Перейти к содержанию

Наследие св. Хильдегарды Бингенской


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

236064604.jpg

 

Хильдегарда родилась в 1098 г в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен (по другим сведениям, в Бекельхейме), в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого cв. Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало по меньшей мере элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев.

 

После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 г. Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной — к тому времени в ските было уже около десяти монахинь. В 1147—1152 гг. она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину. В 1165 г. был создан филиал монастыря в Айбингене, сохранившийся до сих пор, куда принимались и послушницы недворянского происхождения.

 

Хильдегарда отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших её труд «Sci vias lucis» (Познай пути света, то есть Господа), обычно известный как «Scivias», визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация «Scivias» получила одобрение cв. Бернара Клервоского и папы Евгения III.

 

Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» («Symphonia armonie celestium revelationum»). В него вошло более 70 одноголосных песнопений в жанрах духовной музыки (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилось также 82 напева из её оратории «Ряд добродетелей» («Ordo virtutum»), которая посвящена теме борьбы за Душу человеческую между 16 Добродетелями и дьяволом (единственная роль для мужского голоса). По сути «Ordo virtutum» является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, оратория была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.

Среди других важных работ Хильдегарды следует прежде всего назвать написанную около 1150—1160 гг. «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» («Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum»), которая сохранилась в виде двух частей, «Книги о простой медицине» («Liber simplicis medicinae»), известной обычно как «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» («Liber compositae medicinae», или «Causae et curae»). В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и не лечебными свойствами. Многое из медицинских наставлений Хильдегарды имеет только историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В сочинении «Causae et curae» Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней.

 

220px-Hildegard_von_Bingen.jpg

Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему духовнику и секретарю Вольмару (справа).

Миниатюра из рукописи Scivias. Бернкастель-Кус. Библиотека госпиталя св. Николая. Cod. Cusanus 63 (ок.1210)

 

В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.

 

Умерла Хильдегарда в 1179 г. в основанном ею монастыре Рупертсберг под Бингеном. Её житие было написано двумя монахами, Готфридом и Теодорихом.

В октябре 2012 года Папа Бенедикт XVI причислил ее к лику святых и присвоил титул Учителя Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Молочные продукты

 

Сметана, которая используется в рецептах Хильдегарды, обладает минумум 15% жирности. Молочнокислые бактерии придают такой сметане слегка кисловатый привкус. Это прекрасное дополнение к супам,соусам, блюдам из рыбы, мяса, птицы, овощей, а также к салатам, дессертам, выпечке.

 

Твёрдые сорта сыров - для худых,творог - для тех, у кого избыточный вес. Молоко, масло, сыры могут употреблять в меру здоровые и больные, но не стоит забывать, что от жирной пищи вес полных людей ещё более увеличится. Поэтому Хильдегарда пишет: "Людям здоровым твёрдые сыры не помешают, полным лучше есть творог. Лёгочным больным и склонным к частым простудам лучше не принимать в пищу сыры из духовки(пицца, запеканки с сырами, различные сырные соусы), так как они вызывают образование слизи в организме.

 

Яйца: лекарство из гнезда

 

Хильдегарда пишет: "Человек со здоровым желудком легко переносит яйца в пище, но ему не стоит злоупотреблять, так как легко может образоваться много слизи, которая вызовет гниение в кишечнике. Для здорового человека полезнее яйца всмятку, больному лучше совсем отказаться от яиц. Если больному захочется съесть яйцо, пусть нальёт немного вина в кипящую воду и разобьёт туда яйцо. Варёное таким образом яйцо будет свободно от ядов. Желток полезнее белка, сваренный вкрутую желток полезнее, сырые яйца лучше не принимать в пищу из-за опасности отравления»

 

Варёные яйца можно использовать во многих рецептах Яйца вкрутую -хорошее средство при поносах. К ним можно добавить немного порошка тмина и перца. Сегодня нам известно, что в яичном желтке содержатся антитела, очень близкие человеческому иммуноглобулину, которые помогают против многих бактерий, например – сальмонеллы. Но если куры содержатся на промышленных фермах, их яйца часто уже заражены сальмонеллами. У кур, содержащихся в нормальных условиях, в яйцах образуются антитела против бактерий сальмонеллеза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не бойтесь масла!

03e1baece436ebae35abaa0c76ef3174.jpg

При умеренном употреблении масло - целебный продукт, особенно для пожилых и ослабленных. А вот маргарин из-за способа выработки (перегонка через никель-катализаторы) не уместен в кухне Хильдегарды. В небольших количествах масло не повышает уровень злокачественного холестерина в крови, особенно полезно худым и людям с болезнями легких. Хильдегарда говорит: "Кто не может дышать полной грудью, пусть кушает масло - как коровье, так и козье: оно поможет быстрее выздороветь»

Масло грецкого ореха, миндальное, тыквенное, подсолнечное

cf34fdfa6f1fae26f42828f9b6427cf0.jpg

Это самые полезные масла! Растительные масла являются лиферантами жизненно необходимых жирных кислот. Они могут не только укрепить нервы, но также понизить уровень злокачественного холестерина в крови. Так громко прославлямое оливковое масло, по мнению Хильдегарды, нежелательно употреблять в пищу, потому как оно «вызывает тошноту и некоторые продукты делает невкусными». Так же настойчиво предлагаемое нам пищевой промышленностью рапсовое масло тяжело усваивается организмом. Масло грецкого ореха особенно полезно худым, так как помогает набрать нормальный вес, и придаёт радости. Больным лёгочными болезнями лучше не пользоваться этим маслом, так как оно добавляет много слизи в лёгкие. Без ограничений можно употреблять миндальное масло, которое способствует работе мозга и печени.

c5db053b0d61ba598aaaceebfc5ef0a2.jpg

"У кого слабость мозга и плохой цвет лица, головные боли, тот пусть часто ест миндаль. У кого больные лёгкие, пусть как можно чаще ест сырые или варёные миндальные орехи. Они придадут силу лёгким и всему организму". В рецептах Хильдегарды будет использоваться в основном подсолнечное масло холодного отжима, которое без проблем усваивается любым организмом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Яйца еще очень хорошо при кахексии. Наталья, но как же шоколадки? Неужели ни от чего не помогают?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И всем по порядку дает шоколадку, и гоголем-моголом потчует. (с)

Вот что значит добрый доктор!

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но если куры содержатся на промышленных фермах, их яйца часто уже заражены сальмонеллами. У кур, содержащихся в нормальных условиях, в яйцах образуются антитела против бактерий сальмонеллеза.

Шо?

Неужели правда? А почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Яйца еще очень хорошо при кахексии. Наталья, но как же шоколадки? Неужели ни от чего не помогают?

Все вопросы к Хильдегарде. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я пробежала глазами по сети, и обнаружила, что св. Хильдегарда очень популярна как раз своими рецептами у разношерстной публики. Вот статья, за благонадежность которой я не ручаюсь, равно как и за ресурс, но показалась интересной, относительно этой темы: https://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=1827
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И всем по порядку дает шоколадку, и гоголем-моголом потчует. (с)

 

Разве? А не (злорадным голосом) "и ставит, и ставит им градусники"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда еще градусников не было. Да нет, гоголь-моголь она давала, я думаю. Святые - они добрые.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Блиин, я знал что ты это спросишь! Ну вот зачем стихотворение портить? Ладно, не шоколад, мармелад.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...
Но если куры содержатся на промышленных фермах, их яйца часто уже заражены сальмонеллами. У кур, содержащихся в нормальных условиях, в яйцах образуются антитела против бактерий сальмонеллеза.

 

Ой...Как страшно жить-то... :wacko:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

polba-polza-i-vred-dlya-organizma.jpg

 

Рецепт здоровья от Хильдегарды Бингенской, или просто полба

 

Здоровое питание — тема вечно модная и актуальная, настолько актуальная, что даже святые и Учителя Церкви к ней неоднократно обращались. В этом нет ничего удивительного, ведь во многом именно от питания зависит здоровье нашего тела, а оно, как мы знаем, «храм Святого Духа», и беречь его и заботиться о нём — наша прямая обязанность.

 

Один из ярких примеров святых, изучавших влияние пищи на здоровье тела и духа — Хильдегарда Бингенская, мистик и Учитель Церкви. Одаренность этой женщины и её интерес к жизни во всех её аспектах не имели границ: она сочиняла музыкальные и поэтические произведения, вела переписку с императором и Папой, влияла и на политику, и на духовную жизнь, и, кроме того, именно её перу принадлежат два единственных медицинских труда, написанных на Западе в XII веке. В них Хильдегарда не только обобщила естественные и медицинские знания своего времени, но и в значительной степени дополнила их собственными наблюдениями. В «Премудрости природы» она отмечает ранее незамеченные свойства того, что нас окружает: растений, животных, трав, деревьев.

 

«Что касается самого питания, то оно должно быть сообразно возрасту и состоянию; особенностям конкретного человека и времени года. Хильдегарда особенно рекомендует три продукта, которые считает очень полезными и способными повышать viriditas, жизненную силу, которая для человека — то же, что сок для растения. Её выбор не может не удивить. Прежде всего, это полба — малоизвестный злак, который, как она уверяет, полезнее всех остальных. Пшеница полезна в виде хлеба, особенно если он из цельных зёрен, «она улучшает плоть и кровь». Здоровым людям она рекомендует ещё и овёс, но делает оговорку: больным он может повредить. Наконец, рожь даёт «силу и бодрость». Но всё-таки полбу ничто не может превзойти в полезных свойствах. Современные исследования показали, что этот злак действительно содержит в себе все витамины, необходимые для сбалансированного питания»(цит. по книге Перну Р. Хильдегарда Бингенская).

 

Сегодня мы точно знаем, что полба употреблялась людьми в пищу издавна, ещё на заре цивилизации. Именно эта зерновая культура является прародительницей всех современных сортов пшеницы. Древнейшие находки полбы датируются 6—5 тысячелетием до н. э. и расположены на территории нынешней западной Армении, в долинах горной цепи Арарат. Более поздние находки показывают, насколько широко был распространён этот злак: находка на территории Болгарии относится к 3700 г. до н. э., на территориях Польши и южной Швеции — к 2500—1700 г. до н. э.

 

Среди несомненных плюсов полбы была её неприхотливость: она растёт где угодно и не требует удобрений. Жёсткая оболочка зёрен защищает их от вредителей и болезней. Полба — это растительный белок в чистом виде, поэтому она отлично насыщает, являясь при этом диетическим продуктом со сбалансированным комплексом витаминов и полезных веществ.

 

Помимо чисто практического применения, то есть, в пищу, полба использовалась в различных религиозных ритуалах. В Древнем Риме полбу сжигали во время жертвоприношений, а во время обряда бракосочетания в жертву приносили хлеб из полбы. Есть брачная традиция, связанная с полбой, и в Армении — ею осыпают молодожёнов на выходе из храма.

 

Постепенно полбу из рациона и обрядов вытеснили другие зерновые культуры, во-первых, потому что она менее урожайна, чем та же твёрдая пшеница, во-вторых, её трудно молотить. Но во времена святой Хильдегарды полба была хорошо известна и ещё весьма популярна. Скорее всего, она употреблялась в пищу в виде каши, как и на Руси, как в Армении и в некоторых других странах. Рецептом вкусной и полезной каши из полбы мы и хотим с вами поделиться.

 

Вам понадобится:

 

2 стакана полбяной крупы

4 стакана воды

350 г. сливочного масла

соль, сахар по вкусу

 

Приготовление:

 

Для начала поставьте на огонь воду в небольшой кастрюльке, доведите до кипения. Пока вода закипает, высыпьте полбу в дуршлаг и тщательно промойте. Затем медленно высыпайте промытую полбу в кипящую воду. Убавьте огонь и варите 30 минут до готовности, в конце добавьте соль и сахар по вкусу. Сливочное масло в кашу добавляется непосредственно перед подачей на стол.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Hildegard_of_Bingen.png

 

Хильдегарда Бингенская (16 сентября 1098, Бермерсхайм — 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Рейнланд-Пфальц) — немецкая монахиня, настоятельница-аббатиса возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг (Kloster Rupertsberg). Автор мистических книг видений, первая из которых «Путеведение, или Познание путей Господних» (Scivias; «Scito vias Domini»; 1152), духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине, лексикона «Язык незнаемый». Пророчица. В 2012 году канонизирована как святая, с почётным званием «Учитель Церкви».

 

Хильдегарда с детских лет сочиняла музыку на собственные стихи. В 1150-х гг. она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в сборнике под названием «Гармоническая симфония небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более семидесяти одноголосных распевов (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Действо о добродетелях» (Ordo virtutum, 1-я ненотированная ред. ок. 1151, вторая нотированная — ок.1179), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 персонифицированными добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.

 

Среди других важных работ Хильдегарды следует назвать «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum, между 1150 и 1160 гг.), которая сохранилась в виде двух частей. Первая часть — «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), которую обычно называют «Физикой»; вторая часть — «Книга о сложной медицине» (Liber compositae medicinae), на которую обычно ссылаются как на «Книгу об искусстве исцеления». В «Физике» описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и нелечебными свойствами. Многие медицинские наставления Хильдегарды имеют историческую ценность, но есть также сведения и советы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В «Книге об искусстве исцеления» Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней, описывает лечебное действие различных трав, в том числе, например, конопли

 

Когда читатель переходит от других средневековых текстов к сочинениям монахини Хильдегарды, он должен пережить потрясение, подобное тому, которое каждый испытывает, покончив с первой частью «Фауста» Гёте и взявшись за вторую. Его глаза должны привыкнуть к новому освещению, которое поначалу кажется непроглядным мраком. Вместо веселого звона рифм, наполняющего поэзию позднего средневековья, его встречает некое подобие современного верлибра, вместо наивно-рассудительных назиданий, рассудочных аллегорий, упорядоченной словесной игры — темные и многозначительные символы, соединямые по ассоциативному принципу с такой бесконечной свободой, какую он привык встречать разве что у самых дерзновенных поэтов новейшей эпохи.

 

Эти необычные сочинения принадлежат необычному человеку. Для того чтобы в XII в. женщина могла заговорить перед всем миром, да еще возвещая не школьную премудрость, а некую тайну, открытую ей и только ей, она должна была соединить в себе общепризнанную святость, визионерский дар, гениальные способности и сильную волю. Эпоха женской монашеской мистики, существенно повлиявшая на пути развития немецкой культуры, наступит не раньше, чем через столетие (Мехтхильда Магдебургская, 1210—1282; Мехтхильда Хакеборнская, 1241—1299; Гертруда Великая, 1256—1302). В средневековой Германии именно Хильдегарда была той, которая «научила женщин говорить», и как всегда бывает в подобных случаях, сама достигла такого духовного уровня, который оказался недостижим даже для самых замечательных ее последовательниц. Ее творчество в лучшем смысле этого слова мужественно; в нем совершенно отсутствуют черты расслабленной чувствительности, ребяческой умильности, невзыскательного духовного провинциализма; общий тон остается чистым и строгим даже в описаниях самых невообразимых экстатических и визионерских переживаний. Читательское впечатление от текстов Хильдегарды — впечатление от альпийского пейзажа: горный воздух и захватывающая дух крутизна. Этот почти жесткий аристократизм духа достоин великой рыцарской культуры XII в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

JDie_achtj%C3%A4hrige_Hildegard_von_Bingen_%28Mitte%29_wird_zu_Jutta_von_Sponheim_%28Mitte_rechts%29_auf_den_Disibodenberg_gebracht.jpg

Восьмилетнюю Хильдегард фон Бинген (в центре) привозят к Ютте фон Шпонхайм (в центре справа), настоятельнице общины монахинь монастыря Дизибоденберг. (фрагмент алтаря капеллы Святого Роха, Бинген-на-Рейне, Германия.)

 

Хильдегарда и в самом деле была отпрыском рыцарского рода. Она родилась в 1098 г. С пяти лет она имела видения, что побудило родителей рано вверить девочку духовной опеке монахинь бенедиктинского монастыря в Дизибоденберге. В 1136 г. Хильдегарда сама стала аббатисой этого монастыря, в 1147 г. перенесенного на холм св. Руперта близ рейнского города Бингена (по которому Хильдегарда получила свое прозвище). В 1141 г. с ней случилось то, что сделало ее писательницей — что именно, мы никогда не узнаем иначе, как с ее слов. Сама же она повествует об этом так: «Се, на сорок третьем году земного моего странствия, когда с великим страхом и трепетным прилежанием вникала я в небесное видение, случилось так, что я узрела величайший свет, из которого был глас небесный, провещавший мне: «О, бренный человече, и прах праха, и тление тления! Расскажи и запиши, что ты увидишь и услышишь. Поелику же ты слишком робка, чтобы говорить, и слишком проста, чтобы толковать, и слишком неучена, чтобы писать, расскажи и запиши это, сообразуясь не с разумом измышления человеческого, и не с произволом сочинительства человеческого, но с тем, как ты видишь сие на небесах в вышних и в дивности Божией, повторяя преподанное, как слушатель, ловя слова наставника своего, обнародует их сообразно тому, как они были сказаны, следуя воле, и мысли, и речи наставника. Так и ты, о человече, скажи то, что ты видишь и слышишь, и запиши виденное и слышанное, сообразуясь не с собою и не с каким бы то ни было другим человеком, но с волею Того, кто все ведает, и зрит, и устрояет в сокровенности тайн своих».

 

И дальше она повествует об этом же событии: «Совершилось... что огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил все мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтири, евангелий и прочих кафолических писаний, как Ветхого, так и Нового Завета».

 

Этим рассказом открывается книга под несколько диковинным названием «Scivias» («Путеведение»). Хильдегарде было вовсе не так просто исполнить полученный приказ, она была женщиной и поэтому никогда не училась латыни систематически. Конечно она затвердила наизусть латинский текст псалмов и других богослужебных текстов, как это само собой разумелось для всякой монахини, но смысл этих текстов она проясняла для себя скорее догадками и озарениями, нежели каким-либо иным способом. Когда она взялась за перо, ей пришлось не раз обращаться к знакомым клирикам за консультацией относительно склонений и спряжений слов.

 

Латынь сочинений Хильдегарды — это удивительный языковый феномен, граничащий с глоссолалией: полузнакомый язык лежит перед писательницей, как неторные лесные заросли, сквозь которые ее ведет уверенность лунатика, причем каждое слово обладает такой весомостью и многозначительностью, которых оно уже не имело для более привычного глаза. Но и такая поистине визионерская латынь казалась Хильдегарде все еще слишком обычной и стертой для передачи ее экстазов — и вот она углубляется в конструирование некоего несуществующего сверхъязыка, на много столетий предвосхищая словотворческие эксперименты новейшей эпохи.

 

Ею был составлен лексикон из 920 заново изобретенных вокабул с переводом на латинский и немецкий языки под заглавием «Язык незнаемый» — и в придачу она выдумывала новые начертания для букв! Более деловой и все же достаточно необычайный характер имели ее естественнонаучные и медицинские штудии: в ее трактатах «Физика» и «Причины и врачевания» странно соединяются ясновидческая женская интуиция по части тайн живой природы, практические познания в области народных навыков и мистическое влечение к сокровенному смыслу каждого цветка и червя. Она очень точно и толково описывает 230 видов растений, но каждый из них имеет для нее свое соответствие во внутреннем мире человека.

 

Почтенная аббатиса во время своих путешествий-сама занималась врачеваниями как душ, так и немощных тел, и притом не только молитвами, но и конкретными Советами. Как это обычно бывает с такого рода святыми исцелительницами, сама она страдала тяжелой болезнью и не была избавлена от нее никаким чудом. Современники обращались к ней за советами отнюдь не только медицинского характера; государи и князья церкви засыпали ее письмами, излагая ей свои затруднения и терзания совести, приглашая ее рассудить спор, жалуясь на противников. Она отвечала кратким и простым напоминанием о нравственном долге, как она его понимала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

236063993.jpg

Изображение Вселенной в рукописи Хильдегарды

 

Двадцать девять религиозных стихотворений Хильдегарды — не совсем стихотворения с точки зрения теоретико-литературных критериев ее эпохи. Сколько-нибудь обязательная метрическая структура в них отсутствует; особенно поразительно то, Что в секвенциях нельзя отыскать симметрии полустрофий; нет, конечно, и рифмы. Целое держится на очень свободном ритме и на тонко организованных синтаксических связях, позволяющих словам сохранять как бы дистанцию между собой и пребывать каждому в своем собственном излучении. Такая поэтика отвечает необычному содержанию этих гимнов, предназначенных не для богослужебного, а для приватного исполнения. В них почти полностью отсутствует наивно-повествовательный момент: например, из того, как Хильдегарда говорит о святом Руперте, читатель не узнает никаких подробностей из жития этого Герцога Бингенского. Не дело Хильдегарды — рассказывать истории и разрисовывать картинки. Не найти у нее и рассудочного формулирования догматов (пусть читатель сравнит для контраста гимны в честь св. Троицы, содержащиеся в разделах «Религиозная поэзия XI века» и «Религиозная поэзия XII века»). Все гимны говорят об одном, давая как бы бесконечные вариации темы: эта тема — внутреннее преображение человека, таинство бракосочетания души с богом. К своим стихам Хильдегарда сама писала музыку.

 

Поскольку Хильдегарда при всей своеобычности своего творчества была все же средневековым человеком, а не модернистом XX столетия, она внутренне нуждалась в том, чтобы исходить из некоей уже наличной системы символов,- подвергая ее трансформациям. Таким источником для нее стала библейская* Песнь Песней в аллегоризирующей интерпретации. Ассоциативные ходы, на* которых построены стихотворения Хильдегарды, подчас невероятно сложны из глубоки, но никогда не произвольны; они неизменно укоренены в традиции.

 

В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.

.

 

Источник: ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ IV-VII ВЕКОВ. Москва, Наследие, 1998. Ответственные редакторы: С.С.Аверинцев и М.Л.Гаспаров

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Завтра у нас день мимоз и всякой вечной женственности, включая шпалоукладывание, поэтому я про средневековых монахинь. Они бы и шпалы уложили, и коня на скаку остановили бы, и ноги бы ему обломали.

В нашей традиции, как я уже сетовала, к сожалению, от образованных и талантливых монахинь осталось не так много. Преподобная Кассия пронеслась свежим ветром по византийской гимнографии, а больше я, честно говоря, и не знаю. Но почти уверена, они есть. Надо только поискать.

А пока - давайте поговорим о прославленной в Католической Церкви во святых игумении Хильдегарде Бингенской. Она немножко опоздала, чтобы вскочить в последний вагон перед Великой Схизмой - родилась в 1098 году. Но я не вижу в ее житии или поэзии ничего сомнительного: ее посещали видения, которые мало отличались от духовного опыта преподобного Серафима Саровского. Даже механизм передачи примерно такой же: все записал ее ученик. Правда, в отличие от Мотовилова, этот человек, Вольмер, записывал буквально под диктовку. Кроме того, Хильдегарда как огня боялась прелести, поэтому еще и советовалась с авторитетными священниками и архиереями своего времени, благо, вела переписку чуть ли не со всем европейским духовенством.

Вот она описывает свое видение:

"Совершилось... что огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил все мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтири, евангелий и прочих кафолических писаний, как Ветхого, так и Нового Завета".

А теперь сравните с описанием Мотовилова:

"Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца...".

И дальше преподобный как раз и объясняет Мотовилову, человеку далекому от всякого глубокого и высокого богословия, как раз-таки смысл Слова Божия.

Так вот, Хильдегарда. Она и сама писала, и писала много. Ее стихи на русский язык блистательно перевел Аверинцев, снабдив их подробными комментариями. Ссылку ниже кину, а здесь приведу два ее гимна - Секвенцию об одиннадцати тысячах дев и Хор дев.

СЕКВЕНЦИЯ ОБ ОДИННАДЦАТИ ТЫСЯЧАХ ДЕВ

(посвящена очень древнему и величественному преданию о святой Урсуле - бриттской принцессе, давшей обет безбрачия и наставившей в вере и нравственности одиннадцать тысяч девушек, а затем вместе с ними принявшей мученическую кончину в Кельне от язычников гуннов в 383 году; исследователи говорят, что этот сюжет заимствован у древних греков, но почему мы должны верить исследователям XX века, а не агиографам святой Урсулы?)

О, Церковь,

очи твои подобны сапфиру,

и горе Вефиль — уши твои,

и нос твой, как гора мирры и ладана,

и уста твои, как шум вод многих.

В видении веры неложной

Урсула Сына Божия возлюбила,

и мужа совместно с миром сим оставила,

и на солнце воззрела,

и прекраснейшего юношу призвала, глаголя:

Многим желанием, возжелала я прийти к тебе,

и в небесном браке воссесть с тобою,

через чуждую жизнь к тебе устремляясь,

как бы облако,

что в чистейшем воздухе проплывает,

подобясь сапфиру.

И когда Урсула молвила так,

Слух прошел по вселенной,

И сказали: "Невинность девическая

не ведает, что говорит".

И начали играть с ней

Во многих хорах,

покуда не возлегло ей на плечи

пламенеющее бремя.

Через то все

познали,

что презрение к миру,

как гора Вефиль.

И притом изведали

сладчайшее мирры и ладана благоухание,

ибо презрение к миру

превыше вещей подъемлется.

Тогда Диавол

вселился в члены буйственные,

что убили благороднейшие нравы

в сих тела.

И се, громогласно

все стихии вняли

и пред лицом Бога возгласили:

О, вот и алая кровь

Агнца неповинного

пролита во обручение его.

Это да услышат все небеса

и великими хорами да восславят

Агнца Божия,

что заградил гортань древнего Змия

веществом Слова Божия

в сих жемчужинах.

ПЕСНОПЕНИЕ ХОРА ДЕВСТВЕННИЦ

1. О, сладчайший Жених,

сладчайший Лобызатель,

охрани, огради девство наше.

2. Рождены мы во прахе,

увы, увы! и во грехе Адамовом,

и тяжко бремя противоречить

имеющему вкус яблока;

но отторгни нас от земли, Христе Спаситель.

3. Желанием горим мы

Тебе последовать;

о, сколь трудно нам, бедным,

подражать Тебе,

непорочному и невинному,

Владыке ангелов!

4. Все же уповаем на Тебя,

возжелавшего взыскать

жемчужину из тления.

5. Ныне призываем Тебя,

Жениха нашего и Утешителя,

ибо на кресте искупил Ты нас

6. Во кровях Твоих

обручением сочетались мы с Тобою,

отвергнув мужа,

избрав же Тебя, Сына Божия о прекраснейшем лике,

сладчайшее благоухание услад вожделенных;

всегда воздыхаем мы по Тебе в слезной юдоли:

о, когда Тебя узрим,

и с Тобою пребудем?

7. Ты в мире,

и Ты в уме нашем,

и обнимаем Тебя в сердце,

как бы имея Тебя с собою.

8. Ты, о Лев, сильный во бранях,

расторг неба пределы, прянув в ограду Девы

и разрушил смерть,

жизнь устрояя в златом Иерусалиме;

9. Даруй нам в оный вселиться,

И пребыть в Тебе,

о сладчайший Жених,

исторгший нас из пасти Диавола,

10. Что ложью уловил

прародителя нашего.

Больше почитать можно тут: https://www.gumer.info/bibliote.../Literat/aver/poez_hil.php

А еще - давайте послушаем ее музыку. Да, она писала еще и музыку. Вот такую. Голоса ангелов. У ангелов почему-то женские голоса.

 

 Елизавета Мария Сеньчукова, монахиня РПЦ

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

https://youtu.be/DBWJhq5LcII

Музыкальное наследие Хильдегарды Бингенской – самое крупное из всего, что дошло от Средних веков, более 70-и сочинений, а исполнений в сети можно найти сотни, как стремящихся к аутентичности, так и обработок.

 

Вот современная версия шведской фолк-группы Garmarna, альбом так и называется Hildegard von Bingen, 2001. Tracklist: 1. Euchari 2. Viridissima Virga 3. Salvatoris 4. O Frondens Virga 5. Unde Quocomque 6. O Vis Aeternitatis 7. Virga Ac Diadema 8. Paso 9. Kyrie

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

josephskapelle00.JPG

Барочная капелла Святого Иосифа в историческом центре Дюссельдорфа была спроектирована итальянским архитектором Маттео Альберти в качестве капеллы дюссельдорфского монастыря кармелитов и имеет горизонтальную проекцию в форме греческого креста.

В 1712 году был заложен фундаментный камень, завершение строительства состоялось в 1716 году. Стены разрисованы учениками итальянского художника Тьеполо.

Мария Анна Амалия Августа фон Пфальц-Зульцбах (1693-1762), Виттельсбахская принцесса из рода Пфальц-Зульцбах, служила здесь с 1726 года до конца 1730-х годов в качестве настоятельницы монастыря кармелитов.

В 1943 году в результате Второй мировой войны капелла была разрушена и рухнула. Здание перестроили в 1950-х годах и в значительной степени восстановили до первоначального состояния в 1970-х годах. С 1989 по 1996 год капелла была отреставрирована внутри. В 1994 и 1995 годах инсбрукский художник Вольфрам Кёберл создал фрески в соответствии со своими собственными проектами в стиле неорококо.

Капелла служит гробницей монахини Эмили Шнайдер, которая активно занималась заботой о бедных и сестринским делом. В Римско-католической церкви она считается мистиком.

С 2013 года в капелле находится орган органного строителя Сэмюэля Грина. Инструмент позднего барокко был построен в 1795 году для церкви Святой Марии города Чатем, Великобритания, которая была осквернена в 1974 году. С тех пор орган был демонтирован и сохранен, и теперь он снова используется в Дюссельдорфе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

160415_600.png

 

Церковь св. Хильдегарды в Мюнхене (Зигфрид Острейхер, 1962) – лаконичный квадрат, нужно было вписать церковь в небольшой строительный участок. Но Острейхеру вообще свойственен лаконизм. У нее отсутствует колокольня, опять таки из-за ограниченного бюджета, был выбор – построить колокольню или детский сад; победили дети.

 

Но над квадратом возведена складчатая крыша в форме звезды (звезды играют большую роль в наследии Хильдегарды), а в проемах потрясающие витражи Георга Мейстерманна. На первый взгляд они кажутся нефигуративными, но на самом деле там изображена Троица (квест: посмотрите на фотографии – найдете Троицу?). Но цветовые потоки очень уместны – это потоки фосфенов, из которых Хильдегарда складывала свои образы. В описаниях видений постоянно говорится именно о потоках, что не совсем отражают миниатюры к ее книгам, но и в миниатюрах часто присутствует чистая орнаментарность.

 

Jutta Czeguhn так описывает световые эффекты: «Мейстерманн сотворил с помощью стекла полифонию цвета. Природное явление, большой поток лучей, входит утром через восточное окно над скамейками в форме подковы… радужный свет продолжает облизывать пол из тосканского травертина и поднимается по каменной кладке. Затем он задерживается, как легкое эхо окна, и ласкает неровные, не оштукатуренные блоки. В какой-то момент деревянный потолок феноменальной сводчатой крыши Св. Хильдегарды начинает светиться, как балдахин».

 

У входа огромная купель работы Йоханнеса Думански с ручками звериного стиля и большим кристаллом горного хрусталя: Хильдегарда описывала свойства камней и часто использовала как метафоры. Он тоже переливается различными цветами в зависимости от освещения.

Орган выполнен в виде ряда трапеций в деревянных рамах.

 

В 2000 г. церковь была объявлена памятником.

 

Константин Бандуровский

 

158683_600.jpg

 

158720_600.jpg

 

159074_600.jpg

 

159481_600.jpg

 

159686_600.jpg

 

159909_600.jpg

 

160217_600.png

 

160755_600.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 месяцев спустя...

pvVUb_CKG6g.jpg?size=600x587&quality=95&sign=7c8581cad20c699c18f7639a2af517a0&type=album

 

Святая Хильдегарда Бингенская, монахиня, настоятельница-аббатиса возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг. Автор мистических книг видений, первая из которых «Путеведение, или Познание путей Господних», духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине, лексикона «Язык незнаемый». Пророчица.

 

Родилась в 1098 году в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен, в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте восьми лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было четырнадцать, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св. Дизибоду. Помимо св. Писания Хильдегарда изучала основы семи свободных искусств, латинскую патристику, литургику.

 

После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 году Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной — к тому времени в ските было уже около десяти монахинь. В 1147—1152 годах она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину; в этот монастырь она принимала послушниц только из зажиточных семей. В 1165 году был создан филиал монастыря в Айбингене. Бенедиктинский монастырь ныне — всемирный центр культа Хильдегарды; там покоятся её мощи.

Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни.

 

С юности у неё были мистические видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником Вольмаром, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших главный её труд Scivias, визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда.

 

Хильдегарда с детских лет сочиняла музыку на собственные стихи. В 1150-х гг. она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в сборнике под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». В него вошло более семидесяти одноголосных распевов (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.

 

Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.

 

СКАЖИТЕ БОГУ: КАК УДИВИТЕЛЬНЫ ДЕЛА ТВОИ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...