Перейти к содержанию

Литургическое единство православных


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Не вижу ни одной дырки в своих построениях.

Расстановках. ;)

То-то и оно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оно-то и то.

Постановках. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это ровно тот же самый вопрос. Допущение "омонимичности в вере", несмотря на единство в форме молитвы, обесценивает утверждение "единство веры выражается в молитве", поскольку одним только посредством молитвы единство в вере не выявляется. При допущении омонимичности в молитве выражается как единство, так и неединство.

Частично обесценивает. Как технологии быстрого выращивания жемчуга на стеклянных шариках частично обесценили натуральный жемчуг. И все же натуральный ценнее.

 

Конечно же, раскольники своим дублированием православных молитв вносят некое смятение в наше ощущение идентичности через молитвы литургии. Но сердцевина у них все же иная, стеклянная - они не принадлежат общинам Православной Церкви. Да, есть нечто еще, что выражает их веру помимо литургических молитв, они добавляют к вере, выраженной в литургическом наследии, что-то еще. Но для нас в этих молитвах выражена наша общая вера, которая может быть вербализована.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читал я, читал, да так и не понял, причём же тут эти "литургические тексты"? Сами же говорите, что по-сути единственным "текстом", который выражает Вашу веру, является Диптих...

 

Кстати, Вам про это уже как-то писали, но Вы почему-то обиделись... А всё равно логика у Вас получается такая:

 

"Я - православный!!! Тут и сомнений никаких быть не могёт! И раз какие-то люди вместе со мной молятся - значит они тоже православные. Как же иначе!"

 

Вот это, пожалуй, единственное что объединяет с Вами всех остальных "православных".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Частично обесценивает. Как технологии быстрого выращивания жемчуга на стеклянных шариках частично обесценили натуральный жемчуг. И все же натуральный ценнее.

 

Конечно же, раскольники своим дублированием православных молитв вносят некое смятение в наше ощущение идентичности через молитвы литургии. Но сердцевина у них все же иная, стеклянная - они не принадлежат общинам Православной Церкви. Да, есть нечто еще, что выражает их веру помимо литургических молитв, они добавляют к вере, выраженной в литургическом наследии, что-то еще. Но для нас в этих молитвах выражена наша общая вера, которая может быть вербализована.

 

Да-да, хранители натуральных жемчугов. Так и будет. Не поделитесь, будете молиться текстами. И первые станут последними. ;)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно же, раскольники своим дублированием православных молитв вносят некое смятение в наше ощущение идентичности через молитвы литургии. Но сердцевина у них все же иная, стеклянная - они не принадлежат общинам Православной Церкви. Да, есть нечто еще, что выражает их веру помимо литургических молитв, они добавляют к вере, выраженной в литургическом наследии, что-то еще. Но для нас в этих молитвах выражена наша общая вера, которая может быть вербализована.

Теперь Вы ставите вопрос так: "да, в литургических текстах, которыми пользуемся мы, "раскольники" находят свою веру, но их вера содержит в себе элементы, отсутствующие в литургическом наследии, тогда как у нас таких элементов нет".

 

Но это абсолютно произвольное допущение. "Раскольники" ответят, что они ничегошеньки не прибавляют в вере в сравнении с тем, что содержится в литургическом наследии, а Ваше отрицание их элементов веры не вытекает непосредственно из литургии, а основано на внелитургическом предании, посредством которого литургия интерпретируется.

 

Собственно, это изначально очевидно, и другими словами то же написал уважаемый Хайме. Первичным для Вас является факт принадлежности к одной общине и непринадлежности к другой. Далее, Вы принимаете веру, которая отождествляется Вами с преданием общины, как Вы его понимаете. Это всё по-человечески понятно. Но вот тут следует зигзаг отождествления предания общины с литургическим наследием, в смысле совмещения их границ. Я интерпретирую его как отражение ощущения смутности и неопределенности помянутого внелитургического предания, вследствие чего и возникает соблазн представить дело так, как будто его нет.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А разве я предлагал решать вопрос о том, где Церковь? Я думал для всех, кто со мной знаком, ясно, что для меня нет ни малейшего сомнения в том, где Церковь Христова, в которой у меня есть единственный шанс спастись.

 

Разумеется, я и не пытался решать вопрос о том, где Церковь: Православная Церковь и есть Церковь Христова.

 

Боюсь, что я повторением как-то уже оскомину набил, но вынужден снова сказать: я не говорю о критериальном значении литургических молитв. Я говорю о том, что все православные общины молятся именно этими, общими для всех молитвами. То, что область использования этих молитв шире православных общин, факт. Я его не оспариваю. Но меня он мало волнует именно потому, что для меня границы Церкви однозначно проходят по евхаристическому общению, которое и является критерием церковной общности. Общность литургическая - это общность в выражении нашей вербализуемой веры. Те, кто прльзуется нашими молитвами, но не находится с нами в общении, отличаются чем-то внелитургическим, я это не оспариваю. Но это значит, что с нашей точки зрения их вера дополнена чем-то нелитургическим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читал я, читал, да так и не понял, причём же тут эти "литургические тексты"? Сами же говорите, что по-сути единственным "текстом", который выражает Вашу веру, является Диптих...

 

Кстати, Вам про это уже как-то писали, но Вы почему-то обиделись... А всё равно логика у Вас получается такая:

 

"Я - православный!!! Тут и сомнений никаких быть не могёт! И раз какие-то люди вместе со мной молятся - значит они тоже православные. Как же иначе!"

 

Вот это, пожалуй, единственное что объединяет с Вами всех остальных "православных".

Меня объединяет со всеми православными то, что в кульминационный момент нашей религиозной жизни мы все молимся одними и теми же молитвами. А вот Максим использует во время причастия молитву Иоанна Златоустого в частном порядке.

 

Я просто показываю, в чем разница вашего принципа общности и нашего. Для вас принципиальным в общности является признание папского вероучительного авторитета, а для нас - в молитвах Литургии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вообще не понимаю споров о том, чья вера правильней и лучше. Вот это точно для меня не вопрос, и обсуждать его у меня нет ни малейшего желания, как бы меня к нему не подбивали.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь Вы ставите вопрос так: "да, в литургических текстах, которыми пользуемся мы, "раскольники" находят свою веру, но их вера содержит в себе элементы, отсутствующие в литургическом наследии, тогда как у нас таких элементов нет".

 

Нет, я не ставлю вопрос так. Я говорю о том, что вера раскольников выражается в чем-то ином, чем литургические молитвы - раз они пользуются нашими молитвами, но не в общении с нами, значит они находят выражение своей веры в чем-то другом. Что именно они находят в наших молитвах - не знаю, но для меня это не вопрос - Вы же понимаете, что моя точка зрения неподвижна по определению.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сами же говорите, что по-сути единственным "текстом", который выражает Вашу веру, является Диптих...

Я? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, я не ставлю вопрос так. Я говорю о том, что вера раскольников выражается в чем-то ином, чем литургические молитвы - раз они пользуются нашими молитвами, но не в общении с нами, значит они находят выражение своей веры в чем-то другом.

Нет-нет, "раскольники" говорят, что они пользуются своими собственными молитвами. И, констатируя несходство веры, утверждают: значит вера "православных" выражается в чем-то ином, помимо молитв. А касаясь самих молитв, православные их интерпретируют так, как им кажется каждому красивше.

 

Вы сколько угодно можете выпячивать неподвижность своей точки зрения, но это вряд ли кого-то впечатлит. Это детская позиция - "я выражаю свою веру молитвой "авторизованно", так что Иоанн Златоуст в ладоши бы захлопал, а вот вы, но никак не я, еще чего-то сверх нагородили".

 

Идея о том, что вера не только всецело, но и насквозь_прозрачно выражается в культе, при игнорировании роли внелитургического предания, интерпретирующего культ, была изначально порочной1.

 

Нет, всё понятно, Вы ее изобрели, ее полюбили. Она даже уникальна, поелику у остальных православных я ее не встречал. Но уж звиняйте.

 

________________________________________

 

1. И рождается вопрос о количестве таких внелитургических преданий у вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Идея о том, что вера не только всецело, но и насквозь_прозрачно выражается в культе, при игнорировании роли внелитургического предания, интерпретирующего культ, была изначально порочной1.

 

Нет, всё понятно, Вы ее изобрели, ее полюбили. Она даже уникальна, поелику у остальных православных я ее не встречал. Но уж звиняйте.

Вы мне приписываете собственные заслуги. Я польщен, но право, не надо, у меня своих изобретений хоть отбавляй, чужих не надо.

 

Моя идея не состоит в том, что

вера не только всецело, но и насквозь_прозрачно выражается в культе

 

Моя идея состоит в том, что все православные общины безусловно объединены литургическими молитвами. Та вера, которая выражена в общих для всех литургических текстах, является общей частью Предания для всех общин Православной Церкви, находящихся во взаимном общении.

 

Собеседование на тему раскольничьего использования наших молитв как раз Вы вкупе с некоторыми своими единоверцами мне навязываете, меня этот вопрос не интересует нимало.

 

Так что звиняйте и Вы, батьку, заберите свою идею назад, мне она ни к чему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

З.Ы. И одну и ту же фразу два разных переводчика могут перевести разными словами, а смысл будет - один :).

Рискну заметить, что это не всегда так.

При переводе инструкции к холодильнику - да.

При переводе научной работы по физике - скорее да. При переводе философского трактата - хм... уже возникают вопросы. Многое уже зависит и от языков перевода, и от подготовки, и от таланта переводчика.

А если переводится художественное произведение, тем более поэзия, содержание переводов может весьма разниться. И от оригинала, и между собой. Нет, в поверхностных слоях все они будут, может, тождественны, но вот пласты смыслов будут уже разными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя идея состоит в том, что все православные общины безусловно объединены литургическими молитвами.

Если имеется в виду то, что молитвы эти общи для православных, то мы ломимся в открытую дверь.

 

Если имеется в виду общность понимания, интерпретации содержания молитв, то

 

а) она Вами никак не обоснована; не показано и не доказано само ее наличие;

 

б) при допущении того, что она существует, ее наличие может быть объяснено только широким преданием, выходящим за рамки богослужебного культа. Оно и было бы основой единства, а интерпретация текстов (не тексты) была бы его, единства, выражением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а правда ли, что дотридентинские формы римского обряда утрачены? Не помню, где я об этом слышал, но мне показалось это странным.

 

 

Дотридентские в буквальном смысле? Со средневековыми литургическими текстами у нас особых проблем нет, как и с различными комментариями к ним (как на латыни, вроде знаменитого Дурандова Rationale, так и на народных языках). Нет, соответственно, проблем и с хорошими исследовательскими работами на эту тему.

Что касается более ранних источников, то их конечно меньше. Но, с римским обрядом как раз легче всего - там есть сакраментарии седьмого-восьмого веков и др. А вот с галликанским всё сложнее, не смотря на наличие определённых источников примерно того же периода - ведь это период его смерти. Хотя, раз Вас интересуют именно тексты молитв, то их у нас есть. :)

А вообще странно, кто об этом мог говорить, если серьёзным исследованиям в этой области больше столетия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вся православная вера выражена вербально в причастной молитве "верую, Господи, и исповедую яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие ест самое пречистое Тело Твое, и сия ест самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститься пречистых Твоих таинств во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь"

 

Нет, ну это ни в какие ворота. Хотя бы ты еще сказал - в Символе Веры, это не было бы такой вопиющей натяжкой. Было бы натяжкой, но не такой вопиющей.

 

А вообще, только что вернувшись с православной Рождественской службы, хочу тебе сказать: книжная у вас вера, книжная. Она выражена не в Литургии, а в книжке "Чинопоследование Литургии с пояснениями". Ибо на слух нифига никто ничего связного из этой Литургии почерпнуть не может. Основа богослужения (если отбросить навороты) эстетически безупречна, но вероучительная ценность стремится к нулю. Из тех обрывков фраз священника, которые произносятся вслух, разве можно что-то почерпнуть? Тогда из чего, из просительной ектинии? Вероучительную ценность имеет только названная книжка, но не Литургия в её нынешнем виде.

 

Вот только что Символ Веры, но и в нем вряд ли бы ты разобрался только на слух и с помощью устных преданий пожилых прихожанок с левого клироса. Наверняка ведь книжки помогли? Книжная вера, книжная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если имеется в виду то, что молитвы эти общи для православных, то мы ломимся в открытую дверь.

 

Ясен пень, не о понимании и интерпретациях речь.

 

А вот это Ваше высказывание я в рамочку и на стенку. И ежели ко мне некий неофитствующий овселененный християнин приставать начнет-де ничего у нас общего между отдельными поместными церквами нет, каждый-де в свою дуду, я его в это Ваше высказывание носом ткну, дескать даже уважаемый всеми католическими ресурсами Руси форумчанин Максим Булава считает совершенно очевидным и тривиальным, что у всех православных общие литургические молитвы.

 

С Рождеством Христовым Вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А вообще, только что вернувшись с православной Рождественской службы,

 

Делать тебе больше нечего, как по чужим службам музейным шататься. Другого способа эстетическое чувство удовлетворить не нашел? В концерт сходи. А еще лучше на оперу. На Тоску.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Делать тебе больше нечего, как по чужим службам музейным шататься. Другого способа эстетическое чувство удовлетворить не нашел? В концерт сходи. А еще лучше на оперу. На Тоску.

 

Слабовато в отношении выразительности - я не слышу за текстом интонаций. Попробуй еще раз?

 

Аркадий, а что ж она чужая-то? Если бы вы ее уже после раскола сочинили, тогда бы ладно, может быть. А так ничего не чужая. В раскол можно людей прихватизировать, а молитву и таинства не прихватизируешь. Это невозможно, не та материя.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Аркадий, а что ж она чужая-то?

Потому что ты главного не можешь - участвовать в этой общей молитве и причащаться Святых Даров за этой Литургией. Следовательно, для тебя это вроде концерта или медитации какой.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что ты главного не можешь - участвовать в этой общей молитве и причащаться Святых Даров за этой Литургией. Следовательно, для тебя это вроде концерта или медитации какой.

 

Я там был на правах наблюдателя от католической стороны B).

Или можешь считать меня православным захожанином, мне же для причастия всего лишь нужно исповедаться в ереси латинства, для захожанина не самый тяжелый грех :D. Точно-точно, я католический прихожанин и схизматический захожанин, со всеми правами захожанина B). Так что, имею право :D. А на таких службах, как Рождество и Пасха, нас там, захожан, 95%.

 

Аркадий, у меня возник вопрос: а три раза в жизни захожане - они являются частью православного всеединства? Они крещенные, от причастия их отделяет всего одна исповедь, как и тебя. В церкви такой человек бывает чуть более, чем три раза в жизни. На собственном крещении, венчании, отпевании. Венчаться можно три раза, да и к друзьям свидетелем. Плюс раза два перед экзаменом поставить свечку. И того, сколько у нас получается? Раз восемь.

Но этого человека от участия в Евхаристии ничего не отделяет! Подошёл, исповедался, и вперёд - КАК И ТЫ. Получается, этот человек является такой же частью всеединства, как и ты. Но мы-то, католики, никак не меньше православные, чем этот захожанин. Если ты с ним в равном положении, то и со мной, получается, тоже в равном положении. Так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Или можешь считать меня православным захожанином, мне же для причастия всего лишь нужно исповедаться в ереси латинства, для захожанина не самый тяжелый грех :D. Точно-точно, я католический прихожанин и схизматический захожанин, со всеми правами захожанина B).

Отлично. Тогда у меня к тебе меркантильный вопрос: сколько денег в ящик для пожертвований опустил? На какую сумму свечек накупил?

 

К образцовому захожанину у меня, члена Церкви, интерес сугубо материальный, потому как захожане для того и придуманы Господом, чтобы в Церковь деньги несли. И искать с захожанами всеединства я не стану, казуистика это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, так и получается. Слушайте, интересная ситуация. Аркадию, чтобы причаститься в православном храме, нужно один раз поисповедаться. Мне тоже самое, нужно один раз поисповедаться. Набор грехов у нас может быть и разный, но это же технический вопрос. Непринципиально. Так что я может быть ещё поправославнее его, если пользоваться его же критерием. Что же он мне тогда доказывает про единство? Нет, он не прав! 176a81e89687.gif
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...