Перейти к содержанию

Встреча: язык, на котором говорит Церковь


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

53067819_2243161512371484_7312656935017250816_n.jpg?_nc_cat=102&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=c416cfd3ba0155813af8fbf722d8edd2&oe=5CDB699D

 

2 марта в Москве прошел семинар "Встреча: язык, на котором говорит Церковь", организованная Информационной службой архиепархии и порталом "Рускатолик".

 

Семинар открыл о.Георгий Кромкин, директор информационной службы архиепархии:

Встреча — это богатство, - сказал он, - это дар и сокровище, которое необходимо ценить, а в эпоху стремительного развития интернет-общения — ценить еще больше. Бог говорит с человеком через встречу.

 

Программой семинара было предусмотрены 4 тематических блока и специально организованные диалоги на тему каждого блока.

 

В первом блоке «Литургия» с докладом «Традиция, новизна и общение святых» выступил Петр Дмитриевич Сахаров.

 

- Церковь всегда была живым и развивающимся организмом. В нем есть божественное установление. В ней передается священный залог веры и действует сила Святого Духа, но все это вверено людям. Поэтому организм этот (Церковь) богочеловеческий. Богослужение развивалось, усложнялось и обогащалось на протяжении веков. Формировались традиции. Но все это происходило не просто по воле человека, но при содействии святого Духа, - отметил докладчик. Петр Дмитриевич затронул так же тему реформы литургической традиции.

 

В диалоге, состоявшемся после доклада (модератор Дмитрий Калинкин), Петр Сахаров и Иван Фадеев пытались ответить на вопросы какая из форм литургии лучше? Понятнее? Полезнее? Старое или вечное? Вечное или преходящее? Звучали мнения и аргументы, цитаты документов Церкви и святых, приводились мнения. Временами было даже весело. В итоге пришли к согласию, что все формы литургии воспринимаются легче, если мы осознаем Церковь как общение святых, как реальное восприятие опыта верующих другими верующими.

 

Следующий блок - «Сакральное пространство» - был представлен докладом Ольги Щедриной «Сакральная архитектура Церкви: очерк современности». Ольга начала с приглашения определиться с терминами (например, что мы называем словом «современность») и задуматься над тем, как сильно изменилась скорость подачи и потребления информации за последние 10 лет. Она так же остановилась на механизмах нашего восприятия разного рода информации — сообщений, изображений, пространства. «Условия жизни современного человека с точки зрения социальной и культурной изменились так глубоко, что можно говорить о новой эпохе человеческой истории» - привела она цитату из энциклики «Gaudium et spes (Церковь в современном мире).

 

Затем Ольга предложила участникам разобрать несколько кейсов.

В этом же блоке обсуждались подготовка к литургии в наших приходах и литургические песнопения (о. Серегей Зуев, с. Валентина Новаковская, Петр Сахаров). Говорили о том, что литургические песнопения разработаны для прославления и восхваления Бога, о том, что литургическая музыка должна помогать молиться, чтобы сердце билось в унисон с ритмом литургии. Именно поэтому литургические формы — гимны и псалмы, а не лунная соната (хотя она и красива). Обсуждались вопросы участия верных всего прихода в литургии, а конкретно то, что верующие на мессе должны петь, а не слушать хор.

 

53229542_2243161692371466_6074228528537141248_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=ea3b2ff2f7fe07fa1b3190eda1bb17f5&oe=5CE45DC2

 

53761053_2243162885704680_3552430298778042368_n.jpg?_nc_cat=105&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=cb49bc723d41364e210ee679c3ea15a5&oe=5CDFDA3D

 

52987149_2243161852371450_2530218723596304384_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=89d88dac9086d5091db37e26b379112e&oe=5D26F26B

 

53061896_2243162819038020_4454616049345626112_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=9a51dcf626f85e7813074c4e4c88112a&oe=5CE6381F

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52977021_2243162025704766_8448516256838975488_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=55246609cdb528b9b3a3bdb28d156269&oe=5D125A7E

 

В блоке «Миссия» с докладом «Миссия inter gentes — жизнь в диалоге» выступил священник прихода св.Ольги в Москве, монах-вербист о. Анатолий Гамза. Он начал с того, что дал определение нескольких направлений понимания миссии: «1) Миссия как выполнение конкретного поручения, данное высшими властями в церкви или общиной руководителем - иерархическое понимание миссии. 2) социально-экономическое понимание (Церковь — тот инструмент, который должен улучшать жизнь людей в социально-экономическом плане), т. е. самое распространенное понимание - помогите материально; 3) харизматическое понимание - спонтанное, лишенное всякой структурированности делание, по вдохновению Святого Духа. Такое делание, как заметил сам докладчик, в чистом виде встречается крайне редко. От того, как видит миссию каждый приход и зависит его служение и развитие.

 

Во время диалога «Опыт и будущее миссии в Москве» (модератор Анастасия Орлова) Жан-Франсуа Тири, директор Культурного центра "Покровские ворота" и о.Николай Дубинин отвечали на вопросы о миссионерской деятельности, о том, есть ли методы, позволяющие оценить эффективность миссионерской деятельности, почему пустеют храмы и многие другие. Одна из интересных мыслей на тему: «Самое важное — не завладеть территорией, а запустить процесс... а Дух дышит, где хочет»

 

Заключительный блок семинара «Молодежь» был представлен докладом Оксаны Пименовой, ответственной за работу с молодежью в архиепархии «Церковь для молодежи - Молодежь для Церкви». В своем докладе Оксана обозначила несколько важных критериев, которых необходимо придерживаться в работе с молодежью.

 

- Пастырство должно быть не ДЛЯ молодежи, но С молодежью,- заметила Оксана, -. Это важно. У молодых много сил и энергии, но мало опыта. Им необходимо подсказывать, направлять, БЫТЬ с ними, но не руководить. Слушать и слышать, распознавать вместе пути развития Церкви...

Продолжением выступления Оксаны стал диалог «Призвания молодежи», в котором участвовала прихожанка храма святой Ольги в Москве Анна Зуева, а модерировал - о.Николай Дубинин.

 

В заключение семинара выступил о.Кирилл Горбунов, пресс-секретарь архиепархии, который очень коротко подвел итог мероприятия:

- Я испытываю огромную радость и удовлетворение от этой встречи, - сказал он,- потому, что слушая разные мнения и выступления, осознаешь то, каким богатством являются люди.

 

52673020_2243162669038035_7713192545521500160_n.jpg?_nc_cat=102&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=47cd72ef047b32eb7203f98204d03ac3&oe=5D25CC82

 

53669226_2243162139038088_2674083429179457536_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=1930629ac0a7258d6c425629cf59581e&oe=5CE45E9D

 

53652997_2243162002371435_6740134216752693248_n.jpg?_nc_cat=107&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=12e10840fdf4874ede985741cc026854&oe=5D28AB1B

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы попросили нескольких участников семинара поделиться своим мнением о нем.

 

53142799_2243162735704695_2287109804977553408_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=7aa2fc91071f1ecb23c0d1a81699dbd5&oe=5D1EB427

 

Елена Стрижакова (Elena Strizhakova)

 

Я давно не бывала на каких-либо церковных встречах, отчасти это связано с тематикой, которая не всегда мне близка. Сегодняшняя встреча стала приятным открытием. Очень грамотно была выстроена программа: чередование докладов и диалогов. Я присутствовала на трёх блоках из четырёх - Литургия, Искусство и Молодёжь. Реально диалог получился всего один - посвященный ординарной и экстраординарной форме. Я сама бываю и играю и на Novus ordo, и на ТЛМ. Было полезно и интересно послушать приводимые аргументы, тем более оба участника подкрепляли каждый довод цитатами из церковных документов. Диалог про литургическую и светскую музыку в сакральном пространстве, на мой взгляд, "смодулировал" в несколько другую сферу. Мои ожидания этот блок в целом не оправдал, но были сказаны важные вещи относительно литургического репертуара. Всегда полезно напомнить пастве и приходским органистам (на встрече было всего двое) о целях музыки в богослужении. О том, что музыкальное сопровождение никак не должно стоять на службе у "глорических" потребностей регента, органиста, хористов или священника.

 

Доклад Ольги Щедриной заставил задуматься над эстетическими категориями красивого, над непостоянностью существующих эталонов. Самым странным, на мой взгляд, был молодежный блок. Доклад, безусловно, был живым свидетельством участника Синода. Но я ожидала услышать более конкретные вещи/ планы, а не интенции. У меня были вопросы, которые я не успела задать. Диалога, как мне кажется, тоже не получилось. Это было похоже больше на интервью, которое отец Николай брал у двух представительниц молодежи. Расстроила реплика одной из участниц диалога о пассивности старшего поколения, которое воспитывалась в культуре избегания ответственности и иждивения ( речь про выросших в советское время), очень хотелось напомнить юной леди, что именно эти люди помогали восстанавливать структуры КЦ, помогали духовенству возвращать храмы. Но "диалог" не предполагал вопросов из зала. Возможно на будущие подобные мероприятия стоит как-то дополнить формат такими вопросами? В целом немного не хватило времени, где-то на вопросы, где-то на более развернутые ответы. Хочется надеяться, что у этой конференции будет продолжение.

 

52976489_2243161709038131_3099337770473095168_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=cd72814673bc41ea0750c017e7e50668&oe=5D151ACE

 

Сергей Сабсай (Sergey Sabsay)

 

Целью миссии не должно быть "привести человека в Церковь". Церковь не должна проповедовать саму себя. Конечно, Церковь — божественное установление, воплощённое в человеческом обществе. Но как последнее, она подвержена всем искушениям и болезням повреждённой человеческой природы. Как любая организация, Церковь всегда стоит перед опасностью забыть свою цель и предназначение, сделать смыслом своего существования саму себя. Человек, пришедший "в церковь", неизбежно в ней разочаруется.

 

Как только Церковь отводит взгляд от Христа Распятого и Воскресшего, в ней расцветает "человеческое, слишком человеческое": самодовольство, замкнутость, критицизм, сплетни и свары... Церковь ведь — только инструмент, даже не путь: путь — Иисус. И хотя Церковь — Тело Христово, животворит её только Дух, она не имеет жизни сама в себе, вне Христа.

 

Церковь должна приводить людей не к себе, а к Христу. И единственная причина пригласить человека в эту нашу толпу кающихся грешников — "пойдём вместе ко Христу, Он обещал быть с нами, если мы будем вместе, будем стараться любить друг друга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

53730265_2243162495704719_5835943133069705216_n.jpg?_nc_cat=107&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=5629cba2b837800cf26330d4d39ee4b2&oe=5D1B75AF

 

Евгений Крашенинников (Evgeny Krasheninnikov)

Я не помню встреч, проходящих в таком формате. И, насколько я понимаю, это идея Николая Сырова, за что, конечно, спасибо, в первую очередь, ему. Получились действительно диалоги; при этом очень разные: и такие, где спорили, и такие, где развивали мысли друг друга, и такие, где соглашались с обозначенными позициями. Очень верно сказал в начале кто-то из организаторов, что здесь в реальное общение выносятся дискуссии из сети, и они начинают по новому звучать; то, что в сети происходит без видения реального собеседника, а, значит, без мимики, без интонации, без живого человека, теперь приобретает характер человеческий, и поэтому становится не просто мягче или корректнее, но, что интересно, содержательнее.

 

Казалось бы, должно быть наоборот: ведь в сети текст общается с текстом, а тут наслаивается нечто внешнее; но вот как раз это внешнее - внешность человека, с которым ты разговариваешь - заставляет тебя видеть в нём соратника, нормального человека, с которым ты можешь быть не согласен, но вами обоими движет одно желание, одни проблемы искренне волнуют, и перед тобой не "злой умысел", а "добрая воля", и поэтому начинается совместный поиск.

 

Если же говорить о самом содержании, то хотел бы обратить внимание на то, что для меня отчётливо высветилось во всех четырёх диалогах и докладах. Мне кажется, корень разногласий (причём, обоснованный, так как здесь нет лёгкого выбора лёгкого ответа) в понимании человека, к которому обращается Церковь; в степени доверия человеку. К человеку можно обращаться, как к такому, какой он есть - со сложившимися привычками, стереотипами, вкусами, свойствами - причём, сформированными во многом помимо его воли всем окружающим миром. И тогда мы начинаем подстраиваться под человека, снижаться, чтобы добраться до него.

 

А можно относиться к человеку, как к потенциально развивающемуся, готовому меняться, стремящемуся воплотить, раскрыть свой потенциал - и тогда мы старается его возвысить, мы не предлагаем ему самых лёгких путей, а выбираем те, которые лучше помогут достичь ему максимального - полноты истины. И это не только богословская дискуссия; эта дискуссия более ста лет идёт и в психологии - между поведенческой психологией и психологией развития. Эта разница подходов была очень ощутима во всех диалогах: о Литургии, о сакральным искусстве, о миссии и, конечно, о молодёжи - ведь к молодёжи можно относиться, как к ещё не очень готовым, не до конца понимающим (и она сама может так к себе относиться), а можно как к тем, кто именно сейчас делает свершения в нашей общей жизни. Но для этого и сами молодые люди должны перестать говорить "мы молодые... мы вам будем помогать...", а должны бы говорить "мы молодые... вы нам можете помогать...".

 

И, конечно, прекрасно, что на таких встречах оживают виртуальные собеседники и аватарки - замечательные Оксана Пименова, Анна Зуева, Анастасия Медведева, Николай Сыров, Дмитрий Калинкин... И те, кого уже знал, тоже подарили радость общения-слушания-размышления: глубокий Пётр Дмитриевич Сахаров, искрящийся Иван Фадеев, мудрая сестра Валентина Новаковская, проникновенный отец Сергей Зуев, обаятельный отец Николай Дубинин, ищущий Жан-Франсуа Тири, творческий отец Георгий Кромкин, понимающий отец Кирилл Горбунов... Надеюсь, встреча была не первой и последней, но одной из...

 

53113423_2243161859038116_4949807499193614336_n.jpg?_nc_cat=110&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=e4770b3b03b35691ab49464d041ecfec&oe=5D18B654

 

Анастасия Медведева

 

Мне понравилась атмосфера конференции, понравилась модерация тех блоков, на которых я была. Мне показалось, что не нужно было на первой же встрече пытаться охватить все темы - было мало времени для обсуждения, а диалоги не подразумевали участие зала вообще. Может быть, половины блоков на день было бы достаточно.

 

Полная видеоверсия события будет!

 

Фото - Ольга Хруль (Olga Hrul)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

56599876_2631352933560910_8839406096645881856_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=03892d5a1b18dc348205d4b7effbca30&oe=5D428FF1

 

Все материалы конференции «Встреча: язык, на котором говорит Церковь», проходившей 2 марта в Москве, теперь доступны на одной странице:

https://рускатолик.рф/vstrecha-1/

 

Вас ждут видеозаписи диалогов в секциях «Литургия», «Сакральное пространство», «Миссия» и «Молодежь», а также фотоотчёт Ольги Хруль. По ссылкам на странице доступны тексты и видеозаписи докладов:

«Традиция, новизна и общение святых» (Петр Сахаров)

«Сакральная архитектура церкви: очерк современности» (Ольга Щедрина)

«Миссия inter gentes — жизнь в диалоге» (о. Анатолий Гамза, SVD)

«Церковь для молодежи. Молодежь для Церкви» (Оксана Пименова)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...