Перейти к содержанию

Интервью с профессором Белавиным: Сложить пазл мироздания


wrobel
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

0_DSC_5854_1395406273.jpg

 

Накануне выступления в цикле "Публичные лекции "Полит.ру" в среду, 19 марта 2014 года, мы поговорили с физиком-теоретиком, членкором РАН, доктором физико-математических наук, главным научным сотрудником Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау и ведущим научным сотрудником ИППИ РАН, профессором Независимого московского университета Александром Белавиным о его пути в науку и научных интересах лекции. Беседовала Наталия Демина.

 

Как вы пришли в физику? Были ли у вас выбор между математикой, физикой, биологией и, скажем, химией?

 

В школе я увлекался философией и хотел поступать на философский факультет МГУ. Спас меня от этого Н.С. Хрущев, который в 1959 году принял постановление, что для того, чтобы учиться на гуманитарных факультетах, нужно сначала два года отработать на производстве. И пришлось мне поступать на физический факультет, чтобы не терять эти два года. Хотя физикой и математикой я тоже интересовался.

 

После некоторых перипетий вы поступили в МИФИ, как определилась область ваших научных исследований?

 

Очень большую роль сыграли мои профессора. Я учился на кафедре теоретической ядерной физики, в то время там работал замечательный физик, академик Исаак Яковлевич Померанчук. Его лекции по физике элементарных частиц произвели огромное впечатление, так же как и лекции А.Б. Мигдала и С. Никитина. На четвертом-пятом курсе я стал ходить в ИТЭФ на лекции замечательных профессоров Л. Окуня, К. Тер-Мартиросяна по физике частиц.

Еще в Горьком, до перехода с радиофизического факультета Горьковского университета в МИФИ, я понял, что меня интересует физика элементарных частиц. Повлияли популярные лекции Е.Л. Фейнберга, В.Л. Гинзбурга и И.Е. Тамма,которые туда приезжали. А взаимодействие со всеми этими людьми в МИФИ и ИТЭФе в этом лишь утвердило. Тем более, что философия и физика элементарных частиц – взаимосвязанные вещи, у меня всегда было желание разобраться с фундаментальными вещами. В наше время место Каббалы, как говорил Саша Поляков, занимает квантовая теория поля. Я с его тезисом согласен (смеется).

 

Вы стали лауреатом международной премии И.Я. Померанчука 2007 года, которую ИТЭФ ежегодно вручает двух лучшим физикам года. Получается, что вам вручили премию имени вашего учителя, что еще более почетно.

 

Он даже мог быть моим научным руководителем при работе над дипломной работой в МИФИ, но, к сожалению, этого не произошло, он к тому времени уже заболел, и вскоре умер. Научным руководителем по диплому был замечательный человек – Михаил Васильевич Терентьев. А потом в аспирантуре, когда я учился там же в ИТЭФе, моим научным руководителем был Игорь Юрьевич Кобзарев.

 

То, что произошло с ИТЭФе в последние годы, уже непоправимо?

 

Ну почему? ИТЭФ еще работает, с ним сотрудничают многие хорошие исследователи, поэтому, если бы произошло чудо и удалось восстановить нормальные условия для работы, то институт опять бы поднялся. Сейчас, конечно, очень обидно также за то, что там разрушена система работы со школьниками и студентами, которая была раньше. Все это теперь невозможно из-за всяких бюрократических препонов в Курчатовском центре. Группа, возглавляемая Алексеем Морозовым, сыграла очень большую роль, чтобы молодежи было, у кого учиться. Они были не единственные в Москве, и в Питере, и, наверное, в других местах, но это очень сильная группа ученых, которая бескорыстно занималась и занимается с молодежью. Известный молодой ученый Никита Некрасов вышел как раз оттуда и многие другие.

 

Пожалуй, впервые в названии наших лекций упоминается слово «мироздание». Вы планируете рассказать о том, что объединяет в вашей голове физику и философию? Представить научный и философский взгляды на мир в каком-то цельном представлении?

 

Одна из двух тем предстоящей лекции – это правильные многогранники. Правильные многогранники – это пример одной из замечательных Структур. Все их грани правильных многогранников являются правильными многоугольниками, а в каждой их вершине сходится одинаковое количество ребер. Известно, что такими многогранниками являются тетраэдр и куб, еще есть октаэдр с 8 гранями, додекаэдр с 12 и икосаэдр с 20 гранями. Замечательно, что существуют лишь только эти пять правильных трехмерных многогранников.

 

Когда античные философы открыли, что таких многогранников пять, они решили, что объяснили структуру мира. Потому они знали, что есть четыре стихии, а также мировая гармония – Космос. Вот это как раз и есть эти 5 многогранников. Это такой пример математической структуры, которую бы хотелось обнаружить в основе физического устройства мира.

 

Кроме того, на лекции я расскажу, как Кеплер, стремившийся создать модель нашей планетарной системы на основе неких простых принципов, так же использовал эту Структуру 5 платоновых тел. Он построил модель, необыкновенно простую и однозначно предсказывающую движение планет, но, к сожалению, она оказалась неправильной, несоответствующей экспериментальным данным. Ему пришлось от нее отказаться. Тем не менее, свою модель Кеплер очень ценил всю свою жизнь. Позднее он открыл три, так называемых, закона Кеплера, из которых вышла современная физика.

 

Я также собираюсь рассказать о теории относительности Эйнштейна (для пешеходов) как примере замечательной структуры, которая реализована в устройстве Природы.

 

В физике – в той же современной квантовой теории поля и теории струн – также идет поиск некоей простой конструкции, лежащей в основе Мироздания. Супернадежда людей, которые занимаются поиском Фундаментальной теории, состоит в том, что такая конструкция существует.

 

Ищется какое-то единое уравнение всего?

 

Да, физики ищут уравнения, построенные на простых принципах.

 

Физики близки к раскрытию этого?

 

Нет, пока это – открытая проблема. Теория струн дает некий подход к ее решению. Есть современная теория элементарных частиц, так называемая, Стандартная модель. Все, что мы видим в эксперименте, она все объясняет. И одна из проблем заключается в том, что эта теория такова, что пока не объединяет в себя все взаимодействия: сильное, слабое, гравитационное и электромагнитное.

 

В теории струн все построено на основе постулатов, о которых мы знаем, таких как принцип относительности плюс еще один постулат о том, что фундаментальным объектом, из которого все сделано, является точечная частица. Если мы принимаем эти принципы за основу, нам не удастся построить единую теорию всего, включающую гравитационное взаимодействие. Теория струн заключается в том, что фундаментальный объект из точечного становится одномерным.

 

Оказалось, что таким образом преодолеваются проблема построения конечной теории и проблема объединения всех взаимодействий, включая гравитационные взаимодействия. Однако есть два «но»: математически это очень сложная теория, и пока эту теорию не получается проверить экспериментально.

Грубо говоря, нужно понять, как из этой теории получается Стандартная модель. С тремя типами взаимодействия с кварками, глюонами и пр., это открытые задачи, понятно, что очень сложные. Одни физики занимаются этими вещами, другие – другими. Но, наверное, не только у меня, живет мечта, что рано или поздно все существующие теории сложатся как пазл в некую единую теорию всего.

 

Я слышала два почти противоположных мнения Сергея Петровича Новикова и Алексея Семихатова. Новиков мне сказал, что, на его взгляд, теория струн в тупике, ею занимаются только самые фанатики. Алексей Семихатов говорит, что нет, все замечательно, все развивается. Вы придерживаетесь такого же взгляда?

 

Если Сергей Петрович имел в виду, что теория струн за 40 лет своего существования пока не получила никаких выходов на феноменологию, на реальный мир, на наших расстояниях, на наших энергиях, на теперешних ускорителях, то он прав. Но прав и Алексей, ведь теория струн значительно обогатила и современную математику, и физику.

 

Можете объяснить, что такое струна?

 

Струна не имеет толщины. Струны бывают открытые, а бывают замкнутые, в форме колечек, совершающих квантовые колебания. Это сложно вообразить, ведь мы не можем вообразить даже простейший атом водорода, потому что наше воображение рисует нам элементарную модель, где электроны крутятся по орбитам вокруг ядра, но, в силу квантовых свойств, такая модель неверна. Тем не менее, любой физик, который занимается квантовой теорией поля, все равно представляет ее классическим образом.

 

Получилось ли у вас продолжить занятия философией помимо физики?

 

Я читал разные книжки. В 60-х, когда я был студентом, а потом аспирантом перед нами открылась огромная, ранее неведомая многим и мне в их числе литература. Кроме Фейербаха, Гегеля и Платона, которых я знал раньше, я читал В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского, Ф. Достоевского, отцов Церкви… Это было мое любимое чтение, оно соответствовало другой моей склонности, религиозной.

 

Вы с рождения были религиозным или стали таким с течением жизни?

 

Конечно, не с рождения. Влияние оказала русская религиозная литература и вообще русская литература. А в начале 1970-х годов я познакомился с Александром Менем.

 

Как произошла ваша встреча с Александром Менем?

 

Мы познакомились с ним в начале 1970-х году. В то время в Москве жил малоизвестный, к сожалению, поэт и антропософ Николай Шатров, а его жена была художником-кукольником. Настоящие мастер и Маргарита, как они сами себя и называли. У него было такое лоскутное одеяло, он на нем возлежал. Приходили гости, шли интересные беседы. Как-то летом я нему приехал в Пушкино, они жили на даче. И тогда Николай Шатров мне сказал, что появился совершенно необыкновенный священник, что он был перемещен из одной церкви в другую. И стал священником в Новой деревне возле Пушкино. Это был Александр Мень.

Шатровы меня с ним познакомили, и потом о. Александр меня секретно крестил. Тогда открыто можно было креститься не всем, а я преподавал в университете, и многим приходилось это делать втайне. А потом с 1976-го году я регулярно ездил к нему.

 

Отца Александра Меня убили 9 сентября 1990 года. У вас есть какая-то версия, кому это было нужно? Это были сумасшедший или это был какая-то спецоперация?

 

Я думаю, что это было не случайно. Понимаете, сосуществование отца Александра Меня и того государственного православия, которое у нас есть, невозможно. До перестройки Меня знало небольшое количество людей, его вызывали КГБ и говорили «ты со старушками можешь говорить о религии, а вот от интеллигенции руки прочь». Но когда началась перестройка, это стало невозможно, отца Александра начали приглашать во многие публичные места, научные институты.

Он выступал в Москве, на телевидении. Он был прекрасный и проповедник, и оратор. И он, люди это видели, ярко свидетельствовал о настоящем христианстве. Это вам не Андрей Кураев, какой-нибудь. И те, кто смотрели за церковью и церковные деятели, которые привыкли больше служить государству, чем Богу, решили, что этот человек им все портит…

 

Церковь сейчас часто играет не очень хорошую роль, вместо того, чтобы строить свою позицию на тех истинах, которые христианин должен утверждать: на добре, милосердии и правде. Существующее ныне сращение власти и РПЦ было традиционным для церкви и в византийские времена, в дореволюционной и Советской России. К сожалению, почти ничего здесь не изменилось.

 

В научном сообществе нередки дискуссии, можно ли совместить науку и религию. Атеисты говорят, что хороший ученый не может быть верующим, иначе это шизофрения…

 

Мне, наоборот, непонятно, как можно не удивляться чудесному устройству этого мира, не понимать, что он устроен, другими словами, сотворен. Что такое религиозное чувство? Помимо прочего, это восхищение тем, как мир удивительно устроен, что мир познаваем, что у него есть разные уровни, что есть живая материя, духовное начало, человек.

 

Многие ученые говорят, что гипотеза Бога им не нужна.

 

В каком-то смысле все ученые исходят из того, что мир сотворен и познаваем. Ученый не может заниматься наукой без этого. Это же и есть религиозность, на самом деле. Как говорил Александр Мень: «мы не верим в неверующих». Вот кот сидит, говорил он, греется на солнышке, он, может, не осознает этого, но он получает тепло и наслаждается им.

 

https://polit.ru/arti...avin_interview/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...