Перейти к содержанию

Путь в черно-белых тонах


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Педро Берругете

 

Когда мы заводим разговор об Испании конца XV века, воображение многих рисует мрачные картины «тёмных времён», в которые всем прекрасным проявлениям человеческой натуры, в том числе, разумеется, культуре и искусству всячески препятствовала Католическая Церковь и всемогущая Испанская Инквизиция. Таковы сложившиеся стереотипы, которые часто представляются чем-то вроде «исторической аксиомы». Но так ли это было на самом деле? Попробуем найти ответ на этот вопрос на примере творчества известного испанского художника Педро Берругете, жившего как раз в те времена.

 

 

1-.jpeg

 

Педро Берругете (Pedro Berruguete) родился в небольшом кастильском городке Паредес де Нава в 1450 году. Предполагается, что он учился живописи в Саламанке у Фернандо Гальего. О раннем периоде творчества Берругете известно совсем немного, так как большинство из созданных им в то время произведений не сохранилось. Известно, что он работал над росписью алтарей в церкви Святого Иоанна в Паредес де Нава и исполнил несколько других заказов в окрестностях родного городка. Уже в то время проявился его талант живописца.

 

Новый этап в творчестве Педро Берругете открыла поездка в Италию, куда он отправился, чтобы совершенствовать своё мастерство. В то время Италия была центром культурной жизни Европы, где великие живописцы Ренессанса создавали свои студии, в которых ученики могли постигать открытую ими науку гармонии и красоты. Поэтому многие талантливые художники со всей Европы стремились в Италию, привлекавшую их гуманистическими идеями и новыми веяниями в искустве.

 

По мнению некоторых искусствоведов, вначале Берругете устроился подмастерьем у великого Микеланджело, а с 1475 года начал работать в Урбино – втором после Флоренции центре ренессансной культуры – при дворе герцога Федерико де Монтефельтро. Это подтверждается документом из нотариальных архивов Урбино, упоминающем о присутствии в 1477 году художника Пьетро Спаньоло (то есть Испанца). В те времена итальянские аристократы и богатые горожане нередко становились покровителями художников. При их роскошных дворцах создавались своего рода художественные салоны, где мастера искусств могли встречаться и демонстрировать свои таланты.

 

Таким был и герцог Федерико, которого описывали как «выдающегося полководца Возрождения, одного из самых трезвых и расчетливых политиков Италии, бескорыстного почитателя науки и искусства». Обладая одной из лучших библиотек Европы и обширной коллекцией произведений античного искусства, Федерико де Монтефельтро глубоко проникся идеями Ренессанса и окружал себя людьми новой, гуманистической культуры. Его дворец стал местом, где творили величайшие итальянские художники: Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли, Альберти, Браманте. В такой атмосфере формировались творческая личность Педро Берругете.

 

В сотрудничестве с нидерландским живописцем Юстусом ван Гентом Берругете создал для библиотеки герцогского дворца несколько картин и серию портретов великих мужей древности, мыслителей Греции и Рима и деятелей Церкви. Он участвовал в написании портрета герцога Федерико да Монтефельтро с сыном Гвидобальдо, а также четырех «Аллегорий свободных искусств», созданных для дворцовой библиотеки герцога.

 

2-.jpeg

 

Вероятно также, что Берругете посетил Тоскану и Венецию, где им была написана картина «Христос и два ангела».

Отъезд Педро Берругете из Италии и возвращение в Испанию совпали со смертью герцога Федерико в 1482 году.

 

В то время Испания, объединённая под властью Католических монархов Изабеллы и Фердинанда, переживала период политического и экономического подъёма, став одним из наиболее могущественных государств Европы. Открытие Америки в 1492 году и завоевание новых земель ещё более укрепило влияние испанской короны. Всё это благотворно отразилось на культуре и искусстве, в которых проявилось национальное самосознание и, одновременно, стремление к роскоши и изысканной красоте. Строились и богато украшались храмы и дворцы. Появился даже особый архитектурный стиль – «исабелино», названный в честь королевы Изабеллы. Работа художников была востребована как никогда ранее.

 

3-.jpeg

 

Вернувшись в Кастилию, Берругете получил звание придворного живописца короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Он поселился в своём родном городке Паредес де Нава, где вскоре обзавелся семьёй, женившись на Эльвире Гонсалес Серрано. В этом счастливом браке родилось шестеро детей: Алонсо (ставший впоследствии известным скульптором), Педро, Кристина, Изабелла, Екатерина и Эльвира.

 

В Испании окончательно сформировался оригинальный художественный стиль Педро Берругете, в котором популярное в кастильском искусстве тех времён нидерландское влияние готический живописи обогатилось реалистичными приёмами, типичными для итальянского Возрождения: вниманием к перспективе, новым композиционным построением изображаемых сцен, объёмным написанием фигур, контрастным освещением. В то же время сохранилась свойственная готической живописи необычайная утончённость и декоративность, выражавшаяся прежде всего в использовании золотого фона и в обилии позолоченных деталей, которые, мерцая при свете множества свечей, содавали впечатление нарядности и торжественности алтарных образов.

 

Педро Берругете много и плодотворно работал над алтарями в храмах Паредес де Нава и других городов. В 1483 году он написал «Благовещение» для картезианского монастыря Мирафлорес около Бургоса,

 

4-.jpeg

 

две сцены из жизни Святого Иоанна Крестителя для церкви Санта-Мария дель Кампо и панно «Месса Святого Григория» для собора в Толедо, где им же были написаны фрески, к сожалению, не сохранившиеся. Портреты ветхозаветных царей, созданные для алтаря церкви Святой Евлалии в Паредес де Нава, настолько индивидуальны и выразительны, что смотря на них кажется, словно видишь не картину, а живого человека.

 

5-.jpeg

 

В то же время сцены, изображающие Богоматерь с Младенцем, наполнены одухотворённой нежностью и светлой радостью материнства.

Однако наиболее известные произведения Педро Берругете созданы по заказу Великого Инквизитора, доминиканца Томаса Торквемады, который не только не препятствовал деятельности художника-новатора, но и оказывал ему покровительство. Томас Торквемада поручил Берругете работу над алтарями в храме монастыря Святого Фомы, постороенного в Авиле при непосредственном участии Великого Инквизитора.

 

6-.jpeg

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главный алтарь посвящён Святому Фоме Аквинскому, именем которого назван монастырь. Алтарь имеет высоту 21 метр и состоит из 19 образов, из которых наиболее интересны четыре панели, изображающие моменты жизни Святого Фомы. Рассмотрим их более внимательно.

 

7-.jpeg

 

Левая верхняя панель изображает облачение Фомы Аквинского в доминиканский хабит. Юный Фома в благоговении преклонил колени, тогда как один из братьев одевает на него хабит Ордена Проповедников. Вся сцена проникнута ощущением значимости этого момента – как для самого Фомы, так и для всего Ордена.

 

8-.jpeg

 

На правой верхней панели можно видеть как Ангелы препоясывают Святого Фому. Когда Фома вступил в Орден Доминиканцев вопреки воле родителей, его братья решили попытаться лишить его целомудрия, приведя к нему распутную женщину. Но Святой выхватил из очага горящую головню и прогнал женщину из своей комнаты. После произошедшего Фома опустился на колени в молитве, и ему явилось видение: Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое ему даровал Бог.

 

9-.jpeg

 

На нижней левой панели Святой Фома изображён погружённым в молитву перед Распятием.

 

 

10-.jpeg

 

Правая нижняя панель иллюстрирует легенду о явлении Святому Фоме Аквинскому Святых Апостолов Петра и Павла. Однажды Фома никак не мог истолковать отрывок из книги Пророка Исайи. В течение нескольких дней он молился и постился, прося Бога о том, чтобы Он пролил свет на слова пророка. И тогда Господь послал к Фоме Святых Петра и Павла для истолкования сложного текста.

 

11-.jpeg

 

В пределле алтаря Святого Фомы изображены слева направо Святые: Стефан,

Августин, Иоанн Богослов, Матфей, Иероним, Себастьян.

 

Боковые алтари храма монастыря Святого Фомы были посвящены Святому Доминику и Святому Петру Мученику. В настоящее время эти алтарные образы находятся в музее Прадо в Мадриде. Остановимся на некоторых из них.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На центральной панели алтаря Святого Доминика изображён Доминик, попирающий крестом дракона, символизирующего ереси и заблуждения. В левой руке он держит книгу и лилию – символ чистоты.

 

12-.jpeg

 

Примечательна панель, изображающая явление Девы Марии общине доминиканцев во время пения антифона Salve Regina. Здесь в полной мере проявилось мастерство Берругете в передаче перспективы и декора храма, а также в прорисовке лиц братьев, каждый из которых наделён характерными индивидуальными чертами.

 

13-.jpeg

 

Однако наибольшую известность получило изображение Святого Доминика в виде инквизитора, председательствующего на аутодафе. В действительности же Доминик просто не мог быть инквизитором, так как он отошёл в мир иной намного раньше, чем инквизиция была официально учреждена. Тем не менее, картина весьма интересна, потому что даёт представление о том, как проходила церемония аутодафе (Auto de Fe – акт веры). В верхней части изображен Доминик, который восседает вместе с другими членами инквизиционного трибунала. Чуть ниже, около небольшой лестницы, можно видеть доминиканца, старающегося вразумить еретика, продолжая тем самым бороться за спасение его души. Нижняя часть изображения наиболее драматична: справа на помосте пламя костров уже объяло нераскаявшихся еретиков, тогда как ещё двоих, облачённых в санбенито, монах пытается призвать к покаянию. За всем происходящим наблюдают стражники и толпа зевак.

 

14-.jpeg

 

Другие панели алтаря Святого Доминика посвящены чудесам, сотворённым по молитвам Святого: воскрешению юного Наполеоне Орсини и так называемому «Испытанию огнём» во время диспута в Фанжо, во время которого книги еретиков-альбигойцев сгорели дотла, тогда, как книга Святого Доминика чудесным образом поднялась над огнём.

 

Образы алтаря Святого Петра Мученика рассказывают о жизни Святого Петра Веронского – доминиканского проповедника и чудотворца, инквизитора, погибшего от рук нанятых еретиками убийц в 1252 году. Почитание Петра Мученика распространилось по всей Италии и за её пределами сразу после его мученической кончины, и уже через год он был причислен к лику Святых. Инквизиторы считали его своим покровителем и примером служения Богу и людям, поэтому нет ничего удивительного в том, что Томас Торквемада решил посвятить один из боковых алтарей именно этому Святому.

 

Центральная панель алтаря Святого Петра Мученика напоминает аналогичную панель алтаря Святого Доминика. Атрибутами Святого Петра Веронского являются: кинжалы (один вонзён в голову, а другой торчит из груди), пальмовая ветвь с тремя коронами (мученичества, проповеди и целомудрия), и книга, раскрытая на словах Символа Веры (Credo), который раненый Пётр писал кровью на земле.

 

15-.jpeg

 

Одна из панелей посвящена молитве Святого Петра Мученика, она во многом повторяет композицию образа с молящимся Святым Фомой Аквнским. Будучи ложно обвинённым, Пётр молился Богу, вопрошая Его о том, за что с ним поступили так несправедливо. Иисус ответил ему с распятия: «А как же Я, Пётр? Что Я сделал неправильно?» Слова Петра и Иисуса можно прочитать в надписях на золотом фоне картины.

 

16-.jpeg

 

На трёх остальных панелях изображены сцены проповеди Святого Петра еретикам, его мученичества и поклонения перед его мощами, где произошло немало чудес.

 

Последней работой Педро Берругете было создание образов для главного алтаря собора в Авиле.

 

17-.jpeg

 

К сожалению, он не успел завершить начатый труд – уже после кончины Берругете в 1504 году работу над этим алтарём продолжил Хуан де Боргонья.

XV век был поистине «золотым веком» готической живописи. При этом стоит отметить, что именно в Испании конца XV века этот удивительный по красоте стиль, обогатившись идеями Ренессанса и обретя национальные черты, достиг своего наивысшего выражения – во многом благодаря творчеству Берругете и его последователей.

 

Как мы видим, Католическая Церковь не только не создавала препятствия для развития искусства, но и способствовала такому развитию. Более того, именно те страны, где влияние Церкви было особенно велико, становились культурными центрами средневековой Европы, как это произошло с Италией, Францией и Испанией.

 

Так можно ли по-прежнему считать «тёмными» времена, оставившие после себя непревзойдённые по красоте прозведения искусства, которыми мы не перестаём восхищаться и сегодня?

 

Юлия Карлова OPs

 

https://dominicanes-u..._2149.html#more

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 лет спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...