Перейти к содержанию

Три образа молитвы. Молитва и воображение


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Наверное, традиционным можно назвать обвинение католиков со стороны русских православных в злоупотреблении воображением в молитвенной практике. В этой связи часто ссылаются (насколько я помню, вслед за Игнатием Брянчаниновым) на учение св. Симеона Нового Богослова о трех образах молитвы, из которых первый, предполагающий использование воображения, признается не только неправильным, но и ведущим к прелести и даже помешательству. Это учение изложено в трактате "Метод священной молитвы и внимания". Однако попались мне тут размышления о нем монахини Кассии в ее ЖЖ. Оказывается, и с авторством все не однозначно, и, так сказать, вопрос интеллектуального осмысления трактата не теряет актуальности. Итак, привожу мысли автора автора ЖЖ:

 

Нил Сорский, потом Игнатий Брянчанинов, а теперь и нынешние отцы, кто поумнее, говорят, что духоносные наставники иссякли и надо учиться по книгам. Но в последнее время я все больше уверяюсь в том, что по книгам ничему научиться невозможно, если нет живой традиции и живых учителей. И вот очередное подтверждение. Решила я тут перечесть "Путь к священному безмолвию" - книжицу, где разные важные трактаты о молитве собраны. Прочла "Метод священной молитвы и внимания" (автор - то ли Симеон Новый Богослов, то ли кто-то из предпаламитов). И чё? А ничё.

 

Начинается он с того, что молитва и внимания разделяются на три состояния, которые автор собирается изложить, т.к.

следует разъяснить и свойства каждой из этих [частей], чтобы хотящий достичь жизни и желающий совершить <их>, из этих различенных состояний твердо избрал лучшее, дабы, держа по неведению худшее, не упустить лучшего.

 

Первый способ - описывается молитва с воображением:

 

]
Когда кто-либо стоит на молитве и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, — он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом. Значит,
если таковой человек станет безмолвствовать неисходно, то невозможно ему не сойти [с ума]. Если же он случайно и не впадет в эту страсть, то стяжать добродетели или достичь бесстрастия ему невозможно.
Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же [рода]. Одни и вовсе стали одержимы бесами, бродя в помешательстве с места на место и из области в область.

 

И далее еще описываются всякие ужасы, могущие проистекать от данного способа молитвы.

Затем автор переходит ко второму способу. Это, как я понимаю, попытка бороться с помыслами и страстями путем их тупого вытеснения или подавления:

 

Когда ум отправляется [в путь], собираясь от чувств и охраняемый внешним чувством, собираясь со всеми помыслами и тщетно [стараясь] забыть их, иногда испытывая помыслы, иногда же внимая мольбам к Богу, произносимым устами, иной раз привлекая к себе плененные помыслы, в другой же и сам, объятый страстью, снова начинает принудительно возвращаться в себя, — то невозможно так воюющему когда-либо умиротвориться или увенчаться победным венком. На самом деле таковой похож на человека, сражающегося в ночи, который хотя и слышит голоса врагов и получает раны, но ясно <ему> увидеть, кто они, откуда пришли, как и ради чего ранят, нельзя, потому что виновник такого урона — мрак ума.
Так воюющий не избежит сокрушения от мысленных иноплеменников и, подъемля труд, все же лишается мзды.
При этом, окрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого [тщеславия] и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам.
Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать о вреде ее
.

 

Усвоили? Запоминайте! Потому что несколько далее вас ждет на этот счет нечто интересное ))

Пока же автор переходит к третьему, правильному и лучшему способу молитвы, который приносит великие плоды. Однако он тут же спешит оговориться, что такая молитва -

 

вещь странная и неудобосказуемая, а для неведающих не только неудоборазумеемая, но и почти что невероятная; дело, не во многих обретаемое. Кажется мне, что и такое благо исчезло вместе с послушанием

 

Затем автор излагает условия, которые надо соблюсти, чтобы молитва эта шла хорошо. Вкратце они сводятся к тому, чтобы соблюдать заповеди, не привязываться ни к чему мирскому и иметь чистую совесть перед Богом и людьми. И далее, наконец, следует собственно знаменитое описание православной психотехники:

 

Затем, сев в безмолвной келье и наедине в <каком-либо> одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе.

Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь — о чудо! — непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов.

Прочему ты научишься, с <помощью> Божией, в хранении ума, держа Иисуса в сердце.

 

Это, собственно, все, что сказано в данном трактате непосредственно о третьем способе молитвы. Вы что-нибудь поняли? Я - нет. Ну, что значит "
затворить дверь ума
" и сосредоточить его на молитве, это я еще могу понять. Но все что дальше...

 

Во-первых, ничего не говорится о самой формуле молитвы. Ну, она, положим, нам известна, хотя теоретически может быть более или менее длинной.

Но вот что значит - "
устремить чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп
"? Значит ли это, что надо молиться с открытыми глазами, а ум каким-то образом воображать спускающимся в живот? И как это вообще?

 

Что значит - "
удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто
"? Часто это как? как при активном движении или как-то иначе? И что значит - удержать дыхание? Дышать в обычном спокойном ритме? Или медленно и глубоко? Или медленно и неглубоко?

 

Далее. Что значит - "
исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы
"? С какой радости вообще "
место сердца
" надо искать в области пупа?? Автор что, не знал, где сердце находится? Или у него "
место сердца
" находится не в сердце? (И как это ваще?) Я еще могу допустить, что душевные силы пребывают в сердце, но при чем тут пуп и живот вообще?

 

Автор ничего не поясняет, но сразу заявляет, что "
подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь — о чудо! — непрестанную радость
". Т.е. он имеет в виду - день и ночь надо исследовать свой живот на предмет "
места сердца
"? По-видимому, да.

 

И вот, найдя это загадочное место, ум "
сразу узревает, чего никогда не знал
". Заманчиво! Но что же он видит? Фаворский свет? А вот фиг. "
Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения
". Вот это как вообще? И зачем мне вообще заниматься всем этим, чтобы воздух посреди сердца увидать? да еще и себя самого? Я как-то всегда думала, что молитва это способ стяжать и узреть Бога, ан вот, меня просвещают, что ничего подобного. Я в недоумении.

 

И после всего этого внезапно оказывается, что ты при этом "
держишь Иисуса в сердце
"! Ну я понимаю, это имеется в виду имя Иисусово-энергию через молитву (имяславцы, привет вам!). Но почему, в результате держания в сердце Иисуса, ты видишь в оном сердце не Его, а воздух и себя самого, это выше моего разумения.

 

Это еще не все. Далее автор на вопрос: "
Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
" - отвечает:

 

Поскольку он проходит их не по чину. Ведь лествицей установил их Иоанн Лествичник, говоря так: “Одни умаляют страсти; другие поют псалмы и предаются псалмопению большую часть [времени]; некие[терпеливо] пребывают в молитве; иные проводят [жизнь], устремляясь в глубину созерцания. Пусть, — говорит он, — задача исследуется по образу лествицы”. Следовательно, желающие шествовать по лестнице шагают не сверху вниз, а снизу вверх, взбираясь сначала на первую ступеньку, затем на следующую и по порядку на все [остальные].

... Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.

Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, — привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно “петь Господу в земле чужой” (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.

Третья же ступень духовного возрастания — юноши в мужа — прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж — от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.

За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания — ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.

Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены /установлены/ Духом <Святым>, то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого <старца> иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.

 

Вроде понятно... да не всё.

Например, каким образом можно начинающему "
умалить страсти
", не только не молясь умной молитвой (которая оказывается аж на третьей ступени), но даже и не занимаясь псалмопением (2-я ступень - имеется в виду устная молитва и богослужение)? Бия поклоны, что ли? Или работая до посинения? Или постясь до обмороков?

А главное - при чем тут эти четыре ступени и первые два способа молитвы, коль скоро сам же автор их выше охаял?? И тут автор нам объясняет это:
[

 

Началом же продвижения к свету для желающего духовно возродитьсяявляется умаление страстей, или хранение сердца, ибо иначе невозможно страстям умалиться.

На втором месте — усиление псалмопения, ибо, когда страсти улегаются и умаляются благодаря сердечному противлению страстям, желание примирения с Богом воспламеняет ум. С этого времени окрепший ум, преследуя, изгоняет с помощью внимания помыслы, овевающие поверхность сердца. И вновь он, как обычно, прилепляется ко второму вниманию и молитве. Тогда взвихряются духи — а духам страстей привычно возмущать сердечную глубь, — но призыванием Господа Иисуса Христа они распадаются и исчезают, словно воск. Будучи изгнанными оттуда, они возмущают через чувства поверхность ума; посему если даже и чувствуется вскоре затишье, все же совершенно избежать их и не воевать невозможно. Свойственно же сие одному пришедшему в <меру> “мужа совершенного” (Еф. 4, 13), пребывающему всегда в уединении и непрерывном сердечном внимании.

 

Тут у меня, признаться, случился когнитивный диссонанс. Т.е. сначала автор охаял первые два способа молитвы и призывал, ознакомившись со всеми тремя, избрать лучший, - а теперь он говорит, что, не пройдя первых двух, невозможно придти к третьему!! Значит, я так понимаю, если ты умудришься не "
сойти с ума
" и не сделаться "
одержимым бесами
", занимаясь первым способом молитвы, и потом потратишь кучу времени на второй способ молитвы, при этом "
лишившись мзды
", т.е. нифига не достигнув, ты можешь добраться когда-нибудь до третьего способа.

 

Удивительно ли после этого сетование автора, что третья молитва "
не во многих обретаема
"? Видно, остальные или с ума сошли, или подохли по дороге.

 

Вот и учись духовной жизни по книгам. После такого чтива действительно уже приходят мысли пойти поучиться медитации и хранению ума у каких-нибудь буддистов или индуистов - они, по крайней мере, судя хотя бы по их системе чакр, отлично знали, что сердце находится не в пупе :-/

 

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Так все-таки существует в западной аскетике устойчивая традиция сознательного использования воображения при молитве?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так все-таки существует в западной аскетике устойчивая традиция сознательного использования воображения при молитве?

Думаю,что да,почитайте о духовных упражнениях Игнатия Лойолы,думаю это самое близкое представление о католической молитве,да и чтение с размышлениями Розария так же свидетельствуют об этом,размышлять не представляя невозможно. Изменено пользователем alexoise
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

размышлять не представляя невозможно.

Так размышление - это одно, а молитва - другое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

размышлять не представляя невозможно.

Так размышление - это одно, а молитва - другое.

Не вижу никакой проблемы сочетать одно с другим.)))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так все-таки существует в западной аскетике устойчивая традиция сознательного использования воображения при молитве?

не приведу точных ссылок, но у меня сложилась впечатление что, да, есть такая устойчивая традция, хотя и не пользующаяся ныне особой популярностью.

Правда советов воображать небесные красоты и ангельские чинопочитания я не встречала, а вот советы мысленным взором сосредотачиваться на образах Крестных Страданий, это имеется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тем что визуальное воображение чего-то внеземного вряд ли может дать хорошие молитвенные плоды я вообще-то согласна. Воображение не в состоянии превзойти реальность, каким бы красочным оно не казалось, оно, имхо, только уводит о реальности, т е обманывает.

Со Стастями вопрос по сложнее. Тут все-таки речь идет о том что имело место быть в исторической реальности, т е о чем-то вполне человекомерном в смысле видеть-слышать-осязать. И призвано это, имхо, по-моему не только или не столько к тому чтобы простимулировать эмоции сострадания, но к тому чтобы осознать это именно как реальность.

Но то что подобные упражнения всегда и для всех полезны, я тоже не буду спешить соглашаться.

 

В целом же, я хоть и совершенно согласна с Маришкин о том что эмоции ни что иное как просто телесная реакция, не имеющая духовной ценности сама по себе, но вообще-то аскетика призвана подчинять тело духу, что собственно по идее включает в себя и эмоциональное подчинение. Эмоции нужно уметь как подавлять так и вызывать. И воспарение "чистым духом" без подключения всего тела, включая эмоции, это,имхо, несколько сомнительная установка. Главное чтобы хвост не крутил собакой.

Изменено пользователем Ana
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С тем что визуальное воображение чего-то внеземного вряд ли может дать хорошие молитвенные плоды я вообще-то согласна. Воображение не в состоянии превзойти реальность, каким бы красочным оно не казалось, оно, имхо, только уводит о реальности, т е обманывает.

Но опять же, если это происходит при медитации, а не во время молитвы, то ничего предосудительного в этом нет. Собственно, размышление без воображения едва ли возможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может духовные упражнения Игнатия Лойолы помогут ответить на многие поднимаемые здесь вопросы;

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/Iesuiten/Loiola/Duch_upraznenija/text1.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может духовные упражнения Игнатия Лойолы помогут ответить на многие поднимаемые здесь вопросы;

И что именно говорит св. Игнатий о воображении при молитве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь уместно будет процитировать и св. Каллиста Катафигиота:

 

Тремя способами восходит ум к созерцанию Бога: самодвижно, инодвижно и средним между этими [способами]. Самодвижный способ совершается только природою ума по собственному желанию при помощи воображения; пределом его бывает созерцание вещей божественных. Об этом некоторым образом мечтали и сыны эллинов. Второй способ — сверхъестественный, происходящий от хотения и просвещения только одного Бога; поэтому [ум] в таком случае находится всецело под божественным влиянием и восхищается до божественных откровений, и вкушает неизреченные тайны Божий, и видит исходы будущего. Средний же — между этими — способ отчасти соприкасается с обоими. Именно там, где действие совершается по собственному желанию и воображению, он является согласным с самодвижным; с инодвижным же он имеет общее постольку, поскольку [ум] соединяется с самим собою при божественном освещении и неизреченно видит Бога за пределами своего собственного духовного единения. Ибо тогда ум становится вне всех этих божественных вещей, видимых и сказываемых, не видя ни благоначалия или обожения, ни мудрости или силотворной державы или промысла или чего бы то ни было из божественных [явлений], всего более наполняясь духовным светом, а также и радостию, производимою божественным огнем, растворяемым любовию.

 

https://hesychia.in.ua/kallist_k.htm#A6

 

Хотя напрямую о молитве здесь не говорится, сказано о созерцании, однако я полагаю, что это взаимосвязанные вещи. Хотя с другой стороны, возможно, созерцание уместнее соотнести с размышлением, а не молитвой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может духовные упражнения Игнатия Лойолы помогут ответить на многие поднимаемые здесь вопросы;

И что именно говорит св. Игнатий о воображении при молитве?

Его представления о молитве основаны на воображении стаданий Христовых,примерно как в чтении Розария, сосредоточение на читаемых Тайнах. Изменено пользователем alexoise
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Его представления о молитве основаны на воображении стаданий Христовых,примерно как в чтении Розария, сосредоточение на читаемых Тайнах.

Можно цитату, дабы составить более определенное представление?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно цитату, дабы составить более определенное представление?

Я выше привел ссылку на духовные упражнения Игнатия Лойолы,ознакомтесь,думаю сами сможете во всем разобраться.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Духовные упражнения Игнатия Лойолы в полном варианте проходятся один раз в жизни под контролем специалистов. Это не постоянная практика даже для самих иезуитов, насколько я понимаю. Так что, распространять этот опыт на обычную молитву не стоит.

 

Маричка как-то разъясняла это дело православным на таком примере: чтобы сдвинуть приржавевшую гайку, в ключ вставляют монтировку, многократно увеличивая усилие. Но постоянно с таким усилием крутить ее не следует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Духовные упражнения Игнатия Лойолы в полном варианте проходятся один раз в жизни под контролем специалистов.

Именно это, кстати, меня и останавливает от знакомства с его опусом. Если нет возможности применить прочитанное на практике, то в чем польза от чтения? Разве что для общего развития.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В целом же, я хоть и совершенно согласна с Маришкин о том что эмоции ни что иное как просто телесная реакция, не имеющая духовной ценности сама по себе,

 

Мы и обсуждаем эмоцию не "саму по себе", а в комплексе со всем остальным.

 

Потом, мне не нравится, когда эмоции считают за ничто. Ой, да это же просто непроизвольная реакция организма и т.д. Очень характеризуют человека эти непроизвольные реакции. Один радуется, когда сослуживец подскользнулся и шлепнулся в лужу, а другой - когда сослуживцу премию дали. Когда при человеке хвалят этого же сослуживца, один радуется, а другой злится. Разве это ничего не значит? Ой, да это же просто непроизвольная реакция... Вот именно что очень характеризуют нас эти непроизвольные реакции.

 

Когда человек молится, какие у него эмоции, на что в ответ и как они человека характеризуют? И как характеризует их отсутствие при молитве.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению у меня чаще всего никаких эмоций от молитвы. Ни произвольных ни непроизвольных.

Я или отбываю повинность, или просто соблюдаю правила вежливости. Ну вроде как встал из-за стола, спасибо сказать нужно, хотя именно чувства благодарности актуально не переживаешь. (хотя как раз перед едой так и нет привычки молиться)

Конечно за исключением тех случаев когда именно эмоции инициируют молитву, то есть хватаешься за молитву от страха или острого страстного желания чего-то получить или чего-то избежать.

И честно говоря, я считаю неправильным ни то ни другое.

 

Дважды пыталась сама без руководства попытаться пройти курс духовных упражнений Лойолы. Увы, дальше первого задания так и не продвинулась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну как там можно самому продвинуться. Предполагаеься на несколько дней молчание и полная изоляция. И даже несмотря на полную изоляцию, принято в другой город на реколлекции ездить. Наверное, чтобы еще и вид из окна не был привычным, чтобы аолностью изъять человека из всего привычного. Как Вы сама пытались это делать?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну ... предполагала выделять время часов до 3-4 в сутки посвященное упражнениям. Больше никак.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не, нереально :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну ... предполагала выделять время часов до 3-4 в сутки посвященное упражнениям.

И как? Какой-нибудь результат был?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...