Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Зачем апостолам Причастие?


Сообщений в теме: 6

#1 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 16 970 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено неделю назад

Изображение

В православной ленте на фейсбуке обсуждают.

ЗАЧЕМ АПОСТОЛАМ ПРИЧАСТИЕ?

Снова в ленте старая добрая классическая тема "для чего нам причастие?"
Вероника Кулакова: "если что с Евхаристией, что без нее мы остаемся прежними, то что меняет в нас Евхаристия? Возрастаем ли мы в любви к людям? Идем ли больным, заключенным, бродягам? Начинаем ли уважать человеческое достоинство, ценить свою и чужую жизнь, любить окружающую действительность и одновременно пытаться ее преобразовать? А если нет, тогда зачем нам Евхаристия, зачем нам Церковь?"

Ну, поскольку мы уже на самом пороге дней, когда эта тема станет предельно близкой и актуальной, давайте подумаем вот над чем.
А апостолам она нужна была для чего?


Для чего Христос устанавливает это Таинство на Тайной вечере, подавая ученикам хлеб и вино, Свои Плоть и Кровь? Чего Он этим хотел добиться и чего добился?

Удержать апостолов от греха? Ну... тут полный провал: в ту же ночь один из причастившихся предаст Учителя, а другой отречется, оставшиеся разбегутся, бросив Христа одного на расправу. Ярчайшая, просто ярчайшая иллюстрация для всех, кто полагает, будто причастие способно само по себе уберечь, удержать от греха.

Да что там - даже сил просто не спать и бодрствовать вместе с Ним в Гефсимании причастие апостолам не дало!
Возрастание любви к людям, повышение ценности человеческой жизни? Петр в ту же ночь едва-едва не совершает убийство - ну не ухо же Малху он хотел отхватить, в самом деле, это уж так, рука дрогнула.


Сделать их лучше, чище, добрее? Но мы не видим особого изменения в них до Пятидесятницы.
Любовь к окружающей действительности - ну, эээ... не очевидно. Стремление ее преобразить - да, но гораздо, гораздо позже, и связано это не с Евхаристией, а опять же - с Пятидесятницей.


Ну так что, зря Христос на Тайной Вечере подает им Свои Плоть и Кровь или все-таки не зря?

Взято со страницы Дарьи Сивашенковой
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#2 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 051 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 6 дней назад

Просмотр сообщенияNeta (15 Апрель 2019 - 14:51) писал:

Для чего Христос устанавливает это Таинство на Тайной вечере, подавая ученикам хлеб и вино, Свои Плоть и Кровь? Чего Он этим хотел добиться и чего добился?
По-моему, очевидно: чтобы апостолы, а затем и их преемники "сие творили в Его воспоминание". Для чего? Для того же, для чего служат все прочие таинства: для спасения.

Цитата

Удержать апостолов от греха?
Возможно, и это

Цитата

Ну... тут полный провал: в ту же ночь один из причастившихся предаст Учителя, а другой отречется, оставшиеся разбегутся, бросив Христа одного на расправу. Ярчайшая, просто ярчайшая иллюстрация для всех, кто полагает, будто причастие способно само по себе уберечь, удержать от греха.
А кто говорит, что "само по себе"? Все синергично. И вот эффект Евхаристии на примере апостолов: апостол Петр, хотя и отрекся от Христа, но тотчас покаялся, не пошел путем Иуды, принявшего причастие в суд и осуждение; прочие же апостолы, хотя и проявили малодушие, покинув своего Учителя, но не совершили большего греха, не отреклись от Него.

Цитата

Сделать их лучше, чище, добрее? Но мы не видим особого изменения в них до Пятидесятницы.
Вот и объяснение недостаточной эффективности причащения у апостолов: они еще не приняли Духа Святого. Но с другой стороны, возникает вопрос: как апостолы могли при этом причащаться, будучи фактически не крещенными?

#3 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 241 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 4 дней назад

Такое впечатление, что Евхаристию почитают за некий фокус, ведущий к немедленной перемене в психологии и общественной жизни.
Вот есть лягушка, приняла она причастие, сразу стала царевной. Или вот хулиган, после причастия сразу стал тимуровцем, старушек через улицу переводит...
Тогда как воздействие Причастия - скорее глубинное, онтологическое, и поначалу изменения обычно не проявляются, требуется медленная кропотливая работа в том числе. Примеры типа из Савла в Павла не исключаются, но они не такие частые.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#4 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 241 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 4 дней назад

Цитата

Но с другой стороны, возникает вопрос: как апостолы могли при этом причащаться, будучи фактически не крещенными?
Может, они крестились от присутствия рядом с ними Господа? Ведь положение апостолов вообще уникально в истории спасения.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#5 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 241 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 4 дней назад

Просмотр сообщенияМарион (17 Апрель 2019 - 23:32) писал:

Тогда как воздействие Причастия - скорее глубинное, онтологическое, и поначалу изменения обычно не проявляются, требуется медленная кропотливая работа в том числе. Примеры типа из Савла в Павла не исключаются, но они не такие частые.
И в этом плане апостолам Евхаристия была как раз нужна, может, даже более, чем другим. А именно - для крепости и силы, для любви, идущей как бы изнутри них и необходимой им для проповеди Евангелия.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#6 Павел Недашковский

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 251 сообщений
  • ГородКиев
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 дней назад

Просмотр сообщенияМарион (17 Апрель 2019 - 23:35) писал:

Может, они крестились от присутствия рядом с ними Господа? Ведь положение апостолов вообще уникально в истории спасения.

1. Св. Амвросий Медиоланский

«Петр был чист, но и ему надлежало омыть ноги, ибо он наследовал грех (successione peccatum) от первого человека, когда тот был низвергнут змеем прельстившим его согрешить (ср. Быт 3, 6). Посему его ноги были омыты, чтобы наследственные грехи (haereditaria peccata) были устранены, ибо наши грехи устраняются посредством Крещения» (De mysteriis, 6, 31-32)


2. Бл. Иоанн Мосх (Pratum spirituale, 176) и Св. Софроний Иерусалимский (De batismate apostolorum, PG, vol 87, col 3371) цитируют утраченный текст Св. Климента Александрийского «Hypotyposis»

«Господь Своими собственными руками крестил одного Петра, тогда как Петр крестил Андрея, а Андрей – Иакова и Иоанна, а они крестил остальных Апостолов; Иоанн же вместе с Петром крестили нашу Госпожу Матерь Божию»

Сообщение отредактировал Павел Недашковский: 3 дней назад


#7 Павел Недашковский

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 251 сообщений
  • ГородКиев
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 3 дней назад

3. Еще одно толкование приводит Тертуллиан (De baptismo, 12), что Петр был Крещен «чрез море» (per mare) когда тонул и Господь его буквально «вынырнул» из стихии символизирующей смерть. Тертуллиан оспаривает его, но мне нравится





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных