Перейти к содержанию

От Пасхи до Пятидесятницы


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

miniatiura_pasch.jpg

 

Пасхальное воскресенье открывает период пятидесяти дней, который первоначально назывался Пятидесятницей, а позднее, когда слово «Пятидесятница» было зарезервировано для самого пятидесятого дня после Пасхи – «Пасхальным временем».

 

С древних времен этот период рассматривался как один сплошной праздничный день: еще Тертуллиан называл его «радостнейшим временем» – laetissimus spatium. Всё это время не постились и не преклоняли колен. Пасхальное воскресенье открывало собой период, который являлся одним «великим воскресеньем», «неделей недель» (св. Василий Великий), заканчивающейся воскресеньем Пятидесятницы.

 

Triumfator-300x300.jpg

 

В ветхозаветные времена праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после иудейской Пасхи) был одним из трех главных торжеств иудаизма (наряду с Пасхой и праздником Кущей). Как и другие древнееврейские праздники, он имел аграрное происхождение. Книга Левит (Лев 23,9) предписывает приносить в этот день в жертву первые плоды земли. Подобные предписания можно найти и в Книгах Исход (Исх 34,22; 22,16) и Второзаконие (Втор 16,9). Все античные земледельцы верили, что сбор урожая зависит не столько от их собственного труда и предусмотрительности, сколько от благоволения богов.

 

Отсюда и обычай принесения в жертву богам первых плодов урожая. Израильтяне переняли этот обычай у жителей земли Ханаан и приносили жертву первых плодов Хозяину Святой Земли – Богу Яхве. В апокрифической Книге Юбилеев день принесения первых плодов был назван «Праздником Седмиц», а во Второй Книге Маккавейской (2 Макк 12,32) впервые появилось интересующее нас название «Пятидесятница» (греч. Пентекосте). Для Иосифа Флавия («Иудейские древности» III, 232) и раввинов это был «заключительный праздник» – азерет, т.е. праздник, завершавший цикл иудейской Пасхи (Песах).

 

Skrizali-240x300.jpg

 

Незадолго до рождения Христа в иудаизме произошла «историзация» традиционных праздников: Праздник Седмиц был связан с дарованием Закона на Синае, а праздник Кущей (отмечается осенью) – с сорокалетним пребыванием Израиля в пустыне по выходе из Египта. Еще раньше Пасха была связана с Исходом из Египта. Впрочем, празднование Пятидесятницы как «дня Торы» пришло позднее – начиная с конца I столетия, когда не существовало уже Храма. Ранее же этот день понимался как «праздник Завета» в широком смысле (с Ноем, Авраамом, Иаковом и, наконец, с Израилем через Моисея, что и произошло на Синае).

 

Период пятидесяти дней после Пасхи сохранил свое значение в христианстве и переживался как одна magna dominica («великое воскресенье»). Расчленение некогда единой Пятидесятницы было связано с выделением праздников Вознесения Господня (в этом году — 30 мая) и самого дня Пятидесятницы. Произошло это на Востоке в 300-390 гг. С V века на Востоке и Западе уже известен праздник Вознесения Господня – праздник восшествия Иисуса на небесный престол и залог Его Второго Пришествия. «Правила Святых Апостолов» (документ, написанный в Сирии в IV веке) предписывают празднование в сороковой день после Пасхи Вознесения, а в пятидесятый – сошествия Духа Святого. Литургические реформы после II Ватиканского Собора подтвердили статус Пятидесятницы как финального праздника, «печати Пасхи».

 

В Воскресенье Пятидесятницы (в этом году — 9 июня) верные празднуют Сошествие Святого Духа на апостолов и Церковь. В Римском Миссале 1970 г. это событие помещено в Пасхальный контекст: подчеркнута связь излияния Духа с миссией Сына, Его Смертью и Воскресением. Именно ниспослание Святого Духа стало увенчанием и завершением Пасхальной тайны, совершенного Христом дела нашего Спасения. Особенно отчетливо эта мысль выражена в префации дня Пятидесятницы.

 

Appearence-on-the-Mountain-in-Galilee-300x230.jpg

 

Литургия периода Пятидесятницы включает в себя глубокую богословскую идею. Подчеркнуто единство домостроительства Спасения. Бог, Который в свое время обращался к Моисею, открылся в Иисусе Христе. Литургический год достигает своей кульминации в Пасхальной ночи, но не останавливается на ней. Период Пятидесятницы – это развитие благодати Пасхального воскресенья, а ее плод – излияние Святого Духа.

 

Таким образом, Пятидесятница позволяет постичь порядок Откровения Божия и этапы Истории Спасения. Христос провозгласил: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16.7). Тем самым Иисус представляет Себя Предтечей Духа Святого, а действие Святого Духа развивает и завершает домостроительство Слова Божия. Целью домостроительства Христова является сошествие Святого Духа. Слово стало плотью, чтобы мы могли принять Духа Святого (св. Афанасий).

 

Источник: СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

279020816_5153830338016403_907277227200145246_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-5&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=fVVZE5O83Q8AX8rGuSN&_nc_ht=scontent-cdt1-1.xx&oh=00_AT9cvf2swASsG7CvO32wlw3syghW6WsqbYh7TnYRQxF2sA&oe=626C29F0

 

Пасха: Я воскрес и все еще с тобою

 

Пасхальное время, наполненное радостью, простирается от Пасхального бдения до воскресенья Пятидесятницы. Эти пятьдесят дней Церковь погружает нас в радость победы Господа над смертью. Христос жив, и Он пришел, чтобы встретиться с нами.

 

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира. Аллилуйя!» [1]. Пасхальное время – это предвкушение счастья, которое Иисус Христос завоевал для нас Своей победой над смертью. Господь «предан за грехи наши» и воскрес «для оправдания нашего» [2]: чтобы, пребывая в Нем, радость наша была совершенной» [3].

 

«Я ВОСКРЕС И ВСЕ ЕЩЕ С ТОБОЮ, ПОЛАГАЕШЬ НА МНЕ РУКУ ТВОЮ; МУДРОСТЬ ТВОЯ ВЫСОКА». ЭТО НЕПЕРЕДАВАЕМОЕ ПОТРЯСЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ, ПЕРЕЖИТОЕ ГОСПОДОМ В ПЕРВЫХ ЛУЧАХ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ

 

В литургическом году пасхальное время – это «время силы», потому что христианская весть – это радостное воззвание о силе спасения, совершенного «Пасхой» Господа, Его переходе из смерти в новую жизнь. «Пасхальное время – это время радости, которая живет в сердце христианина не только в эти дни церковного года, но и во всякий день. Ибо Христос жив: Он не стал прошлым, чем-то прошедшим и оставившим о Себе лишь чудесные воспоминания» [4]. То, что «не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога» [5], дано было испытать в явлении Воскресшего, теперь дано нам в литургии, что позволяет пережить то чудо, о котором говорил Папа Лев Великий: «Все, что касается нашего Искупителя, что когда-то было видимым, теперь стало сакраментальным обрядом» [6]. Обычай восточных христиан обмениваться в Пасхальное воскресенье приветственным поцелуем выражает осознание этой реальности. На приветствие «Christos anest?» – Христос воскрес! – отвечают «aleth?s anest?» – Воистину воскрес!

 

Латинская литургия, изливающая радость в Святую субботнюю ночь в Exultet –Ликовании, – в Пасхальное воскресенье лаконично выражает ее в прекрасном вступлении Resurrexi: «Я воскрес и все еще с Тобою, полагаешь на мне руку Твою; мудрость Твоя высока» [7]. Благоговейно доносим до уст Господа горячую сыновнюю молитву к Отцу, непередаваемый опыт Воскресения, пережитый Им с первыми лучами солнца в то воскресное утро. Вот как св. Хосемария в своей проповеди ободряет нас приближаться ко Христу, осознавая реальность того, что Он жив и сейчас: «Я хотел бы напомнить вам отдельные эпизоды бытия Христова, которое есть основа жизни христианина. «Iesus Christus heri et hodie; ipse et in saecula», Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» [8]. Наш Господь хочет, чтобы мы говорили с Ним и о Нем не как о личности в прошлом, о человеке, которого мы вспоминаем, но чтобы мы воспринимали Его «сегодня», присутствующего здесь и сейчас, имели живое общение с Ним.

 

Пасхальная Пятидесятница

 

ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА УЖЕ ПРАЗДНОВАЛА ЭТИ ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ РАДОСТИ ЗАДОЛГО ДО НАЧАЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА И ДРУГИХ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

 

Задолго до начала Великого поста и других литургических праздников, христианская община уже отмечала эти пятьдесят дней радости. Считалось, что тот, кто не выразил своего ликования в эти дни, не понял самого сердца веры, потому что «с Иисусом Христом радость постоянно присутствует и рождается заново» [9]. Этот праздник, столь продолжительный во времени, помогает нам осознать, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас» [10]. В это время Церковь уже переживает ту радость, которую Господь приготовил для нее: нечто такое, чего «не видел … глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» [11].

 

Этот эсхатологический смысл, предвкушение небес, на протяжении веков находит свое отражение в литургической практике упразднение чтений Ветхого Завета во время Пасхи. Если весь Ветхий Завет – это подготовка, то Пасхальная Пятидесятница – это празднование реальности Царства Божьего, уже присутствующего. На Пасху все обновилось и все исполнилось. Поэтому в пасхальное время литургия провозглашает наряду с четвертым Евангелием (от Иоанна) Деяния Апостолов и Откровение – светлые книги, особо близкие к духовности этого периода.

 

Христианские писатели как Востока, так и Запада считают Пасхальную Пятидесятницу единым и продолжительным праздничным днем. Поэтому воскресенья этого времени называются не вторыми, третьими, четвертыми... после Пасхи, а просто Пасхальными воскресеньями. Весь пасхальный период похож на одно большое воскресенье – воскресенье, которое сделало все остальные воскресенья воскресеньями. По этой же причине воскресенье Пятидесятницы считается не отдельным праздником, а скорее завершением великого праздника Пасхи.

 

ВЕСЬ ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОХОЖ НА ОДНО БОЛЬШОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВОСКРЕСЕНЬЕ, КОТОРОЕ СДЕЛАЛО ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ ВОСКРЕСНЬЯМИ.

 

В некоторых традиционных литургических гимнах для Великого поста слово «Аллилуйя» пелось с нотками прощания. В пасхальной же литургии, напротив, «Аллилуйя» произносится с чувством обновленной радости – это преддверие новой песни, которую будут петь на небесах крещеные [12], уже знающие, что они воскресли со Христом. Поэтому во время Пасхи как припев ответного псалма, так и окончание антифонов мессы часто повторяют это восклицание, которое объединяет в себе императив еврейского глагола hallalвосхвалять и Yahveh – имя Бога.

 

«С праздником Аллилуйя! – восклицал св. Августин в проповеди. – В мире и без врага! Не будет ни врага, не погибнет ни один друг. Бог прославляется там и здесь; но здесь люди, находящиеся в беде, восхваляют Его, там люди, находящиеся в безопасности; здесь люди, которые должны умереть, там люди, которые будут жить вечно; здесь – в надежде, там – в действительности; здесь – те, кто ещё в пути, там – те, кто уже на родине» [13]. Святой Иероним пишет, что в течение первых веков в Палестине это восклицание стало настолько распространенным, что те, кто вспахивал поля, время от времени кричали «Аллилуйя!»; и гребцы, переправлявшие путешественников через реку, кричали: «Аллилуйя!». «Глубокая, безмятежная радость наполняет Церковь во время Пасхальных недель. Это радость, которую наш Господь хотел оставить в наследство всем христианам (...); радость, полную сверхъестественного содержания, которую никто и ничто не сможет отнять у нас, если мы не допустим» [14].

 

Октава Пасхи

 

«Первые восемь дней пасхального периода составляют «Октаву Пасхи», и празднуются как торжества Господни» [15]. В прошлом в ходе этой Октавы епископ Рима отмечал «стояния» как способ познакомить новокрещеных с триумфом тех святых, которые имели особое значение для христианской жизни города. Это была некая «география веры», в которой христианский Рим представал как реконструкция Иерусалима времен Господа. Посещали несколько римских базилик: стояние Пасхального бдения было у Святого Иоанна Латеранского; воскресенье – в Санта Мария Маджоре; понедельник – в базилике Святого Петра в Ватикане; вторник – у Святого Павла за стенами; среда – у Святого Лаврентия за стенами; четверг – в базилике Святых Апостолов; пятница – у Святой Марии и Мучеников и снова суббота – у Святого Иоанна Латеранского.

 

Чтения каждого дня были связаны с местом празднования. Например, в среду стояние проходило в базилике Святого Лаврентия за стенами. Евангелием на этот день был отрывок о прохождении горящих углей [16], что явно указывало на популярную римскую традицию, которая рассказывает о том, как дьякон Лаврентий принял мученическую смерть, будучи зажаренным заживо. Суббота Октавы была днем, в который новообращенные в последний раз надевали свои белые одежды для крещения, перед тем как убрать их, и первым чтением было увещевание Святого Петра, начинающееся со слов: «Deponentes igitur omnem malitiam...» [17] – Отложив всякую злобу...

 

Отцы Церкви часто говорили о воскресенье как о «восьмом дне». В семидневной последовательности воскресенье указывает не только на начало времени, но и на его конец в грядущем веке [18]. Поэтому древние купели для крещения, как и у Иоанна Латеранского, имели восьмиугольную форму; катехумены выходили из купели, чтобы начать новую жизнь, уже открытыми для восьмого дня, воскресенья без конца. Каждое воскресенье напоминает нам о том, что наша жизнь проходит во время Воскресения.

 

Вознесение и Пятидесятница

 

«Своим Вознесением Воскресший Господь обращает взоры апостолов и наши взгляды к небесным вершинам, чтобы показать нам цель нашего путешествия – Отца» [19]. С Вознесением начинается время нового присутствия Господа: кажется, что Он более сокрыт, но в каком-то смысле Он ближе к нам. Время литургии начинается с того, что вся литургия превращается в продолжительную молитву Отцу через Сына в Святом Духе: молитву, которая «словно тихая, широкая река» [20].

 

С ВОЗНЕСЕНИЕМ НАЧИНАЕТСЯ ВРЕМЯ НОВОГО ПРИСУТСТВИЯ ГОСПОДА: КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН БОЛЕЕ СОКРЫТ, НО В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ОН БЛИЖЕ К НАМ.

 

Когда Иисус исчез из поля зрения апостолов, возможно, сначала они молчали. «Мы не знаем, поняли ли они в тот момент, что перед их глазами открывался великолепный, бесконечный горизонт: конечная цель нашего земного паломничества. Возможно, они поняли это только в день Пятидесятницы, в Святом Духе» [21].

 

«Всемогущий и вечный Бог, пожелавший включить таинство Пасхи в тайну пятидесяти дней...» [22]. Церковь учит нас распознавать это число, наполненное смыслом откровения. Число пятьдесят знаменовало два важных события религиозной жизни Израиля: праздник Пятидесятницы, отмечаемый через пятьдесят дней после начала сбора урожая пшеницы; и юбилейный год, объявляемый святым каждые пятьдесят лет, год, посвященный Богу, в котором каждый мог вернуть свое имущество, и каждый мог вернуться в свою семью [23]. Во времена Церкви «таинство Пасхи» включает в себя пятьдесят дней после Воскресения Господня, вплоть до сошествия Святого Духа в Пятидесятницу. Если на языке литургии Великий Пост означает обращение к Богу всей душой, всем разумом, всем сердцем, то Пасха означает нашу новую жизнь «совместного воскресения» со Христом. «Igitur, si consurrexistis Christo, qu? sursum sunt qu?rite: если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» [24].

 

Через пятьдесят дней «мы достигаем самой вершины благ, вступаем в самую столицу праздников» [25], ибо, неотделимая от Пасхи, она (Пятидесятница) подобна «Матери всех праздников». Как сказал Тертуллиан язычникам того времени: «Пересчитайте все ваши праздники в году, и вы увидите, что их даже близко не хватитдля замены пятидесяти дней Пятидесятницы» [26]. Итак, Пятидесятница – это окончательное воскресенье, воскресенье во всей его полноте. В этом торжестве мы восхищаемся тем, как через литургию Бог обновляет дар Духа, имевший место на заре зарождающейся Церкви.

 

СВЯТОЙ ХОСЕМАРИЯ ЖИЛ И ОБОДРЯЛ НАС ЖИТЬ С ЭТИМ ОЩУЩЕНИЕМ ВЕЧНОГО ПРИСУТСТВИЯ ДУХА: «ПОМОГИ МНЕ ВЫМОЛИТЬ ЕЩЕ ОДНУ ПЯТИДЕСЯТНИЦУ, ЧТОБЫ ЗЕМЛЯ ВОЗГОРЕЛАСЬ ЗАНОВО».

 

Если на Вознесении Иисус «вознесся на небеса, чтобы мы разделили с Ним Его Божественность»[27], то сейчас, в день Пятидесятницы, Господь, сидящий одесную Отца, передает Церкви Его Божественность посредством излияния Святого Духа, «плода Креста» [28]. Св. Хосемария жил и ободрял нас жить с этим ощущением вечного присутствия Духа: «помоги мне вымолить еще одну Пятидесятницу, чтобы земля возгорелась заново» [29].

 

Становится понятным, почему св. Хосемария решил начинать некоторые средства образования в Деле с традиционной молитвы Церкви, найденной, например, в вотивной Мессе о Святом Духе: «Deus, qui corda fidelium Sancti Spiritus illustratione docuisti, da nobis in eodem Spiritu recta sapere, et de eius semper consolatione gaudere»«Боже, научающий верных просвещением Святого Духа; подай нам через того же Духа познание истины и вечное в ней утешение» [30].

 

Словами литургии мы просим Бога-Отца, чтобы Святой Дух сделал нас способными ценить, вкушать смысл Божьих вещей; и чтобы мы могли наслаждаться ободряющим утешением «Великого Незнакомца» [31]. Ибо «миру нужны мужество, надежда, вера и настойчивость учеников Христа. Миру нужны плоды, дары Святого Духа, как перечисляет св. Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, самообладание» (Гал. 5:22). Дар Святого Духа в изобилии был дан Церкви и каждому из нас, чтобы мы могли жить с искренней верой и трудолюбием, чтобы мы могли сеять семена примирения и мира» [32].

 

Феликс Мария Ароцена

 

[1] Римский миссал, среда Октавы Пасхи, входной антифон. См. Мф 25:34.

[2] Римлянам4: 25.

[3] См. Иоанн 15:9-11.

[4] Святой Хосемария, Христос проходит рядом, п.102.

[5] Деяния 10: 41.

[6] Святой Лев Великий, Проповедь 74: 2 (PL 54, 398).

[7] Римский миссал, Пасхальное воскресенье, входной антифон. См. Псалом 138 (139), 18: 5-6.

[8] Христос проходит рядом, 104. См. Евреям 13:8.

[9] Папа Франциск, Evangelii Gaudium, 24 ноября 2013 г., п.1.

[10] Римлянам 8:18.

[11] 1Послание Коринфянам 2:9

[12] См. Откровение Иоанна 5:9

[13] Святой Августин,Проповедь 256: 3 (PL 38, 1193).

[14] Блаженный Альваро, Хождение с Иисусом, Христианство: Мадрид, 2014, 197.

[15] Римский миссал, универсальные нормы для литургического года, 24.

[16] Иоанн 21:9.

[17] 1 Петра2:1.

[18] См. Святой Иоанн Павел II, Апостольское послание Dies Domini, 31 мая 1998 г., № 26.

[19] Папа Франциск, Regina Coeli, 1 июня 2014 г.

[20] Путь, 145.

[21] Бенедикт XVI, Проповедь, 28 мая 2006 г.

[22] Римский миссал, Воскресное бдение в Пятидесятницу, colecta.

[23] См. Левит 23:15-22; Числа 28:26-31; Левит 25:1-22.

[24] Колоссянам 3: 1.

[25] Святой Иоанн Златоуст, Беседа II на Святую Пятидесятницу (PG 50, 463).

[26] Тертуллиан, Об идолопоклонстве, 14 (PL 1, 683).

[27] Римский миссал, Вознесение Господне, префация.

[28] Христос проходит рядом, п. 96.

[29] Святой Хосемария, Путь, п. 213.

[30] Римский миссал, Вотивная месса о Святом Духе, colecta.

[31] См. Христос проходит рядом, п. 127-138.

[32] Папа Франциск, Проповедь в Торжество Пятидесятницы, 24 мая 2015 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Regina coeli. Молитва о мире.

 

В Пасхальное время вместо молитвы Angelus (Ангел Господень) читается молитва Regina Coeli (Царица Небесная):

 

Царица Небесная, радуйся. Аллилуйя.

Ибо Тот, Кого Ты удостоилась носить во чреве Твоём. Аллилуйя.

Воскрес из мёртвых по предсказанию Своему. Аллилуйя.

Моли Бога о нас. Аллилуйя.

 

- Радуйся и веселись, Дева Мария, аллилуйя.

- Ибо воистину воскрес Господь, аллилуйя.

 

Помолимся. Боже, Ты даровал радость миру воскресением Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего. Просим Тебя: помоги нам достичь радости жизни вечной заступничеством родившей Его Девы Марии. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

***

 

Латинский текст:

 

Regina caeli, laetare, alleluia

Quia quem meruisti portare, alleluia.

Resurrexit sicut dixit, alleluia.

Ora pro nobis Deum, alleluia.

 

V. Gaude et laetare, Virgo Maria, Alleluia,

R. Quia surrexit Dominus vere, alleluia.

 

Oremus: Deus qui per resurrectionem Filii tui, Domini nostri Iesu Christi, mundum laetificare dignatus es: praesta, quaesumus, ut per eius Genetricem Virginem Mariam, perpetuae capiamus gaudia vitae. Per eundem Christum Dominum nostrum. Amen.

 

***

 

Продолжаем молиться о мире:

 

Боже, Владыка и Царь народов! Просим Тебя, исполни нас силы Твоего Духа. Даруй покой нашим сердцам, умножь упование на Твою любовь. Пробуди в нашем народе стремление к миру и добру. Соделай нас способными созидать наше общее будущее.

 

Боже, пусть Святой Дух преображает лик нашей земли и укрепляет Твой народ; пусть Он помогает нам сохранить Твоё Царство в личной и семейной жизни каждого человека, в жизни общества и государства.

Храни нас от эгоизма. Не позволь, чтобы те, кто сильнее, пренебрегали более слабыми. Защити нас от ненависти и предубеждённости по отношению к людям иных взглядов. Научи нас побеждать зло, но в то же время видеть брата в человеке, поступающем плохо, и не лишать его возможности прийти к Богу. Научи каждого из нас замечать собственную вину, а не искать сучок в глазу ближнего. Научи нас видеть добро везде, где оно есть; вдохнови нас ревностно хранить его, поддерживать и отважно защищать.

 

Сохрани нас от участия во лжи, которая губит мир. Дай нам мужество жить по истине. Даруй нам хлеб насущный. Благослови наши труды, Боже, Владыка и Царь народов! Аминь.

 

tYcNPPTDsvCY5iAydLnATdemt-wSPmN8vc-rSpc-w0K-FUXog7-zNU8wDZyHvyJzGD7b0nbvvHBx0QbH5jiBanEf.jpg?size=473x370&quality=96&type=album

 

Католики в Нижнем Новгороде

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...