Перейти к содержанию

Толкование на Апокалипсис?


Oleg-Michael
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Меня тут спросили, что можно почитать о книге Откровения для курса "Основ православной культуры" в колледже. Желательно по-русски и в интернете. Что бы посоветовать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Читая Апокалипсис..." о. А. Меня.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

прот. А. Мень - неоднозначно воспринимаемая личность. Лучше толкование св. Андрея Кесарийского.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При чем здесь личность о. Александра? Мы о книгах говорим.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

прот. А. Мень - неоднозначно воспринимаемая личность. Лучше толкование св. Андрея Кесарийского.

Оно всё же несколько староватое и написано тяжёлым языком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Методология толкования

 

1. Толкование с точки зрения прошлого. Большинство ученых–критиков предпочитают истолковывать Книгу Откровение как типичный образец жанра апокалиптической литературы, т.е. так же, как апокалипсис Еноха, Успение Моисея, 3 Ездры и Варуха.[1956] Апокалипсис — это «трактат для трудных времен». Такие произведения возникают в особо тяжелые моменты, когда процветает зло и верующие подвергаются гонениям. Божий народ не может понять проблему зла в истории, а также почему они вынуждены подвергаться таким страданиям и преследованиям. Апокалипсисы написаны в ответ на эти вопросы, чтобы ободрить расстроенных людей. Да, Бог позволил силам зла править этим веком, но скоро Он вмешается, чтобы уничтожить зло и установить Царство Свое. Послание апокалиптиков обращено к их современникам и никоим образом не содержит пророчеств о будущем, только псевдопророчества, принадлежащие истории, которая переписана под видом пророчества.[1957] Все указания на исторические события и персонажей следует искать в историческом контексте самой книги.

 

Это толкование предполагает,что Откровение было создано церковью перед угрозой гонений со стороны Рима, возможно, в провинции Азия, где процветало поклонение императору. Таким образом, зверь — это римский император, а лжепророк — культ поклонения императору. Автор уверяет христиан, что, хотя им предстоит стать мучениками, Христос вскоре вернется, уничтожит Рим и установит Свое Царство на земле.[1958]

 

В таком подходе есть доля истины, потому что, конечно же, Откровение было обращено к поколению современников. Но для сторонников такого толкования Откровение — не более пророчество в строгом понимании слова, чем другой апокалипсис того периода, 3 Ездры. Однако между Откровением и иудейскими апокалипсисами есть существенная разница,[1959] и самое важное отличие — ощущение Heilsgeschichte, или истории искупления, которое отсутствует в иудейской апокалиптике. Вот почему мы вынуждены признать, что хотя в Откровении и присутствует отражение событий того времени, сложный символизм иудейской апокалиптической литературы был использован автором для пророческого предсказания о свершении искупительного замысла Бога.[1960]

 

2. Исторический метод. Этот метод, который очень любили реформаторы, рассматривает Откровение как пророчество об истории церкви. В истории церкви сторонники такого подхода отыскивали конкретные события, народы или персонажей, соответствующих символике печатей, труб, чаш и т.п. Наиболее распространено отождествление зверя и лжепророка с папством в его политическом и религиозном аспектах. Этот метод может использоваться милленариями (И.Ньютон, И.А.Бенгель, Г.Олфорд), амилленариями (Лютер, Э.В.Хенгстенберг) или постмилленариями (Д.Браун). Основная трудность в связи с этим подходом — отсутствие единого мнения по поводу того, какие же именно исторические события отражены в Откровении.

 

3. Символический, или идеалистический метод. Один из наиболее привлекательных методов толкования — рассматривать Откровение как символическое описание воздействия духовных сил на мир. Эта книга призвана уверить страдающих святых в том, что Бога ждет триумф, без указания на конкретные события, в прошлом или в будущем. Ведущий представитель этого подхода — Уильям Миллиган. Проблема здесь в том, что в жанре апокалиптической литературы символика всегда использовалась для описания исторических событий; и нам следовало бы ожидать, что хотя бы в этом Апокалипсис окажется похожим на другие подобные произведения.

 

4. Крайне футуристическое толкование: диспенсационализм.[1961] Во многих американских евангельских церквах глубоко укоренился диспенсационалистский подход, согласно которому в Откровении отражены два разных Божьих замысла, один из которых касается Израиля, а другой — церкви. Все печати, трубы и чаши относятся к периоду великой скорби; это — «бедственное время для Иакова» (Иер. 30:7), в том смысле, что бедствия относятся к Израилю, но не к церкви. В Отк. 2 — 3 говорится о церкви на земле, но потом во всей книге ни разу не встречается слово «церковь», вплоть до Отк. 22:16. Считается, что двадцать четыре старца вокруг Божьего престола — это и есть церковь, восхищенная и вознагражденная (Отк. 4:4). Поэтому восхищение церкви должно произойти в Отк. 4:1; а народ Божий на земле — это иудеи, по двенадцать тысяч человек из каждого колена (Отк. 7:1–8), они провозглашают Благую Весть о Царстве в период великой скорби и обращают в веру большое количество язычников (Отк. 7:9–17). Зверь — это глава Римской империи, которая будет восстановлена в последние времена.[1962] Пророчество в Дан. 9:27 следует соотносить с главой восстановленной империи. Последние семь лет периода начнутся с заключения завета между зверем (антихристом) и Израилем,[1963] через три с половиной года зверь нарушит данное слово и будет преследовать иудеев. Конфликт Откровения — это конфликт между антихристом и Израилем, а не между антихристом и церковью. Таким образом, Отк. 4 — 19 относится к периоду великой скорби, только Отк. 2 — 3 — к церкви и церковному периоду. Обычно семь упомянутых церквей рассматриваются как семь последовательных периодов истории церкви, последний из которых будет отмечен отступничеством и духовным равнодушием.[1964] Однако не все современные богословы–диспенсационалисты придерживаются этого мнения.[1965]

 

5. Умеренно футуристическое мнение.[1966] В Откровении описывается свершение искупительного замысла Бога, предполагающего как спасение, так и суд. Одна из основных проблем, связанных с толкованием книги, — соотношение между печатями, трубами и чашами. В решении этой проблемы может таиться ключ к толкованию всей книги. Иоанн видит в руках Бога книгу в форме свитка, запечатанного семью печатями. Единственный, кто способен снять эти печати и открыть книгу, — лев из колена Иудина, закланного Агнца, Это основной мотив, связанный с книгой. Лев–победитель, Который Один способен открыть нам тайный замысел Бога, — Иисус, умерший на кресте.

 

Эта небольшая книга выглядит как древнее завещание, которое обычно запечатывали печатями семи свидетелей. Она содержит Божье наследие для Его народа, которое было даровано людям благодаря смерти Его Сына.[1967] Наследие святых — Царство Божье, но благословения Царства Божьего не могут быть переданы им в полной мере, пока не будет уничтожено зло. Фактически, само уничтожение сил зла — одно из благословений царского правления Бога. Вот две темы Откровения: суд над злом и пришествие Царства.

 

Печати снимаются постепенно, одна за другой, но к содержанию книги нас это не приближает. Оно будет открыто только тогда, когда падет последняя печать. Однако со снятием каждой печати что–нибудь происходит. После снятия первой печати весь мир покорен; после снятия второй начинается война, за которой следуют голод, смерть и мученичество. Снятие шестой печати ведет к завершению этого века и началу великого дня Господа, с которым приходит гнев Агнца (Отк. 6:16–17). Это означает, что события, сопровождающие снятие печатей, — это еще не сам конец, но то, что к нему ведет, такая же последовательность прослеживается в Мф. 24, где войны, голод и другие несчастья — только «начало болезней» (Мф. 24:8), а не сама великая скорбь. Образ всадника на белом коне имеет параллели в Мф. 24:14 и знаменует победу Благой Вести над миром. Многие комментаторы считают, что четыре всадника должны быть родственными по природе, следовательно, всадник на белом коне символизирует какую–то из сил зла. Однако при этом не упоминается никаких скорбных событий, а белый цвет в Откровении всегда ассоциируется со Христом и Его духовной победой.[1968] То, что проповедь Благой Вести здесь связана со скорбями, не более странно, чем в Мф. 24:1–14. Мы не можем выдвинуть обоснованного возражения против того, что проповедь Благой Вести в этом мире никогда не будет эффективной.[1969] Да, весь мир не будет обращен, но Евангелие будет одерживать победы. И меч (Евр. 4:12; Отк. 2:12), и плуг (Ис. 49:2–3) — символы Божьих деяний среди людей.[1970] За снятием пяти печатей следуют деяния, с помощью которых Бог приводит суд и спасение к реализации: это проповедь Благой Вести и ужасы войны, смерть, голод и мученичество. Все это предвосхищает спасение и суд, которые содержатся в запечатанной книге.

 

Снятие шестой печати знаменует начало конца; но после снятия седьмой, когда книга наконец открывается и ее содержание становится явным, ничего не происходит (Отк. 8:1). Никаких несчастий. В соответствии с гибким апокалиптическим символизмом, больше об этой книге нам ничего не говорится, ее содержание нигде явно не упоминается, и отсутствие конкретного содержания у седьмой печати заставляет предположить, что все последующее, начиная от семи труб, составляет содержание книги. Теперь события суда и искупления по–настоящему начинаются.

 

Мы можем прийти к выводу, что умеренно футуристическое толкование воспринимает семь посланий к семи историческим церквам как послания к церкви вообще. Печати символизируют силы, действующие в истории, с помощью которых Бог выполняет задачи суда и искупления, подводя Свой замысел к свершению. События, которые начинаются в Отк. 7, принадлежат к будущему и знаменуют окончательное исполнение Божьего замысла в истории.

 

(Из книги Дж. Лэдда "Богословие Нового Завета".)

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...