Перейти к содержанию

Типологическое и аллегорическое толкование Библии


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Так ты считаешь, что не все книги Библии богодухновенны?

Я уже ответил на твой вопрос, и достаточно подробно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я этого и не отрицаю и считаю, что два года учебы в академии и нужны были как раз для того, чтобы вскрыть мою тупость, равно как и указать на те пробелы, которые мне еще только предстоит заполнить знаниями. Только при условии, если я все же научусь преодолевать свою лень.

Нет. Сначала Вы показали замечательное накопление знаний, испугав таким потоком некоторых - меня точно.

Но вот эта тема (родившаяся из другой) - кошмар непроходимый.

Базы нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во всяком случае. есть соборное постановление толковать Писание так, как толковали отцы Церкви.

И как это постановление звучит дословно? И какого ВС, кстати?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такие же, как и иные учёные, о которых упоминал Владимир.

В цитате, на которую ты ответил, речь шла об "обычных учёных-экзегетах". Вот в этом всё и дело: обычные учёные пользуются только суммой знаний, а святые отцы прибавляли к этой сумме знаний свой духовный опыт, который существенно более богат, чем у "обычных учёных". И не видеть этой разницы как раз и обозначает не видеть разницы в русском языке между "теологом"-схоластом и истинным "богословом" (это реминисценция на мой спор с Александром с Гефсимании, который считает неправильным предложение Хоружего закрепить терминологически существующую в русском языке семантическую разницу между словами "теология" и "богословие")
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как это постановление звучит дословно? И какого ВС, кстати?

Это 19-е правило Трулльского собора:

 

"Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение".

 

В своем комментарии на это правило еп. Никодим цитирует послание восточных патриархов:

 

"Веруем, что Божественное и Священное Писание внушено Богом, посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное кафолическая церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобнозначащими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то кафолическая церковь не пребыла бы, по благодати Христовой, доныне такою церковью, которая, будучи единомысленна во вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть церковью святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавнующих, то есть, как должно полагать без сомнения, церковью еретиков, кои не стыдятся учиться у церкви, а после беззаконно отвергать ее... Поелику виновник того и другого есть один и тот же Дух Святый, то все равно, от Писания ли изучаться, или от вселенской церкви. Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться, но вселенская церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим Учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться, но подобно Божественному Писанию непогрешительна и имеет всегдашнюю важность". Учение вселенской церкви, или учение св. отцов и учителей церкви всегда служило руководством для проповедников и должно всегда служить таковым руководством, если они желают быть истинными выразителями учения Св. Писания; так как единодушное согласие всех отцов и учителей церкви в учении о предметах Божественного Откровения или христианской веры, это - действительный признак истины.

Нужда и необходимость следовать учению св. отцов в проповедях, при изъяснении Св. Писания, выступают сами собою ввиду возвышенности мыслей, содержащихся в Св. Писании. Это-то именно и рекомендуют отцы Трулльского Собора 19-м своим правилом, специально епископам, как главным проповедникам слова Божия в церкви, и как учителям и клира и народа. Епископы суть верховные учители в церкви и, как таковым, им вверено проповедовать христианскую истину и всюду распространять ее (Мф. 28:19-20; Иоан. 15:16; Деян. 6:4; 1 Кор. 1:17; 2 Тим. 2:15; 4:2). От них же получают власть проповедовать и священники (Деян. 15:24 и 27; 2 Тим. 2:2). Епископ, следователено, должен быть сам вполне сведущ в Св. Писании (VII Всел. 2) и толковать его в духе вселенской церкви, так что был бы в состоянии изъяснить волю Божию всем, вверенным его попечительству. "Поелику ясно, - сказано в ответе на 2-й вопрос в дополнение к упомянутому посланию восточных патриархов, - что в Писании содержится глубина и высота мыслей, то посему требуются люди опытные и богопросвещенные для испытания его, для истинного уразумения, для познания правильного, согласного со всем Писанием и Творцем его Св. Духом. И хотя возрожденным известно учение веры о Троице, о воплощении Сына Божия, о Его страданиях, воскресении и вознесении на небо, о возрождении и суде, за каковое учение многие охотно претерпели и смерть, но нет необходимости, или лучше, невозможно всем постигнуть то, что Дух Святый открывает только совершенным в мудрости и святости".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сначала Вы показали замечательное накопление знаний, испугав таким потоком некоторых - меня точно.

Но вот эта тема (родившаяся из другой) - кошмар непроходимый.

Базы нет.

А в чем кошмар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем кошмар?

Уровневый кошмар.

Философская подготовка - даже не семинарская. Школьная.

Вы же бурсу кончали?

Так какого же перца ее позорите?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это 19-е правило Трулльского собора:

 

"Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение".

 

1. Не вселенский.

2. Смысл высказывания в другом: лучше перескажите то, как изъясняли отцы, чем сочинять своё.

 

Но это никак нельзя назвать канонизацией святоотеческих толкований. Это своего рода рекомендация пастырям - и только.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все же правило носит предписывающий, а не рекомендательный характер. Другой вопрос, что значит толковать "по отцам". Но чтобы его обсудить, лучше открыть отдельную тему.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уровневый кошмар.

Философская подготовка - даже не семинарская. Школьная.

А конкретнее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все же правило носит предписывающий, а не рекомендательный характер.

 

Вот как?

 

В своем комментарии на это правило еп. Никодим цитирует послание восточных патриархов:

.... Это-то именно и рекомендуют отцы Трулльского Собора 19-м своим правилом,

 

 

 

Другой вопрос, что значит толковать "по отцам". Но чтобы его обсудить, лучше открыть отдельную тему.

Да нет, это правило только подтверждает мою мысль: святые отцы не "демифологизировали", а именно ремифологизировали Писание, и именно отсутствие жёсткой канонизации этих толкований доказывает, что Церковь к своему Преданию относится трепетно и осторожно. И это правильно. А остальное - это уже лирика, мне лично не интересная. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А конкретнее?

Володя, я Вас не хочу и не могу здесь распинать. Пару гвоздей Вы сами попросили, но дальше - давайте в личке. Или открывайте тему о себе.

Вы знаете, что, благодаря Вам, я уже вошел в историю, как первый получивший форумный тропарь? Приглашение на выход?

Нет, не знаете. Не видите. Но что-то там просите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, не знаете. Не видите. Но что-то там просите.

Хотите, я Вам расскажу простой способ, как ответить на мои вопросы и не получить ни одного предупреждения? Элементарно.

1. Цитируете то, что Вам не нравится, или с чем Вы не согласны в моем сообщении.

2. Пишете: "Данное высказывание является безграмотным с философской/богословской/филологической/другой точки зрения.

3. Пишете союз "потому что" и далее излагаете Ваши аргументы.

 

Именно такой конкретики я и пытаюсь от Вас добиться. А обсудить, где и как я учился, можно и в самом деле, если появится желание, в отдельной теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поддерживаю Володю, потому что никак не могла сформулировать свои претензии Алексею так, чтобы его не обидеть. Ну, право, какое-то бездоказательное критиканство, приправленное если не высоким самомнением, то желанием "срезать" собеседника, как злой преподаватель на экзамене. Алексей, у тебя кризис жанра? Где твои искрометные богословские пассажи, которыми некогда мы все восхищались?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже, новый форум создан исключительно для обсуждения личностей: в двух темах, где я участвую, разговор так легко перешёл на обсуждение протоиерея Александра, протодиакона Андрея, а также пока не иерея Владимира и уже никогда не диакона Алексея, что, судя по всему, заявленные наименования тем были лишь поводом для обсуждения личностей.

 

Господа, исправляйтесь-ка. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могла бы заметить, что по теме последним сообщением, оставшимся без ответа, является моё. Про ремифологизацию святыми отцами и сохранение Церковью исходных мифов в нетронутом виде.

Вопросы де- и ремифологизации относятся скорее к соседней теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопросы де- и ремифологизации относятся скорее к соседней теме.

Заблуждаетесь. Толкования и интерпретации - это и есть ремифологизация, т.е. перевод предания на новый образно-символический язык. Собственно, непонимание Вами этой элементарной философской истины Вам и поставил Алексей в упрёк, назвав это отсутствием философской базы.

 

A propos, насколько Вам знакомы труды Хоружего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

A propos, насколько Вам знакомы труды Хоружего?

Знаком с ним только по его лекции в ПСТГУ, которая обсуждалась на Гефсимании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаком с ним только по его лекции в ПСТГУ, которая обсуждалась на Гефсимании.

Ну, почитайте что-нибудь более существенное...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
]Что касается аллегорического толкования, то оно как таковое не имеет четких правил, единственный критерий адекватности толкования здесь - соответствие учению Церкви.

В патристической и средневековой экзегезе allegoria (гр.) охватывала разные способы установления смыслов священных текстов, среди них - типологию (сам термин типология-неологизм) и часто была отделена от морального и анагогического смыслов, вместе с которыми составляла "духовный смысл" Святого Писания. Хоть попытки отделить аллегорический смысл от типологического различимы уже в патристическое время, типологический смысл строго очерчен и отделен от аллегорического только во времена Реформации, когда протестантскими реформаторами был признан типологический смысл Священного Писания, но отброшено аллегорическое толкование, вместе с доктриной "четверичного смысла текста".

Метафорическое же истолкование не представляет собой отдельный метод.

Метафорическое истолкование вместе с историческим ,типологическим и аллегорическим составляет традиционную доктрину "четверичного смысла текста". Метафора, или сравнение означает пояснение одних вещей другими с целью убедительности, стильности или ясности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вывод из всего вышесказанного я бы сделал такой: ни в коем случае нельзя пренебрегать церковной традицией интерпретации Св. Писания.

Собственно и Литургию также интерпретируют, в подобном ключе. И тоже нельзя пренебрегать ни в коем случае такой традицией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...