Перейти к содержанию

UV в прессе


Drogon

Рекомендуемые сообщения

Una Voce в прессе

 

Интеллигенция континента: "Мы с тобой, Святой Отец!"

 

Сообщения, согласно которым Папа Бенедикт XVI намеревается в скором времени утвердить за всеми священниками латинского обряда Вселенской Церкви право совершать святую мессу по так называемому "тридентскому" обряду, господствовавшему на католическом Западе с раннего средневековья и вплоть до реформ 1960-х годов, были с энтузиазмом встречены группами творческой интеллигенции в разных странах. В конце прошлого и начале нынешнего года в средствах массовой информации было опубликовано уже четыре публичных заявления в поддержку этого предполагаемого решения - на итальянском, французском, польском и английском языках.

 

Инициатива во всех случаях исходила от католиков-мирян, представителей различных сфер деятельности - ученых, писателей, журналистов, деловых людей и деятелей искусства. Без поддержки со стороны мирян было бы невозможно служение священников, сохраняющих в Церкви дореформенную литургию. Немаловажную роль сыграла и продолжает играть Международная федерация "Una Voce" ("Единым гласом"), на днях отметившая свой 40-летний юбилей (она была основана 8 января 1967 г.). Кстати, в нашей стране она представлена Ассоциацией "Una Voce Russia", которая охватывает своим вниманием как латинские, так и восточные традиционные литургические формы и регулярно проводит свои мероприятия в крипте [московского] кафедрального собора.

 

Среди подписавших декларацию интеллектуалов Польши - председатель и несколько депутатов Сейма. К декларации жителей англоязычных стран присоединились также и представители католического духовенства.

 

Однако духовную и эстетическую красоту традиционной литургии высоко ценят и некатолики. В 1970-х годах в ее защиту выступали не только Грэм Грин и Ивлин Во, но и Агата Кристи, пианист Владимир Ашкенази и многие другие. "Культурная и духовная ценность латинской литургии - это общее наследие, как и Сикстинская капелла, как григорианское пение, как великие соборы, готическая скульптура, базилика св. Петра. Особенно в наши дни, когда вся наша европейская цивилизация рискует отсечь и отбросить свои корни", - пишут авторы итальянской декларации, опубликованной в газете "II Foglio".

 

Другой важный мотив, который подчеркивается в некоторых из опубликованных заявлений, это тема единства Церкви. Авторы документов полагают, что преодоление схизмы, возникшей в 1988 г., когда архиепископ Марсель Лефевр, нарушив прямой запрет Папы, посвятил в епископский сан четверых священников из числа своих последователей, невозможно без "восстановления в законных правах" литургии.

 

В обращениях подчеркивается, что ничего "схизматического" собственно в дореформенной литургии нет и быть не может. "Нас шокирует сама мысль о том, что кто-либо из католиков может с недоверием относится к служению той мессы, которую служили св. Падре Пио и св. Максимилиан Кольбе, которая питала набожность св. Терезы Младенца Иисуса и "улыбающегося Папы" Иоанна XXIII", - говорится в декларации интеллектуалов Франции, напечатанной в газете "Le Figaro".

 

В обращениях обильно цитируются высказывания Йозефа Ратцингера, сделанные им еще до избрания на Престол Петра. "Мы с тобой, Святой Отец!" - эти слова, вынесенные в заглавие польской декларации, можно назвать лейтмотивом всех четырех текстов.

 

Олег-Михаил Мартынов

 

"Свет Евангелия", № 3 (587), 21 января 2007 г.

Ссылка на комментарий

Теперь наша главная задача - просветительская

 

На вопросы "ПГ" отвечает Олег-Михаил Мартынов, председатель Координационного совета Ассоциации "Una Voce" в России:

 

Как Вы оцениваете motu proprio папы Бенедикта XVI? Что даст Католической Церкви возвращение "старого чина Мессы"?

 

Мы этого очень долго ждали и, наконец, дождались. Вы, наверно, уже знаете, что лично сам Бенедикт XVI всегда с большой любовью относился к древнему чину мессы, или, как он предлагал его называть, "классическому Римскому обряду". В своих воспоминаниях он писал - это было еще до его избрания Папой - что достаточно тяжело воспринял богослужебную реформу Павла VI, я бы даже сказал - критически, и еще более критически относился к тому, что реформой не было напрямую предписано, но повсеместно тогда вводилось. Например, то, что "развернули" алтари; а раньше все - и священник, и народ - стояли с одной стороны и смотрели в одну сторону, на Господа. Этой проблеме кардинал Ратцингера посвятил целую главу своей книги "Дух литургии".

 

С Вашей точки зрения, приверженность латинской Мессе является основным критерием католической "идентичности"? Как должны ощущать себя католики, которые не знакомы с "классическим Римским обрядом"?

 

Я думаю, если человек из каких-то соображений принципиально отвергает всю церковную традицию, и в том числе традицию литургическую, то он сам ставит себя вне Церкви. Даже если он эту "Церковь", которая существует только у него в голове, называет Католической, трудно признать его католиком. Другое дело - если человек вовсе не знаком с исторической Церковью и, в частности, с традиционной Ее литургией. Тут уже, скорее, наша вина, что мы не просветили такого человека, потому что то, что нам дано, тем мы должны делиться. Конечно, чтобы быть католиком, не обязательно пылать пламенной любовью к латыни. В конце концов, в Католической Церкви не одна литургическая традиция. Греко-католики, армяно-католики и т. д. - они такие же католики, как и мы, но молятся по другим обрядам. Кстати, со сторонниками нелатинских католических обрядов нам, латинским традиционалистам, часто бывает проще найти общий язык. Когда к нам приезжал священник из Братства св. Петра, который служит мессу по "тридентскому" чину, то с нами вместе молились еще два русских священника, и оба они греко-католики.

 

Считается, что сторонники "старого чина Мессы" это в основном пожилые люди, которые помнят времена до ІІ Ватиканского Собора…

 

Действительно, в свое время многим казалось: вот, эти старики скоро вымрут, а молодежь пойдет по новому пути. Об этом и Папа пишет в послании к епископам, которое сопровождает публикацию motu proprio. Но шли годы, старшее поколение уходило, а традиционное движение только разрасталось. Сейчас большинство его активистов, многие руководители - миряне, священники - это люди, которые вообще не застали времени, когда наш "старый обряд" был основным в Церкви. Отцу Джону Бергу - генеральному настоятелю Братства св. Петра - по-моему, 37 лет, в совете польского "Una Voce" еще несколько лет назад был только один человек старше 30, нашим российским ребятам тоже в основном под 30 или чуть больше.

 

Насколько в Католической Церкви в России известен или популярен "Тридентский обряд"?

 

Не очень известен. В России вообще очень мало католических семей, где бы сохранялась связь поколений. Подавляющее большинство наших верных это католики в первом поколении, которые пришли в Церковь где-то в начале 1990-х годов или даже позже. Так что интерес к традиции есть, а знаний у большинства недостаточно. Мы над этим, конечно, работаем. Теперь, когда "старой мессе" возвращена свобода, наша главная задача - просветительская.

 

Беседовал Алексей Браславец

"Приходская Газета". Украина, № 15, 2007

Ссылка на комментарий

"Una Voce" - "Единым гласом"

 

10-11 ноября в Риме прошла очередная генеральная ассамблея Международной федерации Una Voce (FIUV), объединяющей национальные ассоциации католиков из трех десятков стран на всех пяти континентах. В состав Совета FIUV впервые вошел представитель России - Олег-Михаил Мартынов. С ним беседует наш корреспондент.

 

Олег-Михаил, что значит "Una Voce"?

 

По-латински - "Единым гласом". Это отрывок из чина мессы, когда перед гимном "Sanctus" ("Свят, свят, свят") священник говорит о том, что мы будем славить Господа вместе с хорами ангелов, "единым гласом взывая". И еще, конечно, есть такой смысл, что мы привержены древней литургии, общей почти для всей Католической Церкви, почти для всех святых христианского Запада; это литургия в первую очередь Церкви Торжествующей, голосу которой вторил хор верных по всей земле. Это очень важный момент для всего традиционного католического движения - сохранение единства Церкви: и литургического единства, и подлинного единства веры, единства во времени и в пространстве.

 

Что это такое - традиционное движение?

 

Одно из движений в лоне Католической Церкви, в Ее ограде, для которого особо важно сохранение преемственности церковной жизни. Хотя я вообще довольно скептически отношусь к этому понятию - "традиционализм". Нет никакого традиционализма, мы просто верим в то же, во что всегда верили католики, и стараемся в церковной жизни, в духовности следовать лучшим образцам, унаследованным от отцов по вере. Отсюда и само слово - "традиция", по-латински это то же, что по-славянски "предание", в нем корень того же значения (tradere - передавать): процесс передачи веры и религиозной практики от былых поколений, начиная от Христа и апостолов, к поколениям нынешним. И эта цепочка преемственности не должна прерываться. Мы говорим то же, что теперь говорит уже и Папа Бенедикт XVI: все, что происходит, не может висеть в воздухе, оно должно на чем-то покоиться, чтобы здание церковное не рухнуло. Представьте себе, как камни ложатся друг на друга, а в основании всего лежит фундамент - Христос и апостолы. И когда ты входишь в храм или, скажем, открываешь религиозную книгу, то оказываешься в мире всех святых, в единстве с ними. Это так называемая герменевтика преемственности, по выражению Понтифика. А противостоит ей, по его же выражению, герменевтика разрыва: будто бы до II Ватиканского Собора все было неправильно, это все надо отбросить, и начать отсчет заново. Но такая идея противоречит, прежде всего, самим документам II Ватиканского Собора, который не ввел ни одного нового догмата, а обо всем, и прежде всего - о литургии, говорил, что возможно органическое развитие (как развивается живой организм), а не революционные перемены, не хирургические методы. Если же пойти революционным путем - получается грандиозный кризис церковного сознания, в том числе и сознания литургического.

 

И как отреагировал Святой Престол, когда это стало ясно?

 

Папа Павел VI было опечален происходящим, но мало что мог сделать. Только в Англии по его личному распоряжению было (в очень ограниченном виде) сохранено служение по классическому чину, и то лишь потому, что к Папе обратились представители английской интеллигенции, - в основном, кстати, не католики, - просившие сберечь его как драгоценное наследие мировой культуры. Иоанн Павел II, - если говорить, опять же, о литургии, - уже однозначно признавал, что приверженцы нереформированного обряда - это не обязательно те, чье сопротивление надо преодолеть или подавить, что они имеют свои законные интересы и чаянья. Об этом он говорил в своем motu proprio "Ecclesia Dei adflicta" ("Церковь Божия опечалена"), появление которого было связано с незаконными епископскими рукоположениями, которые совершил монс. Марсель Лефевр, но смысл этого апостольского послания был гораздо шире. Тогда, в 1988 г., были заложены основы для канонического положения в Церкви институтов и отдельных священников, сохраняющих древнюю литургию. Но этот вопрос был вверен местным епископам: Папа просил их проявить "пастырскую щедрость", а они далеко не везде выполняли его просьбу. В результате уже Бенедикт XVI, сам очень высоко ценящий литургическое наследие Церкви, кардиналом часто встречавшийся с его приверженцами и не раз публично служивший мессы по дореформенным книгам, сделал следующий, необходимый шаг. Летом этого года, как вы знаете, было опубликовано его апостольское послание "Summorum Pontificum" ("Заботой верховных понтификов"). Согласно новым нормам, любой священник Латинской Церкви имеет право совершать частным порядком мессу по дореформенному чинопоследованию, который теперь называется "экстраординарной формой" Римского обряда, а для публичного служения в приходе нужно только решение приходского настоятеля.

 

В некоторых странах местные епископские конференции хотят устраивать для священников экзамены на знание латыни и рубрик дореформенного миссала?

 

Тогда логично было бы начать с таких же экзаменов для священников, служащих по новому обряду. Латинский язык в обеих формах Римского обряда один и тот же, а для служения мессы Павла VI на латыни, кажется, никаких особых экзаменов сдавать не надо? Впрочем, что там латынь. У нас священники служат на языках, которых вообще не знают, и это почему-то спокойно воспринимается.

 

Так что эти экзамены - просто попытка ограничить ту свободу, которую дал в этом вопросе священникам Святой Отец. Это и незаконно, и неразумно. Ведь те, кто их вводит, тем самым говорят: вы там в семинарии шесть лет учились неизвестно чему, теперь хотим проверить, научили ли вас там хотя бы читать латинские слова... Я думаю, у нас, в России, никаких таких экзаменов не будет хотя бы потому, что наш новый митрополит, монс. Паоло Пецци, сам до того возглавлял семинарию, ввести такие экзамены значило бы поставить под вопрос качество образования, которое там дается. Конечно, чтобы служить традиционную мессу, другие таинства в этой литургической традиции, надо подготовиться. Но мы доверяем нашим отцам, каждый из них, наверно, способен сам по совести решить, готов он или еще нет.

 

И вы можете им как-то помочь?

 

Конечно. Вспомогательных материалов есть уже очень много. В США и в Англии наши коллеги из местных ассоциаций Una Voce в сотрудничестве со священниками из Братства св. Петра проводят учебные семинары для духовенства, с большим успехом. У нас, в России, конечно, масштабы не столь значительные, но мы можем предложить свою помощь и священникам, и мирянам. Центр у нас находится в Москве, представители есть в Санкт-Петербурге и Владимире. В этих городах можно встретиться лично, а проще всего наладить контакт по электронной почте [email protected]. Сюда же можно обращаться, если вы хотите вступить в Ассоциацию и участвовать в нашей работе.

 

Связаны ли со старым обрядом и другие изменения в формах благочестия например, строгость и длительность постов, определенные молитвы?

 

Что касается постов, то правила воздержания и поста определены каноническим правом, а оно для всей Латинской Церкви одно - Кодекс 1983 года. В нем оговорен самый минимум, конечно, и если кто-то, здраво рассудив по своему духовному и физическому состоянию, посоветовавшись с исповедником, хочет наложить на себя более суровые обязательства -этого никто не запрещает. Но обязаны мы все соблюдать только то, к чему нас прямо обязывает Кодекс канонического права. Что касается молитв - понятно, что основные молитвы традиционного обихода сохранились и в новом обряде без всяких изменений: "Отче наш", "Радуйся, Мария" и так далее.

 

Не приведет ли официальный допуск старого обряда к расколу верующих и появлению совершенно разных общин?

 

Этого надо опасаться разве что там, где общины как таковой на самом деле нет. Невозможно строить единство на принуждении, на запрете. Никто ведь не паникует, когда появляются мессы на польском, немецком языках - а как раз они гораздо больше могут привести к расколу прихода по национальному признаку. Латынь же одна для всех наций.

 

А к расколу Церкви в целом это не приведет? В западной прессе периодически появлялись слухи о том, что якобы епископы той или иной страны угрожали Папе, что если он отойдет от "пути реформ II Ватиканского Собора" и, в частности, даст свободу дореформенному обряду, они разорвут с ним общение.

 

Слухи и есть слухи, мало ли что пишут. Если кому-то настолько претит все, что было в Церкви до 1962-1965 годов, или кто-то не ассоциирует себя с той Церковью, что тогда существовала, а выдумывает какую-то другую, "современную Церковь", - может, такому человеку надо задуматься, католик ли он на самом деле? Для таких людей, и даже для таких епископов, если они на самом деле существуют, что еще не факт, официальный разрыв общения с Папой был бы лишь формальным подтверждением и без того существующей схизмы. Но, слава Богу, ничего такого не произошло, и епископы, и особенно - верные восприняли motu proprio довольно позитивно.

 

Для большинства прихожан это все же экзотика. Взять хотя бы то, что священник почти все время стоит спиной к народу.

 

Не спиной к народу, а лицом к Богу! С народом вместе. Опять же, об этом писал тогда еще кардинал Ратцингер в своей книге "Дух литургии". Ведь месса это не спектакль, тут не должно быть самозамкнутого круга из священника "на сцене" и "зрителей в зале". Надо чуть-чуть больше открытости: освободиться от таких, знаете, догматизированных представлений о "мрачном средневековье" (которое, похоже, длилось с III века и по 1965 год). Вот у нас многие восхищаются красотой восточной литургии, византийским обрядом, духовностью русской иконы. А все это гораздо ближе к дореформенной латинской традиции, потому что идет с нею от общего корня, хотя развитие и пошло разными путями. Поэтому, кстати, и в руководстве РПЦ положительно отозвались о том, что традиционному латинскому обряду возвращена присущая ему по праву свобода. Мы, традиционалисты, обычно довольно далеки от сфер экуменического диалога, но здесь можно только согласиться с высказыванием Патриарха Алексия II.

 

То есть можно сказать, что motu proprio стало в том числе и шагом навстречу православным?

 

Навстречу кому угодно. Чаще всего, конечно, приходится слышать, что это шаг навстречу так называемым "лефевристам" - членам и приверженцам Священнического братства св. Пия X, чье положение в Церкви, скажем так, нерегулярно, с 1988 г. они не имеют полного единства со Святым Престолом, хотя и признают Папу, теперь уже Бенедикта XVI, законным преемником св. Петра. Это большое сообщество: четыре епископа, несколько сотен священников, окормляющих до миллиона верных в том же обряде, о котором ратуем и мы. С ними, конечно, идут переговоры, время от времени часть их духовенства возвращается к полноте общения с Римом - конечно, с сохранением своего, нашего общего, обряда. Это важно, но это не самое главное. Мы считаем, что главное желание Святого Отца - оздоровление духовной жизни в самой Церкви. И в эти дни в Риме новый президент Федерации, Лео Даррох, встречался с председателем Папской комиссии "Ecclesia Dei" кардиналом Дарио Кастрилльоном Ойосом и через него передал Папе слова о том, что Федерация Una Voce посвящает себя служению ему в этом деле. То же самое уже от имени российской ассоциации я уполномочен сказать католическим епископам России.

 

Вопросы задавал Владимир Березин

"Свет Евангелия", № 42-43 (25 ноября - 2 декабря 2007 г.)

Ссылка на комментарий

Пий XII, святая душа

 

Девятого октября исполнилось 50 лет со дня смерти Папы Пия XII, правившего Церковью с 1939 по 1958 гг. В этот день Бенедикт XVI совершил Святую Мессу в память о своём предшественнике. Кроме того, к этой годовщине были приурочены церковно-общественные мероприятия в Риме, Ла-Плате (Аргентина) и Москве.

 

С 7 по 12 октября в Риме состоялось международное паломничество. Его участники посетили места, связанные с Пием XII, осмотрели коллекцию личных вещей Понтифика, выставленную в специальном музее, и возложили цветы к его гробнице. Американская еврейская организация "Pave the Way Foundation" ещё в сентябре провела в Риме симпозиум, посвященный деятельности Пия XII в годы войны. Говорилось о том, как Папа спасал евреев от нацистов, чья попытка истребить целый народ - Холокост - привела к гибели 6 миллионов жертв. В симпозиуме приняли участие известные историки, а также те, кто лично пережил Холокост. Организаторы и участники симпозиума были приняты Св. Отцом.

 

В Ла-Плате в течение всего октября проходили еженедельные встречи, посвященные Пию XII. Читались лекции о нём, демонстрировались документальные фильмы, состоялась посвященная ему выставка.

 

В Москве по случаю пятидесятилетия со дня смерти Папы Пия XII 12 октября в Большом зале курии Архиепархии Божией Матери состоялась научно-просветительская конференция. Были прочитаны доклады о личности Пия XII и различных сторонах его служения. После этого была совершена Месса в намерении его скорейшей беатификации.

 

Юбилейные мероприятия в Риме, Ла-Плате и Москве были организованы ассоциацией мирян Sodalitium Internationale Pastor Angelicus, которая ставит своей целью способствовать скорейшему прославлению Пия XII. Соорганизатором московской конференции выступила ассоциация Una Voce Russia.

 

Эудженио Пачелли родился 2 марта 1876 г. в Риме. Его семья была одной из наиболее известных в Папском государстве. Например, дед будущего Папы - Маркантонио Пачелли - был основателем и первым редактором официальной ватиканской газеты "Osservatore Romano". После упразднения Папского государства в 1870 г. и провозглашения единой Италии семья Пачелли не покинула Пап, лишённых светской власти. Отец и старший брат Эудженио были известными юристами на службе Святого Престола.

 

Эудженио впервые заявил, что хочет быть священником, когда ему было 12 лет. По окончании Папского Григорианского университета, он был рукоположен на Пасху 1899 г. и назначен викарием в свой родной приход, где в детстве служил министрантом. Архиепископ Пьетро Гаспарри обратил внимание на многообещающего священника и спустя два года предложил ему перейти на работу в курию. Пачелли ответил, что хочет быть пастырем. Но Гаспарри возразил, что куриальные обязанности - это тоже вид пастырства. Пачелли согласился и вскоре стал ближайшим помощником Пьетро Гаспарри. Он принял участие в разработке Кодекса канонического права, опубликованного Папой Бенедиктом XV в 1917 г.

 

Тринадцатого мая 1917 г., в тот самый день, когда за сотни километров от Рима, близ деревни Фатима, явилась детям Пресвятая Дева, Папа Бенедикт XV рукоположил отца Эудженио Пачелли в епископы. Вскоре после этого будущий Папа отправился в Мюнхен. У Германской империи не было тогда дипломатических отношений со Святым Престолом, но в столице традиционно католической Баварии располагалась нунциатура.

 

Уже через год после прибытия в Баварию Пачелли пришлось противостоять бедам, предсказанным Богородицей в Фатиме. Он будет делать это до самой смерти - все оставшиеся ему сорок лет. Начала видимым образом проявляться в истории мистическая связь, которая соединила с Фатимскими явлениями сначала его, а затем его преемника, как и он, преданного Марии всем сердцем, - Иоанна Павла II. "Россия распространит свои заблуждения по всему миру, - сказала Пречистая Дева, - но если Святой Отец посвятит её и весь мир Моему Непорочному Сердцу, в конце концов, она обратится к истине, и Моё Непорочное Сердце восторжествует".

 

Через несколько месяцев после прибытия Пачелли в Германию к власти в России пришли большевики. Когда была расстреляна царская семья, Советы заявили, что убит только Николай II, а его семья "увезена в безопасное место". Поверив в эту ложь, Папа Бенедикт XV попытался спасти царскую семью. Зная, что немецкое правительство имеет влияние на большевиков, он именно Пачелли поручил добиваться разрешения вдове и детям императора выехать за границу. Эти переговоры нунций прекратил, только когда надежды на то, что члены царской семьи живы, не осталось. А через полторы недели, 7 ноября 1918 г., коммунистическая революция пришла в Мюнхен.

 

В первую годовщину захвата большевиками власти в России немецкие коммунисты попытались повторить успех своих единомышленников. По всему городу начались беспорядки и стрельба. Революционеры, как и в России, мечта ли покончить с христианством. Пачелли в это время лежал в больнице, но, несмотря на предостережения врачей, вернулся в нунциатуру. В этот же день в здание ворвались революционеры. Пачелли, не испугавшись, велел вооружённым погромщикам убираться вон; угрожая пистолетом, они забрали его автомобиль и только после этого удалились.

 

Хотя коммунистическая революция в Германии была разгромлена, Фатимские пророчества продолжали осуществляться, и Эудженио Пачелли по-прежнему был вовлечён в борьбу с "тайной беззакония". В 1920 г. нацисты основа ли свою партию, которую вскоре возглавил Гитлер. Начало сбываться другое пророчество Пресвятой Девы: о войне против евреев, о попытке уничтожить народ Ветхого Завета, в котором родились Она и Господь наш Иисус Христос. Нацистская идеология сочетала намерение искоренить христианство с крайним антисемитизмом. Пачелли одним из первых осознал, насколько это движение опасно для Германии и всей Европы. Из 44 речей, прочитанных им за то время, что он был в Германии (с 1917-го до начала 1930 г.), 40 содержали в себе осуждение нацизма и призыв остановить его.

 

В 1923 г. в Мюнхене нацисты попытались захватить власть. Нунций Пачелли был одним из немногих дипломатов, кто отказался покинуть город, несмотря на опасность. Через несколько дней он написал Пьетро Гаспарри, ставшему к тому времени кардиналом и Государственным секретарём Ватикана, письмо, в котором недвусмысленно заявил об антихристианской и антисемитской сущности нацизма и отозвался с похвалой о мюнхенском архиепископе кардинале Фаульхабере, вставшем тогда на защиту пострадавших.

 

В декабре 1929 г. Папа Пий XI возвёл Эудженио Пачелли в кардинальское достоинство, а в феврале 1930 г. назначил Государственным секретарём. Три года спустя Гитлер возглавил немецкое правительство. Теперь непримиримая борьба между ним и Пачелли стала более масштабной.

 

За период с 1933-го по 1936 г. кардинал Пачелли направил в Берлин около 50 протестов против нарушений прав Церкви. Впоследствии министр иностранных дел Германии Риббентроп покажет на Нюрнбергском суде, что в здании МИДа существовал целый шкаф с протестами из Ватикана, которые туда складывали, даже не вскрывая. Наконец, в 1937 г. Пий XI опубликовал энциклику, проект которой подготовил кардинал Пачелли. Этот документ, категорически осуждавший нацизм, был написан не по латыни, а по-немецки и озаглавлен "Mit brennender Sorge" ("Со жгучей тревогой"). Работа над энцикликой велась в строжайшей тайне. Это позволило переправить её тираж в Германию и одновременно огласить во всех приходах страны, прежде чем Гестапо узнало её содержание. Тот факт, что направленная против нацизма энциклика была опубликована почти одновременно с другой, названной "Divini Redemptoris" и осуждавшей коммунизм, особо подчеркнул, что Папа видит много общего между двумя тоталитарными идеологиями. А учитывая, что негативное отношение Церкви к коммунизму было известно давно, такое сопоставление было дополнительным порицанием Гитлера.

 

В 1938 г., под влиянием немецких союзников, Муссолини принял "Расовый манифест". Евреям запрещалось находиться на государственной службе, в том числе преподавать в итальянских школах и университетах. Множество ученых еврейского происхождения остались без средств к существованию. Тогда кардинал Пачелли от имени престаре лого Папы Пия XI пригласил многих из них на работу в различные научные учреждения Ватикана. Многим другим он помог эмигрировать.

 

Десятого февраля 1939 г. Папа Пий XI умер. Немецкий посол попытался оказать давление на Коллегию кардиналов, чтобы предотвратить избрание Пачелли. Несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, 2 марта кардинал Пачелли был избран на престол св. Петра и принял имя Пий XII. Немецкая пресса заявила, что избрание Папой заклятого врага нацизма несовместимо с процветанием Германии. Гитлер демонстративно отказался прислать своего представителя на коронацию нового Папы.

 

Уже в апреле вновь избранный Папа предложил созвать мирную конференцию для предотвращения войны между Германией и Польшей. К нему никто не прислушался. Первого сентября 1939 г. вторжением Вермахта в Польшу началась Вторая мировая война. А 20 октября вышла первая энциклика Пия XII. В ней он осудил жестокость войны, ещё раз подчеркнул единство человеческого рода и равенство всех наций и рас перед Богом, упомянул о страданиях польского народа. Никто не сомневался, что эта энциклика была направлена против нацизма.

 

Осенью 1941 г. американский Конгресс должен был обсуждать вопрос о возможности военной помощи СССР. Голоса католических депутатов были решающими, но они не хотели помогать коммунистам даже в такой ситуации. Только благодаря вмешательству Пия XII закон о военной помощи СССР всё же был принят.

 

В том же году Папа отказался благо словить созданный для войны на восточном фронте "Легион французских добровольцев против большевизма" и тем самым придать захватнической войне Гитлера статус "крестового похода".

 

Осенью 1942 г. Папа счёл, что при шла пора исполнить просьбу Девы Марии, прозвучавшую в Фатиме. Тридцать первого октября он посвятил весь мир и особым образом - народы России Её Непорочному Сердцу. Вскоре после этого в войне произошёл перелом: была прорвана блокада Ленинграда, Красная Армия перешла в контрнаступление под Сталинградом, а англо-американские силы - в Северной Африке.

 

В Рождественском послании 1942 г. Пий XII снова заявил о недопустимости любых преследований на расовой или национальной почве. Как и после выхода его первой энциклики, было понятно, что Папа осуждает нацизм, хотя он не сказал этого прямым текстом.

 

Папа понимал, что явное осуждение Церковью нацизма не остановит Гитлера, но, напротив, приведёт к гибели множества людей. Так было в Голландии, где по решению местного епископата недвусмысленное осуждение нацизма зачитали во всех церквах. Ответом на это был рейд по всем монастырям страны, в результате которого в Освенцим депортировали не только крещеных евреев, принявших монашество, но и других их соплеменников, нашедших там убежище. Именно тогда была арестована и отправлена на смерть св. Эдит Штайн. По всей Европе католические монастыри, семинарии, епископские резиденции были превращены в убежища для тех, кто скрывался от нацистов, - прежде всего, евреев. Благодаря деятельности Католической Церкви в те годы было спасено около миллиона человек.

 

В тех случаях, когда голос Папы мог быть услышан, он не боялся говорить громко. Двадцать пятого июня 1944 г. он направил союзнику Гитлера, венгерскому лидеру Хорти телеграмму, в которой потребовал прекратить преследования евреев. Через двое суток депортация венгерских евреев в Освенцим была остановлена, что спасло 170 тысяч жизней.

 

Усилия Пия XII ради спасения евреев и личное обаяние его святой души по будили главного раввина Рима Исраэля Золли креститься и взять в крещении имя Эудженио. Но и среди тех евреев, кто не принял католичество, слава Пия XII в конце войны и после неё была огромна. Политические лидеры Израиля, известные раввины, деятели науки и искусства благо дарили Папу за то, что он пришёл на помощь еврейскому народу в самые чёрные для него годы. Филармонический оркестр Израиля специально ездил в Ватикан, чтобы играть в честь Папы... А Пия XII после войны ждали новые заботы.

 

Распространение коммунизма по всему миру, предсказанное Богородицей в Фатиме, теперь впервые коснулось стран, населённых преимущественно католиками: Польши, Венгрии, Чехословакии, некоторых республик Югославии. Существовала небольшая, но достаточно заметная католическая община и в Китае. Теперь во всех этих странах права Церкви стали ущемляться. В Китае была создана национальная "католическая" Церковь, независимая от Рима. Подобные попытки предпринимались и в Югославии. Папа решительно протестовал, призывал католиков не участвовать в жизни таких искусственно создаваемых безбожной властью общин, поддерживал пострадавших за веру пастырей.

 

Когда-то нацисты обвиняли кардинала Пачелли в сотрудничестве с коммунистами. Теперь коммунисты стали разносить слухи о том, что во время войны Пий XII поддерживал Гитлера. Особенно активно эта клевета стала распространяться ими после смерти Папы. В 1963 г. немецкий коммунист Р. Хоххут поставил пьесу "Викарий", изобразив Пия XII трусливым пособником фюрера. В наши дни эту клевету поддержали некоторые либералы, стремящиеся таким образом лишить Церковь морального авторитета, чтобы заглушить её голос в мире.

 

Но правда состоит в том, что Пий XII был врагом обоих тоталитарных режимов XX в. Он до конца исполнил свой долг, вдохновляясь великой любовью к Евхаристии и глубоким, искренним почитанием Девы Марии. В 1950 г. он провозгласил догмат о взятии Богородицы в небесную славу душой и телом.

 

Девятого октября 1958 г. в Кастель Гандольфо Папа Пий XII отошёл к Господу. В этот день в монастыре Сан Джованни-Ротондо, более чем в трёхстах километрах от Рима, св. Падре Пио видел фигуру в белой папской сутане, восходящую на небо.

 

Рассказывают и о другом чуде, случившемся несколько позже. Одна итальянка после того, как ей повысили квартплату, оказалась не в силах платить ее. Она должна была оказаться на улице, но тут к ней пришел богатый сосед и сказал: "Я видел во сне Папу Пия XII. Он велел мне заплатить за твоё жильё".

 

В 1965 г. Папа Павел VI объявил о начале процесса беатификации Пия XII. Восьмого мая 2007 г. Конгрегация по делам святых приняла досье о его героических добродетелях. После того как оно будет подписано Св. Отцом, Слуга Божий Пий XII получит титул Досточтимого. После этого для беатификации великого Папы нужно будет только признать совершённое по его заступничеству чудо. А в сообщениях о совершённых Пием XII чудесах в Ватикане недостатка нет.

 

Евгений Розенблюм, секретарь координационного совета ассоциации Una Voce Russia

 

"Католический вестник", № 6 (2008)

Ссылка на комментарий

Opus justitiae pax

 

"Если существует поколение, из заветных глубин сердца которого исторгается крик "Война войне!", то это современное поколение. Идя, и это действительно так, через океан крови и слез, подобного которому не было в прошлом, оно пережило отвратительнейшие злодеяния войны, настолько страшные, что воспоминания о многих ужасах просто отторгаются памятью людей и не сохраняются в тайниках душ человеческих".

 

Эти слова принадлежат Римскому Папе Пию XII, декрет о героических добродетелях которого был подписан 19 декабря минувшего года. Его поколение пережило две мировых войны и застало множество войн локальных. В 1917 г., когда первая мировая война длилась уже почти три года, принимая епископское посвящение, он избрал своим девизом слова пророка Исаии: "Opus justitiae pax" - "Дело справедливости - мир".

 

Став Папой в марте 1939 г., когда мир уже вовсю катился к новой войне, Пий XII немедленно призвал конфликтующие правительства собраться на мирную конференцию и принять такое решение, которое учитывало бы интересы всех народов, малых и больших. На его призыв никто не откликнулся. Уже в конце августа, за неделю до начала войны, он снова повторил в радиообращении: "Ничто не потеряно, пока есть мир. Все может быть потеряно, если развязана война. Позвольте людям вновь встретиться, чтобы понять друг друга. Ведя переговоры по доброй воле и с уважением к правам всех сторон, они увидят, что искренние и конструктивные переговоры никогда не остаются бесплодными". Но 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, а через несколько дней Англия и Франция объявили Германии войну - Вторая мировая война началась.

 

После начала войны группа антифашистски настроенных немецких военных несколько раз пыталась свергнуть Гитлера и заключить мирный договор с противниками Германии. Уже в октябре 1939 г. по поручению заговорщиков в Рим впервые приехал Йозеф Мюллер - адвокат из Мюнхена, католик, антифашист, лично знакомый с будущим Пием XII, когда тот был нунцием в Германии. Его целью было установить при помощи Ватикана контакт с английским правительством и получить от него гарантии, что англичане готовы заключить приемлемый для Германии мирный договор, если в Берлине будет создано правительство без нацистов. Папа сразу же согласился стать посредником в этом щекотливом вопросе. К 1 февраля 1940 г. англичане, наконец, дали свои гарантии. Письменное свидетельство об этом на гербовой бумаге Ватикана было дано Мюллеру и привезено им в Берлин. Переворот должен был произойти накануне предполагаемого наступления немецких войск на западе, то есть весной 1940 г. К сожалению, разобщенность оппозиционных генералов и нерешительность некоторых из них привели к тому, что переворота не произошло. Все, что смогли сделать лидеры оппозиции, - это передать в Ватикан предупреждение о планируемом на 10 мая нападении Германии на Бельгию и Голландию с целью выйти на территорию Франции в обход основных укреплений. Пий XII передал эти сведения всем заинтересованным странам, но они не вызвали ни у кого доверия.

 

То, что Святой Престол идеально подходит на роль посредника при мирных переговорах с западными демократиями, понимали не только немецкие оппозиционеры. В июле 1943 г. в Италии произошел государственный переворот. Муссолини был свергнут, к власти пришли силы, недовольные его политикой и, прежде всего, продолжающейся войной. Король Виктор Эммануил III поручил сформировать правительство маршалу Бадольо. При помощи Ватикана глава первого правительства послефашистской Италии начал переговоры с Великобританией и США, закончившиеся подписанием мирного договора. К сожалению, это привело к оккупации Северной Италии и Рима немецкими войсками.

 

В этих условиях Папа организовал масштабную помощь евреям и другим жертвам террора, помогая им спрятаться в монастырях, церквях и даже своих личных покоях. К сожалению, написать об этом подробно в данной статье нет возможности.

 

Но, несмотря на все это, не следует считать, что Пий XII был целиком на стороне стран антигитлеровской коалиции, что бы они ни делали. Он решительно осуждал бомбардировки немецких и итальянских городов, от которых гибло и страдало мирное население. В 1945-м г. Папа в резких выражениях осудил американцев, применивших атомные бомбы против японских городов Хиросима и Нагасаки. После войны он продолжал выступать с воззваниями против ядерного оружия. Это привело даже к временному потеплению в отношении Советского Союза к Святому Престолу, но, конечно, ненадолго - только на те несколько лет, когда США уже изобрели атомную бомбу, а СССР - еще не успел. Впоследствии коммунистическая пропаганда старалась всячески очернить доброе имя Пия XII, который только в наши дни начинает представать в сиянии своей святой жизни.

 

Евгений Розенблюм,

секретарь координационного совета Una Voce Russia

"Католический вестник". Украина. № 1. 2010.

Ссылка на комментарий

Святее Папы Римского. Почему консервативные католические течения привлекают российских интеллектуалов

 

(...) Политика Ватикана в отношении официального признания равенства двух форм римского обряда не могла не быть отмечена как традиционалистскими направлениями внутри РКЦ, так и просто "любителями старины", ратующими за сохранение традиционной литургии. Ведь консервативные католические движения распространены во многих странах мира. По пути сохранения литургической традиции идут и некоторые группы российских католиков.

 

Международная федерация Una Voce (в переводе с латинского "Единым гласом") выступает за сохранение старого обряда в рамках существующей РКЦ. В России Ассоциация Una Voce Russia (UVR), созданная по инициативе группы российских католиков, существует уже шесть лет. "В начале 70-х годов, когда происходила литургическая реформа, существовало распространенное мнение: поколение, привыкшее к старой форме мессы, уйдет, а молодежь будет ценить новую упрощенную, более понятную мессу", - говорит секретарь координационного совета Ассоциации UVR Евгений Розенблюм. Но на практике все оказалось иначе – именно молодые люди осознанно выбирают дореформенный обряд богослужений. По мнению Евгения Розенблюма, "старый обряд привлекает людей не в силу привычки, а сам по себе: своей большей торжественностью, сакральностью богослужения". (...)

 

Лидия Орлова

"НГ Религии". 1 июня 2011 г.

  • Like 1
Ссылка на комментарий

"Старая Месса" не была ничем плохим!

 

(...)

 

Выбор - для чего он?

 

Движение Una Voce - "единым гласом" - возникло еще в 1964 году; за два года выросло до Международной ассоциации, к которой постепенно присоединялись представители стран, где заявляли о себе сторонники старого обряда. До "наших" краев (по совершенно понятным историческим причинам) движение добралось достаточно поздно: так, Россия в него включилась в 2005 году.

 

- Значение документа [motu proprio "Summorum Pontificum"], - сказал в комментарии для CREDO член координационного совета Una Voce Russia Евгений-Фома Розенблюм, - в том, что старому чину Мессы возвращены его права и, так сказать, "доброе имя". До этого в Церкви сложилась парадоксальная ситуация: Папа Павел VI сказал, что отказ от старого чина Мессы - это тяжкая жертва, которую приходится принести потому, что новые поколения уже не воспринимают того, на чем выросли их отцы и деды. Но тогда зачем нужно принуждение, зачем нужно запрещать людям то, чего они якобы и так не хотят? Почему оказалось, что многие уверены - старый чин Мессы плох сам по себе?

 

Эту мысль продолжает Олег-Михаил Мартынов, член Совета Международной федерации Una Voce (FIUV) и координационного совета Ассоциации Una Voce Russia:

 

- Святой Отец подчеркнул, что эта форма Мессы, выраженная в миссале, изданном блаж. Иоанном XXIII в 1962 году, никогда и никем не была в Церкви упразднена. Каждый священник Латинской Церкви вправе выбирать, в какой из двух форм обряда - новой или старой - совершать богослужение; каждый настоятель уполномочен организовывать в своем приходе Святые Мессы по чинопоследованию, которое в основных своих частях восходит к самым ранним из известных нам литургических книг Римской Церкви. Почти сорок лет боролись за это многие священники и, главное, миряне - те, к кому обращался в 1998 г. тогдашний префект Конгрегации вероучения кардинал Йозеф Ратцингер, призывая их "не терять терпения - продолжать верить - и находить в литургии силу, необходимую, чтобы свидетельствовать нашему веку о Господе" (выступление на конференции "Ecclesia Dei" 24 октября 1998 г.).

 

Нет ли в такой привязанности некого обрядовения? Отнюдь нет, убежден г-н Мартынов. "Если бы обряд вовсе не был важен для христиан, не имели бы смысла и какие-либо его реформы. Литургический обряд - это форма апостольского Предания и того, как оно разворачивалось в величайших центрах христианской мысли и жизни на протяжении веков. Предание же (на латыни Традиция) - та нить, которая через века соединяет нас с Воплощенным Христом, Богом, вошедшим в историю".

 

"Молодая Традиция" славянских земель

 

Те, кто стремится сохранить духовное и интеллектуальное единство со всеми жившими и молившимися до нас, повторяя созданные и намоленные ими слова латинских текстов, убеждены: нет "старой" и "новой" Церкви. Католическая Церковь едина не только во всех странах, но и во все века. "Церковь всегда нуждается в обновлении, поскольку она всегда нуждается в обращении своих членов, бедных грешников! - говорил 4 октября 2011 года префект Конгрегации по делам духовенства кардинал Марио Пьяченца, выступая перед семинаристами. - Но не существует, и не должно существовать Церкви дособорной и Церкви послесоборной. Если бы это было так, то эта вторая была бы исторически и богословски нелегитимной!" И сохранение в наших приходах и диоцезах векового литургического уклада - одно из видимых проявлений той преемственности, без которой нет Традиции, а значит - нет и Церкви, убежден г-н Мартынов.

 

В Украине, как и в соседней России, существуют местные ассоциации, входящие в состав Международной федерации Una Voce. Если в Украине их работа только-только начинается, то россияне уже создали достаточно большой сайт, и уже пять лет как у них служатся традиционные Мессы.

 

Москвичи осознают [...], что дел впереди много: "Третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга, и даст Бог, уже в этом месяце станет Ростов-на-Дону, - говорит г-н Розенблюм. - Очень большая проблема на данный момент – нехватка священников, умеющих служить эту форму Мессы. Но самая главная задача на ближайшие годы – это добиться того, чтобы новый и старый чины Мессы не противопоставлялись друг другу, чтобы их приверженцы не смотрели друг на друга как на без пяти минут раскольников или еретиков".

 

Помочь в возвращении традиционного обряда деятели Una Voce готовы - лишь бы прихожане проявляли желание иметь такое богослужение у себя в храме!

 

- Хочу заметить, - говорит г-н Розенблюм, - что подавляющее большинство прихожан, ходящих на эти богослужения [в Москве и Петербурге], - молодые люди, пришедшие в Церковь (а часто и родившиеся) после реформы. Чуть меньше года назад я был в Киеве гостем на учредительной ассамблее Una Voce Ucraina. Кажется, из семи первых членов украинской ассоциации шестеро на тот момент ни разу не были на "старой" Мессе. Приверженность к старому обряду - наш осознанный выбор.

 

Ирина Ермак

CREDO

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...