Перейти к содержанию

Литургическое единство православных


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

 

Почему бы в качестве такой бесспорной и безусловной общности не выбрать Св. Писание? Библия у всех православных одна, канон св. книг един для всех Поместных Церквей, да еще этот канон и уникален, отличаясь от принятого у католиков.

А я не ставил задачу выбирать. Общность Писания тоже хорошо, тоже плюс.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Умному достаточно...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И всё, что ли? Учение Католической Церкви - это Писание / Предание. Оно надличностно, в том смысле, что его полное и адекватное усвоение отдельным католиком - это задание, а не данный факт.

 

Не сразу вчитался в эту фразу. Значит ли это, что задание КЦ состоит в том, чтобы каждый католик стал богословом? Ведь согласитесь, только обладая широтой богословского образования, человек может полным и адекватным образом усвоить Предание.

 

И, странным образом, хочу провести параллель, которую не предполагал: надличностным заданием для каждого православного является осознанное искреннее произнесение от своего имени всех молитв Литургии и общепринятых келейных молитв. Да, усвоение и адекватное отношение к молитвам Церкви для православного несопоставимо более важная задача, чем постижение богословской премудрости вероучительных определений Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не сразу вчитался в эту фразу. Значит ли это, что задание КЦ состоит в том, чтобы каждый католик стал богословом? Ведь согласитесь, только обладая широтой богословского образования, человек может полным и адекватным образом усвоить Предание.

Нет, это не значит, что каждый католик обязан стать богословом. Это значит, что каждый католик обязан постигать истины веры в той мере, в которой наделен остротой ума. Всем, способным употреблять разум, доступна fides implicita в виде "принимаю всё, чему учит Церковь". А далее - кому сколько дано, с того столько и спросится.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И, странным образом, хочу провести параллель, которую не предполагал: надличностным заданием для каждого православного является осознанное искреннее произнесение от своего имени всех молитв Литургии и общепринятых келейных молитв. Да, усвоение и адекватное отношение к молитвам Церкви для православного несопоставимо более важная задача, чем постижение богословской премудрости вероучительных определений Церкви.

Проблема возникает не при определении меры усвоения содержания молитв каждым верующим. Она связана с определением Вами границ Предания. (Тут Вы опять между делом сместили акцент со "всеобщности" и "очевидности" на "важность"). Володя сказал о Библии как общем вероучительном источнике православных церквей, и Вы тут же согласились. Теперь кто-нибудь скажет об общих 7-ми соборах, и Вы опять должны будете признать справедливость дополнения.

 

Так мы в конце концов доберемся до полного списка источников Предания, принятого в вашем школьном богословии. И только на этом этапе начинается область наших традиционных претензий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я сознательно ушел в сторону, а не сместил акцент. Я говорю о том, что искренность возносимых молитв, их личностное осмысление и трансляция от собственного имени (в отношении тайных молитв, разумеется, в меру своей роли за Литургией) - это то сверхзадание, которому православных учат в рамках их духовной работы над собой. Я как раз хочу подчеркнуть, что не столько мера усвоенности Предания определяет степень воцерковленности (тут, пожалуй, принцип "веры по умолчанию" на порядок сильнее действует, чем у вас), сколько мера сформированного личностного участия в общей молитве. Именно на этом делается акцент в воцерковлении православного христианина.

 

Замечу мимоходом, что в постижении молитвы способности верующих не так уж важны, по сравнению с постижением богословских премудростей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо мат.часть читать если хотите именно разобраться, а не посудачить на форуме.

 

Истинно так. Но пока вы с Хараимом мат. часть не прочтете, ни в чем с вами разобраться не получится, можно только посудачить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А далее - кому сколько дано, с того столько и спросится.

Кстати, как Вы себе представляете форму, в которой будет "спрашиваться"? Типа экзамена на адекватность понимания Предания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Форма значения не имеет. :)

Ну да, главное содержание билетов. Надо успеть как можно больше выучить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Учение Церкви надо знать и принимать. Воцерковление в этом и состоит. И единство. :)
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, как Вы себе представляете форму, в которой будет "спрашиваться"? Типа экзамена на адекватность понимания Предания?

Форму я себе представляю так: сидит Судия на престоле, перед ним - неизмеримое множество народа. Вокруг - херувимы и серафимы, архангел Михаил, Богородица, Предтеча...

 

И тут Судия говорит: "Аркадий, вот нельзя сказать, что ты дурак. Умные ведь люди тебе объясняли и про Петра (Пётр стоит тут же - М.Б.), и про Предание, и про все вообще на свете. А ты все непонимающим прикидывался, про мифы им долдонил, про вероучения общин каких-то... Ну что ж, три таланта дано было тебе..."

 

Вот что-то такое и представляется.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А себя Вы, так понимаю, одесную Архангела представляете, и на словах "умные люди объясняли" краснеете и потупляете долу взор... Чудная картина, ободряющая, ибо на таком суде у меня был бы шанс объясниться с теми, кто бы все понял на полуслове.

 

Нет, в моем воображении суд обо мне будет куда короче, и куда ужаснее, увы... И о Петре и предании меня там не спросят.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну я старался, как доходчивей... Чтоб проняло...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну я старался, как доходчивей... Чтоб проняло...

А вышло добро и по-домашнему. Ах, если б все дело было в понимании предания, какой уютный и славный суд это был...
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Учение Церкви надо знать и принимать. Воцерковление в этом и состоит. И единство. :)

Принимать надо Христа во всей полноте. Собственно, после крещения самым важным актом воцерковления для православного является первое причастие за Литургией. В этом единство, так как мы веруем, что все, с кем мы в общении, принимают истинного Христа. Он и только Он объединяет нас. Все прочее - приложение к Его объединяющей силе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да если Церковь не научит нас, то как будем принимать Христа во всей полноте? И понимать Литургию тоже учит Церковь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, усвоение Предания подразумевает не только интеллектуальное осмысление определенной информации, но также и даже в большей степени всежизненное восприятие благодатного опыта Церкви.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я этой темой отвечаю на вопрос, что общего у православных.

 

Ну, тогда на этот вопрос можно было бы ответить ещё проще: все ныне обретающиеся на планете Земля "православные" - люди. Вид Homo sapiens sapiens, вот так. И кто теперь попробует утверждать, что между "православными" нету ничего общего, а?

 

Да, а всякие там раскольники, еретики и прочие нехристи пусть не примазываются!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну, тогда на этот вопрос можно было бы ответить ещё проще: все ныне обретающиеся на планете Земля "православные" - люди. Вид Homo sapiens sapiens, вот так.

 

Да, всякие там раскольники и еретики пусть не примазываются!

Да, почти. Только не homo sapiens sapiens, a homo sapiens salu... пардон, как образуется в латинском языке возвратное причастие? В общем, человек разумный спасающийся по-русски, подвид такой.

 

Да, и пусть всякие еретики и раскольники не примазываются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

человек разумный спасающийся по-русски.

 

 

Хм... Знаете, Аркадий, "человек спасающийся по-русски" - звучит как-то угрожающе...

 

Хотя - да, тут Вы правы - это и есть Ваше "Кредо". А то всё "молитвы", да "литургические тексты"...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, надежда на спасение - средоточие нашей веры. И молитвы к тому. И Литургия.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да,иногда, чего уж скрывать, приходят в голову такие мысли - может, действительно, не прикидываются, может, действительно,подвид другой? Экспериментальная модель... с усеченным набором функций...?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...