Перейти к содержанию

Иверия и Иберия


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия» .

 

Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит (Зилот), видимо, ее родственник, в свое время пригласивший ее вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11). Завершив проповедь в своем уделе (у бриттов) он пришел в удел Богородицы, где и претерпел мученическую кончину.

 

Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130-202гг.); о «громадном значении» этого свидетельства говорит М.Э.Поснов (2) .

В начале 19в. преподобному Серафиму Саровскому в откровении дается напоминание о том, что «первый удел Богородицы на земле – Иверия» (второй – старый Афон, третий – Киево-Печерская лавра и четвертый – будущая Серафимо-Дивеевская женская лавра).

 

Что же это за страна – Иверия?

Сейчас так называют Грузию, и там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала ее в Мцхету на проповедь (315-340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – Ее удел. Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.

 

Однако в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.

 

Именно на эту страну (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь проповедывал Симон Кананит, место мученической кончины которого – Анакопия (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (много раз перестроенный) храм его имени. На вершине горы, в часовне, поставленной русскими монахами в конце 19 в., в алтарной апсиде помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб: тайный знак христиан 2 века. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что на первом Вселенском Соборе в 325 г. принимал активное участие Питиунтский епископ, свидетельствует о глубокой укорененности христианства в Абхазии к этому времени.

 

<p style="text-align: left"><span style="font-size: 14px;"><span style="font-family: arial,helvetica,sans-serif"> Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».<br><br>Тонкий намек на «удел Богородицы» содержится в  раннехристианской легенде о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии  оливковую веточку из «земного рая» (1). Но как доказывают авторы этой статьи в своей книге «Земля Адама» (4)библейский рай находился именно на территории  нынешней Абхазии. [Изложение этой гипотезы см. Наука и Религия, 1999, №1].(5)</span></span></p><br><p style="text-align: left"><br><span style="color: #000000"><span style="font-size: 14px;"><span style="font-family: arial,helvetica,sans-serif">  Наконец, еще одна неожиданная параллель. В энциклопедии «Мифы народов мира» (6)в статье «Абхазская мифология» известный историк и филолог Г.Дзидзария пишет нечто очень странное. По его словам, существует абхазское предание о том, что … «Бог происходит из семьи Хеция». Это утверждение становится совершенно абсурдным, если учесть, что абхазы издревле веруют в единого, невидимого и всемогущего Бога. Есть, конечно, пророки, ангелы и даже русалки, но Бог есть Бог… При чем тут Хеция?<br><br>  Мы спросили об этом у одного из современных представителей этого рода,  профессионального историка. Он улыбнулся и сказал: Дзидзария все перепутал, из нашего рода происходит не Бог, а … Богородица.<br><br>  Час от часу не легче!  <br>  В связи со всем этим возникает вопрос: не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намек на более глубокую и органичную связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией?<br>  Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена … Геракла.<br><br>  Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью Атланта обретает искомые яблоки. До сих пор мифологическая топография  вполне «логична», но вот назад он возвращается почему-то через … Египет!?<br>  Как сказали бы абхазцы: «где Кавказ и где Египет»?<br>  Многие комментаторы  ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс.<br><br>  Но есть одно удивительно простое и логичное решение.<br>  Дело в том, что самоназвание древнего Египта – «Мыср» (в Библии –  Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище «Мысра»  (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путем пришел, таким и ушел! Так что произошел нередкий в исторических легендах «филологический казус»: предание о Геракле было записано тогда, когда в памяти осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – а именно Египет, знали все… Отсюда и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или Керченском проливе, а  на Гибралтаре, и  прилегающий к ним океан стал  называться «Атлантическим».<br><br>  И нам пришло в голову: если однажды такая географическая путаница произошла, не могло ли это повториться еще раз?<br><br>  Вот что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу: «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Если вспомним, как тогда назывался Египет, то получается, что ангел сказал: «беги в Мыср».<br><br>  А вдруг здесь опять имелся в виду абхазский Мыср? Тем более что никаких реальных признаков пребывания святого семейства в Египте нет: только цветистые восточные сказки. В повествовании Матфея нас всегда удивляло поведение волхвов: зная о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали святое семейство с собой? Может быть, в действительности так оно и было, и именно поэтому волхвы на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом. Но чтобы в целях безопасности тщательно законспирировать этот факт, кто-то из близких пустил версию насчет «ангела» и «Египта». А потом ученики и сами поверили в эту легенду.<br><br>  Если так, то приобретает решающее значение, откуда эти волхвы пришли.<br>У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). И вот мы решили выяснить: а как это звучало на языке того времени: иврите (точнее, на близком к нему арамейском). Берем в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит и … испытываем настоящий шок!<br><br>  «Страна востока» звучит на иврите (и на арамейском) как «Эрец Мизрах»!!<br>Но это почти то же самое, что «страна Мыср». Причем толкование этого слова как «Египет» здесь исключается, потому что здесь оно означает именно «Восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.<br><br>  Тут все ставится на место, хотя и весьма неожиданным образом.<br>  Волхвы – это адамитские жрецы (4), которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли, чтобы спасти Его от опасности, забрать с собой в землю Адама и там приобщить к  древней мудрости. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», т.е. у себя в Мысра) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9) – это могла быть одна из «Аных»: так именуются световые явления Божественной силы, и поныне широко распространенные в святых местах Абхазии.<br><br>  Святое семейство возвращается на родину после отстранения от власти в 7 гг. н.э. Архелая, наследника Ирода: «ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Несомненно, что они сразу же по прибытии пришли на поклонение в Иерусалим. Если взять наиболее вероятную дату рождения Иисуса в 6 г. до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и вполне мог проповедывать в Храме (Лк. 2:46).<br><br>  Теперь вернемся к  загадочному преданию рода Хеция.<br><br>  Возможно, события разворачивались следующим образом.<br>  В самом Мысра святому семейству оставаться было небезопасно – рядом был крупный город Питиунт с римским гарнизоном, так что ищейки Ирода, верного слуги и союзника римлян, могли напасть на след. Тогда абхазские жрецы переправили семью в удаленное глухое селение, где выдали их за родственников семьи Хеция – чтобы не было лишних вопросов. Надо полагать, что абхазский язык они к тому времени уже выучили, или, может быть, евреи в те времена просто считались одним из абхазских родов. И лишь позже стало известно,  что это за «родственники». Так и родилось предание, что «Богородица – из рода Хеция»: ведь у абхазов приемное родство ставится выше кровного. Как раз за Иверской горой есть селение Анухва (Анхуа), который на абхазский  можно перевести как «Удел Матери». Абхазские женщины рассказывали нам о нередких явлениях Богородицы Марии в этих местах. Ее  особая любовь к этому месту вполне естественна: здесь прошли годы Ее юности, здесь прошло детство и отрочество Иисуса. Волнующая мысль для того, кто иногда бродит по тропинкам этого селения…<br><br>   Если так, то становится понятным, почему в действительности эта земля стала  уделом Богородицы,  и почему Анакопийская гора считается Ее горой.<br><br>  Правда, для религиозного сознания остается загадкой, почему все это до сих сохранялось в такой глубокой тайне. Встает также вопрос, с какой целью тайна начинает приоткрываться именно теперь. С научной же точки зрения мы имеем дело лишь с правдоподобной гипотезой. Ключ к доказательствам –информация, которую хранят древние рисунки и надписи,  часть из которых была обнаружена на стенах многочисленных небольших пещер в этом районе. Но систематическим поиском и расшифровкой еще никто не занимался.<br>  Богородица до времени хранит тайну Своей земли.</span></span></span></p><p></p>

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иверия - интересное слово. Традиционно это Грузия, однако , похоже, уходит корнями в Испанию.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой бы научной эта гипотеза не казалась, она выглядит довольно нелепой, даже ракурсе толкования абхазской топонимики. Конечно, кавказцы часто считают Кавказ пупом земли, но я живя в Абхазии ни разу о такой легенде не слышала. Про снежного человека слышала, да. О нем порой говорят, как о соседе. А уж такую возможность абхазцы никогда бы не упустили, чтобы связать свою историю со столь известным Именем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иверия - интересное слово. Традиционно это Грузия, однако , похоже, уходит корнями в Испанию.

 

иберы - автохтонный народ Пиренейского полуострова, населяли почти весь полуостров, нынешние пиренейские народы считают себя потомками иберов, но мне кажется, что Иберия Испанская и Иверия Кавказская - просто фонетическое совпадение как Албания Балканская и Албания Кавказская

 

Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.

 

а причём тут этот псевдо-лингвист?

 

Однако в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима.

 

получается апостолы могли проповедовать только там, где находились в относительной безопасности :)) очень интересная логика. И с чего бы парфяне должны были принимать их за римских лазутчиков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

но мне кажется, что Иберия Испанская и Иверия Кавказская - просто фонетическое совпадение как Албания Балканская и Албания Кавказская

А вот и не факт. Косвенным подтверждением тому, что грузины пришли с Иберийского полуострова может служить фактически доказанная гипотеза о происхождении части грузин от басков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему не наоборот?

Точно не помню, но, вроде бы, считается, что Кавказ был заселён позднее, а Пиренеи были одним из древнейших очагов нынешней европейской цивилизации. Даже англичане произошли от иберийцев, то есть предков нынешних испанцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже англичане произошли от иберийцев, то есть предков нынешних испанцев.

 

Все же не англичане, а первоначальное население Британии. По-крайней мере, есть такая легенда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все же не англичане, а первоначальное население Британии. По-крайней мере, есть такая легенда.

Есть устойчивое мнение, что первоначальным населением Британских островов были иберийцы. С ними, ясное дело, впоследствии смешивались кельты, саксы, датчане и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и не факт. Косвенным подтверждением тому, что грузины пришли с Иберийского полуострова может служить фактически доказанная гипотеза о происхождении части грузин от басков.

 

а) никогда не слышал, что гипотезу о родстве грузин и басков кому-то удалось доказать

б) также никогда не слышал о доказательстве родства баскского и грузинского языков (баскский по прежнему числится изолятом, а грузинский язык относятся к картвельской языковой семье)

в) в свою очередь родство баскского и иберского языков является гипотезой

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а Пиренеи были одним из древнейших очагов нынешней европейской цивилизации

 

во всяком случае письменность у иберийцев появилась по меньшей мере на тысячу лет раньше, нежели у грузин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а причём тут этот псевдо-лингвист?

 

Почему "псевдо"? У него были оригинальные воззрения, но он все же был лингвистом совсем не "псевдо". Мало ли кто какую чушь порол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему "псевдо"? У него были оригинальные воззрения, но он все же был лингвистом совсем не "псевдо". Мало ли кто какую чушь порол.

 

потому что после революции этот учёный ничем кроме как псевдо-наукой не занимался вовсе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен с Денисом. Марр всё же был профессиональным, а не псевдо- лингвистом. Какие бы ошибки он не совершал.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Псевдо-лингвисты - это Сталин И.В. и Задорнов М. А у Марра, насколько я знаю, есть серьезные труды по кавказским языкам.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внёс большой вклад в историю, археологию и этнографию Грузии и Армении, опубликовав много древнегрузинских и древнеармянских текстов и надписей, проведя раскопки ряда древних городов и монастырей Кавказа (основные его работы проведены на протяжении нескольких десятилетий в древнем городе Ани; материалы экспедиции в большинстве утрачены в 1917—1918 гг., поэтому анийские публикации Марра получили значение первоисточника). Значение его работ в этой области сохраняется до настоящего времени и никогда не ставилось под сомнение. В 1902 в Иерусалиме открыл книгу Георгия Мерчули «Житие Григория Хандзтели».[2] Создатель армянской и грузинской национальных школ востоковедения, подготовил большое число специалистов; среди его учеников были такие крупные учёные, как И. А. Джавахишвили,И. А. Орбели, А. Г. Шанидзе.

 

В 1908 издал грамматику древнеармянского языка (грабара), а в 1910 — работу «Грамматика чанского (лазского) языка с хрестоматиею и словарем»[3], высоко оценённые специалистами.

 

Ниче себе псевдолингвист...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А еще говорить о глубокой укорененности Абхазии в христианстве тоже опрометчиво. Правда, здесь много христианских святынь, но народ христианским назвать никак нельзя. С шестого века началась исламизация, но и она тоже не укоренилась. Насколько мне известно, сейчас в Абхазии ни одной мечети. Ни старой, ни новой. Абхазы, как были язычниками, так и остались, в лучшем случае - двоеверами, что для местных народов не такая уж редкость. Канувший в небытие, родственный абхазам, убыхский народ, проживавший на территории нынешнего Сочи, тоже верил в языческое божество Бытху (что-то вроде птицы-феникса) и в Христа.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен с Денисом. Марр всё же был профессиональным, а не псевдо- лингвистом. Какие бы ошибки он не совершал.

 

кем-кем, а профессионалом Марр никогда не был, он был самоучкой выучившим огромное количество языков и действительно внёсших немалый вклад в описание различных кавказских языков, однако, все его "научные" теории были псевдонаучны и попросту нелепы, некоторые его современники даже полагали, что он страдал психическим заболеванием

 

Ниче себе псевдолингвист...

 

то что вы процитировали было ещё до революции, во-вторых, это не столько наука, сколько механическая работа по собиранию и изданию материала, тут особо ничего "псевдо" и не сделаешь. Псевдонаука начинается тогда, когда учёный начинает строить теории и гипотезы, которые не имеют ничего общего с наукой и не опираются на научный метод, а таковы были все теория Марра:

 

выдвинул ряд гипотез о родстве их (картвельских) с семитскими и баскским (публикация о семитско-картвельских связях — 1908)

 

как можно было усмотреть родство картвельских с семитскими ума не приложу

 

Несоответствие ранних гипотез Марра накопленным к тому времени данным сравнительно-исторического языкознания (ещё в 1894 во время поездки Марра во Францию его гипотезы резко критиковал Антуан Мейе) привело его к мысли о несостоятельности самой сравнительно-исторической теории и — шире — современного ему западноевропейского языкознания

 

это как называется - полный абзац

 

Новое учение о языке - это вообще квинтессенция псевдолингвистики.

 

Так что Марр может хоть тысячу раз быть хорошим археологом и полевым исследователем, но в качестве учёного он был, есть и будет - псевдо-учёным

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кем-кем, а профессионалом Марр никогда не был,

 

То есть в Академию наук его за деньги приняли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Алексей 1976
Моя сестра - филолог по образованию, так вот, я в подробности не вникал, конечно, незачем было, но она говорила, что в современной лингвистике к каким-то идеям Марра неоднозначное, даже зантересованное отношение. К каким и почему - не помню, но я верю этой информации.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть в Академию наук его за деньги приняли?

 

Фоменко насколько мне известно тоже был (или есть) академиком, однако, в качестве математика, а не историка, так и Марра вполне могли принять в академию наук как отличившегося археолога или "дескриптивиста"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фоменко насколько мне известно тоже был (или есть) академиком

Не-не, только в какой-то своей дурацкой "академии".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и не факт. Косвенным подтверждением тому, что грузины пришли с Иберийского полуострова может служить фактически доказанная гипотеза о происхождении части грузин от басков.

 

а) никогда не слышал, что гипотезу о родстве грузин и басков кому-то удалось доказать

б) также никогда не слышал о доказательстве родства баскского и грузинского языков (баскский по прежнему числится изолятом, а грузинский язык относятся к картвельской языковой семье)

Я слышал от серьёзных людей, что имеется около 300 общих корней в языках. И внешность очень похожа.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Регельсон человек умный,уважаемый но увы порой сильно бредящий

Чему пример вот такая вот статья там же https://www.regels.org/Nostradam.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще его биография - сплошной экстрим. Стремление к исключительности налицо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...