Перейти к содержанию

"Две веры"


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Речь не о том кто "святее, духовней, истенней" и прочее. Искренне, никого не хотел чем либо обидеть. Я о другом...(чуть позже)

 

Не закончил мысль в соседней теме

 

За столь не большое время общения на форуме о католиках сложился позитив - интеллигентные, веротерпимые, благорасположенные. Многое стало для меня откровением со знаком "+" . Я же имел ввиду то - что столь давно разошедшиеся тропинки наших конфессий, по моему мнению, привели к тому что мы скорее разные веры чем конфессии (при всём внешнем сходстве) Примерно на уровне - спорить о цвете, или о вкусе.

 

Пример - дискуссия о том чем икона отличается от церковной живописи. Сколько бы доводов стороны не приводили, всё равно восприятие останется различным. А хоровое пение, те же самые "грабли" - одному красиво, а другому неприемлемо Казалось бы распятие - с провисшими руками, или с "объемлющими", а за этим стоит разное восприятие сделанного Господом для нас и характер наших отношений с Ним .... и так какой темы не коснись. Мы вроде говорим об одном и том же, а ощущение такое что "боги" у нас разные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 535
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Разное восприятие - это не разная вера, и тем более, не разный Христос.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разное восприятие - это не разная вера...

"Neta" но Вы то на многих православных форумах бываете...коснись богословия и как будто мусульманин с будистом беседуют (сознательно избегаю термина "христианин" чтобы никто для себя не усмотрел негатива) Вы сами где то упомянули "Разные цивилизации и никому, к сожалению, нет дела до другого". Чем то похоже на наши отношения со старообрядцами - "каждый сам себе режиссёр"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и внутри одной конфессии бывает разное. Я несколько раз упоминала о статье Аверинцева С. "Византийский культурный тип и православная духовность: некоторые наблюдения", в которой он пишет, какой культурный шок получили русские православные на греческой литургии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я хорошо понимаю, что хочет сказать Бърз, но и преувеличивать тоже не стоит. В православных церквах XVIII века в России стиль архитектуры, живописи и скульптуры совершенно западный. (В Болгарии он похоже забыл об этом.) Не все православные - византинисты. И творения таких духовных западников как Димитрий Ростовский или Иоанн Тобольский в России переиздаются. Не все двинулись на Игнатии (Брянчанинове).

Что же касается стиля богословствования, то различие стало чувстоваться после XVI в. В Средние века спорили о Filioque, но стиль мышления не был столь разным. Толкования на книги Писания Феофилакта Болгарского и Евфимия Зигабена были переведены на латынь и вполне себе уважались. А после... Пошел вброс протестанстского влияния на православие. Хотя есть и реакция противодействия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и внутри одной конфессии бывает разное.

Я не оспариваю, речь не о радикальных взглядах, а о повсеместно преобладающих. И наиболее распространённые это конфессиональная самодостаточность и агрессивное/защитное противодействие к попыткам различных "побратаний". Обычный (если так можно выразится - "среднестатистический" )прихожанин стремления "запада" к диалогу расценивает, в лучшем случае, как навязчивость. И это правда и её нельзя не замечать - за всё то не многое время (~ 10 лет в Церкви) я слышал о КЦ лишь тогда когда целенаправленно интересовался этим вопросом.

Я несколько раз упоминала о статье Аверинцева С. "Византийский культурный тип и православная духовность: некоторые наблюдения", в которой он пишет, какой культурный шок получили русские православные на греческой литургии.
Я не совсем об этом. Здесь тоже больше распространено служение на греческий манер, но есть и другие храмы с "русским укладом" - Православный храм "Св. Николай Чудотворец" в Варне это кому как привычней и "родней".

 

Я хорошо понимаю, что хочет сказать Бърз, но и преувеличивать тоже не стоит. В православных церквах XVIII века в России стиль архитектуры, живописи и скульптуры совершенно западный. (В Болгарии он похоже забыл об этом.)

Дело не во внешнем, а о внутренним. т.е. почему один и тот же вопрос для меня (к примеру) очевиден, логичен, ОДНОЗНАЧЕН...а для Вас (к примеру) "это дискурс" или "как один из вариантов", или "неубедительно". И диалоги то (по сути) не приводят к общему знаменателю - так посудачили и каждый при своём разошлись. Я вижу ответ в термине различное МИРО - ВОЗЗРЕНИЕ. Мы по различному "видим" мир в котором есть Бог и он у нас различно выглядит - внешне один, а по своей сути (сути отношения "я-Бог") РАЗЛИЧНЫЙ. Потому так и выразился - "Две веры"

Не все православные - византинисты. И творения таких духовных западников как Димитрий Ростовский или Иоанн Тобольский в России переиздаются.

Согласен. Могу добавить список такими как Серафим (Роуз), Антоний (Сурожский) у которых почерпнул для себя что-то душеполезное. Но это явление наблюдается на любой "границе" - государств, конфессиональных соседств, социальных групп (типа интеллигенции и прочее) Не более чем взаимное воздействие - незначительное, не определяющее общей тенденции (скорее сглаживающее острые углы для мирного сосуществования).

Что же касается стиля богословствования, то различие стало чувстоваться после...

Возможно, но я в те века не жил и объективно судить об этом не в состоянии. Потому доверяю (по этим вопросам) авторитетному анализу современников - святых/прославленных Церковью людей живших до 200 лет назад (слова их эпохи ближе для понимания)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело не во внешнем, а о внутренним. т.е. почему один и тот же вопрос для меня (к примеру) очевиден, логичен, ОДНОЗНАЧЕН...а для Вас (к примеру) "это дискурс" или "как один из вариантов", или "неубедительно". И диалоги то (по сути) не приводят к общему знаменателю - так посудачили и каждый при своём разошлись. Я вижу ответ в термине различное МИРО - ВОЗЗРЕНИЕ. Мы по различному "видим" мир в котором есть Бог и он у нас различно выглядит - внешне один, а по своей сути (сути отношения "я-Бог") РАЗЛИЧНЫЙ. Потому так и выразился - "Две веры"

Мировоззрение (полагаю, в данном случае, речь идет о религиозном мировоззрении) может быть у двух людей разным. К примеру, у меня и у Вас. Это вовсе не означает, что мировоззрение у всех Православных такое же, как у Вас, а у всех католиков такое, как у меня. Есть православные, которые очень близки мне, а есть католики, которые очень далеки.

На самом деле не всегда люди таковы, какими себя пытаются представлять. Не все называющие себя православными – православны, не все называющие католиками – католики, не все называющие христианами – христиане.

Вообще в мире нет двух идентично мыслящих людей. Поэтому, если Вы под верой имеете ввиду набор тараканов, который есть у каждого в голове, и который отличает одного человека от другого, то надо говорить, что вер столько же, сколько людей в мире.

Однако есть Бог. И истины Его едины для всех. Эти истины и эту веру Он провозглашает нам в Своем Откровении, и эту веру Он открывает в общении с каждым (а Он общается с каждым, не каждый желает Его слышать).

Нет никаких двух христианств. Конечно, люди по-своему интерпретируют истины веры и часто подгоняют под себя. Но христианские конфессии различаются по набору вероучительных истин, которые они исповедуют, а не по эмоциональным и художественным предпочтениям.

И если кто-то за суть своей веры принимает стиль иконописи, или изображение рук на распятии, или форму крестов, которые ему импонируют, или еще что-то подобное, то речь о христианстве тут вообще не идет. Чистое язычество.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не все называющие себя православными – православны, не все называющие католиками – католики, не все называющие христианами – христиане.

Да, но всякий считает именно свою идентификацию правильной и считает себя вправе оценивать православность (католичность, христианство) других.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И если кто-то за суть своей веры принимает стиль иконописи, или изображение рук на распятии, или форму крестов, которые ему импонируют, или еще что-то подобное, то речь о христианстве тут вообще не идет. Чистое язычество.

А это иллюстрация к моим словам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, но всякий считает именно свою идентификацию правильной и считает себя вправе оценивать православность (католичность, христианство) других.

 

Важно какими критериями он пользуется при этой оценке. Поскольку он выбирает критерии в соответствии с тем, что сам считает сутью своей веры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И если кто-то за суть своей веры принимает стиль иконописи, или изображение рук на распятии, или форму крестов, которые ему импонируют, или еще что-то подобное, то речь о христианстве тут вообще не идет. Чистое язычество.

 

Причем и язычество-то, видимо, довольно примитивное :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне что-то чем дальше тем больше кажется, что католики все разные и с разным мировозрением, а вот православные как под копирку выпущены. Во всяком случае какой-то стандартизующий мышление и восприятие момент в современном православии точно присутствует.

Мне мировоззрение многих тут на форуме совершенно чуждо, чужды религиозные формы американских католиков, греко-католики чужды даже больше чем русские православные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И если кто-то за суть своей веры принимает стиль иконописи, или изображение рук на распятии, или форму крестов, которые ему импонируют, или еще что-то подобное, то речь о христианстве тут вообще не идет. Чистое язычество.

Ув. 'Drogon' вот именно об этом я и говорю. Мы чувствуем, веруем, даём оценку ИМЕННО ТАК ....РАЗЛИЧНО (у каждого свои приоритеты, логические выкладки, причинно-следственные связи и пр.)

 

Вот немного конкретики:

Вопрос - Для чего необходимо творить дела милосердия?

Ответ - Для того, и только для того, чтобы постоянно научаться своей (духовной) немощи?

Вы также воспринимаете дела милосердия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Важно какими критериями он пользуется при этой оценке. Поскольку он выбирает критерии в соответствии с тем, что сам считает сутью своей веры.

Сам. Об этом я всегда и говорю. Но Вам-то не пристало в этом признаваться, как защитнику объективности предмета веры.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне что-то чем дальше тем больше кажется, что католики все разные и с разным мировозрением, а вот православные как под копирку выпущены.

 

Религиозным мировоззрением, верно?

 

Вот это правильно - католичество, считая себя обязанным стать всобъемлющим вселенским христианством, всё более и более размывает свои границы, включая в себя мировоззрения столь экзотические и модернистские, которые ещё лет 200 назад сочли бы в Риме если не ересью, то опасным мировоззрением.

 

Православие ограничивает круг религиозного мировоззрения достаточно узко, чтобы всех, в этом кругу находящихся, объединяло максимально возможная область пересечения представлений о предмете веры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вопрос о живописи у православных ,похоже, и впрямь принципиален для веры.

На двери православной церкви в США я видела пояснялку, где объясняется что это за вера такая православная. В отличии от протестантов, которые себя всегда христианами называют и у которых трудно даже выспросить к какой деноминации они относятся и чем от других отличаются (вот, типа, христиане и все тут) , православные ничего ни про Христа ни про библию не пишут, а сразу точно указывают - православные это те кто почитает иконы, т е. плоские религиозные изображения и у которых крест с перекладиной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На двери православной церкви в США я видела пояснялку, где объясняется что это за вера такая православная. В отличии от протестантов, которые себя всегда христианами называют и у которых трудно даже выспросить к какой деноминации они относятся и чем от других отличаются (вот, типа, христиане и все тут) , православные ничего ни про Христа ни про библию не пишут, а сразу точно указывают - православные это те кто почитает иконы, т е. плоские религиозные изображения и у которых крест с перекладиной.

Как раз для того, чтобы отгородиться от тех, кто называет себя "христианами, и всё тут"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ап Павел, ап. Иоанн, ап. Иаков настолько разные, причем на глубинном, мировоззренческом уровне , что непонятно как они вообще общий язык между собой находили, а послушаешь современных православных ..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ап Павел, ап. Иоанн, ап. Иаков настолько разные, причем на глубинном, мировоззренческом уровне , что непонятно как они вообще общий язык между собой находили, а послушаешь современных православных ..

И опять уточняю - Вы о каком мировоззрении говорите? Религиозном? Так у всех апостолов оно одно было. А если мы говорим о мировоззрении вообще, то, сдается мне, Вы пытаетесь своими сообщениями ущипнуть православных участников форума. Но это напрасно, мы не гордые, хоть и тщеславные. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, я именно о том мировоззрении которое отличается на уровне почитать иконы или статуи, есть или не есть некошерное, в каких словах и оборотах выражать свою веру и т д

А ущипнуть православных участников ... нет. Я бы сказала то же самое даже если бы не было православных участников. Тем более к православному мировоззрению я не испытываю никакой неприязни. Пусть оно и одинаковое. Это же не означает, что оно ложное и недопустимое для христианина. :) Многие католики тоже образуют неявные группы с одинаковым мировоззрением и дай им волю, они бы тоже объявили неправильным мировоззрение других католиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обрядоверие это естественно. Бог создал человека с телом и душой.

Христианство это вера в телесное воскресение и жизнь со Христом в теле. Поэтому критиковать надо не саму логику, что обряд может быть еретичен (а он может выражать ересь) а защищать конкретные обряды. Опресноки и квасной хлеб несут разные идеи, но не еретические. А вот на картошке служить нельзя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а вот православные как под копирку выпущены.

 

Для большого числа т.н. православных истины веры по большому счету не важны. У них ведь везде засада, кругом напали. Поэтому очень важна система распознавания свой-чужой. Вы думаете они вникают в смысл написанного другими, нет. Они ищут в тексте маркеры. Вот - ругает Папу и католиков, или вот - написано Николай Угодник. Значит это наш и можно расслабится, а суть написанного... Вот когда убедится, что вокруг свои, тогда со временем можно и свое мнение высказать, да и то в основном про салат оливье или футбол. Впрочем, можно и про религию что-то написать, все равно остальные не знают как правильно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но Вам-то не пристало в этом признаваться, как защитнику объективности предмета веры.

 

Столько времени с Вам общаюсь, а Вы так ничего и не поняли...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы по различному "видим" мир в котором есть Бог и он у нас различно выглядит - внешне один, а по своей сути (сути отношения "я-Бог") РАЗЛИЧНЫЙ. Потому так и выразился - "Две веры"

 

А давайте так: Вы нам расскажите какой у вас мир и какая суть отношений "я-Бог", а мы Вам скажем, одна у нас вера или две разные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бърз, я думаю, Бог у нас один. Но просто мы (католики) гораздо больше знаем о Нём. Ближе Его знаем и больше о Нём знаем.

Но м.б. я не прав? Расскажите в чём разница, чем отличается православный Бог от католического, если можно так выразиться.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...