Перейти к содержанию

Причины малочисленности греко-католиков в России


 Поделиться

Вопрос менявшим обряд с византийского на латинский:  

37 проголосовавших

  1. 1. Если бы были более благоприятные условия для того чтобы практиковать византийский обряд, остались бы вы греко-католиком?

    • Вероятно да.
      16
    • Нет.
      21


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые участники обсуждения (прежде всего, два участника, которые особенно активны на последней странице), что, собственно, вы имеете в виду под "экуменизмом" и "униатизмом"?

 

Из моего понимания:

 

Экуменизм - деятельность направленная на "возведение мостов дружбы" на основе выявления общего что, еще осталось между христианскими конфессиями и параллельно замалчиванием тем, которые вызывают резкие противоречия.

Например, католики православным: "а давайте дружить, ведь у нас и у вас и у нас таинства есть; да и еще 1000 летняя история общая. А про филиокве помолчим".

Или католики протестантам: "друзья, а даваете так у нас же Новый Завет один на всех, чего нам делить. А про то как мы понимаем этот Завет, лучше поговорим позже, но не сейчас".

Т.е. в своей сути, как по мне, стратегически диструкивная деятельность отказа от проповеди и ,возможно, позволяющая снизить накал борьбы, что точно имеет определенные тактические плюсы.

 

Вспоминается проповедь Павла в ареопаге. Как по мне это экуменизм и есть.

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны....

 

Уния - результат и высшая точка миссии и прозелитизма Католической Церкви среди других христианских конфессий, в результате которой группа верюющих из конфессиональной группы принемает догматику (вероучение) всей Католической Церкви с сохранением своей обрядовости. Уния, как по мне благо, ибо других реальных путей возвразщения из раскола я не знаю. Пусть не все вернуться и не сразу, но для тех кто вернется благо и для тех куда вернулись - тоже благо.

Пример деятельности унии: семейство восточных католических церквей.

 

Вы, как мне видится, почти согласились, что экуменизм хорош , а униатизм плох.

 

Я сожалею, что по прочтении наших постов возникло такое ощущение.

Я считал и считаю как раз все наоборот (хотя конечно эпизодически и экумензм бывает хорошо).

 

Единстенные стоящий аргумент "за" экуменизм, пример приведенный Еленой про "заложников". Жизни и возможность нормалной религиозной деятельности 800 тыс. католиков в России дейстительно говорят, что иногда можно и промолчать и не лезть на рожон (не в догматике конечно).

 

Все остальные аргументы, например "политизация унии", я не принял в посте выше, а оппонировал им. Как по мне что есть уния, что ее нет - политизация церкви (не важно какой) прискорбная данность от унии не зависящая (мои примеры с православными церквями и римо-католической в Польше)

 

Да, и Марион, на сколько я понял, сказал что уния как метод тоже имеет место быть (со своими плюсами и минусами) и от нее не отказались совсем, просто оставили как запасной вариант.

Остальное дискутируемо. Тут с Марионом сложно не согласиться. На это вроде поставили точку в рассуждениях вчера.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,1 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Спасибо. Я, вероятно, невнимательно Вас прочел.

 

Единственно, я бы поспорил с определением проповеди апостола Павла как экуменической. "И давайте будем говорить о том, как религия может возвысить человека... [а о воскресении из мертвых помолчим]". Вот тут да, был бы полный экуменизм...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Единственно, я бы поспорил с определением проповеди апостола Павла как экуменической. "И давайте будем говорить о том, как религия может возвысить человека... [а о воскресении из мертвых помолчим]". Вот тут да, был бы полный экуменизм...

 

Нууу..., я конечно имел ввиду более мягкую форму экуменизма.

Павел же не начал речь "вообще-то, вы, друзья, язычники и служите бесам в своих капищах", а попытался найти сначала общие моменты в виде "вы как бы особенно набожны"...

Но это так, небольшое дополнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Из моего понимания:

 

Экуменизм - деятельность направленная на "возведение мостов дружбы" на основе выявления общего что, еще осталось между христианскими конфессиями и параллельно замалчиванием тем, которые вызывают резкие противоречия.

Например, католики православным: "а давайте дружить, ведь у нас и у вас и у нас таинства есть; да и еще 1000 летняя история общая. А про филиокве помолчим".

Или католики протестантам: "друзья, а даваете так у нас же Новый Завет один на всех, чего нам делить. А про то как мы понимаем этот Завет, лучше поговорим позже, но не сейчас".

Т.е. в своей сути, как по мне, стратегически диструкивная деятельность отказа от проповеди и ,возможно, позволяющая снизить накал борьбы, что точно имеет определенные тактические плюсы.

 

 

 

Это не совсем так. Да, с одной стороны это акцент на общих вещах, но это не означает игнорирование и замалчивание доктринальных различий. Богословсский диалог, на котором и обсуждают эти различия, является одним из главных аспектов экуменизма. Католическая Церковь активно ведёт богословский диалог ( взгляньте сюда: https://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/chrstuni/index.htm ), и имеються определённые результаты. Взять хотя бы католическо - лютеранскую совместную декларацию о доктрине оправдания ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F ).

 

 

Катехизис Католической Церкви о экуменизме (ККЦ 820 - 822 https://catholic.tomsk.ru/catechism/0123.htm#s2p3a1t3 ) :

 

К единству

«Христос от начала дал Своей Церкви единство. Мы верим, что оно неотъемлемо существует в Католической Церкви, и надеемся, что оно будет возрастать изо дня в день до скончания века»
. Христос всегда дает Своей Церкви дар единства, но Церковь всегда должна молиться и трудиться, чтобы сохранять, укреплять и совершенствовать единство, которого Христос хочет для нее. Вот почему Иисус Сам молился в час страстей и не перестает молиться Отцу о единстве Своих учеников: «...да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21). Желание вновь обрести единство всех христиан есть дар Христов и призыв Духа Святого
.

Чтобы соответствующим образом ответить на них, требуется:

— постоянное
обновление
Церкви в возрастающей верности ее призванию. Это обновление есть ведущая сила движения к единству
;

обращение сердца
в стремлении вести «более чистую жизнь по Евангелию»
, ибо не что иное, как неверность членов Церкви дару Христову, создает разделения;

общая молитва
, ибо «обращение сердца и святость жизни, вместе с частными и общими молитвами о единстве христиан, должны почитаться душою всего экуменического движения и справедливо могут именоваться духовным экуменизмом»
;

братское знакомство друг с другом
;

экуменическое воспитание
верующих и особенно священников
;

диалог
между богословами и встречи христиан разных Церквей и общин
;

сотрудничество
христиан в различных областях служения людям
.

Забота об осуществлении единства «лежит на всей Церкви, как на верующих, так и на пастырях»
. Но нужно также сознавать, что «этот священный план примирения всех христиан в единстве одной и единой Церкви Христовой превышает человеческие силы и способности». Поэтому мы возлагаем все наши надежды «на молитву Христа о Церкви, на любовь Отца к нам и на силу Духа Святого»
.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Мы никогда этого не допустим: я лично не желаю этого. В Москве - в России - есть только один патриархат: ваш, и для нас не будет иного. Когда какой-нибудь католик, - будь то мирянин, священник или епископ, - поднимает уже не действующее и исчерпавшее себя знамя униатства - это также боль для меня лично. Нужно уважать Церкви, пребывающие в единстве с Римом, однако униатство в качестве пути единства сегодня не работает». Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Католическая Церковь активно ведёт богословский диалог ( взгляньте сюда: https://www.vatican.v...stuni/index.htm ), и имеються определённые результаты. Взять хотя бы католическо - лютеранскую совместную декларацию о доктрине оправдания ( https://ru.wikipedia...%BD%D0%B8%D1%8F ).

Местами двусмысленный, местами прямо лживый документ.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

У меня с одним знакомым произошел спор...

 

Тема была создана очень давно, пять лет тому назад, но она нужна сегодня, это видно по непрерывному приращению комментариев. Мне понравились и показались уместными слова, написанные здесь недавно, вот цитата:

 

"Лично я в свое время на униатство даже бы не посмотрел, я пришел в КЦ через мост экуменического диалога. Сейчас я эту стезю уже покинул, мне экуменические моменты уже не нужны так, как ранее, но в свое время они для меня значили весьма много".

 

Полагаю, что именно так дело и обстоит. Так именуемый "униатизм" не просто дело давно минувших лет, он - явление исчезнувшего аграрного общества, когда тягучую и совершенно безграмотную массу "традиционных христиан" надо было оставлять с привычными для крестьян ритуалами, с дедовским укладом, чтобы всё по-старинке и как у родителей, по старинным книгам... Потому богословская идея сохранения местной церкви со своей самобытностью и находила отклик в сердцах народа. У какой-то его части...

Много ли сердец сегодня - когда на пасхальную литургию приходит что-то около 2% народонаселения - откликнется на замысловатую идею сохранения церковного уклада древних пращуров etc.? Религиозные сюжеты в массах - чистая политика, они воспринимаются исключительно в политическом контексте, а не в связи со старинными кириллическими книгами или Студитским Типиконом.

 

Что же касается нас... богоискателей и философов... не так уж много людей ищет старинного дедовского благочестия по старым книгам. Есть такие люди? Да. Они находят себя в монастырях РПЦ или в старообрядчестве. И их очень мало.

Как правило, человек, имеющий личную связь с православным обрядом и благочестием, но ныне молящийся в католическом приходе с полным каноническим общением, это искатель христианства, веры Христовой. У него нет никаких проблем с новоримским обрядом и русскими литургическими книгами, выпущенными Ищдательством францисканцев в Москве.

 

Изменилось общество. Более того, произошли цивилизационные изменения - не в сообществе, но в головах и в душах! Вот в чём дело. Потому-то уния в смысле "католичества православного обряда" востребована совсем небольшим количеством католиков. Если бы стали открываться католические церкви греко-российского обряда, то люди, конечно, пошли бы... в небольшом количестве. Так же, как есть, например, маленький прирост у старообрядцев (я интересовался этим вопросом). Зададимся вопросом: много ли католиков в РФ покупают Часословы и молитвенники РПЦ и молятся по ним дома? Да таких рад-два и обчёлся.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос обряда не так прост. Возможно и появление новых обрядов. Обряд одновременно важен и условен. Если у меня будет больше времени я постараюсь написать об этом подробнее.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО.

Я думаю, что если бы дали "добро" в Ватикане, греко-католики в России нашлись бы в огромном количестве.

Изменено пользователем Helena
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну наверно все-таки не в огромном, но уж точно на порядок большем, чем сейчас.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Со времени когда это произошло прошло уже порядочно времени, но я забывала написать.

В Москве больше нет греко-католических Литургий на ЦСЯ, остались только на украинском. Лишний раз показывает перспективы греко-католичества в России и как его пытаются "развивать".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаль, конечно.

Не того, жаль, что есть на украинском, потому что хорошо, когда есть много и разного, но плохо, что только на украинском. Значит, дело бл. Леонида Федорова в России идет ко дну.

Осталось значит, причем неформально, окормление украинцев. Причем о перспективах официального присутствия УГКЦ в РФ в настоящее время можно и не мечтать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кажется, на ЦСЯ вообще нет, только на украинском и в других приходах.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...
Традиционно в Католической Цркви украинский галицкий, синодальный новый славянский, старообрядческий старый московский, мелькитский, грузинский итд., рассматриваются как разные обряды, а не как единый византийский.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Развивается потихоньку. Откуда такие данные?...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Сказали в курии, что письмо с просьбой о перемене обряда надо снова писать в Ватикан.

Никто не слышал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хрень какая-то....

Я, правда ходил на Мессу и причащался только в латинском обряде, но формально был и остаюсь греко-католиком. Хотя ради Тридентины может и стал бы заморачиваться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так отцу сказали в курии нашей епархии. Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сказали в курии, что письмо с просьбой о перемене обряда надо снова писать в Ватикан.

Никто не слышал?

На сайте Архиепархии никаких новых документов на этот счет не было. А так не знаю. Все может быть.

У меня как то разговор зашел в инете с одним американским священником о том, что в Москве катехизирующиеся группы оптом переводят в латинский обряд без лишних проволочек, он был в полном шоке. Я не большой знаток бюрократии такого рода, возможно это и правда было злоупотреблением.

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, ну просто раньше переход в другой обряд подписывал владыка Верт.

Что-то поменялось? Тревожно снова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то поменялось? Тревожно снова.

Политическая обстановка, КГБ сказало: "Нечего нам тут западников плодить!" (не на полном серьезе если что)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не, ну аргументы как всегда одни и те же - надо защищать восточные обряды. :)

Бла-бла-бла..

 

Это касается и армянского обряда.

У них вообще запрет на смену обряда.

Один парень пытается, но не может ничего сделать, его не отпускают.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо не "защищать" их путем непущания куда бы то еще, а делать их привлекательными для верующих. Литургии есть, кроме нерегулярных украинских? Нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, сейчас тем более все будет пущено на самотек.

Никто сменой обряда заниматься больше не намерен.

Латинские храмы будут еще более наполнены греко-католиками.

 

Как отец сказал - вот когда будет венчание, тогда будем разбираться. :)

Все равно храмов нет, священников восточных нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...