Перейти к содержанию

Молитва св.Терезы из Лизье и учение об оправдании


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В другой теме я уже
, что был поражен словами св. Терезы из Лизье, которые Папа Франциск цитирует в параграфе 54 "
" - их не просто сходством, но идентичностью с основным лютеранским учением - об оправдании. Эту тему я и хотел бы здесь обсудить.

 

Во избежание недоразумений: достаточно очевидно, что то, как Папа Франциск использует слова св.Терезы, то место, которое они занимают в его мысли (одно из "доказательств", что обращенный, поддерживаемый благодатью человек не может удержаться от нарушения заповедей Второй скрижали) - это не тот смысл, который имела в виду сама св.Тереза. Также это и не тот смысл, который имелся в виду основоположниками Реформации. Способность человека хотя бы внешним образом соблюдать заповеди Второй скрижали, причём даже не обязательно с помощью благодати, но и своими собственными силами, отнюдь не оспаривалась. Поэтому весь современный контекст, заданный Amoris Laetitia, здесь нужно оставить в стороне.

 

Суть дела, о которой хочу сказать, такова: до сих пор приходится часто встречаться с непониманием (именно с непониманием - несогласие это уже другой аспект дела) лютеранской доктрины об оправдании со стороны и римских католиков, и (пост)византийских православных. Возможно, будет легче изъяснить, о чём идёт речь, опираясь на слова св. Терезы.

 

Вот, для начала, сама фраза св. Терезы, которую процитировал Папа (из "
"): " На закате жизни я предстану пред Тобой с пустыми руками, ибо не прошу Тебя, Господи, считать мои деяния. Все наши праведные дела не чисты в глазах Твоих. И поэтому я хочу облечься в Твою праведность и от Любви Твоей получить вечное обладание Тобою же." (
, je para?trai devant vous les mains vides, car je ne vous demande pas, Seigneur, de compter mes ?uvres. Toutes nos justices ont des taches ? vos yeux. Je veux donc me rev?tir de votre propre Justice et recevoir de votre Amour la possession ?ternelle de Vous-m?me).

 

Немного выше, в начале той же молитвы, она говорит: "Я хочу в совершенстве исполнять волю Твою и достигнуть той славы, которую Ты уготовал мне в Царстве Твоем, — одним словом, я хочу стать святой, но, зная свое бессилие, прошу Тебя, о мой Боже: Ты Сам стань моей святостью. Ты возлюбил меня так, что отдал Сына Своего единородного, Который стал Спасителем моим и Женихом. Все богатства Его добродетелей принадлежат и мне. С радостью приношу их Тебе в жертву и умоляю Тебя смотреть на меня глазами Иисуса и видеть меня только в Его Сердце, сгорающем от Любви (Je d?sire accomplir parfaitement votre volont? et arriver au degr? de gloire que vous m’avez pr?par? dans votre royaume, en un mot, je d?sire ?tre Sainte, mais je sens mon impuissance et je vous demande, ? mon Dieu ! d’?tre vous-m?me ma Saintet?. Puisque vous m’avez aim?e jusqu’? me donner votre Fils unique pour ?tre mon Sauveur et mon Epoux, les tr?sors infinis de ses m?rites sont ? moi, je vous les offre avec bonheur, vous suppliant de ne me regarder qu’? travers la Face de J?sus et dans son C?ur br?lant d’Amour).

 

Это говорит святая, которая, несомненно, получала содействие благодати и совершала праведные дела (подлинно праведные – праведные дела христиан, те, которые следуют из спасающей веры, а не те, которые совершаются без веры). И вот, совершая эти праведные дела, всю свою жизнь посвятив Господу, она, тем не менее, уверена, что эти дела - не то, чем можно оправдаться на Божьем суде. Если Он будет судить по делам, то эти праведные дела окажутся совершенно недостаточными - настолько, что св. Тереза просит и не судить её по ним; явиться с ними – всё равно что явиться с пустыми руками. Вместо своей праведности она может предложить Богу только праведность и "все богатства добродетелей" Иисуса – вмененную праведность.

 

Оправдание без дел (только ради Христа, только благодатью, только верой) – и есть именно это, и ничто другое. Ни лютеране, ни реформаты никогда не учили, что совершать праведные дела не нужно, или что их можно не совершать, что Господь не требует от нас их совершения, и т.п. Речь именно и только о том, что оправдание происходит не на основании этих дел, а единственно по милости Божией, ради Христа. Если даже святые (а св.Тереза не единственная и не первая святая, говорившая о запятнанности даже наших праведных дел) могут рассчитывать на оправдание только по милости, то на что ещё рассчитывать всем прочим?

 

Далее: только в этом контексте имеет смысл выражение "только верой". Оно никогда не означало, будто вера – это единственное, чего от нас требует и ожидает Господь. Нет, речь идёт о том, что если мы оправдываемся только Его милостью, то это значит, что мы не совершаем своё оправдание, а принимаем его, принимаем эту милость.

 

Принятие этой милости, всецелое на неё упование - это и есть та "вера", о которой идёт речь в исповеданиях Реформации. Выражение этой веры мы видим и в словах св. Терезы, которая говорит: " Ее божественный Сын, мой возлюбленный Жених, во время Своей земной жизни сказал нам: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». И я уверена, что Ты исполнишь мои желания; я знаю это, о Боже мой!" (Son divin Fils, mon Epoux Bien-aim?, aux jours de sa vie mortelle, nous a dit : « Tout ce que vous demanderez ? mon P?re, en mon nom, il vous le donnera ! » Je suis donc certaine que vous exaucerez mes d?sirs ; je le sais, ? mon Dieu !).

 

Именно эта уверенность – уверенность в Его милости, уверенность в Его собственном обетовании, и есть то, что в лютеранском богословии называется "уверенностью в спасении". Именно это – а отнюдь не уверенность в своих собственных достоинствах.

 

Ради чего, в таком случае, совершать праведные дела, если спасение всё равно происходит не на их основе? Св.Тереза отвечает и на этот вопрос: "После земного изгнания я надеюсь в Небесной Отчизне насладиться Тобою, но не хочу копить добрые дела ради Неба. Я хочу трудиться ради одной Твоей Любви, с единственной целью сделать приятное Тебе, утешить Твое святое Сердце и спасти те души, которые будут вечно любить Тебя". (Apr?s l’exil de la terre, j’esp?re aller jouir de vous dans la Patrie, mais je ne veux pas amasser de m?rites pour le Ciel, je veux travailler pour votre seul Amour, dans l’unique but de vous faire plaisir, de consoler votre C?ur Sacr? et de sauver des ?mes qui vous aimeront ?ternellement). И это, опять же, в точности тот же самый ответ, который даётся Реформацией – творить добрые дела не ради спасения, но из благодарности Спасителю, чтобы являть Его славу, и, следуя за Иисусом, служить ближнему.

 

Мне, возможно, возразят, что-де есть сходства, а есть и различия. Несомненно! Но единственное различие между нашей, лютеранской верой, и той верой, которую выражает св. Тереза в обсуждаемой молитве состоит в том, что св. Тереза считает возможным принести Богу, вместе с праведностью Иисуса, также праведность Богородицы и (других) святых, в то время как Лютер и др., почитая и св.Деву, и апостолов, и других святых, не приписывают их добродетели значения соискупительной заслуги.

 

Заключительные замечания: свидетельство св. Терезы побуждает вновь сказать, что учение об оправдании только по милости - это не изобретение Реформации. Это универсальная христианская вера, свидетельствуемая святыми. В какой бы конфессии ни был человек, если он/а оправдывается – то оправдывается только так.

 

(Вновь подчеркну, что св. Тереза – далеко не единственная и не первая, кто об этом говорит; Лютер в этом смысле ссылался на св.Бернара Клервоского с его perdite vixi; но и до Бернара есть разнообразные свидетельства на эту тему. Лично мне приходит в голову, в первую очередь, такой текст, как "Духовные беседы св. Макария Египетского», где, в Беседе 8 говорится: "Доныне не знаю ни одного человека христианина совершенного или свободного. Напротив того, если и упокоевается кто в благодати, доходит до тайн и до откровений, до ощущения великой благодатной сладости; то и грех сопребывает еще внутри его." А кто-то вспомнит аналогичные слова св. Сисоя с его "не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния", или ещё кого-то).

 

Всё, что сделали Церкви Реформации – дали этому свидетельству чёткую формулировку, и признали его догматом, столь же основополагающим, столь же необходимым для веры, как тринитарный и как христологический догматы.
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 444
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Но единственное различие между нашей, лютеранской верой, и той верой, которую выражает св. Тереза в обсуждаемой молитве состоит в том, что св. Тереза считает возможным принести Богу, вместе с праведностью Иисуса, также праведность Богородицы и (других) святых, в то время как Лютер и др., почитая и св.Деву, и апостолов, и других святых, не приписывают их добродетели значения соискупительной заслуги.

 

Не думаю, что именно здесь есть различие. Праведность и добродетели Богородицы и святых тоже ведь не их собственные, всё получено от Христа. Т.е. это та же святость и праведность Спасителя, и это подразумевается изначально (как я понимаю).

 

В остальном Ваши слова ни в чём никакого несогласия не вызвали. Но я не богослов, м.б. какую-то вероучительную разницу просто не замечаю.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В другой теме ... христологический догматы.

 

Благодарю Вас за интереснейшее эссе на тему животрепещущую. Вы пишете: "Оправдание без дел (только ради Христа, только благодатью, только верой) – и есть именно это, и ничто другое" (конец цитаты).

 

Если именно это и ничто другое, тогда и я - лютеранин. :-) И святая Тереза тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё. Вот прекрасные слова:

 

"Далее: только в этом контексте имеет смысл выражение "только верой". Оно никогда не означало, будто вера – это единственное, чего от нас требует и ожидает Господь. Нет, речь идёт о том, что если мы оправдываемся только Его милостью, то это значит, что мы не совершаем своё оправдание, а принимаем его, принимаем эту милость".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В другой теме ... христологический догматы.

 

Благодарю Вас за интереснейшее эссе на тему животрепещущую. Вы пишете: "Оправдание без дел (только ради Христа, только благодатью, только верой) – и есть именно это, и ничто другое" (конец цитаты).

 

Если именно это и ничто другое, тогда и я - лютеранин. :-) И святая Тереза тоже.

 

Спасибо за добрые слова, даже если они и сдобрены щепоткой иронии :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не думаю, что именно здесь есть различие. Праведность и добродетели Богородицы и святых тоже ведь не их собственные, всё получено от Христа.

 

Да, я знаю, что у вас это так объясняется. Правда, это делает такую форму почитания святых ещё менее понятной мне. Но это уже другая тема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не думаю, что именно здесь есть различие. Праведность и добродетели Богородицы и святых тоже ведь не их собственные, всё получено от Христа.

 

Да, я знаю, что у вас это так объясняется. Правда, это делает такую форму почитания святых ещё менее понятной мне. Но это уже другая тема.

 

Насколько я понимаю, праведность святых не их собственная по происхождению, всё получено от Христа. Но даёт Он, скажем так, насовсем, обратно не заберёт :). Он делает праведность собственным достоянием того, кому Он её дарит. В этом смысле праведность становится собственной для святых. Так решил Господь, это Его дело, но в каком-то смысле праведность становится собственной для святого. Как если бы отец надел на годовалую дочку новенькое белое нарядное платьице - чьё это платьице? В каком-то контексте можно сказать, что её собственное.

 

Или давайте пусть будет не платьице, а что-то, чем можно поделиться. Допустим, отец подарил ей прекрасную книжку с картинками (он же её и написал сам о себе, и картинки его) и велел со всеми делиться, всем показывать и давать полистать :). Чья это книжка? В каком-то смысле её собственная, и нам, соседским детишкам, прямо Сам Бог велел к ней за этим обращаться :).

 

Как-то так я это понимаю, пусть меня поправят если что :).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это говорит святая, которая, несомненно, получала содействие благодати и совершала праведные дела (подлинно праведные – праведные дела христиан, те, которые следуют из спасающей веры, а не те, которые совершаются без веры). И вот, совершая эти праведные дела, всю свою жизнь посвятив Господу, она, тем не менее, уверена, что эти дела - не то, чем можно оправдаться на Божьем суде.

Разве Католическая церковь когда-либо провозглашала оправдание делами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это говорит святая, которая, несомненно, получала содействие благодати и совершала праведные дела (подлинно праведные – праведные дела христиан, те, которые следуют из спасающей веры, а не те, которые совершаются без веры). И вот, совершая эти праведные дела, всю свою жизнь посвятив Господу, она, тем не менее, уверена, что эти дела - не то, чем можно оправдаться на Божьем суде.

Разве Католическая церковь когда-либо провозглашала оправдание делами?

 

Разумеется, оправдание делами не провозглашалось; но между "оправданием делами" и тем, что излагается в цитируемой Молитве св.Терезы (или тем, что провозглашается как главный догмат, главный артикул веры в наших исповеданиях) мыслимо множество промежуточных вариантов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это говорит святая, которая, несомненно, получала содействие благодати и совершала праведные дела (подлинно праведные – праведные дела христиан, те, которые следуют из спасающей веры, а не те, которые совершаются без веры). И вот, совершая эти праведные дела, всю свою жизнь посвятив Господу, она, тем не менее, уверена, что эти дела - не то, чем можно оправдаться на Божьем суде.

Разве Католическая церковь когда-либо провозглашала оправдание делами?

 

И вот, собственно, один из этих промежуточных вариантов - в параграфе 2010 ККЦ (его же ещё Папа Франциск не редактировал, как я понимаю? ссылаться на него можно?): "Поскольку в порядке благодати инициатива принадлежит Богу, никто не может заслужить первичную благодать, которая находится у истоков обращения, прощения и благодати. По внушению Св.Духа и любви мы можем затем заслужить для самих себя и для окружающих нас людей благодати, полезные для нашего освящения, для возрастания благодати и любви и для обретения вечной жизни".

 

А этот параграф, в свою очередь, является не случайным, но прямо вытекает из параграфа 1989, ссылающегося на определение "оправдания" Тридентским собором: "само оправдание, состоящее не только в отпущении грехов, но и в освящении и обновлении внутреннего человека через добровольное принятие благодати и даров, благодаря которому человек из нечестивого становится праведным и из врага другом, чтобы по упованию соделаться наследником вечной жизни" (Сессия VI, Декрет об оправдании, глава VII). Здесь намеренно соединяется "оправдание" и "освящение", Божье милосердие к грешникам, и праведные помышления и дела, которые оправданный человек свободно совершает в сотрудничестве с благодатью.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Допустим, отец подарил ей прекрасную книжку с картинками (он же её и написал сам о себе, и картинки его) и велел со всеми делиться, всем показывать и давать полистать :). Чья это книжка? В каком-то смысле её собственная, и нам, соседским детишкам, прямо Сам Бог велел к ней за этим обращаться :).

 

 

Да, это интересное и наглядное объяснение. Но, чтобы оно было уместным, нужно, чтобы мы (не канонизированные святые, а прочая не слишком выдающаяся публика) были для Христа не своими, а именно что "соседскими" детишками. Но если мы Ему не свои, во всей этой нашей христианской религиозности вообще нет смысла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Допустим, отец подарил ей прекрасную книжку с картинками (он же её и написал сам о себе, и картинки его) и велел со всеми делиться, всем показывать и давать полистать :). Чья это книжка? В каком-то смысле её собственная, и нам, соседским детишкам, прямо Сам Бог велел к ней за этим обращаться :).

 

 

Да, это интересное и наглядное объяснение. Но, чтобы оно было уместным, нужно, чтобы мы (не канонизированные святые, а прочая не слишком выдающаяся публика) были для Христа не своими, а именно что "соседскими" детишками. Но если мы Ему не свои, во всей этой нашей христианской религиозности вообще нет смысла.

 

:) Мою аналогию несложно перестроить так, чтобы все дети в ней были своими. Например, книжка подарена одной из сестёр (допустим, на ДР), но так, чтобы пользовались все. На что во-первых воля отца, а во вторых просто хорошие девочки склонны делиться с сёстрами и братьями, так их отец научил. Но книжка-то её собственная, персонально ей подарена :). Ну или как-то так, аналогия никогда не может быть стопроцентно точной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Допустим, отец подарил ей прекрасную книжку с картинками (он же её и написал сам о себе, и картинки его) и велел со всеми делиться, всем показывать и давать полистать :). Чья это книжка? В каком-то смысле её собственная, и нам, соседским детишкам, прямо Сам Бог велел к ней за этим обращаться :).
Да, это интересное и наглядное объяснение. Но, чтобы оно было уместным, нужно, чтобы мы (не канонизированные святые, а прочая не слишком выдающаяся публика) были для Христа не своими, а именно что "соседскими" детишками. Но если мы Ему не свои, во всей этой нашей христианской религиозности вообще нет смысла.
:) Мою аналогию несложно перестроить так, чтобы все дети в ней были своими. Например, книжка подарена одной из сестёр (допустим, на ДР), но так, чтобы пользовались все. На что во-первых воля отца, а во вторых просто хорошие девочки склонны делиться с сёстрами и братьями, так их отец научил. Но книжка-то её собственная, персонально ей подарена :). Ну или как-то так, аналогия никогда не может быть стопроцентно точной.

 

Разумеется, никакая аналогия не может быть стопроцентно точной. Но если уж использовать Вашу аналогию - то я бы сказал, что Отец вполне может дать одному из своих детей какую-то особую харизму, какой-то особый дар. И тогда, действительно, понятно, что прочие дети могут просить обладающего особым даром - помочь им с помощью этого дара в том или в этом. Например, можно просить какого-нибудь святого богослова помочь в ясном уразумении тех или иных истин. Хотя, ИМХО, и в этом случае было бы более правильно и благочестиво не его просить - а просить самого Отца, чтобы Он милосердно даровал мне, недостойному, хоть малую толику того разумения, которое даровал своему верному слуге и свидетелю, учителю Церкви имярек.

 

Но это, повторюсь, отдельная тема. А применительно к вопросу об оправдании важен другой аспект: прощение/примирение/оправдание/спасение - это не какая-то специфическая харизма, которую Отец даёт одному или нескольким детям, выделяя их среди прочих. Нет, этот дар даётся каждому из детей. Иисус жертвует своей жизнью за каждую из овец своего стада.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Практически случайно увидел непосредственно здесь, на форуме, цитату из "Золотого алтаря" (насколько я понимаю, тексты из этого молитвенника недавно переизданы Una Voce), которая идеально вписывается в эту тему:

 

"Когда священник, обернувшись к алтарю, тихо произносит молитвы, размышляй, как Пилат, вернулся в преторию, и принял приговор, обрекающий безвинного Господа Иисуса на крестную смерть, и говори:

 

 

Невиннейший Иисусе, злым судьей безвинно осужденный, не суди меня после смерти страшным судом, ибо не оправдаюсь перед Тобой из-за моих многочисленных грехов.

 

Когда священник громко читает Prefatio, размышляй, как Господу Иисусу читали декрет осуждения, и молись:

 

Иисусе, несправедливым приговором Пилата обреченный на смерть, не потопи меня своим справедливым приговором в мой час смерти, не смотри на грехи мои, но на заслуги своей муки. И, как без малейших моих заслуг Ты соизволил пролить за меня свою святейшую Кровь, да спасет меня, недостойного и ничего не заслужившего, Твоя безграничная доброта".

 

"Заслуги муки" Христа, которые вменяются вместо моих грехов - это и есть "вмененная праведность". И любой христианин, который по справедливости о себе должен сказать "не суди меня после смерти страшным судом, ибо не оправдаюсь перед Тобой из-за моих многочисленных грехов" (а ведь предполагается, что так молится человек, пребывающий в Церкви, и получающий содействие благодати, которая даёт ему и желание и силу делать добро) может уповать только на эту вмененную праведность.

 

Таким образом, католическому благочестию это понимание известно и отнюдь не чуждо. Но вот догматическое выражение эта (естественная, неизбежная для христианского благочестия) вера приобрела в конфессиональных документах ЕЛЦ, в то время как Тридентский собор в своём Декрета об оправдании запутывает дело, смешивая оправдание и освящение, включая "освящение и обновление внутреннего человека" в состав оправдания (цитаты я приводил выше).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом, католическому благочестию это понимание известно и отнюдь не чуждо. Но вот догматическое выражение эта (естественная, неизбежная для христианского благочестия) вера приобрела в конфессиональных документах ЕЛЦ, в то время как Тридентский собор в своём Декрета об оправдании запутывает дело, смешивая оправдание и освящение, включая "освящение и обновление внутреннего человека" в состав оправдания (цитаты я приводил выше).

То есть Вы утверждаете, что в католичестве lex orandi противоречит legi credendi? Что ж, посмотрим, как это прокомментируют знатоки, а пока приведу текст православной молитвы, также созвучной рассматриваемой теме и говорящей об оправдании верой без дел (хотя, как я отмечал выше, католическое богословие также не постулирует оправдание делами):

 

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не у?зрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом, католическому благочестию это понимание известно и отнюдь не чуждо. Но вот догматическое выражение эта (естественная, неизбежная для христианского благочестия) вера приобрела в конфессиональных документах ЕЛЦ, в то время как Тридентский собор в своём Декрета об оправдании запутывает дело, смешивая оправдание и освящение, включая "освящение и обновление внутреннего человека" в состав оправдания (цитаты я приводил выше).
То есть Вы утверждаете, что в католичестве lex orandi противоречит legi credendi?

 

Чтобы делать именно такое утверждение, мне нужно было бы тщательно исследовать буквально все (или, по крайней мере, решающее большинство) римско-католических молитвенных и вообще девоциональных текстов, равно как и практик, в контексте которых эти тексты были написаны и затем повторялись (повторяются). Поэтому так далеко я не захожу, а говорю именно о тех текстах, которые цитирую. Для меня эти и им подобные тексты - подтверждение, что и в других конфессиях, в том числе в римском католичестве и в православии, люди обретают истинную христианскую веру: то есть, чувствуют и знают, что даже по-настоящему благие дела, совершенные при содействии благодати, перед лицом Бога не оправдывают, и уповают только на милость Христа, который Сам взял на себя наши грехи и нашу смерть и стал нашей жизнью и нашей праведностью.

 

P.S. А что касается католического богословия - то, повторюсь, я и не утверждаю, что оно "постулирует оправдание делами". Разумеется, причина оправдания в богословии Тридента - только благодать. Речь идёт о том (и соответствующие фрагменты из декрета Тридентского собора, также как и из современного ККЦ я уже цитировал), что богословие Тридента включает в оправдание также и освящение человека - а в освящении человек, естественно (с этим согласны и Рим, и ЕЛЦ, и реформаты, и вообще кто угодно - да и немыслимо ничто другое у людей, обладающих волей и сознанием) сотрудничает с благодатью, действует сам, хотя и сподвигнутый ею. Смешивая оправдание и освящение, Тридент создаёт путаницу, причём преднамеренно - лишь бы отличаться от протестантов. Так искажается и затемняется важнейшая истина веры (не менее важная, чем тринитарный и христологический догматы).

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай, дайте пожалуйста краткое лютеранское определение оправдания и освящения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай, дайте пожалуйста краткое лютеранское определение оправдания и освящения.

 

Если кратко, то пожалуй, вот определения из конфессиональных документов.

 

Сначала об оправдании:

«В отношении праведности пред Богом верой, мы, в соответствии с кратким изложением нашей веры и исповеданием, представленным выше, веруем, учим и единодушно исповедуем, что бедный грешный человек оправдан пред Богом (coram Deo iustificetur) – то есть прощен и провозглашен свободным и освобожден от всех своих грехов и от вполне заслуженного осуждающего приговора – и что он стал чадом Божьим и сонаследником вечной жизни безо всякой добродетели или достоинства с его стороны, а также безо всяких предшествующих, настоящих или последующих дел, исключительно по милости, только и всецело из-за добродетели, полной покорности, горьких страданий, смерти и воскресения нашего Господа Христа, чья покорность вменилась нам в праведность. (cuius obedientia nobis ad iustitiam imputatur) …вера оправдывает не потому, что она является добрым делом или значительной добродетелью, но по той причине, что она ухватывается за заслугу Христову в обетовании Святого Евангелия и принимает ее (quia in promissione evangelii meritum Christi apprehendit et amplectitur) . Ибо, для того чтобы нам обрести оправдание таким образом, оно должно быть приложено и применено к нам ["присвоено нам" - здесь переводчик предлагает разные варианты перевода выражения "nobis applicari debet"] верой" (Формула согласия, пространное изложение, III, 9,13).

 

А вот об освящении: "Так как вера действительно приносит Святого Духа и порождает в сердцах новую жизнь, необходимо, чтобы она производила в сердцах духовное оживление [или "духовные побуждения" - это разные варианты, которыми переводчик пытается передать выражение "spirituales motus in cordibus" ]. Пророк раскрывает сущность этого духовного оживления следующими словами (Иерем.31:33): “...Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах напишу его...” Таким образом, получив оправдание верой и возродившись, мы начинаем бояться и любить Бога, молиться Ему, ожидать помощи от Него, благодарить и славить Его, повиноваться Ему во всех своих бедах и несчастьях. Мы начинаем также любить своих ближних, потому что наши сердца обретают духовные и святые побуждения" (Апология Аугсбургского исповедания, III, 4).

 

А вот о необходимости разграничивать одно и другое, несмотря на взаимосвязь между ними:

 

"Любовь также является плодом, наверняка и обязательно следующим за истинной верой. Ибо тот факт, что кто-то не имеет любви – наверняка показывает, что он не оправдан, но по-прежнему мертв или снова утратил праведность по вере, как Иоанн говорит в 1Иоан.(3:14). Но, когда Павел говорит (Рим.3:28): “...Человек оправдывается верою, независимо от дел закона”, – он показывает тем самым, что ни предшествующее сокрушение, ни последующие дела не принадлежат к артикулу об оправдании верой. Ибо добрые дела не предшествуют оправданию, но следуют за ним, и человек сначала должен быть оправдан, прежде чем он может совершать добрые дела" (Формула согласия, пространное изложение, III, 27).

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично меня еще интересует вот какой вопрос: какова в лютеранской сотериологии роль таинства крещения? И что оно в принципе спасительного делает?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Николай, дайте пожалуйста краткое лютеранское определение оправдания и освящения.

 

И вот ещё об оправдании, освящении, соотношении и различии между ними (Формула согласия, III, 22-24):

 

"...когда мы учим, что посредством действия Духа Святого мы рождены заново и оправданы (regeneremur et iustificemur), смысл этого заключается не в том, что после возрождения никакой неправедности не остается более в оправданных и возрожденных, в их существе и жизни – но в том, что Христос Своей полной покорностью покрывает все их грехи, которые, тем не менее, в этой жизни по-прежнему остаются неотъемлемым свойством естества человека (in ipsa natura infixa haerent) . Но, невзирая на это, они провозглашаются и считаются благочестивыми и праведными по вере и ради покорности Христовой (которую Христос воздавал Отцу за нас – от момента Своего рождения, вплоть до самой Своей уничиженной смерти на кресте), хотя – по своей развращенной природе – они все же являются и остаются грешниками, покуда они обладают этим смертным телом. И, с другой стороны, это не значит (sed neque hoc sentimus), что нам следовало бы (quod liceat nobis), игнорируя покаяние, обращение и обновление, уступать грехам и оставаться в них (peccatis frenos laxare, in iisque perseverare et subinde pergere). Ибо этому должно предшествовать истинное и нелицемерное сокрушение (veram et non simulatam contritionem), и тем, кто, вышеуказанным способом, только по милости, ради единственного Посредника, Христа, безо всяких дел и добродетелей, праведны перед Богом (coram Deo iusti sunt), то есть приняты в благодать – также дается Святой Дух, Который обновляет и освящает их (qui eos renovat atque sanctificat), производит в них любовь к Богу и к ближнему своему. Но, поскольку зарождающееся обновление в этой жизни несовершенно, и грех по-прежнему обитает во плоти (in carne habitet) даже в возрожденных, праведность по вере пред Богом состоит в том, что праведность Христова милостиво вменяется нам, безо всяких прибавлений к этому каких-либо наших добрых дел, так, что наши грехи прощаются нам и покрываются и не вменяются более (Рим.4:6). Но здесь особое внимание должно быть уделено тому, остается ли чистым артикул об оправдании, чтобы то, что предшествует вере, и то, что следует за ней, не смешивалось между собой и не включалось в артикул об оправдании как необходимая и принадлежащая ему часть, потому что говорить об обращении и об оправдании – это не одно и то же (non enim unum idemque est, de conversione hominis et de iustificatione eius agere)".

.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично меня еще интересует вот какой вопрос: какова в лютеранской сотериологии роль таинства крещения? И что оно в принципе спасительного делает?

 

Это несколько другая тема. Но пожалуйста:

 

"24. Таким образом, выражаясь наиболее простым языком (simplicissime complectere), можно сказать, что сила, действие, польза, плод и цель Крещения заключаются в спасении (baptismi virtutem, opus, fructum et finem esse, ut homines salvos faciat). Ибо никто не крестится для того, чтобы стать князем, но, как провозглашено в [процитированных выше] словах, это совершается для того, чтобы спастись.

25. Но спастись, как мы знаем, означает не что иное, как получить избавление от греха, смерти и дьявола, войти в Царство Христово и жить с Ним вечно".

 

Как это соотносится с "только верой"? Так, что вера нуждается в предмете - а этим предметом могут быть только дела Божьи, посредством которых Он проявляется, раскрывается перед нами видимым образом. Крещение (также как Евхаристия, также как и словесная проповедь Евангелия) - это такое дело Божье. Бог его совершает, а мы его принимаем. Как принимаем? Верой. Это объясняется в следующих пунктах Катехизиса, в полемике с радикалами:

 

"...вера должна иметь то, во что она верует (fidem necessario aliquid habere, quod credat), то есть – чего она придерживается и на чем основывается. Таким образом, вера присоединяется к воде и верует, что это Крещение, в котором заключено чистое спасение и жизнь. Не через воду (о чем мы уже достаточно говорили), но благодаря тому, что вода неразрывно соединена со Словом и установлением Божьим, и тому, что имя Божье является ее неотъемлемой частью. Итак, если я верую в это, то что это еще, если не вера в Бога, как в Того, Кто даровал и насадил Слово Свое в этом обряде и предлагает нам это внешнее действо, посредством которого мы можем принять такое сокровище?”

30. Итак, они столь безумны, что отделяют веру от того, с чем эта вера соединена, к чему она привязана, хотя это и является чем-то внешним. Да, это должно быть чем-то внешним (non potest non externa esse), чтобы его можно было постичь чувствами, понять и, таким образом, впустить в сердце, как, в действительности, и все Евангелие является внешней, словесной проповедью. Короче говоря, то, что Бог совершает в нас, Он предлагает делать посредством таких внешних обрядов и установлений (In summa, quid-quid Deus in nobis facit et operatur, tantum externis istiusmodi rebus et constitutionibus operari dignatur). Поэтому всякий раз, когда Он что-либо говорит, на сказанное должна взирать вера и к сказанному присоединяться.

...34. Без веры это не приносит никакой пользы, несмотря на то что само по себе оно является божественным, сверхизобильным сокровищем. (Citra fidem nihil prodest baptismus, tametsi per sese coelestis et inaestimabilis thesaurus esse negari non possit)...

35. Но если они говорят, как это у них водится: “Все же Крещение, само по себе, является деянием, а дела, как вы сами утверждаете, ничего не дают для спасения; куда же тогда подевалась вера?” – то ответ таков: “Да, наши дела, в самом деле, ничего не дают для спасения (nostra opera ad salutem nihil faciunt). Однако Крещение является не нашим деянием, но Божьим (и, как утверждалось выше, вы должны хорошо отличать Крещение Христом от водного омовения в бане)”. А Божьи деяния спасительны, необходимы для спасения и не исключают, но требуют веры, поскольку без веры они не могут быть приняты". (Большой катехизис, IV, 29-30, 34-35).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как это соотносится с "только верой"?

Нет, меня интересует, освящает ли, в представлении лютеран, крещение человека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как это соотносится с "только верой"?
Нет, меня интересует, освящает ли, в представлении лютеран, крещение человека.

 

Скорее уж можно сказать, что крещение оправдывает (так, как это описано выше). В Малом Катехизисе это суммируется так: "Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует". Отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, и вечное спасение - это и есть оправдание (ср. с определением оправдания выше).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего." (1 Кор 6:11)

 

Феодорит: "Апостол ясно показал равенство Сына и Духа, присоединил упоминание о Боге и Отце, ибо призыванием Святой Троицы освящается водное естество и подается отпущение грехов."

 

Также напомню, что именно эти слова апостола в византийском обряде произносятся священником после совершения миропомазания: "Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего."

 

Это к тому, что, похоже, в данном вопросе символические книги лютеран несколько расходятся со Св. Писанием и древнейшей церковной традицией.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего." (1 Кор 6:11) Феодорит: "Апостол ясно показал равенство Сына и Духа, присоединил упоминание о Боге и Отце, ибо призыванием Святой Троицы освящается водное естество и подается отпущение грехов." Также напомню, что именно эти слова апостола в византийском обряде произносятся священником после совершения миропомазания: "Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего." Это к тому, что, похоже, в данном вопросе символические книги лютеран несколько расходятся со Св. Писанием и древнейшей церковной традицией.

 

"Призыванием Святой Троицы освящается водное естество и подаётся отпущение грехов" - здесь видно, что крещение именно оправдывает (=отпускает грехи). А термин "освящение" применяется собственно к воде, которой производится крещение - то есть, здесь отчетливо видно, что это совсем не о том освящении, о котором мы говорим, как об обращении человека к добродетели (под воздействием Св.Духа, но своей собственной волей). Что касается остальных примеров, приведенных Вами, то очевидно, что "освящение" здесь употребляется как синоним оправдания.

 

Непроясненность терминологии, даже по важнейшим вопросам - нормальное дело в истории Церкви. Так бывает до тех пор, пока соответствующее учение не находит выражение в качестве догмата. Вы же знаете, что, например, и в Писании и в доникейском церковном Предании есть немало выражений, которые можно истолковать в духе субординационизма.

 

Так что до принятия догматических определений бесполезно ожидать, чтобы термины "оправдание", "освящение", "возрождение/рождение свыше" и т.п. употреблялись в строго определенном и всегда одинаковом смысле.

Изменено пользователем n-vilonov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...