Перейти к содержанию

Латинские Соборы VIII-XI вв. о запрете на повторный брак


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Перевод делал для себя, но может кому-то будет полезным и интересным

 

https://vk.com/@nied...-povtornyi-brak

 

III Соборы

 

Аахенский Собор

 

43-й канон Аахенского Собора, проходившего во дворце Карла Великого в 789 году, цитирует 102-й Африканский Канон:

 

«Подобное постановление того же Африканского Собора гласит, что ни жена, оставленная своим мужем, доколе он жив, ни муж не может возыметь другую жену, доколе его прежняя жена еще жива» [1]

 

Фриульский Собор

 

Одно из наиболее явных и ясных свидетельств о неразрывности уз брака содержится в 10-м каноне Фриульского Собора 791 года:

 

«Подобным образом постановляется, что, хотя брачные узы нарушаются блудом – мужу не дозволено брать другую жену, доколе жива его прелюбодейная жена, вопреки ее прелюбодеянию. Прелюбодейка же, которой должно быть подверженной суровому наказанию и претерпевать муки покаяния, не может возыметь другого мужа, жив ли ее муж – которого она не стыдясь предала – или мертв… Из чего ясно следует, что до тех пор, пока жива блудная жена, ее муж не может законно или безнаказанно заключить новый брак» [2]

 

Этот частный канон не только четко декларирует неразрывность брака, но и затрагивает сложный фрагмент Мф. 19, 9, содержащий оговорку об исключении. Канон признает, что этот фрагмент вызывает затруднения и поясняет, что творения Св. Иеронима были тщательно исследованы на предмет правильного его понимания. Канон утверждает, что вследствие исследования: «тот час стало ясно, что оговорка касается исключительно права на сепарацию».

 

Римский Собор

 

В 826 году, при Папе Евгении II, в Риме состоялся Собор. 36-й канон этого Собора был грубо сформулирован и по общему мнению открыт к неоднозначной интерпретации. Этот же канон был включен и в более поздний Римский Собор, проведенный в 853 году при Папе Льве IV. Он постановляет, что:

«Муж не вправе оставлять свою жену, кроме как по причине ее блуда, и тогда соединиться с другой. В иных случаях должно, чтобы виновная сторона воссоединялась с прежним супругом*» [3]

 

Из этого канона трудно не сделать вывод о праве супруга на вступление в повторный брак в случае, если его жена виновна в прелюбодеянии. В нем ничего не сказано о повторном браке. Кажется, что акцент делается на причинах сепарации. По всей видимости, он указывает на то, что мужчина должен примирится со своей женой, если он покинул ее по причинам, отличным от супружеской измены, в ином случае, от него не требуется примирение.

 

*«С позиции Римской Церкви, этот двусмысленный канон может быть истолкован только как допускающий «несовершенный развод**» (unvollkommene Scheidung) в случае супружеской измены» (Fahrner, I. Geschichte der Ehescheidung im kanonischen Recht, teil 1, Freiburg im Breisgau, 1903, p 83)

 

**«Несовершенным разводом» называется сепарация супругов при которой новый брак возможен только после смерти супруга – прим. переводчика

 

VI Парижский Собор

 

Собор был созван по указанию императора Людовика Благочестивого в Париже в 829 году. Он недвусмысленно обозначает неразрывность супружеских уз:

 

«Необходимо знать, что брак заключается Богом… Как сказал Господь, кроме причины блуда, муж не может оставлять жену, но должен примирится с ней. А того, кто женился на другой, оставив жену по причине блуда, по приговору Господа надлежит объявить прелюбодеем» [4]

 

Вормский Собор

 

Среди указов, которые «надлежит объявить народу», Вормский Собор 829 года воспроизводит вышеупомянутый канон Парижского Собора того же года [5].

 

Нантский Собор

 

Манси датирует Нантский Собор 658-м годом. Однако существует достаточно доказательств того, что его каноны в действительности датируются IX веком. 12-й канон этого Собора гласит, что каждый из супругов может развестись по причине прелюбодеяния другого супруга, но пока жив супруг никто не может вступить в повторный брак:

 

«Если супруга мужа совершила блуд, что было обнаружено и оглашено самим мужем, то пусть оставит жену по причине блуда, если только пожелает. Жена же должна слагать публичное покаяние на протяжении семи лет. Однако ее муж не может женится на ком-то другом, пока его жена жива. Он имеет позволение на примирение с прелюбодейной женой, если желает. Но в этом случае ему надлежит совершать покаяние вместе с ней и только после семи лет они оба смогут приступить к Причастию. Жена подлежит тому же, если ее муж совершил прелюбодеяние против нее» [6]

 

Трибурский Собор

 

Трибурский Собор, состоявшийся в 895 году вблизи Майнца в Германии, постановил:

 

«Мужу никак не позволительно женится на другой, пока жива его (блудная) жена» [7]

 

Буржский Собор

 

Буржский Собор состоялся в 1031 году. 16-й канон этого Собора постановляет:

 

«Те (мужья), что оставляют своих законных жен без греха блуда, не приемлют других, пока живы их жены, и жены не берут других мужей, но да примиряются друг с другом» [8]

 

Хотя этот канон не говорит о повторном браке в случае прелюбодеяния, его формулировка очевидно оставляет место для различных интерпретаций.

 

Реймский Собор

 

В 1049 году Папа Лев IX лично отправляется во Францию, где проводит Реймский Собор в попытке реформировать Церковь Франции. 12-й канон Собора не делает исключений, когда постановляет, что:

 

«Ни один муж не может, оставив свою законную жену, женится на другой» [9]

 

Турский Собор

 

Среди различных Соборов проводимых при участии кардинала Стефана – легата Папы – для исправления злоупотреблений в Церкви Франции, был Турский Собор, созванный в 1061 году. 9-й канон этого Собора постановляет, что:

 

«Всякий муж, который отпустит свою жену без суда епископа и возьмет чужую жену или женится на другой – да знает, что до тех пор, пока он не воздаст должного покаяния, он будет исключен и изведен от Тела и Крови Господа нашего Иисуса и из стен Церкви и будет всем как гнилой член, отрезанный от здравого тела мечом Духа» [10]

 

IV Собрания канонов

 

Апостольские каноны

 

Апостольским правилам, собранным в 400-х годах, придается особое значение в Христианский Церкви. 47-й (48-й) канон утверждает, что:

 

«Если который мирянин, изгнав свою жену, возьмет другую, или иным отринутую - да будет отлучен» [11]

 

Ирландская коллекция

 

Ирландское собрание канонов восходит к 700-м годам. Оно оказало значительное влияние на более поздние собрания канонов. О неразрывности брака в них цитируется Св. Августин:

 

«Так, согласно закону и Евангелию, жене должно сочетаться законным и публичным браком, и во все дни ее жизни – если только по взаимному согласию она не посвятит себя Богу – ей никогда не должно разлучатся с мужем, за исключением случая блуда. Если же она совершила прелюбодеяние, то ее следует оставить. Однако пока она жива, ее муж не может сочетаться браком с другой женщиной, поскольку прелюбодеи не наследуют Царство Небесное» [12]

 

Диакон Бенедикт Левит

 

Это собрание канонов было сформулировано в 847-850-е годы и носит имя Бенедикта Левита или диакона церкви в Майнце. Некоторые из входящих в него канонов затрагивают вопрос неразрывности брака, которую они решительно поддерживают:

 

«Пока муж или жена живы, ни один из них не может быть соединен браком с кем-то другим» (lib 3, 73)

 

«Если жена совершила прелюбодеяние, ее должно удалить, если того пожелает муж, однако при ее жизни муж не может сочетаться браком с другой женщиной – потому что прелюбодеи не наследуют Царство Небесное – а покаяние жены должно быть принято» (lib 3, 179) [13]

 

Препятствуя удалению жен даже по причине их прелюбодеяния, Бенедикт Левит изменяет норму канона Парижского Собора 829 года. Если Парижский Собор разрешал сепарацию супругов в случае прелюбодеяния, то в этом собрании цитируемый канон провозглашает, что:

 

«Согласно установлению Господа, прелюбодейную жену не следует удалять, но с ней нужно помириться. И те, кто женятся на других после того, как они удалили своих жен по причине прелюбодеяния, по предписанию Господа объявлены прелюбодеями» (lib 2, 235) [14]

 

[1] Karoli Magni Captularia, Capitulare Ecclesiasticum, c. 43

[2] Concilium Forojuliense, c. 10

[3] Synodus Romana, c. 36

[4] Concilium Parisiense VI, Lib. III, c. 2

[5] Hludowici et Hlotharii Capitularia, Constitutiones Wormatienses

[6] Concilium Namnatense, c. 12

[7] Concilium Triburense, c. 46

[8] Concilium Bituriccnse, c. 16

[9] Concilium Remense, c. 12

[10] Concilium Turonense, c. 9

[11] Canones Apostolorum, c. 47

[12] Canones Hibernenses, Lib. 46, c. 2

[13] Collectio Capitularium Benedicti Diaconi, lib 3, 73; 179

[14] Collectio Capitularium Benedicti Diaconi, lib II, 235

 

Bevilacqua, A. The History of the Indissolubility of Marriage, Proceedings of the Catholic Theological Society of America (CTSAP), 22 (1972), pp 253-308

Изменено пользователем Павел Недашковский
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что за Африканский собор, Павел? Не Карфагенский имеется в виду?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что за Африканский собор, Павел? Не Карфагенский имеется в виду?

 

«В 407-м году епископы Западной Африки созвали XI Карфагенский Собор. В каноне о сепарации супругов они четко сформулировали принцип нерасторжимости брака, не делая различия между мужем и женой. Этот 8-й канон Собора обозначен как 102-й канон в Кодексе Канонов Африканских Церквей (Codex Canonum Ecclesiae Africanae)»

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...