Перейти к содержанию

Литургическое единство православных


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Мне показалось, будто некоторые были смущены тезисом, что литургические тексты выражают ту веру православных христиан, которой достаточно для того, чтобы единым сердцем воспевать Всесвятое Имя и причащаться от единой Чаши. Здесь они могут свое смущение выразить удобовразумительно.

 

При этом надо понимать, что литургические тексты сами по себе единство Православной Церкви не обеспечивают, так как к этим же текстам прибегает множество всеразличнейших раскольников. Поэтому вопросы о единстве Церкви и о единстве выражения веры следует различать: единство Вселенской Церкви обеспечивается евхаристическим общением между общинами, а то общее, что есть в вере всех православных церквей, выражается в молитвах Литургии.

 

Если кому-то что-то непонятно, можете задавать вопросы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так, лекс оранди - лекс креденди, как говорят в таких случаях римо-католики.

Остаётся неясным вопрос, чего вы тогда меня до причастия не допускаете? Во что такое я не верю, что выражают литургические тексты православных христиан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще раз. Это для вас, латинян (судя по твоим словам), принципиальным в допустимости к Чаше является согласие с текстами, выражающими веру. Для нас же возможностью причащаться является участие в одной из общин, имеющих евхаристическое общение с прочими общинами Православной Церкви. Тебя не пускают именно потому, что ты ни к одной из православных общин не относишься.

 

Тексты выражают то общее, во что мы верим (именно этот вопрос нам постоянно любят задавать латиняне). Вот я на этот вопрос и отвечаю - мы верим в то, что выражено в литургических текстах.

 

Критерием соединенности с Церковью эти тексты не являются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще раз. Это для вас, латинян (судя по твоим словам), принципиальным в допустимости к Чаше является согласие с текстами, выражающими веру. Для нас же возможностью причащаться является участие в одной из общин, имеющих евхаристическое общение с прочими общинами Православной Церкви.

 

А для участия в одной из общин не обязательно согласие с текстами, выражающими веру?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обязательно, если человек эти тексты понимает.

 

Тут есть еще одна вещь - наша Литургия разделена на собственно Литургию, молитвы которой в большинстве своем неизменны, и сопутствующие молитвы богослужебных суток - вечерня, повечерие, полунощница, утреня, которые имеют существнную часть переменных молитв, которые связаны с богослужебным годом и особенностями поместных церквей. Эти тексты многочислены и разнообразны. Их знание и понимание желательно, но непременным условием не является. А вот незнание неизменных молитв Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, на мой взгляд, простительно лишь в очень короткий промежуток пребывания в Церкви.

 

Зато понимание и осознанное участие в молитве Литургии является тем вероучительным кругом умственного постижения предмета веры Православной Церкви, который является достаточным для спасения. Больше этого знать можно, но к спасению это уже ближе не делает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с тем, к примеру, что римские папы - преемники апостола Петра, обязательно соглашаться, или можно, не считая данный вопрос вероучительным, придерживаться мнения в духе арх. Аверкия (Таушева) о том, что ап. Петр вовсе не был в Риме?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое это имеет отношение к неизменной части текста Божественной Литургии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какое это имеет отношение к неизменной части текста Божественной Литургии?

Возможно, я Вас неверно понял, однако Вы вроде бы заявили, что в том случае, "если человек эти тексты понимает", согласие с ними является для него обязательным. При этом Вы уточнили, что знание изменяемых частей службы, к каковым и относятся тексты, которые я имею в виду, обязательным не является, однако оно желательно.Я же имею в виду именно те случаи, когда православный знаком с данными текстами. Итак, если мое резюме изложенных Вами мыслей правильно, Вы можете ответить на мой вопрос? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, я Вас неверно понял, однако Вы вроде бы заявили, что в том случае, "если человек эти тексты понимает", согласие с ними является для него обязательным. При этом Вы уточнили, что знание изменяемых частей службы, к каковым и относятся тексты, которые я имею в виду, обязательным не является, однако оно желательно.Я же имею в виду именно те случаи, когда православный знаком с данными текстами. Итак, если мое резюме изложенных Вами мыслей правильно, Вы можете ответить на мой вопрос? :)

Обязательным является согласие с текстами собственно Божественной Литургии, где выражена вся полнота веры христианина. Литургические тексты, о которых Вы говорите, к ним не относятся.

 

Впрочем, давайте обсудим сами тексты, если Вы не возражаете. Насколько я понимаю, эпитеты "преемник Петров" могут встречаться в службах святым папам Римским, верно? Предлагаю эти тексты обсудить здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аркдий, Вы так уверенно судите о том, что надо знать и с чем соглашаться, что не надо знать и с чем соглашаться...

 

Прям ККЦ. а не человек...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аркдий, Вы так уверенно судите о том, что надо знать и с чем соглашаться, что не надо знать и с чем соглашаться...

 

Прям ККЦ. а не человек...

Все просто - я ищу область пересечения выражения веры всех православных христиан. На сегодня я вижу эту область безусловной в текстах молитв Божественной Литургии. Возможно, эта область гораздо шире. Вот об этом мы можем и поговорить. Вы примете участие в поиске этой области?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все просто - я ищу область пересечения выражения веры всех православных христиан.

Как это возможно? То, что Вы ищите и то, что Вы найдете - это область Вашего опыта, а вовсе не область пересечения веры всех православных христиан. Уже то, что есть такая область, представляется совершенно не очевидным фактом.

На сегодня я вижу эту область безусловной в текстах молитв Божественной Литургии. Возможно, эта область гораздо шире.

Или Уже. Или ее нет вообще.

Вот об этом мы можем и поговорить. Вы примете участие в поиске этой области?

Только если в режиме "голоса за кадром", ибо пока в существе своем тема за живое как-то не цепляет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, единство надо искать в исповедании веры, а не в литургических текстах. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как это возможно? То, что Вы ищите и то, что Вы найдете - это область Вашего опыта, а вовсе не область пересечения веры всех православных христиан. Уже то, что есть такая область, представляется совершенно не очевидным фактом.

Тексты молитв - это не мой опыт. Текст Божественной Литургии является безусловной областью пересечения всех православных христиан. Эту область я уже нашёл. Румын, грузин, грек, болгарин, финн, русский, серб, араб - все общины поместных православных церквей, находящихся в евхаристическом общении, произносят одни и те же молитвы благодарения, приступая к Чаше.

 

Если кто-то хочет указать более широкую область пересечения в выражении веры всех православных христиан, милости прошу, с удовольствием готов обсудить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, единство надо искать в исповедании веры, а не в литургических текстах. :)

Литургические молитвы и есть выражение веры православных христиан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только если в режиме "голоса за кадром", ибо пока в существе своем тема за живое как-то не цепляет.

Лично я Ваше участие даже в таком качестве приветствую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тексты молитв - это не мой опыт. Текст Божественной Литургии является безусловной областью пересечения всех православных христиан. Эту область я уже нашёл. Румын, грузин, грек, болгарин, финн, русский, серб, араб - все общины поместных православных церквей, находящихся в евхаристическом общении, произносят одни и те же молитвы благодарения, приступая к Чаше.

Я все-таки не понимаю критерия, на основании которого Вы выделяете определенные молитвы как содержащие в себе веру всех православных христиан.Что это? Какое качество является для текста признаком такого выражения веры? Слышимость всеми? Знаемость всеми? Поизносимость всеми?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аркадий, тексты сами по себе, будь хоть трижды святыми и благолепными, остаются просто текстами, если нет веры. Но вера не в молитвах излагается, они следствие веры, язык веры. Вера излагается в учении Церкви, которое мы исповедуем. Потому единство оттуда проистекает.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я напоминаю старый вопрос Хараиму, почему он не униат. И впрямь, если вера заключена в текстах литургии, чем его не устраивает Литургия св. Иоанна Златоуста, отслуженная униатским попом? Он сказал "не находятся в евхаристическом общении". На каком осовании не находятся? Почему? Что плохого в католичестве, если мы ничего написанного в Литургии св. Иоанна Златоуста не отвергаем? ;)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я все-таки не понимаю критерия, на основании которого Вы выделяете определенные молитвы как содержащие в себе веру всех православных христиан.Что это? Какое качество является для текста признаком такого выражения веры? Слышимость всеми? Знаемость всеми? Поизносимость всеми?

Неизменяемые тексты Божественной Литургии (Иоанна Златоустого и Василия Великого), все молитвы, включая тайные. А так же праздничные антифоны и переменные тропари. Все, что входит в богослужебный период, именуемый в народе обедней. Критерий - общность для всех православных церквей.

 

Насколько мне известно, за исключением некоторых экспериментов с адаптацией римского обряда для православия и утилитарных сокращений на некоторых западноукраинских приходах, у всех православных текст Божественной Литургии один и тот же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неизменяемые тексты Божественной Литургии (Иоанна Златоустого и Василия Великого), все молитвы, включая тайные. А так же праздничные антифоны и переменные тропари. Все, что входит в богослужебный период, именуемый в народе обедней. Критерий - общность для всех православных церквей.

Если критерий - общность для всех православных церквей, то тогда надо признать, что "вера всех православных" выражена вообще во всех тех богослужебных текстах, кои общи для всех православных церквей. То есть литургических в широком смысле, а не литургических-"обедненских".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я напоминаю старый вопрос Хараиму, почему он не униат. И впрямь, если вера заключена в текстах литургии, чем его не устраивает Литургия св. Иоанна Златоуста, отслуженная униатским попом? Он сказал "не находятся в евхаристическом общении". На каком осовании не находятся? Почему? Что плохого в католичестве, если мы ничего написанного в Литургии св. Иоанна Златоуста не отвергаем? ;)

Еще раз. Я не определяю тексты Литургии как критерий отношения к Церкви. Я не хочу в этой теме обсуждать вопрос о том, почему латиняне, униаты и дохалкидониты оказались за границами Православной Церкви. Тому есть другие причины.

 

Я готов отстаивать в этой теме лишь тот тезис, что общность веры всех, кто относится к Православной Церкви, выражена в полной мере в молитвах Божественной Литургии. Кроме того, я готов обсудить вопрос о том, насколько общими для всех православных общин являются иные богослужебные тексты, в том числе в честь православных римских пап.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если критерий - общность для всех православных церквей, то тогда надо признать, что "вера всех православных" выражена вообще во всех тех богослужебных текстах, кои общи для всех православных церквей. То есть литургических в широком смысле, а не литургических-"обедненских".

Просто в общности текстов Божественной Литургии я уверен, эти молитвы точно общие у всех. Однако, яготов признать и другие литургические тексты общими для всех, если они и впрямь общи.

 

Но я не настолько образован, чтобы быть уверенным в действительной общности иных текстов. Поэтому я и прошу Владимира привести тексты, на которые он намекает, а так же рассказать, действительно ли эти тексты являются общими

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять тексты...

Я говорю о текстах молитв, Наташа, молитв.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...