Перейти к содержанию

Критерии Православности


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Так ни как. На Курае до сих пор холивары с армянами идут. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 81
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Получается, что Бог, создав Церковь с одной стороны не установил никакого объективного критерия распознания ереси, а с другой - приравнял её к состоянию, в котором человек не наследует Царствия Небесного :unsure:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Малость фигеет"

 

Из-за того, что я написала, что не знаю, кто такой св. Максим Исповедник?.. :ph34r:

Кстати, 100% слышала в храме, что память его и нескольких других святых была вчера. Но википедия пишет, что 21 января. Это старый-новый стиль, что ли?..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пеледа задал совершенно правильный с моей т.зрения вопрос - о том, где (строгие) критерии принадлежности к ЛЮБОЙ конфессии.

Только не относящийся к теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему не относящийся?!

См. выше ответ Дрогона Пеледе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А. Поняла. Спасибо. Извините.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, кстати, как всегда нахально влезу в беседу умных людей со своими недальновидными взглядами. Но всё же.

Пеледа задал совершенно правильный с моей т.зрения вопрос - о том, где (строгие) критерии принадлежности к ЛЮБОЙ конфессии.

 

Та Бога ради! Если вас с Пеледой (а может и еще кого) этот вопрос интересует - не стесняйтесь, открывайте отдельную тему и обсуждайте на здоровье. А у нас тут про Православие.

Так - для порядку, чтоб не получилось, как на одном известном форуме, начали о Православной и Католической святости, а закончили обсуждением вопросов взаимной мастурбации в Древней Греции, Византии и на Руси....

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высший критерий, по мнению некоторых, смирение. И формальная принадлежность к церкви, причащение.. Но смирение(подлинное) - его не так легко определить исчерпывающе - оно самый главный критерий православности. Возможно, оно превосходит и формальное участие в таинствах, которое для большинства и есть критерий православности. "Смирение Сам Бог"(с) - то ли св. Иоанн Лествичник, то ли св. Исаак Сирин.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

думаете у католиков нет понятия "смирение"? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но смирение(подлинное) - его не так легко определить исчерпывающе - оно самый главный критерий православности.

А в чем оно должно выражаться, подлинное смирение? И как определить подлинное оно или нет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ozzy, Неужели есть :). И ему приписывается такая абсолютная важность? Впрочем читал, давно, книжку католика(не помню автора, возможно святой), так меня прямо в сердце ранило(в хорошем смысле), как он о смирении писал! Сила!... Запало, на всю жизнь.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в чем оно должно выражаться, подлинное смирение? И как определить подлинное оно или нет?

Helena, не обидетесь, если я предложу Вам гугл? Вот только, что вбил там смирение и нашел прекрасную статью, не запомнил автора и ссылку... Нашел: https://azbyka.ru/dic...enie1-all.shtml

Впрочем и это не исчерпывающе. Надо еще посмотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имела в виду в Православии - подлинное смирение, как у вас его понимают...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот в той статье, по ссылке, там православное понимание. И в конце пишется, что до конца выразить невозможно. Но некоторые четкие определения есть.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Под смирением часто имеют в виду смиреннословие — преднамеренное унижение себя перед людьми, унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», — учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они — не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ( Марк. 12 : 29-31)"

- вот например. Там и еще есть...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Святые отцы о смирении

 

Кто преуспел в высшем смирении, тот, слыша укоризны, не смутится душой от того, что бесчестят его словами, поскольку сам он себя сознает еще более достойным унижения.

Свт. Василий Великий

 

Мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению.

Свт. Василий Великий

 

Навык смирения как бы отсекает душевную раздражительность.

Свт. Василий Великий

 

Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя.

Свт. Василий Великий

 

Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшими себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение, кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.

Свт. Григорий Богослов

 

Будь готов при всяком обличительном слове, которое слышишь, говорить: «Прости мне», — потому что такое смирение расстраивает все козни врага.

Прп. Антоний Великий

 

Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, если он ниже всех? Смиренный сердцем — из силачей силач.

Прп. Марк Подвижник

 

Людям смиренным Сам Бог открывает грехи их, чтобы они познали их и покаялись.

Прп. Исайя Отшельник

 

Смирение состоит в том, когда человек считает себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом.

Прп. Исайя Отшельник

 

Тот мужественнее, кто свою волю подчиняет воле брата, нежели тот, кто бывает упорным в защищении и удержании своих мнений.

Прп. Иоанн Кассиан

 

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявляется в ясных признаках терпения не тогда, когда сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца и благодушием перенесет обиды, причиняемые другими.

Прп. Иоанн Кассиан

 

Более чистый взгляд большее и замечает, неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов и ревность к добродетелям умножают стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен той степенью совершенства, до какой преуспел, и кто чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению. И чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему больше остается, куда стремиться.

Прп. Иоанн Кассиан

 

Смиренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело.

Прп. Ефрем Сирин

 

Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешником.

Прп. Ефрем Сирин

 

Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят множество трудов своих.

Прп. Ефрем Сирин

 

Смиряй душу свою до праха, чтобы прах твой воскрес и восстал.

Прп. Ефрем Сирин

 

Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижение и поношение, чтобы, не стерпя незаслуженного презрения, оставили они смиренномудрие. Но кто в смирении мужественно переносит бесчестие, тот этим самым возносится на высоту смиренномудрия.

Прп. Нил Синайский

 

Если ты носишь в совести великое бремя грехов и при этом признаешь себя последним из всех, то ты будешь иметь великое дерзновение перед Богом, хотя нет еще смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собой множество великого, ничего великого о себе не думать.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Есть много видов смирения. Иногда приобретается смирение путем скорбей, несчастий и притеснений от людей. Но истинное смирение бывает тогда, когда мы обращаемся от грехов своих.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Смиренный не уловляется никакой страстью. Его не может возмутить ни гнев, ни любовь к славе, ни зависть, ни ревность. А что может быть выше души, чуждой этих страстей?

Свт. Иоанн Златоуст

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Не сразу человек видит свою гордыню, не сразу человек начинает страдать от того, что не умеет радоваться тем, что есть, благодарить, ценить. Смирение – это дар любви, любви к людям, ко всему, что окружает человека. Смирение делает человека способным встать после любых падений и не терять доверия к Богу.

 

Легко рядом с человеком, который смиренный, потому что он не требует к себе внимания, потому что он не настаивает на своих желаниях. Он внимателен к тем, кто рядом и его терпения хватает на то, чтобы не обидеть, не нарушить мир людей вокруг себя.

 

Как не осудить человека, который рядом?! Ведь в каждом есть грех, в каждом есть неправда. Нужно не противостоять друг другу, а принять другого человека и найти в нем настоящую красоту, принять человека и послужить ему, помочь ему. Для этого нужно смирение. Не отстаивать свои права, не спорить, не пытаться доказать, что есть только моя правда и больше ничего нет вокруг. Смиренный человек не спорит, не кричит, но внутри у него живет Бог, потому что душа его мирна. И Господь вокруг смиренного созидает мир в сердцах других людей, помогает людям, дает людям силы бороться с грехом." - или это.

 

Короче смирение(у православных) это то, что святые отцы(лучше древние) под этим разумеют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высший критерий, по мнению некоторых, смирение.

Я не понял. Если со смирением утверждать, к примеру, что Сын не рожден, а сотворен, то это утверждение автоматически становится православным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подлинное смирение, внутри православной церкви и католической, а может и вне?... думаю удержит от подобных, весьма дерзких, самоуверенных утверждений. По настоящему смиренный(даже внецерковный) и не полезет в такие вопросы! Во всяком случае, даже если он свидетель Иеговы, не будет утверждать настойчиво. 130 псалом Давида: "Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое ..." - кстати, псалом прекрасно иллюстрирует мысли, чувства (подлинно)смиренного.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По настоящему смиренный(даже внецерковный) и не полезет в такие вопросы!

А вот отцы Церкви в такие вопросы "лезли". Думаете, им не хватало смирения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смирение, вместе с Новым Заветом, с верой во Христа - желательно как минимум. Новый Завет, смиренный довольно скоро примет(самая доступная книга). И подымать такие высокие вопросы: о божественности, "тварности" Христа; он, именно, по смирению не посмеет. А скорее сосредоточится на межличностных заповедях Христа: как бы не обидеть, осквернить любого человека, в том числе врагов, по слову Христа...

"Смирение и любовь к врагам - в этом все" преп. Силуан афонский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир М: "отцы Церкви в такие вопросы "лезли". Думаете, им не хватало смирения?" - А Вы почему? Потому что равны св. отцам? :) - простите, эти мои слова как раз несмиренны :(

По моему, они не лезли, а просто дали отпор еретикам, когда они первые, по гордости как раз, туда ринулись. Ну и пришлось, вначале смиренно увещевать, потом жестче. Ибо гордый вольнодумец(не по откровению, а именно от своего ума) не останавливался. А отцы сохраняли общепринятое интуитивное понимание божественности Христа. То чему верили повсюду, всегда, все - по св. Викентию Леринскому. Пришлось(вынудили) полезть и дать богословские формулы. Но, полагаю, на этом пути - догматических споров - многие, и даже святые, погрешали против смирения. Стоит почитать просто историю Церкви. И сами святые это в себе сознавали, и постоянно каялись, в том числе в высокоумии, - потому и святые ;). Но истину, которую хранили от непрерывного предания, пришлось отстоять и четче обозначить, иногда с ранами для души... Имхо.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему мнению критерии православности / не православности нужно искать в способах выполнения главной работы каждого христианина - исправление своей внутренней поврежденности. Это принципы и правила духовной жизни. К сожалению в разных христианских конфессиях они различны, не говоря уже о других религиях.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему мнению критерии православности / не православности нужно искать в способах выполнения главной работы каждого христианина - исправление своей внутренней поврежденности.

Каким же образом администраторы форумов определяют степень исправления пользователями своей поврежденности?

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...