Перейти к содержанию

Второй Третий Рим


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

По сути же празднуется четверть века со дня горбачевского эдикта: в 1988 году, в связи с достаточно условным юбилеем Крещения Руси, он даровал Православной церкви в СССР примерно ту же свободу, что и некогда Константин.

 

Празднование, разумеется, имело ясно выраженный политический характер. Большинство наблюдателей замечали лишь вещи достаточно очевидные и потому неинтересные: на сколько опоздал Путин, как он беседовал с Януковичем и проч. Но ведь существует еще и внутрицерковная политика — ей, как и Миланскому эдикту, семнадцать веков, интриги там бывают не менее сложными, а уж длятся куда дольше, чем в скоротечных и поверхностных постсоветских столкновениях.

 

В юбилейных празднованиях приняли участие предстоятели многих поместных православных церквей, вплоть до патриарха Александрийского и всея Африки Феодора — но только не той церкви, которая, собственно, и крестила Русь. Константинопольский патриарх Варфоломей не приехал, зато прислал в Киев послание на украинском языке. В нем он напомнил, что именно Константинополь имел пастырское попечение над Украиной вплоть до XVII века, благословил усилия, направленные на достижение единства между украинскими православными, и заверил: «...как Вселенский Патриархат и Ваша Мать Церковь… мы будем продолжать наши усилия ради единства и процветания православных людей».

Нет никаких сомнений, что патриарх Варфоломей действительно желает всякого блага украинским верующим. Но одновременно это послание — еще одна острая реплика в старом и, по сути, неразрешимом споре Константинополя с Москвой, в споре Второго Рима с Третьим о том, каким должно быть всемирное православие и кто его возглавляет.

Город Константинополь был основан тем самым императором Константином как Новый Рим, столица империи, которая очень скоро стала христианской. Первым епископом в этой империи был епископ старого, итальянского Рима, за которым и закрепилось название «папа». Но вторым уже с IV века считался епископ Константинополя. Собственно, разделение между католиками и православными во многом определялось спором между этими двумя кафедрами: Старый Рим требовал от Нового подчинения, а Новый соглашался признать за ним лишь «первенство чести», сохраняя за собой полноту власти на собственной территории. Да и немудрено: долгие века Византия оставалась самым сильным, славным и просвещенным государством христианского мира. Думаю, не надо напоминать никому, что церковь Киевской Руси берет начало из Константинополя, да и среди русских епископов было немало греков.

 

Но в 1204 году Константинополь захватили и разграбили крестоносцы, а в 1453 году то же самое сделали турки, превратив его в Стамбул. Патриархи, утратив былое политическое величие, оказались в заложниках у иноверцев — впрочем, старых канонов никто не отменял, и они по-прежнему считали себя старшими во всем православном мире, тем более что епископы других великих городов (Антиохии, Александрии, Иерусалима) оказались в точно таком же положении задолго до константинопольских.

 

При этом в последние византийские десятилетия Константинополь не раз пытался восстановить прерванное общение с Римом, надеясь получить от него военную помощь и политическую поддержку. Впрочем, надежды эти не оправдались — зато еще одно православное государство, Московское княжество, сочло, что Константинополь отступил от правой веры, и потому в 1448 году собор, созванный московским князем, самостоятельно избрал «митрополита Московского и всея Руси», не спрашивая согласия греков.

 

С той поры и почти на полтора века (!) между этими двумя церквами фактически существовал разрыв. Он не был основан на догматических разногласиях (как получилось с католиками), но, несомненно, так накапливалось множество мелких различий в обрядах, да и просто в подходах к церковной жизни. Константинополь выживал под турками, Москва, напротив, расширяла границы, богатела и начинала себя ощущать единственным православным государством в мире — преемницей Византии, Третьим Римом. И восточные патриархи теперь могли обращаться за помощью только туда. В конце XVI века проблемы были улажены, а московская кафедра была объявлена патриаршей — на Руси появилась совершенно независимая церковь, которая к тому же, единственная во всем православном мире, могла опереться на казну и армию православного государя, как в византийские времена. А это дорогого стоит.

 

Полностью статья здесь: https://www.mn.ru/fri.../353312593.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Церковной политике 1700 лет? Наивные люди! Она началась задолго до Миланского эдикта. А если серьезно, то в свое время (при Богдане Хмельницком) Константинополь передал Киевскую митрополию под управление московского патриархата "до тех пор, пока Малороссия входит в состав московского государства". Еще в позднесоветское время эту формулировку спокойно цитировали в исторической литературе, потому что казалось, что она означает "навечно". Сейчас ее в МП обходят молчанием, но, можно быть уверенным, в Константинополе ее не забыли. А поскольку в дипломатии самая сильная угроза - это нереализованная, Константинополь может очень долго намекать Москве о своих возможностях и каждый раз получать отступное. Вот только теперь, кажется, государство сокращает финансирование МП и менее охотно применяет дипломатическое давление в ее интересах - договариваться с Константинополем будет сложнее.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё правильно. Будущее Православия - Киев, а не Москва.

Само собой. Москва это "вавилонская блудница" на семи холмах!vise.gif

Оснований провозглашать себя "будущим православия" нет вообще ни у кого. Всяк кулик свое болото хвалит.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Константинополь может очень долго намекать Москве о своих возможностях и каждый раз получать отступное.

Какое отступное? Денег что ли? Не похоже чтобы КП сильно нажился на РПЦ с тех пор как Украина вышла из состава СССР. От былого влияния у них осталась только историческая роль первенства среди ПЦ, которая сейчас скорее декоративная: в каком порядке строиться епископам на богослужении. РПЦ многих представителей прочих ПЦ раздражает, но с ней приходится считаться, т.к. она как ни крути самая большая, точнее она одна почти как все прочие вместе взятые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...