Перейти к содержанию

Возможен ли новый всплеск атеизма в России?


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

359294514_6cff697307_b.jpg

 

В последнее время открыто говорят о смене тренда и общественном запросе на критику Церкви. Поп-дивы выпускают скандальные ролики, а в социальных сетях модным становится заявлять свои антирелигиозные настроения.

 

Как понимать это и с чем к нам приходит новый атеизм? Он приходит с поистине колоссальным поворотом в общем сознании. С участившимися признаниями вроде: «родила и осознала, как правы чайлдфри», с оживленными обсуждениями мамочками своего глубокого отвращения к «спиногрызам» и «маленьким гаденышам». С сокращением чуть ли не в полтора раза числа заключаемых браков и всплеском разводов до четыре пятых от общего числа семей. Вдумайтесь, только одна из пяти семей сохраняется спустя 5-10 лет супружества!* (*В действительности, того меньше, 17-18% по неисламским регионам России.) При этом, в половине оставшихся браков – неурядицы, постоянное искушение развестись. Получается, в наше время статистически проще влезть на Джомолунгму, искупаться в море с голодными акулами, выжить при раке желудка последней стадии, нежели с искренней радостью и в праздничной обстановке отметить со своим суженым «оловянный», 20-летний юбилей.

 

Между тем, под шумок, в пятерку жизненно необходимых благ вошел интернет.

 

Согласно опросам, 83% россиян проводят в виртуальном пространстве уже от 2 до 8 часов времени в сутки. Исчезновение всемирной сети стало бы катастрофой – с этим утверждением согласны две трети наших сограждан (BCG, 2017).

 

Статистика иллюстрирует глубокие перемены в психофизиологии и социальном устройстве, которые пару десятилетий назад казались немыслимыми. Природные инстинкты притупляются и главные конструкции общества рассыпаются в пыль. И тут тебе, здрасьте-пожалуйста, церковная проповедь и старая как мир, классическая трактовка морали: дети, жертвенность, верность, самоограничение, труд, Слово Божие и по воскресеньям литургия… Как не взорваться от этого человеку эпохи постгуманизма?

 

Отталкивание, жесткое и эмоциональное, ясно просматривалось в последних антицерковных акциях. Шнуров, Ксения Собчак в бороде, манифестанты из екатеринбургского сквера желали большего, нежели произвести кратковременное впечатление или отстоять городские зеленые насаждения. Такова адресация Церкви о том, что они – иные, люди, вкусившие новой реальности вне церковной метафизической санкции. Как говорил Хилари Патнэм, один из столпов современного философского атеизма: «Мы отказываемся от точки зрения Божественного взора». Отказываемся от восприятия истины с точки зрения Божественного взора, констатируем, что в нашем мировоззрении нет места абсолютным ценностям.

 

Незатейливая сценическая буффонада, местечковый «break down the wall» – перетягивание сетчатых секций забора со стройплощадки – становятся антитезой серьезности богослужения, знаменитому екатеринбургскому крестному ходу в память Царственных мучеников, стоянию по пятнадцать-двадцать часов на морозе в Москве за поклонением поясу Пресвятой Богородицы.

 

Не все из участников отрицают Бога, кое-кто декларирует свои христианские убеждения.

 

Новый атеизм не требует вступления в официальный «Союз безбожников», споров по поводу существования Бога и происхождения вселенной. Достаточно отказаться от восприятия истины с точки зрения Божественного взора.

 

Атеизм старого образца рационализовал картину мира, сохраняя при этом тягу к универсальному и абсолютному. В жарких диспутах 1920-х церковники и безбожники отвоевывали друг у друга единые объективные понятия о смысле бытия. На чем зиждется вселенская гармония? Кто и что является целью и движущими силами истории? Какие мысли, чувства, поступки делают человека человеком? Между верующими и неверующими существовало множество точек соприкосновения: в культуре, общественной морали, связях с природным, естественным миром.

 

В отношении нового атеиста трудно сказать, на чем кроме его «я» и удобств техноурбанистического образа жизни сфокусировано его мировоззрение. Бог как Источник высшей Воли, Силы и Разума, превосходящих индивидуальные человеческие, в данном случае – очевидно лишний, равно как исторические параллели, философско-культурные предпосылки, корни, преемственность, радость от контактов с миром природы и вкуса натуральных продуктов. Новому атеисту «хорошо так», и чем возражать и от чего строить дальнейшую дискуссию после этого непонятно.

 

Постмодерновая вселенная – пространство субъективного. Окна и входы в онтологическое, гуманитарное и естественно-природное измерения закрыты. «Внутренний реализм» Патнэма, освобождение от оков метафизического восприятия реальности оборачиваются неодолимым презрением к прошлому, к любому стороннему и коллективному опыту, ко всему, что стоит за рамкой эгоцентрического комфорта и выгод. Представители прежних поколений, коротавшие свой век без интернета, гладких автодорог и средств от зубной боли, не могут считаться по-настоящему полноценными. Притом, что ими создавались «Троица» и мозаики Равенны, «Гамлет» и «Евгений Онегин», органные фуги и 5-я симфония, Лувр и собор Василия Блаженного.

 

В данной логике Церковь и православные люди, с их приверженностью традиции и нравоучениям-заповедям, не удосужившимся пройти на протяжении тысячелетий элементарный «апгрейд», обречены восприниматься раздражающим фактором.

 

Мы, как и прежде, полагаем несчастьем положение 30-летнего одиночки без семьи, бесконечно меняющего работу, сожителей и съемные квартиры, оторванного от родных мест и естественного природного мира, погруженного в виртуальную реальность, питающегося различной синтетической дрянью и проводящего свой урбанизированный досуг в условиях скученности и сумасшедшего давления на органы чувств. «Бедненький, он страдает и желает нормальной семьи, дома, тишины, постоянства условий, продолжения в детях, дружеского общения с прочими такими же семьями». Мы по привычке настраиваемся на роль поводырей и утешителей, подсказывающих необходимость перемен в жизни. И неожиданно наталкиваемся на неприятие: «Я ничего не собираюсь менять, у меня вообще все классно». Если не нечто еще более шокирующее: «Хочу поменять гендер».

 

Новые атеизм и антицерковность – следствия глубокой перестройки, явление, которое нелегко воспринять и осмыслить. Краткое кредо постхьюман: одинок, не связан обязательствами, эгоцентричен, технократичен, текуч и мобилен, соответственно общественным модам и веяниям. Это придает существованию некое подобие свободы и живости. Здесь не сверхчеловечество Ницше, ибо для белокурого бестии коллективная мизансцена является обязательным условием; воля к обладанию и власти толкают его на геройства. Сегодняшняя картина больше напоминает царство монад, космических размеров пустыню с мириадами светил, отрешенных и одинаково безразличных друг другу.

 

Почти невероятно, чтобы Церковь признала пресловутую «новую норму» и без ущерба себе, покорно приняла ее дух. Ибо это, ни мало, ни много, означало бы свести к монаде саму Троичность, оставив на произвол судьбы соборность, аскетику, семью, межпоколенные связи, переживающие свой сложный период. В перспективе новый атеизм продолжит расти. Со сменой «апгрейдов» и «фич» он, без сомнения, охватит всевозрастающее число людей вокруг. Приверженность к объединяющим принципам, семейственность, любовь к культуре, истории, природной естественности останутся уделом немногих. Таковы явки, пароли, адреса, рубежи христианского сопротивления в мире, охваченном постгуманизмом.

 

Андрей Рогозянский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 167
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Снобистское и в основном демагогическое ворчание без попытки объяснить суть явления.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не отбирайте у людей скверы и музеи - и не будет всплесков.

ИМХО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, Лена, все началось гораздо раньше "скверной" темы. Но вина верующих тоже в этом есть. Впрочем, даже если бы и не было вины, ошибок миссии, все равно Церковь была бы виновной в глазах деградирущей части человечества. Так было всегда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Забег по граблям - это наш любимый вид спорта.

А там как Бог даст...

И нам попадет рикошетом...

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы понять, как население относится к церкви и религии, полезно почитать комментарии под темами, которые периодически появляются в сети.

 

Например:

 

https://zen.yandex.ru/media/easyasia/pokupaia-svechku-prihojanin-jertvuet-5d09d012d5f89300af8f10f6

 

Ну и так далее. Эти комменты интересны тем, что их не стирают, и авторов не банят. Мои наблюдения (крайне поверхностные):

 

- у людей полная каша в голове

- полностью и слепо верящих крайне мало среди авторов комментариев

- значительна доля тех, кто разделяет веру и духовенство, обвиняя его в любви к роскоши, в коррупции, а то и в ... атеизме

- также очень мало по-настоящему грамотных атеистов

 

В целом, паства в церкви бы сильно выросла, если бы церковь своим поведением не отталкивала ее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В целом, паства в церкви бы сильно выросла, если бы церковь своим поведением не отталкивала ее.

 

Вот и я об этом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. "Новый всплеск атеизма в России" не то что "возможен", а уже произошёл. И произошёл он отнюдь не сегодня, а никак не позже, чем в начале 2010-х годов. Уже примерно в 2012-2013 годах полки книжных, по крайней мере в столицах, были завалены всякой новоатеистической "научно-просветительской" литературой, и интеллигенция их с удовольствием читала, а потом выражала в Сети то, чего начиталась.

1.1. И произошёл этот всплеск не из-за того, что с клириками РПЦ что-то не так. Прошу обратить внимание - я не утверждаю ни того, что с клириками РПЦ "всё так", ни обратного; я просто говорю, что их поведение для обсуждаемой темы - фактор второстепенной, если не третьестепенной значимости. Львиная доля нынешних антиклерикалов, агностиков, атеистов с клириками РПЦ (как и с любыми другими клириками) вообще не сталкивается.

 

2. В чём причины этого "всплеска"? ИМХО, это не "всплеск", а выравнивание с общеевропейским трендом. Отклонением от этого тренда (конечно, позитивным отклонением - но тем не менее) была как раз симпатия и интерес к вере позднесоветской интеллигенции. В марксизме они разочаровались, а христианство (отчасти и другие религии тоже) занимало место гонимой альтернативы официозу - вот люди и интересовались, и даже кто не интересовался, считал нужным проявлять некое уважение. А как раз к 2010 году подросло новое поколение, которое не успело даже в октябрятах побывать. Марксизм для них уже не был официозом, а был или чем-то вовсе неизвестным, или (становясь известным) имел прелесть новизны. Тем паче, эту прелесть имели и имеют более новые течения, проникающие к нам с прогрессивного Запада -от "нового атеизма" до гендерных теорий. И отношение к вере у этого (и более новых) поколения стало выравниваться по направлению к тому, как дело обстоит в глобальном информационном пространстве.

 

3. При этом, если говорить конкретно о статье - автор совершенно неправ, когда утверждает, что современная молодёжь не имеет тяги к поиску какого-то большого и настоящего смысла жизни. Есть это у них, есть. Притом у западной молодёжи больше, чем у местной, а у нынешней местной молодёжи (здесь, к сожалению, могу только на anecdotal evidence опираться - на личные впечатления и на впечатления моих близких) - больше, чем у местной молодёжи 1990-х годов. Цинизм эпохи перестройки и реформ постепенно выветривается. Но проблема в том, что поиск большого смысла у нынешних людей очень часто выражается не в приобщении к "Церкви своих отцов" (на самом деле уже даже не отцов, а дедов - а здесь, в России, даже пра-дедов и пра-пра-дедов), а в разных нетрадиционных формах духовности ("spiritual, but not religious" как это называется там), а также в страстном, квазирелигиозном отношении к политике, к экологии, и т.п.

  • Like 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуй, именно так. Согласна с вами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже примерно в 2012-2013 годах полки книжных, по крайней мере в столицах, были завалены всякой новоатеистической "научно-просветительской" литературой, и интеллигенция их с удовольствием читала, а потом выражала в Сети то, чего начиталась.

 

Уж чем прилавки завалены, так это всяким оккультным бредом. И если кто видит перед собой две книги про Луну. Одна - научная, научно-популярная, другая - астрологическая про воздействие Луны на человека, так скорее купят вторую. Ну кто станет читать научно. научно-популярную книгу, когда можно купить книжку сенсационную и написанную легким языком? Так что вы здесь не правы. Все прилавки завалены оккультно-религиозными опусами, и именно их читают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

65205113_2531994123499573_183388381915381760_n.jpg?_nc_cat=109&_nc_oc=AQkAzqqb1euM6hJrJhFCmmFyxbsjAWxJGGH9z5zg6IO7CjZBQOsM2CiTXbayAEOYd6A&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=0971ae9e5dba51fd8dab3922aea1f298&oe=5D7BC43A

Нашла сейчас у немецких баптистов. :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.1. И произошёл этот всплеск не из-за того, что с клириками РПЦ что-то не так. Прошу обратить внимание - я не утверждаю ни того, что с клириками РПЦ "всё так", ни обратного; я просто говорю, что их поведение для обсуждаемой темы - фактор второстепенной, если не третьестепенной значимости. Львиная доля нынешних антиклерикалов, агностиков, атеистов с клириками РПЦ (как и с любыми другими клириками) вообще не сталкивается.

 

 

Именно первой значимости. Почитайте же комментарии. И та группа, что говорит - Бог в душе, а в церкви рвачи и стяжатели, и просто та, что винит церковь в рвачестве, все сходятся на том, что церковь превысила допустимые пределы жадности. Обе эти группы составляют большинство комментариев.

 

Вот пример по вышеприведенной ссылке:

 

- Если верите в Бога, не ходите в церковь. Там Бога нет. Богу нужна ваша свечка не больше чем чёрту кочерга. Лучше ищите Бога в себе. В своих чувствах, мыслях, переживаниях. Заблудились - пастор не поможет, а совесть укажет верный путь безошибочно.

 

- Не так давно проходил мимо огромного храма, однозначно выстроенного на бюджетные деньги, потому что несколько миллиардов рублей на строительство вряд ли могут пожертвовать старушки-богомолки. Но я о другом. К храму подъехал огромной величины "Хаммер" и из него вылез поп с брюхом как у трёх толстяков. Хаммер... Ёкарный бабай! Ну зачем уж так-то?

 

- Как уже достала эта РПЦ, их пропаганда религии и повсеместная постройка храмов и церквей. Как будто мы живем не в светском государстве, а в каком - нибудь Иране или Саудовской Аравии.

 

- Народ! да когда же Вы поймете, что для общения с Богом посредники не нужны! И "особые" здания тоже не нужны! А если ощущаете необходимость пожертвовать..., обратите внимание на рядом живущие бедные семьи...возьмите и помогите им...конкретной помощью. Дело благое, и уж получше свечек.

 

- ГЛУПЕНЬКИЕ, ЭТО ПРОСТО ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ , БЕССОВЕСТНЫЙ БИЗНЕС ... ТОЛЬКО И ВСЕГО... БЫЛ БЫ БОГ ОН ДАВНО НАУЧИЛ ЭТИХ СВЯТЫХ ОТЦОВ БЫТЬ НАСТОЯЩИМИ СВЯТЫМИ... КАК ОНИ ГРЕХИ СЕБЕ ОТПУСКАТЬ БУДУТ? ДА НИКАК!!! ПО ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!!! ВЕДЬ БОГА НЕТ... ОНИ ЭТО ЗНАЮТ, А НАМ ВРУТ... ПРОСТО ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ... НИ СОВЕСТИ НИ ФЛАГА..

 

И это вы называете "третьестепенным значением"?

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже примерно в 2012-2013 годах полки книжных, по крайней мере в столицах, были завалены всякой новоатеистической "научно-просветительской" литературой, и интеллигенция их с удовольствием читала, а потом выражала в Сети то, чего начиталась.

 

Уж чем прилавки завалены, так это всяким оккультным бредом. И если кто видит перед собой две книги про Луну. Одна - научная, научно-популярная, другая - астрологическая про воздействие Луны на человека, так скорее купят вторую. Ну кто станет читать научно. научно-популярную книгу, когда можно купить книжку сенсационную и написанную легким языком? Так что вы здесь не правы. Все прилавки завалены оккультно-религиозными опусами, и именно их читают.

 

Я же не случайно написал, что "интеллигенция их с удовольствием читала". Речь идёт о студентах, о всевозможных, как это сейчас называется, хипстерах и креаклах. Вот они читали то, что издавала "Династия" и прочее подобное. А широкая малочитающая публика (грубо говоря, люди такого типа, которые двадцать лет назад читали только Донцову и кроссворды - что они сейчас читают, не знаю, но, скорее всего, нечто аналогичное), конечно, прочитает при случае оккультную книжицу про третий глаз и седьмой нос, а Докинза, Пинкера или де Вааля (да даже и Асю Казанцеву) читать не будут. Но ведь не о них речь. Я уж не говорю, что оккультная литература о седьмом носе и путешествии Эрнста Мулдашева к атлантам - это, на самом деле, не то, что можно признать "религиозной литературой" с христианской точки зрения (равно как и с точки зрения любой другой сотериологической религии).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.1. И произошёл этот всплеск не из-за того, что с клириками РПЦ что-то не так. Прошу обратить внимание - я не утверждаю ни того, что с клириками РПЦ "всё так", ни обратного; я просто говорю, что их поведение для обсуждаемой темы - фактор второстепенной, если не третьестепенной значимости. Львиная доля нынешних антиклерикалов, агностиков, атеистов с клириками РПЦ (как и с любыми другими клириками) вообще не сталкивается.

 

 

Именно первой значимости. Почитайте же комментарии. И та группа, что говорит - Бог в душе, а в церкви рвачи и стяжатели, и просто та, что винит церковь в рвачестве, все сходятся на том, что церковь превысила допустимые пределы жадности. Обе эти группы составляют большинство комментариев.

 

Вот пример по вышеприведенной ссылке:

 

- Если верите в Бога, не ходите в церковь. Там Бога нет. Богу нужна ваша свечка не больше чем чёрту кочерга. Лучше ищите Бога в себе. В своих чувствах, мыслях, переживаниях. Заблудились - пастор не поможет, а совесть укажет верный путь безошибочно.

 

- Не так давно проходил мимо огромного храма, однозначно выстроенного на бюджетные деньги, потому что несколько миллиардов рублей на строительство вряд ли могут пожертвовать старушки-богомолки. Но я о другом. К храму подъехал огромной величины "Хаммер" и из него вылез поп с брюхом как у трёх толстяков. Хаммер... Ёкарный бабай! Ну зачем уж так-то?

 

- Как уже достала эта РПЦ, их пропаганда религии и повсеместная постройка храмов и церквей. Как будто мы живем не в светском государстве, а в каком - нибудь Иране или Саудовской Аравии.

 

- Народ! да когда же Вы поймете, что для общения с Богом посредники не нужны! И "особые" здания тоже не нужны! А если ощущаете необходимость пожертвовать..., обратите внимание на рядом живущие бедные семьи...возьмите и помогите им...конкретной помощью. Дело благое, и уж получше свечек.

 

- ГЛУПЕНЬКИЕ, ЭТО ПРОСТО ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ , БЕССОВЕСТНЫЙ БИЗНЕС ... ТОЛЬКО И ВСЕГО... БЫЛ БЫ БОГ ОН ДАВНО НАУЧИЛ ЭТИХ СВЯТЫХ ОТЦОВ БЫТЬ НАСТОЯЩИМИ СВЯТЫМИ... КАК ОНИ ГРЕХИ СЕБЕ ОТПУСКАТЬ БУДУТ? ДА НИКАК!!! ПО ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!!! ВЕДЬ БОГА НЕТ... ОНИ ЭТО ЗНАЮТ, А НАМ ВРУТ... ПРОСТО ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ... НИ СОВЕСТИ НИ ФЛАГА..

 

И это вы называете "третьестепенным значением"?

 

Никакого опыта реального взаимодействия с какими-либо церковными инстанциями эти комментарии не демонстрируют. Всё знакомство - на уровне "проходил мимо храма, видел толстого попа" - и с какой-то стати решил, что храм построен на бюджетные деньги. Если о чём-то такая склонность обвинять, ничего не зная, и свидетельствует - то только о предубежденности, об априорной враждебности.

 

А вот комментарии насчёт того, что Бог в себе, а "посредники" не нужны, как раз и показывают, в чём корни этой враждебности. Люди слишком высоко ставят свои "мысли, чувства, переживания", как будто там сокровища несметные сокрыты, и в [самом факте существования] организованной религии усматривают покушение на свою драгоценную "духовность" (не суть важно, о чём эта духовность - то ли о "боге в душе", то ли о "бога нет").

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

- Как уже достала эта РПЦ, их пропаганда религии и повсеместная постройка храмов и церквей. Как будто мы живем не в светском государстве, а в каком - нибудь Иране или Саудовской Аравии.

 

 

А когда я читаю подобное кликушество, то возникает огромное желание, чтобы те, кто так пишет, оказались на один денек заброшены (в качестве местных граждан) в тот же Иран или Саудовскую Аравию. И чтобы каждый раз как они (а в особенности их женщины) выйдут на улицу, одетые не по форме, к ним бы подходила полиция, забирала в участок, и отпускала только после профилактической беседы о том, как нужно носить платок, и как его нельзя не носить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Как уже достала эта РПЦ, их пропаганда религии и повсеместная постройка храмов и церквей. Как будто мы живем не в светском государстве, а в каком - нибудь Иране или Саудовской Аравии.

 

 

А когда я читаю подобное кликушество, то возникает огромное желание, чтобы те, кто так пишет, оказались на один денек заброшены (в качестве местных граждан) в тот же Иран или Саудовскую Аравию. И чтобы каждый раз как они (а в особенности их женщины) выйдут на улицу, одетые не по форме, к ним бы подходила полиция, забирала в участок, и отпускала только после профилактической беседы о том, как нужно носить платок, и как его нельзя не носить.

 

Каждый день проезжаю Покровский женский монастырь, вижу как женщины начинают одевать платки и юбки перед КПП в монастырь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Никакого опыта реального взаимодействия с какими-либо церковными инстанциями эти комментарии не демонстрируют. Всё знакомство - на уровне "проходил мимо храма, видел толстого попа" - и с какой-то стати решил, что храм построен на бюджетные деньги. Если о чём-то такая склонность обвинять, ничего не зная, и свидетельствует - то только о предубежденности, об априорной враждебности.

 

Да. И это основная масса населения. О ней и говорится в теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Как уже достала эта РПЦ, их пропаганда религии и повсеместная постройка храмов и церквей. Как будто мы живем не в светском государстве, а в каком - нибудь Иране или Саудовской Аравии.

 

 

А когда я читаю подобное кликушество, то возникает огромное желание, чтобы те, кто так пишет, оказались на один денек заброшены (в качестве местных граждан) в тот же Иран или Саудовскую Аравию. И чтобы каждый раз как они (а в особенности их женщины) выйдут на улицу, одетые не по форме, к ним бы подходила полиция, забирала в участок, и отпускала только после профилактической беседы о том, как нужно носить платок, и как его нельзя не носить.

 

Каждый день проезжаю Покровский женский монастырь, вижу как женщины начинают одевать платки и юбки перед КПП в монастырь.

 

Вы действительно не видите разницы между хождением по улицам в любом направлении, по своим делам - и посещением религиозного учреждения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никакого опыта реального взаимодействия с какими-либо церковными инстанциями эти комментарии не демонстрируют. Всё знакомство - на уровне "проходил мимо храма, видел толстого попа" - и с какой-то стати решил, что храм построен на бюджетные деньги. Если о чём-то такая склонность обвинять, ничего не зная, и свидетельствует - то только о предубежденности, об априорной враждебности.

 

Да. И это основная масса населения. О ней и говорится в теме.

 

А я о том и говорю, что враждебность к религии у людей, не сталкивающихся с религией и её клириками, нелепо объяснять поведением этих клириков. Совсем другая у этой враждебности природа.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы действительно не видите разницы между хождением по улицам в любом направлении, по своим делам - и посещением религиозного учреждения?

 

Долгая дорога начинается с малого шага:

 

https://lenta.ru/news/2011/01/18/dresscode/

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я о том и говорю, что враждебность к религии у людей, не сталкивающихся с религией и её клириками, нелепо объяснять поведением этих клириков. Совсем другая у этой враждебности природа.

 

Верно, ложка дегтя портит бочку меда. (одно духовное лицо на мерседесе реально влияет на отношение незаходящих) Только не говорите про целенаправленную кампанию, направленную против Церкви. Скорее наоборот.

Изменено пользователем Валерий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы действительно не видите разницы между хождением по улицам в любом направлении, по своим делам - и посещением религиозного учреждения?

 

Долгая дорога начинается с малого шага:

 

https://lenta.ru/new...1/18/dresscode/

 

Чаплин много всего разного говорил. И где Чаплин?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я о том и говорю, что враждебность к религии у людей, не сталкивающихся с религией и её клириками, нелепо объяснять поведением этих клириков. Совсем другая у этой враждебности природа.

 

Верно, ложка дегтя портит бочку меда. (одно духовное лицо на мерседесе реально влияет на отношение незаходящих) Только не говорите про целенаправленную кампанию, направленную против Церкви. Скорее наоборот.

 

Причём тут дёготь и мёд. Такое впечатление, что Вы отвечаете не на мою реплику, а на что-то другое. Паки повторяю: если у человека волну враждебности вызывает священник на иномарке (а на чём тот должен ездить? На Запорожце?) - дело явно не в мерседесе. Дело в том, что у этого человека уже есть враждебность к Церкви (совершенно не обязательно вызванная целенаправленной кампанией, причём тут это) и он лишь ищет предлог, чтобы эту враждебность как-либо "обосновать".

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что у этого человека уже есть враждебность к Церкви (совершенно не обязательно вызванная целенаправленной кампанией, причём тут это) и он лишь ищет предлог, чтобы эту враждебность как-либо "обосновать".

 

И откуда эта враждебность взялась? Государственная машина давно обласкивает Церковь. Общество безбожников уже лет семьдесят как не работает. Так откуда? Есть версии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...