Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

О Петровском и Успенском посте


Сообщений в теме: 5

#1 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 8 637 сообщений
  • ГородХарьков
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 22 Июнь 2012 - 19:02

В чем смысл традиции соблюдать упомянутые в заголовке посты? Как известно, Петроваский пост развился из древнего компенсаторного поста, соблюдавшийся в течение недели после Пятидесятницы теми, кто не имел возможности соблюдать Великий пост. Какое же отношение этот пост имеет к нам? Каноны о помянутых постах, понятное дело, не говорят ничего. И даже в ??V веке Матфей Властарь в своей "Алфавитной синтагме" лишь упоминает о них как допустимых:

Собственно узаконен (речь о 66-м апостольском правиле) один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова.

Что касается Рождественского поста, то тут все понтно: подобно тому как мы постимся перед Пасхой, чтобы достойно встретить этот праздник, так очищаем себя постом и перед Рождеством, вторым праздником после Пасхи по своему значению, Что же до Петровского и Успенского поста, то принцип духовной подготовки к празднику здесь не действует, так как непонятно, почему избраны именно праздники свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла и Успение Божией Матери, и почему не надо готовиться постом, например, к празднику Покрова Богородицы, сугубо почитаемого в России и на Украине.

Понятна также польза поста вообще, но опять-таки неясно, почему пост должен соблюдаться в данные периоды, А ведь церконые традиции должны иметь какой-то смысл, иначе зачем их соблюдать?

#2 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 8 704 сообщений
  • ГородЛетбридж, Канада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 22 Июнь 2012 - 22:30

В старом календаре я как-то прочёл, что Петров пост ввели на Руси в средние века по просьбе женщин - "для скопа масла".
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.

#3 Solowhoff

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 506 сообщений
  • ГородUkraine
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 22 Июнь 2012 - 22:36

На Руси? А в Греции, Болгарии или Сербии Петрова поста нет?
С христианской любовью, без пролития крови, на всеочищающем огне!

#4 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 8 704 сообщений
  • ГородЛетбридж, Канада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 22 Июнь 2012 - 22:38

Чего не знаю - того извините.
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.

#5 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 8 637 сообщений
  • ГородХарьков
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 23 Июнь 2012 - 00:13

Просмотр сообщенияSolowhoff (22 Июнь 2012 - 22:36) писал:

На Руси? А в Греции, Болгарии или Сербии Петрова поста нет?
Есть. Но ведь никто и не говорит, что это чисто русский обычай.

#6 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 8 637 сообщений
  • ГородХарьков
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 23 Июнь 2012 - 00:22

Юрию Патрикиевичу понятна была эта забота и печаль. Давно уж выехал он из Литвы на Русь, все обычаи и Все незадачи ее принимал как свои отечественные. В Литве—и в языческой, и в католической — не соблюдалось никаких постов. А принял православие — с ним и посты: Филипповский, Великий, Успенский, Петровский. Любой пост переносить нелегко, но Петровский самый тяжелый, самый голодный. В огороде на грядках овощей еще нет, и в лесу пусто — ни грибов, ни ягод. Из старых запасов — редька да кислая капуста, из свежей зелени — лук да щавель. От этих кушаний у матерей-кормилиц дети грудные сильно страдают мытом частым и жидким. Хоть и есть такое поверье, что Петровки установлены по просьбе баб — для скопа масла. Если бы молоко съеда­лось в это самое богатое удоями время, не скопить тогда масла впрок. Но если это и правда, то просили не те бабы, которые грудью кормят.

Однако и разговение после этого строгого поста с боль­шим довольством и избытком бывает. Широкий и усла­дительный это праздник — святых апостолов Петра и Павла. Игрища день и ночь, хороводы. Рады девки и ба­бы, а пуще всего мужики: открывается в этот день ло­витва— охота на всяческую годную в эту пору дичь, на разжиревшего байбака, на лесных и водяных пернатых. В этот день великокняжеская потеха особенно пышная и важная. Для всех приглашенных на нее — и честь, и возможность проявить себя, приветливость государя за­служить. А если какой боярин или служилый князь не зван на нее, считай, в опале, готовься в отъезд.

http://sp-n.ru/vasilie_2/109.html





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных