Перейти к содержанию

Розарий и ежедневные размышления


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Насколько тесно молитва по розарию связана с соответствующими размышлениями? У меня сложилось впечатление, что они сводятся (если не всегда, то часто) к чтению библейских отрывков, посвященных тем или иным тайнам. Или все же бывает, что над тайнами розария размышляют еще какое-то дополнительное время? И если каждый день посвящен тайнам розария, то как быть с размышлениями на иные темы (о благодеяниях Божиих, о рае, аде и т.п.)? Ведь обычно рекомендуется выбирать для каждого дня только один предмет для размышления. Как делаете Вы?

 

Какие вообще существуют рекомендации относительно ежедневных размышлений? Мне показалось, что размышлять несколько сложнее, чем просто молиться: молясь, человек привязан к какому-либо тексту, отталкиваясь от которого, он борется с возникающими при этом образами, по крайней мере, с посторонними (если он молится своими словами, то дело обстоит еще проще), а размышление по определению предполагает работу воображения, почему размышляющий рассеивается больше. Как этого избегать?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Размышления к Розарию выглядят примерно так: https://www.francis.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=235&Itemid=138&lang=ru
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие вообще существуют рекомендации относительно ежедневных размышлений? Мне показалось, что размышлять несколько сложнее, чем просто молиться: молясь, человек привязан к какому-либо тексту, отталкиваясь от которого, он борется с возникающими при этом образами, по крайней мере, с посторонними (если он молится своими словами, то дело обстоит еще проще), а размышление по определению предполагает работу воображения, почему размышляющий рассеивается больше. Как этого избегать?

А зачем избегать? Наоборот , произнесение названий тайн - это как код, вызывающий внутренний образ. Над ним и размышляешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем избегать? Наоборот , произнесение названий тайн - это как код, вызывающий внутренний образ. Над ним и размышляешь.

Я имею в виду, избегать рассеяния, посторонних образов и мыслей, уводящих от предмета размышления. Например, размышляешь о крестных страданиях Спасителя, попутно вспомнил о фильме "Страсти Христовы". Потом о православном священнике, который этот фильм критиковал. Потом вспомнил, что у этого батюшки новый "Лексус". А Папа Франциск призывает избегать роскоши. А у жены друга платье такое же белое, как облачение у Папы. А этот друг с прошлого года мне должен денег и не возвращает. И т.д. :)

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так вы больше приучены к безОбразной молитве. :)

Не знаю, как другие, я вообще на образах не зацикливаюсь, а такие размышления помогают вести умную молитву в нужном направлении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Размышляете перед тайной. Потом молитесь. То есть размышление настраивает на определенное состояние, например когда размышляете о Моление о Чаше, а потом молитесь "Ave", за что просите Матерь Божью молится о нас ныне и в час смерти? О том, о чем Господь молился - Если не минет меня чаша сия, да будет на то воля Твоя. Вот об этом и просите - чтобы не отсутпится и не дрогнуть. И пример этому -Сам Господь.

Размышление над Розарием - это не интеллектуальные изыскания и не пересказ внутри себя Евангельского текста. Это калибровка, когда вне ментальных образов есть один образ - сердечный. И им то окрашивается молитва.

Так с кажлой Тайной.

А молится однвоременно и думать...нет, за двумя зайцами погонишься -не поймаешь не одного. А вдобавок еще и сам Розарий будет восприниматься как нечто мучительное. Не надо этого. Все проще :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем избегать? Наоборот , произнесение названий тайн - это как код, вызывающий внутренний образ. Над ним и размышляешь.

Я имею в виду, избегать рассеяния, посторонних образов и мыслей, уводящих от предмета размышления. Например, размышляешь о крестных страданиях Спасителя, попутно вспомнил о фильме "Страсти Христовы". Потом о православном священнике, который этот фильм критиковал. Потом вспомнил, что у этого батюшки новый "Лексус". А Папа Франциск призывает избегать роскоши. А у жены друга платье такое же белое, как облачение у Папы. А этот друг с прошлого года мне должен денег и не возвращает. И т.д. :)

Ну значит останешься на первом уровне :) . Лучше так читать чем совсем не читать. Молитва розария ведь многослойная .Первый уровень- просто чтение розария, считая бусинки и произнося молитвы. Второй- обращается внимание на юолее глубокий смысл. Третий- считая бусинки и произнося слова в то же самое время медитируются тайны жизни Господа, видимые внутренним взглядом как внутренние образы. На четвертом- интуитивное созерцание считая бусинки и произнося слова молитвы. То есть на каждом слое охватываются всё более новые слои смысла, когда прямой смысл произносимых и медитируемых (а потом созерцаемых ) )молитв уже не совпадает. Например произнося слова "ангельского приветствия", созерцаются тайны муки или возвышения Христова.

 

 

"Медитации" и "созерцания" про батюшку и Лексус подпадают конечно не под самый высокий, а под первый уровень молитвы. :) Тогда как великие святые созерцали тайны Господни, читая слова молитвы и созерцая всё (то есть разные слои и смыслы) интуитивно, то есть взглядом Бога.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну значит останешься на первом уровне :) . Лучше так читать чем совсем не читать.

Так я не только розарий имею в виду.

 

Третий- считая бусинки и произнося слова в то же самое время медитируются тайны жизни Господа, видимые внутренним взглядом как внутренние образы.

Хорошо ли это - такое смешение молитвы и медитации?

 

На четвертом- интуитивное созерцание

А что такое интуитивное созерцание?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я не только розарий имею в виду

 

Ну и просто читать молитвы- лучше чем не читать. Это во всех случаях.

 

Хорошо ли это - такое смешение молитвы и медитации?

 

Это промежуточный уровень , переход к синкретичности.

 

А что такое интуитивное созерцание?

Взгляд , подобный такому ,каким смотрит Бог. А Бог пронизывает всё.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо, чтение молитв в розарии при размышлениях может быть вещью лишь технической. Оно ограничивают время, дабы не доразмышляться до чего не надо. А то так и улететь недолго, размышляя-то. И тогда молитвы можно просто автоматически бубнить, в них не вдумываясь, а размышляя над тайной, но размышления прекратить, как отбубнил весь десяток.

Или размышления совсем короткие перед чтением молитв, а потом молитва без размышлений - вот так чаще всего у меня и бывает :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как вы сочетаете размышления розария с размышлениями на другие темы (см. стартовое сообщение)?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно, чтобы такая проблема возникла, нужно размышлять много больше, чем я :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первый уровень- просто чтение розария, считая бусинки и произнося молитвы. Второй- обращается внимание на юолее глубокий смысл. Третий- считая бусинки и произнося слова в то же самое время медитируются тайны жизни Господа, видимые внутренним взглядом как внутренние образы. На четвертом- интуитивное созерцание считая бусинки и произнося слова молитвы. То есть на каждом слое охватываются всё более новые слои смысла, когда прямой смысл произносимых и медитируемых (а потом созерцаемых ) )молитв уже не совпадает. Например произнося слова "ангельского приветствия", созерцаются тайны муки или возвышения Христова.

Vita, а вы излагаете свой опыт молитвы, или это откуда заимствованно? Если да то как у вас происходит, соотноситься ли с этой схемой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Vita, а вы излагаете свой опыт молитвы, или это откуда заимствованно? Если да то как у вас происходит, соотноситься ли с этой схемой.

Это из Papal Teachings:The Holy Rosary (ed. Benedictine Monks of Solesmes). Там подробно это всё и описывается , про всю эту многослойность и про то ,что розарий одновременно и самая простая и самая сложная молитва ,и самая простая и самая серьезная. А так мы обычно просто названия тайн произносим и читаем. Иногда приходится читать и ходить за дочкой, которой 1,4 года. Или я одна дома хожу и бубню вслед за радио Мария. В принципе настроиться на внутренний образ получается иногда. Целостных синкретических визий , или взглядов, сливающих разные слои и смыслы в единое созерцание образов наверное не получается особо. А оно возможно. Достижение подобного опыта взращивает начала божественного мироощущения, согласно Тересе Авильской рецитация Господней молитвы и ангельского приветствия может привести на высоты созерцания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Размышляя над "Богородичным правилом", как говорят православные (или Розарием, как говорят католики), я как-то задал себе вопрос: имеет ли имя Марии силу, подобную силе Иисусова имени? Какой смысл постоянно призывать имя Девы Марии? И наткнулся на интересные слова Николая Кавасилы.

 

Слово на достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы:

 

"XIII. Какое слово будет достаточным для рассказа о твоей, Блаженная, праведности, о дарах Спасителя тебе и твоих совокупности людей (всем людям)? Никакое, даже если бы кто говорил языком человеческим и ангельским (1Кор.13:1), как изрек ап. Павел. Мне кажется, что Она [уже] имеет часть в вечном блаженстве, уготовленном праведникам, но, конечно, Дева то ведает и ей о том возвещать. Ведь не видел того глаз, не слышало ухо (1Кор.2:9), и мир не может вместить (ср. Ин.21:25) - как свидетельствует великий Иоанн. Только там по праву можно увидеть твои чудеса, где новое небо и новая земля, где Солнце правды, которое не заходит и не покрывается мраком. Ритор твоих деяний - Сам Спаситель, а рукоплещущие - Ангелы. Только там ты можешь встретить достойный (тебя) глас. Людям же это исполнить невозможно, но мы постольку принимаемся за речи о тебе, поскольку это способствует освящению языка и души. Ведь и одно только слово, относящееся к тебе, или воспоминание [о тебе] восставляет душу, очищает разум и делает нас из плотских духовными, из греховных святыми (из далеких от святости ей причастными).

 

О, полнота благ, известных нам в этой жизни и тех, которые узнаем по отшествии отсюда!

О, Дева, ставшая при начале блаженства и святости и открывшая путь другим! О, Спасение людей, Свет миру, Путь ко Спасителю, Врата, Жизнь, и иных достойная именований, которые ради спасения, совершенного Спасителем, могут быть к тебе приложены. Он ведь Виновник, ты же Совиновница моего освящения и всего того, что от Спасителя через тебя и что от тебя одной я получил. Твоя кровь [в той Крови], которая омывает грехи мира; от тебя то Тело, в котором я получил освящение, в котором Новый Завет, в котором вся надежда на спасение. Твое чрево - Царство Божие. Но, о высшая всех хвалений и всякого прилагаемого именования, приими песнь, не пренебреги усердием, даруй что лучшее о тебе помыслить и воспеть и ныне, в этой жизни, и после, в жизни вечной. Аминь".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто знает, что это за "духовные упражнения в сети"? Это не профанация какая-нибудь? Как я понял, предлагается выполнять упражнения наподобие описанных Игнатием Лойолой (у него они распределены, кажется, на 30 дней, а здесь на 34 недели), но при этом духовное руководство, если не ошибаюсь, не считается обязательным. Особенно смущает вот это: "Это проще, чем можно себе представить. Смотрите на эти упражнения как на ДАР САМОМУ СЕБЕ И ЖДИТЕ, что они станут для вас чудесным переживанием. Обыкновенно мы избираем те дела, которые доставляют нам УДОВОЛЬСТВИЕ. А эти упражнения наверняка нам понравятся". См. здесь: https://onlineministr...olitva/FAQ.html

 

Т.е. мотивацией для выполнения упражнений являются некие приятные переживания. Не знаю, как насчет "Духовных упражнений" Игнатия, но, по-моему, это не согласуется ни с восточной аскетикой, ни, например, с "Руководством к благочестивой жизни" св. Франциска Сальского и отдает явной прелестью.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ой, я, кажется, когда-то пыталась их начинать. По крайней мере, судя по оригинальной странице, это всё иезуиты организовывают... Если это то, что я делала, то они действительно ссылаются на Игнатия Лойлолу, но не знаю, насколько верны его духу.

Не знаю, хорошо ли, плохо ли. Бросила быстро: явно не моё.

 

Но в аргументации не вижу ереси :). Как и прелести. Удовольствие тут выступает не как повод для молитвы, но как подспорье для мотивации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто знает, что это за "духовные упражнения в сети"?

 

Можно связаться с московскими иезуитами, с колледжом св. Фомы и спросить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в аргументации не вижу ереси :). Как и прелести. Удовольствие тут выступает не как повод для молитвы, но как подспорье для мотивации.

А мотивацией что является?

 

Можно связаться с московскими иезуитами, с колледжом св. Фомы и спросить.

Если есть такая возможность, то это было бы интересно.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мотивацией что является?

Что является мотивацией для молитвы? Развитие личности, укрепление связи с Богом.

Просто молитвы, которые нравятся, легче читать и не бросить. Это наша человеческая слабость, но прелести тут нет никакой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ели есть такая возможность, то это было бы интересно.

 

https://www.jesuit.ru/contact.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Интересные слова епископа Илии Минятия (он канонизирован в православной конфессии в чине святителя, учителя):

 

"Христиане, от малого до великого служащие и поклоняющиеся имени Иисуса, чтите имя и благоговейте пред именем Девы Марии, Матери Иисуса и нашей. Иисус и Мария да будут написаны в ваших сердцах; Иисус и Мария да не сходят с уст ваших; Иисус и Мария пусть будут началом и концом ваших молитв. Имена Иисуса и Марии да будут первыми в раннее утро и последними вечером; с ними закрывайте глаза ваши ко сну; с ними входите и выходите из церкви; с ними начинайте и кончайте всякое дело, чтобы удостоиться в час последнего воздыхания иметь с одной стороны Иисуса, а с другой – Марию, и вместе с Иисусом и Марией прославиться в Небесном Царстве. Аминь".

 

[Похвальное слово в честь Богородицы (на дни Успенского поста)]

 

https://azbyka.ru/otechnik/?Ilija_Minjatij/propovedi=12

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

И все-таки я не пойму. Давая наставления относительно размышлений, св. Франциск Сальский (а он опирается и на других западных наставников благочестия, о которых я, возможно, спрошу в отдельной теме) говорит о различных этапах медитации. Сперва необходимо поставить себя в присутствие Бога, затем призвать Бога на помощь, равно как и тех лиц, которые непосредственно связаны с тайной, о которой человек намерен размышлять: если, скажем, христианин собирается размышлять о страстях Христовых, то он может помолиться Божией Матери, Иоанну Богослову, благоразумному разбойнику и т.п. После этого с помощью воображения (св. Франциск не отрицает пользы или, возможно, даже желательности безобразного размышления, но считает это уделом более совершенных) в подробностях представить соответствующее событие, словно делая самого себя его участником, а уже после этого или, так сказать, на фоне этого, начинаются собственно размышления, вызывающие у размышляющего те или иные чувства. На основании возникших чувств необходимо принять решение в соответствии с ними исправить свою жизнь, начиная с текущего дня. Например, поразмышляв о Христе, молившемся за распинающих Его, разумно принять решение о том, чтобы, к примеру, проявлять мягкость по отношению к человеку, который тебя ранее раздражал. Соотвественно, нужно искать встречи с ним, чтобы любезно его любезно поприветствовать, и если он будет груб, то не отвечать ему тем же. В заключение медитации нужно поблагодарить Бога и, выражаясь словами Франциска Сальского, собрать духовный букет, т.е. запечатлеть в своем сердце наиболее яркие мысли и чувства, возникшие в процессе размышления над тайной, к которым можно будет периодически возвращаться в течение дня, словно вдыхая аромат цветов, сорванных во время утренней прогулки по саду.

 

А теперь вернемся к розарию. Чтение розария предполагает размышление над пятью (пятью!) тайнами подряд. Если размышлять над ними так, как советует св. Франциск, то сколько это займет времени? По мнению этого автора, не должно уделять размышлению более часа, час - это оптимальное время. Но ведь он говорит о размышлении над одной-единственной тайной. Если же их пять, то надлежащее размышление над ними может занять до пяти часов! Это первый момент. Второй - рассеяние ума, переключающегося с одного предмета на другой. Ведь каждой тайне приличествуют свои размышления, свои чувства, свои решения, не так ли? Если все их смешать в кучу, что непременно произойдет, если мы будем, следуя вышеприведенным наставлениям, размышлять над тайнами одна за другой, то о какой духовной пользе можно будет говорить? Впрочем, вполне очевидно, что над тайнами розария никто таким образом не размышляет. Из этого напрашивается вывод о том, что эти размышления не являются полноценными, а значит, и духовная польза розария сомнительна, или, во всяком случае, она меньше, чем в случае размышления над одной какой-нибудь тайной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир, чтобы такого не случилось, используйте "сквозной персонаж", т.е. себя. Чуть развернуть попробую - перед чтением Розария очень многими отцами рекомендовалось определится с интенцией. И все пять тайн читать в одной интенции. Любая (любая!) интенция достаточно просто укладывается в 5 тайн, из Радостных ли, из Скорбых ли, из Славных.

Или даже в 15 тайн, если объединить эти подгруппы и прочитать весь Розарий за один раз. Метафорически выражаясь - окуните четки в свою проблему или интенцию, вытащите их - и Ваша интеция уже разделена на 50 маленьких частей, причем разделена строго последовательно, хронологически, так же как и следуют друг за другом Тайны. Интенция оюъединяет Тайны, интенция объединяет молитвы в пределах одной Тайны, если нет возможности весь Розарий читать. А скакать абстрактно от Тайны к тайне вне какой либо связи - будет и рассеяние ума и усталость и прочее.

Примерно так.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

чтобы такого не случилось

Такого - это какого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...