Перейти к содержанию

О неправде тотальной апологии


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Среди ошибок миссионера - тотальная апологетика. Защита всего, что есть в жизни и истории Церкви.

 

Я боюсь пропаганды. Накушался ее в детстве. Люди знают о наших церковных болячках. А если мы будем их замалчивать и говорить, что все-то у нас хорошо и беспроблемно, то люди сочтут нас именно пропагандистами, причем неумными и нечестными. Поэтому я считаю, что именно миссионерски важно быть честным. Есть православие, а есть мифы о нем. Среди этих мифов есть мифы, создаваемые нецерковными людьми, а есть мифы, с радостью передаваемые людьми из Церкви. В числе таких мифов находится и распространенное мнение о том, что, в отличие от католиков, православие никогда не прибегало к понуждению в вопросах веры, что православный мир не знал ни инквизиции, ни крестовых походов, ни костров, ни сокрушения чужих святынь… К сожалению, это не так.

 

«Житие св. Константина Философа» (равноап. Кирилла) говорит: «В земле же фульского народа был большой дуб, сросшийся с черешней, под которым совершали жертвоприношения, называя его именем Александр. Женщинам не разрешали ни подходить к нему, ни участвовать в жертвоприношениях. Услыхав же это, Философ не ленился, потрудиться дойти до них… Так услаждающими слух речами уговорив их, повелел им срубить дерево и сжечь».

 

Число языческих храмов и святынь, уничтоженных христианами, вряд ли поддается учету. Вспомним 69-е правило Карфагенского соора: "Подобает просить благочестивейших царей, да повелят совсем искоренить остатки идолов по всей Африке (ибо во многих местах приморских и в разных владениях еще сохраняет неправедно силу сие заблуждение). Да будет заповедано: и идолов истребить, и капища их, в селах и в сокровенных местах без всякой благовидности стоящие, всяким образом разрушать".

 

Крестовых походов вообще не было бы, если бы о них не просила и в них не участвовала православная Византийская Империя.

И преследования еретиков, и сожжения колдунов также были в православной истории.

Была и инквизиция как регулярное учреждение. В грамоте, данной царем Федором Алексеевичем на учреждение в Москве Славяно-Греко-Латинской Академии, было сказано: “А от церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной и иных, таким не учити и учителей таковых не имети. Аще же таковые учители где обрящутся, и оны со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да сожгутся”. Впрочем, «привилегия, которая должна была бы превратить Академию в своего рода инквизиционный трибунал, так и осталась на бумаге, не оказав никакого влияния на судьбу реального учреждения» .

 

А в петровские времени и само слово «инквизитор» и соответствующая служба появились.

И костры. На них сжигали татар, принявших крещение, но затем вернувшихся в ислам (причем организатором такой казни был известный историк В. Н. Татищев).

 

Первый случай казни христиан христианами по религиозным мотивам имел место в 370 году, когда император Валенций – арианин, то есть христианский еретик - предал смерти 80 духовных лиц православного исповедания, пожаловавшихся ему на насилие ариан; правда, это не было казнью по суду, но префекту Модесту было дано тайное приказание заманить указанных лиц на корабль и сжечь его в открытом море. (Сократ. Церковная история. 1,9; Созомен. Церковная история. 1,21. 2,20,23,30; 3,5).

Обратное, то есть первая казнь еретика православными произошло уже вскоре - в 385 году. Это была казнь гностика Прискиллиана. Потом же было много всего…

 

 

Во время антипольского восстания Богдана Хмельницкого казаки взяли Киев. «В Киеве прятались несколько тысяч католических священников. Из связали веревками, которыми они были опоясаны и побросали в Днепр для потопления, подвергнув их сначала сильнейшим истязаниям. Наконец тела их были съедены псами» (архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005, с. 176).

«100 000 евреев спрятались в крепости Тульчин. Казаки взяли крепость и избили их не мечами а палками и поленьями младенцев вытаскивали копьями из беременных женщин. Мы спрашивали еврея Яки, что сделал Хмель с евреями в стране ляхов, и тот отвечал, что он больше причинил им зла, чем в древности Веспасиан. На это мы рассмеялись» (с. 151).

 

Тем, кто не верит таким сообщениям современника, придется поверить Николаю Гоголю: «И между теми-то козаками, между теми восьмью полками отборнее всех был один полк, и полком тем предводил Тарас Бульба. Все давало ему перевес пред другими: и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением.

 

В летописных страницах изображено подробно, как бежали польские гарнизоны из освобождаемых городов; как были перевешаны бессовестные арендаторы-жиды; как слаб был коронный гетьман Николай Потоцкий с многочисленною своею армиею против этой непреодолимой силы; как, разбитый, преследуемый, перетопил он в небольшой речке лучшую часть своего войска; как облегли его в небольшом местечке Полонном грозные козацкие полки и как, приведенный в крайность, польский гетьман клятвенно обещал полное удовлетворение во всем со стороны короля и государственных чинов и возвращение всех прежних прав и преимуществ. Но не такие были козаки, чтобы поддаться на то: знали они уже, что такое польская клятва. И Потоцкий не красовался бы больше на шеститысячном своем аргамаке, привлекая взоры знатных панн и зависть дворянства, не шумел бы на сеймах, задавая роскошные пиры сенаторам, если бы не спасло его находившееся в местечке русское духовенство. Когда вышли навстречу все попы в светлых золотых ризах, неся иконы и кресты, и впереди сам архиерей с крестом в руке и в пастырской митре, преклонили козаки все свои головы и сняли шапки. Никого не уважили бы они на ту пору, ниже самого короля, но против своей церкви христианской не посмели и уважили свое духовенство. Согласился гетьман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир. Тот один был Тарас.

 

Что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. "Ничего не жалейте!" - повторял только Тарас. Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. "Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!" - приговаривал только Тарас. И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении».

 

Вопрос о том, каким гонениях или унижениям до этого подвергались православные со стороны католиков или иудеев, при сопоставлении с Евангелием все же стоит отложить в сторону. Нет Христовой заповеди о выяснении «кто первым начал»… Каждый ответит за свое зверство. Самая страшная ошибка миссионера - это насилие. Но готовы ли церковные люди назвать преступной политику своих былых империй (и Византийской и Российской) – когда миссия строилась на подарках, освобождении от налогов, репрессиях, а нередко и на прямых угрозах? Или свои носки не пахнут и цель оправдывает средства?

 

***

Так что «генетическая» (историческая, родовая, прецедентная) предрасположенность к инквизиторской болезни у нас есть. Что делать в семье с предрасположенностью к диабету? Правильно - не забивать холодильник тортиками. Вот и нам надо быть осторожнее с назначением кого бы то ни было во «врага народа» и с поощрением рукосуйного активизма.

 

https://diak-kuraev.l...com/393825.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 102
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Мне понравился один из комментаторов высказавшийся:

А Святейший только что в ХХС сказал, что никогда православные не оскверняли чужих святынь. Кому верить дьякону или святейшему?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В РФ нет национальной идеи, как скажем в США или в бывшем СССР. Вакуум пытаются заполнить православием, что для меня в принципе не понятно. Пусть фотиане - это заблуждающиеся христиане. Главное тут христиане. Сотериология рулит, как говорится. Вместо этого РПЦ упрямо пытается стать гос. идеологией.Отсюда и все эти "открытия". Никогда и никого. Добряки и душки... И в это уже верят. Многие. Это у КЦ - инквизиция и крестоносцы. А у ПЦ шарики и тортики. А вот еще легенда, повальное мученичество ПЦ в Революцию. И ведь отказываются принимать факты - большинство храмов закрылось после отделения Церкви от государства. Просто по экономическим причинам. И многие батюшки в счетоводы ушли. Но нет. Начинают путать эпохи. Сколько было в лагерях! Спрашиваешь - когда начались репрессии. Ответ. Как Вы смете трогать наших новомучеников! Это уже стало историческим фетишем. И так во многом. К несчастью.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

В РФ нет национальной идеи, как скажем в США или в бывшем СССР.

Я не уверен что это является национальной идеей...но слыхал такое выражение:

 

"Если американцы своей национальной ценностью считают "свободу", то у человека русского, это некое врождённое состояние "несовершенства". И это постоянно преследующие нас состояние "неполноценности", "всё не слава Богу", неудовлетворённости собой, поиска, покаяния - в перспективе безвременного бытия, несомненно ценнее пресловутого "окэй".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

то у человека русского, это некое врождённое состояние "несовершенства".
ага. вот только не своего несовершенства прежде всего.

 

даже в этом посте видно, что имеется характернейшее подчеркивание несовершенства американцев по сравнению с русскими.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

даже в этом посте видно, что имеется характернейшее подчеркивание несовершенства американцев по сравнению с русскими.

Как говорится - "у кого чего болит..." :)

Речь о том что вера нам даёт бесконечную перспективу. Мы можем извлечь для себя пользу из любых жизненных ситуаций и состояний. И осознанная, если угодно, осмысленная неудовлетворённость собой, большое подспорье этому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

й. И осознанная, если угодно, осмысленная неудовлетворённость собой, большое подспорье этому.
разумеется. только вот ни русская национальная идея, ни русская ментальность здесь не причем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

разумеется. только вот ни русская национальная идея, ни русская ментальность здесь не причем.

Возможно и так, но только почему то (в моём случае) к болгарским священникам на исповедь русские туристы да иммигранты ходят, а местные такой необходимости не имеют. Для меня ответ очевиден, а для Вас? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В той или иной форме любоваться "собой любимыми" свойственно всем людям. Русские тут ничем не хуже и не лучше других. Только православие сюда глупо припутывать... Со стороны некоторых православных... (это фраза не о ком-либо из участников обсуждения!)

 

Что русские сохранили больше интереса к религии, чем болгары - охотно верю нашему корреспонденту из солнечной Болгарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...ничем не хуже и не лучше...
:)

Вспомнилось такое слово пастыря:

"Вот у нас на паперти сидит и подаяние просит "цыгань-цыганью", наша вера и наш храм его меньше всего интересует. Но может получится так, что ведя такой образ жизни, он стяжает такие качества для своей души, что наследует Царство Небесное; а мы мы с вами НЕТ!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Достаточно общим местом является наблюдение, что любой русский как правило считает себя "глубже" и "духовнее" любого американца или европейца. На этом фоне откровенным лукавством, или скорее прелестным заблуждением, видится аргументация что у русских встроено видение своего несовершенства и ориентация типа "я хуже других".

к болгарским священникам на исповедь русские туристы да иммигранты ходят, а местные такой необходимости не имеют. Для меня ответ очевиден, а для Вас? :)

Правила поместной церковной традиции. Будет в РПЦ разрешение исповедоваться без обязательной предварительной исповеди, и русские редко станут ходить к исповеди. Ужесточатся правила в БПЦ, и болгары будут исповедоваться.

 

Кстати, во многих католических поместных церквях негласное правило исповедоваться раз в два-три месяца. По моим наблюдениям это не реже чем у православных, с той только разницей, что и все время между исповедями католики причащаются, а у православных частота причастия не превышает частоту исповеди.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Достаточно общим местом является наблюдение, что любой русский...

Вероятно мы по разному с Вами понимаем этот термин. Я по Достоевскому.

Будет в РПЦ разрешение исповедоваться без обязательной предварительной исповеди, и русские редко станут ходить к исповеди.

Это уже было в конце 18-го века в России (повсеместное практика причащения 1 раз в год на Пасху) Речь о другом.

а у православных частота причастия не превышает частоту исповеди.
у всех по разному, индивидуально.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Достаточно общим местом является наблюдение, что любой русский...

Вы можете определять русских как угодно. Факт тот что те, и в первую очередь иностранцы, кто пользуется обычным вульгарным определением русских как тех кто родился и вырос в России под сенью российской культуры, те слишком часто отмечают именно духовное высокомерие этих русских, любящих видеть себя духовнее всех нерусских.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не настаиваю. Я иду своей дорогой.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё об одной известной неправедной православной апологии (точнее, о неправедной противокатолической полемике):

https://smirennyj-otrok.livejournal.com/23514.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё об одной известной неправедной православной апологии ...

Честное слово не пойму, почему то что большинство (возможно) православных "не очень чествуют католиков" Вас так задевает? Разве для Вас это имеет такое большое значение? Агрессии вед нет - окна не бьют, на работе не притесняют, в друзья не напрашиваются. Да мало ли кто что болтает...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я, с вашего позволения, попытаюсь объяснить, Брз.

ОЧень неприятна клевета, особенно от тех, кто искренне считает себя христианами. А ведь на этой клевете, собственно, и основано отторжение РПЦ от Рима.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задевает, потому что идет тотальная клевета на католических святых и Церковь. А это трудно стерпеть безответно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну к чему эти все "административные передряги"? Каким боком, к примеру,
отторжение РПЦ от Рима.
может влиять на "путь нравственного(духовного) возрастания" католика или православного? Реально - НИКАКИМ. Не лучше ли тогда обратить обоюдное внимание на "методы", "приёмы" - ведущие к этому возрастанию? Ведь в итоге, в "стране ответов" (по Льюису), все наши "конфессиональные потуги" будут иметь объективную, а не гадательную, как сейчас, оценку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может влиять на "путь нравственного(духовного) возрастания" католика или православного? Реально - НИКАКИМ. Не лучше ли тогда обратить обоюдное внимание на "методы", "приёмы" - ведущие к этому возрастанию?
ага. вот как раз проповедь оргазмоцентризма католических святых, на наш взгляд именно что является далеко не тем методом и приемом который ведет к возрастанию православных, а методом ведущим в прямо противоположном направлении.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...проповедь оргазмоцентризма...

Простите таких слов не знаю. Я примерно об этом:

"Вы знаете, а у нас есть регулярная практика 10-ну давать, собираемся группами и носим продуктами по детским домам, посещаем хосписы - так мы упражняемся в помощи ближнему, а Вы?....А мы каждую исповедь, покаяние, обязательно подкрепляем делами милосердия , делаем индивидуально согласно рекомендациям духовного наставника, а Вы?...А у нас приход "организационно слабенький" мы в основном по монастырям упражняемся - регулярно в отпуск 2-3 недели послушником в какую нибудь глухомань....И как успехи?...Да вот как пост, так злее собаки, а Вас такое бывает?..." и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бърз, Ана имеет в виду, что еп. Игнатий (Брянчанинов) и его последователи (изменено) очень любили обвинять католических святых в сексуальной озоабоченности за использование, по образу Песни Песней Соломоновых, брачной образности. Хохма в том, что кабы он почитал не кастрированные цензурой XIX в. тексты византийских мистиков, напр. св. Симеона Новаго Богослова, то офигел бы... :P Западные мистики отдыхают... ;)

 

Почитайте книгу архиеп. Василия (Кривошеина) о св. Симеоне, коль мне не верите... Наипаче главу "Божественный эрос"... Улёт...

 

Следите за своей речью. Neta*

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну к чему эти все "административные передряги"? Каким боком, к примеру,

отторжение РПЦ от Рима.
может влиять на "путь нравственного(духовного) возрастания" католика или православного? Реально - НИКАКИМ.

 

А вот и ошибаетесь. РЕАЛЬНО - очень влияет. У католиков есть очень эффективные методы и практики, которые очень, очень могли-бы помочь приходской работе, но из-за реального разделения, на приходе их не применить!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и ошибаетесь. РЕАЛЬНО - очень влияет. У католиков есть очень эффективные методы и практики, которые очень, очень могли-бы помочь приходской работе, но из-за реального разделения, на приходе их не применить!

Это почему это?

 

Как раз всяческие латинские методы и практики, не противоречащие аскетическим правилам восточных отцов, очень даже охотно перенимаются, не взирая на общее неприятие латинян как части Церкви. Даже мода есть на латинство в тех или иных формах.

 

Нет-нет, негативное отношение к латинянам в целом никогда не было препятствием для перенимания православными у них каких-то деталей, и, к сожалению, не только хороших.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...