Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Пушкин - гений или простой рифмоплет?


Сообщений в теме: 23

#21 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 105 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 10 Февраль 2017 - 23:08

8.
Изображение
А.Н.Мокрицкий. А.С.Пушкин на смертном одре. 29-30 января 1837 г. Бумага, карандаш. На обороте подложки: «Снят с натуры академиком Аполлоном Николаевичем Мокрицким вечером 30 января 1837 года и подарен им Петру Андреевичу Каратыгину». Всероссийский музей А.С.Пушкина. via

В ночь на 1 февраля друзья вынесли гроб в Конюшенную церковь. Отпевали Пушкина 1 февраля, а в ночь на 3 февраля похоронные сани от Конюшенной церкви отправились в сторону Царскосельского тракта. "Сани тронулись, – вспоминал Жуковский, – и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих".

Гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга Александра Ивановича Тургенева и жандармского капитана. 6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили у тела поэта последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора.

"Мы предали земле земное на рассвете ... везу вам сырой земли, сухих ветвей и только", – сообщал Александр Тургенев Жуковскому.

Теперь от земного тела поэта остались только пряди волос, срезанные с покойного и посмертные маски. Из письма Н.И. Любимова к Михаилу Петровичу Погодину от 22 февраля 1837 года известно, что копий масок первого отлива было изготовлено не более пятнадцати. Эти 15 копий – самые ценные.


9.
Изображение
Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из собрания ГИМ, отреставрированная О.В. Яхонтом. Гальберг С.И. (1787-1839, мастер, снявший форму), Балин Полиевкт (скульптор, сделавший отливку, I пол. XIX века). 21*15*8 см., гипс, 1837 год - одна из первых отливок. ГИМ, 94550, И VI 1602. Фотография ГосНИИР

"Конечно, того первого выражения, которое дала им смерть, в них не сохранилось, – замечал Жуковский, – но все же мы имеем отпечаток привлекательный; это не смерть, а сон".

При изготовлении посмертной маски скульптор, снимающий маску, как правило, работает в паре с мастером-формовщиком, готовящим горячий раствор алебастра и наносящим его на лицо умершего. Сначала ваятель определяет контуры будущей маски, накладывает на лицо "слой помады" особого состава. После затвердения алебастра снимает маску-негатив, по которой изготавливают маски-позитивы. Последний позитив всегда получается наихудшим, поэтому чрезмерно увеличить число экземпляров нельзя.

Получив тираж масок от скульптора Гальберга, Жуковский разослал их родным и самым близким друзьям поэта. Их имели сам Жуковский, С.Л.Пушкин – отец поэта, Е.М. Хитрово – дочь М.И. Кутузова, П.В. Нащокин, Е.А. Баратынский, П.А. Осипова, В.И. Даль, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, К.П. Брюллов, В.П. Горчаков – кишиневский друг поэта, К.К. Данзас получил две маски.

Позже с масок первого отлива были сделаны десятки, если не сотни копий, которые по художественному исполнению и исторической значимости уступают оригиналам, но и они в наше время редки.


10-11. Изображение Изображение
#10: А.С. Пушкин. Скульптура С.Гальберга. via. #11: Бюст Пушкина, гипс, работы С.И. Гальберга, с подписью скульптора. Музей Пушкинского Дома. С бюстами Пушкина целая большая история с авторством

Снятую маску Гальберг взял за основу при лепке бюста поэта, который был готов в июле 1837 года.

Небольшие слепки с этого бюста эти выпущены скульптором Гальбергом в продажу в 1837 году по особой подписке. Сведения об этом можно найти на странице 162 №№ 9-10 и на страницах 191-192 №№ 11-12 издававшейся Н.В. Кукольником «Художественной Газеты» 1837 года. Подписка была устроена по инициативе «Художественной Газеты» в целях ограждения как публики, так и самого Гальберга от появления безграмотных подделок. Цена бюста по подписке была 50 рублей ассигнациями.

Тогда же в магазины поступили и литографии "с портрета поэта работы О.А. Кипренского по цене 5 рублей за штуку".

Помимо маски, созданной в день кончины поэта С.И. Гальбергом при участии мастера-формовщика Балина, тогда же появились гипсовые слепки посмертной маски "с приделанными к ним волосами до половины головы, работы Палацци, которые продавались по 15 руб.". Они распространялись также и в рамке на голубом фоне под стеклом. Их выпуск, видимо, послужил к утверждению долго бытовавшего мнения, что с лица Пушкина было снято две маски: первая – по инициативе В.А. Жуковского, сразу же после смерти поэта, вторая – по заказу П.А. Плетнёва, на следующий день 30 января. Это не так, маска снималась один раз.


12.
Изображение
Маска Пушкина с волосами.

В московский музей Пушкина на Пречистенке маска с волосами поступила в 1983 году. На основании научных изысканий подтверждена её датировка 1837 годом, а автором оказался Полиевкт Балин, тот самый формовщик, работавший с Гальбергом. Хранилась она у его потомков, затем у друга семьи Балиных архитектора Е.И. Еремеева. Пушкинист Екатерина Всеволодовна Павлова считает, что эту маску "можно признать самостоятельным произведением и условно отнести к первой попытке изображения Пушкина в скульптуре".

Отчество Полиевкта Балина установить не удалось, что не удивительно, он был простым крестьянином и формовщиком-лепщиком-самоучкой. Образования не получил. Полиевкт Балин, изготавливая собственные работы, передавал их итальянцу Луи Палацци, а тот их реализовывал. В Петербурге «антикварий» Палацци владел частной галереей, располагавшейся на углу Большой Морской и Кирпичного переулка, что поблизости от Невского проспекта. Оттуда и пошли маски Пушкина с волосами.


13.
Изображение
Маска Пушкина в Оренбургском музее - одна из посмертных масок первого отлива. Source

До относительно недавнего времени считалось, что масок первого отлива сохранилось четыре: две, принадлежавшие В.А. Жуковскому и Е.М. Хитрово, ныне хранятся во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, третья от В.И. Даля — в Оренбургском краеведческом музее, четвертая от П.А. Осиповой — в библиотеке университета г. Тарту.

Уже упоминавшаяся пушкинист и искусствовед Екатерина Всеволодовна Павлова причислила к ним пятую - экземпляр, хранящийся в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве (ГМП № 5067). В процессе консервационных работ, проводимых с этой маской, реставратором Олегом Васильевичем Яхонтом это заключение было опровергнуто, данный экземпляр оказался тиражной копией.

Этот вывод был подтвержден позднее, когда в Государственном Историческом музее в Москве при консервационно-реставрационных работах удалось выявить среди других два экземпляра маски А.С. Пушкина, определенных как оригиналы, относящихся к первым отливам, распределенным В. А. Жуковским (КП 94550, HIV 1602; КП 94552, HIV 1604). В числе других признаков была отмечена одна важная деталь, которая четко видна лишь на оригинальных экземплярах посмертной маски поэта. Она относится к техническим просчетам П. Балина: в процессе изготовления формы он местами неудачно заливал и распределял гипс по лицу покойного. В результате произошло придавливание кончика носа, что привело при отверждении гипса к частичному защемлению его правой части. В отлитой маске нос приобрел «восточную» орлиную форму, а сбоку на его кончике образовалась маленькая складка.

В маске из московского Музея Пушкина помимо прочих отличий от копий первого отлива, стерлась характерная фактура кожи лица и практически исчезла складка кожи на кончике носа, а его «восточная» форма осталась.


14.
Изображение
Посмертная маска Пушкина из собрания Государственного Исторического музея, отреставрированная О.В. Яхонтом была показана на выставке "Олег Яхонт. Реставратор, исследователь, художник. Грани творчества" в выставочном зале Государственного Научно-Исследовательского Института Реставрации. Фотография ГосНИИР

Вывод Олега Яхонта о принадлежности масок из ГИМ к первому отливу был подтвержден сличением этих экземпляров с хранящимся во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и ранее принадлежавшим В.А. Жуковскому - они оказались идентичны. Отливки из Исторического музея сохранились даже лучше, поскольку экземпляр Жуковского когда-то был разбит и склеен.

Одна маска из тех пятнадцати первых принадлежала Николаю Николаевичу Ге, она была получена художником от Татьяны Борисовны Семечкиной, урожденной Данзас (1844-1919), племянницы Константина Карловича Данзаса, секунданта на дуэли Пушкина с бароном Дантесом.


15.
Изображение
Гравюра Лаврентия Серякова, 1880. Александр Сергеевич Пушкин 29 января 1837 года. Русские деятели в портретах, гравированных академиком Лаврентием Серяковым: [с краткими биографическими заметками и перечнем статей о русских деятелях, помещенных в журнале "Русская старина"]. [1-е собрание]. - Санкт-Петербург: Типография В.С. Балашева, 1882. via

Первый в мире музей Пушкина был организован в Париже человеком по фамилии Онегин. Право официально носить фамилию пушкинского героя Александр Отто получил высочайшим указом Александра III в 1890 году. К тому времени поклонник поэта называл себя так уже около 24 лет.

Музей этот был открыт в трех комнатах парижской квартиры Александра Федоровича Онегина (1845-1925) в начале 1880-х на ул. Мариньян, 25.

Александром Федоровичем Онегиным был фактически создан прообраз будущего Пушкинского Дома - Института русской литературы Российской Академии наук: в парижском музее имелось рукописное, музейное и книжное отделения. Собственно, значительную часть фондов Пушкинского Дома составила коллекция парижского музея Александра Федоровича Онегина (Отто). Собрание Онегина было приобретено Академией наук 15 мая 1909 года, но оставалось в пожизненном пользовании парижского коллекционера.

#22 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 105 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 10 Февраль 2017 - 23:11

16.
Изображение
И. Л. (Линев?). А. С. Пушкин. 1837 (?). Этот портрет Пушкина до сих пор относится к числу загадочных или неразгаданных его портретов. Впервые о нем стало известно сравнительно поздно, в 1887 году, когда он был принесен в дар музею Александровского лицея. На холсте остались инициалы художника „И. Л. “, но время его написания неизвестно. Скорее всего портрет был начат под впечатлением гибели Пушкина, а закончен несколько лет спустя. Инициалы художника, расшифрованные как имя и фамилия Иван Линев, оспорены новейшими исследователями. Но при всем том образ Пушкина на этом холсте исполнен огромной силы и выразительности. Пожалуй, ни один из его портретов не вызывает такого сострадания и сочувствия поэту, как этот. Как будто художник, писавший его, все знал наперед: Черную речку и те последние два дня после дуэли, часы великой муки и великого мужества. В нем передано внутреннее состояние Пушкина накануне дуэли, степень страдания, предчувствие смерти и величие духа.

Важное значение в пополнении музея Онегина имела его дружба с Павлом Васильевичем Жуковским, сыном поэта Василия Андреевича Жуковского, с Иваном Сергеевичем Тургеневым и связь с крупными антикварными и букинистическими фирмами Европы и России.


17.
Изображение
План квартиры А. С. Пушкина на Мойке, зарисованный В. А. Жуковским, и пояснения к плану. 1837.
1. Кабинет: а) диван, на котором умер Пушкин; б) его большой стол; с) кресло, на котором он работал; (1) полки с книгами. 2. Гостиная: а) кушетка, на которой лежала ночью Н[аталья] Н[иколаевна]. 3. Передняя: а) здесь Пушкин лежал во гробе. 4. Столовая: а) так были поставлены ширмы, чтобы загородить гостиную, где находилась Н[аталья] Н[иколаевна]. 5. Сени: а) здесь стоял залавок, которым задвинули дверь; б) маленькая узкая дверь, через которую входили все посторонние. 6. Буфет с чуланом, здесь собирались приходившие осведомиться во время болезни, ночью, тогда как заперли дверь в прихожую.


В 1880-х годах Павел Васильевич Жуковский, сын поэта Василия Андреевича Жуковского передал Онегину 60 рукописей Пушкина, документы своего отца, касающиеся дуэли и последних дней поэта, план квартиры на Мойке, посмертную маску, рисунки Жуковского и Федора Бруни, изображающие тело Пушкина во время прощания, записки доктора В.И. Даля, И.Т. Спасского и другие предметы. Позднее Павел Жуковский передал Онегину часть библиотеки своего отца, около 400 томов, и собственный ценнейший архив.


18.
Изображение
Галерея автопортретов А.С. Пушкина, относящихся к разным периодам его творчества: 1 — на полях рукописи поэмы "Кавказский пленник" (инвентарный № 46, лист 6), дата рисунка — май 1821 г. в период южной ссылки, Кишинев; 2, 5, 4, 6, 11 — на полях черновой записи рукописи романа "Евгений Онегин" (инв. № 834,834,835, 834. 834), даты — май-ноябрь 1823 г. в период южной ссылки, Кишинев-Одесса; 3 — на листке с записями турецких слов (инв. № 698, первый лист обложки), тогда, же; 8 — на листке с автографом стихотворения "Н.Д. Киселеву" (инв..№ 905), 14 июня 1828г., Москва; 9 — зарисовка Пушкина в альбоме Ушаковой (инв. № 1723 ), 1827- 1830 гг., Москва; 7, 10 — два автопортрета на одном листе, на первом — так автор видел себя до ссылки, на втором — после возвращения (инв. № 715), сентябрь - октябрь 1826 г., Москва; 12 — один из последних автопортретов на черновике письма к В.А. Соллогубу (инв. № 343):, 20-28 февраля 1836 г., Петербург. via

Коллекция пополнилась дарами многих людей и приобретениями Онегина у антикваров и букинистов. Иван Сергеевич Тургенев передал Александру Федоровичу около 40 фотографий, собрание сочинений с дарственными надписями, портреты. Постепенно квартира на ул. Мариньян превратилась в музей, посвященный русской литературе в целом, объем библиотеки составил более чем 3500 томов.


19.
Изображение
Портрет Жоржа Шарля Дантеса работы Т.Райта. Акварель. 1830-е годы. via

В 1887 году в Париже Онегин встречался с Дантесом /Georges-Charles de Heeckeren d'Anth?s (1812-1895).

В собрании Онегина был экземпляр посмертной маски Пушкина из первой серии отливок. Онегин получил эту маску от сына Василия Андреевича Жуковского. По семейному преданию, в потертом футляре с бархатом маска Пушкина "сопровождала его [Василия Андреевича Жуковского] во всех жизненных странствиях". В 1899 году А.Ф. Отто-Онегин снял с маски, бывшей в его коллекции, 17 копий и отправил их в несколько российских университетов, в Императорскую академию наук, Румянцевский музей.

Музей Онегина в Париже наибольшей известностью пользовался у русских путешественников и ученых. Коллекция его всегда содержалась в идеальном порядке.


20.
Изображение
Жорж Шарль Дантес. Фрагмент литографии с портрета работы неизвестного художника. Около 1830. По клику – полный вариант via

15 мая 1909 года с Онегиным был заключен договор, согласно которому коллекция перешла в государственную собственность России с условием пожизненного пользования ею Онегиным. Он, в свою очередь, был обязан допускать в музей сотрудников, направляемых Комиссией по изданию сочинений А.С. Пушкина при Академии Наук и предоставлять фотокопии рукописей по требованию Комиссии. Коллекционеру было выплачено 10 000 рублей единовременно и назначена пожизненная пенсия в 6000 рублей ежегодно на пополнение коллекции. Выплаты осуществлялись до 1918 года, пока не была прервана связь с Парижем.

В первые годы после революции 1917 года квартиру коллекционера посещали многие русские эмигранты. В специальном альбоме Онегина имеются автографы той поры И.А. Бунина, К.Д. Бальмонта, Т.П. Карсавиной, А.Ф. Керенского, В.Н. Коковцова, П.Н. Милюкова, Н.К. Рериха.

В 1920 году Онегин написал завещание, подтверждающее право Российской Академии Наук на собрание, завещал он Академии и капитал, который останется после его смерти. В 1927 году всё его имущество было перевезено в Ленинград.


21.
Изображение
Посмертная маска поэта в разных ракурсах и пять рисунков "А.С. Пушкин на смертном одре". Source

Пушкин умер, а поколения художников стремились схватить ускользающий облик поэта и остановить мгновение.

Илья Ефимович Репин в течение двадцати лет работал над картиной "Пушкин на берегу Невы" и сделал для нее почти сотню эскизов поэта. Свои творческие мучения он описывает в письме Леониду Андрееву 28 января 1917 года: "Испробованы все мои самые смелые приемы, – нет удачи, нет удачи, а между тем, ведь вот кажется так ясно, я вижу этого "неприятного, вертлявого человека", этого "обезьяну", этого возлюбленного поэта... Передо мной фотографии со всех его портретов, предо мною две маски с мертвого; я уже умею разбираться, что лучше из всего материала; уже совершенно ясно чувствую характер этого чистокровного арапа. Маска с мертвого так изящна по своим чертам и пластике, так красивы эти благородные кости, такой страстью полно было это в высшей степени подвижное лицо, и все это было заключено в строгой раме врожденного благородства и гениального ума... И вот я, посредственный художник, дерзнул изобразить этого гения... Признаюсь вам – особенно три последние недели, еще более три последние дня, опять беззаветно, ходил на приступ своего Порт-Артура".

Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих.


22.
Изображение
Три портрета поэта, выбранные экспертами из набора синтезированных образов, соответствуют различным периодам его жизни: 15-16-летний Пушкин, в возрасте 27-28 лет и незадолго до гибели. Source

О компьютерной реконструкции облика Пушкина в различные периоды его жизни, осуществленной биофизиками, писал в юбилейном 1999 году журнал "Наука и жизнь" в статье члена-корреспондента РАН Г. Иваницкого и кандидата физико-математических наук А. Деева с рассказом о биофизическом исследовании с элементами искусствоведения, психологии восприятия образов, их компьютерным анализом и синтезом. Отчет об этом эксперименте опубликован в журнале "Успехи физических наук", за май 1999 года, том 169, №5 в статье Г.Р. Иваницкого и А.А. Деева "Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль?"

#23 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 105 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 10 Февраль 2017 - 23:13

Окончание почему-то не постится, см. по ссылке.

#24 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 17 209 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено неделю назад

Между тем, Александру Сергеевичу сегодня 220 лет. И то, что его помнят, любят, цитируют, уже ответ на вопрос темы.


Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных