Перейти к содержанию

Теодицея


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Возможна ли теодоицея вне Христианства? Существует ли она у иудеев и мусульман? В ветхозаветные времена эта тема существовала?

 

Поводом для вопроса послужили размышления о ветхозаветной параведности. На чем была основана мысль о необходимости служения Богу в те времена. Если не верить в Бога, ставшгего человеком, чтобы умереть за людей, почему тогда этому богу нужно подчиняться? Чем он это заслуживает, чем он так хорош? В чем служитель трансцендентного бога более прав, чем служитель любого племенного идолища? Правоту имею в виду моральную.

 

Трансцендентный бог, сам ни за кого не пострадавший и делать этого не планирующий - соответствует ли собственным заповедям?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 112
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Сразу прошу прощения за слово бог с маленькой буквы. Оно нужео затем, чтобы обозначить любые представления о Боге, кроме христианских. Бог мусульман и иудеев тоже один и его тоже поэтому нужно писать с большой буквы. Но надо же здесь как-то это разделить, чтобы избежать богохульства.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и наконец вопрос, использовались ли "теодицейные" аргументы в межрелигиозной полемике?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможна ли теодоицея вне Христианства?

Да. Возможна и существует.

 

Существует ли она у иудеев и мусульман?

И еще как!

 

В ветхозаветные времена эта тема существовала?

Да, см.Книгу Иова и книги Пророков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И где там теодицея в книге Иова?

Вообще, не представляю, как можно оправдать Бога, если не верить в Иисуса Христа. "Творец познается через творения" - давайте посмотрим вокруг. Страх, боль и смерть. Не хочется портить тему "все соделал Ты премудро", а то бы там таких картинок можно напостить, что название темы стало бы двусмысленным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока объяснить не могу...

Но Бог Ветхого Завета так же достоин поклонения. Он вывел свой народ из Египта из железной печи и носил его в пустыне как на крыльях. Он устроил землю обетованную для своего народа. И спасал народ от разных бедствий бессчетное число раз, когда народ каялся. И благоденствие(и неслабое) давал когда царь и народ укреплялись в праведности. Давид, Соломон, Иосафат... Езекия, Иосия. Нет совсем не лгал псалмопевец: "милостям твоим нет числа". Ну все псалмы, там столько про милости человеку и Израилю и всему человечеству. И в пророках. Вы давно Ветхий Завет перечитывали?

А великолепие неба и земли и моря, несмотря на стихийные бедствия. Ведь звездное небо над головой изумляло точно также древних как и Канта. И нравственный закон в совести и чувство благодати от правильных поступков, точно так же действовали и до Христа. Израиль знал что источник сего Бог. А и персы в Авесте понимали что бог правды Агура Мазда подает это. И греко-римские язычники приписывали это своим богам, хотя и срамным по мифам. Анонимно приписывая Зевсу и Юпитеру лучшие качества истинного Бога. Душа по природе была христианка и тогда, хотя и мути ветхой(и языческой) было больше. Сократ же очень хорошо сказал про внутреннее совестное чувство, которое важнее всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наивно думала, что Творцу и Господину вселенной нужно подчиняться по той простой причине, что Он Творец и Господин, а не потому, что Он иногда удовлетворяет нашему гуманизму и сентиментальности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и наконец вопрос, использовались ли "теодицейные" аргументы в межрелигиозной полемике?

Угу. Ссылку не дам, но встречала неоднократно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наивно думала, что Творцу и Господину вселенной нужно подчиняться по той простой причине, что Он Творец и Господин, а не потому, что Он иногда удовлетворяет нашему гуманизму и сентиментальности.

Вы не производите впечатления наивной. И чтож, Вы так наивно поклонились Творцу просто раз Он Господин? Без всяких аргументов. Без сокровенного чувства, без зова совести, без пустоты в душе, которую заполнить мог только Высший?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И кстати. Бог Ветхозаветный как раз мало удовлетворял нашему гуманизму и сентиментальности. Но, несмотря на все жестокости и кары..., даже своего народа чувствуется - осознается, если хотите, - Господь, Господин с Большой буквы. И Отец. Строгий, но милостивый, когда надо. Суровый, но даже среди ветхости дохристианства - любящий...

Именно не слащаво баюкающий, потворствующий эгоизму, как мама, а Любящий.

Хотя и в материнской любви,- когда она в свое время и на своем месте,- чувствуется отблеск любви Отчей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наивно думала, что Творцу и Господину вселенной нужно подчиняться по той простой причине, что Он Творец и Господин, а не потому, что Он иногда удовлетворяет нашему гуманизму и сентиментальности.

 

Я думаю, если хозяин собаку бьет и кормит впроголодь, собака имеет все основания сбежать.

Вы понимаете, если собака заболела, и хозяин умер, чтобы спасти ей жизнь, то от такого хозяина сбежать - очень плохо, несправедливо, нехорошо. А если хозяин лечит собаку преимущественно пинками и окриками на тему "сама виновата", то от такого хозяина сбежать не грех.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И кстати. Бог Ветхозаветный как раз мало удовлетворял нашему гуманизму и сентиментальности. Но, несмотря на все жестокости и кары..., даже своего народа чувствуется - осознается, если хотите, - Господь, Господин с Большой буквы. И Отец. Строгий, но милостивый, когда надо. Суровый, но даже среди ветхости дохристианства - любящий...

Именно не слащаво баюкающий, потворствующий эгоизму, как мама, а Любящий.

 

Кнут и пряник со значительным преобладанием кнута.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ветхозаветный Бог по любому сразу представляется иудеям как Спаситель, выведший их из дома рабства.

Это вроде как главная Его особенность. А это конечно благо для человека во вполне гуманистическом смысле этого слова.

 

Впрочем, может это христианство наложило в моем сознании это восприятие Бога Авраама и Исаака прежде всего как Бога спасающего, а может сами иудеи не видят в Торе в Нем Спасителя с той обостренностью с которой мы видим это в Ветхом Завете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я наивно думала, что Творцу и Господину вселенной нужно подчиняться по той простой причине, что Он Творец и Господин
А зачем? Чтобы не побил?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не столько зачем, сколько почему. Потому что, как в известном анекдоте, "там" никого больше нет. Нужно быть на стороне Бога, потому что другой стороны не существует. Тот, кто думает, что он на другой стороне, просто обманывает себя: на самом деле он точно так же принадлежит Богу, но не хочет этого видеть. Жизнь вселенной проистекает из её Творца.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ветхозаветный Бог по любому сразу представляется иудеям как Спаситель, выведший их из дома рабства.

Это вроде как главная Его особенность. А это конечно благо для человека во вполне гуманистическом смысле этого слова.

 

Впрочем, может это христианство наложило в моем сознании это восприятие Бога Авраама и Исаака прежде всего как Бога спасающего, а может сами иудеи не видят в Торе в Нем Спасителя с той обостренностью с которой мы видим это в Ветхом Завете.

 

Сначала завёл в рабство, потом вывел. Потом долго бил, потом рассеял. Замечательно.

 

Но даже не это главное. Почему в мире столько страдания, если Бог и благ и всесилен? Классический вопрос. Не будучи христианином, я бы не знал что ответить. Даже мыслей бы не было. Что же иудеи-то отвечают? Вот бы сюда хоть одного иудея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, идея о том, что Бог кому-то чего-то должен объяснять, не очень ранняя. А уж что Бог якобы нуждается в оправдании, это вообще просвещенчество какое-то.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ветхозаветное представление о Боге и Евангелие о Христе, это как мироощущение нерожденного младенца, и младенца узнавшего Мать.

И то, и другое имеют в основе своей Любовь, но первое непознаваемо и составляет собой весь мир, второе позволено знать в мире, а значит чувствовать его Любовь. В этом смысле служители Бога (с большой буквы, но бог мусульман не есть Бог) являют собой нерожденных младенцев, не познавших матери в полной мере, но от этого не менее живых, чем уже рожденные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, идея о том, что Бог кому-то чего-то должен объяснять, не очень ранняя. А уж что Бог якобы нуждается в оправдании, это вообще просвещенчество какое-то.

 

Нет, умирающий на Кресте не нуждается в оправданиях. Христианство не отвечает на теодицейные вопросы, оно их уничтожает, лишает сиысла. Нелепо спрашивать у Того, Кого на твоих глазах медленно замучивают насмерть, И КТО ВОЛЕН В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ ЭТО ОСТАНОВИТЬ, но не останавливает, и ты знаешь, что всё это ради тебя - нелепо задавать Ему в этот момент теодицейные вопросы. Не то чтобы они получали здесь ответ, но сами вопросы исчезают.

 

Ну а блаженствующего за гранью мира и оттуда покрикивающего на умирающих о морали - тоже бесполезнл спрашивать, только уже по другой причине, по причине его бесстыдства. Такому "богу" служить невозможно. Можно было бы из страха поклониться, но этот номер не пройдет, ему нужно искренне. А искренне не получится.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не столько зачем, сколько почему. Потому что, как в известном анекдоте, "там" никого больше нет. Нужно быть на стороне Бога, потому что другой стороны не существует. Тот, кто думает, что он на другой стороне, просто обманывает себя: на самом деле он точно так же принадлежит Богу, но не хочет этого видеть. Жизнь вселенной проистекает из её Творца.

 

Но какая-то относительная свобода действий у нас есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иными словами, христианство настолько шокирует человека чувством вины, что он перестаёт задавать вопросы?

Дмитрий, я не понимаю. Не вижу, что евангельская история объясняет, на что она отвечает. Может быть, действительно большинству людей становится легче от того, что кому-то хуже, чем им. Дело в этом? Людям легче оттого, что Богу тоже хуже? Или в чём?

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но какая-то относительная свобода действий у нас есть?

Ага. Относительная свобода разрушить свою жизнь, творя зло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про чувство вины не понял. При чем здесь оно?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, умирающий на Кресте не нуждается в оправданиях. Христианство не отвечает на теодицейные вопросы, оно их уничтожает, лишает сиысла. Нелепо спрашивать у Того, Кого на твоих глазах медленно замучивают насмерть, И КТО ВОЛЕН В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ ЭТО ОСТАНОВИТЬ, но не останавливает, и ты знаешь, что всё это ради тебя - нелепо задавать Ему в этот момент теодицейные вопросы. Не то чтобы они получали здесь ответ, но сами вопросы исчезают.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, это в смысле, что Он умирает ради меня, и в этом моя вина?

Ну да, тоже правильно. Но я не о том. И даже не о благодарности. Я о неуместности. Ну неуместно обсуждать или обдумывать некоторые вопросы в момент, когда перед тобой человек умирает. Даже если не ради тебя. Тем более, начать расспрашивать умирающего об устройстве мира - вообще дико.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...