Перейти к содержанию

Православное и католическое нравоучение


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Существуют ли между ними отличия? В межконфессиональных форумских дискуссиях католическая сторона порой указывает на недостаточную развитость нравственного богословия в Православной Церкви, а также ставит православным в упрек размывание границы между грехом смертным и простительным. Всё же классические православные учебники нравственного богословия такую границу проводят, однако создается впечатление, что взгляд на то, что есть смертный грех, у православных и католиков действительно несколько отличается.

 

Согласно ККЦ, "смертный грех - это тот, который касается серьезной материи и, кроме того, совершен с полным осознанием и с полным согласием". Все эти три условия должны присутствовать одновременно, иначе грех смертным не будет.

 

Теперь для сравнения процитирую то, что пишет свт. Феофан Затворник в "Начертании христианского нравоучения":

 

Грех несмертный, иначе простительный, по противоположности со смертным, есть тот, который не погашает духовной жизни, не отдаляет человека от Бога, не изменяет центра его деятельности, при котором можно без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним в молитве искренно. Такого рода грехов бесчисленное множество (...) Трудно, однако ж, определить, какие именно эти грехи, тем больше, что несмертность греха зависит и от внутреннего расположения духа, а не от одной маловажности предмета его. Решительно только можно, сказать, что все грехи невинного неведения, неосмотрительности ненамеренной, иногда неприличия и неблагоразумия легкого суть грехи несмертные, извинительные, потому особенно, что в них не участвовало намерение и желание сделать что недоброе. Кто, увидев их в себе, осудит отвращением, тому простятся они. Вообще, все легко худое, без сознания худости совершенное, есть грех простительный. Худость таких дел и близость к смертному греху возрастает по мере сознания их худости при совершении их. Это особенно должно сказать о вещах безразличных, когда они совершаются не с худою целью, но и не с доброю, а в естественном их порядке. В последнем случае они могут заимствовать худость от того действия, какое производят на душу человека, например, прогулка может оставлять рассеянность в мыслях и возбуждать движение похоти. Кто заметил, что она имеет худое на него влияние и сознал вместе, что по сему самому он обязан прекратить ее, а между тем не прекращает, тот, очевидно, хотя легко, но оскорбляет совесть, нарушает ее покой и чистоту. Очевидно, что такого рода грех уже выступил из несмертного и очень приблизился к смертному, а учащение действительно превратит его в такой. Ибо больше всего и замирает жизнь духа от развлечений.

 

Таким образом, в православии в качестве смертного может рассматриваться и грех, касающийся легкой материи. Не знаю, быть может, есть и другие нравоучительные различия между православием и католичеством. Но я, конечно, говорю, об общей тенденции: никто ведь на соборном уровне не одобрял то же "Начертание" свт. Феофана как безошибочно выражающее нравоучение Православной Церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так нагромождение ("учащение") вениальных грехов, самих по себе несмертных, приводит к некоторому эквиваленту смертного греха. Как минимум - действительно есть приближение к последнему. Количество переходит в качество.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что такое "некоторый эквивалент смертного греха"? И потом - приближение приближением, а превращение простительного греха в смертный - это уже нечто иное.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Количество переходит в качество.

Это верно. Однако при этом меняется и материя греха. Если, к примеру, человек имеет привычку лгать по незначительным поводам, то рано или поздно он может впасть в более тяжкий грех - скажем, клевету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так нагромождение ("учащение") вениальных грехов, самих по себе несмертных, приводит к некоторому эквиваленту смертного греха. Как минимум - действительно есть приближение к последнему. Количество переходит в качество.

1.Я бы сказал : нагромождение вениальных грехов, приводит к смертому греху.

2. Вениальный грех, временами, может быть более вредным для души чем тот же смертный.

 

Св. Исидор:"Уходите от вениальных грехов, дабы не упасть в смертный".(De norma bene viv.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это верно. Однако при этом меняется и материя греха. Если, к примеру, человек имеет привычку лгать по незначительным поводам, то рано или поздно он может впасть в более тяжкий грех - скажем, клевету.

А разве не так, что привычка к вениальному греху создает не просто in potentia тяжкий грех (возможность тяжкого греха, "может согрешить"), сколько само накопление вениальных грехов при определенной их массе образует то же самое последствие для души человека, которое имеет место при смертном грехе?

Другой вопрос: образуется ли такое последствие само по себе, в силу просто суммы малых грехов, или же сумма малых рождает новое "большое", "смертное" качество. Привыкший лгать в малом рано или поздно солжет и в великом - если вовремя не остановится и не обуздает свою нехорошую привычку.

Я скорее думаю так: губят не сами малые грехи, даже в их большом количестве, ("сумма нулей не даст ничего больше нуля"), но их масса действует развращающе на душу и ослабляет ее внутреннюю защиту от впадения в смертный грех. Но механизм перехода количество в качество здесь остается.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то в проповеди говорили о повседневных грехах, что нам кажется, что ничего страшного, но на самом деле - совершая эти повседневные грехи и множа их - мы сворачиваем с дороги к Богу и идем в противоположном направлении, не замечая этого...Думая, что все нормально и мы с Богом. Мы меняем незаметно направление своей жизни.

 

Вот почему их тоже надо обязательно исповедовать - чтобы их количество не перешло в качество...

 

И еще - непосещение по неуважительной причине Воскресной Мессы по ККЦ приравнивается к убийству - смертный грех, а сестра-монахиня добавила - к убийству своей души....Вот как-то так...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте говорить более предметно. Прогулки на свежем воздухе в примере, приводимом Феофаном Затворником, с точки зрения католического учения, могут быть смертным грехом?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО. Дело не в прогулках. Если есть рассеянность в мыслях, она будет всегда - будет прогулка или нет. Сама по себе прогулка на свежем воздухе не может быть грехом. Нам сказано заботиться о храме Духа Святого, которое суть наше тело.

 

Опять же проблема в мыслях и желаниях - чего человек хочет и соответственно будет искать. Своего или Божьего. На прогулке ли, или около компа, или на диване...Суть не изменится. Но сама прогулка здесь ни при чем, если только не совершается с какой-то определенной греховной целью. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте говорить более предметно. Прогулки на свежем воздухе в примере, приводимом Феофаном Затворником, с точки зрения католического учения, могут быть смертным грехом?

 

Нет.

 

Вот если бы у Феофана вместо "кто заметил, что она имеет худое на него влияние" было бы "кто заметил, что она служит причиной впадения в смертный грех", тогда да. А в его постановке вопроса - нет, не могут.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот если бы у Феофана вместо "кто заметил, что она имеет худое на него влияние" было бы "кто заметил, что она служит причиной впадения в смертный грех", тогда да. А в его постановке вопроса - нет, не могут.

Спасибо! Значит, я прав, и понимание смертного греха у католиков и православных разное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оно может быть, но тут, вообще-то, нужна дефиниция "смертного греха" с православной стороны.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оно может быть, но тут, вообще-то, нужна дефиниция "смертного греха" с православной стороны.

Вот, пожалуйста, у того же св. Феофана Затворника:

 

Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отреваемым от Него; всякий такой грех есть грех смертный.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО. Очень расплывчато...Так всякий грех погашает ревность. А как определить степень погашения ревности?

Например, я поругалась с подругой - мне уже не хочется ни молиться за нее, ни идти к Богу - это уже смертный грех?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно. Во всяком случае, вот это:

Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отреваемым от Него; всякий такой грех есть грех смертный.

как-то перекликается с католическим пониманием эффекта смертного греха.

 

Но все же, если все это понимать буквально, то получится, что всякий сознательный грех у Феофана смертен. Сурово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все же, если все это понимать буквально, то получится, что всякий сознательный грех у Феофана смертен. Сурово.

По всей видимости, так и есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО. Очень расплывчато...Так всякий грех погашает ревность.

Простительный грех, по св. Феофану, "не погашает духовной жизни, не отдаляет человека от Бога, не изменяет центра его деятельности, при котором можно без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним в молитве искренно".

 

Например, я поругалась с подругой - мне уже не хочется ни молиться за нее, ни идти к Богу - это уже смертный грех?

Выходит, смертный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но это нежелание объясняется чувствами, которые вызвала ссора. Будем считать, что ссора незначительная, но ссора. Мне обидно и больно.

Чувства остывают - и я снова в состоянии молится за нее и искать Бога. Я не ощущаю в своем сердце, что в момент ссоры я потеряла Божью благодать. Наоборот, она мне помогает простить ее и молиться за нее, как хочет Бог. Если бы я потеряла благодать - я не смогла бы ЗАХОТЕТЬ простить.. ИМХО.

 

Это просто пример. Я ни с кем не ссорилась. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но это нежелание объясняется чувствами, которые вызвала ссора. Будем считать, что ссора незначительная, но ссора. Мне обидно.

Чувства остывают - и я снова в состоянии молится за нее и искать Бога. Я не ощущаю в своем сердце, что в момент ссоры я потеряла Божью благодать. Наоборот, она мне помогает простить ее и молиться за нее, как хочет Бог. Если бы я потеряла благодать - я не смогла бы ЗАХОТЕТЬ простить.. ИМХО.

Ну, не знаю. У нас казуистика отсутствует напрочь.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, это в значительной мере вопрос тренировки. Для кого-то проезд зайцем в метро уже повод чувствовать себя неуютно на воскресной Мессе, а кто-то и после хорошего прелюбодеяния в полном порядке...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не поняла. :) Получается Вы не можете определить даже в своем сердце - простительный грех или смертный?

Поэтому исповедь перед каждым Причастием?

 

Я в своем сердце знаю - могу я сегодня без исповеди подойти к Причастию или нет. Это только с Богом в сердце разговор. Никто ведь это не контролирует.

 

Ну вот, например, был случай. Прямо перед тем, как ехать в храм на Мессу, я разговаривала с сестрой и случайно сказала злые слова на маму.

Ну так вышло. Моментально я поняла в своем сердце - что не могу пойти к Причастию. Хотя на исповедь до этого не собиралась.

Потому что всплыли в голове слова Бога - "Злословящий отца или мать смертью да умрет". Марк.7:10

И ощущение потери благодати...

Кстати, заповедь "Почитай отца и мать" единственная, которая дает обетование - "да продлятся дни твои на земле"...

 

Все. Пришлось идти в конфессионал, и только потом к Причастию. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, это в значительной мере вопрос тренировки. Для кого-то проезд зайцем в метро уже повод чувствовать себя неуютно на воскресной Мессе, а кто-то и после хорошего прелюбодеяния в полном порядке...

Может быть и так, наверное... :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не поняла. :) Получается Вы не можете определить даже в своем сердце - простительный грех или смертный?

Я-то могу, а вообще - кто как. Иногда действительно не различают смертный грех и простительный.

 

Поэтому исповедь перед каждым Причастием?

Возможно, отчасти поэтому. Но в первую очередь это связано с прежней практикой редкого причащения. Причем обязательная исповедь - именно русская практика, которая на священнослужителей не распространяется. Они порой вообще редко исповедуются - раз в год или чуть чаще. При неразличении смертного и простительного греха, выходит, что священник может дерзнуть совершать богослужение в состоянии смертного греха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все чаще убеждаюсь, что исповедь нужна перед каждым Причастием.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все чаще убеждаюсь, что исповедь нужна перед каждым Причастием.

Не согласна. :)
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...