Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Ереси и новый Катехизис УГКЦ

Filioque примат папы

Сообщений в теме: 90

#41 Oleg-Michael

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 2 689 сообщений
  • ГородMoscovia
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 27 Январь 2015 - 12:00

Я наткнулся в ЖЖ на перепост неизвестного мне автора, оригинал тут: https://illusoryshado....com/44896.html . Текст позволю себе привести полностью, и хотелось бы комментариев от братьев греко-католиков: так ли это всё?

В продолжение темы о том, что Осипов в тренде.

Многолетние усилия профессора МДАиС Алексея Ильича Осипова по популяризации своего взгляда на Евхаристию привели наконец к тому, что он был официально провозглашен верным. Правда, произошло это не в РПЦ, как, наверное, хотелось бы его сторонникам, и не в АЦВ, чего ждали бы его оппоненты. Внезапно многолетняя борьба профессора с засильем схоластики привела к канонизации его точки зрения в католичестве.

А именно, на точку зрения проф. Осипова встал не кто-нибудь, а официальный Катехизис УГКЦ "Христос - наша Пасха", утвержденный Синодом УГКЦ в 2011 году (издан: Львов, 2012, 336 + 64 илл.). Катехизис, по его собственным словам, является свидетельством киевской христианской традиции в вселенском христианстве, и обращен как к верующим УГКЦ, так и других Церквей, раскрывая веру Церкви.

Я не буду пересказывать позицию проф. Осипова по Евхаристии, она хорошо известна. Интересующиеся полемикой знают, что по существу вопроса со стороны оппонентов учения о пресуществлении приводится чрезвычайно мало святоотеческих цитат, и я их просто назову: одна цитата из сщмч. Иринея, две из св. Иоанна Дамаскина, одна из неизвестного латинского компилятора (цитата из Феодорита приписана свт. Иоанну Златоусту), одна из прп. Макария (близкая к апокрифической: мало того, что сам текст не из стандартного собрания, так еще и перевод Дунаева все время так перевирают, что кажется, будто это разные переводы) и одна из прп. Симеона Нового Богослова (уже на грани цитат по существу и не по существу). Если отбросить цитаты анонима и Макария и учесть, что Симеон, как учитель Никиты Стифата, точно не желанный гость в катехизисе УГКЦ (правда, Миколе Кавасиле в Катехизисе место нашлось: племянник за дядю не отвечает), то ни на что, кроме цитат Иринея и Иоанна Дамаскина там надеяться не приходится. И они там именно и есть!

В разделе "Земное и небесное" (пар. 438 на стр. 146) приведена и знаменитая цитата из Иринея про то, что Евхаристия состоит из земного и небесного, и две цитаты из Дамаскина про соединение угля с огнем и про принятие хлеба в состав тела при поедании. Казалось бы, это смягчается тем, что в этом же параграфе упоминается, что в Евхаристии земное и небесное соединено потому, что во Христе соединено Божество и человечество. Однако позднее определенно выражается, что это только аналогия (пар. 441, стр. 147), что более того, Евхаристию надо понимать на примере воплощения Сына Божия (пар. 440, стр. 146; между прочим, эта аналогия опровергалась в сравнительно недавнем заключении Синодальной Богословской комиссии РПЦ МП по поводу Братиславских православно-лютеранских соглашений о Евхаристии). Показательно, что авторы Катехизиса ничего не говорят о пресуществлении (можно сколько угодно говорить о том, что термин чужд православному востоку, но уж униатству-то он точно не чужд, Михаил Палеолог свидетель), ничего не говорят о хранении Даров после Литургии, зато довольно много говорится о том, что Христос сотворил (учинил) хлеб и вино Телом и Кровью, чтобы Телом Его стало все человечество и все творение (sic!) - пар. 434, пар. 441. Это находит полные параллели, например, у Оливье Клемана в "Истоках", невозможно удержаться от цитаты (внимание! из Клемана, не из Катехизиса УГКЦ, - последний я всегда пересказываю просто из-за того, что он написан на украинском языке): Тело Евхаристии есть тело как исторического Иисуса, так и воскресшего Христа. Это тело лежащего в яслях младенца тело, страдающее на кресте, — ибо хлеб «преломлен» и кровь «излита»; тело воскресшее и прославленное. Когда говорят с «теле», следует понимать под этим все человечество. После Воскресения и Вознесения это человечество Бога обнимает мир и тайно преображает его. Хотя уже и тело исторического Иисуса, из–за безумной любви заключившего Себя в ничтожную частицу пространства и краткое мгновение времени, в действительности заключало в Себе пространство и время ибо не было телом отдельного индивидуума, ломающего человеческую природу, чтобы присвоить ее, но телом Божественной Личности, воспринявшей эту природу и весь мир, чтобы принести их в дар. Будучи воплощенным, Логос оставался в действительности субъектом логосов, духовных сущностей всех тварных существ…

Это же богословие находим у проф. Осипова, напр., в статье в журнале "Встреча" 2 (23) 2006: "Восприятие Евхаристических даров - не новое Воплощение, а реальный акт процесса осуществления конечной его цели - обожения всей твари".

Таким образом, мысль авторов Катехизиса вполне ясна. В условиях панического бегства УГКЦ от предыдущих позиций в разделе не нашлось места цитатам не только униатских авторов, но даже и обещанных авторов "киевской традиции" - что, кажется, ясно показывает, что задача раздела совсем в другом. Какую киевскую традицию, какое восточное богословие выражает Ириней Лионский?! А вот эту цитату из "Слова" митрополита Илариона авторы не привели, угадайте почему:

И уже не капище сътонино съграждаемь, нъ Христовы церкви зиждемь; уже не закалаемь бЪсомъ другъ друга, нъ Христос за ны закалаемь бываеть и дробимъ въ жертву Богу и Отьцю. И уже не жерьтвеныа крове въкушающе, погыбаемь, нъ Христовы пречистыа крове въкушающе, съпасаемся.

Кстати, насчет "спасаемся". Авторы деликатно умалчивают об оставлении грехов в Евхаристии. В последнем разделе, где эта тема наконец поднимается (пар. 446, стр. 148) "оставление грехов" поставлено в такую тесную связь с их "исповеданием", что в итоге даже не ясно, является ли причиной оставления грехов Евхаристия сама по себе или нет.

Единственным положительным моментом в этом движении на "мистический Восток" является признание того, что дары все-таки освящаются во время эпиклезы (пар. 260, стр. 93 и 381, стр. 128), в то время как установительным словам отдана только роль воспоминания (пар. 377, стр. 127 и пар. 443, стр. 147). Правда, это трудно назвать особым продвижением после того, как КЦ признала валидной литургию Мар Аддая, принятую в АЦВ, где установительных слов нет вообще.

Поводов поразмыслить хватает и в других разделах Катехизиса. Так, если целью крещения взрослых названо оставление грехов и принятие благодати сыноположения (415, стр. 138), а крещения детей - принятие благодати сыноположения (418, стр. 139), то угадайте, что авторы Катехизиса УГКЦ думают о первородном грехе? Под первородным грехом в тексте вообще понимается только грех прародительский (пар. 148, стр. 60) в самом узком смысле; среди последствий грехопадения не найдется указания на то, что люди стали чадами гнева Божия.

Прошу прощения, текст импровизированный, не знаю, чем закончить. Разве что словами Писания: Всяк мимоходяй сквозе его позвиждет и воздвигнет руце свои (Соф. 2:15).
Paien unt tort + e chrestiens unt dreit

#42 panpotworny

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 219 сообщений
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 28 Январь 2015 - 23:57

а я слышал, что в на Литургиях в ГКЦ Символ читают по-православному. Это так?
Cogitor ergo sum

#43 Mar!a

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 851 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 08:18

По-православному в смысле без филиокве? Да, так.

upd: забыла уточнить что я говорю о ГК Литургии в синодальном варианте на ЦСЯ.

Сообщение отредактировал Mar!a: 29 Январь 2015 - 10:08


#44 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 738 сообщений
  • ГородCracovia
  • Вероисповед.:ПЦ (другая)

Отправлено 29 Январь 2015 - 09:20

В Париже, во Владимирском соборе, поют с Filioque.

Сообщение отредактировал Владимир М.: 29 Январь 2015 - 09:21


#45 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 12 966 сообщений
  • ГородКанада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 10:03

Где - как. Но Символ веры без филиокве, хотя это и, с моей точки зрения, не совсем правильно, на самом деле не отменяет филиокве. Так читали первую тысячу лет.
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.

#46 Oleg-Michael

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 2 689 сообщений
  • ГородMoscovia
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 10:19

Да, хотя одно дело - не включать какую-то часть вероучения изначально (как не говорится в Символе, например, о Евхаристии или о священстве: эти догматы покрываются словами "et unam sanctam Catholicam et Apostolicam Ecclesiam", с латыни это место точнее звучит не "верую в Церковь", а "верю Церкви", т. е. всему, чему Церковь учит). А несколько другое - намеренно ее оттуда исключать. Это уже нехороший признак.
Paien unt tort + e chrestiens unt dreit

#47 Mar!a

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 851 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 11:20

Просмотр сообщенияOleg-Michael (29 Январь 2015 - 10:19) писал:

"et unam sanctam Catholicam et Apostolicam Ecclesiam", с латыни это место точнее звучит не "верую в Церковь", а "верю Церкви", т. е. всему, чему Церковь учит

Но язык первоисточника Никео-Цареградского Символа веры все же греческий, а там именно "верю в Церковь", а не Церкви. Так что перевод на славянский и русский вполне точен.

#48 Oleg-Michael

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 2 689 сообщений
  • ГородMoscovia
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 12:28

Тут я должен гордо встать в позу и сказать: "Но язык Святой Римской Церкви, она же есть всех Церквей Матерь и Наставница - это латынь", но не буду :).
Paien unt tort + e chrestiens unt dreit

#49 Amtaro

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 12 966 сообщений
  • ГородКанада
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 17:35

Это уже нехороший признак.

Согласен, не шибко хороший. Но даже опущение филиокве в символе не означает отказа от его исповедания.
Для процветания зла нужно, чтобы хороший человек ничего не делал.

#50 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 738 сообщений
  • ГородCracovia
  • Вероисповед.:ПЦ (другая)

Отправлено 29 Январь 2015 - 17:40

Не понимаю, что тут нехорошего.

#51 Oleg-Michael

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 2 689 сообщений
  • ГородMoscovia
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 29 Январь 2015 - 18:06

Ну, что вы не понимаете - это как раз неудивительно, странно было бы, если бы наоборот ;). (Хотя не оставляю упования, что когда-нибудь...) А по мне, так значимыми являются не только сами литургические практики, но и то, какие именно изменения в них происходят и чем это объясняется. Насколько я знаю, в УГКЦ с момента Св. Унии и вплоть до выхода из подполья пели "с филиокве". Вопрос: надо ли отказываться от этой многовековой практики, отражающей к тому же католическую веру, и если надо - то зачем?
Paien unt tort + e chrestiens unt dreit

#52 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 738 сообщений
  • ГородCracovia
  • Вероисповед.:ПЦ (другая)

Отправлено 29 Январь 2015 - 20:28

Просмотр сообщенияOleg-Michael (29 Январь 2015 - 18:06) писал:

Ну, что вы не понимаете - это как раз неудивительно, странно было бы, если бы наоборот ;).
Да, но дело в том, что мне непонятно, даже если исходить из католического взгляда на данный вопрос.

Цитата

Вопрос: надо ли отказываться от этой многовековой практики, отражающей к тому же католическую веру, и если надо - то зачем?
Раз язык богослужения не греческий, то не надо.

#53 ioann22

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 008 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 30 Январь 2015 - 20:50

Если, например, литургическую фразу "преложив Духом Твоим Святым" заменить на "пресуществив Духом Твоим Святым", то очевидно, что замена будет в сторону большей богословской точности, а значит к лучшему. Отказ от прогресса и большей точности в сторону туманности и меньшей точности — это уже будет подозрительно. А вдруг отказывающиеся не веруют в пресуществление? Так и с Филиокве. Отказ от чтения Символа без Филиокве подозрителен. Ну читали бы так: "И в Духа Святаго, от Отца чрез Сына исходящего". Тогда подозрение уменьшилось бы.

#54 Solowhoff

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 611 сообщений
  • ГородUkraine
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 30 Январь 2015 - 21:42

Просмотр сообщенияpanpotworny (28 Январь 2015 - 23:57) писал:

а я слышал, что в на Литургиях в ГКЦ Символ читают по-православному. Это так?
До 2ВС в УГКЦ читали с филиокве. После него начались поиски "восточной идентичности" :angry:
С христианской любовью, без пролития крови, на всеочищающем огне!

#55 Konst

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 756 сообщений
  • ГородНовокузнецк, Сибирь, Кузбасс.
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 31 Январь 2015 - 11:05

Ну и ладно. Пусть: " от Отца, чрез Сына.." Разве так не хотят? Точно по Библии...

#56 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 738 сообщений
  • ГородCracovia
  • Вероисповед.:ПЦ (другая)

Отправлено 31 Январь 2015 - 13:39

Просмотр сообщенияKonst (31 Январь 2015 - 11:05) писал:

Ну и ладно. Пусть: " от Отца, чрез Сына.." Разве так не хотят? Точно по Библии...
Разве это библейская формула?

#57 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 24 664 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 31 Январь 2015 - 14:02

Библейская.
“Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 15:26).
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#58 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 11 738 сообщений
  • ГородCracovia
  • Вероисповед.:ПЦ (другая)

Отправлено 31 Январь 2015 - 14:04

Тогда и Filioque библейская.

#59 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 24 664 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 31 Январь 2015 - 14:25

Так мы о чем вам все время твердим. :)
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#60 о.Тимофей

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 245 сообщений
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 22 Сентябрь 2015 - 10:58

Просмотр сообщенияOleg-Michael (16 Август 2013 - 14:31) писал:

Между кем и кем? Богослов, который ссылается на "святого Фотия" - не "один из нас".


А вот МИсп. в Диспуте с Пирром допускал возможность "местного прославления"

"почивших" учителей раскольников и даже еретиков, если последние обращаются к

Церкви. В их кругах он сичтал допустимым почитание и этих "отцов"...

Потом мне кажется, что Вы даже с точки зрения экклесиологической не вправе делать

такие заявления: если некто по факту является членом Церкви, участвует в

священнодействии ее Литургии и находится в евхаристическом общении с понтификом

просто не может быть "не одним из вас" до своего официального сакраментального (!)

осуждения властью Церви. Подчеркиваю, что осуждение не формальное или

теоретическое, а сакраментальное - отлучение от Церкви. Вы же понимаете это!





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных