Перейти к содержанию

О благодати несотворенной и сотворенной


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

«Dictionnaire de theologie catholique», tome 6, volume 2, 1914, p. 1557

 

«Из этого следует различие между несотворенной благодатью и сотворенной благодатью.

 

Несотворенная благодать - это Сам Бог, поскольку Своей любовью Он сверхъестественным образом отдает Себя человеку. Сотворенная же благодать - это сверхъестественный дар, сотворенный в человеке. Франциско Суарес [1] объясняет, что освящающая благодать, хотя ее источником является непосредственно Бог, имеет, однако, материальную причину, то есть (сотворенный) субъект, в котором она поселяется; поэтому божественный акт, производящий освящающую благодать, не является креационным актом или сотворением в том же смысле, что и акты Бога, творящие из ничто субстанции или сущие, существующие в себе самих и не присущие другому сущему. Это соображение, касающееся точности терминологии, никоим образом не опровергает истинности представления о сверхъестественности и экстрансесизме (extrinsecisme) благодати [2]».

 

[1] Cf. Suarez, De gratia, proleg. III, c. ni, n. 2, Opera omnia, Paris, 1856, t. vu, p. 137. Le meme auteur, De gratia, 1. VIII, c. n, t. ix, p. 313 sq.

 

[2] Cf. Maupreaux, Revue auguslinienne, 1909, t. xv, p. 106 sq., 753 sq.

 

Монсеньор Бернхард Бартман, «Precis de Theologie Dogmatique», livre 4, la doctrine de la sanctification, 1947, p. 23

 

«Несотворенная и сотворенная благодать (gratia increata et gratia creata)

 

Несотворенная благодать - это Сам Бог или, точнее, божественная воля любви, являющаяся причиной (raison) всякой благодати. «Обозначаемая словом “благодать” благая воля Бога является причиной (causa) всего сотворенного блага»[1]. Иногда эффект (l'effet) этой вечной благодатной воли также называют несотворенной благодатью - тогда, когда она включает в себя особый союз по благодати самой сущности Бога с человеческой природой. Именно это происходит интенсивным образом в ипостасном союзе (l’union hypostatique) и, менее интенсивно, в личном обитании (l'habitation) Бога в душах праведных, как будет объяснено ниже (§ 130). Сотворенная благодать - это темпоральное обозначение (terme temporel) вечной Божьей воли любви, ее конечный плод, однако, являющийся, в отличие от Самого Бога, сотворенным даром[2]».

 

[1] STh, III, 86, 2 c; STh, l, Il, 110, 1; Еф 1, 4

 

[2] Св. Августин, De praedestinatione Sanctorum, XV, 31

 

Режиналь Гарригу-Лагранж OP, «Grace: Commentary on the Summa Theologica of St. Thomas, Ia IIae, q. 109-114», 1952, pp. 3-4

 

«Прежде всего, конечно, следует указать, что в человеческом обиходе существует три общеизвестных значения слова “благодать”. Поскольку благодать (kharis) первоначально отсылает нас к тому, что не является должным или к тому тому, что дано даром; этот смысл слова очень распространен как в мирских, так и в библейских текстах. Следовательно, даже сугубо в человеческом обиходе термин «благодать» имеет тройное употребление:

 

1. Великодушная милость, предоставленная не из долга, а даром; в этом смысле мы говорим: «этот солдат снискал милость короля».

 

2. Свободно предоставленный дар как таковой; в этом смысле мы говорим: «я дарую Вам эту милость».

 

3. Благодарность, воздаваемую за благодеяние; в этом смысле я благодарю Вас за ваше благодеяние [1].

 

Более того, эти три значения могут быть перенесены на сверхъестественный порядок, вследствие чего слово «благодать» употребляется следующим образом:

 

1. Великодушная любовь со стороны Бога, дарующая сверхъестественную жизнь. Эта любовь Бога – несотворенная благодать (gratia increata).

 

2. Сверхъестественный дар благодати, дарованный и предрасполагающий к вечной жизни; эта сотворенная благодать (gratia creata), рассматриваемая в данном случае, может быть внутренней или внешней, как, например, проповедь Евангелия».

 

3. Наша благодарность Богу.

 

[1] На латыни слово выражающее благодарность это «gratiae». Отсюда третье значение слова gratia (прим. англ. перевод.)

 

Йозеф Поле, «A Dogmatic Treatise», volume 7, Grace, Actual and Habitual, 1919, p. 321

 

«Таким образом, Личностное пребывание Святого Духа может состоять в двоякой благодати: несотовренной благодати (gratia increata) и сотворенной благодати (gratia creata), при этом первая является необходимым условием обуславливающим вторую, тогда как вторая может быть описана как кульминация и осуществление первой [1]».

 

[1] Cfr. St. Bonaventure, Compendium Theol. Verit., I, 9: «In iustificatione duplex caritas nobis datur, scil. creata et increata: illa qu? diligimus, et illa qu? diligimur... Ex his colligitur, quod licet Deus sit in omnibus per essentiam, praesentiam et potentiam, non tamen habetur ab omnibus per gratiam».

 

Людвиг Отт, «Основные положения католической догматики», 1981 (первая редакция 1952), стр. 153-154

 

«Gratia increata (несотворенная) – gratia creata (сотворенная)

 

Несотворенная благодать - это Сам Бог, поскольку Он в Своей любви издревле предопределил дары благодати, поскольку Он при вочеловечении Христа проявил Себя в Его человеческой природе (gratia unionis), поскольку Он пребывает в душах оправданных и поскольку Он отдаёт Себя усопшим праведникам для обитания и наслаждения в отрадном созерцании Бога.

 

Хотя акт ипостасного единения, пребывания в душах и отрадного созерцания Бога и является сотворенной благодатью, потому что имеет начало во времени, но сам дар, который этим актом уделяется тварям, является не сотворенным. Сотворенная благодать является отличным от Бога сверхъестественным даром или действием Божьим»

Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если вкратце, то

 

1. По своей причине освящающая благодать несотворенная (gratia increata) - это любящее Лицо Самого Бога

 

2. По своему габитуальному эффекту, оказываемому на сотворенного рецепиента, благодать сотворенная (gratia creata)

Изменено пользователем Павел Недашковский
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Павел, как я понимаю, это намёк на то, что паламизм это ересь?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если вкратце, то..................

Не думаю, что кто-то сможет объяснить человеку о том, что такое благодать. Все люди разные, ощущения и объяснения того, чего нельзя видеть, будут у каждого свои. Никто не знает, откуда приходит и куда она уходит. Это скорее действие Духа Святого. И наверно самое правильное и самое верное решение, в этом вопросе, это жить заповедями Христа и покаянием. Исправлением себя самого, своего мировоззрения, постом, молитвою. В Православии, это называется стяжание Духа Святого. Очищение своего сердца. Только тогда можно увидеть Бога, да и то, как бы издали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, что кто-то сможет объяснить человеку о том, что такое благодать.

Смотря что Вы понимаете под "объяснить". Если объяснить значит вполне адекватно описать опыт переживания благодати, то с Вами, думаю, можно согласиться. А если дать дефиницию, то не вижу этому никаких препятствий, не можем же мы бездумно употреблять слова, не осознавая их значения, особенно в богословском значении. Согласны? Если согласны, то Ваша реплика не представляется мне уместной, поскольку в этой теме представляются объяснения именно во втором смысле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотря что Вы понимаете под "объяснить". Если объяснить значит вполне адекватно описать опыт переживания благодати, то с Вами, думаю, можно согласиться. А если дать дефиницию, то не вижу этому никаких препятствий, не можем же мы бездумно употреблять слова, не осознавая их значения, особенно в богословском значении. Согласны? Если согласны, то Ваша реплика не представляется мне уместной, поскольку в этой теме представляются объяснения именно во втором смысле.

К чему вопрос? Предельно ясно, что объяснить, это дать точное объяснение предмета разговора. И вы уж простите меня, но я не люблю умных слов.Люблю простоту и ясность.

Дефиниция (лат. definition – определение) – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия – его содержание и границы.

Хотите продолжить разговор? Я не против, но на простом и понятном и доступном для всех языке. Надеюсь тоже не будите против? Мне не интересно богословие, мне интересна Истина. И не убеждайте меня, что возможно объяснить и рассказать о том, чего человек никогда не видел сам. Так как никогда не буду согласен с этим. Тем более, объяснить невидимое, логически. Не станете возражать с тем, что чудо не поддаётся логике? Не согласны со сказанным мной мнением, это ваше право. Хотите переубедить? Это тоже ваше право. Только аргументированно, а не тем, о чём вам подумалось, но не соответствует Истине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не интересно богословие, мне интересна Истина.

Если Вам не интересен богословский раздел форума, зачем себя мучить?:)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Вам не интересен богословский раздел форума, зачем себя мучить? :)

Нашли знакомые слова и решили думать за меня? О сути разговора есть чего ответить? Или только наезжать и наговаривать на других способны? Бог Один. А Истина, это Христос, Он мой Бог. Это для меня Богословие. И уж простите, за прямоту, но это не ваше дело, чего я делаю сам с собой. Это всего лишь ваши догадки, а они обычная ложь. Но разве запретишь невеждам говорить и оговаривать других и расхваливать свои, типа знания? Конечно не запретишь и я вам не запрещаю, но в личке, а тут не надо играть на публику.

Изменено пользователем В.И.Владислав
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как я понимаю, это намёк на то, что паламизм это ересь?

 

Я так понимаю, что греческое богословие во времена Паламы вообще не рассматривало настолько тонких вопросов, какие ставит наше, и поэтому вообще очень трудно понять как рекомый паламизм соотноситься с католической верой

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Вам не интересен богословский раздел форума, зачем себя мучить? :)

Нашли знакомые слова и решили думать за меня? О сути разговора есть чего ответить? Или только наезжать и наговаривать на других способны? Бог Один. А Истина, это Христос, Он мой Бог. Это для меня Богословие. И уж простите, за прямоту, но это не ваше дело, чего я делаю сам с собой. Это всего лишь ваши догадки, а они обычная ложь. Но разве запретишь невеждам говорить и оговаривать других и расхваливать свои, типа знания? Конечно не запретишь и я вам не запрещаю, но в личке, а тут не надо играть на публику.

 

Владислав, не первый раз вы хамите форумчанам. Пока что устное предупреждение вам как новичку. Ознакомьтесь с правилами форума здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Павел, как я понимаю, это намёк на то, что паламизм это ересь?

Вроде наоборот

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герхард Мюллер, «Katholische Dogmatik: Fur Studium und Praxis der Theologie», 2016, p. 765

 

«В схоластике особое место занимало вопрошание о том, является ли благодать единственно Лицом Святого Духа, Который пребывает в оправданных, или же она отлична от Бога и является неким сотворенным качеством (габитусом, акциденцией), пребывающим в нашей душе, посредством которого Бог дарует нам возможность соответствовать благодати самооткровения (Selbstmitteilung).

 

Благодать не может быть сотворенной реальностью, потому, что она есть Сам Бог, открывающий Себя в творении (gratia creatoris), в искуплении (gratia Christi), в освящении и в примирении (gratia spiritus sancti). Иными словами, благодать есть Сам Бог в событии Своего самооткровения (несотворенная благодать, gratia increata). Но поскольку нескончаемая дистанция не позволяет Богу встретить человека на том же уровне, то Бог творит в человеке, в личностном общении с ним, условия, посредством которых человек может принять это Божественное самооткровение (сотворенную благодать или gratia creata). Это сотворенное Богом соответствующее расположение (gratia habitualis) называется освящающей благодатью (gratia sanctificans, iustificans). Посредством нее человек может в своих персональных актах быть вовлеченным в Троичную любовь, которая есть Сам Бог, а именно, посредством сверхъестественных (божественных) отношений (добродетелей) и актов веры, надежды и любви.

 

В ходе историко-богословских дискуссий по этому вопросу образовалась обширная терминология. Однако ею можно легко овладеть в двух различных аспектах:

 

1. Относительно самооткровения Бога как открывающей Себя Любви (несотворенная благодать или gratia increata);

 

2. Относительно самооткровения Бога в той мере, в которой оно порождает в человеке расположение, в смысле прощения грехов, оправдания и нового творения (Neuschopfung), посредством которых он может вступить в коммуникацию самооткровения Бога (сотворенная благодать или gratia creata)»

Изменено пользователем Павел Недашковский
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Под благодатью понимают отчасти Божию вечную любящую волю, несотворенную благодать («gratia increata»), отчасти благодать, которая сообщается человеку как дар и также является предпосылкой его спасения, сотворенную благодать («gratia creata»). Последняя состоит, прежде всего, в так называемой влитой благодати (см. ниже), которая совершает оправдание и добрые дела. Но «gratia creata» также включает все то, что Бог даром дает человеку. Францисканцы называют эти дары, в особенности те, которые подготавливают человека к спасению, общим термином «gratia gratis data», благодать данная даром, то есть без заслуг.

 

Оправдывающая благодать есть влитая способность, «donum habituale», которая сообщается через Таинства, во-первых, через крещение, но также через покаяние и причастие. Благодать может быть утрачена, и тогда она обретается вновь через покаяние... Эта влитая благодать обращает направление воли человека к Богу, таким образом делая возможной подлинную веру, а также покаяние, которое вызвано не просто страхом наказания, но любовью к Богу. В этом состоит подлинная заслуга, которая в свое время вознаграждается вечной жизнью, прославляющей благодатью («gratia glorificationis»).

 

Бенгт Хегглунд. Учение о благодати в период высокой схоластики.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Павел, как я понимаю, это намёк на то, что паламизм это ересь?

 

Это зависит от толкования понятийного аппарата паламизма, есть толкования стремящиеся согласовать его с томистическим (реже) и скотистским (чаще) словарем

Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Паша, спасибо за ответ. Я подумаю и отвечу ближе к ноябрю.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...