Перейти к содержанию

О духовном руководстве и послушании


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Возможно ли найти опытного духовного руководителя в наше время? Насколько сейчас осуществимо или уместно безоговорочное послушание, оказывавшееся наставникам в древности? Каковы должны быть его границы?

 

 

Нет другой дороги, кроме послушания. Это многократно испытано подвижниками с давнего времени.

 

Св. Тереза, увидев великое покаяние Екатерины Кардонской, захотела подражать ей. Но ее духовник сказал: «Бог ждет от тебя не подвигов покаяния, но подвига послушания». Многие добрые души, для того чтобы идти по пути благочестия, подчинили свою волю воле служителей Божиих.

 

«Верный друг, - говорит Священное Писание, - сильная поддержка; тот, кто его нашел, нашел сокровище, боящиеся Бога его находят» (Сир 6.14-16). Он является сокровищем мудрости для нас в наших смущениях, горестях и падениях, он облегчает наши сердца в болезнях духовных, он сохраняет нас от зла. Кто может найти такого друга? «Боящиеся Бога» {Сир 6. 16), отвечает мудрец, т.е. смиренные, которые ищут продвижения духовного. Так как ты стремишься, Филотея, отправиться в духовное путешествие с хорошим руководителем, проси Бога, чтобы Он послал его, и не сомневайся, что это исполнится. Бог даст тебе того, кого ты просишь, хотя бы Он должен был послать тебе ангела, как некогда юному Товии. И действительно, если ты его найдешь, не смотри на него, как на простого человека, а как на ангела, доверяясь не ему и не его человеческому знанию, а Богу, который будет помогать тебе через этого человека. Открой ему свое сердце, и тогда то, что есть у тебя доброго, будет проверено, а то, что есть дурного, исправлено, твое доверие и уважение к нему пусть будет святым, духовным и искренним. Авила сказал: выбери одного из тысячи, а я говорю из десяти тысяч, потому что слиш ком мало таких людей, которые на это способны. Такой человек должен соединять в себе любовь, знание и мудрость. Опасно довериться, если один из этих трех элементов отсутствует. Когда ты найдешь такого руководителя, благодаря Богу, не ищи другого, но с полным доверием и смирением отправляйся в путешествие, которое непременно будет счастливым.

(Св. Франциск Сальский)

 

Не слишком ли это оптимистичный взгляд?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир, мне кажется, то послушание, которое вы имеете ввиду - монашеское, нежели мирское. Хотя, могу и ошибаться.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Франциск обращается к мирянам.

Но вопрос, конечно, риторический. Это очень оптимистичный взгляд :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, многие ли из пользователей нашего форума, по крайней мере, имеют одного духовника, с которым регулярно советуются?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня есть. Правда, он теперь живет в другой стране, потому общаемся не часто.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я исповедуюсь почти всегда у одного священника. Но я бы не сказала, что это "духовное руководство". В смысле, я за жизнь с ним особо не разговариваю, только исповедую грехи :). По грехам, конечно, он меня и наставляет главным образом.

 

А советы... В чём? И зачем?

Что хорошо, а что плохо, я обычно как-то сама знаю. Кроме того, наткнувшись неудачно на некоторые советы, теперь уже и побаиваюсь. И я не уверена, что у священников тут есть какая-то особая мудрость, отличающаяся от мудрости обычных христиан. Миряне, по крайней мере, в курсе конкретных проблем нашей повседневности.

Канправо тоже сама умею читать (ну если вдруг понадобится)...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

(Св. Франциск Сальский)

 

Не слишком ли это оптимистичный взгляд?

 

Главное, именно найти. Как найдете, взгляд совершенно реальный, проверенно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А советы... В чём? И зачем?

В разных вопросах, начиная от размера молитвенного правила и степени строгости поста до вопроса о том, как именно воплощать в жизнь советы, почерпнутые в духовной литературе. Вы спрашиваете, зачем? Но ответом на этот вопрос является предназначение наставничества как такового.

 

Кроме того, наткнувшись неудачно на некоторые советы, теперь уже и побаиваюсь.

Прежде чем довериться тому или иному руководителю, его необходимо испытать. Франциск Сальский указывает на три качества, которыми он должен обладать: лбьовь, знание и мудрость.

 

И я не уверена, что у священников тут есть какая-то особая мудрость, отличающаяся от мудрости обычных христиан.

Духовный наставник - не всегда священник.

 

Тут ведь еще такой момент есть. Христианину, стремящемуся вести духовную жизнь, необходим образец для подражания. Конечно же, такой образец являют Сам Христос и прославленные Церковью святые. Но важно также, я убежден, видеть перед собой человека, идущего тем же путем, что и мы. Ведь, общаясь с окружающими нас людьми, мы часто перенимаем их привычки, обычаи, хорошие они или плохие, это свойственно человеку. Среда, безусловно, влияет на человека, а потому хорошо, чтобы в формировании этой среды участвовал человек, духовно совершеннее нас.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главное, именно найти. Как найдете, взгляд совершенно реальный, проверенно.

Вы нашли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр, неужели ваш духовник одобряет ваше увлечение сомнительными пророчествами?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В разных вопросах, начиная от размера молитвенного правила и степени строгости поста до вопроса о том, как именно воплощать в жизнь советы, почерпнутые в духовной литературе. Вы спрашиваете, зачем? Но ответом на этот вопрос является предназначение наставничества как такового.

Но я не монахиня, я мирянка :). Для меня основными являются вопросы моей самореализации в этой жизни, борьбы с грехами, с недостатками. Но тут я, в общем, прекрасно информирована и без посторонней помощи, и если что-то у меня не выходит, то не потому, что я не знаю, как надо. Я знаю, но не могу :).

Что же касается количеств Аве Мария и длительности постов, то это вопросы настолько второстепенные и незначительные, что мне неловко отнимать время на них у священников.

Ну, конечно же, обычно священники мне дают советы после исповеди, и иногда это хорошие советы, грех жаловаться :). А иногда это очень стрёмные советы были. Конечно, если священник тебя хорошо знает, он уже не посоветует чего-то очень вредного. Поэтому лучше у одного и того же исповедоваться. Ну и своей головой думать.

 

Франциск Сальский указывает на три качества, которыми он должен обладать: лбьовь, знание и мудрость.

Поэтому я и говорю, что он оптимист :). В той или иной мере эти качества, наверное, у всех есть. Но и свои "слепые пятна" есть у всех.

 

У меня, кстати, есть одна знакомая, которая некогда взяла себе за правило всегда исполнять советы священника. Ну пару раз она, конечно, попадала с этими советами, а один раз попала очень сильно. Не знаю, как сейчас, придерживается она этой практики или нет.

 

У нас же сейчас традиция проповеди развилась на диво. Так что кто хочет, тот получает вполне достаточно советов от священников. Конечно, это общие советы, но человек, который приходит на исповедь или духовную беседу, тоже получает достаточно "общий" совет (как и человек, который приходит к врачу).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне вот сплошь и рядом нужны духовные советы, а обратиться, при всем богатстве выбора священников мне не к кому.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне вот сплошь и рядом нужны духовные советы, а обратиться, при всем богатстве выбора священников мне не к кому.

Та же проблема

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...
Хотелось бы узнать как с духовниками (не исповедниками!) обстоит дело у католиков - какова практика наставничества, характер отношений с мирянами и пр. ? И ещё - есть ли у вашего первосвятителя духовный наставник?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр, неужели ваш духовник одобряет ваше увлечение сомнительными пророчествами?

В этом вопросе мне дается свобода, главное что-бы это не вело в грех.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос очень личный, не знаю захочет ли кто-то ответить. Сталкивался ли кто-то с тем чтобы священник (просто ваш исповедник, а не духовный отец) назначал вам или кому то из ваших знакомых за что-то какую-то епитимью? Или это все же прерогатива духовного отца?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без епитимьи еще не было исповеди у меня... :)

Всегда назначает, в зависимости от того, какая духовная проблема у меня на сегодняшний день...

Он же слышит, в чем я исповедуюсь...

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто в реале как то неудобно у знакомых такое выпытывать. :lol: Но интересно, это частный случай или католические священники в целом повсеместно более строго подходят к этому вопросу, даже если исповедник не слишком хорошо ему знаком. Если сравнивать с православием, то там я ни разу с епитимьями не сталкивалась, даже за что то реально серьезное.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну епитимья это помощь в исправлении..ИМХО.

" Епитимья - это деятельное выражение нашего покаяния", то, что может помочь человеку справится с грехами.

 

"В латинском обряде Католической церкви епитимья назначается священником кающемуся, как правило, во время каждой исповеди. За исключением особых случаев епитимья заключается в прочтении определённого количества молитв." ВИКИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

даже если исповедник не слишком хорошо ему знаком. .

Да. Но они несложные, но ни разу не повторялись... :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я просто никогда не исповедовалась где-то помимо своего прихода и мне сравнивать не с чем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну у нас были разные священники и в гостях, и когда отцы уезжали...А летом так вообще много, монахи были - лагерь детский...

Даже архиепископ Павел Пецци был, епископ из Армении, ну и наш епископ.. :)

 

Так что раз 5 минимум я попадала на исповедь к незнакомому священнику... :) Епитимию назначали все..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но интересно, это частный случай или католические священники в целом повсеместно более строго подходят к этому вопросу, даже если исповедник не слишком хорошо ему знаком. Если сравнивать с православием, то там я ни разу с епитимьями не сталкивалась, даже за что то реально серьезное.

Ну строгостью это не назовешь.

Епитимья у нас конечно обязательная, но ...

Везде где ни была, епитимья это обычно молитва.

Литания Богородице, один венок Розария, изредка покаянный псалом, во время Великого Поста молитва несколько стояний из Крестного Пути.

Не зависимо от страны и прихода, исключения из этого списка на моей памяти единичные.

Как-то священник назначил псалом не 50(51) а с каким-то иным номером. Был ли в этом какой-нибудь специальный смысл или нет, для меня осталось загадкой.

Но самая экстравагантная епитимья звучала так "сделайте какое-нибудь доброе дело своей семье". От такой постановки задачи я совершенно опешила. Я долго думала что же записать себе в добрые дела в качестве пенанса.

Кто их учит такие епитимьи давать?

 

Ну епитимья это помощь в исправлении..ИМХО.

Епитимья, безусловно помощь, но вообще-то это по идеи помощь временным наказанием за грех.

 

Милость выше справедливости, и прощение нам дается даром, но некий хоть намек на справедливость, имхо, быть должен. И этот намек, по идее, в епитимье и есть.

 

Мне кажется, психологически кающемуся было бы легче, если бы епитимьи были бы тяжелее и впрямь были бы наказанием. По большому счету именно милосерднее было бы давать епитимьи суровые, трудные, но выполнимые.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, на счет строгости это наверно было сказано неточно, скорее уместнее было написать "более внимательно".

Мне кажется, психологически кающемуся было бы легче, если бы епитимьи были бы тяжелее и впрямь были бы наказанием. По большому счету именно милосерднее было бы давать епитимьи суровые, трудные, но выполнимые.

Если речь о серьезных проступках соглашусь пожалуй. Когда я исповедовалась после 10 летнего перерыва (подросток => взрослая), исповедоваться прямо скажем было много в чем, я была крайне удивлена что мне вообще ничего такого не назначили (это еще в ПЦ) и вообще особо ничего не прокомментировали. Это создает ложное впечатление, что грехи это какая то мало важная ерунда. И если говорить уже о КЦ, то назначение нескольких доп. молитв когда речь опять же о чем то посущественней повседневных грехов, это конечно лучше чем ничего, но педагогический эффект от этого не так уж и силен.

 

Строгость хороша, но в рамках разумного конечно. На правах юмора, старообрядческое:

Если христианин ходит с мирскими людьми в баню и парится с ними, то такой отлучается от церкви и творит 1000 земных поклонов. Если кто не знал о таком запрещении молится - 300 земных поклонов. Если кто помоется из мирских сосудов - положит 100 земных поклонов.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...