Перейти к содержанию

РПЦ: канонизация и деканонизация


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Из журнала протодьякона Андрея Кураева:

 

Деканонизация: горькая правда

 

Официальный церковный календарь на 2013 год серьезно отличается от календаря на 2012-й.

Важнейшей частью богослужебного календаря является список святых, чьи памяти приходятся на тот или иной день («святцы»).

Канонизация святого предполагает обязательное включение его в «святцы».

Так вот, из святцев на 2013 год исчезло три с половиной десятка имен новомучеников Российских

 

Событие чрезвычайно интересное, хотя и тихое и вроде бы локальное.

Полагаю, что решение о деканонизации некоторых новомучеников обоснованно и не имеет никакого отношения к текущей политике. Можно предположить, что по мере погружения исследователей в архивно-ГПУшный материал были найдены документы и свидетельства, не соответствующие христианским представлениям о том, как святой (не простой человек, а именно образцовый святой) должен вести себя на допросе и даже под пыткой.

Например, епископа Василия Кинешемского арестовали 5 ноября 1943 года. На следствии он дал показания против Тиховой, арестованной одновременно с ним. Тиховой дали пять лет ссылки, а еп. Василия отправили в ссылку под Красноярск, где он и скончался.

Тихова была прославлена как исповедница решением Синода от 6.10.2001. (https://krotov.info/yakov/history/20_bio_moi/1945_kineshma.htm)

Еще раз скажу: по содержанию решения я не возражаю. Еще раз стала ясна верность позиции митр. Ювеналия и его комиссии по канонизации святых: прославлять нужно не спеша, тщательно изучая все обстоятельства жизни и следственное дело каждого, а не просто по факту ареста и смерти в заключении (как делала РПЦЗ в 70-80-е годы). Столь же ясно и то, что на многие годы теперь прославление новомучеников придется остановить: ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела (по усмотрению ФСБ). Об этом с горечью говорилось на первом пленуме Межсоборного присутствия в 2011-м. "Если вы обратили внимание, у нас вообще прекратилась канонизация" https://www.pravmir.ru/muzhestvennaya-mysl-svyashhennika-pavla-florenskogo1/

Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому они и были – «свидетелями». Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно. Потому и была их кровь, пролитая во очию всех, «семенем Церкви».

Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Поэтому их казни не стали «семенем». На смену «павшим борцам» не вставали тысячи новых, зажженных примером их свидетельства до крови.

Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика – был поражен его мужеством и верой – хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» - мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х…

И по той же причине (сокрытость от взоров Церкви) некоторые канонизации и в самом деле могут быть поспешными и односторонними.

Но два вопроса встают в полный рост:

1. Если Церковь 21 века совершила прославление некиих людей в лике святых ошибочно, на основании неполных и недостоверных сведений – то где гарантии того, что Церковь былых столетия не совершила подобных ошибок? Множество новомучеников прославлены за последние десятилетия на основании формального признака: арестован - не отрекся от веры - умер в заключении (расстрелян). И вот оказывается, что этого недостаточно. Напомню, что когда-то для канонизации тоже было достаточно лишь одного формального признака: если патриарх (кпльский) умирал на кафедре, а не в отставке, и не был осужден Собором за ересь, то он автоматически причислялся к лику святых. Так были прославлены все кпльские предстоятели от 4 века до 10го. Вдруг и тут были поспешности?

Перспектива распространения сомнения на все святцы очевидна, и она не могла не беспокоить и авторов данного решения о локальной деканонизации. Поэтому это решение было принято без дискуссий, непублично, и не было объявлено. Но тут возникает

 

вопрос 2. - где же голос Церкви? В чьих устах?

Тот же еп. Василий Кинешемский был прославлен «архиерейским собором с правами поместного» в августе 2000-го (https://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html). А деканонизирован без всякого соборного или даже синодального решения. Кто и кем уполномочен отменять решения Собора, даже если оно было поспешным и неправильным?

На соборе 2004 года митр. Ювеналий на вопрос еп. Ставропольского Феофана (ныне митр. Челябинский) о том, как относиться к тому, что в Ставропольской епархии как местночтимый прославлен иеромонах Феодосий Кавказский, ответил: «Эта канонизация - это личный грех митрополита Гедеона». Канонизация еп. Василия тогда выходит – личный грех тогдашнего главы Ивановской епархии (от ее имени шли документы на Собор 2000 года). Но инициатива м. Гедеона не была утверждена никакой более высокой церковной инстанцией. А инициатива Ивановской епархии была утверждена решением высшей церковной власти – Поместным собором…

Кто же принял такое решение – безымянные книжные справщики из Издательского совета Патриархии? Вряд ли – их задача скромнее: просто верстать.

Комиссия по канонизации? Но они этим точно не занималась и опять же – она не может выносить решения, а лишь рекомендовать. Комиссия по календарному вопросу? Богослужебная комиссия?

В общем, по ходу (справедливой и нужной) административной реформы коридоры Патриархии стали такими сложными, что мне уже не под силу в них разобраться. Тут нужен гений профессора Лэнгдона…

 

***

 

Немного подробнее - публикация (по следам этого поста) - в "Известиях" https://izvestia.ru/news/541605

 

https://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html#cutid1

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

kir_7 (userinfo.gif?v=99.4kir_7) написал в community.gif?v=99.4ustav

2012-09-24 15:18:00

 

Исчезновение из Православного церковного календаря на 2013 год целого ряда имен новомучеников и исповедников Российских, без каких бы то ни было заявлений и пояснений по этому поводу со стороны официальных органов церковной власти, уже стало темой публичного обсуждения в нашем сообществе https://ustav.livejournal.com/1080739.html#comments.

В ходе дискуссии стало ясно, что исключение из святцев целого ряда новомучеников не случайность. Было заявлено, что в месяцеслов попали лишь те страдальцы ХХ столетия, которые значились в документах, переданных в Издательство Московской Патриархии из Синодальной комиссии по канонизации святых. О чем отдельно было заявлено в Пояснениях к Православному церковному календарю: «Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в календаре приводятся имена новомучеников и исповедников Российских».

Усилиями участников дискуссии удалось составить первый вариант списка имен новомучеников, изъятых из календаря на 2013 год (особая признательность userinfo.gif?v=99.4ludenhoff). Список по всей видимости будет дополняться.

 

https://ustav.livejournal.com/1082825.html

 

По какой причине эти подвижники в списках новомучеников не значатся? – этот вопрос остается отрытым.

Деканонизация в Русской Православной Церкви в самой примитивной форме (признание ошибочности прославления святого), как мне известно, не практиковалась. И это не случайно, так как подобного рода акт станет существенным соблазном для верующих и ударом по авторитету. Даже в случает с прп. Анной Кашинской был издан указ Патриарха, который не ставил под сомнение сам акт канонизации, а приостанавливал почитание "до подлинного извещения, егда аще впредь Бог объявит и утвердит". В некоторых случаях исчезновение из святцев того или иного подвижника было связано с переводом его в разряд местночтимых святых (например, преп. Евфимий Архангелогородский) (за эти сведения отдельная благодарность userinfo.gif?v=99.4ustavschik).

В данном случае, опрометчиво было бы говорить о деканонизации, но вместе с тем, факт остается фактом имена святых пропали из календаря, официальных разъяснений по этому поводу нет. Думать, что Синодальная комиссия по канонизации святых взялась произвольно за ревизию решений Архиерейского Собора 2000 года и Священного Синода, не хочется.

Таким образом, до заявления официальных церковных властей, по поводу исключения из святцев каждого из представленных в списке новомучеников, можно считать это явление только недоразумением и богослужебного почитания прекращать не стоит. Приостанавливать богослужебное почитание соборно прославленных святых, можно только после особых указаний Высшей церковной власти, а таковых пока нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Комментарий к последней записи -

 

Ошибочная канонизация в чине священномучеников прот. Александра Автономовича Смирнова:

 

Смирнов Александр Автономович

священник

 

Служение

Ярославль, церковь Владимирской иконы Богоматери на Всполье

 

Кончина

1915

По данным [Зв1] был расстрелян в отместку за то, что во время Ярославского восстания 1918г. с колокольни его церкви велся обстрел красных. Был распущен слух, что он якобы и вел обстрел. Отца Александра красные расстреляли на месте, вымещая злобу за успевшего скрыться пулеметчика. Данные ошибочны [Зв3], т.к. о.Смирнов Александр Автономович умер до революции.

Согласно клировым ведомостям Владимирской церкви с 1916г. там служил уже другой священник

 

Канонизация

Священномученик священник Александр Смирнов

Дата 20000820

Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной

Церкви, 13-16 августа 2000г.

Канонизация ошибочна, т.к. умер в 1915г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Напомню, что когда-то для канонизации тоже было достаточно лишь одного формального признака: если патриарх (кпльский) умирал на кафедре, а не в отставке, и не был осужден Собором за ересь, то он автоматически причислялся к лику святых.Так были прославлены все кпльские предстоятели от 4 века до 10го.

Это правда, что ли? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известно, что митрополиту Ювеналию стоит многих трудов постоянно отстаивать ясное церковное учение о канонизации. Впоследствии этот епископ, безусловно, будет почитаться Церковью. По крайней мере будет никак не менее уважаем, чем сейчас.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно,как Католическая Церковь относится к Православным мученикам???В смысле,с точки зрения католичества,они святые???
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...с точки зрения католичества,они святые???

Рискну предположить что уровень святости напрямую зависит от того как человек отзывался о КЦ при жизни. :) (ИМХО судя по наблюдениям на форуме)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно,как Католическая Церковь относится к Православным мученикам???В смысле,с точки зрения католичества,они святые???

 

Католическая Церковь официально никак не относится к канонизированным за ее пределами. Для того, чтобы считаться святым в Католической Церкви, надо быть канонизированным в Католической Церкви. Степень святости некатоликов в Католической Церкви вообще никак не рассматривается. А конкретные католики в частном порядке могут относиться как им угодно.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(ИМХО судя по наблюдениям на форуме)

 

Форум не имеет никакого отношения к канонизации святых. Для этого в Католической Церкви имеются специально для этого созданные официальные структуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рискну предположить что уровень святости напрямую зависит от того как человек отзывался о КЦ при жизни. :) (ИМХО судя по наблюдениям на форуме)

 

Мериться святостями, в основном, православные любят. ;)

Еще ни разу не видела, чтобы католик писал о сравнении харизмы, к примеру, Игнатия Брянчанинова и Игнатия Лойолы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из календаря РПЦ исчезли некоторые святые

 

О причинах первого в истории удаления имен из официального месяцеслова можно только догадываться

 

Календарь Русской православной церкви на 2013 год, выпущенный издательством Московской патриархии, обеднел именами святых.

Например, исчезло имя святителя Василия Кинешемского, прославленного в 2000 году. Его память в прошлогоднем календаре еще отмечалась 13 августа (по новому стилю), в городе Кинешма в его честь строится храм.

Также нет в новом календаре имен священномученика Иувеналия Рязанского, расстрелянного в 1937 году (память праздновалась 24 октября), священномученика Макария Днепропетровского (в Днепропетровске есть храм в его честь, память 3 декабря). Нет и еще примерно 35 пострадавших за веру в годы репрессий. За это время им написаны молитвы и иконы, верующие могли крестить в их честь детей.

В календаре указано, что имена новомучеников приводятся «в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых» и по благословению патриарха Кирилла.

— Дни памяти новомучеников включались в календарь либо согласно определению Соборов (после 1989 года), либо после Юбилейного Собора 2000 года, на заседаниях Священного синода. За каждым именем стоит определение священноначалия, — пояснил «Известиям» член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин, много лет занимавшийся изучением подвига святых ХХ века и теперь сверяющий «старый» календарь с «новым».

Деканонизация (признание ошибочности прославления святого) в РПЦ ранее не предполагалась и не практиковалась.

— К сожалению, официального разъяснения пока не последовало, поэтому вопрос о «деканонизации» повисает в воздухе. Теоретически для этого нужен формальный акт, поэтому говорить об этом преждевременно, а может быть, и вовсе не придется, — сказал отец Максим Плякин.

В истории Русской Церкви был случай сомнения в чудесах, ставших основанием для прославления преподобной Анны Кашинской. Тогда указ патриарха Иоакима не отменял саму канонизацию, а приостанавливал поминовение святой на службах «до подлинного извещения, егда аще (если) впредь Бог объявит и утвердит». Появились новые свидетельства о чудесах, и имя св. Анны вернулось в календарь.

В наше время причиной для исключения имен новомучеников из календаря могло стать обнаружение недоступных ранее документов, например, протоколов допросов, где арестованный мог кого-то оговорить.

— Представители комиссии по канонизации отмечали, в том числе публично, что наши представления о новомучениках после знакомства с архивами пришлось пересматривать. Например, в одном из дел святителя Василия Кинешемского содержатся, как принято говорить, признательные показания против третьих лиц: он свидетельствовал против Ираиды Тиховой, позже тоже прославленной во святых. Но неизвестно, этот ли казус имелся в виду при сокращении святцев, — пояснил «Известиям» священник Максим Плякин.

Один из древних святых, великомученик Пантелеимон, тоже «сотрудничал со следствием»: указал императору, что принял веру от пресвитера Ермолая, и тот тоже пострадал за Христа.

— Древние мученики шли с верою на страдания из языческого неверия и соответствующего ему образа жизни, а новые мученики все были крещены, были членами Церкви от младенчества, — отрицает в одной из статей возможность такого сравнения секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).

Иногда чтение протоколов допросов не проливает свет на проблему.

— Из календаря исчезли два брата моего деда: отец Николай Правдолюбов расстрелян в Рязани 13 августа 1941 года, его старший брат — Владимир Анатольевич Правдолюбов расстрелян в Карагандинских лагерях 4 октября 1937 года, — рассказал «Известиям» настоятель храма Троицы в Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов. — Дело священномученика Николая я лично смотрел в архиве и не нашел никаких оснований не прославлять его. Однако сердце мое не болит: Господь всё разъяснит.

«Известия» обратились в Синодальную комиссию по канонизации святых по указанному на сайте patriarchia.ru телефону и услышали:

— Это не совсем Синодальная комиссия по канонизации. А что вы хотели?

Впоследствии секретарь комиссии игумен Дамаскин (Орловский) через помощницу сообщил «Известиям», что вопрос находится «вне его компетенции».

Одна из версий об исчезновении имен святых — сбой верстки. «Да, скорее всего девушка, сдуру стершая часы, перешла на работу в календарный отдел», — прокомментировал протодьякон Андрей Кураев в «Живом журнале».

Бывают и банальные ошибки. Например, протоиерей Александр Смирнов был канонизирован как новомученик, а потом выяснилось, что он умер в 1915 году.

Одновременно в календаре появились новые дни памяти новомучеников: св. Гермогена Тобольского, св. Фаддея Тверского и др.

Читайте далее: https://izvestia.ru/news/541605#ixzz2FDmYO66n

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще ни разу не видела, чтобы католик писал о сравнении харизмы, к примеру, Игнатия Брянчанинова и Игнатия Лойолы.

Речь то была не о сравнении, а об "отношении к Православным...святым". Те кто воздерживался от комментариев по поводу КЦ, или они были позитивными - часто "вашим братом" цитируются (как аргумент в дискуссии) Другие либо игнорируются, либо отыскивается (и находится!)на них компромат для дискредитации, как их самих, так и их высказываний. Часто встречаю приём "ярлыка"("брянчаниновщина" и пр.) что тоже не ново - в "12 стульях" (Ильфа и Петрова) это красноречиво демонстрировал Бендер (с "киса")

 

Это из моих наблюдений и это вовсе не означает что "наш брат" подобными приёмами не пользуется. По моему самое плачевное, так это то что, как выразился Drogon - " конфессиональные маркеры" зачастую стоят на пути к сути самого текста. т.е. нам сподручней слушать и слышать тех кто к нам "добр".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему самое плачевное, так это то что, как выразился Drogon - " конфессиональные маркеры" зачастую стоят на пути к сути самого текста. т.е. нам сподручней слушать и слышать тех кто к нам "добр".

 

Я не выражался ни про какие маркеры. Я сказал очевидную для всякого нормального человека вещь - Католическая Церковь занимается канонизацией своих верных.

 

Что касается людей, отвергающих (полностью или частично) учение Церкви, то разговор об их святости не может идти в принципе.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бърз, "брянчаниновщина" - это наболевшее. Да мы бы о нем и не знали, если бы в холиварах православные не использовали святителя в качестве тяжелого орудия. А личное отношение к разным православным святым у католиков может быть разным. Есть и почитаемые нами православные подвижники.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не выражался ни про какие маркеры.

https://catholichurch...dpost__p__63555

Бърз, "брянчаниновщина" - это наболевшее. Да мы бы о нем и не знали, если бы в холиварах православные не использовали святителя в качестве тяжелого орудия.

Уверен что большинство из этих "воинов" о святителе знают не более чем по викицитатнику.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А... Вы об этом. Это было, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я из православных келейно почитаю как добросовестно заблуждавшихся на подобии аморейских мучеников (и то молюсь о них, потому что они ещё не канонизированы) Иосифа Волоцкого, протопопа Аввакума, святителя Амвросия Белокриницкого. И ещё императора Павла I (но он был католиком, его в Риме при Папе Пие VII в открытую поминали как католика).

Но вообще конечно Католичество это подлинная вера святых и жизнь наших святых срамит ереси и схизмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот интересно,как Католическая Церковь относится к Православным мученикам???В смысле,с точки зрения католичества,они святые???

Если действительно замучен за Христа - конечно, святой. Хотя службы ему нет, ибо он, как уже выше написал Дрогон, прославлен вне пределов Католической Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не выражался ни про какие маркеры. Я сказал очевидную для всякого нормального человека вещь - Католическая Церковь занимается канонизацией своих верных. Что касается людей, отвергающих (полностью или частично) учение Церкви, то разговор об их святости не может идти в принципе.

Насколько я понимаю,у ПЦ с точки зрения КЦ нет еретических учений.По решениям того-же 2ВС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я из православных келейно почитаю как добросовестно заблуждавшихся на подобии аморейских мучеников (и то молюсь о них, потому что они ещё не канонизированы) Иосифа Волоцкого, протопопа Аввакума, святителя Амвросия Белокриницкого. И ещё императора Павла I (но он был католиком, его в Риме при Папе Пие VII в открытую поминали как католика). Но вообще конечно Католичество это подлинная вера святых и жизнь наших святых срамит ереси и схизмы.

 

О чем вы говорите?Какие ереси? Отцы 2 ВС с вами не согласны,например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Насколько я понимаю,у ПЦ с точки зрения КЦ нет еретических учений.По решениям того-же 2ВС.

С точки зрения Католической Церкви, как уже многократно вам объяснялось , нет никакой ПЦ. Есть десятки восточных церквей, отошедших от общения с Римом, которые называют себя православными.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я понимаю,у ПЦ с точки зрения КЦ нет еретических учений.По решениям того-же 2ВС.

 

Единой ереси, провозглашенной единой ПЦ нет. Но нет и единой ПЦ. А у большинства отдельно взятых православных ереси есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С точки зрения Католической Церкви, как уже многократно вам объяснялось , нет никакой ПЦ. Есть десятки восточных церквей, отошедших от общения с Римом, которые называют себя православными.

 

Хорошо,если вам угодно,то десятки восточный Церквей,находящихся в полном евхаристическом общении друг с другом,называющие себя Православной Церковью,отвергающие некоторые католические учения,не имеют еретических догматов согласно мнению Католической Церкви. (Какой-то парадокс получается)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...не имеют еретических догматов согласно мнению Католической Церкви.

 

Как недавно в соседней теме выяснилось, у них и догмата об Искуплении нет. Причем тут Католическая Церковь? Она что ль должна вам догматы вводить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...