Перейти к содержанию

"Латинское пленение" Восточной Церкви.


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Очень часто в полемике с прихожанами ПЦ приходится наталкиваться на определение "латинское пленение". Приводишь, например, довод об общих сторонах в церковной, богословской и т.д. жизни Восточной и Западной Церкви, а в ответ: да было такое, но это общее - на самом деле чуждое, наносное в истинном учении Церкви, мы уже избавляемся от этого чуждого и наносного, воздвигаем свое, святоотеческое и духоносное.

 

В связи с этим вопросы.

1) Имеет ли идея "латинского пленения" под собой какие-нибудь реальные основания, или она есть идеологический штамп?

1) Когда эта идея родилась, и кто в ПЦ выступил инициатором освобождения от "латинского пленения"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, борьба с латинским пленением лишь породила пленение немецкое, то бишь протестантское, до борьбы со вторым дело (пока?) не дошло.
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные сторонники "чтения св. Отцов" и "христианской жизни по Отцам, как они есть" в ПЦ пребывают в "немецком", то бишь протестантском пленении? Как так?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сведение вероучения Церкви к текстам, а текстов к собственным их толкованиям. Набор текстов, правда, пошире будет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Имеет. Православные и аскетику, и догматику переписывали с католических учебников. Это признают православные патрологи уже со знаком плюс, что радует (например, Асмус, Диодор Ларионов, Дунаев...). Есть чуть-чуть прогресс в РПЦ в знаниях и адекватности их усвоения.

 

2) С конца 19 века. Храповицкий, Иларион Троицкий... В то время возникло целое модное направление и многие старались не отставать от тренда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но почему. не переняли филиокве. Папского примата и как итог, не вошли в унию?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что отвергать католичество можно и не по Осипову (который лишь повторяет зады: Храповицкого, Хомякова, Троицкого и иже туда же), а по Марку Эфесскому, что и делала старая школа Синодального периода, не объявляя никаких новых католических "ересей", типа "юридической доктрины" и "непорочного зачатия". Марк Эфесский не имел ничего против юридизмов и непорочного зачатия Марии, которое уже в то время расцвело (причем на Востоке даже сильнее). Марк дал бы пинка Осипову. Православие 20 века и православие в период от Великой Схизмы до падения Византии - это настолько не одно и то же, что можно сказать, что это две разные веры.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марк Эфесский не имел ничего против юридизмов и непорочного зачатия Марии, которое уже в то время расцвело (причем на Востоке даже сильнее). Марк дал бы пинка Осипову.

 

Это вы откуда взяли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что конкретно? Считал ли Марк, что Мария была зачата без прародительской скверны? Так все считали в Византии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что отвергать католичество можно и не по Осипову (который лишь повторяет зады: Храповицкого, Хомякова, Троицкого и иже туда же), а по Марку Эфесскому, что и делала старая школа Синодального периода, не объявляя никаких новых католических "ересей", типа "юридической доктрины" и "непорочного зачатия". Марк Эфесский не имел ничего против юридизмов и непорочного зачатия Марии, которое уже в то время расцвело (причем на Востоке даже сильнее). Марк дал бы пинка Осипову. Православие 20 века и православие в период от Великой Схизмы до падения Византии - это настолько не одно и то же, что можно сказать, что это две разные веры.

Могут ли вашим слова быть использованы для доказательства своей правоты А)старообрядцами, Б)ИПЦешниками? если нет то почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИПЦшники - это новодел 20 века, как раз исповедующие новое православие по Храповицкому (антисинодальное).

А старообрядцы, конечно, чуть лучше сохранили былое византийское христианство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что конкретно? Считал ли Марк, что Мария была зачата без прародительской скверны? Так все считали в Византии.

 

Когда же появилось противление такой вере, если ранее так верила Восточная церковь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что конкретно? Считал ли Марк, что Мария была зачата без прародительской скверны? Так все считали в Византии.

Мне встречались, от католиков, 2 разные версии. По 1 - Московский Собор 1666-67гг утвердил некую книгу, не помню ее название. в которой было учение о НЗДМ, по 2 наоборот Русская Церковь до того смаого собора верила в НЗДМ а Никон и его сторонники это учение прибрали.

Могли бы просветить почему такой разнобой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда пала Византия. Православие кончилось. Традиция богословская (но не мистическая) прервалась. Началось новое православие по протестантским и католическим учебникам с тем или иным перевесом.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книге "Жезл", утвержденной в качестве Символической Собором 1666-1667 гг.(в том Московском Соборе 1667 г. участвовали и восточные патриархи) было сказано:

 

"Вся красна еси ближняя Моя, и несть порока в Тебе. Ея чистоте и святости нецыи присмотряющееся, не усумневаются глаголати: яко ниже прародительному греху надлежаще, им же и Православная Церковь видится согласовати, поюща, в день Рождества Ея пресвятаго сице: Поем святое Твое Рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто богозванная".

 

(цит. по Мельников Ф. Е. Блуждающее богословие. Обзор вероучения господствующей Церкви. вып. 1. М., 1911, с. 45).

 

Далее было прибавлено: "Аще ли кто ныне начнет прекословити о изложенных винах на соборе сем великом и в книзе Правления Жезла да будет самоосужден и наследник клятве сего собора" (там же, с. 130).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть вы говрите о 1 версии. Вопрос почему старообрядцы обвиняли никониан в обратном?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот типичная византийская мариология:

 

Михаил Пселл. Слово на Благовещенье Пресвятыя Богородицы, 6:

 

"И вот, до Девы пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим Праматернее проклятие. Но затем была воздвигнута Плотина поперек течения, и Дева стала Твердыней, удержавшей наводнение зол. "Благословенна Ты в женах" - как не вкусившая от Древа Познания (добра и зла) и не преступившая заповедь Божию, но и Сама обоженная (feofeisa) и обожившая (feosasa) человеческий род".

 

https://www.pagez.ru/lsn/0108.php

 

Совсем другое православие, которое потеряли нынешние православные.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непорочное зачатие свернули потом. Поэтому помимо обвинения никониян в грекофильстве исторические старообрядцы прибавили и обвинения в уклонении от исконной мариологии, доставшейся от Византии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А потом почему то и сами ее отвергли.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После Собора большее влияние стали иметь братья Лихуды, учившиеся у протестантов. От них и пошло. Сам патр.Иоаким был очень туповатым на ум, в богословии - ноль с минусом. Он этих братьев поддерживал, принимая все, что они там набогословили от протестантов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет я о том что сами старообрядцы сейчас в НЗДМ в большинстве своем не верят
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В то время образовалось три движения, а не два:

 

1) отвергавшие Собор 1666 старообрядцы и сам патр.Никон,

2) принимающие Собор противники Лихудов (Сильвестр Медведев и пр.),

3) принимающие Собор и добавляющие протестантские учения через Лихудов (школа Заиконоспасского монастыря).

 

Непорочное зачатие исповедовали (1) и (2).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не исторические старообрядцы, а искусственные. Они настолько "старообрядцы", насколько "родноверы" суть "язычники". Игра одна. У них не только богословского преемства нет, но и преемства рукоположений. Исторические старообрядцы вымерли давно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет я о том что сами старообрядцы сейчас в НЗДМ в большинстве своем не верят

 

а вы о каких именно старообрядцах говорите?? у них же у каждого "согласия" своё богословие

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я о поповцах. РПСЦ и РДЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...