Перейти к содержанию

А. Десницкий о толковании Писания "по отцам"


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Мы постоянно повторяем, что Писание нужно толковать так, как это делали отцы Церкви, то есть по Священному Преданию. Предание - это, прежде всего, опыт прочтения Писания великими христианами прошлых веков, опыт самой их жизни по Писанию. Оно бесценно и незаменимо, обойтись без него просто не получится - можно будет только заменить один авторитет на другой, например, Иоанна Златоуста на Жана Кальвина, как сделали реформаты.

 

Но порой православные рассуждают так, словно в книгах отцов Церкви содержатся абсолютно единообразные ответы на все сколь-нибудь значимые вопросы. «Святые отцы учат...» - если человек начинает с такого обобщения, его слова уже выглядят подозрительно. Надо уточнить: какие конкретно святые этому учат, точно ли он их понял, и нет ли по данному вопросу другого мнения у других святых. Обычно, на самом деле, это означает: «вот мне тут батюшка недавно сказал» или «я в одной брошюре прочел».

 

Игумен Петр (Мещеринов) говорит о подобном подходе так: «ложное понимание Предания - что оно регламентирует всякую мелочь и, в обмен на свободу, дает нам гарантию спасения. Это опасный и распространенный соблазн - понимать так Предание Церкви». Но в важных вопросах - например, в том, что касается толкования сложных мест Библии - отцы уж, наверное, говорят одно и то же? Нередко православные так и предполагают, и добавляют: и мы, в соответствии с 19-м правилом 6-го Вселенского собора, должны полностью следовать их толкованиям. Но прежде, чем соглашаться или спорить, стоит прочесть текст этого правила: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; и если будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

 

Как мы видим, речь здесь идет об одной очень конкретной вещи: священники должны в храмах проповедовать, и при этом говорить народу о Писании, и не придумывать никакой «отсебятины». Но даже если толковать это правило расширительно и считать, что оно относится ко всем нам, из него не следует ни запрет на самостоятельный анализ текста, ни предписание ограничиться повтором или пересказом того, что уже было сказано отцами (хотя нередко так это правило и толкуют), хотя бы уже потому, что отцы далеко не все вопросы рассмотрели и далеко не на все из рассмотренных отвечали одинаково.

 

Наконец, это правило совершенно справедливо ставит толкование Писания в зависимость от цели, контекста, аудитории: здесь речь идет о проповеди в храме, соответственно, на первое место выходят духовное и нравственное толкование. Действительно, никакой другой нравственности, никакой другой веры, кроме принятой от отцов, в Церкви нет и быть не может. Но разве означает это запрет на научные исследования библейского текста, или на художественное творчество на библейские темы? По-моему, ни в коей мере.

 

О науке стоит поговорить особо. Сегодня существуют научные дисциплины, которых не было ни полтора, ни даже полтысячелетия назад (например, библейская археология и текстология), сегодня нам доступные материалы, о существовании которых тогда и не догадывались (например, клинописные таблички из Вавилона и Угарита). Они едва ли добавят что-то к духовному и нравственному толкованию библейских текстов, они не изменят основы церковной проповеди, но они многое в Библии помогут понять точнее и полнее. Если бы всё это существовало во времена отцов, то наверняка было бы введено ими в оборот, поскольку они достаточно свободно пользовались достижениями нехристианской культуры своего времени. Богословский язык отцов (ипостась, сущность и т.д.) - это ведь язык греческой философии, языческой по своему происхождению, а вовсе не библейского Откровения. И если мы сегодня ограничимся повторением сказанного отцами, закрывая глаза на эти новые материалы, то мы скорее как раз нарушим их традицию.

 

Иными словами, правило не устанавливает единого образца на все времена и на случаи жизни, а скорее задает некий вектор, которому должен следовать церковный человек в своем отношении к Писанию, и требует от него оставаться внутри установленных отцами пределов в вопросах догматических и нравственных. Но и внутри этих пределов возможна немалая свобода в том, что касается частностей.

 

И что, в самом деле, говорят отцы? Если мы хотим понять, как толкуют отцы тот или иной библейский отрывок, мы можем снять с полки нужную книгу (например, собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста) и найти по указателю толкование на соответствующее место. Казалось бы, как просто... Но что делать, если толкование не найдется? А если оно найдется, можем ли мы быть уверены, что это действительно мнение всех отцов, а не одного из них, пусть и самого авторитетного?

 

У патрологов, специалистов по отеческой письменности, есть в ходу такой термин: consensus patrum, т.е. «согласие отцов». Один из западных святых первых веков, Викентий Лиринский, относил к Преданию только то, что признавалось «всегда, везде и всеми». Но, во-первых, очень трудно проверить, действительно ли некое толкование признавалось всегда и всеми, или мы кого-то упустили. А главное возражение выдвинул русский богослов В.Н. Лосский: «Уже Священное Писание Нового Завета вне этого правила, так как оно не было ни "всегда", ни "везде", ни "всеми принято" до окончательного установления канона Священного Писания... Достаточно вспомнить о том, что термин единосущный был отнюдь не "традиционным": за немногими исключениями, он не употреблялся никогда, нигде и никем, разве что валентинствующими гностиками и еретиком Павлом Самосатским. Церковь обратила его в "сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею" в горниле Духа Святого и свободном сознании тех, кто судит через Предание, не соблазняясь никакой привычной формулой».

 

То есть сам по себе термин еще ничего не определяет - им могли пользоваться еретики и не пользоваться прославленные святые. Действительно, даже после включения этого термина в новый Символ веры (так отсекалась арианская ересь) его не употреблял, например, Св. Кирилл Иерусалимский, но никто не заподозрил его в арианстве. Дело ведь не в словесных формулировках, их повторение еще ничего не гарантирует.

 

Разумеется, у отцов можно найти много противоречий по частным вопросам. Достаточно вспомнить, что Александрийская школа толковала Библию в основном аллегорически, тогда как Антиохийская предпочитала исторические толкования, и представители этих школ нередко спорили друг с другом. Предание включает и одно, и другое, и оставляет место для иных толкований.

 

Вл. Иларион (Алфеев) говорит об этом так: «Одна и та же истина может быть по-разному выражена разными отцами, в разные эпохи, на разных языках, в разных контекстах. Кроме того, у одной и той же истины может быть несколько аспектов, и каждый из аспектов можно либо заострить, подчеркнуть, развить, либо, наоборот, оставить в тени. Истина многогранна, многообразна, диалектична... И когда мы встречаем у одного из отцов мысль, противоречащую учению других отцов, не надо спешить открещиваться от нее как от "частного богословского мнения", находящегося вне "согласия отцов". Не надо также пытаться, вопреки данным текстологической критики, доказывать, что тексты святого отца, содержащие данное мнение, являются подложными или что они были испорчены еретиками».

 

А в чем же тогда соглашаются отцы? Например, младший современник апостолов, Св. Игнатий Антиохийский (Богоносец) возражал на требования доказать правоту христианства цитатами из Ветхого Завета как более древней части Библии: «Для меня древнее - Иисус Христос; непреложное древнее - Крест Его, Его Смерть и Воскресение, и вера Его. Он есть Дверь к Отцу, в которую входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки, апостолы и Церковь». Именно такое отношение характерно для христианских богословов в целом: Ветхий Завет понимается через призму Нового - но это, как мы видим, именно общее отношение, а не стандартный ответ на набор вопросов.

 

Другой пример приводит тот же игумен Петр (Мещеринов): никто из отцов не оставил нам указаний, в каком году ожидать конца света, «зато они писали все, согласно, о том, как приготовить свою душу для Царства Божия». Поскольку души разные, то и советы могут быть неодинаковыми. Новые обстоятельства и времена могут потребовать несколько иных ответов, при условии, что направление поиска будет всё тем же, отеческим.

 

Впрочем, все равно есть и будут люди, для которых приемлемы только те толкования, которые встречаются у отцов, а любой самостоятельный анализ библейского текста будет для них подозрителен по определению. Ну что ж, никто не заставляет их заниматься научными исследованиями или задумываться о вызовах двадцать первого века - но и им не следует анафематствовать тех, кто того пожелает. Отцы такого права им не дают, во всяком случае.

 

Источник: библиотека "Халкидон"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и о чём тема, Володя? ЧТо ты предлагаешь обсудить?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фактически это продолжение разговора о фундаментализме, Андрей.

Мне самому иногда приходится сталкиваться с людьми, о которых пишет Десницкий. Один мой приятель, например, прямо мне заявляет: зачем, дескать, нужна библеистика (она у него ассоциируется прежде всего с протестантскими и католическими авторами, читать которых - ни-ни), святыми отцами уже все сказано, и остается лишь изучать и систематизировать их творения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мир вам и Добро Владимир М

Фактически это продолжение разговора о фундаментализме, Андрей.

Мне самому иногда приходится сталкиваться с людьми, о которых пишет Десницкий. Один мой приятель, например, прямо мне заявляет: зачем, дескать, нужна библеистика (она у него ассоциируется прежде всего с протестантскими и католическими авторами, читать которых - ни-ни), святыми отцами уже все сказано, и остается лишь изучать и систематизировать их творения.

Владимир проблема в том, что отцы церкви отвечали на те вопросы, которые возникали в их время. В современном мире возникают новые вызовы и требующие ответа вопросы. Потому нужно искать на них ответ с учетом мнения отцов церкви.

Проблема в том, что если отрицать мнения отцов церкви, то можно скатиться до современного протестантизма. Или иная позиция - смотреть только на отцов церкви - приведет к тому, что нужно будет игнорировать современные вопросы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...зачем, дескать, нужна библеистика (она у него ассоциируется прежде всего с протестантскими и католическими авторами, читать которых - ни-ни), святыми отцами уже все сказано, и остается лишь изучать и систематизировать их творения.

Увы, такое встречается.

 

Владимир проблема в том, что отцы церкви отвечали на те вопросы, которые возникали в их время. В современном мире возникают новые вызовы и требующие ответа вопросы. Потому нужно искать на них ответ с учетом мнения отцов церкви.

Проблема в том, что если отрицать мнения отцов церкви, то можно скатиться до современного протестантизма. Или иная позиция - смотреть только на отцов церкви - приведет к тому, что нужно будет игнорировать современные вопросы.

+100

Проблема в том, что поклонники Отцов в таком ключе к "современным вопросам" наплевательски. Типа и нет больше никаких "вопросов" или "вызовов", Отцы на все уже ответили, остается только буквы за ними подсчитывать. А довод сводится ко следующему: "не играйте своим спасением!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И это все тоже один из так называемых вызовов времени. Прямо на наших глазах происходит некий процесс самоорганизации.

 

Еще недавно большинство христиан или людей интересующихся христианством, вопрос о том уместно ли заниматься библеистикой ,противоречит ли это Отцам или дополняет, этот вопрос не точно бы не занимал народ, но как-то не было предложено четких на него ответов. Большинство христиан отвечали бы на него в стиле "с одной стороны...но с другой стороны..."

А в последние несколько лет мнения поляризовались, стали четче и проще. Народ делает выбор и лихо отрубает одну из сторон, перенося весь вес своего отношения либо туда либо сюда.

 

Если раньше чаще встречалось сложное многостороннее и осторожное мнение, которое нельзя было подвести под какую-либо статью, теперь оттенки явно имеют тенденцию стираться. Народ четко классифицируется согласно ряду признаков, одним из которых является и отношение к библеистике в том числе. Те на кого раньше нельзя было сослаться иначе как назвав по имени, теперь словно влезают в прокрустово ложе идеологии и отсекают все торчащие наружу части ,все то что не укладывается в один штамп и один размер, превращаясь в "представителя..." и сами во всех видя представителей чего-то.

 

Интернет наполнился шаблонами и легко узнаваемыми стандартами. Различные ники-выразители-одной-и-той-же-идеалогии отличаются только искусностью отстаивания одних и тех же штампов. Постепенно остается только две мысли по каждому вопросу. В приложении данной темы - "святыми отцами уже все сказано, и остается лишь изучать и систематизировать их творения" и "В современном мире возникают новые вызовы и требующие новые ответы"

 

Эра нового тоталитарного мышления. Непримиримая и примитивная бинарность. Самооскопление.

 

Сорри. никого не хочу обидеть. Просто грустно на это смотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интернет наполнился шаблонами и легко узнаваемыми стандартами. Различные ники-выразители-одной-и-той-же-идеалогии отличаются только искусностью отстаивания одних и тех же штампов. Постепенно остается только две мысли по каждому вопросу. В приложении данной темы - "святыми отцами уже все сказано, и остается лишь изучать и систематизировать их творения" и "В современном мире возникают новые вызовы и требующие новые ответы"

 

Эра нового тоталитарного мышления. Непримиримая и примитивная бинарность. Самооскопление.

Аня, ну зачем читать в интернете всякую примитивщину?

Достаточно читать разумных людей, которые всегда были и есть. А они считают, что несмотря на новые вызовы, которые требуют новые ответы, святоотеческое наследие очень ценно, ибо многое новое есть хорошо забытое старое. Ну и аскетических советов среди новых писателей явно не хватает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А в последние несколько лет мнения поляризовались, стали четче и проще. Народ делает выбор и лихо отрубает одну из сторон, перенося весь вес своего отношения либо туда либо сюда.

 

Ну тут нет сторон.Есть куча вполне консервативных библеистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мир вам Ana

Интернет наполнился шаблонами и легко узнаваемыми стандартами. Различные ники-выразители-одной-и-той-же-идеалогии отличаются только искусностью отстаивания одних и тех же штампов. Постепенно остается только две мысли по каждому вопросу. В приложении данной темы - "святыми отцами уже все сказано, и остается лишь изучать и систематизировать их творения" и "В современном мире возникают новые вызовы и требующие новые ответы"

 

Эра нового тоталитарного мышления. Непримиримая и примитивная бинарность. Самооскопление.

 

Наверно это больше относится к протестантам или к тем кто себя к ним причисляют, нежели к устоявшимся христианским конверсиям.

Такое богословие можно зачистную увидеть там где Solo Scripture как видим так и толкуем, или как говорит моя знакомая «что захотело проваривая нога и левое ухо».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 лет спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...