Перейти к содержанию

Коленопреклонение по воскресеньям и праздникам


Mar!a
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Для начала цитаты:

 

Первый Вселенский Собор:

20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Зонара. Чтобы не преклонять колена в воскресный день и во дни пятидесятницы, - это установлено и другими священными Отцами, и Василием Великим, который присовокупляет и причины, по коим запрещено преклонять колена в сказанные дни и заповедано молиться стоя, и кои суть следующие: совоскресение наше со Христом и истекающий из сего наш долг искать вышних, и то что воскресный день есть образ ожидаемого века, ибо он есть един день и осьмый день, как и в миробытии у Моисея он назван единым, а не первым днем, так как прообразует оный, действительно единый и истинный осьмый невечерний день, нескончаемый оный век грядущий. Посему-то церковь, руководствуя своих чад, для напоминания им об оном дне и для преуготовления к нему, постановила молиться стоя, дабы взирая на высшее воздаяние, непрестанно имели оное в уме (Твор. Св. Вас. Вел. т. 3, стр. 334-335). Поелику же установление не преклонять колена в сказанные дни – не везде было соблюдаемо, то настоящее правило узаконяет, чтобы оно соблюдаемо было всеми.

Аристен. В воскресные дни и во дни пятидесятницы не должно преклонять колена, но молиться людям в прямом положении. Не должно преклонять колена в воскресные дни и во дни пятидесятницы, но стоя возносить молитвы Богу.

Вальсамон. Апостольское 64-е правило постящегося в какой-либо воскресный день или в какую-либо субботу, кроме единой и единственной субботы, то есть великой, клирика повелевает извергать, а мирянина отлучать. Настоящее же правило определяет каждый воскресный день и все дни пятидесятницы праздновать и молиться стоя всем, как воскресшим вместе со Христом и ищущим горней обители. Спрашиваю: из сказанного Апостольского правила, определяющего не поститься ни в какую субботу, ни в какой воскресный день, и из настоящего правила, определяющего не преклонять колена в воскресный день и во всю пятидесятницу, не открывается ли и того, что не должно нам и поститься во всю пятидесятницу, но разрешать во все дни седмицы, как и в день воскресный? И некоторые говорили, что поелику вся пятидесятница почитается как один день Господень, то и должно нам поэтому праздновать, и не поститься, и не преклонять колен. А я думаю, что правила имеют силу в отношении к тому, о чем постановлены.

Славянская кормчая. Во вся недели, и во вся дни пятидесятные, недостойно преклоняти колена: но прости стояще вси человецы да молятся.

Толкование. Еже не преклоняти колена во всякия недели, и во дни святыя пятидесятницы; се же есть, от воскресения Христова, до сшествия Святого Духа, и иными священными отцы повелено бысть, и великим Василием: иже и словеса предлагает, ими же отречено есть преклоняти колена в реченных днех; сиречь, во всякия недели, и пятидесятные дни: стоящим же молится повелевает, еже есть, яко воскресохом со Христом, и вышних искати должни есмы. И еще же к тому, яко хоящего века образ есть воскресения день, сиречь, святая неделя; той бо есть день един, и осмыи. Якоже и Моисеом в бытейских книгах, един, а не первый именован бысть: рече бо, и бысть вечер, и бысть утро, день един: и един в правду и истину, осморицы по образу, а невечернии день, бесконечного оного века хотящего быти. Тем же устраяющи церкви своя пищники, дне оного помяну, и к тому проуговатися, и стоящим молитися повеле: да на вышнее пребывание взирающе, непрестанно то в помышлении имамы, се убо есть, еже не преклоняти колен в нареченных днех, еже бе не везде соблюдаемо, се правило хранити всем и блюсти законно всем повелевает.

 

Шестой Вселенский Собор:

90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу. Ибо ночь по субботе приемля предтечею воскресение Спасителя нашего; отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы ко свету преводим, так что с сего времени всецелую ночь и день торжествуем воскресение.

Зонара. Не приклонять колен в воскресные дни, или в дни пятидесятницы узаконяют различные правила и Великий Василий, который присовокупляет и причины, по каким сие запрещено. А это правило дает постановление только относительно воскресного дня и ясно показывает, от какого часа и до какого не должно преклонять колен, и говорит: в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, никто не преклоняет колен до вечера воскресного дня, когда, то есть, опять бывает вход священнослужителей; ибо с того времени преклоняя колена и молясь таким образом не погрешим. Ибо ночь по субботе считается ночью воскресного дня, которую, по словам правила, и должно нам проводить в песнопениях, преводя праздник из тьмы в свет, и таким образом всецелую нощь и день торжествовать воскресение.

Аристен. После вечернего входа субботы не преклоняй колен до вечернего входа в воскресенье.

Мы приняли от богоносных отцев правило не преклонять колен в воскресные дни ради чести воскресения Господня. Итак, дабы не оставался неизвестным образ исполнения сего, как оно должно быть, отцы чрез сие правило изъяснили оный для верных так, что после вечерняго в субботу входа священнослужителей в алтарь мы не должны преклонять колен до следующего вечерняго входа в воскресенье, дабы в продолжение целых суток торжествовать нам воскресенье.

Вальсамон. Двадцатое правило никейского собора, пятнадцатое правило святого Петра Александрийского и двадцать седьмая глава послания Василия Великого к Амфилохию (ибо о них святые отцы упоминают и называют богоносными отцами) определили не преклонять колен в воскресные дни, или в дни пятидесятницы. Итак, следуя им, и настоящее правило определяет воздавать честь святому Христову воскресению. А поелику некоторые недоумевали, откуда и с какого часа начинается день Господень и каким оканчивается, то отцы сделали известным и ясным для верных и это, и сказали, что он начинается после вечерняго псалмопения субботы и прекращается с исполнением светильничного времени, то есть вечерняго времени воскресного дня. И тогда, то есть, после вечерни субботы до окончания вечерни воскресного дня не должно преклонять колен ради Христова воскресения, а после светильничного времени воскресного дня опять преклонять колена и молиться Господу. В подтверждение сего правило прибавляет, что и воскресение Христа совершилось в вечер субботы, то есть, прежде дня воскресного, дабы преводить праздник из тьмы в свет и торжество воскресения совершать чрез целыя сутки. Если это так, то иной может сказать, что содержание настоящего правила противоречит учению предшествовавшего правила; ибо там сказано, что воскресный день начинается от 7-го часа предшествовавшей ему ночи и оканчивается с шестым часом также ночи, следующей за ним; а теперь постановлено, что воскресный день начинается после светильничного времени субботы и оканчивается с вечернею же самого воскресного дня. Но противоречия нет. Ибо от естественного движения небесных тел и от того, что утверждает великий учитель Дамаска, день так начинается и оканчивается, как сказано в 89-м правиле; а настоящее правило подобным же образом предписывая нам чрез целые день и ночь торжествовать Христово воскресение, но имея на этот раз нужду изложить учение не о продолжении дня, а о том, как и когда мы должны приготовляться к торжеству и к покаянию, говорит, что после светильничного времени субботы должно приготовлять относящееся к торжеству воскресения; точно также и после вечерняго служения воскресного дня относящееся к покаянию. Ибо если мы не будем так делать, а будем откладывать и приготовление к покаянию до седьмого часа вечера после воскресения, так как в этом часу оканчивается воскресный день; то незаметно может случиться, что мы будем торжествовать воскресение и после воскресного дня, потому что для многих, или лучше для весьма многих неизвестно наступление седьмого часа и конец шестого. Итак, соблюдай канонические постановления где бы и как бы они ни были изречены, и не говори, что между ними есть противоречия; ибо во всех глаголал Всесвятый Дух.

Славянская кормчая. Коленопреклонение в неделю не бывает. По вечернем входе в субботу, не покланяти колен, в неделю до вечерняго входа.

Толкование. От богоносных отец правило прияхом, еже не покланяти колен во вся недели, яко чтуще Господне воскресение. И да будет убо в соблюдение се, яве се отцы верным правилом сим указаша, якоже в субботу на вечерни, по входе священничестем во алтарь, не поклоняти колен, до входа священных во алтарь в неделю на вечерни бывающаго, яко да целу нощь и день торжествуем Господне воскресение.

 

Стало любопытно, когда и почему в латинском обряде стали практиковаться коленопреклонения по воскресным дням и дням от Пасхи до Пятидесятницы, не смотря на то, что постановления Соборов никто не отменял? Коленопреклонение после пресуществления Святых Даров и перед Причастием и в визатийском обряде допускается, хоть и являются необязательными в праздничные дни, мне в первую очередь непонятно появление остальных коленопреклонений. То что Церковь не ограничилась одним постановлением на 1-м Соборе, а еще раз повторила это на 6-м подчеркивает, что соблюдение этого правила считалось важным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле и в византийском обряде, несмотря на запреты, всё равно преклоняют колена и в воскресные дни. Скажем, принят обычай земного поклона перед выносом Чаши.

Ответ на вопрос Магдалены у меня простой - если придерживаться этих запретов, то народ перестанет совершать поклоны в храме вообще. Ведь 90-95% верных могут ходить в храм только в воскресенье. А запреты принимались во времена, когда народ мог ходить в церковь и по будням.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле и в византийском обряде, несмотря на запреты, всё равно преклоняют колена и в воскресные дни. Скажем, принят обычай земного поклона перед выносом Чаши.

Ответ на вопрос Магдалены у меня простой - если придерживаться этих запретов, то народ перестанет совершать поклоны в храме вообще. Ведь 90-95% верных могут ходить в храм только в воскресенье. А запреты принимались во времена, когда народ мог ходить в церковь и по будням.

Земной поклон перед выносом Чаши это византийский аналог принятия Причастия на коленях латинского обряда, просто для удобства (потому что любит у нас православный народ устраивать давку) он в какой то момент стал делаться заранее, а не непосредственно напротив священника с Чашей в руках, например, старообрядцы до сих пор делают этот поклон уже дойдя до священника. И я сразу написала, что это допускается.

Можно было бы найти компромисс - коленопреклонения только в особо важные моменты: во время Анафоры и перед Причастием. Все-таки будничная практика по праздникам не вполне логична как ни крути.

Применительно к себе, мне в общем то не суть важно, есть коленоприклонения или нет, зависит от того на Литургии какого обряда я нахожусь, меня скорее интересует исторический аспект этого вопроса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если исторически, то вот например:

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:

Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.

Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.

Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.

Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

https://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=4813

 

И вот:

 

https://www.pravoslavie.ru/answers/6509.htm

 

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-го Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения:

— «Понеже суть некоторые...

— «От богоносных отец наших...

Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы.

 

То есть, в двух словах: пресловутые Постановления Соборов относятся к одному конкретному моменту общего богослужения - к ектениям. Которые в современной практике ПЦ всегда читаются стоя, - соответсвенно, и смысл этих постановлений давным-давно утрачен. Рудиментом от древней практики, к которой относятся эти постановления, остались лишь молитвы на день Св.Троицы. Ни земные поклоны, ни коленопреклонения по другим богослужебным поводам или в лично-инициаивном порядке в этих постановлениях никак не упомянуты. Про субботы и праздники - тоже ни слова.

Отменять по воскресеньям земные поклоны придумал святитель Никифор исповедник, патриарх Цареградский, в своем 10-е правиле - и то, полного запрета на коленопреклонения и у него нет.

Итого: никакого канонического "запрета" на коленопреклонения или земные поклоны по воскресеньям, и тем более по субботам и праздникам, и даже в послепасхальный период, в ПЦ нет и никогда не было. Это все попросту широкораспространенные стереотипы, чьи-то личные додумки и недопонимание, о чем идет речь в постановлениях Соборов. Словом, беспочвенные заморочки на ровном месте.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне исчерпывающе. Спасибо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пресловутые Постановления Соборов относятся к одному конкретному моменту общего богослужения - к ектениям.

Это весьма сомнительная точка зрения. В тексте постановления ничего не говорится про ектеньи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это весьма сомнительная точка зрения. В тексте постановления ничего не говорится про ектеньи.

Приведи точки зрения других специалистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни, якобы, вовсе не допускаются Уставом и канонами – это мнение обывателей в литургике и поверхностных или скороспелых, кабинетных уставщиков. Входные поклоны престолу – в монастырях совершались всегда «земные». (Архим. Спиридон (Лукич). Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии.)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Приведи точки зрения других специалистов.

Я не читал иных толкований, кроме обычных - что поклоны запрещены в воскресенье. А вышеприведенное мнение представляется голословным. Оно не подтверждено фактами. Это лишь мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вышеприведенное мнение представляется голословным. Оно не подтверждено фактами. Это лишь мнение.

Как раз подтверждено, а именно практикой коленопреклонений на ектениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коленопреклонение на ектинии в день Пятидесятницы - особый случай. Эта практика не доказывает, что запрет относился только к ектиниям. В тексте соборного указа ничего об этом не говорится.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Коленопреклонение на ектинии в день Пятидесятницы - особый случай.

Нет, не в день Пятидесятницы, а весь год.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У тебя есть данные, что весь год на ектиниях стояли на коленах? И где в тексте соборного акта об этом говорится?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У тебя есть данные, что весь год на ектиниях стояли на коленах?

Конечно, есть.

 

 

Помолитесь, оглашенные.

И все верующие с вниманием пусть молятся о них говоря: Господи, помилуй.

Диакон же пусть возглашает о них, говоря:

Об оглашенных все помолимся Богу (...)

Встаньте, оглашенные. (...)

 

Диакон пусть говорит: изыдите, кающиеся.

И присовокупляет:

Никто из не могущих да не входит.

Только верные, преклоним колени.

Помолимся Богу Христом Его, все согласно Богу Христом Его помолимся. (...)

 

Спаси и возставь нас, Боже, милостью Твоею.

Встанем.

Помолившись прилежно, сами себя и друг друга Живому Богу Христом Его предадим.

(Апостольские постановления. Книга восьмая.)

 

Вроде бы упоминания об этой практике есть и у Златоуста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему ты упорно не отвечаешь на вторую часть вопроса, Володя? ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему ты упорно не отвечаешь на вторую часть вопроса, Володя? ;)

Потому что я отвечаю в первую очередь на то, что касается существа вопроса. Что же до текста канона, то если бы там прямо было сказано, о каких коленопреклонениях идет речь, то и вопросов бы не возникало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доаольно странно принимать акт о запрете коленопреклонений только во время ектиний, но об этом ничего не писать. Не находишь?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание, что второй из цитированных канонов приписывается Шестому Вселенскому Собору, который не принимал ни одного правила. Правила якобы Шестого Вселенского приняты поместным Трулльским, самочинно провозгласившим себя продолжением одновременно и Пятого, и Шестого Соборов (вот как, двух сразу! :D ). Ряд его правил носили ярко выраженную антилатинскую направленность и не были признаны на Западе.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доаольно странно принимать акт о запрете коленопреклонений только во время ектиний, но об этом ничего не писать. Не находишь?

Если коленопреклоненеия совершались только на ектениях, то ничего странного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если коленопреклоненеия совершались только на ектениях, то ничего странного.

Но это не так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но это не так.

А когда еще?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да есть различные случаи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да есть различные случаи.

Какие?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да много. Я уже писал про вынос св. Даров. Особенно на Преждеосвященной Литургии. Затем поклоны Постом, а и ряд других случаев.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...