Перейти к содержанию

Брак, развод...


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Гермиона, вы ошибаетесь. Католическая Церковь, как правило, признаёт браки, заключённые в других конфессиях. И без церковного аннулирования предшествующего брака, заключённого даже у протестантов, не будет венчать в Католической Церкви.

 

Да, католическая Церковь признаёт браки заключённые в других конфессиях. Но в том случаи если в брак вступает католик, он, в соответствии с кан. 1117, обязан соблюдать каноническую форму бракосочетания. Поэтому если католик идёт заключать брак в протестантскую общину, не получив предварительно диспенсию от своего епископа, то такой брак будет недействителен.

Если же католик венчается в православной церкви(с православным) без разрешения своего епископа, то его брак будет действительным но незаконно заключённом (кан. 1127п. 1)

 

Кан. 1127 – § 1. Что касается формы, которой следует придерживаться при заключении смешанного брака, то нужно соблюдать предписания кан. 1108. Впрочем, если католическая сторона заключает брак с некатолической стороной, принадлежащей к восточному обряду, то каноническую форму бракосочетания надлежит соблюдать лишь для правомочности, тогда как для действительности требуется участие священнослужителя, причём должны соблюдаться прочие требования права.

§ 2. Если соблюдению требуемой канонической формы будут препятствовать значительные затруднения, то местный ординарий католической стороны имеет право в отдельных случаях дать диспенсацию от неё; однако при этом нужно посоветоваться с ординарием того места, где совершается бракосочетание, и соблюсти для действительности какую-либо публичную форму бракосочетания. Право конференции епископов — установить нормы, по которым следует предоставлять вышеуказанную диспенсацию по единообразным причинам.

§ 3. Не разрешается, чтобы до или после канонического бракосочетания по норме § 1 имел место другой религиозный обряд заключения того же самого брака для предоставления или возобновления брачного согласия. Не должен также происходить религиозный обряд, при котором ассистирующий-католик и служитель-некатолик, каждый совершая свой обряд, вместе испрашивают согласия сторон.

 

https://www.vatican.v...ici_russian.pdf

Изменено пользователем Mihail
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
  • Ответов 348
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Братья и сестры, перечитал тему о браке, но хотел бы уточнить правильно ли я понял что ...

 

Если двое крещенных (православная церковь) вступили в брак только в ЗАГСе (при этом не совершили Таинство Брака), то их брак для Католической церкви не является естественным союзом, а следовательно они живут во грехе и не могут быть допущены к другим таинствам, например Таинству Причастия?

Изменено пользователем alexua
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы правильно поняли, что это не естественный союз. "Между крещёными не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы таинством" (кан. 1055 ККП).

 

Поэтому если крещеные стороны, вступая в брак, позитивным образом исключают таинство, то они исключают и сам брак. Следовательно, это сожительство вне брака, и к таинствам таковые лица не допускаются.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если одна из сторон уже готова к Таинству Брака (католик), а вторая сторона (православная) отказывается от этого Таинства, может ли католик быть допущен к Причастию?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если одна из сторон уже готова к Таинству Брака (католик), а вторая сторона (православная) отказывается от этого Таинства, может ли католик быть допущен к Причастию?

Если ничего не делать, то нет (если мужчина и женщина при этом сожительствуют). В принципе может быть предоставлена диспенсация от канонической формы брака, за этим надо обратиться к местному ординарию.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... может быть предоставлена диспенсация от канонической формы брака, за этим надо обратиться к местному ординарию.

 

Подскажите, я совсем плохо понимаю, что такое диспенсация в данном случае. Если такая диспенсация будет дана это означает, что:

1. Супруги могут жить как муж и жена, и при этом муж-католик будет допущен к Причастию

2. Или после диспенсации супруги обязаны жить как брат и сестра для того, что беспрепятственно быть допущенным к Причастию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите, я совсем плохо понимаю, что такое диспенсация в данном случае. Если такая диспенсация будет дана это означает, что:

1. Супруги могут жить как муж и жена, и при этом муж-католик будет допущен к Причастию

2. Или после диспенсации супруги обязаны жить как брат и сестра для того, что беспрепятственно быть допущенным к Причастию?

"Диспенсация" - это освобождение от какого-либо препятствия. Она производится именно для того, чтобы стало возможным заключение действительного брака. После него, естественно, воздерживаться не надо, а католик допускается к таинствам.

 

Женщина вообще против венчания или против католического венчания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Она производится именно для того, чтобы стало возможным заключение действительного брака. После него, естественно, воздерживаться не надо, а католик допускается к таинствам.

Максим, извините, все равно не понял.

Меня смущает фраза "чтобы стало возможным заключение действительного брака".

Т.е. диспенсация дается, чтобы католик мог вступить в брак со своей супругой, которая этого не хочет? Или диспенсация, как бы приостанавливает конкретно для этого человека необходимость Венчания, и мол если она не хочет можешь спокойно в нынешнем своем состоянии невенчанного брака приступать к таинствам?

 

Женщина вообще против венчания или против католического венчания?

Женщина не хочет по причине наличия смертного греха, и считает если она не раскаивается, значит не может приступить к исповеди необходимой перед совершением Таинства Брака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, извините, все равно не понял.

Меня смущает фраза "чтобы стало возможным заключение действительного брака".

Т.е. диспенсация дается, чтобы католик мог вступить в брак со своей супругой, которая этого не хочет? Или диспенсация, как бы приостанавливает конкретно для этого человека необходимость Венчания, и мол если она не хочет можешь спокойно в нынешнем своем состоянии невенчанного брака приступать к таинствам?

Живя вне брака сексуальной жизнью, к таинствам приступать нельзя. Это норма естественного и Божественного права, и от этой нормы диспенсацию получить невозможно.

 

Нашему католику нужно заключить брак действительным образом, поскольку его брак с точки зрения канонического права действительным не являлся. Действительности брака препятствовало то, что он был заключен без церковного благословения. Значит, сейчас этот брак надо конвалидировать (сделать действительным), совершив его по канонической форме, либо получив диспенсацию (освобождение) от нее. Тогда брак становится действительным, и можно приступать к таинствам при супружеском общении.

 

Описанный случай довольно экзотичный. Если бы женщина, например, была против только католического венчания, то ординарий мог бы дать разрешение на венчание в православной церкви с одновременным освобождением от препятствий к браку с некатолической стороной. Ну, в любом случае согласие сторон есть, значит, теоретически, такой брак конвалидировать можно. Так или иначе, католику нужно обращение к епископу, потому что определить способ конвалидации и осуществить ее может только провомочная церковная власть.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.... Тогда брак становится действительным, и можно приступать к таинствам при супружеском общении...

Т.е. алгоритм условно говоря такой:

Подать прошение своему епископу с просьбой о диспенсиции. Если таковая будет получена это "зачтется" в качестве брака и возможно будет супружеское общение, т.к. брак станет действительным (после полученной диспенсиции проводить Таинство Брака уже не будет необходимости).

Все верно?

Изменено пользователем alexua
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. алгоритм условно говоря такой:

Подать прошение своему епископу с просьбой о диспенсиции. Если таковая будет получена это "зачтется" в качестве брака и возможно будет супружеское общение, т.к. брак станет действительным.

Все верно?

Сначала, видимо, нужна будет консультация в курии епархии. Там смогут указать предмет прошения. Если предметом прошения может являться только диспенсация от канонической формы и препятствия некатоличности супруги, то потом необходимо будет совершение венчания в православной церкви.

 

При категорическом отказе второй стороны от возобновления брачного согласия бывает т.н. "исцеление в корне", когда препятствие к браку убирается как бы задним числом и нового волеизъявления не производится. Но возможно ли тут оно, я сказать не берусь. Это курию надо запрашивать.

Изменено пользователем Maxim Bulava
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Максим, Вы очень помогли.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще несколько вопросов, если не возражаете.

Правильно ли понимает православная сторона, что без исповеди при наличии смертного греха она не может быть допущена к Венчанию?

 

Вопрос связан с тем, что прочитав сообщения значительно выше выходит, что наличие веры во Христа (такая вот теплохладность/светскость что ли) для совершения Таинства не является обязательным. Вот я и подумал если для совершения Таинства не важна есть ли вера, может не важно есть ли смертный грех на одном из вступающих в брак?

Изменено пользователем alexua
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще несколько вопросов, если не возражаете.

Правильно ли понимает православная сторона, что без исповеди при наличии смертного греха она не может быть допущена к Венчанию?

 

Вопрос связан с тем, что прочитав сообщения значительно выше выходит, что наличие веры для совершения Таинства не является обязательным. Вот я и подумал если для совершения Таинства не важна есть ли вера, может не важно есть ли смертный грех на одном из вступающих в брак?

Тут надо различать канонический и моральный подход. С канонической точки зрения таинство брака, полученное в состоянии смертного греха, действительно. Для действительности не нужно ничего, кроме намерения заключить брак и отсутствия препятствий к нему (кои и устраняются, если они по природе своей устранимы, диспенсацией). Но сознательное его получение в состоянии смертного греха святотатственно (то есть, в свою очередь, является смертным грехом) и не сообщает виновному свойственной таинству благодати.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. выходит что, либо исцеление в корне через диспенсацию, либо жизнь в гражданском браке как брат и сестра? Изменено пользователем alexua
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. выходит что либо исцеление в корне через диспенсацию, либо жизнь в гражданском браке как брат и сестра?

1) либо возобновление согласия по канонической форме (таинство в Католической Церкви) или с диспенсацией от нее (т.е., в последнем случае - венчание в православной церкви). И в том, и в другом случае еще нужна диспенсация от препятствия к браку с некатолической стороной;

 

2) либо исцеление в корне (не знаю, возможно ли оно тут - надо консультироваться);

 

3) либо, да, жизнь в воздержании.

 

Если же оставить всё, как есть, то католик к таинствам приступить не может.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но сознательное его получение в состоянии смертного греха святотатственно (то есть, в свою очередь, является смертным грехом) и не сообщает виновному свойственной таинству благодати.

 

Я всё же не думаю что принятие брака в состоянии тяжкого греха будет святотатством. Да, естественно, это очень нежелательно, но как мне кажется канон ККП 1065 не столь категоричен.

 

Кан. 1065 – § 1. Католикам, ещё не принявшим таинства миропомазания, следует принять его, прежде чем их допустят к бракосочетанию, если это можно будет сделать без серьёзных затруднений.

§ 2. Чтобы таинство брака было принято плодотворно, брачующимся настоятельно рекомендуется приобщиться к таинствам покаяния и Пресвятой Евхаристии.

 

В коментария к этому канону прочитал, что одназначный отказ вступающих в брак от принятия таинств покаяния и Евхаристии, не может стать причиной недопущения их к таинству брака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но сознательное его получение в состоянии смертного греха святотатственно (то есть, в свою очередь, является смертным грехом) и не сообщает виновному свойственной таинству благодати.

 

Я всё же не думаю что принятие брака в состоянии тяжкого греха будет святотатством. Да, естественно, это очень нежелательно, но как мне кажется канон ККП 1065 не столь категоричен.

 

Кан. 1065 – § 1. Католикам, ещё не принявшим таинства миропомазания, следует принять его, прежде чем их допустят к бракосочетанию, если это можно будет сделать без серьёзных затруднений.

§ 2. Чтобы таинство брака было принято плодотворно, брачующимся настоятельно рекомендуется приобщиться к таинствам покаяния и Пресвятой Евхаристии.

 

В коментария к этому канону прочитал, что одназначный отказ вступающих в брак от принятия таинств покаяния и Евхаристии, не может стать причиной недопущения их к таинству брака.

Разве канон, приведенный Вами, говорит что-то о сознательном принятии таинства в состоянии смертного греха? Ничего не говорит. Он справедливо утверждает, что к принятию таинство брака надо готовиться с помощью других таинств - покаяния и Евхаристии. Это желательно делать и тем, кто не чувствует смертного греха на совести. Если человек находится и в благодатном состоянии, покаяние и Евхаристия содействуют умножению той благодати, которую вступающий в брак получит от таинства брака.

 

Далее, человек может не чувствовать, что грех, который он совершил - смертный. Если он при этом приступит к таинству брака, получение таинства не будет кощунственным, но будет бесплодным. Но если он вновь обретет благодать благодаря исповеди и причащению, таинство брака будет совершено с духовной пользой для него, которой он в противном случае вообще не получил бы.

 

А о сознательном нахождении в грехе - да просто откройте любой традиционный труд по нравственному богословию. Все таинства живых, принимаются святотатственно, если сознательно принимаются в состоянии смертного греха. В том числе и брак. Вот, например, известный опус о. Генри Дэвиса, SJ:

 

4426ab60661a.jpg

 

Более того, следующие слова Дэвиса обозначают дискуссию, которая имела место среди моралистов: некоторые полагали, что тут совершается даже не один, а два смертных греха - таинство нельзя не только принимать, но и совершать, сознательно находясь смертном грехе, а таинство брака преподают друг другу вступающие в брак. Но, в конце концов, возобладало мнение, что смертный грех совершается только один.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я всё же не думаю что принятие брака в состоянии тяжкого греха будет святотатством.

Простите, что вмешиваюсь, но актуальный вопрос: что считается тяжким грехом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы грех был смертным, необходимы одновременно три условия: "Смертный грех - это тот, который касается серьезной материи и, кроме того, совершен с полным осознанием и с полным согласием".

Серьезность материи определена десятью заповедями, согласно ответу Иисуса богатому юноше: "не прелюбодействуй, не убивай, не кради; не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать" (Мк 10,19).

 

Насчитал 6. А в других источниках читал, что к смертным грехам относят следующие: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние.

Это не то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грех создает тягу к греху; он рождает порок повторением тех же поступков. Из этого возникают склонности порочного характера, затмевающие совесть и искажающие конкретную оценку добра и зла. Поэтому грех склонен усиливаться и умножаться, однако он не может до конца уничтожить нравственное чувство.

ККЦ 1865

 

Пороки могут быть классифицированы в соответствии с добродетелями, которым они противопоставляются, либо сопоставлены с главными (или коренными) грехами, которые христианский опыт начал различать вслед за св. Иоанном Кассианом и св. Григорием Великим. Их называют главными потому, что они порождают другие грехи, другие пороки. Это - гордыня, скупость, зависть, гнев, нечистоплотность, обжорство, лень или уныние [1].

 

ККЦ 1866

 

Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи.

 

ККЦ 1876

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Чтобы грех был смертным, необходимы одновременно три условия: "Смертный грех - это тот, который касается серьезной материи и, кроме того, совершен с полным осознанием и с полным согласием".

Серьезность материи определена десятью заповедями, согласно ответу Иисуса богатому юноше: "не прелюбодействуй, не убивай, не кради; не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать" (Мк 10,19).

 

Насчитал 6. А в других источниках читал, что к смертным грехам относят следующие: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние.

Это не то?

 

Смертный грех - это сознательное и добровольное нарушение Божьей или церковной заповеди в серьёзном вопросе (серьёзной материи). Вы не совсем правильно поняли, та цитата из Евангелия это просто илюстрация, а не полный перечень тяжких грехов.

Все грехи можно разделить на: тяжкие (смертные), для которых необходимы три условия(сознательность, добровольность и в серьёзном деле(тяжкая материя)), и лёгкие (обыденные), которые совершены в незначительном деле (лёгкая материя) или в серьёзном вопросе (тяжкая материя) но не без полной осознаности или добровольности.

Изменено пользователем Mihail
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К счастью, благодать таинства Брака может быть дана и после недостойного заключения действительного Брака, если после Брака обратиться к таинству Покаяния.

 

"Основные положения католической догматики":

 

"Для дозволенности преподания и принятия таинства требуется отсутствие приостанавливающих или запрещающих препятствий к заключению брака.

Для достойного принятия таинства требуется состояние благодати. Недостойно принятое таинство, согласно правдоподобному мнению многих богословов, заново оживает [после раскаяния и обретения освящающей благодати]".

Изменено пользователем ioann22
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышала такую версию, что если одна сторона - католик, а вторая - категорически отказывается от вечнания, то в качестве редкого исключения возможно что-то вроде "заочного венчания": когда католическая сторона ОДНА (без некатолической стороны) в присутствии священника (или епископа?) даёт обещания быть со своей женой (своим мужем) до конца жизни. Тогда это "засчитывается" как венчание.

 

Но, насколько я поняла, речь шла о том, если вторая сторона - атеист(ка).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...