Перейти к содержанию

Пастырская конференция "Будущее наших приходов"


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

62444121_2200345473394940_4310871813300158464_n.png?_nc_cat=105&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=575a13f92621de9b0ab5d297633d6c34&oe=5D54892B

 

"Будущее наших приходов". Рабочий документ VI Общеепархиальной пастырской конференции

 

***

Введение: как создавался этот документ.

 

В рамках подготовки к Общеепархиальной пастырской конференции по инициативе архиепископа была создана рабочая группа, которая подготовила материалы для дискуссии о жизни приходов. Сама дискуссия проходила с сентября 2018 г. по март 2019 г. Вопросы были составлены таким образом, чтобы в ходе обсуждения стимулировать развитие экклезиологического сознания участников дискуссии. Особая значимость придавалась ответам, полученным в ходе реального обсуждения в общинах. Всего от приходов было получено 16 официальных письменных отчетов о дискуссии. Два прихода сообщили о том, что ввиду затруднительности организации дискуссии прихожанам было предложено отвечать на вопросы индивидуально.

 

Три прихода сообщили, что предложенные вопросы не вызвали у прихожан интереса. Из других приходов информации не поступило. Также было получено 14 индивидуальных ответов, в том числе два от священников. Восемь ответов поступило от различных приходских и межприходских групп. Отдельный большой блок ответов был получен в результате дискуссии в официальных группах Архиепархии в социальных сетях Facebook и “ВКонтакте”.

 

Даже несмотря на сравнительно скромный отклик, подытожить результаты дискуссии было непросто. После знакомства с ответами члены рабочей группы обменялись своими впечатлениями от дискуссии, выделив ее основные темы, которые легли в основу настоящего рабочего документа. По предложению архиепископа рабочий документ структурирован таким образом, чтобы подчеркнуть центральную тему всей дискуссии ? миссионерское призвание приходов.

 

Назначение этого документа, в первую очередь, ? дать основу для работы Общеепархиальной пастырской конференции. В то же время он может быть использован в приходах и общинах для оценки результатов проходившей дискуссии и дальнейшего обсуждения.

 

1. Актуальное положение Католической Церкви в России: три периода

 

Спустя четверть века после восстановления своих структур (13 апреля 1991 г.) Католическая Церковь в России вступила в новую фазу своего развития. В Советском Союзе в период проходивших разные стадии гонений на Церковь структуры Католической Церкви на территории нынешней России были совершенно уничтожены, оставались открытыми всего два храма, несколько небольших общин совершали свое служение тайно. Надо признать, что хотя от этого времени нас отделяет небольшой срок, знание и понимание колоссальных масштабов и последствий этой трагедии, особенно среди молодежи, уже очень поверхностны и фрагментарны. “Нам, верующим XXI века, следует бережно хранить память о мучениках и исповедниках века XX. С пониманием мы должны относиться и к тому несчётному количеству людей, которые потеряли ценное наследие веры (...) Большинство людей лишь смутно помнили о своих католических корнях и духовно прозябали, духовно умирали на огромной территории Советского Союза. Церковь была обречена на вымирание” (1). Важнейшим человеческим следствием этой катастрофы стал глубоко укорененный страх перед свободой и отказ от нее. “Думая чисто по-человечески, казалось, что невозможно было даже мечтать о возрождении Католической Церкви в России после того опустошения, которое принесли ей годы гонений” (2) ? подытожил архиепископ Тадеуш Кондрусевич, одно из главных действующих лиц этого возрождения. Тем не менее, по милосердию Божию, это возрождение совершилось и продолжается сегодня. Никакой шаг вперед невозможен без глубочайшей благодарности ко всем, прошедшим это испытание, и одновременно ? покаяния за свойственные человеку, но оттого не менее греховные равнодушие и забвение.

 

Первая часть этих 25 лет была посвящена активному, экстенсивному росту, восстановлению необходимых для нормальной жизнедеятельности церковного организма условий ? возвращение исторических храмов и строительство новых, возрождение семинарии и других образовательных учреждений, развитие катехизации и благотворительности. В целом этот период был отмечен большими и не всегда оправданными надеждами на быстрый и простой процесс возрождения. В этот период приходилось принимать много смелых решений, которых никто до этого не принимал, действовать по принципу максимального использования открывшихся возможностей, не всегда будучи в состоянии просчитать последствия этих действий.

 

Логическим завершением (или же наиболее значимым итогом) этого этапа можно считать следующую историческую веху на пути возрождения ? установление в России 11 февраля 2002 г. четырех епархий, объединенных в Митрополию Божией Матери в Москве, знак того, что с точки зрения Вселенской Церкви возрождающаяся Церковь в России вступила в период нормального функционирования.

 

Второй период ? это время привыкания к нормальной церковной жизни, период освоения и сохранения структур, созданных в период активного возрождения, внимательного различения того, что из созданного действительно отвечает реальности местной Церкви, а что имитирует модели других стран, лишь ограниченно пригодные в местных условиях. Одновременно это также время замедления темпов развития, что неизбежно приводит к искушению разочарования. Ресурсы для роста по прежней модели развития практически исчерпаны, строительство или возвращение храмов стало почти невозможным. Новые пастырские структуры создавать сложно, некоторые старые уже прекратили существование или работают слабо. В этот период стало очевидно, что некоторое количество структур ? как епархиальных, так и приходских ? было учреждено “на вырост”, однако не получило внутреннего наполнения настоящей жизнью. Можно говорить о том, что физическое пространство, занимаемое Католической Церковью в России, заполнилось, однако смысл ее присутствия продолжал оставаться не вполне ясным.

 

Возможно, главный вызов, стоявший перед Католической Церковью в России в этот период (и, разумеется, не утративший актуальности и сегодня), ? осознание своего места в окружающем обществе, сопротивление искушению воспринимать себя как «этническую» Церковь, как Церковь для «нерусских» ? к такой позиции ее подталкивает как общественное мнение, так и отчасти внутрицерковные установки. Можно говорить о том, что католики в России сознают и принимают этот вызов. “Никогда нельзя сводить Церковь к этническому аспекту. Этнический аспект отнюдь не может служить основанием для церковного присутствия в конкретной среде, каковы бы ни были условия в ней… Католическое присутствие в России ? это объективный факт. Католики живут в России, причём теперь ? по всей России; это историческая реальность” (3).

 

Новый, третий, период присутствия Католической Церкви в России можно охарактеризовать словами «от сохранения веры к проповеди», которые стали темой состоявшейся в 2017 году Общеепархиальной конференции. В ходе дискуссий на этой конференции уже достаточно явно прозвучало признание того, что существующая модель развития поместной Церкви ведет к стагнации, последствия которой будут разрушительными и преодолеть которую с помощью подхода «так делали всегда» невозможно (4). Одновременно перспектива таких изменений вызывает тревогу и протест.

 

Архиепископ подытожил положение вещей прозвучавшей в ходе дискуссии цитатой из послания Павла VI Evangelii nuntiandi: “Нам не хватает усердия”. Папа Павел конкретизирует, что это “отсутствие усердия... проявляется в усталости, разочаровании, приспособлении, равнодушии и прежде всего ? в отсутствии радости и надежды. Это усердие требует от нас прежде всего того, чтобы мы умели избегать самооправданий, которые могут увлечь в сторону от евангелизации” (5). Итак, речь не идет просто о приложении б?льших усилий, а о том, что усилия нужно прилагать принципиально иначе, в иной парадигме, в которой во главе всего стоит не самосохранение церковных структур, а радостное возвещение Евангелия Иисуса Христа.

 

Из поиска возможностей изменения этой ситуации родилась дискуссия “Жизнь наших приходов”, поскольку “определение целей без соответствующего общинного поиска средств для их достижения неизбежно выродится в простое фантазирование” (6).

 

На огромной территории Архиепархии заметно различаются культурные, экономические и религиозные условия. Каждая приходская община по-своему уникально приспосабливается к ним. Ответы некоторых приходов поражают своей беспроблемностью. В других, обычно более крупных приходах прихожане настроены более критично. Однако в большинстве случаев прихожане подтверждают, что жизнь прихода их устраивает или, по крайней мере, радикальных предложений по ее изменению нет.

 

В целом на основе полученных ответов можно выделить следующие пастырские и структурные проблемы:

 

? Отсутствие понимания реальной ситуации Церкви, проблем, вызовов, имеющихся ресурсов и возможностей, причем не только на уровне прихожан, но и на уровне клира.

 

? Христианская инициация в приходах больше ориентирована на ознакомление с содержанием веры, а не на формирование взрослой и ответственной личности верующего.

 

? Отсутствует специфическая формация и адаптация священнослужителей и монашествующих для служения в России, учитывающая аспекты инкультурации, знакомства с вызовами и спецификой существования Католической Церкви в России.

 

? Клерикализм и инфантилизация мирян. Взрослые люди, приходя в Церковь, часто сталкиваются с отношением к себе как к детям в том, что касается степени ответственности и информированности. Многих из них это вполне устраивает.

 

? Сформировано устойчивое потребительское отношение к Церкви со стороны значительной части, если не большинства прихожан. Соотношение численности прихожан, активно участвующих в церковной жизни, к числу пассивных участников оценивается как 1 к 9.

 

? Значительная часть крещённых или воссоединившихся в приходах задерживается ненадолго. В крупных приходах Москвы и Петербурга их число уже огромно.

 

? Недостаток внутреннего единства в епархии вследствие отсутствия общения между приходами и сознания принадлежности одной епархии. Приезжая в другой приход, иногда оказываешься как будто в другой стране в другом десятилетии.

 

? Ощущается дефицит красоты и достоинства в литургии, церковном пении, общем убранстве храма.

 

? Существует растущая проблема взаимоотношений между пастырями и прихожанами, недостаток диалога и взаимного доверия, ведущий к отчужденности, незнанию и непониманию друг от друга. Это создает серьезные препятствия для сотрудничества, для разделения ответственности и обязанностей.

 

? Во многих приходах не существует пространства, возможности и навыков для того, чтобы мирно в духе братского диалога обсуждать и решать проблемы, хотя в этом есть большая потребность. Вследствие этого обсуждение перетекает в цифровое измерение и часто носит неконструктивный характер, что мешает воспринять его полезные плоды.

 

? Постепенное, но уже заметное сокращение числа священников и сестер из зарубежья. Одновременно остается всё меньше надежд на большое число местных призваний к священству и монашеству.

 

? Общая атмосфера неуверенности в связи с ростом антицерковных и антиклерикальных настроений в обществе вместе с изменениями в законодательстве о религиозных объединениях и миссионерской деятельности и трудности, которые в связи с этим регулярно испытывают представители разных конфессий.

 

2. Приход в свете миссионерского призвания

 

Наиболее полное в актуальном учительстве Церкви описание прихода и его функций содержится в документе Evangelii gaudium и заслуживает того, чтобы быть приведенным здесь целиком:

 

“Приход ? территориальное присутствие Церкви, сфера слушания Слова, возрастания христианской жизни, диалога, благовестия, бескорыстного милосердия, поклонения и священнопразднования. Всей своей деятельностью приход ободряет и формирует своих членов, чтобы те стали делателями евангелизации. Это община общин, это святилище, куда жаждущие приходят напиться, чтобы продолжать свой путь, это центр, откуда все время выходят на миссию. Однако мы должны признать, что призыв к преобразованию и обновлению приходов до сих пор не принес достаточно плодов: приходы должны стать ближе к людям, быть сферой живого общения и соучастия и полностью переориентироваться на миссию” (EG 28).

 

Нельзя не заметить, что в этом определении Папы Франциска трижды подчеркивается принципиальная роль прихода как субъекта миссии евангелизации, то есть возвещения Благой вести Иисуса Христа всем людям: как внутри прихода ради постоянного обращения его членов, так и вне его ? людям, имеющим священное право услышать весть о спасении. Опираясь на результаты дискуссии, можно с уверенностью сказать, что большинство наших приходов не осознает свое миссионерское предназначение, либо не видит возможностей для его реализации. Можно выделить несколько ключевых причин этой ситуации:

 

? Отсутствие у верующих людей осознаваемого опыта “личной встречи с Христом”, восприятия Христа как предельного смысла своей жизни, которым не можешь не делиться с другими людьми.

 

? Отсутствие опыта переживания своей веры как плода миссии: свой приход в Церковь чаще воспринимается либо как верность семейной или национальной традиции, либо как результат собственных духовных поисков, глубоко личного решения.

 

? Отсутствие ясной позиции и навыка успешного решения проблем, связанных с практикой христианской жизни, ? например, в сексуальной, финансовой, политической сферах ? и неумением говорить о них.

 

? Отсутствие внутри прихода миссионерского воспитания, которое не ассоциировалось бы с “сектантской” моделью приставания на улицах, раздачей листовок, психологической манипуляцией и прочим.

 

? Отсутствие отождествления себя с Церковью, неуверенность в том, что имеешь право говорить от ее имени; делегирование миссии “профессиональным” членам Церкви;

 

? Отсутствие понимания идентичности Католической Церкви в России, ее права на свое особое свидетельство о Христе;

 

? Страх перед негативными последствиями миссии для прихода и лично для себя.

 

В числе основных препятствий для евангелизации как “открытости вовне” назван дефицит доверия и открытости внутри самих приходов.

 

В крупных приходах, для которых преобладающей моделью является “община общин”, это связано с переживанием прихода не как единого целого, а как совокупности разных (нередко искусственных) групп ? курсов подготовки к таинствам, молитвенных групп, молодежных и других возрастных встреч. Если человек не принадлежит одной из таких групп, ему бывает сложно найти свое место в приходе. Нередко такие группы держатся на отдельных личностях, критично настроены к другим группам, замыкаются сами в себе. Вызывает напряжение отсутствие окормления и поддержки отдельных групп, например, одиноких и престарелых, которые не вписываются в привычное деление на детей, молодежь и семьи.

 

В малых приходах, которые действуют по модели “семьи” или “убежища”, недостаток открытости в общении связан со страхом разрушить атмосферу принятия и доброжелательности, часто поверхностную. Люди в приходе не знают историй жизни друг друга, проблем, нужд и пр. Одной из наиболее симптоматических и одновременно неявных проблем, на которую тем не менее обращают внимание, является проблема диалога: между прихожанами и настоятелем, между самими прихожанами, между различными группами и общинами.

 

В некоторых ответах звучит ностальгия по прошлому, когда общины чувствовали себя более сплоченными в период возрождения, борьбы за возвращение храма и его восстановления. Сейчас вместо сплоченности, напротив, часто видна разобщенность, которая становится препятствием для миссии прихода.

 

Вопрос евангелизации также напрямую связан со способностью приходской общины интегрировать новых членов. Эта способность зависит во многом от размера прихода. Если в малых приходах напряжение вызывают отдельные люди, то в больших возникает необходимость включать целые группы: иностранных студентов, мигрантов, национальные сообщества.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Как вы лично видите миссию наших приходов в России? В чём состоит идентичность Католической Церкви в России?

 

Насколько ваша община открыта для принятия новых людей?

 

Как можно пробудить в прихожанах ответственность за миссию Церкви?

 

Какие у нас есть инструменты для постоянного диалога, в котором мог бы участвовать весь приход?

 

 

3. Воспитание для евангелизации

 

В целом в полученных ответах достаточно высоко оценивается в приходских общинах уровень катехизации, адресованной тем, кто желает принять крещение или воссоединиться с Католической Церковью. Одновременно отмечается несколько серьезных структурных проблем:

 

? Катехизация почти не включает в себя евангелизацию, провозглашение керигмы. Чаще всего мы исходим из того, что имеем дело с уже верующим человеком, которому от нас нужна лишь информация для углубления веры, однако это не так.

 

? Катехизация редко бывает направлена на активное вовлечение в жизнь приходской общины, знакомство с прихожанами, с личным свидетельством их жизни.

 

? Катехизация в большинстве случаев остается функцией “профессионалов” ? священников и монашествующих, а не общины.

 

? Катехизация часто не включает в себя личное сопровождение и помощь в решении серьезных личностных, семейных, социальных проблем, которые есть у значительной части прихожан и которые остаются без внимания. Предполагается, что они должны решаться в другое время и в другом месте. Результатом часто становится жизнь по двойным стандартам.

 

? В епархии не существует единого стандарта катехизации, ее уровень очень разнится в приходах.

 

С точки зрения ответственности прихожан за миссию Церкви основным препятствием остается отсутствие соответствующего воспитания: эта тема почти не звучит ни в катехизации, ни в проповеди. Необходима программа подготовки мирян, способных свидетельствовать о своей вере, отвечать на трудные вопросы, быть адекватными представителями общины в контактах с внешним миром.

 

Путь возрастания в вере необходимо сделать более прозрачным и понятным и адресованным всей общине. Со стороны прихожан настойчиво звучит запрос на предложение серьезного постоянного воспитания, и в особенности литургической катехизации, направленной на полноту участия в литургии, и прежде всего в Евхаристии, которая переживается как центр приходской жизни и ее источник.

 

С другой стороны, учитывая возможности многих прихожан, нужно стремиться к тому, чтобы такое воспитание как можно больше происходило внутри самой литургии или в тесной связи с ней. Речь идет о проповеди, которая должна быть подготовленной, содержательной и связанной с реальной жизнью, а также о “катехизации с амвона”, которая могла бы занимать 5-10 минут до или после Мессы и могла бы стать толчком для обращения многих.

 

Необходима специальная формация лидеров-мирян, способных брать на себя постоянную ответственность за хозяйственные дела, организацию приходских мероприятий, за иное.

 

Другая насущно необходимая форма воспитания ? продолжающаяся постоянная формация священников и монашествующих, в особенности направленная на развитие навыков открытой коммуникации и управления, включающего делегирование ответственности, на конструктивное переживание и разрешение конфликтов в приходской среде, в частности во время обсуждения в социальных сетях, от которых в настоящее время они почти полностью дистанцируются.

 

Подчеркивается необходимость единого качественного информационно-образовательного интернет-ресурса для поместной Церкви, а не разрозненных инициатив, которые при всех своих достоинствах остаются неизвестными прихожанам. Миряне, которые хотят быть миссионерами в медиа-пространстве, нуждаются в соответствующей квалификации, а также поддержке и постоянном сопровождении.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Какие модели христианского воспитания хорошо зарекомендовали себя в наших приходах? Какие остаются неиспользованными?

 

Какая помощь нужна вашей общине для воспитания?

 

Как ваш приход готовит своих прихожан к миссионерскому служению?

 

Насколько вы сами ощущаете потребность в серьезной постоянной формации? Какая помощь в этом вам нужна?

 

4. Миссия прихода в обществе

 

В значительном числе ответов констатируется, что наши приходы существуют в обществе, которое мало знает о Католической Церкви и в своем отношении к ней нередко руководствуется предрассудками, часто вопиющими. С другой стороны, поместная Церковь с точки зрения прихожан нередко кажется замкнувшейся в своем внутреннем мире, слабо реагирует на внешние социальные и политические процессы, предпочитая молчать о них. В этом смысле у многих возникает ощущение жизни в “католическом гетто”, где церковная жизнь совершенно оторвана от внешнего мира, а следовательно, и от повседневной жизни большинства прихожан.

 

Большое сожаление вызывает закрытость храмов ? как в буквальном смысле, когда храм остается запертым между богослужениями, так и в смысле степени гостеприимства, оказываемого приходящим, наличия и доступности информации о приходе и его служении, возможности знакомства с его жизнью. Этот аспект представляется одним из ключевых в миссии: “Храм открыт ? люди будут, храм закрыт ? людей не будет”.

 

Звучит настойчивый призыв яснее формулировать с одной стороны то, каким образом Католическая Церковь позиционирует себя в России, а с другой стороны ? каким образом она оценивает окружающий мир, который, несмотря на присутствие христианской культуры, по преимуществу является нехристианским, секулярным и индивидуализированным миром, нуждающимся в провозглашении керигмы.

 

Тем не менее, некоторым приходам удалось преодолеть тенденцию к самоизоляции и установить конструктивные контакты с властями города, различными общественными организациями, участвовать в общегородских мероприятиях и т.д. Этот опыт можно использовать как хороший пример для других.

 

Для крупных приходов парадигма миссионерской деятельности ? включение прихода в культурный и социальный ландшафт города, концертная и просветительская деятельность, благодаря которой “люди будут приходить в приход сами”. В малых приходах наиболее распространенный вариант ? осуществление миссии на “индивидуальном уровне”, среди друзей, коллег, членов своих семей. Распространено представление о евангелизации “через личный пример жизни во Христе в обыденных делах”.

 

Большинство ответов свидетельствует о том, что постоянное служение милосердия либо отсутствует в приходе, либо прихожане мало знают о нем и не принимают в нем активного участия. Лишь несколько приходов в епархии осуществляет постоянное служение, направленное вовне: помощь бедным, бездомным, зависимым, одиноким, пожилым людям. В основном это служение осуществляется за счет внешних ресурсов.

 

Немногие прихожане имеют опыт участия в делах милосердия, которое переживалось бы именно как реальное и по сути главное воплощение веры. Большинство, скорее, считает, что объектами такого служения должны быть они сами, а служение вовне воспринимают как чрезмерное требование, связанное, скорее, со светской филантропией, чем с делами веры.

 

Отдельно стоит вопрос о том, как строить отношения с Православной Церковью, ее иерархией и отдельными общинами. Есть ли какая-то общая позиция, из которой мы исходим? Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации фиксирует светский характер государства, нельзя не заметить, что православие становится “государственной религией”. В этом свете Католическая Церковь призвана говорить о свободе совести и вероисповедания.

 

В ответах констатируется, что поместная Церковь практически не использует медиа-ресурсы как инструмент миссии. Есть информация о деятельности Папы и епископа, но почти нет информации о жизни приходов и совсем нет анализа того, что происходит в нашей Церкви.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Какие препятствия для открытости, внутренней и внешней, вы видите в вашей общине? Каким образом их можно преодолевать?

 

Какие новые инструменты для построения диалога с внешним миром ваш приход мог бы использовать?

 

5. Материальная жизнь прихода

 

Различия в условиях существования больших и малых приходов определяют и практические вопросы: сменяемости и ротации настоятелей и сестер, вопрос экономической прозрачности прихода для прихожан, вопросы участия прихожан в администрировании прихода. Одни приходы не способны содержать себя самостоятельно и требуют поддержки, другие сами способны оказывать помощь, причем не только финансовую.

 

Одним из наиболее острых вопросов стал вопрос о сменяемости настоятеля: должен ли он сменяться и как часто. Для всех приходов смена настоятеля бывает важнейшим событием, которое иногда оборачивается тяжелой травмой, поэтому мнения о необходимом сроке либо бессрочном назначении настоятеля сильно разнятся. В целом, в большинстве ответов говорится, что сменяемость настоятеля необходима, но не слишком частая (высказывались разные предложения в диапазоне от 7 до 15 лет). Главными аргументами при этом являются утверждение, что “смена настоятеля защищает от ошибки приходить к человеку, а не к Богу”, а также то, что перспектива передачи дел в приходе ведет к большей ответственности за них. Смена настоятеля должна быть прозрачной, необходимо заранее готовить приход к этому событию.

 

Довольно мало в ответах говорилось о роли монахинь, которые чаще воспринимаются как административный или помогающий персонал для организации внутрицерковной жизни и реже как носители той или иной особой харизмы внутри Церкви.

 

Одной из наименее прозрачных сторон жизни прихода является его материально-административное существование. Большинство прихожан не очень хорошо представляет, из чего складывается приходское имущество, во что обходится его содержание и какую часть в нем составляют их пожертвования. Прихожане, как правило, не понимают, что, в принципе, должны содержать своего настоятеля и других священников. В крупных приходах вызывают протест разговоры о том, что наша поместная Церковь является “бедной”, поскольку уровень жизни священников и монашествующих часто представляется более высоким, чем у многих прихожан, и источник этого благосостояния остается непонятным.

 

Отсутствие у мирян интереса или даже чувство отторжения к административной, хозяйственной и финансовой стороне жизни прихода также нередко связаны с неправильным представлением о деньгах как о чем-то, о чем не следует говорить в Церкви; кто-то занимает иждивенческую позицию, рассчитывая, что любая помощь, в том числе денежная, должна приходить извне.

 

Среди предложений ? создание или преобразование приходских советов, чтобы они, с одной стороны, освободили настоятелей, по крайней мере, от части хозяйственных забот и позволили больше времени посвящать пастырству, а с другой ? дали прихожанам почувствовать реальную ответственность за приход. Еще одно предложение ? назначение приходских старост или администраторов.

 

Общим условием для большей вовлеченности мирян в заботу о приходе является максимальная информированность о его доходах и расходах и участие в их распределении.

 

Отношение к “десятине”, то есть к регулярным фиксированным пожертвованиям, - разное. Многие прихожане крупных приходов, участвовавшие в дискуссии, сообщили, что для них это нормальный способ участия в содержании Церкви. С другой стороны, подчеркивается, что здесь не должно быть даже намека на принуждение или осуждение тех, кто так не делает.

 

Отмечается, что важно воспитывать в людях сознание ценности жертвы, которая может выражаться не только в деньгах, но и в других ресурсах: времени, участии, использовании профессиональных знаний, связей и проч.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Насколько прозрачной можно сделать экономическую и хозяйственную составляющую жизни прихода в наших условиях? Что конкретно этому мешает?

 

Как вы относитесь к перспективе ротации настоятелей? С какой периодичностью?

 

Чем может помочь епархия формированию живых и активных приходских и экономических советов?

 

Каких материальных ресурсов не хватает вашему приходу для миссионерской деятельности?

 

***

 

Сноски:

 

(1) Епископы Католической Церкви России, Послание по случаю Юбилея Милосердия и 25-летия восстановления структур Католической Церкви в России, 3 апреля 2016 г.

 

(2) Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, История и 25 лет восстановления структур Католической Церкви в России (доклад), 2016.

 

(3) Архиепископ Павел Пецци, Католическая Церковь в России: смысл присутствия (статья), 2010.

 

(4) Ср. Папа Франциск, Апостольское обращение Evangelii gaudium ((EG), 33.

 

(5) Павел VI, Апостольское обращение Evangelii Nuntiandi о евангелизации современного мира, 80.

 

(6) EG, 33.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

cq5dam.thumbnail.cropped.750.422.jpeg

 

С 18 по 21 июня в Вильнюсе будет проходить VI Общеепархиальная пастырская конференция, организованная архиепархией Божией Матери в Москве.

 

Во встрече, которой предшествовала длительная подготовка и дискуссии, примут участие около ста священников, монашествующих и мирян из Центрального, Западного и Северо-Западного регионов архиепархии. Выбор темы конференции - «Будущее наших приходов» - мы попросили прокомментировать генерального секретаря поместного епископата, канцлера Курии архиепархии Божьей Матери в Москве о. Игоря Ковалевского: аудио здесь

 

«Это самая актуальная, наверное, тема, которую необходимо обсуждать в нашей конкретной ситуации Католической Церкви в России. В рабочем документе, который достаточно обширный, уже в самом начале приведена краткая история развития структур Католической Церкви за последние десятилетия. Это был нелегкий путь восстановления структур, и теперь необходимо подумать, как эти структуры реально, эффективно способны функционировать. А приход – это самая главная структура, низовая структура, и, естественно, в приходе прежде всего проходит жизнь верующих христиан».

 

Каких результатов вы ожидаете от этой конференции?

 

«Мы прежде всего ожидаем обсуждения поставленных вопросов. В обсуждении будет участвовать не только духовенство, но и миряне. Мы старались, чтобы в конференции приняли участие представители разных регионов нашей архиепархии, разных приходов, разные представители духовенства, но и обязательно миряне. То есть это не будут только крупные приходы Москвы или Санкт-Петербурга, - это будут также более мелкие приходы; приходы очень и очень разные. Мы будем пытаться обсудить, как мы можем совместно строить некие стратегии по миссии, что означает быть католиком и что означает участвовать в миссии».

 

(Беседовал Андрей Тарасов)

 

Новости Ватикана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

С 18 по 21 июня в Вильнюсе

 

При чём здесь Вильнюс ? Платит принимающая сторона? Это территория российской католической архиепархии? Может тогда уж сразу - в Ватикане проводить эту конференцию? Местные вопросы и проблемы надо обсуждать у себя, я неправ?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пишет о. Игорь Ковалевский на ФБ в коментах:

 

" Все оплачивают участники. Возможна частичная компенсация. Кроме того, была организована помощь в получении визы для тех, у кого ее нет. В Конференции участвуют представители духовенства, монашествующих и мирян. Причём, мирян сейчас будет немало, судя по спискам. Обсуждения были всегда открыты. Уверен, что присутствующие на конференции миряне реально представляют приходы и активно участвуют в их жизни.

 

Здесь были дискуссии, почему Вильнюс. Можно много говорить на эту тему и возражать, но есть ли у нас места, где за 5 тысяч рублей за 3 суток участник получит отменное питание, достойное проживание, комнаты для работы групп, готовую часовню для молитв и ещё возможность приобщиться к Вселенской Церкви в молитве на русском языке в другой стране ( а это уже запланировано )

 

Но пока действительно это самый дешевый вариант для такого количества народа! К сожалению. Кстати госчиновники это знают и даже не удивляются. Другие российские епархии тоже проводят подобные мероприятия за границей, в том числе в Литве. Так что пока дело не в патриотизме, а в прагматизме. И ночлег не на сеновале за западные деньги. Кто в курсе, тот знает, что даже туристический отдых в Литве Вам обойдётся дешевле, чем в той же Москве или Петербурге. Но это только к слову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аргументы услышаны. Прагматизм понятен. Хотя вот у меня нет заграничного паспорта, работа, нет лишних финансовых средств (один работаю в семье) - в Москве (в Подмосковвье) я бы сходил на такое значимое мероприятие, тем более есть чего обсудить. Видимо там всё же будет доминировать клир, приближенные к курии и руководству приходами, и толстосумы. Ну пускай они о нас поговорят, чего-то порешают. ;) Про госчиновников не понятно - какое им дело до "чужой" в РФ Церкви. С глаз долой - ещё лучше. Греет лишь воспоминание, что и большевики когда-то начинали из-за границы... ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

KWkFS3jsXpA.jpg

 

Пастырская конференция Архиепархии Божией Матери: «Будущее наших приходов»

 

18 июня в Вильнюсе началась пастырская конференция Архиепархии Божией Матери, посвященная обсуждению результатов дискуссии о приходской жизни, которая прошла в Архиепархии в этом году.

 

Конференция объединяет священников, монашествующих и мирян из трёх регионов Архиепархии и проходит раз в два года. Ежемесячно в каждом регионе проводятся собственные пастырские встречи. Данная же конференция даёт возможность не только вместе молиться и размышлять над актуальными проблемами церковной жизни, но и аккумулировать опыт переживания веры всей поместной Церкви.

 

Первые три конференции проходили в Подмосковье, следующие две — в Высшей духовной семинарии Св. Иосифа в Вильнюсе. Информационная служба Архиепархии поясняет этот факт: «Наша епархия пока не располагает зданием, где можно разместить около ста участников конференции. Благодаря гостеприимству Вильнюсской Архиепархии и семинарии проведение такого мероприятия за границей оказывается дешевле, чем аренда светского помещения в Москве или Санкт-Петербурге, а потраченные на проведение конференции средства расходуются на благо соседней поместной Церкви».

В этом году в конференции принимают участие 36 священников, один диакон, 24 сестры и 32 мирянина. Возглавляет её митрополит Архиепархии Божией Матери Архиепископ Павел Пецци.

 

Перед началом конференции участников поприветствовал Архиепископ Вильнюса Гинтарас Грушас. Он вспомнил о важнейшем для поместной Церкви событии – Апостольском визите Папы Франциска в Литву в сентябре прошлого года. В начале своей речи, вспоминает владыка Гинтарас, Папа обратился к литовской традиции гостеприимства и подталкивал к гостеприимству слушавших его. При этом особым образом Понтифик говорил о гостеприимстве в отношении будущего, о принятии будущего в нашей жизни.

 

fJ-iiIaIWbg.jpg

 

«Насколько я понимаю, вы как раз собираетесь говорить о вашем будущем», — сказал Архиепископ Вильнюса участникам конференции. – «Я приглашаю вас быть гостеприимными по отношению к тому будущему, которое ожидает вас, когда вы вернетесь в свои приходы».

 

Он также выразил надежду на то, что присутствие пресвитеров, монашествуюших и мирян из России в Вильнюсе и работа, которую они проделывают в эти дни, станет началом большей близости между нашими епархиями. «Ваше присутствие здесь – важный знак общения между нами», — подытожил епископ Гинтарас.

Затем прозвучало вступительное слово Архиепископа Павла Пецци. Он поблагодарил рабочую группу, состоявшую из священников, монашествующих и мирян, за подготовку Instrumentum Laboris – текста, над которым участники пастырской конференции будут работать в эти дни. Он также поблагодарил всех собравшихся, и в их лице – их общины и приходы, за участие в дискуссии о жизни приходов на протяжении пастырского года.

 

«Это правда, что в некоторых приходах дискуссия встретила сопротивление со стороны как прихожан, так и монашествующих и духовенства. Иногда это было не только сопротивление, но и открытый враждебный отказ вести эту дискуссию», — заметил владыка Павел. – «Однако я не считаю это однозначно негативным фактором, потому что искренне надеюсь, что это сопротивление и нежелание смогли в конце концов убедить всех в необходимости радикального обновления наших приходов и общин».

 

Епископ обратил внимание, что необходимость обновления, реформы в направлении новой евангелизации, была сформулирована уже на прошлой Общеепархиальной конференции, 2 года назад. «В ходе дискуссий на той конференции уже достаточно явно прозвучало признание того, что существующая модель развития поместной Церкви ведёт к стагнации, последствия которой будут разрушительными и преодолеть которую с помощью подхода «так делали всегда» невозможно», — сказал владыка.

 

iegC65nIqg4.jpg

 

В ходе текущей конференции участникам как раз предложено открыть, что мы можем сделать, чтобы перейти от текущей парадигмы, направленной на самосохранение церковных структур, к радостному возвещению Евангелия Иисуса Христа.

 

Работа будет проходить в двух форматах: до обеда участники будут собираться в малых группах, а после – на общей ассамблее, чтобы поделиться результатами проделанной работы. Также важной частью пастырской конференции, как отметил епископ Павел, является совместная молитва и Святая Месса, а также моменты неформального общения.

 

В первый день также прозвучали два свидетельства о жизни приходской общины: о. Дмитрия Новоселецкого из Перми и Олеси Шульц из Нижнего Новгорода.

Отец Дмитрий затронул сразу несколько тем: необходимость воспитания прихожан к евангелизации, роль семьи в передаче веры, недостатки катехизации, проблему финансовой ответственности верных за приход, каритативной деятельности и отношений с властями.

 

Олеся Шульц рассказала о том, какую работу проделала лично она в рамках дискуссии о приходах: о том, как она двигалась от скепсиса к желанию делиться своей верой. Этот путь включал открытие собственной принадлежности приходу, ответственности за него, в том числе – материальной, пробуждение интереса к другим прихожанам. Она описала это как пробуждение от формализма, благодаря которому вера и желание жить евангельской вестью, порождают конкретные действия в рамках целого прихода: активизацию катехетической и каритативной деятельности, молитвенной жизни, интерес к паломничествам и межприходскому общению.

 

Завершился первый день Святой Мессой, на которой участники особым образом молились о благодати Святого Духа во все дни работы конференции.

 

Анастасия Орлова

РУСКАТОЛИК.РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

KHcJ0k6a9Yo.jpg

 

Общеепархиальная пастырская конференция: структурные и пастырские проблемы

 

19 июня пастырская конференция Архиепархии Божией Матери приступила к работе над документом, сформированным по итогам дискуссии о будущем наших приходов. Восемь рабочих групп параллельно обсуждали первую половину документа, включающую пункты об актуальном положении Католической Церкви в России, о миссионерском призвании и воспитании для евангелизации. Приводим ключевые темы, которые были представлены секретарями групп на ассамблее во второй половине дня.

 

1. Клерикализм и инфантилизация мирян

 

Участники обратили внимание на сложившийся во многих приходах патерналистский подход, при котором все аспекты приходской жизни контролируются пресвитерами и монахинями, в то время как миряне занимают позицию иждивенцев.

 

Папа Франциск неоднократно повторял, что задача пресвитеров в Церкви – инициировать процесс, а не захватить пространство. Поэтому, как отмечали многие участники конференции, необходимо предлагать мирянам ответственность, но оставлять свободу для их ответа.

Как именно это может происходить? Нужно, чтобы в приходах открыто обсуждались текущие нужды. Такой открытый диалог стал бы приглашением для мирян откликнуться на потребности приходской общины, взять на себя ответственность.

 

«Вовлечение, ответственность, сопровождение», — такую формулу вывела одна из рабочих групп. И последний пункт этой формулы не менее важен, чем первые два. Ведь во многих вопросах прихожане действительно нуждаются в пастырском сопровождении. Например, речь шла об организации малых молитвенных групп, семейных встреч и других инициатив, которые могут быть реализованы мирянами, но требуют сопровождения пресвитера, помощи в выборе тем и формы проведения таких встреч.

 

2. Роль катехизации в воспитании зрелого в вере христианина

 

Говоря об инструментах христианского воспитания, участники уделили особое внимание катехизации. Есть риск в рамках неё предлагать людям ритуализм или морализм вместо Христа. Если катехумены за период подготовки не встречают живого Христа, не встречают свидетелей, для которых нет ничего важнее и интереснее Христа, то для них, на самом деле, нет причин оставаться в Церкви. Плоды этого неверного подхода выражаются в массовом оттоке из Церкви недавно присоединившихся и крещеных, на который указывает и рабочий документ конференции.

 

Поэтому участники подчеркнули важность миссионерского обращения пастырей и катехизаторов. Катехизация не может превращаться в подготовку к тесту на знание катехизиса. Необходим разумный баланс знаний и передачи веры, свидетельства. Те знания, которые преподаются на катехизации, не могут быть оторваны от познания Христа. Заповеди, знания о таинствах, знание библейской истории должны даваться как инструменты для познания Христа, способствовать личной встрече и установлению отношений с Ним.

 

Другой важный аспект – это включенность в общину Церкви. Встреча со Христом индивидуальна, но она происходит снова и снова внутри христианской общины, в нашем общении друг с другом. В рамках катехизации важно передать ключевую роль общины в жизни христианина.

 

3. Преодоление раздробленности и изолированности

 

Говоря об идентичности Католической Церкви в России, многие упоминали этническую замкнутость, наличие множества национальных общин, изолированных друг от друга. Многонациональность поместной Церкви наглядно выражает её вселенскость, и это богатство должно быть осмыслено в наших приходах.

 

Но даже если говорить о русскоязычных общинах, часто мы наблюдаем их изолированность друг от друга, замкнутость на себе самих. Представители большинства рабочих групп заявили о потребности во взаимодействии между приходами, в поиске адекватных форм для этого, таких как межприходские паломничества, взаимные визиты, обмен свидетельствами христианской жизни.

 

Другой аспект, который отмечали многие участники, это ощущение себя меньшинством, чужеродным для российского общества, а также негативное противопоставление себя православному большинству. Подчеркивалась необходимость переосмысления присутствия российских католиков на общественном уровне, выхода из «гетто» и большего вовлечения в общественные события и проблемы.

 

Речь шла и о «гетто» в наших сердцах – об отсутствии личной свободы, необходимости осознать собственное достоинство и богатство. Без этого мы не можем быть свидетелями и миссионерами, а к миссии призван каждый христианин.

 

4. Необходимость постоянной формации священников, монашествующих и мирян

 

Часто мы воспринимаем храм как единственное место воспитания, и это не верно. Многие говорили о необходимости малых групп, продолжающих взаимодействие вне стен Церкви: молитвенные собрания, семейные встречи и т.д. Однако существует реальная проблема: часто миряне боятся открыть свои дома для таких встреч. Не только по практическим причинам, но и из непонимания, что они могут делать вместе. Отмечалась необходимость поддержки таких инициатив со стороны пресвитеров и деликатное сопровождение.

 

Также говорилось о нужде в курсах и семинарах для подготовки лидеров из числа мирян, которые готовы брать на себя ответственность в Церкви.

Отмечалось, что такую же нужду испытывают и сами пастыри – священники и монашествующие, которые не освобождены от выгорания, психологической незрелости и иных проблем, которые нуждаются в постоянной работе. Необходимо углубление познаний в сфере психологии и путей решения конфликтов. Несмотря на то, что подобные курсы регулярно проводятся на уровне монашеских конгрегаций и общин, важно инициировать подобные проекты на уровне поместной Церкви, для тех, кто служит в одних реалиях и стакивается с одними и теми же вызовами.

 

Более или менее все вопросы и предложения, обсуждавшиеся в первый день групповой работы, были сосредоточены в рамках этих четырех тем. 20 июня участники конференции сфокусируются на второй части рабочего документа и пунктах о миссии прихода в обществе и материальной стороне приходской жизни.

 

Анастасия Орлова

 

Фото: Ольга Галкина для Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

65094380_2217321598363994_3268598381454295040_n.jpg?_nc_cat=110&_nc_eui2=AeHpvHo0CeXqlQ9vzr4SB1hqtxLD48fS3WROWDjL2zzqSnxiTh249CZDHhNjPFtvCAv1m0OZmQcih6pJKbBbzy4ftQFRDiJ2m53tUOz7yj_ApQ&_nc_oc=AQnW7ow7WC3VPCa00L7UR1LIuGkzSpfywrT9o6qcm-DuLi8gcRnr_L6Fw2S35drG5Z4&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=5a4a709e26b40b25b50f5da330d2a6a1&oe=5D7C0AAF

 

64932672_2217318798364274_1388083509662318592_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_eui2=AeEWb5fjnIqZruyrQwECHe0G_Cattpric1th2pH1m4VYKJM-JjAXTiT3bzQPSG_1x5MUZxXCTUf5MrEQIPyzdJNtrxpIzqUS16dy6n9pJpG1dg&_nc_oc=AQnevDVhhGVD5SwZYyLDZ2-qMnMDD5UnRpQhQH7SKkv19GTmO8J9w1pD6U2tyGtmDLA&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=5674c62dbeb77ead2fdb531d507d423f&oe=5D851B13

 

64621571_2217318115031009_2577555460836032512_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_eui2=AeG3rb5QTLd26zF4CmBnXZfJ9Y3VDG6dN3krZ_TNr8yOfp5Ehbiz6AZ8jsO5FLh8NtT9B1XfrkGVrfWhfv5NDD_qEI4hU_Ax6LUoB7MG0bKWIQ&_nc_oc=AQnuTcQw46tvIvrIH1sAcqFUc7RFpldDYZajxkx8fL0SrNLAdZgYYS9ueRO6WUi5Flk&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=704f4a4914bd1817b0d6d7c673e21ba8&oe=5DC2F4C1

 

64916322_2217320158364138_8282595592815771648_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_eui2=AeHmFBb7RDf6IRGmR3q2aJ12HKp0Tenuj8TouivOosQqU6JfMBDPbBz1eaA3kNhWVG4rjvQOlIYAcsmjALTQLAp9PGHQRA4W9sR2ork-Eh8wqA&_nc_oc=AQm5-nHVB4iKq0olBepCDrxC9BR_tPlLH7Q-CEfgIuilLlawauF1X-x7orhLRa6lVL8&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=1581a7fe6f37238888ddf7fbe804580a&oe=5DC1B3D3

 

64350531_2217318531697634_9013800069719130112_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_eui2=AeFdE9_NOJ3s7PQ_xq_8hXbCx8F3STg5iRtLh4A6Ve3SAOP1UoDzItquwMNJd0kphowH-hEBAq00omQb-gm3wMEPWw6CRBcNa1mMy-pTrHa2Ng&_nc_oc=AQnNW_IRRMHTm-7jAF0agw3S5jiEPhwmF4jlhITmlZpeK_FiTa90CzidwTdCueN4R74&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=ba1759e318a8d15c1f2db155ce8ee86c&oe=5D836C5B

 

Красивый храм, атмосферный.)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, пастырская конференция в Вильнюсе же.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

64661476_2220968074666013_5206870886816153600_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_oc=AQlysferXzkkgoqqcrUq2iTfPW-a405KD4xGjqOJel6USpD6TiNQ0mNcNA47CM9YDuU&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=63887c80d4ccde810e0d6f137e010d07&oe=5DBD9D3F

VI Oбщеепархиальная пастырская конференция проходит в стенах Вильнюсской духовной семинарии.

Вильнюсская высшая католическая семинария святого Иосифа готовит священников для Вильнюсской, Паневежеской и Кайшядорской епархий.

Современная вильнюсская католическая семинария ведёт свою историю с 1582 года. В 1945 году, когда Вильнюс был передан Литве, часть учебной части семинарии была переведена в Белосток и на её основе была образована белостокская семинария.

Во время советской власти семинария в Вильнюсе не действовала. В 1993 году, после восстановления независимости Литвы, работа семинария была возобновлена.

В 1997 году семинария была переведена в новое здание, находящееся на улице Кальвария. В настоящее время в семинарии проходит подготовку 27 семинаристов.

Сайт семинарии: https://www.seminarija.lt

***

Фото Информационная служба Архиепархии / Ольга Галкина

64676253_2220966847999469_5647544667508572160_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_oc=AQkCsNlXuTlrDSVbNf246ngSDh3L3uMQq2I9SQPpkoeu7TLntQwP0NmK5LFu_uaDF4g&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=5d59dc4aa5d492785bead544d8d6db9f&oe=5D8D7929

64589983_2220968334665987_1143527345978605568_n.jpg?_nc_cat=111&_nc_oc=AQnvokq-5MztnSbIeDxfS69uFW50kvdksp2kAxoEaR7mj3ca6H6PFmXrJ7l56-hkkDs&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=f0428463f228a0208cb2beff3342750f&oe=5D8A6FC3

65001952_2220967897999364_4251980651961516032_n.jpg?_nc_cat=109&_nc_oc=AQkU4bt0l_pUOWgP-jLPO6_Eoy5mefgu7jc-LMMdEfM1i0KHg_Sy7AHyC8AN7WPGNYc&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=1ebe6d52cc229a960d929daf31852101&oe=5DC13306

64666584_2220968221332665_7472886453840642048_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_oc=AQmX4Zf5TTwNlv_WdHJtJpxvqAQ_u2hMp4CzmIVRHD59oNMw5a13S6Dc3kna8iFmAbM&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=51f09893e78cc5df58670643576488e3&oe=5DC0CDA2

64901606_2220968121332675_3187547117308608512_n.jpg?_nc_cat=110&_nc_oc=AQnge-haB4IgSZELNc2FgRPiFYQQmF0uEKb8UAjLpD46x6OTa2lJ3uJ3GZbJCk9BSUw&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=04d38f9ff6e4283bef87b53539a57a80&oe=5D7BFD05

64746739_2220967144666106_7498701612471287808_n.jpg?_nc_cat=105&_nc_oc=AQmuCTJ9DJE2mffZxBL0j7Yv1zV_TGIpVfiMsU4IgfFolrVc7cfgsVH30bPhaS5nUnY&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=126630c2842e28afd68ebcf8edad0c48&oe=5DC69204

64949926_2220967164666104_9078380988983148544_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_oc=AQlBO7IGGV7FNA6FjsJ9d4l5rQdCuK6kIn24wwa6W3gF6JDhsjNDzUYZ16hD-jJJMi0&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=b942af82228ad86b2e89f22b0ceb943f&oe=5DC16AC6

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, красивый. А где это?

Храм семинарии:

https://www.seminarija.lt/index.php?id=35

 

Действительно, очень красиво

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

qSphitMShSs.jpg

 

Общеепархиальная пастырская конференция: нужны открытость и прозрачность

 

Во второй день работы в группах участники Общеепархиальной пастырской конференции «Будущее наших приходов» сосредоточились на четвертом и пятом параграфах рабочего документа, касающихся миссии прихода в обществе и материальной стороны приходской жизни. Как и вчера, приводим ключевые темы, прозвучавшие на ассамблее.

 

1. Открытость прихода другим

 

Многие участники конференции отмечали проблему внутренней закрытости прихожан, неготовность принимать новых людей. Есть риск, что приход становится нашей зоной комфорта, превращается в «междусобойчик», закрытый для других. Разделение на «мы» и «они» наблюдается даже в отношениях между приходами. Что уж говорить об открытости неверующим или людям других конфессий, которые интересуются и приходят в храм впервые. При этом были участники, которые из собственного опыта свидетельствовали о важности первой встречи с приходом, того, кто и как тебя встречает.

 

В качестве важного «окна в приход» назывались органные концерты, которые проходят во многих приходах Архиепархии. Часто мы смотрим на них только как на источник дохода, не до конца осознавая их миссийное измерение. В то время как для множества людей в наших приходах дорога в храм началась именно с этих концертов.

 

Также уже не в первый раз отмечалась важность открытых дверей храма, необходимость организации дежурств прихожан. При всей занятости взрослых католиков, настоятели не могут решать за них, говоря, что дежурства по храму априори невозможны. Важно заявлять об этой нужде в наших приходах, чтобы каждый мог серьёзно и честно проверить, может ли он пожертвовать какое-то время этому важному служению.

 

Отмечалось, что было бы хорошо подумать о людях, приходящих в храм впервые, составляя приходские информационные доски. Если на них будет хотя бы краткая информация о том, что такое Католическая Церковь и как можно стать католиком, а также небольшие информационные листовки, которые гость мог бы взять с собой, это стало бы значительной помощью в пути для людей, встречающих Католическую Церковь впервые.

 

Также упоминался положительный опыт сотрудничества со светскими СМИ, местными газетами и телевидением, в некоторых приходах Архиепархии. Рассылая пресс-релизы важных приходских событий (освящение храма, юбилей храма или прихода и т.п.), мы можем открыть двери светским медиа, из которых многие люди могут узнать о присутствии Католической Церкви в их городе. Это также важный путь к преодолению маргинализированного положения нашей Церкви.

 

2. Открытость настоятелей

 

Участники встречи отмечали, что инициативы прихожан и деятельность некоторых общин порой игнорируются или же встречают откровенное противодействие со стороны ответственных священников.

 

На этом фоне была предложена идея организации епархиального форума общин и движений с приглашением настоятелей, которые могли бы познакомиться с ними, чтобы не запрещать их деятельность вследствие банального незнания. Такие случаи есть, и о них свидетельствовали некоторые участники в рабочих группах.

 

Помимо незнания, как возможная причина закрытости настоятелей, называлось нежелание говорить о том, что делают не они или не их общины. Речь шла о страхе «перетягивания» прихожан и призваний и, как следствие, «монополизации» некоторых приходов.

 

Важно, чтобы настоятель мог и хотел диагностировать, какие проявления христианской жизни, кроме воскресной Мессы, интересны прихожанам. Готовность информировать о существующих инициативах и наличие открытого информационного пространства просто необходимы. Информация о существующих в приходе инициативах должна быть легко доступна. Не может быть места подходу «кто ходит, тот всё знает». Внутрицерковные «междусобойчики» противоречат миссии, и важно, чтобы настоятели сами не становились источником такого метода.

 

3. Выход за пределы прихода

 

Участники конференции констатировали неотложную необходимость выхода из «гетто» и свидетельствовали об эффективных форматах миссии, в которых участвовали они сами, либо видели в своих приходах и общинах.

 

Это участие в экуменических объединениях в наших городах, социальное служение, налаживание доброжелательных отношений с местными властями, участие в волонтёрских программах, даже светских, давая свидетельство христианской жизни в отношениях с теми, с кем нам случается сотрудничать.

 

Актуальным остаётся выход в сферу образования. В наших приходах много священников и монашествующих из других стран, которые могут преподавать иностранные языки, либо имеют другое специальное образование, которое может быть востребованным в образовательных учреждениях наших городов. Языковые школы, различные курсы и даже университеты — это плохо освоенная территория, на которую мы часто боимся ступить, но которая зачастую приносит добрые и обильные плоды.

 

4. Вопрос десятины

 

В обсуждении в группах поднимался вопрос десятины: должны ли мы призывать прихожан отдавать 10% дохода общине, ведь именно о такой сумме говорит Библия. Участники свидетельствовали, что разговоры о деньгах в приходе вызывают негатив и отторжение. Реальность поместной Церкви такова, что в наших приходах доминирует сознание иждивенцев – так определили его многие участники. Отчасти это объясняется обильными финансовыми вливаниями из-за рубежа на стадии восстановления католических структур в России. Многие общины не вложили ни копейки в строительство и обустройство собственных храмов и до сих пор считают, что поместная Церковь живёт за счёт Ватикана.

 

Во-первых, это противоречит реальности. Во-вторых, способность общины содержать себя и священника – это юридически один из критериев существования прихода. То, что сейчас приходы нашей епархии не платят зарплату священникам, — это жест милосердия в отношении приходов, но не норма. Абсолютно все участники конференции, включая мирян, говорили об острой необходимости преодолеть эти заблуждения и взять на себя финансовую ответственность за свои приходы.

 

На ассамблее звучал призыв к воспитанию прихожан в осознании, что регулярные финансовые пожертвования – это не повинность, а важная часть выражения христианской веры.

 

Вопрос о том, как можно воспитать такое сознание, остался открытым. В качестве одного из путей было предложено не настаивать непременно на 10% ежемесячного дохода, но предложить прихожанам найти баланс между суммой, которую они хотели бы жертвовать, и той, которую они могут. «Что я хочу дать Церкви?» и «Что я могу дать Церкви?» — разумная середина между этими величинами, если каждый прихожанин будет преданно вносить её каждую неделю, способна коренным образом изменить текущее положение.

 

Как другой возможный путь воспитания была предложена система, уже реализованная в некоторых приходах, когда прихожане сами собирают пожертвования, заполняют платежные ведомости, зачисляют деньги на счет и оплачивают текущие расходы (в первую очередь, это коммунальные платежи). Соответственно о нехватке средств объявляют тоже прихожане.

 

5. Отсутствие прозрачной финансовой отчетности

 

Другой фундаментальной материальной проблемой, как отметили участники конференции, является отсутствие прозрачной финансовой отчетности. Оно рождает раздробленность, взаимные обвинения и недоверие как между прихожанами, так и в их отношениях с настоятелем.

 

В то же время каноническое право обязывает настоятеля отчитываться перед жертвователями. Годовой отчет должен включать информацию о том, сколько денег собрано, сколько потрачено и на какие нужды. Такого же подробного отчета требуют целевые сборы.

 

Ещё одно требование канонического права – наличие приходского экономического совета. Его состав не может быть тайной. Все должны знать ответственных в своих приходах. Однако во многих местах это не соблюдается, констатировали участники встречи.

 

Нельзя сказать, что в Архиепархии не существует инструментов для налаживания прозрачной финансовой отчетности. Епархиальный экономический совет подготовил документы, формулы, готовые файлы для организации финансовой отчетности в приходах. Существует декрет епископа, который обязывает настоятелей это делать. Участники указали на острую необходимость в том, чтобы этот декрет перестал игнорироваться, чтобы настоятели воспользовались той помощью, которую предлагает им епархия, ради блага всего прихода.

 

* * *

Таким образом, за два дня групповой работы был охвачен весь документ, составленный по итогам дискуссии в приходах.

 

В пятницу, 21 июня, владыка Павел вместе с участниками подведут итоги работы, которые позднее лягут в основу послания Архиепископа на следующий пастырский год.

 

Конференция завершится Святой Мессой в кафедральном соборе Вильнюса и паломничеством участников к иконе Остробрамской Богоматери.

 

Анастасия Орлова

Фото: Ольга Галкина для Информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

65185715_2226681634094657_6218764653472776192_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_eui2=AeFtiVA6LtnNE6S1ypQaUEm-FNaPe7KCkJHJKzO4odk6nlJtKoLFNuc8lk7ad93bwn7cqxQFSFdCUa7MX6Vl_h6hdB2y3DRrsUH-P7FDhr9qYQ&_nc_oc=AQkYllSrTAOoNrKxyGOqP91VVmEhhQ32eylTU0OYauTQ6LAP-tlPF8UoN_XNjTAAnf8&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=b6a4189d75015a20600f9689ff45ac07&oe=5D786741

 

VI Oбщеепархиальная пастырская конференция.

 

День 3. Отчеты о втором дне работы в группах. Группа 1, докладчик - с. Анна Захарова

 

Слава Иисусу Христу! Вчера, когда мы говорили о миссии прихода, подчеркнули один из главных приоритетов приходской жизни – когда приходит новый член и просит принять его в Церковь, изучить его мотивацию. И уже от мотивации этого человека строить свою пастырскую работу и его интеграцию в приходе. Корни каждой миссии, как мы еще вчера говорили, находятся в личной встрече со Христом. Полученный нами дар веры по благодати Божией мы не можем утаить. Полученный нами дар мы можем передавать другому. Если мы встретились со Христом, мы автоматически становимся миссионерами.

 

Существуют два аспекта этой миссионерской внешней деятельности прихода – миссия непосредственного провозглашения Царствия Божия. Культурная деятельность прихода – организация культурных мероприятий, то есть, концертов, выставок, дела милосердия. Вторым аспектом этой миссионерской деятельности является участие в миссии поместной Церкви. Она может осуществляться при помощи формирования отдельных организаций, в том числе, организаций или формы юридического лица. Пример: положительный опыт «Искусства добра», фонда «Покровские ворота» или деятельность организации «Каритас».

 

Каким образом может осуществляться провозглашение Царствия в приходах? Мы были согласны в том, что это должно осуществляться через проповедь Слова Божия, то есть, священники, полные Духа Святого, должны провозглашать Царство Небесное, чтобы их проповедь не была формальной. Дальше мы говорили о том, что литургия должна быть богатой, хорошо приготовленной, особенно на Пасху и Рождество, когда в храм приходит много людей «с улицы», которых именно красота литургии, богатство слова может привлечь к тому, чтобы остаться. Нужно тщательно подбирать репертуар. Нашей молодежи нужно прививать традиционные наши песни – не только песни под гитару, но и к привлекать к участию в традиционных песнопениях, григорианских.

 

Культурная деятельность – это концерты и выставки, о которых мы уже говорили, и важно, чтобы это было сделано профессионально, чтобы эти средства были не только зарабатыванием денег для прихода, но чтобы это имело форму евангелизации. Но профессионализм тоже необходим, потому что люди приходят и платят деньги. Необходимо привлекать собственные силы, потому что, как оказывается, в наших приходах всегда было большое количество талантливых людей, художников, фотографов, музыкантов, людей искусства. Им тоже необходимо дать место для самореализации в приходе.

 

Мы отметили, что миссией прихода является привлечь людей, которые страдают от одиночества в современном мире, приходят под грузом собственных проблем, которые смутно, может быть, находятся в депрессии. Заданием прихода является помочь им в решении этих проблем. Это не произойдет автоматически: эти проблемы многочисленны – как внешние, так и внутренние, но задача прихода помочь в решении таких проблем, как социализация, какие-то сексуальные проблемы, решение семейных проблем, помощь в поиске своего места в Церкви.

 

Инструментами, в том числе, могут быть маленькие группы в приходах. Очень хорошо действуют такие группы в приходах, как группа Живого Розария, Матери в молитве, неокатехуменат, Обновление в Святом Духе. Это группы, где человек перестает быть анонимным и приобретает свое лицо в Церкви. Также, по нашему мнению, Церковь может и должна помочь верным занять свою осознанную позицию в политических вопросах. Осознать свою ответственность за то, что происходит в стране, чтобы не убегать, не прятаться в Церкви от реальных проблем. Как говорят некоторые: «я в Церкви ищу Царство Божие, а царство земное меня не интересует». Сделать из них активных граждан той страны, в которой мы находимся, России.

 

Переходим к материальной жизни. Мы говорили, что очень важно установить прозрачность в вопросах финансов, с активным вовлечением экономических советов в решение финансовых проблем. На нашей группе мы обменялись опытом, и пришли к выводу, что у многих есть такой опыт, что прихожане просто не в курсе, что монашествующие нуждаются в финансовой поддержке, или что священнику в Ватикане платят заработную плату. Для этого очень важно информировать прихожан о нуждах прихода и о потребностях священников и монашествующих, которые несут в нем служение. Просто дать им шанс помочь, чтобы они могли себя реализовать и в этой сфере тоже. А поскольку часто у них нет информации, они даже не догадываются об этом. При этом важно доносить до всего прихода информацию о расходах и приходах. Какая прибыль, какие расходы. Необходимо это делать благоразумно, с учетом российской специфики, которая не позволяет достичь абсолютной открытости в этом вопросе.

К вопросу о ротации настоятелей.

Мы говорили, что, как и многие другие вещи, нельзя подводить всё к одному, нельзя грести всех под одну гребенку. Этот вопрос должен быть решен всегда благоразумно и в индивидуальном порядке. Как частая смена настоятелей приводит к разрушительным результатам в приходе, так и другая крайность, когда настоятель слишком долго задерживается, происходит «сращивание», это тоже негативно влияет на приход, разрушает его. Мы выступаем за ротацию не раньше 6 и до 10 лет. Спасибо.

 

(Отчеты групп публикуются "как были услышаны", с минимальной редактурой текста)

 

#мыкатолики #нашиприходы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

65275205_2227635663999254_3798306585084690432_n.jpg?_nc_cat=103&_nc_eui2=AeGpwmEezty2ZVxvmRCt0OgqKWhkVVSKy4QgpYO1HkkK0NJBiMgEwWvceFAZ2WhAWdF2JbB0_PYsz2W3EEA1Ra5BjdtfEjk2cIN_pETxnjLXtg&_nc_oc=AQk2CO5opPQkVcGo990Uk6NIi8TlzRux2cfgv5d99gF6KWhA3TYhYP0V3nYSRduDOTk&_nc_ht=scontent-frt3-1.xx&oh=4eafb93f75b06b43c2f2bac207373b1d&oe=5D865BC1

 

VI Oбщеепархиальная пастырская конференция.

 

День 3. Отчеты о втором дне работы в группах. Группа 2, докладчик - Роман Ляндебурский.

 

Мы поделились впечатлениями о вчерашней конференции. Понравилось, что существующие проблемы в Церкви озвучиваются, обсуждаются и не замалчиваются, и перед ними нет страха. Еще раз отметили национальные корни Церкви. Это свидетельствует о ее вселенской роли. Очень важно не впасть в крайности: либо строгое выполнение директив, либо полное игнорирование того, что предписано к обязательному исполнению или полнейшая автономия приходской Церкви. Очень важно возрастание уровня ответственности настоятелей приходов.

 

Воспитание для евангелизации и миссии прихода. Вернулись к идентичности католической Церкви в России. Это наша общая семья. Важно подобное отношение к самим себе, к общине, и не только в приходе во время богослужения, но также и в повседневной жизни. Ключевым словом во время обсуждения было слово «любовь». Как к самой Церкви, так и в самой Церкви. Необходимо преодоление дефицита любви. Очень важно при возникновении критических настроений в приходе не входить в больные дискуссии, помнить, что это действие злого духа.

 

Очень важна катехизация с амвона. Как пример – в течение 5 минут перед приходскими объявлениями. Пока все прихожане, не дождавшись благословения, не разбежались по домам. Преодолевать препятствия, мешающие мирянам – лень, страх, недоверие друг к другу, недостаток знания. В этой связи важно повышение авторитета священника, призывающее мирян к активной жизни в приходе. Обучение их основам катехизации, а также постоянной формации. Личная подготовка священником человека к таинству, что особенно важно для малых приходов. Это повышает уровень знаний прихожан и их ответственность. Постепенно передавать полномочия катехизаторов мирянам, приучение приходов к этому.

 

Миссия приходов в обществе. Один из моментов – возрастание красоты литургии, начиная с деталей, так как это – дом Бога, это наш с вами дом. Чистота храма, оформление, цветы, повышение уровня понимания происходящего у алтаря. О таких вещах, как уборка храма, уход за клумбой, оказание конкретной помощи по украшению и ремонту, к сожалению, зачастую просит настоятель, а не делают сами миряне. Особое внимание было уделено вопросу, с какой мотивацией новые люди приходят в Церковь, хотят стать католиками. Первый момент – зов предков: мой дедушка был католиком, и мне тоже интересно. Другой момент культурно-эстетический – красивая месса, красивый храм, возможность комфортно сидеть на мессе, служба не очень длинная.

 

Третий момент – желание получить счастье и сразу. Как вариант: мне просто не нравится в православии. Для дальнейшей работы очень важно понимать, что именно подтолкнуло человека. Часто бывает желание стать католиком без длительной подготовки. Многие удивляются, что надо долго учиться. Часто имеет место разобщенность прихожан и катехуменов – не видят друг друга, не знают, кто чем занимается.

 

Очень негативный момент «конкуренция» между приходами. Попытка найти, где светлее, где проще. Это, естественно, негативно сказывается на миссии приходов. Вчера многие отмечали закрытость, так называемое «гетто». Для выхода очень важно, чтобы, пребывая в России, священники и монашествующие знали ее культуру, историю, понимали проблему страны. Миссия должна выполняться с любовью. Без любви к стране пребывания это очень тяжело. С другой стороны, не пытаемся ли мы сами изолироваться? Являемся ли мы, католики в России, частью этого общества? В качестве примера – почему во многих храмах нет обычая использовать флаг России? По этому вопросу развернулась бурная полемика. Это просто как один из примеров идентичности Церкви со страной. Важный момент – боязнь показаться сектантом.

 

Крайне необходимо установление на местах контактов с властью – для таких моментов, как проведение процессии по улицам города. Необходимость вовлекать всех верующих делать это красиво. Ликвидировать маргинализацию католиков в отношениях с обществом и властью. В будущем следует преодолевать изоляцию церковной общины от жизни общества. Не брезговать такими моментами, как поздравить губернатора с Новым годом, с Днем Победы. Пригласить представителя общественных властей на церковные праздники. Побуждать паству более активно участвовать в общественной жизни.

 

Призыв идти на выборы – это не заигрывание с властями, а нормальная гражданская позиция, естественная для христианина. В приходе должно быть активное участие в жизни общества. Год Экологии, Год Волонтера, участие в субботниках – это зачастую проходит мимо наших приходов, а на самом деле является реальным и ценным ресурсом для каритативной миссии и для ненавязчивой евангелизации. Важно преодолевать взаимные страхи перед представителями разных конфессий. Нам перед православными, и православным перед нами.

 

Материальная жизнь приходов. Сошлись во мнении, что ежегодный отчет о работе и финансовой составляющей крайне необходим. Прозвучало свидетельство – приходской совет ежегодно составляет реальную смету о нуждах. В зимний период существует отдельная корзина на отопление. В том же приходе изначально все начиналось с иждивенческих настроений. Люди привыкли, что священники получают поддержку из-за границы. А после необходимости перейти на самоокупаемость часть людей, к сожалению, отсеялась. Это говорит об отсутствии самосознания, того, что это мой приход, и я несу за него ответственность. Другое свидетельство – сам настоятель денег с пожертвований даже не видит. Все эти средства расходуются только на нужды прихода, и миряне за всем этим тщательно следят.

 

Многим приходам необходима юридическая помощь. Требуется административно-методологическая помощь по ремонту зданий, памятникам архитектуры, храмам. Епархия нуждается в постоянном юристе, квалифицированной помощью которого без труда могли бы пользоваться настоятели. Предложение организовывать встречи для членов приходского совета, чтобы помочь более четко понять задачи, возможности и компетенции приходского совета и готовить к осуществлению этого служения, обмениваться опытом. Спасибо.

 

***

(Отчеты групп публикуются "как были услышаны", с минимальной редактурой текста)

#мыкатолики #нашиприходы

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выступление о. Дмитрия Новоселецкого (Пермский приход НПЗДМ)

 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1331&v=nJq5mf2K4dg

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Выступление о. Дмитрия Новоселецкого (Пермский приход НПЗДМ)

 

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1331&v=nJq5mf2K4dg

Это его перевели в Москву недавно?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...