое в этой добродетели, как в духовной дарохранительнице, сокрывается высокое духовное благо и благородное небесное сокровище. И потому Сын Божий, наш свет, наша жизнь, Защитник и Спаситель наш, не без причины повелел нам учиться у Него смирению. И дай Боже, чтобы все христиане исполняли святое желание Господа и научались от Него сей добродетели.

 

11. Но какое же средство, какой же путь приведёт нас к этому высокому сокровищу, приносящему с собою столь многочисленные дары благодати? Два пути: 1) горячая, благоговейная, сердечная молитва; 2) созерцание распятого Христа, то есть размышление о Его страданиях и смерти. В этом созерцании и размышлении, как в некоей книге святой жизни, мы должны поучаться до тех пор, пока не начнёт сей корень день ото дня прорастать в наших сердцах, а из него, как из доброго истока, не изойдут и все добродетели.

 

Глава двадцать вторая. О том, что все дела истинного христианина должны совершаться во смирении, иначе они будут только мерзостью и идолопоклонством

 

1. Только те дела угодны Богу и являются приятною для Него жертвою, которые вытекают из истинной веры, производящей в сердце христианское смирение, в котором человек познаёт, что всё доброе и сто?ящее производит в нём Бог Своею благодатью, как говорит св. Павел: не я, а благодать Божия, которая со мною (ср.: 1 Кор. 15:10).

 

2. Кто не поступает таким образом, тот совершает сугубый грех. Во-первых, отвращаясь от Бога к самому себе, от Высочайшего Существа к тому, что есть ничто, он совершает отпадение от Бога. Во-вторых, присваивая себе честь, принадлежащую одному Богу – ибо всё, что есть и именуется добром, принадлежит Богу, а не человеку, – он совершает хищение у Бога. Господь Бог говорит так: Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам (Ис. 42:8). Это сказано в том смысле, что честь и слава не принадлежит никому, кроме Его одного. Кто приписывает себе что-либо – будто он много знает, будто он в состоянии много чего сделать, или нечто значимое уже сделал, – тот присваивает себе честь и славу, которые принадлежат одному Богу. Такой человек сам себя делает идолом. Посему самопочитание, самолюбие, самовосхваление суть самое мерзостное идолопоклонство и поклонение диаволу – чего он так желает.

 

3. И такого диавола, желающего, чтобы ему все поклонялись, каждый гордец и честолюбец носит в своём сердце. Старайся же в душе своей ниспровергнуть и низложить этого идола. Многие святоши устраняются всего внешнего, дабы не оскверниться, между тем, они забывают о том страшном кумире, который носят они в своём сердце, и который оскверняет их настолько, что они становятся мерзостью пред Богом: ибо что для мира высоко (то есть самолюбие и честолюбие), то мерзость пред Богом (см.: Лк. 16:15). Все люди, прилепляющиеся к самим себе, к своей чести, силе и возможностям, суть идолопоклонники. Поэтому весь мир исполнен идолопоклонства, и все жилища людские – живыми кумирами.

 

4. Оскверняющее тебя идолопоклонство исходит извнутри тебя. Всё то, к чему склоняется, прилепляется, в чём упокоевается твоё сердце, что оно любит – земное счастье, богатство, власть, почёт, долговременную жизнь, – всё сие суть кумиры и идолослужение. Итак, идолопоклонство не есть что-либо внешнее, но внутреннее, духовное, проистекающее извнутри. Потому и Бог судит обо всём по сердцу, которое видит и испытывает один Он (см.: Пс. 7:10), и судит его по вере или неверию. Он говорит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21), то есть ваше божество, ваш покой, мир, упование, радость и веселье, ваш рай, небо и вообще всё. Понаблюдай, в чём с радостью и любовью упокоевается сердце твоё – то самое, без сомнения, и есть твоё божество, чем бы оно ни было. Если сердце твоё упокояется в едином истинном Боге, то Он и есть твоё Божество, и ты блажен. Блаженны люди, у которых Господь есть Бог (ср.: Пс. 143:15). Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36:4). Если же сердце твоё прилепляется к миру сему, то твоё божество – мир. То же самое можно сказать и в отношении всего, к чему обращено сердце твоё.

 

5. Отсюда ты видишь, что поистине идол в мире – ничто (1 Кор. 8:4), если сердце человеческое не соделает чего-либо таковым. И диавол потому называется богом века сего (ср.: 2 Кор. 4:4), что нечестивцы, последуя ему, творя дела его, любя тьму и услаждаясь диавольскими делами, делают таким образом его божеством для себя.

 

6. От деревянных идолов себя сохранить легко; храни себя от золотых. Легко сохранить себя и от мёртвых идолов; но остерегайся идолов живых и самого себя. Ибо как только ты приписываешь себе честь, славу, власть, искусность, то делаешь идола из себя самого. И именно это запрещает Бог словами: не отдам славы Моей идолам (ср.: Ис. 42:8), ибо всё то, что есть и именуется честью и славою, не приличествует никому иному, как только Всевышнему и Пресвятому – Тому, Кто есть вечное и высочайшее благо.

 

7. Посему научайся не приписывать себе ни в чём чести и славы, если не хочешь соделать самого себя идолом и вменить все дела свои в сплошную мерзость. Научайся также тому, в чём состоит истинное смирение. Истинное смирение заключается в том, чтобы не желать никакой чести и считать себя недостойным её. Сие-то и значит «умереть для мира» – то есть когда умирает в сердце человека всякое самолюбие и честолюбие и вселяется в него высокая жизнь Христова, которую Господь определяет так: кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Напротив того, если человек хочет, чтобы его чтили, прославляли и почитали за нечто высокое и достойное, то он ещё плотской и живёт по плоти и по ветхому рождению, ибо такие желания суть дела плоти (Гал. 5:19). Плотской человек и плотское сердце суть те, которые охотно желают быть чем-нибудь, или даже всем. Духовное же, христианское сердце есть то, которое с радостью желало бы быть ничем. Это-то и называется отвергнуть, возненавидеть самого себя и отказаться от всего, что человек имеет. Таковы истинные христиане и ученики Христовы (см.: Лк. 9:23). О! где найти нам таких истинных христиан?

 

8. Но ты скажешь: как же быть, если, по слову Псалма, Господь даёт мне благодать и славу (ср.: Пс. 83:12)? И разве не очевидно, что Сам Бог не уравнивает, но различает людей дарами Своими, и Он учредил разные по достоинству чины и служения? Ответ: относи к Богу всю честь, которая воздаётся тебе, и не присваивай себе ничего. Ибо все дары и все уставы Божии суть чужое имущество, принадлежащее не тебе, но единому Богу.

 

9. Посему, как только тебе будет воздана честь, возвращай её чрез смирение Богу, не удерживая для себя ничего, иначе ты потеряешь благодать Божию и станешь святотатцем. Таким образом, если ты разумен, учён, мудр, богат и славен пред другими, то честь, воздаваемую тебе за это, не считай своею собственною, но Божиею, и в сердце своем относи её к Богу – что станет возможным для тебя, если будешь ты убегать самохвальства. Это и имеет в виду Пророк Иеремия, когда говорит: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер. 9:23–24).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 98
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Вот что пишет протоиерей Павел Хондзинский:

 

Между тем книга Арндта была хорошо известна святителю Тихону, более того – ценима им. В его письмах сохранилось о ней упоминание, не оставляющее в том никаких сомнений: «Вам... – пишет он некоему молодому дворянину в Петербург, – нет удобнейшего места, яко место уединенное, куда вам советую преселиться и начать сначала святую Библию читать, с рассуждением разных Божиих дел, которые она тебе представит; и всегда, поутру и нощию, в ней поучаться, и Арндта прочитывать, а в прочие книги, как в гости прогуливаться, и острить ум и волю во благое, и ждать звания Божия, куда и когда Бог позовет, и тако будьте покойны». Итак, Арндт поставлен святителем непосредственно после Библии и выше всех «прочих» книг. Между тем, кажется, только один Флоровский замечает о святителе Тихоне, что «вряд ли случайно его главная книга носит то же название, что и книга Арндта», не развивая, впрочем, подробно эту тему.

 

Игумен Петр (Мещеринов) пишет:

 

Влияние Арндта на русскую духовность отнюдь не ограничивается св. Тихоном Задонским. Среди святых Русской Церкви, весьма почитавших Арндта, упоминаются святитель Арсений (Мацеевич) (1697–1772), а также миссионер, просветитель Алтая, преп. Макарий (Глухарёв) (1792–1847), внутренний мир которого был сформирован чтением книг Арндта.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иоаганн Арндт пишет и о трех видах молитвы:

 

Молитва бывает троякая: устная, внутренняя и вышеестественная, как об этом говорит св. Павел: стану молиться духом, стану молиться и умом (1 Кор. 14:15).

 

Устная молитва есть смиренное и благое внешнее делание, ведущее к внутренней молитве, то есть вводящее человека в собственное сердце его, особенно тогда, когда молящийся с верою и благоговением входит в смысл слов молитвы. Тогда слова сии приводят в движение и возвышают дух и душу к Богу, так что человек с детскою уверенностью и упованием беседует с Богом.

 

Внутренняя молитва совершается непрестанно в вере, духе, уме и чувстве, как говорит Господь: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (ср.: Ин. 4:24). Да будут помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи (ср.: Пс. 18:15). Беседует сердце моё, и дух мой испытывает (ср.: Пс. 76:7). Мы приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (ср.: Рим. 8:15).

 

Внутреннею молитвою мы приводимся к молитве вышеестественной, которая, как говорит Таулер, является истинным соединением с Богом чрез веру, так что сотворённый наш дух переплавляется и погружается в несотворённый Дух Божий. В такие моменты с человеком совершается всё то, что от самого начала мира происходило во всех святых, и из чего проистекали их слова и дела. И как одна полушка мала по сравнению с тысячами золотых, так мала пред сею молитвою молитва внешняя. В вышеестественной молитве душа чрез истинную веру преисполняется любовью к Богу, так что уже ни о чём ином, кроме Бога, она и мыслить не может; и если в сердце и ум приходят мысли и чувствования о чём бы то ни было ином, то душа страдает от этого. При такой молитве душа не даёт языку говорить ничего (см.: Пс. 136:6), или по крайней мере весьма мало; она непрестанно воздыхает по Богу, жаждет Его (см.: Пс. 41:3), полагая только в Нём свою любовь, желание и отраду (см.: Пс. 62:2), забывает весь мир и всё сущее в мире и всё более и более исполняется богопознанием, любовью и радостью, и радости той не может выразить язык, ибо что ощущает тогда душа, то неизъяснимо (см.: Пс. 83:3). И если бы душу в состоянии такого высокого благоговения спросили: «Что чувствуешь ты?», она ответила бы: «Благо, заключающее в себе всякое благо»; «Что ты видишь?» – «Красоту, превосходящую всякую красоту»; «Что ты испытываешь?» – «Радость, превышающую всякую радость»; «Что вкушаешь ты?» – «Благость, превосходящую всякую благость». И при этом душа исповедала бы, что все слова, сказанные ею о сих своих ощущениях, суть только тень, так как всего того драгоценного, что она переживает, она не может выразить. И это есть глас и беседа вечного Слова в душах, любящих Его, как написано у Иоанна: кто любит Меня, тому Я явлюсь Сам (ср.: Ин. 14:21). То, что видит и чувствует здесь человек, есть выше естества; здесь слышит он неизреченные гласы и глаголы, которые суть внутреннее слово ума и сердца.

 

Тогда-то душа научается истинно познавать и вкушать Бога. Познавая же Бога, она любит Его, а исполняясь сей любви, она желает соединиться с Ним всецело. И это есть признак истинной любви – когда хочет она всецело обладать тем, что любит, стремится совершенно соединиться с ним и претвориться в него.

 

Бывает часто, что всё сие ощущается в душе одно мгновение, которое скоро проходит. Тогда душа начинает старательно искать, не может ли она вновь возвратить это небесное озарение и вкушение, дабы соединиться ей с Тем, Кого возлюбила она.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько эта книга популярна сейчас среди православных и католиков? Да и помнят ли о ней сами протестанты?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько эта книга популярна сейчас среди православных и католиков? Да и помнят ли о ней сами протестанты?

 

Отец Владимир, а Вы сами как оцениваете труд Арндта, если бы к Вам обратились за благословением, руководствоваться в духовной жизни этим трудом, Вы бы благословили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подобным образом дело обстояло и среди католиков. Так, когда профессор Галльского университета Антон посетил Мадрид в 1687 г., он просмотрел библиотеку иезуитов (объективно главных католических противников лютеран и протестантов вообще) и спросил у них, какую духовную книгу они ценят больше всех. Ему показали книжку на латинском, сказав, что это самая назидательная книга из всех, что имелись в их библиотеке. В этой книге не хватало первой и последней страниц, так что установить имя автора было невозможно. Но когда Антон раскрыл ее, ему сразу же стало понятно, что это именно «Истинное христианство» Арндта.

 

https://a-streltsov.livejournal.com/10712.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир, а Вы сами как оцениваете труд Арндта, если бы к Вам обратились за благословением, руководствоваться в духовной жизни этим трудом, Вы бы благословили?

Скорее нет. У меня предубеждение против протестантских авторов. Но сам я книгу пока не читал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир, а Вы сами как оцениваете труд Арндта, если бы к Вам обратились за благословением, руководствоваться в духовной жизни этим трудом, Вы бы благословили?

Скорее нет. У меня предубеждение против протестантских авторов. Но сам я книгу пока не читал.

 

По Арндту есть анализ от православных:

 

1) Архимандрит Августин (Никитин) - https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-320-0/978-5-88431-320-0_03.pdf

 

2) П.С. Соколов - https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioann-arndt-i-ego-sochinenie-ob-istinnom-hristianstve-ocherk-iz-istorii-zapadnyh-ispovedanij/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интервью с игум. Петром (Мещериновым): https://www.pravmir.ru/nashe-vremya-prekrasnoe1/
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, полностью книга здесь.

Я только не понял насчет переводов книги: до игум. Петра (Мещеринова) она переводилась на русский?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, полностью книга здесь.

Я только не понял насчет переводов книги: до игум. Петра (Мещеринова) она переводилась на русский?

 

Первым переводчиком был Симон (Тодорский), вернее он перевел ее на цся, с примесью польских слов и окончаний. Потом переводил И.П. Тургенев (только я не знаю с какого языка) и с одобрения местных цензоров труд был напечатан большим тиражом в вольной типографии И.В. Лопухина в 1784 году. О московском издании трудов Арндта Екатерина II узнала лишь в январе 1785 года и немедленно приказала конфисковать книгу. Но было уже поздно, все экземпляры сочинения Арндта оказались раскуплены. Что же касается дальнейшей судьбы книги Иоганна Арндта, то, по словам профессора Н.С. Арсеньева, ей «было суждено напитать многие души и в России, особенно в XVIII в. В 1800–1801 гг. вышло в свет очередное издание книги немецкого автора: «Иоанна Арндта о истинном християнстве шесть книг, с присовокуплением Райского вертограда и других некоторых мелких сочинений сего писателя» (ч. 1–2. М., 1800; ч. 3–5. М., 1801). Книги были напечатаны в университетской типографии «у Ридигера и Клаудия», «иждивением Н. Кольчугина — черниговского крестьянина, торговавшего книгами в новиковской компании. Книга Иоанна Арндта была напечатана с разрешения Павла I и «с дозволения московской цензуры». Особый интерес представляет помещенный в конце пятой части список: «Имена особ, подписавшихся на книгу Иоанна Арндта “О истинном христианстве”». Этот перечень, состоящий из 75 имен, позволяет представить круг лиц, интересовавшихся сочинением лютеранского автора. Среди имен подписчиков на почетном месте помещены «первые духовные лица»: «Первенствующий член Св. Синода митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский Амвросий; Серапион, архиепископ Казанский и Симбирский; член Св. Синода Михаил, архимандрит Юрьевский». Далее следуют имена влиятельных сановников, таких как граф Кирилл Григорьевич Разумовский, Иван Владимирович Лопухин (подписался на 10 экз.), князь Гаврила Петрович Гагарин, князь Михаил Михайлович Голицын, князь Николай Михайлович Голицын, Иван Петрович Тургенев (5 экз.), князь Иван Михайлович Ухтомский, Николай Николаевич Бантыш-Каменский и др. В числе подписчиков встречаем имена простых горожан; некоторые из них упоминаются как «неизвестные особы». Среди купцов, подписавшихся на сочинение Арндта, пять человек заказали по 10 экземпляров. И, наконец, в числе прочих подписчиков книгу пожелал приобрести крестьянин Николай Марин.

В 1832 г. увидела свет еще одна книга, автором которой был Иоганн Арндт. Как и ранее, она была напечатана в Москве в университетской типографии. На этот раз издатели опубликовали несколько проповедей Арндта: три — на праздник Рождества Христова и четыре — на тему евангельского повествования о поклонении волхвов. Книга, изданная под названием «Семь поучительных слов Иоанна Арндта» (М., 1832), была напечатана после того, как ее содержание одобрил цензор — профессор Московской Духовной Академии протоиерей Федор Голубинский.

За три десятилетия, прошедших после выхода в свет очередного издания книги «Об истинном христианстве» (1800–1801 гг.), сочинение Арндта разошлось по России, и возникла необходимость в новом тираже. На этот раз книга Арндта была издана в новом переводе, который сделал А.И. Курбатов. В 1830 г. в Москве вышло пробное издание четвертой части «Истинного христианства» — «Книга натуры» (природы). Полное название книги читалось так: « Книга натуры. О том: каким образом великая всемирная книга Натуры, христиански изъясняемая, свидетельствует о Боге и к Богу препровождает; также: каким образом все люди тварями побуждаются и в собственном сердце своем убеждены бывают к тому, чтобы любить Бога». (Новый перевод с нем. М., 1830). Новое издание книги Арндта, как и прежде, быстро разошлось среди православных читателей, и в 1833–1835 гг. в Москве при участии прот. Федора Голубинского вышло в свет трехтомное издание «Истинного христианства» Иоганна Арндта.

 

Архимандрит Августин (Никитин)

Иоганн Арндт и Россия

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир, а Вы сами как оцениваете труд Арндта, если бы к Вам обратились за благословением, руководствоваться в духовной жизни этим трудом, Вы бы благословили?

Скорее нет. У меня предубеждение против протестантских авторов. Но сам я книгу пока не читал.

Начал читать Арндта. От своих слов не отказываюсь, но теперь даже убежден: не благословил бы.

 

"Не уставы св. Венедикта должны быть правилом нашей жизни, но пример Христов, на который указывают нам апостолы."

Обычным мирянам такое читать явно неполезно. Пусть читают "Невидимую брань", "Илиотропион" и "Что есть духовная жизнь" Феофана Затворника. Эти три книги всегда рекомендую.

 

"И все наши дела, если мы хотим угодить ими Богу, должны происходить из нового рождения, от Христа, от Святого Духа и из веры."

Брянчанинова напоминает. :) Я имею в виду фактическое отрицание существования естественного добра.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир, а Вы сами как оцениваете труд Арндта, если бы к Вам обратились за благословением, руководствоваться в духовной жизни этим трудом, Вы бы благословили?
Скорее нет. У меня предубеждение против протестантских авторов. Но сам я книгу пока не читал.
Начал читать Арндта. От своих слов не отказываюсь, но теперь даже убежден: не благословил бы. "Не уставы св. Венедикта должны быть правилом нашей жизни, но пример Христов, на который указывают нам апостолы." Обычным мирянам такое читать явно неполезно. Пусть читают "Невидимую брань", "Илиотропион" и "Что есть духовная жизнь" Феофана Затворника. Эти три книги всегда рекомендую. "И все наши дела, если мы хотим угодить ими Богу, должны происходить из нового рождения, от Христа, от Святого Духа и из веры." Брянчанинова напоминает. :) Я имею в виду фактическое отрицание существования естественного добра.

 

Коль скоро разговор идёт в Межконфессиональном разделе, скажу правду :) - обычным мирянам нужно читать Катехизисы Лютера - Малый и Большой. А другую духовную литературу - опционально, после усвоения Катехизисов.

 

А что касается о.Петра Мещеринова и его проекта популяризации Арндта и Терстегена в православной среде - с одной стороны, конечно, мне не может не импонировать его стремление стать православным Лютером. С другой стороны, нужен ли новый Лютер, если один уже есть?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коль скоро разговор идёт в Межконфессиональном разделе, скажу правду :) - обычным мирянам нужно читать Катехизисы Лютера - Малый и Большой. А другую духовную литературу - опционально, после усвоения Катехизисов.

Мы с Вами о разных мирянах говорим.:) И все же задам вопрос: не ведет ли пренебрежение духовной литературы к упадку внутренней христианской жизни? Не наблюдаются ли в ЕЛЦ проблемы, сходные с теми, что описывает о. Петр?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коль скоро разговор идёт в Межконфессиональном разделе, скажу правду :) - обычным мирянам нужно читать Катехизисы Лютера - Малый и Большой. А другую духовную литературу - опционально, после усвоения Катехизисов.

Мы с Вами о разных мирянах говорим. :) И все же задам вопрос: не ведет ли пренебрежение духовной литературы к упадку внутренней христианской жизни? Не наблюдаются ли в ЕЛЦ проблемы, сходные с теми, что описывает о. Петр?

 

Что о разных мирянах, это ясно. А что касается проблем, то, ИМХО, именно таких проблем, о которых пишет о. Пётр, нет, поскольку эти проблемы связаны с "аскетикой синергии". Но если говорить в более общем ключе, то, конечно, бывает такое, что люди перестают чувствовать "эффект" от своей церковной жизни, от участия в богослужениях, и т.д. Естественно, эта проблема наиболее заметна там, где протестантские конфессии являются массовой религией. Так что, например, в среде американских евангеликов тоже популярны истории "расцерковления", или истории переосмысления своей предыдущей церковной жизни, и т.д.

 

Помогает ли в решении этих проблем пиетизм (в широком, межконфессиональном смысле слова)? Я думаю, для большинства случаев "кризиса веры" в среде евангеликов пиетизм - неадекватное лечение. Неадекватное потому, что современные евангелические Церкви (естественно, я говорю, именно о тех общинах, у которых христианство остаётся на первом месте, а не вытеснено повесткой борьбы за "социальную справедливость", против "привилегии белых", против изменения климата, и т.п.) и так очень сильно пропитаны именно пиетистской духовностью (со всеми этими "малыми группами", библейскими часами, разного рода кружками, с молитвами и "изучением Писания").

 

ИМХО, в большинстве случаев механизм этого кризиса такой: человек перестаёт видеть смысл в общинном богослужении, в молитве, в чтении Писания, и в других практиках, принятых в его общине, не потому, что эти практики чем-то плохи, а потому, что перестаёт видеть присутствие и действие Бога в своей жизни. А присутствие и действие Бога он/а перестаёт видеть, как правило, из-за изъянов в своём мировоззрении. Вот с этими изъянами и надо работать, а не пытаться купировать симптомы. Говорю об этом с некоторой уверенностью, основываясь и на рассказах других людей, и на личном опыте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается о.Петра Мещеринова и его проекта популяризации Арндта и Терстегена в православной среде - с одной стороны, конечно, мне не может не импонировать его стремление стать православным Лютером. С другой стороны, нужен ли новый Лютер, если один уже есть?

Честно говоря, не понимаю его увлечения простестантской духовностью. То есть объяснение-то есть, данное им самим: в работах протестантских авторов он находит ответ на вопрос, что делать человеку после начального этапа воцерковления; только решительно не могу уяснить, почему его не вдохновляют католические и православные авторы (Скуполи, Франциск Сальский, Дрексель, Феофан Затворник, авва Дорофей наконец). Возможно, это такая форма модернизма в православии.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается о.Петра Мещеринова и его проекта популяризации Арндта и Терстегена в православной среде - с одной стороны, конечно, мне не может не импонировать его стремление стать православным Лютером. С другой стороны, нужен ли новый Лютер, если один уже есть?

Честно говоря, не понимаю его увлечения простестантской духовностью. То есть объяснение-то есть, данное им самим: в работах протестантских авторов он находит ответ на вопрос, что делать человеку после начального этапа воцерковления; только решительно не могу уяснить, почему его не вдохновляют католические и православные авторы (Скуполи, Франциск Сальский, Дрексель, Феофан Затворник, авва Дорофей наконец). Возможно, это такая форма модернизма в православии.

 

Тексты о. Петра дают возможность предположить, что он действительно понял (как минимум, отчасти) ложность и опасность того, что он называет "аскетикой синергии". Классический протестантизм - именно об этом (а всё прочее - уже производное).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается о.Петра Мещеринова и его проекта популяризации Арндта и Терстегена в православной среде - с одной стороны, конечно, мне не может не импонировать его стремление стать православным Лютером. С другой стороны, нужен ли новый Лютер, если один уже есть?

Честно говоря, не понимаю его увлечения простестантской духовностью. То есть объяснение-то есть, данное им самим: в работах протестантских авторов он находит ответ на вопрос, что делать человеку после начального этапа воцерковления; только решительно не могу уяснить, почему его не вдохновляют католические и православные авторы (Скуполи, Франциск Сальский, Дрексель, Феофан Затворник, авва Дорофей наконец). Возможно, это такая форма модернизма в православии.

 

Но были и крайние формы пиетизма, например Терстеген не участвовал в церковной жизни, вот что по этому поводу говорится в книге:

 

Очень важным и интересным является вопрос внешне-церковной жизни Терстегена (его экклезиологические воззрения мы уже разобрали выше). Терстеген старался не пересекаться с мирскими людьми, находя это вредным для внутренней жизни. Вообще людей он не чурался и был благорасположен ко всем, с кем ему приходилось встречаться в тех или иных жизненных ситуациях; также и благотворительную помощь он оказывал всем нуждающимся, невзирая на их духовное состояние и религиозную принадлежность (интересно, что когда Терстеген серьёзно заболевал, мюльхаймские евреи, регулярно пользовавшиеся его аптекой, устанавливали в своей синагоге даже специальный «молитвенный час» о его выздоровлении[60]). Но общение он ограничивал только своим кругом – сознательно ведущих внутреннюю духовную жизнь христиан. Чтобы не сообщаться с «явными грешниками» (номинальными членами Церкви, живущими по духу мира сего), Терстеген в церковь не ходил и к Таинству Вечери не приступал. Как и во всех других случаях, где современному человеку видится некая экстравагантность и индивидуальные «перехлёсты», такой отказ от причастия вместе с «грешниками» был вполне традиционен для реформатского пиетизма. В «Исповедании веры» одного из столпов этого религиозного направления, уже упоминавшегося Хохмана фон Хохенау, мы читаем: «О Святом Причащении я верую, что оно установлено только для избранных учеников Христовых, кои последуют Христу делом и истиною, отвергаясь всякого духа мира сего. Потому весьма уничижается Завет Божий, равно как и воздвизается гнев Его на всю Церковь, когда нечестивые чада мира сего допускаются до Вечери Господней, что, увы, происходит и посейчас»[61]. Терстеген следовал этому воззрению и обосновывал своё нехождение в церковь именно нежеланием причащаться с «неистинными христианами». В подтверждение своих взглядов он написал несколько небольших трактатов, в которых утверждал, что Иуда вышел с Тайной Вечери до совершения Таинства, и, следовательно, прочие апостолы с Иудой не причащались (такая точка зрения всегда наличествовала в Церкви; Терстеген, например, ссылается на Феофилакта Болгарского, Апостольские постановления, Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита и др.[62]). Было ли это церковным сепаратизмом? Формально да – в том смысле, в каком это явление описано выше, когда мы говорили о «мирных земли». Но духовная жизнь Терстегена была гораздо глубже формальных определений. Сам он обвинения в сепаратизме от себя отводил (чему соответствует, между прочим, и то обстоятельство, что его наследие очень быстро и уверенно было рецептировано Протестантской Церковью). Да, церковную действительность он воспринимал, как мы уже сказали, в духе Готфрида Арнольда: земная церковь – падшая, в ней всё настолько перемешано, что подлинному христианину лучше соотноситься с ней минимальным образом (интересно, что сам Арнольд в зрелом возрасте отошёл от своих радикальных взглядов и стал пастором Лютеранской Церкви). Но при этом Терстеген никого к сепаратизму не призывал – в этом он был так же рассудителен, как и во всём остальном; его решение не участвовать в церковной жизни было исключительно личным. Более того: Терстеген считал, что всё внешне-церковное может принести пользу, если будут правильно расставлены приоритеты: всё это – средства для внутренней жизни во Христе, употребляемые свободно, в зависимости от личных особенностей человека и обстоятельств его жизни. Терстеген никогда не «ругал» церковь (в то время как в радикальном протестантизме это было принято: официальная церковь именовалась «вавилонской блудницей» и т. п.), а просто выносил её внешнюю жизнь «за скобки». Это позволило стать его сочинениям приемлемыми для христиан всех деноминаций.

 

Вполне возможно, что у Терстегена гордыня была. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается о.Петра Мещеринова и его проекта популяризации Арндта и Терстегена в православной среде - с одной стороны, конечно, мне не может не импонировать его стремление стать православным Лютером. С другой стороны, нужен ли новый Лютер, если один уже есть?

Честно говоря, не понимаю его увлечения простестантской духовностью. То есть объяснение-то есть, данное им самим: в работах протестантских авторов он находит ответ на вопрос, что делать человеку после начального этапа воцерковления; только решительно не могу уяснить, почему его не вдохновляют католические и православные авторы (Скуполи, Франциск Сальский, Дрексель, Феофан Затворник, авва Дорофей наконец). Возможно, это такая форма модернизма в православии.

 

А по поводу Арндта, есть у него например такой момент в его книге:

 

6. Ибо подобно тому, как Господь Бог по праведному суду Своему предал язычников превратному уму за то, что они отвергли и вменили ни во что внутренний закон природы и собственную совесть, эту правду Божию, написанную в сердцах их, противясь тем Самому Богу, так что чрез таковое ослепление ума впали они в гнусные, отвратительные грехи и мерзости, коими собрали на главу свою праведный гнев Божий (см.: Рим. 1:21–32), – то тем паче, когда именующие себя христианами отвергают и внутреннее, и внешнее слово и свидетельство Божие и не только не хотят каяться, но противятся Духу Святому и хулят Бога, то предаёт их Бог извращению ума, соделывающему их хуже язычников и магометан, и посылает на них действие заблуждения, так что они верят лжи. И, таким образом, осуждены будут все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (ср.: 2 Фес. 2:11–12).

 

7. Этим объясняется господство между христианами таких ужасных пороков, о которых и в языческом-то мире никогда слыхано не было – поистине диавольской гордости, непомерной роскоши, ненасытного любостяжания, постыднейшего сладострастия, скотской нечистоты и дел крайнего нечеловеколюбия. Всё это происходит от ослепления и ожесточения, свойственного превратному уму. Ибо поскольку христиане не хотят последовать в своей жизни уничиженному, кроткому, смиренному, не обладающему никаким имуществом Христу, но соблазняются о Нём (ср.: Мф. 11:6) и стыдятся Его святой жизни, невзирая на то, что Бог поставил Его светом миру (ср.: Ин. 8:12), дабы христиане следовали стопам Его (ср.: 1 Петр. 2:21), – то Бог и предаёт их на то, чтобы они последовали сатане, проводили диавольскую его жизнь во всякой мерзости, лжи и немилосердии и совершали дела тьмы, ибо они сами не хотят ходить во свете, по сказанному Господом: ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма (Ин. 12:35).

 

И вот то что я выделил жирным шрифтом, непонятно как понимать, то ли как попущение, то ли то что Бог отходит от таких людей, то ли что Бог Сам толкает таких людей на такой путь. Непонятно. Хотя в Священном Писании, Бог говорит через Своего пророка Иезекииля: Тогда и Я дал им повеления пагубные, законы, несущие гибель. Я заставил их оскверняться собственными приношениями – приносить в жертву первый плод всякого материнского чрева. Я это сделал, чтобы обречь их на гибель, – чтобы уразумели они, что Я – Господь! (Иез. 20:25-26).

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается о.Петра Мещеринова и его проекта популяризации Арндта и Терстегена в православной среде - с одной стороны, конечно, мне не может не импонировать его стремление стать православным Лютером. С другой стороны, нужен ли новый Лютер, если один уже есть?

Честно говоря, не понимаю его увлечения простестантской духовностью. То есть объяснение-то есть, данное им самим: в работах протестантских авторов он находит ответ на вопрос, что делать человеку после начального этапа воцерковления; только решительно не могу уяснить, почему его не вдохновляют католические и православные авторы (Скуполи, Франциск Сальский, Дрексель, Феофан Затворник, авва Дорофей наконец). Возможно, это такая форма модернизма в православии.

 

Тексты о. Петра дают возможность предположить, что он действительно понял (как минимум, отчасти) ложность и опасность того, что он называет "аскетикой синергии". Классический протестантизм - именно об этом (а всё прочее - уже производное).

 

Но у Арндта тоже изложена аскетика, он пишет про отречение от мира, пишет о важности добродетелей.

 

Из 15 главы:

 

Кто таким образом наперёд умрёт для самого себя, для того легко затем умереть и для мира и презреть его со всем его богатством и славою, так что христианин не возжелает уже никакой мирской чести, богатства и сладострастия, но будет полагать свою честь, богатство и услаждение единственно в Боге. Бог его честь, богатство и услада. Христианин есть истинный пришелец и странник в мире сем (см.: Евр. 11:13), он пришелец Божий, и Бог ещё здесь даст ему вкусить радость и отдохновение в сердце и исполнит его духовного веселия; там же душа его будет радоваться вечно и всесовершенно.

 

Из 36 главы:

 

Возвышая каждодневно сердца наши к Богу и таким образом на всякий день входя в общение с Ним, мы всё более приближаемся к Нему, мало-помалу забываем землю и мир и из земных людей соделываемся духовными и небесными...

 

Из 37 главы:

 

Кто не хочет исправить одного греха, тот открывает дверь многим грехам. Ибо один грех всегда проистекает из другого, один растёт из другого, разрастаясь, как негодный сорняк. И как тьма беспрестанно возрастает и прибавляется, чем далее уходит от нас солнце, так, чем далее отстоит от нас высокая жизнь Христова, тем всё более и более возрастает в нас грех и мрак, пока, наконец, человек окончательно не впадает в вечную тьму. Напротив того, если кто по благодати Божией начинает возрастать в одной добродетели, тот возрастает и преуспевает в другой, ибо все они зависят одна от другой, как св. Пётр во Втором своём Послании создаёт прекрасную цепь добродетелей, говоря: вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножится, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Петр. 1:5–8). То есть, кто не творит сих добродетелей, тот не знает о Христе, кто? Он. Кто возрастает верою в добродетели, тот возрастает во Христе.

 

А вот что пишет Арндт о вышеестественной молитве:

 

В вышеестественной молитве душа чрез истинную веру преисполняется любовью к Богу, так что уже ни о чём ином, кроме Бога, она и мыслить не может; и если в сердце и ум приходят мысли и чувствования о чём бы то ни было ином, то душа страдает от этого. При такой молитве душа не даёт языку говорить ничего (см.: Пс. 136:6), или по крайней мере весьма мало; она непрестанно воздыхает по Богу, жаждет Его (см.: Пс. 41:3), полагая только в Нём свою любовь, желание и отраду (см.: Пс. 62:2), забывает весь мир и всё сущее в мире и всё более и более исполняется богопознанием, любовью и радостью, и радости той не может выразить язык, ибо что ощущает тогда душа, то неизъяснимо (см.: Пс. 83:3). И если бы душу в состоянии такого высокого благоговения спросили: «Что чувствуешь ты?», она ответила бы: «Благо, заключающее в себе всякое благо»; «Что ты видишь?» – «Красоту, превосходящую всякую красоту»; «Что ты испытываешь?» – «Радость, превышающую всякую радость»; «Что вкушаешь ты?» – «Благость, превосходящую всякую благость». И при этом душа исповедала бы, что все слова, сказанные ею о сих своих ощущениях, суть только тень, так как всего того драгоценного, что она переживает, она не может выразить. И это есть глас и беседа вечного Слова в душах, любящих Его, как написано у Иоанна: кто любит Меня, тому Я явлюсь Сам (ср.: Ин. 14:21). То, что видит и чувствует здесь человек, есть выше естества; здесь слышит он неизреченные гласы и глаголы, которые суть внутреннее слово ума и сердца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу аскетики синергии, то труды Арндта и Терстегена как раз исходят из наследия западной и восточной христианских духовных традиций и скорее наоборот не характерны для протестантизма, как и пиетизм вообще.

 

Архимандрит Августин (Никитин) пишет: Из содержания текста «Истинного христианства» видно, что он был знаком и с трудами восточных отцов Церкви — Св. Григория Богослова, Св. Василия Великого, Св. Иоанна Златоуста. Арндт знал на память гомилии Макария Египетского.

 

Соколов П.С. сообщает: По свидетельству Пуарэ, Арндт знал на память гомилии Макария.

 

А про Терстегена, вот что сообщает игумен Петр (Мещеринов): Был открыт Терстеген и католицизму, перенимая опыт внутренне-мистической молитвенной жизни католических святых и подвижников. Но не только это. Терстеген глубоко изучал и хорошо знал творения святых отцов Древней Неразделённой Церкви, высоко ценил монашествующих отцов-пустынников и сам ощущал себя принадлежащим скорее именно к этой Церкви, чем к своей «наследственной религии»[2]. Современные исследователи прямо указывают на сходство молитвенного и душепопечительского делания Терстегена с православием. «Можно с полным правом поставить знак равенства между духовным душепопечительством Терстегена и русским старчеством», – пишет швейцарский учёный Вальтер Нигг[3]. Крупнейший современный терстегеновед Хансгюнтер Людевиг отмечает: «Через него… в евангелическом пространстве впервые удивительным образом получила распространение «умная молитва» Восточной Церкви»[4]. Читатель, знакомый со святоотеческим наследием, обнаружит многочисленные совпадения между тем, что пишет о духовной жизни Терстеген и поучениями святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) – в том числе о духовной трезвости, о недопустимости образов и воображения в молитве, об избегании видений, откровений, всякого рода «чудесностей» и экзальтаций и всего того, что эти святители связывали с понятием «мистика» (к сожалению, как мы уже заметили в прошлой статье, текстов Терстегена они не знали, поэтому судили о западной мистике весьма однобоко[5]). XII трактат «Пути истины» и наставления свт. Феофана о молитве во многом совпадают почти дословно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда непонятно о каком противопоставлении аскезе синергии пишет участник, если труды данных авторов наполнены аскетикой синергии, если данные труды вообще не характерны для протестантизма. Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но меня насторожил Терстеген, если он не участвовал в церковной жизни, не желая причащаться вместе с грешниками, то уже совсем не то, может увести вкривь, ложка дегтя испортит всю бочку меда. Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И Арндт настораживает, нужно читать с рассуждением. Настораживает вот этими словами, которые я выделил жирным шрифтом - https://catholichurch.ru/index.php/topic/3557-%d0%b8%d0%be%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%bd-%d0%b0%d1%80%d0%bd%d0%b4%d1%82-%c2%ab%d0%be%d0%b1-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%c2%bb/page__view__findpost__p__183126

 

Лучше действительно читать авторов проверенных и одобренных Церковью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда непонятно о каком противопоставлении аскезе синергии пишет участник, если труды данных авторов наполнены аскетикой синергии, если данные труды вообще не характерны для протестантизма.

 

То, что пиетизм не характерен для протестантских конфессий - это очевидно нелепое утверждение. Погуглите "пиетизм", "Методизм", "Моравская Церковь", "лестадианство", и т.п. А что такое "аскетика синергии", Вы, столь же очевидно, не понимаете.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...