Перейти к содержанию

Маленький саженец святого отца Франциска


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

11 августа католики в очередной раз вспоминают, что наше многосуетное время неразрывно и куда как ближе, чем мы привыкли думать, связано со вдумчивым Средневековьем: в этот день празднуется память святой Клары Ассизской, жившей в далеком XIII веке и ставшей в 1958 году покровительницей такого современного явления, как телевидение.

 

Житие этой святой отчасти похоже на роман, от которого захватывает дух – и узнать об этой женщине полезно и тем, кому интересен орден клариссинок или ученичество у самого Франциска Ассизского, и тем, кто просто хочет узнать о жизненных перипетиях молодой знатной девицы, всем сердцем стремящейся к монастырскому уединению.

 

492px-simone_martini_047.jpg

Клара Ассизская. Изображение художника Симоне Мартини в капелле базилики Св. Франциска в Ассизи (14 век).

 

***

 

Клара (до пострига – Кьяра) происходила из семьи, ведущей свой род от самого Карла Великого: она была старшей дочерью знатного, уважаемого и богатого дворянина Скифи ди Оффредуччо и его супруги донны Ортоланы. Девочка родилась 16 июля 1194 года. Мать с детства приучала Клару к церковным службам, они совершили паломничество в Рим и Иерусалим, с самых ранних лет вместо сказок Клара слышала рассказы о святых, а потому и сама «всегда желала говорить о вещах божественных», как скажет позднее ее родственник. Одна из подруг девочки пойдет дальше: на процессе канонизации она смело заявит, что «Клара была канонизирована еще во чреве матери». Так громко, возможно, говорить не следует, но факт подтверждается со всех сторон: несмотря на тяготы и лишения, Клара с детства росла благочестивой и глубоко верующей, смиренной, кроткой и крайне стойкой в своей вере.

А тяготы и лишения были: несмотря на всю знатность и богатство, семейство Оффредуччо было вынуждено покинуть Ассизи и удалиться в Перуджу. Сложно сказать, была это ссылка, или просто изгнание, одно известно точно: несколько лет Клара с родителями и другие богатые и знатные семьи провели вне стен родного города. По возвращении домой на 12-летнюю Клару – тогда еще прелестную Кьяру – обрушилась новая напасть: отец решил, что она уже вошла в брачный возраст, так что пора совершить какой-нибудь удачный брачный союз. Мольбами и уговорами девочке удалось уговорить родителей повременить с ее замужеством, но когда ей исполнилось уже 18 лет, терпение отца кончилось. Впрочем, кончилось оно и у Кьяры – тем более, что ее сердце уже несколько лет было плотно и непоколебимо занято.

Избранником девушки был вовсе не знатный и богатый вельможа, как хотелось бы дону Оффредуччо, да и нельзя было назвать молодого проповедника Франциска избранником в том земном смысле этого слова, которое вкладывали в него родители. Девушка всем сердцем стремилась слушать пламенные проповеди Франциска, которые, несмотря на отсутствие у оратора священнического сана, местный епископ поручил ему читать в городском соборе – хотя еще совсем недавно относился к молодому человеку очень настороженно! Этот же епископ сыграет свою определенную роль и в судьбе Кьяры-Клары.

Осознав, что отец настроен решительно, девушка решилась на побег из родительского дома. Не только Франциск, но и упомянутый епископ Гвидо обещали ей всяческую поддержку. И вот, наступил назначенный день: Вербное воскресенье 1212 года. Согласно традиции, Клара отправляется вместе с другими девушками из знатных семейств в шествие, которое должно закончиться на ступенях алтаря, поднявшись на которые каждая участница получается из рук епископа пальмовую ветвь. Но ее голова занята мыслями о предстоящем побеге, о том, что она идет против воли отца и расстраивает мать, а так же о том, что уже скоро исполнятся ее мечты, и она, приняв постриг, войдет в стены бенедиктинской обители, где на первое время решили спрятать ее Франциск и Гвидо. Клара с трудом проходит путь процессии, а перед ступенями опускается без сил. Тогда епископ сам спускается к ней и торжественно и ласково вручает ей пальмовую ветвь: как знак того, что ее намерения одобрены и угодны Богу. Клара исполняется сил и продолжает участвовать в праздничной службе.

Вечером того же дня задняя дверь дома Оффредуччо едва слышно отворилась. Обычно такие двери использовали для выноса тел усопших, но сейчас сквозь нее проскользнула девичья фигурка. Этот момент очень символичен: Клара снова и снова подчеркивала свою смерть для мира и рождение для новой жизни. Через несколько часов это рождение состоялось: Франциск, на сей раз наделенный епископом Гвидо полномочиями не только проповедовать, но и принять монашеские обеты, обрезал роскошные золотые волосы Кьяры, выбрил ей тонзуру и дал новое имя. Старая жизнь закончилась решительно и бесповоротно.

 

1300620592_22_nevsepic.com_.ua_.jpg

Симоне Мартини. Св. Клара Ассизская. 1317 г.

 

Однако отец новопостриженной монахини не желал смириться с таким положением вещей. Узнав о побеге дочери, он посылает вооруженных людей в тот монастырь бенедиктинок, где укрылась девушка. Применять оружие в обители преследователи все же не стали, да и решимость их была сломлена клариной твердостью в принесенных обетах и нежеланием хоть на секунду вернуться к прошлой жизни. Посланные удалились ни с чем, однако настоятельница попросила Франциска избавить ее монастырь от такой беспокойной жительницы – Кларе пришлось искать новое пристанище.

Спустя неделю бедного дона Оффредуччо ждал новый удар: сбежала и вторая, средняя его дочь Агнесса, пожелавшая следовать за сестрой. Тут отец уже не церемонился, девочку грубо схватили, буквально перекинули через плечо и понесли в сторону дома. Однако было явлено настоящее чудо: чем дальше от монастыря отходили родственники со своей драгоценной поклажей, чем тяжелее она становилась, в конце концов сравнявшись по весу с неподъемным камнем.

Стоило повернуть обратно, как каждый шаг облегчал вес девицы, так что к обители она прибыла снова обычным человеком. Безутешному отцу пришлось смириться и с этой потерей. Надо сказать, что на этом монашеские обеты не прекратились в семействе Клары: после смерти сурового отца в обитель удалилась и третья, младшая дочь Беатриче, а следом за ней нашла утешение в стенах обители и благородная донна Ортолана. Более того, к ним присоединятся практически все подруги Клары, предпочтя монашество возможности блестящего брака, основав тем самым сестричество «Бедные женщины святого Дамиано» под руководством все того же Франциска.

 

st-clare-assisi.gif

 

Он же помогал и Кларе, главной заботой которой при создании новой общины клариссинок была привилегия на право абсолютной бедности. Эта милость даровалось только Папой, а суть его состояла в том, что никто и никогда не будет иметь права даже просто словами призывать сестер иметь хоть какую-то собственность. Клара долго и настойчиво добивалась у римского папы Григория IX такой привилегии, и в конце концов священнослужитель сам отправился к клариссинкам, чтобы убедить их быть менее строгими к собственной жизни, однако в результате им была подписана «Привилегия высочайшей бедности».

Клара хлопотала о документальных подтверждениях не просто так: именно на нее Франциск Ассизский возложил обязанности настоятельницы нового ордена. По свидетельству сестер, все распоряжения она отдавала смиренно, кротко и даже боязливо – впрочем, они касались скорее ежедневной бытовой жизни, ведь весь Устав был досконально прописан самим Франциском. В соответствии с ним – и даже сверх того – Клара изнуряла себя постом, молитвой и работой, что не могло не привести к болезни. Прикованная к постели – точнее, к тому камню, что служил ей кроватью, – больше всего монахиня переживала о том, что не может увидеть праздничную мессу в честь Рождества Христова. Тогда случилось чудо, которое и легло в основу «назначения» Клары Ассизской покровительницей телевидения: на стене ее кельи возникло изображение, во всех подробностях транслирующее торжественную мессу из их храма.

Закат жизни святой ознаменован еще одной папской подписью. Клара просила нового папу Иннокентия IV подписать Устав, который она написала для своих последовательниц – а в то время это было немыслимым явлением! Иннокентий посетил монастырь, в ответ на просьбу настоятельницы отпустить ей грехи воскликнул, что хотел бы так же нуждаться в прощении, как и она, а потом пообещал прислать подписанный документ. Обещание было выполнено, явив еще одно чудо: Клара была так настойчива в своих просьбах еще и потому, что дни ее уже были сочтены, но она твердо говорила, что не умрет, пока не поцелует печать на папской булле. Как только документ был доставлен, она поцеловала печать и на следующий день умерла. Спустя всего два года, в 1255 году, Клара Ассизская была канонизирована.

 

800px-santa_chiara_assisi.jpg

Базилика Святой Клары в Ассизи

 

***

 

«Я – Клара, маленький саженец нашего святого отца Франциска», – говорила сама о себе эта святая. «Ярко горящий свет для всех женщин» – как точно скажут о ней другие. Тот пример для подражания, который стирает все конфессиональные различия, оставляя одну непререкаемую Истину: искреннюю и неподдельную любовь ко Христу.

 

468px-fresco_depicting_clare_of_assisi_holding_a_lily.jpg

Клара с лилией в руке на фреске Джотто (14 век).

 

Статья Ольги Немчиковой https://www.matrony.ru/malenkij-sazhenec-svyatogo-otca-franciska/

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Клара (до пострига – Кьяра)

 

Не-не. Кьяра (Chiara) - испорченная, итальянская версия латинского имени Клара (Clara) со значением "светлая, ясная; знаменитая".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

Файл:Simone Martini 047.jpg

 

Сколь ярка сила этого света…

Фрагмент катехетической беседы Папы Бенедикта XVI 15 сентября 2010 года

Одной из наиболее почитаемых святых, несомненно, является святая Клара Ассизская, жившая в XIII веке, современница св. Франциска. Ее свидетельство показывает, насколько Церковь обязана таким отважным и богатым верой женщинам, как она, способным придать решающий импульс для обновления Церкви.

В одном из четырех писем, которые Клара послала св. Агнессе Пражской, дочери короля Богемии, пожелавшей последовать по ее стопам, она говорит о Христе, своем возлюбленном Женихе, используя поражающие своей смелостью и одновременно волнующие выражения: «Любя Его, Вы целомудренны, прикасаясь к Нему, становитесь чище, отдаваясь Ему, Вы девственны. Власть Его сильнее всех, щедрость Его возвышеннее всех, Лик Его прекраснее всех, любовь Его нежнее всех и всякая благодать Его изысканна. И вот Вы уже в Его крепких объятьях, и Он украсил Вашу грудь драгоценными каменьями… и увенчал Вас золотым венцом с вырезанным на нем знаком святости» («Lettera prima»: FF, 2862).

Св. Франциск, особенно в начале ее религиозного опыта, был для Клары не только учителем, наставлениям которого она следовала, но и близким другом. Дружба между двумя этими святыми была очень красивой и важной для них обоих. В самом деле, когда встречаются две чистые души, охваченные пламенем одной и той же любви к Богу, из этой взаимной дружбы они черпают сильнейший стимул к тому, чтобы пройти путь совершенства. Дружба является одним из самых благородных и возвышенных человеческих чувств, которое очищается и преображается Божественной благодатью.

Подобно св. Франциску и св. Кларе, и другие святые также пережили глубокую дружбу на своем пути к христианскому совершенству, например св. Франциск Сальский и св. Иоанна Франциска де Шанталь. И именно Франциск Сальский пишет: «Как это прекрасно, что мы можем любить на земле, как любят на небе, и учиться любить друг друга в этом мире так, как мы будем любить вечно в другом. Я не говорю здесь о простой любви милосердия, ибо мы должны иметь ее ко всем людям; я говорю о духовной дружбе, в которой двое, трое или больше людей объединены набожностью, духовными чувствами и становятся по-настоящему едины духом» («Introduzione alla vita devota» III, 19).

Проведя несколько месяцев в других монашеских общинах, противостоя давлению своих родных, которые вначале не одобрили ее выбора, Клара вместе с первыми сестрами остановилась в церкви Св. Дамиана, где братья меньшие устроили для них маленький монастырь. В этом монастыре она прожила до 1253 года, более сорока лет, до самой смерти. Из первых рук до нас дошло описание, как жили эти женщины в те годы, в начале францисканского движения.

Это восхищенный рассказ одного фламандского епископа, посетившего Италию, Жака де Витри, который утверждает, что нашел там великое число мужчин и женщин всех социальных слоев, которые, «оставив все ради Христа, бежали от мира. Они называли себя братьями меньшими и сестрами меньшими и снискали великое уважение Папы и кардиналов… Женщины живут вместе в различных богадельнях недалеко от городов. Они ничего не получают и живут делом своих рук. И они весьма опечалены и смущены, ибо клирики и миряне почитают их больше, чем им хотелось бы» («Lettera dell’ottobre 1216»: FF, 2205, 2207).

Жак де Витри уловил с прозорливостью характерную черту францисканской духовности, к которой Клара была очень чувствительна: радикальность бедности в сочетании с полным упованием на Божественное Провидение. Поэтому она действовала с великой решимостью, получив от Папы Григория IX или, вероятно, уже от Папы Иннокентия III так называемую «Privilegium Paupertatis», привилегию бедности (ср. FF, 3279). На основе этой Привилегии Клара и ее духовные сестры из церкви Св. Дамиана не могли обладать никакой материальной собственностью.

Это было поистине чрезвычайное исключение по отношению к действовавшему каноническому праву, и церковные власти того времени предоставили привилегию, ценя плоды евангельской святости, которые они признали в образе жизни Клары и ее духовных сестер. Это свидетельствует о том, что и в Средневековье роль женщин не была второстепенной, но значительной.В связи с этим следует упомянуть, что Клара стала первой женщиной в истории Церкви, которая составила письменное Правило, представив его на одобрение Папы, с тем чтобы харизма Франциска Ассизского сохранялась во всех женских общинах, которых становилось все больше и больше уже в ее времена и которые желали вдохновляться примером Франциска и Клары.

В монастыре Св. Дамиана Клара героически практиковала добродетели, которые должны отличать каждого христианина: смирение, дух благочестия и покаяния, любовь к ближнему. Будучи настоятельницей, она желала лично служить больным сестрам, беря на себя даже самые скромные задачи: ведь любовь к ближнему преодолевает любое сопротивление, и тот, кто любит, приносит всякую жертву с радостью. Ее вера в присутствии Святых Даров была столь велика, что дважды это проявилось чудесами. Лишь при помощи выставленных Святых Даров она удалила солдат-сарацин, которые уже были готовы напасть на монастырь Св. Дамиана и разграбить город Ассизи.

Эти эпизоды, а также другие чудеса, которые сохранились в памяти, побудили Папу Александра IV причислить Клару к лику святых всего через два года после ее смерти, в 1255 году, воздавая ей похвалу в булле канонизации, в которой читаем: «Сколь ярка сила этого света и сколь сильно сияние этого светлого источника! Воистину, этот свет держал себя сокрытым в убежище затворнической жизни, прорываясь за ее пределы яркими проблесками; он сиял в тесной монастырской келье и распространился на весь мир. Клара скрывалась; но ее жизнь была явлена всем. Клара молчала, но ее слава кричала» (FF, 3284). И это именно так, дорогие друзья: святые меняют мир к лучшему, преобразуют его надолго, вводя в него энергии, которые может вызвать только любовь, вдохновенная Евангелием. Святые являются великими благодетелями человечества!

Источник: Мир и Добро

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...